|
||||||||||||
Рисунок 2 - Группировка приходных и расходных документов бухгалтерией предприятия Группировка приходных документов по поставщикам в бухгалтерии совмещается с учетом приобретения материалов и расчетов с поставщиками в журнале-ордере № 6 или в заменяющих его компьютерных распечатках. Группировка документов по складам и материально-ответственным лицам, а также группам или видам материалов осуществляется составлением накопительных ведомостей, которые ведутся раздельно по приходу и расходу, отдельно для каждого склада. В конце месяца в накопительных ведомостях по приходу и расходу выводят итоги по группам материалов, синтетическим счетам и складу в целом, а в накопительных ведомостях по приходу, кроме того, остаток материалов, переходящий на следующий месяц. Накопительные ведомости по приходу и расходу материалов содержат необходимые данные для заполнения ведомости № 20 «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)», содержащей два раздела. Данные первого раздела позволяют получать информацию о поступлении материалов на предприятие по фактической себестоимости и учетным ценам, на основе которой определяется сумма и средний процент транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) или отклонений (+, -), а также сумма транспортно-заготовительных расходов (отклонений) на остаток материалов, подлежащая списанию. Во втором разделе, на основании данных накопительных ведомостей или отчетов об остатках и движении материальных ценностей, осуществляется свод данных об остатках и движении ценностей за месяц по учетным ценам и фактической себестоимости. Данные этого раздела сверяются с главной книгой по счетам подраздела 20 «Материалы». Средний процент транспортно-заготовительных расходов или средний процент отклонений фактической себестоимости материалов от учетной стоимости по каждому синтетическому счету определяется по следующей формуле: | ||||||||||||
Средний процент ТЗР =______(ТЗР на начало месяца + ТЗР за месяц) х 120 Остаток материалов на начало месяца + + поступление материалов за месяц - по учетным ценам. |
Группировку израсходованных материальных ценностей по объектам калькуляции выполняет производственный отдел бухгалтерии на основе первичных документов или путем распределения пропорционально нормативному расходу материалов на фактический выпуск продукции. На основе полученной группировки производится списание материальных ценностей по учетной стоимости и доле транспортно-заготовительных расходов или отклонений (+, -) на соответствующие счета и объекты калькуляции. [11]
В таблице 3 приведены корреспонденции счетов по учету движения материалов.
Таблица 3 - Корреспонденции счетов по учету движения материалов
№ п/п
Содержание операции
Корреспондирующие счета
дебет
кредит
1
2
3
4
1
Поступление материальных ценностей
Стоимость поступивших и оприходованных материальных ценностей согласно расчетным документам поставщиков (без НДС), состоящих на учете по НДС в Республике Казахстан
201 - 206, 208, 222
671
на суммы, принимаемые к возмещению, включенные в налоговые счета-фактуры поставщиков, состоящих на учете по НДС
331
671
2
Расходы по заготовке и доставке материальных ценностей (без НДС):
а) оплата тарифов (фрахта) за провоз грузов всеми видами транспорта:
201 - 206, 208, 222
671
б) доставка и разгрузка материальных ценностей на складах предприятия сторонними предприятиями;
201 - 206, 208, 222
671
в) командировки по непосредственному заготовлению материальных ценностей.
201 - 206, 208, 222
671
на суммы НДС, принимаемые к возмещению, включенные в налоговые счета-фактуры поставщиков, состоящих на учете по НДС, в части расходов по заготовке материальных ценностей
331
671, 333, 687
3
Претензии, предъявленные поставщикам после акцепта (оплаты) расчетных документов на поступившие материальные ценности в связи с:
несоответствием качества, завышением цен, выявленным в документах;
арифметическими ошибками;
334
671
недостачей в пути (сверх норм естественной убыли) по вине транспортных предприятий, а также недогрузом поставщиками;
334
671
недостачей в пути (сверх норм естественной убыли) по вине материально ответственного лица, сопровождающего груз.
334
671
4
Оприходование поступивших на склад материальных ценностей, приобретенных подотчетными лицами (без НДС)
201 – 206, 208, 222
333, 687
на суммы НДС, принимаемые к возмещению, включенные в налоговые счета-фактуры, предоставленные подотчетными лицами
331
333, 687
5
Принятие на учет материальных ценностей собственного производства
201 206
900
6
Оприходование на склад готовой продукции собственного производства
221
900
7
Принятие на учет материальных ценностей на затраты производства, но фактически не использованных (возврат из производства)
201 - 206, 208
126, 901, 921, 931, 951
8
Оприходование отходов производства по ценам возможного использования
201 – 206, 208
126, 901, 921, 931, 951
9
Оприходование материальных ценностей, полученных безвозмездно от других предприятий, от ликвидации основных средств
201 – 206, 208
727
10
Оприходование излишков материальных ценностей, выявленных при инвентаризации
201 – 206 208, 222
727
11
Дооценка материальных ценностей
201 - 206, 208, 222
543
12
Взаимный зачет излишков и недостач материальных ценностей, выявленных при инвентаризации
201 – 206, 208, 221, 222
201 - 206, 208, 221, 222
Выбытие материальных ценностей
1
Отпуск материальных ценностей цехам основного производства
901
201 – 206
2
Отпуск материальных ценностей цехам вспомогательного производства
921
201 - 206
3
Списание материальных ценностей, использованных на накладные расходы
931
201 -206, 208
4
Списание материальных ценностей, использованных в социальной сфере
941
201 – 206, 208, 222
5
Списание стоимости материалов, использованных на исправление брака
951
201 – 206
6
Списание стоимости материальных ценностей, использованных на общие и административные расходы
821
201 – 206, 208, 222
7
Списание стоимости материальных ценностей, использованных на расходы по реализации товаров (работ, услуг)
811
201 – 206, 208, 222
8
Списание фактической себестоимости материальных ценностей, реализованных на сторону
845
201 – 206, 208
9
Списание себестоимости реализованной, готовой продукции (работ, услуг)
801
221
10
Списание себестоимости реализованных товаров, приобретенных для продажи
802
222
11
Списание стоимости материальных ценностей, переданных другим предприятиям безвозмездно
845
201 – 206, 208, 221, 222
12
Уценка материальных ценностей
543
201 – 206, 208, 221, 222
13
Списание стоимости материальных ценностей, потребленных при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (землетрясения, наводнения, селя и т. д.)
861, 862
201 – 206, 208, 221, 222
14
Взаимный зачет излишков и недостач, выявленных при инвентаризации
201 – 206, 208, 221, 222
201 – 206, 208, 221, 222
15
Списание недостач и порчи материальных ценностей, выявленных при инвентаризациях независимо от причины возникновения:
334
201 – 206, 208, 221, 222
списание недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли;
126, 821, 935
334
списание недостачи сверх норм убыли, потерь от порчи ценностей, хищений на виновное лицо;
333
334
списание недостачи сверх норм убыли, потерь от порчи ценностей, а также хищений при отсутствии конкретных виновников и в случае, когда судом отказано во взыскании с материально ответственных лиц вследствие необоснованности исков.
821
334
Источник: Самоучитель по бухучету и налогообложению. Выпуск 3 – Алматы: Бухгалтер, 2004.
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия товаров, тары и других видов ценностей в натуре данным бухгалтерского учета. Она проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имеющихся на складе ценностей. Инвентаризации подлежат как принадлежащие, так и не принадлежащие данному предприятию ценности.
Инвентаризации проводятся в установленные сроки, а также при смене материально ответственных лиц, при проведении аудиторских проверок, после стихийных бедствий, по требованию контрольных и следственных органов и т.д.
В зависимости от полноты охвата инвентаризации могут быть полными и частичными.
При полной инвентаризации проверке подлежат все средства. Проводиться она должна обязательно в конце года перед составлением годового отчета.
При частичной инвентаризации проверке подвергается один или несколько видов средств в определенных местах хранения.
В зависимости от основания проведения инвентаризации бывают плановые и внеплановые.
Плановые проводятся в установленные сроки, а внеплановые - по мере необходимости, как правило, внезапно.[15]
Ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации возлагается на руководителя и главного бухгалтера предприятия. В приказе на проведение инвентаризации кроме состава комиссии указывается объем и причины инвентаризации, сроки начала и окончания работ.
Перед инвентаризацией необходимо опломбировать все подсобные помещения и другие места хранения товаров, имеющие отдельные выходы и входы, проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение сроков их проверки и клеймения. У материально ответственного лица берется расписка о том, что все документы по приходу и расходу ценностей сданы в бухгалтерию и, что никаких не оприходованных и не списанных в расход ценностей у него нет. Материально ответственное лицо составляет товарный отчет, в котором выводит остаток товаров и тары на момент проведения инвентаризации.
Председатель комиссии должен завизировать все приходные и расходные документы и по остаткам товаров и тары. Это является важным моментом для бухгалтерии при определении учетных остатков товаров и тары на момент инвентаризации.
К моменту окончания инвентаризации должна быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу ценностей и сделаны соответствующие записи в аналитическом учете на день инвентаризации.
После проверки ценностей в помещении его закрывают и пломбируют, Ключ от замка остается у материально ответственного лица, а пломбир - у председателя комиссии. Открытие помещения производится вместе.
Категорически запрещается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Затаренные товары не распаковывают, если это может вызвать понижение их качества, а проверяют на выборку (не менее 10%). В остальных случаях всё нераспакованные товары должны быть распакованы и проверены по количеству и качеству.
Фактическое наличие ценностей по каждому их виду записывается в инвентаризационные описи, заполняемые в двух-трех экземплярах. Один экземпляр описи составляет материально ответственное лицо, остальные - представитель инвентаризационной комиссии. При передаче ценностей от одного материально ответственного лица другому по одному экземпляру заполняют принимающий и сдающий. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров ценностей и общий итог количества всех ценностей в натуральных показателях независимо от единиц измерения, записанных на странице. Каждую страницу описи подписывают материально ответственное лицо и все члены комиссии.
В конце инвентаризационной описи материально ответственное лицо дает расписку о том, что проверка ценностей произведена в его присутствии правильно, претензий к работе комиссии он не имеет и указанные ценности он принимает на дальнейшее ответственное хранение.
Никаких помарок, подчисток в описях не допускается. Исправляют выявленные ошибки во всех экземплярах описей корректурным способом, то есть зачеркивают неправильные записи и надписывают необходимые. Исправления должны быть оговорены и заверены подписями всех членов инвентаризационной комиссии. В инвентаризационных описях нельзя оставлять незаполненные строки, поэтому в последних листах описи незаполненные строки прочеркивают.
На ценности, пришедшие в негодность, составляют отдельную инвентаризационную опись. В протоколе комиссии указывают причины порчи и виновных лиц. [16]
Тара инвентаризируется вместе с товаром. Ее подбирают по видам и заносят в опись.
Инвентаризация ценностей заканчивается выявлением ее результатов. Результатом инвентаризации может быть излишек или недостача материальных ценностей.
При выявлении крупных недостач комиссия должна закрыть и опечатать помещение и немедленно сообщить о результатах инвентаризации руководителю предприятия.
По всем недостачам (сверх норм убыли) и излишкам материально ответственное лицо обязано представить инвентаризационной комиссии письменное объяснение.
На основании инвентаризационных описей и данных бухгалтерского учета бухгалтерия составляет сличительные ведомости, в которых выводятся излишки и недостачи ценностей.
Одновременно материально ответственное лицо составляет дополнительный товарный отчет, в котором указывается сумма недостачи или излишка. В результате этого в товарном отчете фактические остатки ценностей будут соответствовать данным, полученным при инвентаризации.[13]
Основные понятия по организации производственного учета.
Промышленное предприятие - сложный механизм, состоящий из основного, вспомогательного, подсобного, экспериментального производства и хозяйства.
Эти отдельные цеха или участки делятся на основные и вспомогательные.
К основному производству относятся производства, выпускающие продукцию, для которой и создано предприятие.
Вспомогательные производства обслуживают основное производство. В состав вспомогательных производств входят: ремонтно-механические, транспортные, инструментальные цехи, водо- и газоснабжение и т.д.
Различают три вида производства: индивидуальное, серийное, массовое.
Индивидуальное - это производство, при котором готовые изделия выпускаются единичными экземплярами или небольшими повторяющимися заказами.
Для данного производства характерны высокие затраты на подготовительную работу и нет четкого разделения по специализации.
Серийное производство характеризуется периодичностью изготовления одинаковых изделий, которые образуют их серию.
Массовое производство характеризуется изготовлением одинаковой продукции в течение длительного времени. [18]
Любое производство продукции, работ и услуг связано с затратами. Определим понятия «затраты», «расходы».
В понятие «затраты» входит уменьшение активов или увеличение обязательств, связанных с возникновением издержек производства.
Расходы - это издержки, относящиеся к текущему учетному периоду. Расходы представляют собой используемый ресурс для получения доходов в текущем периоде.
Затраты предприятия на производство и реализацию продукции в денежной форме составляют себестоимость продукции. [10]
Бухгалтерия производства делится на финансовую бухгалтерию, которая ведет учет по счетам разделов 1-8 Типового плана счетов бухгалтерского учета, и производственную (управленческую) бухгалтерию, включающую подраздел 90 Типового плана счетов бухгалтерского учета.
Для того чтобы узнать, как ставится на баланс продукция, надо рассказать о разделе «Счета производственного учета», в котором расписываются затраты. Данный раздел включает следующие счета:
Подраздел 90 «Основное производство»
900 «Основное производство»
901 «Материалы»
902 «Оплата труда производственных рабочих»
903 «Отчисления от оплаты труда»
904 «Накладные расходы»
Подраздел 91 «Полуфабрикаты собственного производства»
910 «Полуфабрикаты собственного производства»
911 «Материалы»
912 «Оплата труда производственных рабочих»
913 «Отчисления от оплаты труда»
914 «Накладные расходы»
Подраздел 92 «Вспомогательное производство»
920 «Вспомогательное производство»
921 «Материалы»
922 «Оплата труда работников»