Правила
проведения операций с наличными деньгами на территории Российской Федерации
определяются Центральным банком, решением Совета директоров которого за № 40
от 22 сентября 1993 г. принят документ «Порядок ведения кассовых операций в
Российской Федерации».
Для
более рационального оборота наличных денег, сокращения трудовых и материальных
затрат, связанных с обслуживанием оборота наличных денег, основная масса
платежей должна осуществляться в, безналичном порядке. Предприятия и
организации всех форм собственности должны сдавать в банк для зачисления на их
расчетные (текущие) счета все суммы, полученные ими наличными деньгами за
проданные товары, оказанные услуги и выполненные работы и др.
Предприятиям
и организациям по согласованию с обслуживающими их банками устанавливается
лимит кассовой наличности, т.е. предельная сумма наличных денег, которая может
храниться в кассе предприятия.
Цель
работы - рассмотреть организацию аудита кассы и кассовых операций в
организациях на примере МУПО «Столовая №8».
Задачи
работы:
-
рассмотреть
нормативное обеспечение аудита кассовых операций,
-
выявить
источники информации для проверки,
-
определить
перечень аудиторских процедур,
-
изучить
методику проведения аудита кассовых операций.
Состав
первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок — это приходные и
расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции
связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, с
реализацией, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т. д.
Следовательно, при проверке необходимо сопоставить кассовые документы с
прочими.
Основными
документами, которые необходимо изучить при проверке кассовых операций,
являются: кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера; расходные
кассовые ордера; журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров; журнал
(книга) регистрации расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации
выданных доверенностей; журнал (книга) регистрации депонентов; журнал (книга)
регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы
к кассовым документам; авансовые отчеты.
Многочисленные
и разнообразные операции движения денежных средств в кассе предприятия находят
отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:
•
Главная книга;
•
журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 (для журнально-ордерной формы счетоводства),
•
иные регистры синтетического учета кассовых операций;
•
баланс предприятия (ф. № 1);
•
отчет о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2), раздел 3 «Движение
денежных средств» (в бухгалтерской отчетности до 1 июля 1996 г.);
•
отчет о движении денежных средств (ф. № 4) (в бухгалтерской отчетности за
первое полугодие 1996 г.).
1.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ.
2.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 11.
3.
Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утверждено
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. №
170.
4.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
предприятия и инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства
финансов от I ноября 1991 г. № 56 и рекомендованы для применения на территории
управления Российской Федерации письмом Министерства экономики и Министерства
финансов РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 18-5. с изменениями, утвержденными
приказом Министерства финансов Российской Федераций от 28 декабря 1994г. №
173, от 28 июля 1995г. №81 и от
17
февраля 1997 г. № 15.
5.0
годовой бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 12 ноября
1996 г. № 97. Приложения 1,2 к приказу Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. № 97.
6.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995
г. № 49,
7.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств, стоимость
которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом Министерства финансов
Российской Федерации от
13
июня 1995 г. №50.
8.
Инструкция о безналичных расчетах. Утверждена Центробанком РФ от 9 июля 1992
г. № 14.
9.
Инструкция о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях
Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 30 октября 1986 г. № 28 (с
последующими изменениями и дополнениями).
10.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Инструкция
Центрального банка РФ от 4 октября 1993 г. № 18.
11.0
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением. Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 г. №5215-1.
12.
О Центральном банке Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 2 декабря
1990 г. № 394-1.
13.
Инструкция о порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов
нерезидентов в валюте Российской Федерации. Утверждена Центробанком России 16
июля 1993 г. № 16.
14.
Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории
РФ. ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № Г4-П.
15.
Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением и Перечень отдельных категорий предприятий, которые
могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно-кассовых машин. Утверждено Постановлением Совета Министров —
Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745.
16.
О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и
упорядочению наличного и безналичного денежного обращения. Указ Президента РФ
от 18 августа 1996 г. № 1212.
17.
Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской
Федерации между юридическими лицами. Письмо ЦБ РФ от 29 сентября 1997 г № 525.
18.
Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет
налогов и иных обязательных платежей. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. №
1006.
Прежде
чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен
спланировать эту проверку,так как «сплошная» проверка не означает, что
один за другим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могут
просматриваться неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно
определенную процедуру, направленную на выявление одного из возможных нарушений.
Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определенную цель, а ее результаты
необходимо оформить в виде специальной таблицы.
Составлению
плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением
и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия.
Аудитор
с помощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннего
контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой
дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места,
планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические черты
ведения учета на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него
наборе стандартных процедур.
Признаками
отсутствия или недостаточности внутреннего контроля за движением денежных
средств в кассе предприятия для аудитора являются.
•
отсутствие на предприятии налаженной системы проведения внезапных ревизий
кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей,
находящихся в кассе;
•
отсутствие на предприятии приказа руководителя, устанавливающего периодичность
проверок,
•
наличие признаков формального проведения ревизий кассы: назначение в комиссии
по проведению ревизий постоянно одних и тех же лиц, отсутствие прилагаемых к
акту рабочих записей ревизионной комиссии, свидетельствующих о полистном
пересчете банкнот, проведение проверок кассы на отчетные даты, когда кассир
знает о них и заранее готовится, и др.;
•
предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим
лицам помимо главного бухгалтера и руководителя предприятия, не отраженное в
распоряжениях руководителя предприятия;
•
формальное проведение ревизии кассы при смене (увольнении) кассиров;
•
отсутствие в штате кассира и возложение этих функций на счетного работника без
письменного распоряжения руководителя предприятия;
•
отсутствие договоров с кассиром о полной материальной ответственности;
•
отсутствие у кассира навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих о
том, что такая процедура является для него обычной.
Ответственность
за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей
предприятий, главных бухгалтеров и кассиров, поэтому аудитор должен опросить
каждого из ответственных лиц. Вопросник аудитора составляется таким образом,
что в большинстве случаев ответ не надо вписывать, так как аудитор отмечает в
вопроснике полученный ответ, номер процедуры и номер предварительного вывода.
Вопросник построен по принципу блок-схемы: если нет необходимости задавать
какой-либо вопрос, номер следующего вопроса указан в графе «Номер следующего
вопроса».
Вопросник
аудитора составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляются
должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.
Результаты
опроса ответственных лиц могут не совпадать: кассир может не знать, имеется ли
на предприятии приказ о внезапных ревизиях кассы, руководитель предприятия — о
необходимости заключать договор о полной материальной ответственности с
кассиром. Несовпадения в ответах на поставленные аудитором вопросы могут также
свидетельствовать о слабых сторонах внутреннего контроля.
Ответы
на вопросы могут быть типа «должен (должны) быть», т.е. отвечающий может быть
не уверен в своем ответе, в этом случае ответ на поставленный вопрос аудитору
приходится находить самому или опрашивать других сотрудников предприятия.
По
результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии
кассовой дисциплины на предприятии. Представленный вопросник позволяет аудитору
сделать ряд промежуточных выводов, совокупность которых дает право сделать
основной вывод о том, что кассовая дисциплина у клиента не соблюдается, а
порядок ведения кассовых операций нарушается.
Подобный
вывод может стать основанием для следующих действий:
• если по результатам опроса сотрудников
проверяемого предприятия и данным экспресс-анализа отчетности кассовые операции
составляют небольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то
аудитор может планировать проверку кассовых операций в обычном порядке для
оценки материальности статьи «Касса» в отчетности предприятия;
•
если удельный вес кассовых операций велик, например, реализация продукции
предприятия ведется через кассу, то это может послужить основанием аудитору для
отказа от выражения своего мнения о достоверности отчетности предприятия.
В
общем случае по результатам опроса у аудитора оказывается сформированным план
проведения проверки кассовых операций и намечен состав процедур.
По
результатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия по
вопроснику аудитор может сделать следующие выводы:
1.
В нарушение п. 13 Порядка ведения кассовых операций в РФ кассовые ордера
подписываются параллельно с главным бухгалтером лицами, полномочия которых не
подтверждены письменным распоряжением (приказом) руководителя предприятия.
2.
В нарушение п. 14 Порядка ведения кассовых операций в РФ расходные кассовые
ордера подписываются параллельно с руководителем предприятия лицами, полномочия
которых не подтверждены письменным распоряжением (приказом) руководителя
предприятия.
3.
В нарушение п. 21 Порядка ведения кассовых операций в РФ в бухгалтерии
предприятия не ведется Журнал регистрации приходных и расходных кассовых
документов.
4.
В нарушение п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ на предприятии не
установлены приказом (распоряжением) руководителя предприятия сроки внезапной
ревизии кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой
других ценностей, находящихся в кассе.
5.
В нарушение п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ на предприятии при
смене кассира не была проведена ревизия кассы.
6.
В нарушение п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ приказом руководителя
предприятия не назначена специальная комиссия для проведения ревизии кассы.
7.
В нарушение п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ и приказа руководителя
предприятия № __ от _______ на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились.
8.
В нарушение п. 32 Порядка ведения кассовых операций в РФ договор о полной
материальной ответственности с кассиром не был заключен.
9.
В нарушение ст. 1 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением» № 5215—1 от 18.06.93 предприятие
производит расчеты с населением за готовую продукцию, материалы и прочее без
использования контрольно-кассовых машин.
10.
В нарушение ст. 2 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением» № 5215—1 от 18.06.93 предприятие
не зарегистрировало в налоговой службе используемые при расчетах с населением
контрольно-кассовые машины.
11.
В нарушение Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах,
утвержденного Приказом ГНС РФ № ВГ-3-14/36 от 22.06.95 предприятие не имеет
договоров с центром технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых
машин.
12.
В нарушение пп. 22, 23 Порядка ведения кассовых операций в РФ на предприятии
не ведется кассовая книга.
Очевидно,
что одна такая запись превышает значение всех предыдущих и последующих. Но
такой вывод вполне может быть сделан и тогда, когда кассовая книга представляет
собой разрозненные листы, листы не пронумерованы, книга не прошнурована и не
опечатана печатью предприятия.
13.
В нарушение п. 6 Инструкции МФ СССР № 17 от 14.01.67 «О порядке выдачи доверенностей
на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности». Для
регистрации и учета выданных доверенностей журнал выданных доверенностей не
ведется.
14.
Внутренний контроль за правильностью и своевременностью расчетов с персоналом
по выплате заработной платы и социально-трудовых льгот ослаблен отсутствием на
предприятии журнала регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей,
передаваемых из отдела труда и заработной платы в кассу предприятия для оплаты.
15.
Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств
из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленного
приказом руководителя предприятия круга лиц, которым могут быть выданы деньги
на хозяйственные нужды.
16.
В нарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ при выдаче денег на
хозяйственные нужды срок, на который они выданы, не устанавливается. Такое
положение снижает возможность контроля за расходованием средств.
17.
В нарушение п. 18 Порядка ведения кассовых операций в РФ кассир при закрытии
платежных (расчетно-платежных) ведомостей реестр депонированных сумм не
составляет.
18.
Внутренний контроль за выплатой депонированных сумм ослаблен отсутствием на
предприятии журнала учета депонентов.
19.
Внутренний контроль за выдачей депонированных сумм ослаблен тем, что
обязанность ведения книги регистрации депонентов (картотеки депонентов)
возложена на кассира, а не на счетного работника.
Муниципальное
предприятие общественного питания столовая № 8 является коммерческой
организацией, создано в соответствии с распоряжением комитета по управлению
имуществом г. Волгограда от 01.02.92 г. № 24-р и зарегистрировано распоряжением
администрации Красноармейского района г. Волгограда от 10.02.92 г. № 208-р,
регистрационный № 69. Устав МП общественного питания столовая № 8 приведен в
соответствие с требованиями Гражданского Кодекса РФ.
Официальное полное наименование предприятия -
Муниципальное унитарное предприятие общественного питания столовая № 8.
Сокращенное наименование - МУП общественного питания столовая № 8.
От имени муниципального образования Волгоград
Учредителем Муниципального унитарного предприятия общественного питания
столовая № 8 выступает департамент муниципального имущества администрации
Волгограда.
Предприятие является юридическим лицом, имеет в
хозяйственном ведении обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный
и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, штамп, бланк,
товарный знак.
Предприятие от своего имени приобретает и
осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности,
выступает в качестве истца и ответчика в суде.
Предприятие отвечает по своим обязательствам всем
принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по
обязательствам учредителя, учредитель не отвечает по обязательствам
предприятия.
Права и обязанности юридического лица предприятие
приобретает с момента его государственной регистрации.
Местонахождение и почтовый адрес предприятия: 400029,
г. Волгоград, Красноармейский район, ул. 40 лет ВЛКСМ, 55 (территория 000
«ЛУКойл - ВНП»).
Целью создания предприятия является организация
питания населения и получение прибыли.
Для осуществления указанных целей предприятие
осуществляет следующие основные виды деятельности:
-
оказание
услуг общественного питания для населения или промышленных предприятий;
-
торгово-закупочная
деятельность,
Право предприятия осуществлять деятельность, на
занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения
такой лицензии, или в заказанный в ней срок, и прекращается по истечении срока
ее действия, если иное не установлено законом или иными нормативными правовыми
актами.
Уставный фонд предприятия может быть увеличен или
уменьшен Учредителем в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским
Кодексом Российской Федерации.
Источником
формирования имущества предприятия в денежной или иной форме являются:
-
имущество,
переданное Учредителем;
-
капитальные
вложения и дотации из бюджета;
-
целевое
бюджетное финансирование;
-
прибыль,
полученная от реализации товаров, работ и услуг;
-
заемные
средства;
-
амортизационные
отчисления;
-
кредиты
банков и других кредиторов;
-
другие,
не запрещенные законом поступления.
Имущество предприятия является муниципальной собственностью и
закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения. Имущество предприятия
является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том
числе между работниками Предприятия. Предприятие владеет, пользуется и
распоряжается закрепленным за ним имуществом в порядке, установленном
действующим законодательством, уставом предприятия, договором о закреплении
имущества на праве хозяйственного ведения. Предприятие не вправе продавать
принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать
его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный
(складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом
распоряжаться этим имуществом без согласия учредителя.
Остальным
имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за
исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Предприятие не в праве отвлекать временно свободные оборотные средства на
предоставление займов, ссуд, финансовой помощи физическим и юридическим лицам.
Списание и реализация основных производственных фондов, автотранспорта
осуществляется в порядке, установленном департаментом муниципального имущества
администрации Волгограда.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества,
находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное
предприятием по договорам или иным основаниям, являются муниципальной
собственностью.
Выплаты налогов
производятся в соответствии с действующим законодательством. Из прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия, формируются следующие фонды:
резервный
фонд - 5%, который предназначен для покрытия его убытков и не может быть
использован для иных целей.
- фонд
накопления - 20%;
- фонд потребления - 75%;
Средства, полученные предприятием в виде
амортизационных отчислений, могут быть направлены (использованы) только на цели
воспроизводства основных фондов предприятия.
Предприятие строит свои взаимоотношения с другими
учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах
хозяйственной деятельности на основе хозяйственных договоров. Предприятие
свободно в выборе форм и предмета хозяйственных договоров, и обязательств с
другими учреждениями, предприятиями, организациями, и гражданами, если эти
взаимоотношения не противоречат законодательству РФ, Уставу и договору о
закреплении муниципального имущества.
Предприятие
вправе:
-
самостоятельно
осуществлять свою деятельность в пределах, определяемых Гражданским кодексом
Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами,
-
устанавливать
цены и тарифы на производимые работы, услуги, продукцию в соответствии с
действующим законодательством, нормативными актами, утвержденными администрацией
г. Волгограда и Волгоградским городским Советом народных депутатов;
-
заключать
договоры с предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами на
предоставление работ и услуг в соответствии с видами деятельности предприятия,
определенными уставом;
-
приобретать
и/или арендовать при осуществлении хозяйственной деятельности основные и
оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, получаемых для
этих целей кредитов и других источников финансирования;
-
осуществлять
материально-техническое обеспечение производства и развитие собственной
социальной сферы, планировать свою деятельность, и определять перспективы
развития, исходя из спроса потребителей на выполняемые работы и услуги;
Работники предприятия имеют права, пользуются льготами
и несут обязанности в соответствии с действующим трудовым законодательством,
коллективным договором и уставом.
Решением трудового коллектива для работников
предприятия могут быть установлены дополнительные льготы за счет средств,
направленных на цели потребления.
Управление предприятием осуществляется в соответствии
с действующим законодательством Российской Федерации и уставом. Руководителем
предприятия является его директор. Найм директора и заключение с ним
контракта осуществляется администрацией Красноармейского района г. Волгограда.
Порядок и условия вознаграждения, ответственность лица, назначаемого на
должность директора предприятия, а также порядок и условия освобождения его от
должности устанавливаются трудовым договором (контрактом), заключаемым с
администрацией Красноармейского района г. Волгограда, в соответствии с
действующим законодательством. Трудовой договор (контракт) заключается в
письменной форме
Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане
Российской Федерации, участвующие своим трудом в его деятельности на основе
трудового договора (контракта).
Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский
учет результатов своей деятельности, ведет статистическую отчетность и несет
ответственность за их достоверность в соответствии с действующим
законодательством.
Ревизия и проверка деятельности предприятия
осуществляется учредителем и соответствующими уполномоченными органами.
Контроль за эффективностью использования и
сохранностью имущества, соблюдением договора о передаче имущества в
хозяйственное ведение осуществляет департамент муниципального имущества
администрации Волгограда.
Предприятие имеет один склад для хранения запасов
товаров и продуктов, четыре столовые для реализации продукции.
Для
выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан
определенный набор контрольных процедур.
Все
процедуры построены по единой схеме: наименование, цель процедуры; средства,
необходимые для ее выполнения; техника исполнения процедуры; оформление
результатов.
Процедуры
снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в
программе аудиторской проверки у конкретного клиента. Классификационный номер
содержит название раздела бухгалтерского учета и три знака. Строится по
серийно-порядковой системе: первый знак — номер нарушения по классификации
(выделено семь нарушений порядка ведения кассовых операций); второй знак — номер
разновидности нарушения (от 1 до 4); третий знак — порядковый номер процедуры
для выявления данного нарушения.
Возможный
набор аудиторских процедур:
•
Для выявления прямого хищения денежных средств, не замаскированного никакими
действиями, применяется процедура:
•
Для выявления хищения денежных средств, маскируемого расписками должностных
лиц, работников бухгалтерии и прочих сотрудников предприятия, применимы
процедуры:
«Касса
1.2.1» — проверки наличия на приходных и расходных кассовых ордерах подписи
главного бухгалтера или уполномоченного лица;
«Касса
1.2.2» — проверки наличия на расходных кассовых документах подписей
руководителя предприятия или уполномоченного лица;
«Касса
1.2.3» — проверки наличия на расходных кассовых документах расписок получателей
денег;
«Касса
1.2.4» - устный опрос лиц, получивших деньги по расходным кассовым ордерам, но
не подтвердившим этот факт своей распиской.
•
Для выявления случаев неоприходования и присвоения поступивших денежных сумм и,
в частности, неоприходования и присвоения поступивших денежных сумм из банка
применяются процедуры:
«Касса
2.1.1» — проверки чековой книжки (книжек) предприятия на полноту;
«Касса
2.1.2» — проверки полноты оприходования денежных средств в кассу предприятия,
полученных из банка по чеку.
•
Для выявления случаев неоприходования и присвоения денежных сумм, поступивших
от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам, применяются
процедуры:
«Касса
2.2.1» — проверки своевременности расчетов сотрудников предприятия по
командировочным расходам;
«Касса
2.2.2» — проверки своевременности расчетов сотрудников по средствам, выданным
на хозяйственные нужды;
«Касса
2.2.3» — проверки соответствия приходных кассовых ордеров записям в журнале
регистрации приходных кассовых ордеров;
«Касса
2.2.4» — проверки одновременности оформления кассовых ордеров и движения денег
по ним.
•
Для выявления случаев неоприходования и присвоения поступивших денежных сумм от
различных юридических лиц по доверенностям применяются процедуры:
«Касса
2.3.1» — проверки журнала (журналов) учета выданных доверенностей;
«Касса
2.3.2» — проверка правильности оприходования сумм по доверенностям.
•
Для выявления излишнего списания денег по кассе путем повторного использования
одних и тех же документов применяются процедуры:
«Касса
3.3.3» — проверки обоснованности включения лиц в расчетно-платежные ведомости.
•
Для выявления излишнего списания денег по кассе путем подлога в законно
оформленных документах с увеличением сумм списаний применяются процедуры:
«Касса
3.4.1» — проверки полноты регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей
в журнале регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;
«Касса
3.4.2» — проверки соответствия данных аналитического -и синтетического учета
по расчетам с персоналом.
•
Для выявления случаев присвоения сумм, законно начисленных разным лицам и
организациям, в частности, депонированной заработной платы и средств,
начисленных по другим основаниям, применяют процедуры:
«Касса
4.1.5» — проверки соответствия данных синтетического и аналитического учета
денежных сумм.
•
Для выявления случаев присвоения сумм, причитающихся другим предприятиям:
«Касса
4.2.1» — проверки достоверности доверенностей от других предприятий на
получение денег.
•
Для выявления случаев расчетов суммами наличных денежных средств, превышающими
предельную величину, с другими юридическими лицами и предпринимателями,
действующими без образования юридического лица, применяют процедуры:
«Касса
5.1.1» — проверки осуществления расчетов наличными деньгами с другими
юридическими лицами суммами, превышающими установленную предельную величину;
«Касса
5.2.1» — проверки соблюдения предприятием предельных сумм расчетов между
юридическими лицами наличными денежными средствами, поступающими в кассу.
•
Для выявления случаев расчетов с населением наличными денежными средствами за
готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги с применением
контрольно-кассовых машин применяются процедуры:
«Касса
6.1.1» — проверки правильности ведения книг кассира-операциониста;
«Касса
6.1.2» — проверки полноты оприходования в кассу предприятия выручки
контрольно-кассовых машин;
«Касса
6.2.1» — проверки своевременности постановки на учет контрольно-кассовых машин
в налоговом органе;
«Касса
6.2.2» — проверки своевременности снятия с учета в налоговом органе
контрольно-кассовых машин.
•
Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета
выявляется посредством процедуры:
«Касса
7.1.1» - проверки соответствия контировки, проставленной на первичных кассовых
документах, записям в журнале-ордере № 1 «Касса».
В
условиях автоматизированного составления отчета кассира и ведения кассовой
книги необходимость в проведении многих из указанных процедур отпадает.
5.1.
С другими юридическими лицами и предпринимателями, действующими без
образования юридического лица.
5.2.
Поступающими в кассу проверяемого предприятия. 6. Расчеты с населением
наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги
6.1.
Без применения контрольно-кассовых машин.
6.2.
Без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.
7. Некорректное отражение кассовых операций в
регистрах синтетического учета.
Прежде
чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен
спланировать эту проверку,так как «сплошная» проверка не означает, что
один за другим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могут
просматриваться неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно
определенную процедуру, направленную на выявление одного из возможных
нарушений. Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определенную
цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы.
Для
выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан
определенный набор контрольных процедур.
Все
процедуры построены по единой схеме: наименование, цель процедуры; средства,
необходимые для ее выполнения; техника исполнения процедуры; оформление
результатов.
Процедуры
снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в
программе аудиторской проверки у конкретного клиента.
По
итогам проверки аудиторской фирмой руководству МУПО «Столовая №8» было выдано
условно-положительное заключение.
Литература
1. Андреев В.К. Правовое
регулирование аудита в России. - М.: ИНФРА-М, 1996.-127с.
2. Аудит в России /под. ред.
Данилевского Ю.А. - М.: НИФИ, 1994. - 185с.
3. Аудит : Учебник для вузов/ В.
И. Подольский, Г. Б. Поляк. А.А. Савин, Л. В. Сотников; Под ред. проф. В. И.
Подольского - М.: Аудит.: ЮНИТИ, 1997. -432с.
4. Барышников Н.П. Организация и
методика проведения общего аудита. -М.: Филинъ, 1995. - 448с.
5. Белолипецкий И.А.
Бухгалтерский учет и внутренний аудит. - М.: Б-ка ж. "Консультант
бухгалтера". –1994 г.
6. Дубровина Т.А. и др.
Аудиторская деятельность и страхование: Учеб. пособ./Т.А. Дубровина,
В. А. Сухов, А. Д. Шеремет: Под ред. А. Д. Шеремета. - М.:
ИНФРА-М,1997.-384с.
7. Овсийчук М.Ф. Внешний аудит.
- М.: МУПК, 1995
8. Ритар Н.С. Аудит и анализ
хозяйственной деятельности предприятия /Пер. с фр. Л. П. Белых .- М.: Аудит,
ЮНИТИ, 1997. - 375с.
9. Солодов А.К. Рынок: контроль
и аудит. - Воронеж, 1993. - ч. 1,2.
10. Чекин В.Д. Курс лекций по аудиту:
Учеб. пособ. для студентов вузов. - М.: Финстатинформ., 1997.- 190с.