|
||||||||||||
Основными материалами для анализа эффективности общественного питания служат показатели плана хозяйственно-финансовой деятельности и следующие данные годовой бухгалтерской и статистической отчётности:
2.3 Анализ выполнения плана и динамики товарооборота. Проведём анализ хозяйственной деятельности Витебского областного объединения потребительской кооперации. Общая схема проведения анализа товарооборота и выпуска собственной продукции имеет следующий вид: общая оценка выполнения плана и динамики товарооборота, изучение его состава анализ степени выполнения производственной программы; анализ влияния на товарооборот внешних и внутренних факторов; анализ влияния изменения состава, объёма товарооборота на финансовые результаты организации. Для анализа товарооборота за отчётный 2004 год используем таблицу 1. Таблица 1. Товарооборот организации общественного питания за отчётный год
| ||||||||||||
Показатели
|
Предшест-вующий год |
Отчётный год |
Отчёт. год в % к предшест. |
|||||||||
план |
Факти-чески |
% вып. плана |
||||||||||
1.Оборот по продукции собственного производства, всего, млн.р. |
1437,6 |
1708,9 |
1861,0 |
108,9 |
129,4 |
|||||||
1а. в том числе обеденная продукция, млн. р. |
679,8 |
815,0 |
891,4
|
109,4 |
131,1 |
|||||||
2. Удельный вес обеденной продукции в обороте по продукции собственного производства, % (стр.1а:стр.1*100) |
47,3 |
47,7 |
47,9 |
+0,2 |
+0,6 |
|||||||
3.Оборот по покупным товаром, млн.р. |
663,8 |
764,6 |
812,8 |
106,3 |
122,4 |
|||||||
4.Товарооборот общественного питания, всего (стр.1+стр.2), млн. р. |
2101,4 |
2473,5 |
2673,8 |
108,1 |
127,2 |
|||||||
4а. в том числе розничный товарооборот, млн.р. |
1884,4 |
2258,3 |
2514,0 |
111,3 |
133,4 |
|||||||
5.Удельный вес продукции собственного производства в товарообороте общественного питания, %(стр.1:стр.4*100) |
68,4 |
69,1 |
69,6 |
+0,5 |
+1,2 |
|||||||
6.Удельный вес розничного товарооборота в товарообороте общественного питания, %(стр.4а:стр.4*100) |
89,7 |
91,3 |
94,0 |
+2,7 |
+4,3 |
|||||||
7. Весь розничный товарооборот райпо(торговая сеть и общест. питание),млн.р. |
22433,3 |
26568,2 |
28896,6 |
108,8 |
128,8 |
|||||||
7а.В том числе розничный товарооборот райпо по продовольственным товарам,млн.р. |
17498 |
20457,5 |
22134,7 |
108,2 |
126,5 |
|||||||
8.Удельный вес розничного товарооборота общественного питания по всем розничном товарообороте райпо,%(стр.4а:стр.7а*100) |
8,4 |
8,5 |
8,7 |
+0,2 |
+0,3 |
|||||||
8а. Удельный вес розничного товарооборота общественного питания в розничном товарообороте райпо по продав. товарам,% (стр.4а:стр.7а*100) |
10,8 |
11,0 |
11,4 |
+0,4 |
+0,6 |
|||||||
Предприятие за отчётный год обеспечило выполнение плана, как всего товарооборота, так и по продукции собственного производства. По сравнению с предыдущим годом товарооборот общественного питания увеличился на 27,2 %. Общий прирост товарооборота в действующих ценах составил 2673,8-2101,4=572,4 млн. рублей в том числе: прирост за счёт повышения цен на товары и сырья 2673,8-2113,7=560,1 млн. рублей или 97,9 % общего прироста (560,1/572,4∙100) прирост за счёт увеличения физического объёма товарооборота 2113,7-2101,4=12,3 млн. рублей или 2,1 % общего прироста (12,3/572,43∙100) |
Определим изменение удельного веса оборота по продукции собственного производства в товарообороте общественного питания. Опережающими темпами развивался оборот по продукции собственного производства, в результате чего удельный вес его в товарообороте общественного питания возрос с 68,4 % до 69,6 %. Удельный вес обеденной продукции собственной продукции увеличился с 47,3 % до 47,9 % или на 0,6 %, хотя уровень данного показателя пока оставался невысоким.
Проведём анализ выполнения плана товарооборота общественного питания по кварталам, а также установим, как развивался товарооборот каждого квартала в отчётном году по сравнению с предшествующим.
(Таблица 2)
Кварталы
Предшествующий год
Отчётный год
Отчётный год в % к предшест.
Сумма, млн. руб.
% к итогу
план
фактически
% вып. плана
Сумма, млн. руб.
% к итогу
Сумма
млн. руб.
% к итогу
1
472,8
22,5
566,4
22,9
578,9
21,6
102,2
122,4
2
556,9
26,5
643,1
26,0
700,5
26,2
108,9
125,8
3
577,9
27,5
682,7
27,6
675,2
25,2
98,9
116,8
4
493,8
23,5
581,3
23,5
719,2
27,0
123,7
145,6
Итого
2101,4
100,0
2473,5
100,0
2673,8
100,0
108,1
127,2
Таблица 2. Товарооборот общественного питания по кварталам анализируемого периода
Кварталы
Предшествующий год
Отчётный год
Отчётный год в % к предшест.
Сумма, млн. руб.
% к итогу
план
фактически
% вып. плана
Сумма, млн. руб.
% к итогу
Сумма
млн. руб.
% к итогу
1
472,8
22,5
566,4
22,9
578,9
21,6
102,2
122,4
2
556,9
26,5
643,1
26,0
700,5
26,2
108,9
125,8
3
577,9
27,5
682,7
27,6
675,2
25,2
98,9
116,8
4
493,8
23,5
581,3
23,5
719,2
27,0
123,7
145,6
Итого
2101,4
100,0
2473,5
100,0
2673,8
100,0
108,1
127,2
За отчётный 2004 год по сравнению с 2003 годом во всех кварталах обеспечен рост объёма товарооборота. Резких изменений в соотношении удельных весов кварталов в годовом товарообороте не наблюдается. Однако, план товарооборота по кварталам отчётного года выполняется неравномерно. Так в 4 квартале план товарооборота перевыполнен на 23,7 %, а в 3 квартале недовыполнен на 1,1 %.
Рассмотрим влияние выпуска блюд ( Б ) и средней продажной цены одного блюда ( Ц ) на изменение оборота по обеденной продукции ( О ). Взаимосвязь факторов представляется формулой:
О=Б∙Ц
Общий прирост оборота по обеденной продукции по сравнению с предшествующим годом составил 211,6 млн. руб. (891,4-679,8)
Прирост оборота за счёт увеличения блюд (∆Об ) оценивается по формуле: ∆Об = Б1∙Ц0-Б0Ц0
Где Б1Б0- выпуск блюд за отчётный и базисный период
Ц0- средняя продажная цена одного блюда за базисный период
∆Об=1061,2∙0,76-679,8=806,5-679,8=126,7 млн. руб. или 59,9 %
общего прироста оборота по обеденной продукции.
Увеличение оборота за счёт роста средней продажной цены одного блюда отчётного периода: ∆Оц = 891,4-1061,2∙0,76=891,4-806,5=84,9 млн. руб.
( 40,1 % общего прироста оборота).
3.Анализ прибыли и издержек обращения общественного питания.
Прибыль-это конечный финансовый результат. Она обеспечивает экономическую самостоятельность и самофинансирование организацией общественного питания. Её роль обусловлена тем, что она выступает как источник пополнения собственных оборотных средств, развития материально-технической базы, социального развития трудового коллектива, погашения долгосрочных кредитов, увеличения стимулирующих выплат в структуре затраты каждого работника. Как экономический показатель прибыль представляет собой разность между доходами и расходами от хозяйственной деятельности.
Прибыль отчётного периода определяется на основании бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций и представляет сумму прибыли от реализации.
Абсолютная сумма прибыли не в полной мере отражает степень эффективности деятельности организации общественного питания, поэтому в анализе используется система показателей рентабельности, позволяющая оценить эффективность применённых ресурсов и потреблённых затрат Таблица 3.
Таблица 3. Показатели рентабельности
Показатели
Алгоритм расчёта
1. Рентабельность товарооборота, %
П/Т ∙100
2. Рентабельность основных средств, %
П/Ф ∙100
3. Рентабельность оборотных средств, %
П/Ос ∙100
4. Рентабельность функционирование. капитала, %
П/(Ф+Ос) ∙100
5. Рентабельность трудовых ресурсов ( расх. на
оплату труда)
П/ФЗП ∙100
6.Рентабельность экономического потенциала, %
П/(Ф+Ос+ФЗП) ∙100
7.Рентабельность расходов общественного питания, %
П/Р ∙100
8. Удельный вес прибыли в доходах от реализации, %
П/Д ∙100
9. Удельный вес прибыли в чистой продукции, %
П/ЧП ∙100
Основной целью анализа прибыли и рентабельности в общественном питании является выявление, изучение и мобилизация резервов роста прибыли и рентабельности, повышения эффективности и конкурентоспособности объектов общественного питания при одновременном улучшении качества продукции собственного производства и обслуживания потребителей.
Информационной базой проведения анализа прибыли и рентабельности в общественном питании являются : бухгалтерская отчётность « Баланс организации» с приложениями ( форма № 1 « Движение основных средств»; форма №2 « Отчёт о прибылях и убытках »; форма №3 « Отчёт о расходах на реализацию товаров»);статистическая ( форма № 4 – торг « Отчёт по общественному питанию»).
Для анализа прибыли за отчётный год используем Таблицу 4.
Таблица 4.Прибыль и рентабельность организации общественного питания
Показатели
Предшествующий
год
Отчётный год
Отчёт. год в % к предш. году
Откло-нение
(+,-) в % к
Оборо-ту
Сумма, млн.руб.
В % к обороту
Сумма,
∆млн.руб.
В % к обороту
Товарооборот общественного питания
2101,4
__
2673,8
127,2
__
Страницы: 1, 2