1. Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская
деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее
- аудируемые лица).
2. Аудит осуществляется в соответствии с
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными
в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Целью аудита является выражение мнения о
достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и
соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской
Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью
понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая
позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные
выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном
положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные
решения.
4. Аудит не подменяет государственного контроля
достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в
соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами
государственной власти.
5. Аудиторские организации и предприниматели,
осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее -
индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
6. Для целей настоящего Федерального закона под
сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и
индивидуальными аудиторами следующих услуг:
1) постановка, восстановление и ведение
бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности,
бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности
организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое
консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе
связанное с реструктуризацией организаций;
5) правовое консультирование, а также представительство
в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
6) автоматизация бухгалтерского учета и
внедрение информационных технологий;
7) оценка стоимости имущества, оценка
предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов,
составление бизнес-планов;
9) проведение маркетинговых исследований;
10) проведение научно-исследовательских и
экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение
их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
11) обучение в установленном законодательством
Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской
деятельностью;
12) оказание других услуг, связанных с
аудиторской деятельностью.
7. Аудиторским организациям и индивидуальным
аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской
деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
2. Законодательство Российской Федерации и иные
акты об аудиторской деятельности
1. Аудиторская деятельность осуществляется в
соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним
иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при
осуществлении аудиторской деятельности.
Нормы законодательства Российской Федерации об
аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны
соответствовать настоящему Федеральному закону.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от
03.11.2006 N 183-ФЗ.
2. Отношения, возникающие при осуществлении
аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента
Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Федеральному
закону и иным федеральным законам.
3. На основании и во исполнение настоящего
Федерального закона и иных федеральных законов, указов Президента Российской
Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления,
содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской
деятельности.
4. В случае противоречия указа Президента
Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации
настоящему Федеральному закону или иному федеральному закону применяется
настоящий Федеральный закон или соответствующий федеральный закон.
3. Аудитор
1. Аудитором является физическое лицо,
отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным
федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
2. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую
деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица,
привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании
гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя,
осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
3. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять
аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской
деятельности.
4. Аудиторская организация
1. Аудиторская организация - коммерческая
организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие
аудиту услуги.
2. Аудиторская организация осуществляет свою
деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в
порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и законодательством о
лицензировании отдельных видов деятельности.
3. Аудиторская организация может быть создана в
любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного
общества.
4. Не менее 50 процентов кадрового состава
аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации,
постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если
руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее
75 процентов.
5. В штате аудиторской организации должно
состоять не менее пяти аудиторов.
5. Права и обязанности аудиторских
организаций и индивидуальных аудиторов.
1. При проведении аудиторской проверки
аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
1) самостоятельно определять формы и методы
проведения аудита;
2) проверять в полном объеме документацию,
связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также
фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица
разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской
проверки вопросам;
4) отказаться от проведения аудиторской проверки
или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности в аудиторском заключении в случаях:
непредставления аудируемым лицом всей
необходимой документации;
выявления в ходе аудиторской проверки
обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение
аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
5) осуществлять иные права, вытекающие из
существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и
не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему
Федеральному закону.
(в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N
164-ФЗ)
2. При проведении аудиторской проверки
аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
1) осуществлять аудиторскую проверку в
соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным
законом;
2) предоставлять по требованию аудируемого лица
необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации,
касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах
Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской
организации или индивидуального аудитора;
3) в срок, установленный договором оказания
аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или)
лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
4) обеспечивать сохранность документов,
получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их
содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания
аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;
5) исполнять иные обязанности, вытекающие из
существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и
не противоречащие законодательству Российской Федерации.
6. Права и обязанности аудируемых лиц и
(или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.
1. При проведении аудиторской проверки
аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг,
вправе:
1) получать от аудиторской организации или
индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах
Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации
или индивидуального аудитора;
2) получить от аудиторской организации или
индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором
оказания аудиторских услуг;
3) осуществлять иные права, вытекающие из
существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и
не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. При проведении аудиторской проверки
аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг,
обязано:
1) заключать договоры на проведение
обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные
законодательством Российской Федерации;
2) создавать аудиторской организации
(индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения
аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям
(индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской
проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для
осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или
аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и
письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской
проверки сведения у третьих лиц;
3) не предпринимать каких бы то ни было действий
в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении
аудиторской проверки;
4) оперативно устранять выявленные аудиторами в
ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и
составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) своевременно оплачивать услуги аудиторских
организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение
аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не
согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае
неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;
6) исполнять иные обязанности, вытекающие из
существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и
не противоречащие законодательству Российской Федерации.
7. Обязательный аудит.
1. Обязательный аудит - ежегодная обязательная
аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской)
отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях,
если:
1) организация имеет организационно-правовую
форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией,
бюро кредитных историй, страховой организацией (за исключением
сельскохозяйственных кооперативов) или обществом взаимного страхования,
товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным
внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются
предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления,
производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования
средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
(в ред. Федеральных законов от 14.12.2001 N 164-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ, от
03.11.2006 N 183-ФЗ)
3) объем выручки организации (за исключением
сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуального
предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за
один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской
Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает
на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством
Российской Федерации минимальный размер оплаты труда; (в ред. Федерального
закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ)
4) организация является государственным унитарным
предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве
хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности
соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных
унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые
показатели могут быть понижены;
5) обязательный аудит в отношении этих
организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным
законом.
2. Обязательный аудит проводится аудиторскими
организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных
(складочных) капиталах которых доля государственной собственности или
собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов,
заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам
размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном
Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд". (в ред. Федеральных законов от 14.12.2001 N 164-ФЗ,
от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в
финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения,
составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации. (п. 3 в ред. Федерального закона от
14.12.2001 N 164-ФЗ)
8. Аудиторская тайна.
1. Аудиторские организации и индивидуальные
аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым
оказывались сопутствующие аудиту услуги.
2. Аудиторские организации и индивидуальные
аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и
(или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе
передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо
разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных
предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались
сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим
Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. Федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее -
уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям,
составляющим аудиторскую тайну в соответствии с настоящим Федеральным законом и
другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении
таких сведений.
4. В случае разглашения сведений, составляющих
аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором,
уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к
сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании настоящего Федерального
закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, аудируемое лицо
или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские
организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица
возмещения причиненных убытков. (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N
164-ФЗ)
Находящиеся в распоряжении аудиторской
организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об
операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания
сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда
уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти
Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами
Российской Федерации об их деятельности.
9. Правила (стандарты) аудиторской деятельности.
1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности
- единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности,
оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к
порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности
подразделяются на:
федеральные правила (стандарты) аудиторской
деятельности;
внутренние правила (стандарты) аудиторской
деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также
правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и
индивидуальных аудиторов. (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)
3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской
деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных
аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении
которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской
деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
5. Профессиональные аудиторские объединения
вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов
внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут
противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом
требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут
быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. (п.
5 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)
6. Аудиторские организации и индивидуальные
аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской
деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам)
аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской
деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть
ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и
внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального
аудиторского объединения, членами которого они являются. (п. 6 в ред.
Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)
7. Аудиторские организации и индивидуальные
аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской
деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за
исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей
документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в
соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
10. Аудиторское заключение.
1. Аудиторское заключение - официальный
документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами
(стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной
форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о
достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и
соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству
Российской Федерации.
2. Форма, содержание и порядок представления
аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами)
аудиторской деятельности.
11. Заведомо ложное аудиторское заключение.
1. Заведомо ложное аудиторское заключение -
аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или
составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию
документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской
организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо
ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.
2. Составление заведомо ложного аудиторского
заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального
аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской
деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование
квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной
ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Совет по аудиторской деятельности при
уполномоченном федеральном органе.
1. В целях учета мнения профессиональных
участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской
деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по
аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного
федерального органа.
2. Совет по аудиторской деятельности:
принимает участие в подготовке и предварительном
рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений
уполномоченного федерального органа;
разрабатывает федеральные правила (стандарты)
аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на
рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
рассматривает обращения и ходатайства
аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит
соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального
органа;
осуществляет иные функции в соответствии с
положением о совете по аудиторской деятельности.
3. Члены совета по аудиторской деятельности
утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению
аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов
исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав
совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной
деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.
4. Представительство аккредитованных
профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности
должно составлять не менее 51 процента общего состава совета.
5. В состав совета по аудиторской деятельности
должны входить представители государственных органов, Центрального банка
Российской Федерации (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.