В
условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты
вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств,
проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений
должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и
использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается
независимым аудитором.
Собственники,
и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также
кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все
многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и
правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным
записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое
подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения
ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области
экономики и налогообложения.
Аудиторские
проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям
для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Потребность
в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1)
возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях
конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками,
инвесторами, кредиторами);
2)
зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны)
от качества информации;
3)
необходимость специальных знаний для проверки информации;
4)
частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.
Все
эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах
независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и
разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги
посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.
Наличие
достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка
капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных
экономических решений.
ООО "Стандарт"
зарегистрировано городской налоговой Инспекцией г.Барнаула 01.07.2000г. ООО
"Стандарт" является юридическим лицом и действует на основании Устава
и законодательства России.
Местонахождение: 656000, г.Барнаул, пр.
Социалистический 24 .
ООО «Стандарт» является дилером
крупнейших российских заводов - изготовителей сельскохозяйственной техники и
оборудования. Поэтому всегда может предложить покупателю наиболее выгодные
условия по ценам и условиям поставки необходимой номенклатуры запасных частей,
полнокомплектной техники и технологического оборудования. На базе ООО
«Стандарт» круглогодично находится на ответственном хранении практически весь
спектр предлагаемой ими техники:
- зерно- и кормоуборочные комбайны
производства "Ростсельмаш", КЗК, "Гомсельмаш"
("Дон-1500", "Нива", "Вектор",
"Енисеи", "Русланы", КЗР, КСК);
На всю эту технику и оборудование
предлагаются самые низкие в Алтайском крае цены.
ООО «Стандарт» было запланировано
открытие филиалов в первую очередь там, где существует наиболее острая
потребность в запчастях, где недостаточно широкий ассортимент и нет ни филиалов
или представителей, ни конкурентов. В 2006 году наметили Бийск, Алейск,
Шипуново, Поспелиху, Рубцовск, Романово, Кулунду, Родино. Это достаточно
сложная инвестиционная программа, рассчитанная на 3-3,5 года.
То есть через данный промежуток времени
дополнительно откроется 33 торговые точки. Это достаточно сложный шаг, но
оправданный. Соинвестором проекта является "Сибмашхолдинг".
ООО "Стандарт" имеет
самостоятельный баланс, расчетный и другие счета, фирменное наименование, круглую
печать. ООО "Стандарт" приобретает права юридического лица с момента
государственной регистрации. ООО "Стандарт" для достижения своих
целей вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные права
и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ООО "Стандарт"
отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
ООО "Стандарт" действует в
условиях полной самостоятельности и самоуправления, хозрасчета и
самофинансирования. Экономическую основу предприятия составляет собственность
на средства производства. Численность работающих на предприятии-150 человек.
Цехами основного производства являются
те цеха, где осуществляется процесс производства продукции.
Вспомогательные подразделения
обеспечивают бесперебойную работу основного производства, осуществляют технологическое
оснащение, ремонт оборудования:
-ремонтно-механический цех;
-электроремонтный цех;
-транспортный цех;
-упаковка готовой продукции;
-склад материалов;
-охрана;
Обслуживающие подразделения:
-столовая;
-медпункт.
Управление предприятия осуществляется
подразделением заводоуправления. Годовой оборот компании составляет около 798
млн. руб.
Расчет заработка. Наиболее
простым способом заработная плата рассчитывается при повременной оплате труда.
Расчет производится на основе табелей, в которых, как известно, отмечается
число отработанных дней и часов.
Заработная плата при прямой сдельной
оплате труда рассчитывается на основании первичных документов о выработке:
сменных рапортов, ведомостей приемки продукции, нарядов и др.
Расчет премии. Премирование
осуществляется за количественные и качественные показатели по результатам
работы за месяц, на основе действующих на предприятии премиальных положений,
разработанных плановым отделом и отделом учета заработной платы в соответствии
с типовыми премиальными положениями.
Оплата отпусков. Все работники
пользуются отпусками, которые предоставляются, как правило, с выплатой за
нерабочее время по среднему заработку.
Оплата за время отпуска исчисляется по
всем видам заработка, среднего за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу
ухода в отпуск.
Оплата за время
выполнения государственных и общественных обязанностей. На время
выполнения государственных и общественных обязанностей, когда они по
действующему законодательству осуществляются в рабочее время, рабочим и
служащим гарантируется сохранение среднего заработка.
Для работников, получающих твердую
повременную оплату, не изменяющуюся по месяцам, средний заработок определяется
исходя из установленного оклада, числа рабочих дней в данном месяце и
количества рабочих дней, в течение которых они исполняли эти обязанности.
Расчет пособий по
временной нетрудоспособности. На ряду с начислением причитающейся
работникам заработной платы предприятия ежемесячно производят отчисления на
социальное страхование в установленном законом проценте к ФОТ.
Пособия по временной нетрудоспособности
выплачиваются на основании больничных листков. Размеры пособия зависят от стажа
работы (до 5лет-60%,5-8лет-80%,свыше 8лет-100% среднедневного заработка).
Расчетным периодом, за который
исчисляется средний заработок для расчета страховых выплат и первых 2 дней
временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, является период
работы по последнему основному месту работы за последние 6 календарных месяцев
перед наступлением нетрудоспособности. Сумму пособия по временной
нетрудоспособности начисляют исходя из среднедневного заработка, назначенного
размера пособия и количества рабочих дней нетрудоспособности.
Оплата за работу в
сверхурочное время, выходные и праздничные дни, ночные часы и др. Оплата труда
при различных отступлениях от нормальной продолжительности рабочего дня, а
также за работу в ночное время, выходные и праздничные дни производится
согласно КЗОТа.
Работа в сверхурочное время, выходные и
праздничные дни оплачивается на основании оформленных в установленном порядке
списков лиц, работавших сверхурочно, в выходные или праздничные дни, куда
включают как рабочих - сдельщиков, так и рабочих-повременщиков.
Оплата труда рабочих в ночное время (с
10часов вечера до 6 часов утра)производится в повышенном размере.
За время простоя не по вине работника
заработная плата начисляется в размере определенного % тарифной ставки.
Оплата за время целосменных и
внутрисменных простоев производится на основании табеля о рабочем времени, в
котором указываются часы целосменных и внутрисменных простоев.
Полный брак по вине работника оплате не
подлежит и высчитывается из заработной платы в размере не более 2/3 среднего
месячного заработка.
Расчетно-платежная ведомость и расчетные
листки. Для определения общей суммы заработной платы, подлежащей выплате за
месяц, необходимо сгруппировать первичные документы, суммировать заработок за
выработанную продукцию и произвести удержания.
Документ, обобщающий данные о
причитающейся и подлежащей выплате заработной плате, называется
расчетно-платежная ведомость.
Заработная плата показывается в этой
ведомости расчленено по цехам и отделам предприятия, категориям работников, видам
выплат, т.е.в том объеме, который необходим для составления отчетности и
контроля за использованием ФОТ.
Таким образом, расчетно-платежные
ведомости выполняют двойную функцию: во-первых, по ним делаются расчеты с
работниками, во-вторых, они являются формой аналитического учета к счету
«Расчеты по оплате труда».
На многих предприятиях наряду с
расчетно-платежными ведомостями составляются расчетные листки. Они содержат те
же данные, что и расчетно-платежные ведомости, но ведутся отдельно для каждого
работника и выдаются ему на руки.
Начисление,
распределение и выплата заработной платы.
Как элемент издержек производства
заработная плата должна быть отнесена на соответствующие счета затрат в
зависимости от характера и назначения использованного на предприятии труда.
Так, заработная плата производственных рабочих основных цехов перечисляется с
кредита счета «Расчеты по оплате труда» на дебет счета «Основное
производство»;рабочих ремонтно-механического цеха, автотранспорта - на дебет
счета «Вспомогательное производство»;рабочих, обслуживающих технику -на счет
«Общепроизводственные расходы» ;ИТР, служащих и обслуживающий персонал цехов - на
дебет счета «Административные расходы»;рабочих занятых на погрузке готовой
продукции - на дебет счета «Расходы на сбыт»; рабочих, занятых освоением новых
видов производства, а также на горно-подготовительных работах - на дебет счета
«Расходы будущих периодов»; работников жилищного хозяйства, торговых
организаций - на дебет счета «Обслуживающие производства» и др.
Распределение заработной платы по
указанным счетам производится ежемесячно на основании первичных документов. По
этим документам, сгруппированным в зависимости от направления расходования
заработной платы, составляется ведомость распределения заработной платы по направлениям
затрат.
Выдача зарплаты отражается по дебету
счета «Расчеты по оплате труда» и соответственно по кредиту счета «Касса».
Удержания из заработной
платы. Из оплаты труда работников, как состоящих в списочном составе,
так и лиц, работающих по трудовому соглашению, договорам подряда, по
совместительству, выполняющих разовые работы, могут быть произведены любые
удержания: либо обязательные, либо удержания по инициативе предприятия. К ним
относятся:
-удержания для уплаты государственных
налогов и взносов;
-по исполнительным листам;
-по возмещению материального ущерба;
-по выданным авансам и излишне
выплаченным денежным суммам;
-для уплаты административных и судебных
штрафов;
-по поручениям - за приобретенные товары
в кредит.
НДФЛ. Объектом
налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году.
Налог исчисляется и удерживается
предприятиями по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода граждан с
начала календарного года.
Удержания производятся с учетом
имеющихся льгот по налогу у работника, с учетом ранее удержанной суммы по
ставкам. Данные ставки используются как при исчислении налога по месту основной
работы, так и в случае выполнения работ по совместительству, по договорам подряда
и др.
Предприятие по истечении каждого месяца,
но не позднее срока получения в банке средств на оплату труда обязаны
перечислить в бюджет сумму начисленного и удержанного с граждан за прошедший
месяц налога.
Суммы налога, не удержанные или
удержанные не полностью, взыскиваются с работников ежемесячно до полного
погашения задолженности.
Пенсионный фонд. В аналогичном
порядке производятся перечисления удержанных с работников взносов в Пенсионный
фонд РФ. Обязательные взносы с граждан в пенсионный фонд производятся в размере
20% из них 6% идет в федеральный бюджет, а 14% разбиваются на страховую часть
– 10% и накопительную – 4%.
Отчисления на
социальное страхование. Кроме вышеуказанных удержаний из заработной
платы работников предприятия обязательны удержания в фонд социального
страхования в размере 2,9%.
1.4.Проверка использования фонда оплаты труда
При проверке использования фонда оплаты
труда, аудитор должен проверить:
-соблюдение установленных штатным
расписанием должностных окладов работников предприятия;
-своевременность их индексации с учетом
роста цен в условиях инфляции;
-утверждено ли штатное расписание
руководителями предприятия;
-правильность оплаты труда по сдельным
нарядам рабочих, имелись ли случаи приписки невыполненных работ;
-правильность выплаты премий работникам
предприятия (на основании утвержденного Положения или произвольно волевым
действием руководителя).
Основными источниками
информации для контроля оплаты труда являются:
-заявления о приеме, увольнении;
-трудовое соглашение;
-акт выполненных работ;
-приказы:
·
о принятии на работу;
·
об отпусках;
·
о переводах;
·
на командировки;
·
о работе в выходные и праздничные дни;
·
о премиях;
·
о доплатах;
·
об увольнении;
·
на удержание из заработной платы;
·
повышение заработной платы;
-личная карточка в отделе кадров;
-трудовая книжка;
-табель учета исполнения рабочего
времени;
-наряд;
-лицевой счет рабочего;
-больничный лист;
-записка о предоставлении отпуска;
-штатное расписание;
-Положение о премиях;
-расчетно-платежная ведомость;
-расчетный листок;
-платежные ведомости на выдачу аванса, заработной
платы;
1.5.Аудиторский риск.
С
точки зрения общего подхода аудиторский риск представляет собой возможность
выдачи неверного (ложного) заключения после завершения всех аудиторских
процедур.
Общий
аудиторский риск (ОАР) - это вероятность формирования неверного
мнения и как следствие составление ложного заключения об отсутствии
существенных ошибок, в то время как они реально имеются.
Очевидно,
что природа существенных ошибок связывает общий аудиторский риск с двумя
факторами:
-
риск того, что существенные ошибки будут иметь место вообще;
-
риск того, что какие-либо имевшие место существенные ошибки останутся
необнаруженными.
Условия
влияния этих факторов предопределяют необходимость структурирования общего
аудиторского риска.
Таким
образом, общий аудиторский риск состоит из внутреннего риска деятельности
(бизнеса) клиента, риска контроля и риска необнаружения.
Общий
аудиторский риск на приемлемом уровне - это субъективно установленный уровень
риска, который аудитор готов взять на себя в отношении того, что в финансовой
отчетности клиента будут обнаружены погрешности после завершения аудита и
предоставления положительного аудиторского заключения без оговорок.
Риск
не может быть устранен полностью, поэтому в аудиторской практике установлен
приемлемый уровень риска - 5%, а следовательно, уровень доверия равняется 95%.
Такое соотношение в специальной литературе иногда называют «магической цифрой
аудиторского риска».
Внутренний
риск (ВР) представляет собой совокупность возможных рисков,
связанных с функционированием предприятия, а именно: характеризует уровень всех
потенциальных ошибок в результате деятельности предприятия до проверки со
стороны системы внутреннего контроля. Риск возникновения таких ошибок связан с
влиянием как объективных, так и субъективных факторов.
Объективные
факторы - инфляционные процессы, конкуренция, изменение условий
кредитования, налогообложения, сокращение рынка сбыта продукции и т.п.
Недостаточно стабильная экономическая ситуация в стране предопределяет сложные
экономические условия функционирования предприятий, поэтому эти факторы
особенно должны учитывать аудиторы России, чтобы сконцентрировать внимание на
объектах аудирования, связанных с потенциальными трудностями.
Субъективные
факторы внутреннего риска следующие:
1.
сущность и содержание бизнеса клиента;
2.
степень сложности организационной структуры материнской фирмы и
наличие значительной разветвленной сети дочерних предприятий;
3.
политика управления и хозяйствования, в том числе
учетно-экономическая политика;
4.
система стимулирования труда персонала;
5.
наличие необычных и редких хозяйственных операций;
6.
степень обеспечения сохранности собственности;
7.
масштабы деятельности (объемы оборотов по счетам);
8.
применение компьютерной обработки учетно-экономической
информации.
На
основе оценки влияния перечисленных факторов внутреннего риска аудитор должен
установить, на какие именно хозяйственные процессы (операции) как объекты
аудита они окажут воздействие. При этом максимальное внимание следует обращать
на те моменты, которые могут влиять на качество финансовой отчетности, а потому
отсекаются те риски клиента, которые не связаны с составлением финансовой
отчетности.
Даже
при условии положительного влияния, перечисленных факторов внутренний риск
будет не ниже 50 %, а при их отрицательном воздействии он может приближаться к
100 %.
Риск
контроля (РК) представляет собой оценку действенности системы
внутреннего контроля клиента с точки зрения ее способности предотвращать или
обнаруживать ошибки. Система внутреннего контроля предприятия образуется
подсистемами внутрихозяйственного контроля (ВХК) и внутреннего аудита
(ВА). В свою очередь, в подсистеме внутрихозяйственного контроля, функции
которого реализуют все структурные подразделения аппарата управления, особо следует
выделить внутрихозяйственный контроль (ВХБК), реализуемый специалистами
учетно-финансовой службы. Поэтому при определении риска контроля необходимо
оценить надежность и действенность подсистем внутрихозяйственного контроля и
внутреннего аудита (где такая служба имеется).
Для
того чтобы оценить уровень риска контроля ниже максимального (т.е. ниже 100 %),
необходимо:
*
убедиться в наличии и ознакомиться с системой внутреннего контроля клиента
(наличие и качество организационных регламентов - Положения о
внутрихозяйственном контроле и закрепление контрольных функций в должностных
инструкциях персонала (особенно бухгалтеров), Положения о внутреннем аудите и
должностных инструкций внутренних аудиторов);
*
убедиться в наличии и установить степень конкретности и детальности планов и
программ деятельности службы внутреннего аудита;
*
установить степень полноты и соответствия программам проверок рабочих
документов и отчетов внутренних аудиторов;
*
убедиться в степени обоснованности примененных методик внутреннего аудита
отдельных объектов;
*
на основе имеющейся внутренней контрольной информации (ведомости контроля
отдельных объектов, контрольных расчетов, актов обследований, заключения
внутренних аудиторов) оценить качество функционирования системы внутреннего
контроля в целом;
*
установить действенность мероприятий, корректирующих воздействий, предпринятых
по результатам внутреннего аудита;
*
протестировать контрольные моменты, подтверждающие качество системы внутреннего
контроля (визуально оценить аккуратность, правильность и своевременность
ведения учетных регистров, соответствие остатков по журналам-ордерам
(машинограммам) и по счетам Главной книги, правильность корреспонденции счетов
и др.);
*
определить состояние контроля качества работы внутренних аудиторов со стороны
руководителя службы внутреннего аудита;
*
ознакомиться с кадровой политикой в отношении внутренних аудиторов (личные
дела, квалификационные документы, программы профессиональной подготовки).
Как
свидетельствует аудиторская практика, уровень риска контроля повышается при
компьютерном варианте ведения бухгалтерского учета с применением неапробированных
бухгалтерских программ. Кроме того, фактором увеличения риска контроля является
сам факт выявления предыдущей аудиторской проверкой ошибок и неточностей в
системе бухгалтерского учета клиента.
Между
риском контроля и информационной базой аудита существует прямая зависимость.
Если система внутреннего контроля признается достаточно надежной, то объемы
отобранных для тестирования объектов могут быть уменьшены.
Сочетание
ВР и РК представляет собой вероятность наличия ошибок после учета влияния
системы ВК. Это предполагает, что аудиторы должны на основе оценки этих рисков
спрогнозировать, в каких разделах финансовой отчетности ошибки наиболее или
наименее возможны. Такой подход позволяет определить общий объем накопления
аудиторских доказательств, а также его распределение по конкретным объектам
(участкам) аудита.
Риск
необнаружения (РН) означает меру готовности аудитора признать, что проведенные
им аудиторские процедуры в отношении конкретных объектов не позволят обнаружить
ошибки, превышающие предельно допустимый размер (если таковы имеются).
Определение
величины РН тесно связано с величиной ВР и РК. Чем выше риск последних, что
предполагает невысокую степень доверия аудитора к системам учета и ВК, тем
меньше риск необнаружения необходимо установить для конкретной аудиторской
проверки.
ВР
и РК не зависят от аудитора, он не может на них повлиять, поскольку они
являются результатом деятельности предприятия-заказчика независимо от
проведения аудита. В отличие от этих элементов риск необнаружения является
следствием выполненной аудитором работы, за которую он несет полную
ответственность. Таким образом, в этом ключе основной задачей аудитора является
минимизация риска необнаружения, что достигается достаточным объемом
аудиторских процедур на основе применения грамотно составленных методик аудита,
тестирования зон риска.
Для
оценки аудиторского риска можно воспользоваться моделью оценки риска, применяемой
пятью ведущими аудиторскими фирмами мира:
ОАР
= ВР • РК • РН, где
ОАР
- общий аудиторский риск;
ВР-
внутренний риск;
РК -
риск контроля;
РН -
риск необнаружения.
Отсюда
риск необнаружения определяется аудитором расчетным путем:
РН
= ОАР / ВР • РК
Как
отмечается в зарубежной специальной литературе, риск необнаружения состоит из риска
аналитического обзора (РАО) и риска тестового контроля (РТК), что
следует учитывать при его оценке. Тогда модель ОАР примет такой вид:
ОАР
= ВР • РК • РАО • РТК
Следует
отметить, что рассмотренная модель аудиторского риска не лишена недостатков, а
именно:
*
оценки приемлемого аудиторского риска, внутреннего риска и риска контроля в
значительной степени субъективны;
*
это модель планирования, поэтому при оценке результатов аудита ее использование
не всегда представляется возможным.
Как
показали исследования, многие аудиторские фирмы, для того чтобы справиться с
проблемой субъективности, не пытаются применять числовых значений к уровням
риска, а обозначают их как "высокий", "средний" и
"низкий".
Что касается
второго недостатка модели аудиторского риска, то следует отметить, что после
того как будут оценены все риски и на их основе разработан общий план аудита,
составляющие плана по ВР и РК не подлежат изменению на основе полученных
результатов аудита. Это означает, что если аудитор выявит ошибки ниже
минимальной границы предельно допустимого размера ошибки (ПДРО), то для данного
объекта уровень риска считается приемлемым. Однако если аудитором будут
обнаружены ошибки, превышающие ПДРО, то от модели следует отклониться и
провести достаточное количество контрольных процедур, чтобы обеспечить
уверенность в надежности идентификации выявленных ошибок и количественно
определить их значение.
Иными словами,
оценка аудиторского риска позволяет разработать общий план и программы аудита в
первом варианте. При выявлении указанных отклонений в ходе выполнения аудита
документы планирования подлежат корректировке в части увеличения объема
аудируемых объектов и дополнительных контрольных процедур с тем, чтобы
обеспечить уровень риска необнаружения, соответствующий приемлемому уровню OAP
Таким образом,
процедура оценки аудиторского риска обосновывает планирование аудита в части
содержания общего плана, программ аудита, графиков работы ассистентов
аудиторов, что закреплено в МСА 300 «Планирование».
Общий план аудита
должен содержать общий перечень объектов, подлежащих аудированию, с указанием
бюджета времени на выполнение работ по каждому из них и в целом. При этом
итоговый показатель бюджета времени для аудирования деятельности клиента,
обозначенный в общем плане, должен соответствовать срокам выполнения работ,
указанным в договоре с клиентом.
Для выполнения
общего плана аудита необходима дальнейшая конкретизация каждого укрупненного
объекта, определение масштаба аудиторских процедур, сроков их выполнения, а
также назначение конкретных исполнителей - аудиторов, что находит отражение в
программах аудита.
Для осуществления
контроля за работой ассистентов аудиторов целесообразно составление графиков
работы каждого из них, где структурные элементы объекта аудирования
подразделяются на соответствующие аудиторские процедуры с тем, чтобы удобнее
было применять уровни существенности ошибок, более детально обозначить масштабы
этих процедур, сроки их выполнения.
Как видим,
указанные документы отражают системный подход к организации процесса аудита,
позволяют осуществлять контроль за ходом его выполнения, своевременно
реагировать на отклонения от заданных сроков. Кроме того, они могут иметь юридическую
силу в случае возникновения разногласий с клиентом на завершающем этапе.
Поэтому целесообразно ознакомить клиента с их содержанием, согласовать
предлагаемые подходы к оценке существенности ошибок, объясняя их установленными
уровнями элементов аудиторского риска, и подписать в двухстороннем порядке.
Таким образом,
одной из важнейших процедур при организации и планировании аудита на объекте
является оценка аудиторского риска, что предопределяет ориентацию последующих
работ на обоснованные объемы выборочных исследований с учетом определения «зон
риска».
Аудиторская
деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность аудиторов
(аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок
бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации,
налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований
экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг:
-постановка,
восстановление и ведение бухгалтерского учета;
-составление
деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-анализ
финансово-хозяйственной деятельности;
-оценка активов и
пассивов экономического субъекта;
-консультирование
в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного
законодательства;
-обучение;
-и др.
Аудит - независимая экспертиза
финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения
бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций
законодательству Российская Федерация, полноты и точности отражения в
финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается
составлением аудиторского заключения.
Цель аудита - решение конкретной задачи,
которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования
аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.
Основной целью
аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы
убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
Основная
задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при
начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения
бухгалтерского учета по оплате труда.
Задачи
аудитора:
1. Проверяя
правильность оплаты труда, аудитор должен проверить
-наличие и
соответствие законодательству первичных документов по учету рабочего времени,
объема выполненных работ, услуг, выпущенной продукции;
-соответствие
показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и
бухгалтерском балансе на одну и туже дату.
2. При проверке
использования фонда оплаты труда, аудитор должен проверить :
-соблюдение
установленных штатным расписанием должностных окладов работников предприятия;
-своевременность
их индексации с учетом роста цен в условиях инфляции;
-утверждено ли
штатное расписание на Совете правления или собрания акционеров, учредителей;
-правильность
оплаты по сдельным нарядам рабочих, имелись ли случаи приписки невыполненных
работ;
-правильность
выплаты премий работникам предприятия (на основании утвержденного Положения или
произвольно волевым действиям руководителя).
Ускоренное развитие предпринимательства,
возникновение новых организационно-правовых форм организаций и многообразных
форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического
контроля.
Одним из значимых в настоящее время, а также
перспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка
является независимый контроль. Независимый контроль проводится аудиторами,
аудиторскими фирмами, осуществляющими свою деятельность на договорной
коммерческой основе за счет заказчика (проверяемого субъекта, в отдельных
случаях за счет бюджетных средств) - клиента.
Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным
законом № 119, вступившим в силу с 7 сентября 2001 года. Согласно этого закона,
аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по
независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской)
отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Целью аудита является выражение мнения о
достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и
соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству Российской
Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой
(бухгалтерской) отчётности, которая позволяет пользователю этой отчётности на
основании её данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной
деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать
базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудит не подменяет государственного контроля
достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в
соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами
государственной власти.
Аудиторские организации и предприниматели,
осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица
(индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Под
сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и
индивидуальными аудиторами следующие услуги:
- постановка, восстановление и ведение
бухгалтерского учёта, составление финансовой (бухгалтерской) отчётности,
бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности
организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое
консультирование;
- управленческое консультирование, в том числе
связанное с реструктуризацией организаций;
- правовое консультирование, а также
представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным
спорам;
- автоматизация бухгалтерского учёта и
внедрение информационных технологий;
- оценка стоимости имущества, оценка
предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
- разработка и анализ инвестиционных проектов,
составление бизнес-планов;
- проведение маркетинговых исследований;
- проведение научно-исследовательских и
экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и
распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных
носителях;
- обучение в установленном законодательством
Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской
деятельностью;
- оказании услуг, связанных с аудиторской
деятельностью.
Аудиторским организациям и индивидуальным
аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской
деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
2.3.
Проведение аудиторской проверки
Аудиторская проверка проводится в несколько
этапов: