5. Заработная
плата усилила противоречия социальной функции. В 2001 – 2002 годах заметно
увеличилась дифференциация заработной платы между различными отраслями;
предприятиями и категориями наёмных работников.
Особого внимания
в анализе политики государства в сфере заработной платы заслуживает такая
важная категория, как минимальная заработная плата (см. таблицу 2).
Таблица 2. Минимальная заработная плата
и тарифная ставка первого разряда, май 2000 - март 2002
1.05. 00
1.10.00
1.03.01
1.07.01
1.12.01
1.03.02
Минимальная заработная плата
в белорусских рублях
2600
3600
5700
7500
10000
17000
в долларах США
2,7
3,5
4,6
5,4
6,5
9,6
Тарифная ставка 1-го разряда
в белорусских рублях
5200
7200
11500
14500
19500
19500
в долларах США
5,4
7,0
9,3
10,5
12,7
11,0
Источник: IMF,
2002; Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2002
В белорусской
экономике роль МЗП чисто формальная. Государственный минимум заработной платы
должен выступать в качестве социальной гарантии и нижней границы оплаты труда.
Минимальная заработная плата призвана отражать минимально приемлемую для данных
экономических условий величину потребления и являться базой для определения
размера заработной платы наименее квалифицированного работника. На современном
этапе МЗП не соответствует нижней границе месячной оплаты труда, и ниже бюджета
прожиточного минимума. Кроме того, минимальная месячная оплата труда до
недавнего времени выполняла не свойственную ей роль технического норматива при
определении размеров стипендий учащимся, пенсий, социальных выплат, предусмотренных
законодательством, определении размеров налогов, штрафных санкций и т.д. В
соответствии с действующим в настоящее время Декретом Президента Республики
Беларусь №3 от 15 февраля 2002 года минимальный размер заработной платы,
установленный в сумме 17000 рублей в месяц, применяется исключительно для
регулирования оплаты труда и выплаты пособий, связанных с исполнением трудовых
обязанностей. Для определения социальных пособий, выплат и т.д. с 1 марта 2002
г. используется базовая сумма, равная 10000 рублей. Однако, прожиточный
минимум, ориентированный на минимально допустимые размеры потребления наиболее
важных для человека материальных благ и услуг, не обеспечивает нормального
воспроизводства рабочей силы, так как не учитывает полного набора товаров и услуг,
необходимых для удовлетворения первоочередных материальных и культурных потребностей.
Поэтому его надо рассматривать только как временный ориентир в социальной политике,
ограниченный периодом кризисного состояния экономики. В перспективе минимальная
заработная плата должна обеспечить потребление на уровне минимального потребительского
бюджета.
Переходный этап
Беларуси характеризуется расширением государственного регулирования и опеки в
сфере производства и оплаты труда, жёстким административным контролем над
инфляционным ростом цен (см. таблицу 3).
Таблица 3. Беларусь: Заработная плата и
Цены, 1997-2001
1997
1998
1999
2000
2001*
Заработная плата
Реальная среднемесячная зарплата,
индекс (1996=100)
114
138
144
163
207
Среднемесячная зарплата, в долл.
США
64
50
33
57
86
Индекс роста потребительских цен
Среднемесячный индекс
64
73
294
169
68
Индекс на конец периода
63
172
251
108
33
Источник: IMF,
2002, p. 27, *За январь-сентябрь
Данные
свидетельствуют о значительном росте реальной заработной платы, однако для
более полного представления о сложившейся ситуации в сфере оплаты труда рассмотрим,
что же находится за фасадом статистических отчётов?
* - В рублях 1994
года; ** - За первое полугодие *** - ИПЦ = 1 в 1991; **** - Курс НБ
Динамика реальной
заработной платы за анализируемый период свидетельствует о её резком падении
(почти в 4 раза) в 1991-1994 годах; 1995-1997 годы характеризуются действительным
ростом реальной зарплаты; в 1998 году вновь произошло падение до уровня 1992
года. В 1999 году изменяется методика расчёта ИПЦ. Можно предположить, что это
в какой-то мере повлияло на улучшение статистической картины динамики реальной
зарплаты в последующие годы.
Динамика
номинальной заработной платы, выраженной через минимальный потребительский
бюджет, колеблется в довольно узком диапазоне 1,1 – 1,28 МЗП за период
1994-2000 годов. Однако такое соотношение не может считаться удовлетворительным
и стабилизировать социально-экономическую ситуацию в аспекте воспроизводства
семьи, эффективных сбережений и инвестиций.
Изменение
денежно-кредитной политики властей, активное сдерживание роста официального
курса в последние годы во многом повлияли на повышение долларового эквивалента
средней заработной платы.
В 2001-2002 годах
рост номинальной заработной платы происходил в отрыве от макроэкономической
ситуации. В течение 2001 года номинальная зарплата по народному хозяйству
возросла в два раза, в то время как производительность труда увеличилась на
7-8%процентов.
В связи с тем,
что удельный вес заработной платы в себестоимости продукции составляет 7-12% (в
последние годы в некоторых отраслях экономики до 20%), значительный рост
номинальной заработной платы не оказал прямого влияния на увеличение темпов инфляции.
Вместе с тем, опережающий рост зарплаты в монопольных и приоритетных отраслях
(электроэнергетика, связь, строительство, банковское дело) в отрыве от роста
производительности труда имеет косвенный инфляционный эффект на
макроэкономическом уровне.
В условиях
административно-командного контроля над уровнем цен мы имеем дело с
«подавляемой» инфляцией. В таких условиях реальная заработная плата может
расти, однако, на фоне резкого падения прибыльности и эффективности субъектов
хозяйствования и демонетизации экономики.
На первоначальных
этапах имеется возможность пополнения оборотных средств на расширенное
воспроизводство посредством банковских кредитов, но в дальнейшем появляется
опасность разрушения эффективной банковской системы, появления круговой системы
неплатежей.
Углубленный и
детальный анализ реальной ситуации современного переходного этапа экономики
Беларуси позволяет аргументировано доказать относительную иллюзорность
статистических данных.
- Во-первых,
приходится поставить под сомнение реальный рост объёмов производства. В 2001
году выпуск продукции в натуральных величинах в большинстве отраслей экономики
снизился на 10-30%, в то время как в сопоставимых стоимостных величинах рост в
целом по народному хозяйству составил 104%. Падение натуральных объёмов продукции
промышленности компенсируется за счёт ассортиментных сдвигов продукции, роста
цен и игры экономическими расчётами.
- Во-вторых,
расчёт ИПЦ осуществляется специфическим образом. Цены на большинство товаров и
услуг, включаемых в ИПЦ строго контролируются государством, следовательно, рост
ИПЦ не отражает реальной ситуации на потребительском рынке.
Источник: свои
расчёты. ** - Дефлированная на индекс роста стоимости потребительской корзины
- В-третьих,
статистическая усреднённая заработная плата сглаживает дифференциацию
заработной платы по различным отраслям экономики. Если в электроэнергетике, нефтехимической
промышленности, банковском секторе средняя заработная плата превысила уровень
сто долларовой отметки, то в агропромышленном комплексе, машиностроении, лёгкой
промышленности и многих других отраслях народного хозяйства уровень намного
ниже (см. таблицу 6).
Таблица 6.
Беларусь: среднемесячная заработная плата по отраслям экономики,1999-2000
1999
2000
2001
Q1
Q2
Среднемесячная зарплата
19,581
58,916
91,063
11,162
Промышленность
23,865
70,905
111,665
136,413
Строительство
25,238
74,660
116,293
147,025
Лесная, деревообр. пр-ть
17,570
48,326
80,654
96,325
Сельское хозяйство
11,282
36,774
49,289
73,692
Банки и страхование
39,928
111,650
166,729
204,410
Связь
21,188
68,046
111,423
134,439
Здравоохранение
15,290
45,898
74,700
95,220
Образование
14,577
44,869
75,449
93,309
Торговля и ЖКХ
16,397
47,332
71,270
91,159
Культура
12,775
38,542
66,120
82,138
Источник: IMF,
2002, p. 84
- В-четвёртых,
анализ уровня заработной платы на предприятиях свидетельствует о существенной
разнице между размерами зарплат между различными категориями работников. Это
ещё раз доказывает, что усреднённый показатель не отражает действительной ситуации
по различным социальным группам. Это можно наблюдать на примере предприятий
лёгкой промышленности.
Таблица 7. Беларусь: Среднемесячная
заработная плата различных категорий работающих в лёгкой промышленности,
декабрь 2001
Предприятия
Всего
Рабочие
ИТР
Соотношение, %
ОАО «8 марта», Гомель
102,026
91,165
173,733
191
ОАО «Алеся», Минск
105,450
101,538
138,237
136
ОАО «Элма», Брест
85,533
81,250
114,530
141
РУПП «Баверти», Барановичи
61,083
54,523
91,877
169
ОАО «Купалинка», Солигорск
85,718
79,309
140,537
177
ОАО «БЕЛФА», Жлобин
134,897
127,075
200,711
158
ОАО «КИМ», Витебск
108,472
104,258
146,530
141
Источник:
статистическая информация Министерства лёгкой промышленности
- В-пятых, при
расчёте реальной заработной платы используются номинальная зарплата и ИПЦ истекшего
месяца, в то время как выплачивается заработная плата в основных отраслях
промышленности в течение следующего месяца (в последнее время в конце следующего
месяца). Следовательно, чтобы измерить реальный размер зарплаты в реальных
условиях, необходимо дефлировать номинальную величину зарплаты на совокупный
ИПЦ. Более того, в течение 2002 года обострилась ситуация с задолженностью по
выплате зарплаты. В результате чего, наёмные работники получают начисленную
зарплату с опозданием более чем на месяц.
Проведение
намеченной денежно-кредитной и валютной политики и эффективность ее воздействия
на развитие социально-экономических процессов в Республике Беларусь
непосредственно зависят от создания соответствующих условий в сфере развития
банковской системы, финансового рынка и реального сектора экономики, а также от
реализации Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на
2003 год и исполнения Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь
на 2003 год».
В 2003 году
развитие банков предусматривается осуществлять в направлении обеспечения их
финансовой устойчивости, стабильной и надежной работы, достижения международных
стандартов банковского надзора. Особое значение будет придаваться мерам, обеспечивающим
устойчивое повышение надежности банковской системы страны в целом и каждого
отдельного банка в частности. Это будет достигаться, прежде всего, посредством
своевременного определения и принятия Национальным банком надзорных мер к банкам,
у которых возникают финансовые затруднения, реструктуризации проблемных банков.
Совершенствование практики регулирования деятельности банков и надзора Национального
банка за банками предусматривается осуществлять посредством использования
современных методологических подходов и инструментария (средства раннего
обнаружения проблемных ситуаций в банках, повышение уровня транспарентности
банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, развитие трансграничного
надзора, последовательного применения без исключения ко всем банкам стандартов
банковского надзора и другие).
В 2003 году банки
продолжат наращивание собственного капитала, а также увеличение ресурсной базы
за счет привлечения средств юридических лиц и населения. Улучшение финансового
положения банков должно основываться на расширении активных операций банков с
реальным сектором экономики, повышении удельного веса кредитных операций и
операций, связанных с инвестиционной деятельностью. Структурная реорганизация
банков будет осуществляться посредством ускорения вывода из банковской системы
проблемных банков, передачи паевого участия Национального банка в уставных
фондах банков Правительству Республики Беларусь.
Реализация
намечаемых мер по укреплению банковской системы в результате должна повысить
привлекательность белорусских банков для внешних и внутренних инвестиций,
усилить заинтересованность населения в хранении сбережений в банках Республики
Беларусь.
Совершенствование
учета в банках намечается осуществлять посредством улучшения методического
обеспечения учета банковских операций с применением международных принципов
бухгалтерского учета, основанных на национальных и международных стандартах по
бухгалтерскому учету.
В 2003 году
продолжатся работы по дальнейшему совершенствованию нормативной и правовой базы
национальной платежной системы, методологии безналичных расчетов,
интегрированию платежной системы Республики Беларусь с платежной системой Российской
Федерации, увеличению доли безналичных расчетов в общей структуре платежного
оборота за счет реализации Программы поэтапного внедрения системы безналичных
расчетов с использованием банковских пластиковых карточек на территории
Республики Беларусь. В целях обеспечения качественного, надежного
расчетно-платежного процесса участников внешнеэкономической деятельности
продолжится совершенствование методологии и организации международных расчетов.
Развитие
финансового рынка. В 2003 году продолжится работа по развитию рынка ценных бумаг,
совершенствованию его правовой базы, инфраструктуры и инструментария для мобилизации
как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита
республиканского бюджета.
В целях изыскания
дополнительных источников финансирования дефицита республиканского бюджета
Правительством и Национальным банком будут предприниматься меры по
совершенствованию организации размещения государственных ценных бумаг на
внешних рынках и привлечению средств инвесторов-нерезидентов на рынок
государственных ценных бумаг Республики Беларусь. При этом основными условиями,
обеспечивающими реализацию данных мероприятий, станут обеспечение положительной
реальной доходности ценных бумаг Правительства, проведение Национальным банком
прогнозируемой и прозрачной политики развития национального валютного рынка.
Для поддержания
ликвидности банковской системы, регулирования уровня процентных ставок
продолжится проведение операций на рынке ценных бумаг, в том числе с государственными
ценными бумагами и векселями юридических лиц. В целях совершенствования системы
управления рисками банков при инвестировании в ценные бумаги будут разработаны
методы оценки указанных рисков, а также определен порядок создания резервов под
обесценение ценных бумаг.
В целях
увеличения притока иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь будет
проводиться работа по развитию организованного биржевого рынка корпоративных и
муниципальных ценных бумаг.
Основная задача
Национального банка в сфере сотрудничества с международными финансовыми
организациями и центральными банками зарубежных государств в 2003 году -
повышение доверия к денежно-кредитной и валютной политике Республики Беларусь
как основы для получения более высокого кредитного рейтинга страны на
международных рынках капитала.
В рамках
реализации положений Договора о создании Союзного государства Национальный банк
продолжит тесное сотрудничество с Центральным банком Российской Федерации в
вопросах поэтапного создания оптимальных условий для введения единой валюты и
формирования единого эмиссионного центра. Эта работа будет осуществляться путем
согласования на заседаниях Межбанковского валютного совета основных целей и
инструментов денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь и
Российской Федерации.
Сотрудничество с
Межгосударственным банком и центральными банками стран СНГ и, прежде всего,
стран Таможенного союза, будет направлено на расширение масштабов использования
белорусского рубля и национальных валют других стран во внешнеторговых
расчетах.
Действия
Национального банка в 2003 году будут направлены на достижение согласия с
Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком (ВБ) и Европейским банком
реконструкции и развития (ЕБРР) о возобновлении программ предоставления Правительству
Республики Беларусь финансовых ресурсов на поддержку экономических реформ, а
также расширение масштабов кредитования предприятий реального сектора в рамках
действующей кредитной линии ЕБРР.
1.
Гражданский
кодекс Республики Беларусь. Мн.: Национальный центр правовой информации
Республики Беларусь, 1999. 512с.
2.
Беларусь:
цены, рынки и реформа предприятий / Международный банк реконструкции и
развития. - Вашингтон: МБРР, 1997. - 248 с.
3.
Богданкевич
С.А. Денежно-кредитная политика: из ничего можно создать только инфляцию //
Банковский вестник. 1994. № 4. — С. 3—15.
4.
Ван Хорн
Дж. Основы управления финансами. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 800 с.
5.
Власкин
Ю.П. Демонетизация экономики Беларуси // Белорусский экономический журнал. -
1997. - № 1. - С. 51-61.
6.
Гайко
С.П., Русакевич И.Р. Политика обменного курса // Банковский вестник.- 1996.-№
И.-С. 3-21.
7.
Герчикова
И.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. -М.: Изд-во АО «Консалтбанкир»,
1996. – 208 с.
8.
Государственное
регулирование экономики: Курс лекций/Н.Б. Антонова, А. Г. Завьялков, Г. А.
Кандаурова и др.; под общ. ред. Н. Б. Антоновой. Мн.: 2000
9.
Киреев А.
П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. II. Международная макроэкономика:
открытая экономика и макроэкономическое программирование: Учеб. пособие для
вузов. М.: Международные отношения, 1999. 488 с.
10.
Ковалев
В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиции. Анализ
отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 432 с.
11.
Левенков
Н.С., Русакевич И.Р. Денежно-кредитная политика в 1997 году: планы и результаты
// Квартальный бюллетень клуба экономистов.— Минск: Пропилеи, 1999. - Выпуск 1.
- С. 57-59.
12.
Левкович
А. П. Мировой рынок ссудных капиталов: структура и механизм функционирования:
Лекция. Мн.: БГЭУ. 1993. 46 с.
13.
Мэнкью Н.
Г. Макроэкономика: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1994. 736с.
14.
Новик В.
В. Банковские механизмы расширения белорусско-польского сотрудничества//Белорусский
банковский бюллетень. 1999. №32. С. 38-42.
15.
Новик В.
В. Глобальная мировая финансовая архитектура и оптимальные направления мирового
экономического развития. Главные вопросы Ежегодного Собрания управляющих МВФ и
Всемирного Банка в 1999 году//Белорусский банковский бюллетень. 1999. №38.
16.
Новик В.
В. Рейтинг Беларуси: взгляд извне//Вестник ассоциации белорусских банков. 1999.
№ 17. С. 9-12.
17.
Осмоловский
В.В., Шудрий В.И. Основы управленческой деятельности государственного аппарата:
Учеб. пособие. 4.1. Мн.: Академия управления при Президенте Республики
Беларусь, 1998. 152 с.
18.
Основные
направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 -
2000 годы//Нац. эканамiчная газета. 1996. 17кастр.
19.
Русакевич
И.Р. Денежно-кредитная политика: от инструментов к целям // Банковский вестник.
- 1998. - № 3. - С. 4-7.
20.
Русакевич
И.Р. Приемлемый продукт по приемлемой цене: задачи государственного
регулирования денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь на 1999 год //
Финансы, учет, аудит. - 1999. - № 3. -С. 48-54.
21.
Семеко Г.
В. Банковский сектор стран с переходной экономикой//Банковское дело: зарубежный
опыт. 1998. №1. С. 45-50.
22.
Сорос Дж.
Алхимия финансов. Рынок: как читать его мысли. Научное издание: Пер. с англ. –
М.: Инфра-М, 1996. – 416 с.
23.
Стоянова
Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. – М.: Перспектива, 1995.
24.
Финансы
Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 400с.