Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые
независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.
Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сборе и
оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта
(самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о
таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым
лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о
качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается
независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.
Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости
финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением
клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.
Потребность в услугах аудитора возникла в
связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением
предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность
(собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя
информации о результатах деятельности предприятий.
Наличие достоверной информации позволяет
повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать
и прогнозировать последствия принятия экономических решений.
Проведение аудиторской проверки даже в тех
случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения,
другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию
имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций.
Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и
использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность
информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники и прежде всего коллективные
собственники — акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно
убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень
сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют
доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в
услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о
результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства
необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы и
государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения
достоверности интересующей их финансовой отчетности.
В России за последние годы проведена определенная работа
по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской
деятельности в РФ № 2263 от 22.12.93. Этим Указом утверждены Временные правила
аудиторской деятельности в Российской Федерации, образована Комиссия по
аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. За период после
принятия данного Указа Правительством РФ утвержден ряд нормативных документов по
регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, определены
порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности
и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены
субъекты, которые должны подвергаться обязательному аудиту,
Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ
предоставлено право проводить квалификационные экзамены (аттестацию) по общему
аудиту более чем тридцати вузам и другим организациям, при которых созданы специальные
центры по проведению квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской
деятельностью. За прошедший период в этих центрах успешно сдали экзамены и
получили аттестаты в области общего аудита более 26 000 аудиторов, в области
инвестиционных институтов — 1600 человек. Аналогичную работу в области
банковского аудита проводит Центральный банк РФ, в области страхового аудита —
Министерство финансов (ранее Росстрахнадзор).
В Российской Федерации финансовый контроль
осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской
деятельности, которые находятся в стадии становления и постепенного
совершенствования в соответствии с потребностями правового государства.
Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской
Федерации, так и в субъектах России. Кроме того, на уровне местного самоуправления
осуществляется муниципальный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль в России
осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-ревизионный
аппарат Минфина России, состоящий из Департамента государственного финансового
контроля и аудита МФ РФ и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в
субъектах Российской Федерации, Министерство РФ по налогам и сборам,
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное
казначейство. Государственный таможенный комитет, контрольные органы
Законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации
(счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).
Основные функции включают: проверку правильности
образования государственных средств, их сохранности и целевого использования;
контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов;
осуществление обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в
части использования средств организаций и физических лиц; контроль
государственного внутреннего и внешнего долга.
При выявлении нарушений, за которые предусмотрена
уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны
передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.
Правом назначения проверок соответствующими
органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации
Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ,
федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ,
правоохранительные органы — суды, прокуратура, милиция, федеральные службы
безопасности и налоговой полиции — в пределах их компетенции, руководители
органов государственного финансового контроля.
Федеральные органы государственной власти,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные
и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за
законностью расходования государственных средств, поступивших в их
распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед
бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и
другим обязательным платежам, правильного ведения учета и др.
Аудит — это лицензируемая предпринимательская деятельность
аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и
отдельных аудиторов) — законных участников экономической деятельности,
направленная на подтверждение достоверности финансовой, бухгалтерской и
налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного
риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой
предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим
лицам.
Данное определение аудита отражает:
1.
единую цель проведения
аудита — подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования
ее в экономической деятельности;
2.
единые требования ведения
аудита — наличие аттестатов и лицензий;
3.
единые и обязательные
условия — аудит проводится независимыми субъектами.
Аудиторская деятельность (аудит) в России
представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских
фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой)
отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других
финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию
иных аудиторских услуг [5].
Аудитор (от лат. auditor
— слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние
финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.
Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке
документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по
результатам проверки, и т.д.
Аудиторская деятельность включает помимо
проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета,
консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др.
Известный американский специалист в области
теории и практики аудита проф. Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит — это
деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска. И далее
заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня
информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Можно примерно подсчитать
(спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В
то же время предпринимательский риск компании (фирмы, организации) прямого
влияния на аудиторов не оказывает.
Аудит отличается и от
судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит —
независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по
решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы
проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение
источника доказательств в применении экспертных знаний в области
бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.
Аудит существует независимо от наличия или
отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как
судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или
арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму
(правовую сторону данного вида экспертизы).
Аудитор может быть привлечен в качестве
эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт
как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в
области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы
исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов.
Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких ограничений
для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.
В России аудиторская деятельность и профессия
аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с
экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, как
отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Ю. А.
Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889,
1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.
Четвертая попытка, предпринятая в конце 80-х
годов, оказалась, как нам представляется, наиболее успешной. Первый толчок к
появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП).
Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения
годовых отчетов. В 1987г. на основе постановления СМ СССР в нашей стране была
создана первая хозрасчетная фирма «Акционерное общество «Инаудит». Эта фирма
занималась аудиторскими проверками, консультированием СП по налогообложению,
по различным правовым вопросам и др.
В настоящее время в России создано и успешно
функционирует более трех тыс. аудиторских фирм. К ним относятся такие, как
«ФБК», «Росэкспертиза», «Руфаудит», «Аудиторская палата «АСВП» (Москва),
«Актионаудит» (Екатеринбург) и др.
В Москве, Санкт-Петербурге и других городах
России открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские фирмы —
«Артур Андерсен», «Эрнст энд Янг», «KPMG» и др.
Кроме аудиторских фирм аудитом в России
занимаются и частнопрактикующие аудиторы (аудиторы-предприниматели), которых
насчитывается более 2000 человек.
Аудитор является представителем
свободной профессии, как, например, частнопрактикующие адвокаты, врачи,
музыканты. Однако аудиторы, работающие в одиночку, в развитых странах с
рыночной экономикой в настоящее время встречаются все реже.
Цели и задачи аудиторской деятельности весьма
многогранны. Общая классификация аудиторской деятельности представлена на
рисунке 1.
Исходя из приведенной классификации
целесообразно рассматривать цели и задачи аудиторской деятельности. Примат в
этом отношении принадлежит именно внешнему аудиту, цель и основные задачи
которого приведены во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской
Федерации и российских правилах (стандартах) аудиторской деятельности.
Главная цель внешнего аудита — дать
объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.
Достижению главной цели способствуют
особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и
объективность при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм,
компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и
экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать
рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и
лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его
рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие
росту авторитета аудиторской профессии.
Перечисленные выше особенности определяют
нормы поведения аудитора.
Независимость аудитора обусловливается тем,
что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен
контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает
стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на
проверяемых предприятиях никаких имущественных или личных интересов. Объективность
обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим
практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.
Конфиденциальность — важнейшее требование при
осуществлении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предоставлять
никакому органу каких-либо сведений о хозяйственной деятельности проверяемого
им объекта. За разглашение секретов своих клиентов он должен нести
ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором,
то и материальную* ответственность.
Аудитор должен обладать необходимой
профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне,
соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать
клиенту услуги в тех областях экономики, в которых не имеет достаточных
профессиональных знаний.
Применение методов статистики и экономического
анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном
уровне, получить более объективные и достоверные данные для принятия решений.
Применение новых информационных технологий
заключается преимущественно в использовании вычислительной техники для
организации аудиторской деятельности. Это касается и проведения проверки, и
анализа отчетности, ведения и восстановления учета.
По результатам проверки аудитор может сделать
необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту в организации работы и
ведении бухгалтерского учета.
Ответственность аудитора проявляется в том,
что он отвечает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого
предприятия. Ответственность за содержание отчетов несет руководство
проверяемого предприятия.
Внешний аудит проводится на договорной основе
аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки
достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего
субъекта.
Внешний аудит в Российской Федерации с точки
зрения направлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей
подразделяется на .общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж,
внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
Внутренний аудит представляет собой независимую
деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах
руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации
эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы,
работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не
быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно
поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
Аудит может быть инициативным (добровольным),
когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей,
или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в
федеральном законе или постановлении Правительства РФ.
Основная цель инициативного аудита — выявить
недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении,
провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в
организации учета и отчетности.
Инициативный аудит проводится обычно по
решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут
быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в
целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности;
организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых
средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по
налогообложению и др.
Можно назвать несколько причин проведения
инициативного аудита. Во-первых, многие предприятия, особенно
эксгосударственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному
контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и
превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специальных
органов. Во-вторых, текучесть бухгалтерских кадров, которая в свою очередь вызывается
различными обстоятельствами — недостаточно высокой оплатой, нежеланием
руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к
одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др.
В-третьих, низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях,
особенно на вновь образованных.
Руководители предприятий и организаций,
сталкивающиеся с такими проблемами, сами обращаются в аудиторские фирмы с
просьбами о помощи.
Инициативный аудит может быть как комплексным,
так и тематическим, т. е. в этом случае контролю и анализу подвергаются только
отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки:
полная и сплошная проверка данных учета начиная с первичных документов,
проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных
первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и
отчетности.
Если инициативный аудит носит комплексный
характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения
инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.
Обязательный аудит в нашей стране проводится в
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.94г.
Аудит по специальным аудиторским заданиям
проводится по Проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного
состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров
(контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности
использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с
финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.
В последовательном развитии аудита можно
выделить три стадии: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию аудита,
базирующуюся на риске.
На подтверждающей стадии аудита при проведении
проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждою
хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные
регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или
ведением учета.
Поскольку аудит — деятельность
предпринимательская, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны
применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить
время на проведение проверки, не снижая качества.
Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые
контролируют операции. Развитие аудита на данной стадии привело к тому, что
аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При
хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего
аудита.
Аудит, базирующийся на риске, — такой вид аудита, когда проверка может
проводиться выборочно исходя из условий работы предприятия, в основном узких
мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в
областях с более высоким риском, можно сократить время, затрачиваемое на
проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов,
считают, что это может обеспечить более эффективную в отношении затрат
проверку.
По объекту изучения принято выделять три
вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный
Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку
достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно
выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит
проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых
является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию
финансовый аудит наиболее близок к аудиту, осуществляемому в России.
Аудит на соответствие предназначен для выявления соблюдения предприятием
конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые
оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки
на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его
уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли
производится начисление и уплата налогов и др. Проверки на соответствие требуют
установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.
Операционный аудит используется для проверки процедур и методов
функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности.
Его можно эффективно использовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет,
различных целевых программ, работы персонала и др. Иногда такой аудит называют
аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.
В зависимости от намеченных целей
операционный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном
уровне; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо
внутренних пользователей.
Основными видами аудита являются внутренний и
внешний аудит.
Внутренний аудит. Его основная задача — решение отдельных функциональных
проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия.
Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он
может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному
органу предприятия, а внешним учредителям.
Правило (стандарт) аудиторской
деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим
субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников,
регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением
установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью
функционирования системы внутреннего контроля.
Организация, роль и функции внутреннего аудита
определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или)
собственниками в зависимости от:
1.
содержания и специфики
деятельности экономического субъекта;
2.
объемов показателей
финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
3.
сложившейся системы
управления экономического субъекта;
4.
состояния внутреннего
контроля.
Функции внутреннего аудита могут выполнять
специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического
субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего
аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
К институтам внутреннего аудита относятся
назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта
ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних
аудиторов.
Работа внутреннего аудита имеет для
руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и
консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности
экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Объекты внутреннего аудита могут быть
различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований
его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита
включают:
1.
проверки систем
бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку
рекомендаций по улучшению этих систем;
2.
проверки бухгалтерской и
оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых
для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее
основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности,
включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
3.
проверки соблюдения законов
и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций,
решений и указаний руководства и (или) собственников;
4.
проверку деятельности
различных звеньев управления;
5.
оценку эффективности
механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в
филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
6.
проверки наличия,
состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
7.
работу над специальными
проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
8.
оценку используемого
экономическим субъектом программного обеспечения;
9.
специальные расследования
отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
10.
разработку и представление
предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению
эффективности управления.
Объективность внутреннего аудита
обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического
субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем,
что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его
руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых
филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов
внутреннего контроля и т.п.
Институтом внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors)
было разработано следующее определение:
Внутренний аудит — это независимая
деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее
интересах. Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять
свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации
(предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую
информацию, являющуюся результатом проверок.
Внутренними аудиторами являются сотрудники,
находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи
внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей
управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.
Деятельность внутреннего аудитора заключается
в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.
Эти функции включают:
1.
проверку систем контроля,
направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;
2.
оценку экономичности и
эффективности операций компании;
3.
проверку уровня достижений
программных целей;
4.
подтверждение
достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.
Внутренний аудит не только дает информацию о
деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность
отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство
предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения
внутри предприятия.
В определенной мере функции внутренних
аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий,
подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции
внутренних аудиторов шире.
Внутренний аудит решает следующие задачи:
1.
Контроль за состоянием активов
и недопущение убытков.
2.
Подтверждение выполнения
внутрисистемных контрольных процедур.
3.
Анализ эффективности
функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
4.
Оценка качества
информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Внутренний и внешний аудит дополняют
друг друга и в то же время существенно отличаются.
В таблице 1 перечислены основные
особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.
Таблица
1. Характеристика особенностей внутреннего и
внешнего аудита
Элементы
Внутренний аудит
Внешний аудит
Постановка задач
Определяется руководством, исходя из
потребностей управления: как внутренними подразделениями предприятия, так и
предприятием в целом
Определяется
договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой
(аудитором)
Объект
Решение
отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных
систем предприятия
Главным
образом система учета и отчетности предприятия
Цель
Определяется
руководством предприятия
Определяется
законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и
подтверждение соблюдений действующего законодательства
Средства
Выбираются
самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита)
Исполнительская
деятельность Выполнение конкретных заданий руководства
Предпринимательская
деятельность Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых
норм и правил аудиторской проверки
Взаимоотношения
Подчиненность
руководству предприятия, зависимость от него
Равноправное
партнерство, независимость
Субъекты
Сотрудники,
подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия
Независимые
эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься
этим видом предпринимательства
Квалификация
Определяется
по усмотрению руководства предприятия
Регламентируется
государством
Оплата
Начисление
заработной платы по штатному расписанию
Оплата
предоставленных услуг по договору
Ответственность
Перед
руководством за выполнение обязанностей
Перед
клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и
нормативными актами
Методы
Методы
могут быть и одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка
достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности
Отчетность
Перед
руководством
Итоговая
часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть
передается клиенту
Необходимость аудиторской проверки кризисного
предприятия:
1. Для анализа финансово-экономического
состояния и оценки деятельности руководства нео6ходима достоверная информация;
2. Без аудиторской проверки специалисту по
антикризисному управлению достаточно трудно объективно оценить ситуацию на
предприятии и разработать программу реформирования и реструктуризации
предприятия.
Значение аудиторской проверки кризисного
предприятия:
1. Позволяет оценить качество и достоверность
бухгалтерской отчетности;
2. Позволяет выявить наиболее уязвимые места в
управлении финансово-экономической и юридической деятельности;
3. Позволяет на основе проведенного анализа
отражения всех операций, произведенных предприятием, подготовить план
оздоровления (реструктуризации, изменения экономической, учетной, финансовой,
налоговой политики и т.д.)