Рефераты

Финансовые стимулы

Финансовые стимулы

Содержание


Введение. 3

1. Стратегия экономического развития. 6

1.1. Направления развития экономики в современной России. 6

1.2. Необходимость и возможность реализации инвестиционного сценария. 12

1.3. Баланс факторов роста и диапазон траекторий развития. 19

2. Прогноз реализации потенциала России в среднесрочной перспективе. 22

2.1. Финансово-кредитное обеспечение долгосрочного развития. 22

2.2. Перспективы обновления экономического потенциала страны.. 28

2.3. Налоговая реформа в 2008 – 2010 гг. 31

Выводы и предложения. 37

Список литературы.. 40

Приложения. 42


Введение


Развитие российской экономики невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. К настоящему времени в Российской Федерации в целом сформировалась открытая рыночная экономика. Создана система регулирования внешней торговли товарами. Российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей в основном соответствует международным нормам и правилам.

Сформированы предпосылки для постепенного перехода от двустороннего к многостороннему торгово-экономическому взаимодействию. Активизировалось участие в региональном экономическом сотрудничестве.

Позитивная для России конъюнктура на мировых рынках сырья увеличивает финансовые возможности Правительства Российской Федерации для проведения активной экономической политики. Правительство Российской Федерации осуществляет сбалансированную бюджетную политику, сохраняет режим плавающего валютного курса и значительные золотовалютные резервы, а также обеспечивает формирование Стабилизационного фонда Российской Федерации.

Для стимулирования экономического роста необходима реализация налоговой политики, которая должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки, в том числе снижение в среднесрочной перспективе основной ставки налога на добавленную стоимость, упрощение процедур расчетов и уплаты налогов и упорядочение налоговых проверок и отчетности.

Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики.

Важнейшими факторами не только повышения конкурентоспособности Российской Федерации, но и обеспечения стабильности внешнеэкономических связей должны стать диверсификация структуры экспорта и участие российских компаний в системе  международной торговли. Российский экспорт характеризуется не только высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров, но и чрезвычайно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около 33,4 процента, при этом на 5 основных сырьевых товарных позиций приходится более 60 процентов экспортных поставок, а доля машин и оборудования в экспорте России составляет около 8 - 9 процентов.

В целях оперативности принятия решений следует внести изменения в бюджетное законодательство, предусматривающие увеличение предельной суммы государственных гарантий до 50 млн. долларов США, реализуемых в пределах общей суммы предоставляемых гарантий без включения в перечень программы государственных внешних заимствований Российской Федерации. Необходимо создать систему страхования экспортных кредитов, которая должна обеспечить комплексную страховую защиту экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков, а также содействовать привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования для реализации экспортных контрактов. Одним из основных направлений диверсификации структуры экспорта должно стать развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных. При этом необходимо создавать условия для увеличения объемов транзитных перевозок российскими компаниями путем упрощения процедур таможенного регулирования и формирования инфраструктуры транзитных перевозок.

Важнейшей предпосылкой использования и развития конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле является профессиональная подготовка и переквалификация кадров в области торговой политики и международного бизнеса. Основными направлениями подготовки кадров являются применение инструментов торговой политики и мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров. Наличие нескольких уровней власти и управления, ответственных перед собственными избирателями за проводимую политику в рамках законодательно определенных сфер компетенции, является преимуществом, эффективное использование которого позволит создать стимулы для обеспечения благосостояния населения на всей территории страны. Все эти вопросы и определили актуальность исследования выбранной темы «Финансовые стимулы развития экономики России и их оценка».

Целью данной работы является изучение и раскрытие системы финансовых стимулов развития России и их оценка».

Для раскрытия темы ставится ряд задач:

- изучить и раскрыть стратегию экономического развития и направления развития экономики в современной России; необходимость и возможность реализации инвестиционного сценария;

- представить прогноз реализации потенциала России в среднесрочной перспективе по финансово-кредитному обеспечению долгосрочного развития, налоговой политики России.

Предметом исследования является финансовые стимулы развития России и их оценка.

Объектом исследования является процессы, протекающие в экономическом развитии России.

Информационной основой исследования послужили публикации Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и, официальные инструктивно – методические материалы, специальные периодические издания и материалы собственных исследований.

1. Стратегия экономического развития

1.1. Направления развития экономики в современной России

Результаты, достигнутые российской экономикой за последние 8 лет, впечатляют: рост ВВП на 68%, промышленного производства на 73%, инвестиций на 123%. Однако объективно – это в лучшем случае повторение результата 1990 года, т.е. результата шестнадцатилетней давности. Между тем  остальной мир все это 16 лет не стоял на месте. Даже развитые страны, темпы роста которых относительно невысоки, продемонстрировали рост не менее чем на 60%. Этот накопленный разрыв – один из главных вызовов современной российской экономике. Ликвидация этого разрыва – одна из важнейших задач, стоящих перед нашим государством в рамках долгосрочной стратегии развития.

При этом содержательно проблема состоит не столько в ликвидации разрыва с развитыми странами, сколько в решении огромного перечня острейших социальных и экономических проблем. В их числе проблема бедности, жилищная проблема, проблема изношенности практически всех видов инфраструктуры, проблема снижения качества основного капитала. Достаточно сказать, что перечисленные в президентском послании первоочередные задачи, совместно с уже продекларированными инвестиционными программами РАО ЕЭС, Газпрома и РЖД требуют, при условии недопущения дальнейшего устаревания основных фондов, увеличения инвестиций в основной капитал в масштабах, существенно превосходящих возможности российской экономики при инерционном  пятипроцентном росте [5]. Один из ключевых вопросов современной экономической ситуации состоит в объяснении причин и факторов высокой динамики российской экономики в 2000-2006 гг. Общепризнано, что важнейшим фактором роста в этот период явилась благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть. Другой значимый внешний фактор – динамичный рост мировой экономики. В то же время вопрос состоит в том, объясняют ли эти факторы большую часть экономической динамики или же их совокупное воздействие достаточно ограничено. Результаты факторного анализа показывают, что рост экспорта, вызванный благоприятной внешней конъюнктурой, обеспечивал 4 и более процентных пункта прироста в 2002-2004 гг. (см. табл.1.1.1). Но уже в 2005 г. вклад экспорта в экономический рост значительно снизился. Снижение роли экспорта в экономическом росте в 2005-2006 гг. было отчасти компенсировано увеличением вклада потребительского и инвестиционного спроса [16, с.16].

Таблица 1.1.1

Разложение по факторам (элементам) конечного спроса приростов ВВП в 2000-2006 гг.


Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Прирост ВВП за год (в процентах)

10.0

5.0

4.3

7.3

7.2

6.4

6.7

Вклады факторов (процентных пунктов)








Потребление домашних хозяйств

3.6

4.7

4.5

4.9

5.7

6.3

7.5

Госпотребление

0.4

-0.2

0.5

-0.2

0.3

0.4

0.9

Накопление основного капитала

3.1

1.9

0.6

2.3

2.1

2.0

2.7

Прирост запасов

5.8

0.9

-1.1

0.9

1.5

1.4

0.9

Экспорт

2.1

1.0

3.8

4.9

3.9

2.2

2.3

Импорт

-5.0

-3.3

-4.0

-5.4

-6.4

-5.9

-7.7

Сумма вкладов факторов в прирост ВВП

10.0

5.0

4.3

7.3

7.2

6.4

6.7


В то же время возникает вопрос, в какой мере импульс внутреннего спроса сможет и в дальнейшем компенсировать относительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, каковы в принципе основные тенденции и каковы возможности российской экономики по ускорению экономического роста.

Приходится констатировать, что базовые тренды и соотношения, связанные с формированием конечного спроса и определяющие в итоге динамику ВВП, имеют понижательный характер.

1.Динамика экспорта в связи с ограниченными возможностями сырьевых отраслей существенно замедлилась и, при сохранении структуры экспорта, эта тенденция может только усилиться. Согласно прогнозам Министерства экономического развития и торговли РФ темпы роста экспорта углеводородов к 2010 г. снизятся (в среднем) до менее одного процента в год.

2.Потребление населения демонстрировало в последние годы чрезвычайно высокую и даже ускоряющуюся динамику. В то же время эта динамика в значительной степени опиралась, во-первых, на дополнительные доходы экономики связанные с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, а во-вторых, на бурное развитие системы потребительского кредитования. Позитивное воздействие этих факторов на динамику потребления и экономический рост в среднесрочной и долгосрочной перспективе в существенной мере утрачивается.

3.Несмотря на определенный рост инвестиций, в последние годы доля накопления в ВВП остается на достаточно низком уровне – порядка 18%. Сохранение такой нормы накопления в условиях неизбежного роста капиталоемкости означает неизбежное замедление экономического роста.

4.Государственное потребление, как в силу проводимой финансовой политики, так и вследствие замедления роста доходов бюджета, не в состоянии выполнить роль акселератора экономической динамики.

5.Опережающий (по сравнению с динамикой производства) рост импорта является наиболее мощным негативным фактором экономической динамики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Высокая и даже ускоряющаяся динамика внутреннего спроса сигнализирует о том, что экономика стремится расти гораздо быстрее - на уровне 10-11% в год, однако ей это не удается. Достаточно интенсивный внутренний спрос последних лет не может трансформироваться в адекватную динамику внутреннего производства (см. рис. 2) именно в силу чрезмерно быстрорастущего импорта.

Помимо рассмотренных выше макротенденций, действующих в сторону снижения потенциальной экономической динамики, существуют также целый ряд значимых барьеров и ограничений, без преодоления которых невозможно конструктивное решение  стоящих перед обществом проблем. К их числу относятся:

- отсутствие эффективной системы перелива капитала, не позволяющее в условиях избытка финансовых ресурсов профинансировать развитие обрабатывающей промышленности;

- низкая заработная плата в производственной сфере экономики, препятствующая росту эффективности производства и распространению инноваций;

- общее технологическое отставание российской экономики, не позволяющее обеспечивать должную конкурентоспособность продукции и услуг.

Объективно, в силу мощности рассмотренных выше тенденций и ограничений, достаточно высока вероятность реализации сценария развития, основные характеристики которого определяются параметрами инерционных трендов. Таким образом, в рамках разработки долгосрочного прогноза в первую очередь необходимо рассмотреть инерционный сценарий развития. При этом важно понимать, что данный сценарий по своей природе всегда опирается на уже сложившиеся тенденции, всегда исходит из того, что именно эти тенденции и в будущем останутся доминирующими и по этой причине всегда несколько консервативен. Анализ инерционного сценария чрезвычайно важен, поскольку, во-первых, он дает представления о долгосрочных последствиях развития в рамках инерции, а во-вторых, позволяет понять, какие механизмы и какого масштаба и структурного наполнения затраты необходимо задействовать, чтобы преодолеть ограничения роста. Прогнозно-аналитические исследования и расчеты показывают, что совокупное понижательное воздействие макроструктурных факторов, определяющих трендовую динамику со сторон конечного спроса, достаточно значимо и оценивается нами на долгосрочную перспективу в 1.5 – 2.3 процентных пункта  снижения темпов роста ВВП по сравнению с достигнутым в настоящее время уровнем (6.7%) [21, с.12].

Эта общая оценка включает:

- 0.2 – 0.4 процентных пункта вследствие замедления сырьевого экспорта;

- 0.5 – 0.8 процентных пункта как результат замедления динамики мировых цен на сырьевые ресурсы;

- 0.3 – 0.5 процентных пункта вследствие замедления динамики потребительского кредитования;

- 0.5 – 0.6 процентных пункта как следствие опережающего роста импорта.

Таким образом, в рамках инерционного сценария неизбежно на интервале 2007 – 2030 гг. постепенное снижение темпов экономического роста до 4.4-5.2% в год. При такой динамике роста возможности решения актуальных социально-экономических задач становятся весьма ограниченными. В результате масштабы разрывов в экономике России - по дифференциации доходов, по уровню экономического развития регионов, по технологическому состоянию различных секторов экономики - останутся практически неизменными. Это означает, что задачи развития в рамках данного сценария решены быть не могут.

Принятая здесь гипотеза возможного негативного воздействия опережающего роста импорта на динамику ВВП является весьма умеренной. В действительности в последние полтора-два года наблюдается значительное увеличение эластичности импорта по темпу укрепления рубля. Это приводит к тому, что даже при замедляющемся укреплении рубля импорт ускоряется. Между тем ускорение импорта по отношению к динамике ВВП на 1 процентный пункт эквивалентно снижению темпа роста ВВП на 0.3 процентных пункта. Таким образом, приведенная выше вероятная оценка экономической динамики в рамках инерционного варианта развития отражает, скорее, верхний диапазон инерции. Нижняя граница диапазона инерции оценивается нами в 3.5-4.0% роста ВВП к концу прогнозного периода. Сегодня важно отметить, что, несмотря на все перечисленные выше тенденции и ограничения, ни один из инерционных сценариев и прогнозов, разработанных в последние годы, в полной мере реализован не был. Всякий раз экономике удавалось добиться чуть большего темпа роста, чуть меньшей инфляции, чуть более быстрой динамики потребления и инвестиций. Это означает, что экономика постоянно порождала новые факторы и механизмы роста, находила новые возможности для преодоления возникающих ограничений. Эти позитивные, не учитываемые в инерционных прогнозах приращения в динамике и эффективности производства, были не слишком значимыми. Чрезвычайно мощным инструментом, способным как подержать, так и обрушить экономический рост, является внешнеэкономическая политика.

Резкое замедление динамики экспорта продукции сырьевых отраслей, наблюдаемое в последние годы, может и должно быть компенсировано ростом экспорта продукции обрабатывающих отраслей и сферы услуг. В действительности главная проблема экспорта этих секторов экономики – не столько отсутствие конкурентоспособных продукции и услуг, сколько недостаточное развитие инфраструктуры сопровождения экспорта и отсутствие должной поддержки государства. Там, где эта инфраструктура создана и работает, например «Рособоронэкспорт», экспорт демонстрирует устойчивую динамику.

При этом необходимо иметь в виду, что возможности выхода России на внешние рынки с относительно несложными, массовыми трудоемкими видами продукции как минимум весьма ограничены, если не утрачены вовсе. Следовательно, необходимо развивать и стимулировать производство тех видов продукции, которые отличаются более высоким технологическим и научным уровнем, т.е. имеют конкурентные преимущества за счет высокого «качества», а не низкой «цены», преимущества, обусловленные не дешевизной рабочей силы, а ее высокой квалификацией. Применительно к проблеме растущего все ускоряющимся темпом импорта следует признать, что экономика России достигла предела уровня открытости и исчерпала запас ценовой конкурентоспособности в том смысле, что дальше без специальных мер государственной поддержки обрабатывающая промышленность России в целом (а не только отдельные малопродуктивные ее сегменты) не в состоянии эффективно противостоять последствиям быстрого укрепления рубля. Либо реальный курс рубля будет укрепляться не более чем на 2-3% в год, либо необходима реализация комплекса мер по сдерживанию импорта.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что до настоящего времени в России практически не проводилось масштабной протекционистской политики. И если в прошлом это было оправданно, поскольку экономика была защищена относительно низким курсом рубля, то сейчас такого рода политику необходимо формировать и проводить осознанно.

Вступление в ВТО дает России легальный инструмент защиты внутреннего рынка и поддержки внешнеэкономической экспансии. Задача состоит в том, чтобы эффективно воспользоваться этим инструментом.


1.2. Необходимость и возможность реализации инвестиционного сценария


Регулярность отклонения от инерционного прогноза в лучшую сторону позволяет надеяться на устойчивый характер глубинных позитивных структурно-технологических и институциональных изменений в российской экономике. К числу самых последних позитивных тенденций можно отнести резкую активизацию в конце 2006 - начале 2007 года инвестиционной деятельности, принципиальное (до двузначных значений) ускорение темпов роста прочего (несырьевого) экспорта, масштабный приток иностранного капитала, сохранение низкого уровня инфляции при практически 50 -процентном росте денежной массы. Более эффективное, чем прогнозировалось большинством экспертов, функционирование российской экономики в последние годы связано, на наш взгляд, со следующими фундаментальными причинами [28, с.106]:

1.За последние годы Россия конституировалась не только политически, но и экономически. Она преодолела последствия разрыва хозяйственных связей начала 90-х годов, встроилась в систему международного разделения труда и сейчас представляет собой хотя и не полностью сбалансированный, но взаимоувязанный народнохозяйственный комплекс.

2.В России возникли и теперь уже достаточно эффективно функционируют рыночные институты.

3.Экономика России полностью адаптировалась к новым рыночным условиям.

Именно эти причины, а также появление новых позитивных тенденций служат идеологической основой для разработки оптимистического сценария долгосрочного развития российской экономики. Кроме того, существенную роль играет то обстоятельство, что кардинальным образом изменилась оценка российской экономики на мировой арене - оценки всех сторон экономической жизни, измеренные в ведущих мировых валютах.

ВВП, измеренный в долларах США, увеличился со 150 млрд. долл. в 1998 г. до почти триллиона долларов в 2006 г. – то есть более чем в 6 раз. Это означает, что пропорции обмена на мировом рынке для российской экономики в целом улучшились примерно в 4 раза. Все это чрезвычайно важно не столько для внутренней самооценки, сколько для выстраивания эффективных взаимоотношений с внешним миром. Таким образом, достигнутые результаты и уровень динамики позволяют, на наш взгляд, ставить задачи принципиально иного плана, чем в предшествующее десятилетие. Задачи восстановительного подъема в основном решены. Необходимо ставить задачи развития. Развитие означает, прежде всего, улучшение основных структурных характеристик и характеристик качества экономики. Это в свою очередь предполагает такой уровень инвестиций и обновления капитала, при которых возрастает конкурентоспособность не только продукции, но конкурентоспособность капитала.

Только повышение конкурентоспособности труда и рост конкурентоспособности капитала обеспечивают устойчивость развития и гарантируют усиление долгосрочных конкурентных преимуществ на мировых рынках. Индикатором движения по траектории развития служат не столько показатели темпов экономического роста, сколько интенсивность повышение социальной и технологической однородности экономического пространства. Если мы не в состоянии целенаправленно снижать дифференциацию уровня жизни по доходным группам и между различными регионами, если не удается сблизить технологический уровень производства в различных отраслях экономики, то в принципе нет никаких оснований для утверждений о реализации стратегии развития.

Важно отметить, что повышение социально-технологической однородности экономики в свою очередь также является фактором ускорения экономического роста и повышения эффективности производства. Основной инструмент решения долгосрочных проблем развития – это инвестиции. Только с помощью инвестиций можно разорвать путы ресурсных, структурных и технологических ограничений. Международные сопоставления свидетельствуют о том, что основным фактором, обеспечивающим при прочих равных условиях более высокие темпы экономического роста, является повышенная норма накопления. Достаточно сказать, например, что разрыв в темпах экономического роста Китая и США в последние годы (10% в Китае по сравнению с 4% в США) практически полностью может быть объяснен сложившимися различиями в норме накопления (40% и 17%, соответственно). Безусловно, различие в темпах экономического роста США и Китая связаны не только с разницей в норме накопления. Очевидно, что США, в принципе, в силу насыщенности основных потребностей экономики и населения не могут иметь десятипроцентную положительную динамику роста. Тем не менее можно утверждать, что снижение нормы накопления в Китае до 17% означало бы кратное снижение темпов его экономического роста. Более высокие по сравнению с США темпы роста в России (6.9%  в среднем за год в 2003-2006 гг.) при практически той же норме накопления (18%) объясняются меньшей приростной капиталоемкостью, обусловленной тем, что значительная часть прироста продукции в РФ была получена в эти годы на уже существовавших ранее производственных мощностях. В дальнейшем в силу того, что все большая часть прироста производства будет требовать создания новых мощностей, в России неизбежен рост приростной капиталоемкости. По нашим оценкам, ее величина, на макроуровне должна увеличиться с 2.8 в настоящее время до 4.5-5.0 в долгосрочной перспективе. Рост капиталоемкости означает, в условиях сохранении нормы накопления, замедление темпов экономического роста в долгосрочной перспективе как минимум до 4%. Компенсировать увеличение капиталоемкости в стратегическом плане можно только повышением нормы накопления. При этом увеличение нормы накопления в РФ даже до 25% не позволяет сохранить достигнутые в настоящее время темпы роста. Применительно к современной экономической ситуации в России существует не только необходимость, но и возможность существенного увеличения нормы накопления.

Во-первых, норма сбережения в России остается достаточно высокой – более 30% ВВП. Это означает, что даже текущая годовая выручка позволяет профинансировать объем инвестиций на 60-70% больший, чем мы сейчас имеем. В большинстве развитых государств нормы накопления и сбережения примерно одинаковы. Во-вторых, финансовые накопления государства в виде Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов столь значительны, что позволяют инициировать инвестиционные проекты любого масштаба. В то же время возникает вопрос – почему при столь значительной норме сбережения экономика сама не обеспечивает должного уровня накопления основного капитала [17, с.14].

Причины, на наш взгляд, состоят в следующем:

1.Уже упомянутое выше отсутствие эффективной системы перелива капитала.

2.Драматическое отставание проектно-конструкторской базы.

3.Дефицит специализированных строительных мощностей, обусловленный, в том числе, недостатком квалифицированных строительных кадров.

4.Слабость стимулов к обновлению основных фондов, в частности, к ликвидации физически и морально устаревшего капитала.

5.Неясность инвестиционных намерений государства.

6.Отсутствие явно сформулированной долгосрочной стратегии развития страны.

Чрезвычайно важно поддержать то стремление экономики к росту накопления, которое было продемонстрировано в течение последнего года. Увеличение инвестиций по итогам прошлого года на 13.5% и на 20% по итогам первого квартала текущего года – хорошие и важные сигналы.  В этих условиях уже задействованные административные меры и меры инициирования национальных проектов следует дополнить мощной финансовой поддержкой государства.

1.Государство обязано взять на себя основную часть расходов по финансированию строительства социального жилья и объектов социальной сферы.

2.Государство должно обеспечить (в том числе за счет использования своих финансовых ресурсов) кратное (в 2-3 раза) увеличение дорожного и инфраструктурного строительства.

3.Государство обязано выступить в качестве стратегического инвестора в части финансирования ключевых объектов энергетического строительства в атомной и гидроэнергетике. Поддержание темпов роста накопления на уровне 13-16% годовых даже за счет преимущественно жилищного и инфраструктурного строительства позволит уже через 3-4 года иметь строительные мощности, способные решать практически любые строительные задачи. Одновременно в течение этих нескольких лет могут быть решены проблемы специализированных кадров, как в самом строительстве, так и в проектно-конструкторской сфере. Это даст возможность в дальнейшем развернуть инвестиционный процесс по всем отраслям экономики и довести норму накопления до 30-33%.

Важнейшим механизмом, обеспечивающим наращивание внутренних инвестиций, должен стать фондовый рынок. Для этого необходимо, чтобы государство, используя потенциал своих финансовых накоплений, поддерживало бы своими гарантиями минимальную доходность по акциям новых компаний, призванных стать локомотивами роста. Финансовые условия «стартового прорыва» должны быть обеспечены устойчивой банковской системой, включающей сеть специализированных финансовых посредников (инвестиционной направленности, банков проектного финансирования, ипотечных и строительных банков и т.п.).

Инвестиционный вариант основывается на предположении о возможности достижения устойчивых высоких темпов экономического роста на всем прогнозном интервале. Такое развитие событий является не только крайне желательным и благоприятным для российской экономики, но и, как показывают расчеты, вполне достижимым. Доведение к концу ближайшего пятилетия (2010 г.) норматива накопления основного капитала в структуре использования ВВП до уровня, характерного для быстроразвивающихся экономик (25-32%), как показывают предварительные расчеты, потребует среднегодового прироста инвестиций в основной капитал в 2007-2010 гг. не менее 12%. В условиях повышения доли накопления в инвестиционном сценарии происходит относительный размен между инвестиционным и потребительским спросом. В частности, среднегодовой прирост потребления домашних хозяйств  снижается в 2007-2010 гг. до 8.2% (10,5% в 2002-2006 гг.). В то же время поддержание инвестиционной активности на необходимом для устойчивого развития уровне позволяет в последующие периоды обеспечить наращивание потребления домашних хозяйств, компенсировав, таким образом, некоторые потери в период интенсивного роста накопления основного капитала. Прогнозную динамику экспорта имеет смысл рассматривать в структуре, по крайней мере, трех основных его составляющих – сырьевого экспорта, экспорта обрабатывающих отраслей и экспорта услуг. В части сырьевого экспорта заложен консервативный сценарий динамики вывоза (среднегодовой прирост в 2006-2030 гг. не более 2,5 %); в отраслях обрабатывающей промышленности увеличение темпов роста экспорта на основе улучшения технологической базы позволяет достичь опережения динамики по сравнению с ростом ВВП; в отраслях сферы услуг рост экспорта определяется достижением соотношения доли услуг в общем объеме экспорта, характерном для развитых стран (15-20%).  В среднем на прогнозном периоде 2006-2030 гг. экспорт в инвестиционном сценарии растет темпом, постепенно приближающимся к темпам ВВП.

Динамика импорта в инвестиционном  варианте в существенной мере определяется постепенным снижением высокой эластичности импорта по доходам населения. Это является следствием значительного роста инвестиционной составляющей в импорте, общего повышения конкурентоспособности отечественной продукции, а также результатом ряда протекционистских мер, обеспечивающих выравнивание параметров конкурентоспособности зарубежной и отечественной продукции (включая меры тарифного регулирования, ужесточение таможенного администрирования, снижение объемов неорганизованной торговли и т.д.). Решающим фактором для динамики импорта в данном варианте становится соотношение цен на отечественную и зарубежную продукцию.

Государственное потребление в 2006-2030 гг. возрастает средним темпом  4,0%. В результате, его доля в структуре использования ВВП (в постоянных ценах) продолжает снижаться. В то же время снижение доли госпотребления в ВВП в текущих ценах в силу опережающего роста соответствующего дефлятора менее значимо. В результате описанной выше динамики элементов конечного спроса средний темп прироста ВВП в инвестиционном варианте составляет более 8,0%. Основные показатели инвестиционного сценария со стороны конечного спроса приведены в таблице 1.2.1 [19, с.10]. Динамика ВВП и составляющих его элементов конечного спроса, % за год представлены в таблице 1.2.1 Приложения 1. Если обратиться к динамике по отдельным секторам народного хозяйства, то можно отметить, что в результате усиления инвестиционной активности происходит наращивание темпов роста в промышленности и строительстве. При этом темпы прироста промышленного производства превышают 8% в 2010-2015 гг., а затем до конца прогнозного периода стабилизируются на уровне около 8%. В динамике строительства максимальные темпы наблюдаются в 2006-2015 гг., т.е. в период наибольшей инвестиционной активности. Затем темпы роста строительства постепенно снижаются до уровня в 7,5% в 2025-2030 гг. Темпы роста в сельском хозяйстве в решающей степени определяются динамикой внутреннего спроса, а также отчасти увеличением экспорта. Сфера услуг демонстрирует более умеренные темпы роста по сравнению с промышленностью и строительством. Это объясняется достижением достаточно высокой доли услуг в структуре ВВП в предшествующие годы, а также умеренной динамикой отраслей социальной сферы и сектора государственного управления.

Таблица 1.2.2

Динамика производства по секторам, % за год


Показатели

2006-2010

2011-2015

2016-2020

2021-2025

2026-2030

Промышленность

7.3

8.0

8.3

8.3

8.1

Строительство

10.8

10.0

9.0

7.9

7.0

Сельское хозяйство

3.3

3.9

3.8

3.8

3.8

Услуги (включая торговлю)

7.7

8.1

8.1

7.9

7.5


В отраслевой структуре валового выпуска следует отметить возрастание доли машиностроения - с 8,4 % в суммарном валовом выпуске в 2005 г. до 21% в 2030 г. Столь значительное увеличение связано, прежде всего, с высоким уровнем инвестиционной активности в данном сценарии, поэтому наиболее интенсивно растет доля подотраслей инвестиционного комплекса: инвестиционного машиностроения и автомобильной промышленности. Одновременно с этим происходит сокращение доли отраслей топливно-энергетического комплекса и металлургии, связанное, главным образом, с ресурсными ограничениями. Среди других отраслей промышленности можно отметить легкую промышленность, доля которой возрастает к 2030 г. до 2,4% от суммарного валового выпуска. Такой результат можно объяснить преодолением негативных тенденций и опережающим ростом отрасли после периода продолжительного спада. Инвестиционный характер сценария определяет значительный рост доли строительства. Эта отрасль становиться одним из наиболее значимых секторов народного хозяйства. К 2030 г. на нее приходится 10% валового выпуска в ценах 2002 г. Отраслевая структура производства в ценах 2002 г., % (инвестиционный вариант) представлена в таблице 1.2.3 Приложения 2.

Таким образом, в инвестиционном сценарии развития экономики ожидается усиление роли инфраструктурных отраслей. Происходит существенный рост доли услуг связи: с 1,5% в 2005 г. до 6,5%в 2030 г. Доля транспорта составляет в 2030 г. 5,2%. Одновременно с описанными выше тенденциями происходит некоторое сокращение доли сферы обращения и коммерческой деятельности. Это связано в основном с сокращением доли торговой наценки в конечной стоимости продукции вследствие роста конкуренции на рынке торгово-посреднических услуг. К 2030 г. доля торговли в структуре валового выпуска составляет 24%.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты