1.
Основные
концепции развития аудита в России ………..….…..6
Сущность и цели аудита
……………………………………………….…….6
Правовое регулирование аудиторской
деятельности ………………..……..8
Федеральные правила (стандарты)
аудиторской деятельности ……….…11
2.
Понятие и
виды аудита ……………………………….…………13
Понятие аудита ………………………………………….….………………..13
Внешний аудит ……………………………………………..………………..14
Внутренний аудит ………………………………………..………………….17
Сопутствующие аудиторские услуги
……………………..………………..22
Заключение
…………………………………………………………………..23
Глоссарий
………………………………………………………………….…24
Список использованных источников
………………………………………26
Приложение А
……………………………………………………………….28
Введение
На данный момент в экономике
России происходят существенные изменения, как на макроэкономическом, так и на
микроэкономическом уровне. Складывается современная система рыночной экономики,
изменяются характер и методы экономической деятельности предприятий и
организаций в рамках этой системы. Финансовый контроль – один из важнейших
элементов рыночных отношений. Финансовый контроль (от лат. finansia – «доход,
платеж»), осуществляемый с целью обеспечения законности, эффективности и
целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью
проводимого в Российской Федерации контроля. При этом законодательно понятие
«финансовый контроль» не определено.
За последнее десятилетие
произошли значительные изменения и в организации финансового контроля, и в его
содержании. С одной стороны, были упразднены органы народного контроля,
образованы новые контрольные органы. Особое внимание уделялось укреплению
государственного финансового контроля. С другой – в условиях формирования
рыночных отношений в РФ объективно возрастало значение повседневного
внутрихозяйственного контроля, контроля со стороны собственников организаций и
индивидуальных предпринимателей. Стало ясно, что достоверная бухгалтерская
(финансовая) отчетность создает возможность сознательного выбора экономических
решений, оберегает от случайных деловых связей и операций с повышенным риском.
В этих условиях широкое распространение получил контроль в новой для России
форме – аудиторской деятельности, проводимой на основе возмездных договоров
независимыми аудиторами.
Такой контроль может быть
государственным и независимым. Независимый контроль носит название «аудит».
Главной целью аудита является обеспечение контроля над достоверностью
информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные об
использовании имущества и денежных средств, о проведении коммерческих операций
и направлении инвестиций юридическим объектами могут быть объективно
подтверждены независимым аудитом. Однако, несмотря на столь значительные
изменения в системе финансового контроля, можно констатировать, что к
настоящему времени, к сожалению, так и не выработано единого понимания системы
финансового контроля, не определены принципы ее построения, единые
организационные и методологические основы финансового контроля в Российской
Федерации, отсутствует единая концепция реформирования существующей системы
финансового контроля, хотя на страницах печати не раз говорилось о
необходимости разработки и принятия Закона «О финансовом контроле в Российской
Федерации».
Актуальность темы
раскрывает само понятие аудит - это деятельность, направленная на уменьшение
предпринимательского риска, так как наличие достоверной финансовой информации
позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает
возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия ряда экономических
решений.
Объектом
исследования стала аудиторская деятельность, а предметом соответственно, сущность
аудита.
Целью исследования в данной
работе является повышение уровня профессиональных знаний в области
бухгалтерского учета и аудита, правильного понимания экономического значения
рассматриваемых вопросов, приобретения навыков самостоятельного углубленного
изучения теоретического материала и практики аудита на предприятиях, умения
критически оценивать проработанный материал, формулировать и обосновывать
собственные выводы.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание
было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
- изучить сущность и цели аудита;
- проанализировать законодательство Российской Федерации и
иные акты об аудиторской деятельности;
- изучить федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
- рассмотреть программу аудиторской проверки;
- проанализировать методы сбора аудиторских доказательств и
аналитические процедуры;
- дать оценку результатов аудиторской проверки;
Методами
исследования являются:
- изучение
действующей нормативной базы, регулирующей аудиторскую деятельность;
- изучение и
обобщение научной литературы;
- анализ
практических материалов.
Практическая значимость
курсовой работы заключается в том что, рациональная организация контроля за
состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины,
выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и
качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины,
сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости
оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния
предприятия.
1
Основные концепции развития аудита в России
1.1 Сущность и цели аудита
Слово "аудит" происходит от латинского слова "audio"
(что значит "слушатель" или "слушающий"). По аналогии со
специальными врачебными инструментами, используемыми для определения
физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавливается экономическое
здоровье организаций, банков, корпораций и т.д.
Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой
предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению
вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов
бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и
требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг [11,
с. 8].
Аудитор - лицо, проверяющее состояние
финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.
Аудитор - специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в
порядке, установленном законодательством РФ.
Следует отметить, что аудит отличается от
судебно-бухгалтерской экспертизы. Это отличие состоит в том, что аудит —
независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению
судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее
процессуально - правовой форме, обеспечивающей получение источника
доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в
ходе исследования совершенных хозяйственных операций.
Аудит существует независимо от наличия или отсутствия
уголовного или гражданского дела. В то время как судебно-бухгалтерская
экспертиза не может существовать вне уголовного или гражданского дела,
поскольку представляет собой процессуально - правовую форму (правовую сторону данного
вида экспертизы).
Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу
к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным
по результатам проверки, и так далее.
В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их
современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими
преобразованиями в стране в настоящее время [17, с. 23].
В связи с развитием аудиторской деятельности
происходит расширение ассортимента и объема услуг, оказываемых аудиторскими
фирмами. За последние 25 лет аудит и аудиторские процедуры непрерывно
развивались. Можно выделить три стадии развития: подтверждающую,
системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.
Подтверждающая стадия аудита характеризовалась
тем, что при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал
практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал
собственные учетные регистры.
В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением
или ведением учета.
Так как аудит — это предпринимательская деятельность, то есть
деятельность, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять
такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на
проведение проверки, не снижая качества.
Аудит, базирующийся на риске, — это такой вид
аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы
предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив
аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время,
затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на
суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную с точки
зрения затрат проверку.
Системно-ориентированный аудит предусматривает
наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная стадия привела к тому,
что аудиторы стали проводить экспертизу на основе
внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля
облегчается проведение внешнего аудита, так как внешние аудиторы могут
ограничить свою работу выборочными проверками и тестированием отдельных
объектов контроля.
Рассмотрим цели и задачи аудиторской деятельности. Как было
отмечено, главная цель аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об
аудируемом объекте. Аудиторство
— это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет
собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего
субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия
действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению
бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Достижению главной цели способствуют особенности (требования)
ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении
проверок; конфиденциальность; профессионализм,
компетентность и добросовестность аудитора;
использование методов статистики и экономического анализа; применение новых
информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным
аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам;
ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по
результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской
профессии.
Вышеперечисленные особенности определяют нормы поведения
аудитора.
1.2 Правовое
регулирование аудиторской деятельности
Правовое регулирование аудита является первостепенной задачей развития аудита в России. Четко регламентированные правила, определяющие правила работы на рынке данных услуг позволят привести аудит в конкретные правовые рамки на высшем законодательном уровне [15, с. 10].
Основой правового регулирования аудита в России является
Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской
деятельности" (ред. от 03.11.2006).
Ранее, регулирование аудиторской деятельности в Российской
Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской
деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской
Федерации от 22.12.93 г. №2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что
Временные правила вступают в силу на всей территории Российской Федерации с
момента опубликования настоящего Указа и действуют до принятия Федеральным
Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего
аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием
Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в Российской
Федерации начался новый этап развития аудита.
Необходимость совершенствования законодательного обеспечения
аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что Временные
правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже
не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг,
отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.
Важно отметить, что нормы законодательства Российской
Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных
законах, должны соответствовать Федеральному закону «Об аудиторской
деятельности».
Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской
деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской
Федерации, которые не должны противоречить указанным федеральным законам. На
основании и во исполнение настоящего Федерального закона и иных федеральных
законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской
Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства
Российской Федерации об аудиторской деятельности.
Среди подзаконных нормативных актов регулирующих аудиторскую
деятельность можно выделить:
- Постановление Правительства
РФ от 30 ноября 2005г. N706 "О мерах по обеспечению проведения
обязательного аудита";
- Приказ Минфина РФ от 29
декабря 2006г. N 187н "Об утверждении программ повышения квалификации
аудиторов" (с изменениями от 13 июня 2007г.) #"1.files/image001.gif">