Рефераты

Политика цен предприятия

Политика цен предприятия

Оглавление

Введение

1. Значение и задачи анализа ценовой политики предприятия

2. Информационная база и система показателей, используемых в анализе

3. Макроэкономические аспекты анализа ценовой политики на товары и услуги

4. Факторы, влияющие на политику цен на предприятии

5. Организация анализа цен на товары и услуги на предприятии

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом и подвержено воздействию многих факторов.

Исторически сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимо приемлемой цене.

Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

Таким образом, целью данной работы является раскрытие темы: «Политика цен предприятия». Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

·                    Проанализировать значение и задачи анализа ценовой политики предприятия

·                    Выделить система показателей, используемых в анализе и   макроэкономические аспекты анализа ценовой политики

·                    Изучить факторы, влияющие на политику цен на предприятии

·                    Рассмотреть организацию анализа цен на товары и услуги на предприятии.

         Данная работа подготовлена на основе учебно – методической литературы по анализу хозяйственной деятельности.

1. Значение и задачи анализа ценовой политики предприятия


В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни общества. Успех коммерческого предприятия определяют следующие составляющие: научно обоснованная ценовая стратегия; разумная ценовая тактика и правильная методика установления цен. Цена и ценовая политика для предприятия – второй после товара существенный элемент маркетинговой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства любого предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно отражается на динамике продаж и рентабельности.

Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью, учитывать многочисленные факторы, в частности такие, как: себестоимость товара, или вернее, ее стоимостная оценка, насчитанная различными способами; цена конкурентов и возможность ее изменения; ожидаемая реакция покупателей на возможное изменение цены; прямое и косвенное воздействие со стороны государства на политику цен.

Ценовая политика предприятия используется им для достижения следующих целей: максимизации рентабельности продаж, то есть отношения прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж; максимизации рентабельности чистого собственного капитала предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств); максимизации рентабельности всех активов предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме бухгалтерских активов, сформированных за счет как собственных, так и заемных средств); стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции, то есть доли предприятия в общем, объеме продаж на данном товарном рынке (эта цель может приобретать особое значение для предприятий, действующих на рынке, где любые колебания цен порождают существенные изменения объемов продаж); достижение наиболее высоких темпов роста продаж.

Политика цен предприятия, в свою очередь, является основой для разработки его стратегии ценообразования, то есть набора практических факторов и методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием. Активная политика предприятия в сфере ценообразования состоит в установлении цен на продукцию, выпускаемую предприятием, на основе рассмотрения следующих факторов: цены, которые могут обеспечить реализацию продукции; объемы реализации этой продукции, возможные при этих ценах; объемы производства этой продукции, которые необходимы при таких объемах реализации; средние затраты, которые соответствуют этим объемам производства; рентабельность продукции к затратам и активам предприятия, которые могут быть достигнуты при избранных ценах и достигнутых объемах производства[1].

Активная ценовая политика может быть признана успешной в том случае, если она позволяет: восстановить или улучшить позицию предприятия на конкурентном рынке этого вида продукции (внутреннем или внешнем), а также увеличить чистую прибыль предприятия.

2. Информационная база и система показателей, используемых в анализе


С точки зрения практики ценообразование на предприятии в условиях рынка необходимо различать экономические и бухгалтерские издержки производства и реализации продукции.

Экономические (предпринимательские) издержки производства определяют цену предложения товара. Они включают следующие затраты, связанные с деятельностью предприятия.   

Во-первых, бухгалтерские издержки производства и реализации продукции. Между тем предприятие, да и любой предприниматель при ориентации на эффективную работу на рынке и определении возможной цены реализации товара не может ограничится составом затрат, включаемых в себестоимость продукции. Предприятию помимо себестоимости приходится учитывать в издержках также и другие затраты, связанные с его деятельностью.

Второе, что приходится учитывать в экономических издержках - это нормальная прибыль предприятия и, соответственно, нормальная рентабельность предприятия и изделий.

При расчете нормальной прибыли учитываются: затраты, обеспечивающие нормальное расширенное воспроизводство инвестиции в основные фонды и прирост оборотных средств; затраты из прибыли на НИР и ОКР; затраты на жилищное и другое социальное строительство; текущие затраты на социальные нужды, финансируемые из прибыли; подготовка и переподготовка кадров, финансируемая из прибыли; выплата дивидендов по акциям; отчисления налогов, уплачиваемых из прибыли.

Все эти затраты, финансируемые за счет прибыли, учитываются при определении нормальной прибыли в размере, сложившимся в отрасли, и, следовательно, и могут быть обоснованы при назначении цены. Прибыль и рентабельность учитываются в экономических издержках обычно в размере, принятом в данной отрасли производства. При этом прибыль может быть определена с учетом специфики производства по различным моделям цены; пропорционально себестоимости продукции, работ, услуг; пропорционально себестоимости обработки или нормативной стоимости обработки; пропорционально оплате труда, включенной в себестоимость; пропорционально фондоемкости, капиталоемкости изделий.

Третье - в экономических издержках учитывается налог на добавленную стоимость, если он прибавляется к цене, а также акцизы. НДС является издержками для предприятия и должен быть отражен в его затратах, потому что предприятие вносит его сумму в бюджет, и, следовательно, должно учитывать при определении своих издержек.

Акциз учитывается в том случае если предприятие выпускает подакцизные товары.

Четвертое - таможенные пошлины, тарифы и сборы необходимо учитывать в экономических издержках товаров, отпускаемых на экспорт. Они отражаются в размере, установленном соответствующими законодательными актами и постановлениями правительства.     

Пятое - альтернативные, или вмененные, издержки. Под ними понимаются потери, или упущенные возможности, выраженные в денежной форме которые возникают в результате отказа от каких-то других альтернативных решений. Это альтернативные издержки использования ресурсов. При расчете данных издержек предприятие руководствуется собственными выгодами и потерями. Поэтому для их определения нет строгих общепринятых методик, перечня статей затрат, иные регламентировались бы какими-то нормативными актами. Это дело предприятия. Назовем лишь некоторые затраты и потери, которые обычно учитываются в альтернативных издержках.

Амортизация отражается в бухгалтерской отчетности в соответствии с действующими правилами и нормами начисления амортизационных отчислений, требованиями налогового законодательства и налоговой инспекции. Между тем известно, что фактический износ основных фондов не всегда совпадает с амортизационными отчислениями. Имеет место недоамортизиция и переамортизация машин, оборудования, транспортных средств, зданий и сооружений. Фактические затраты капитальных вложений отчисляются от сумм амортизации. Особенно большой разрыв между этими суммами возникает в условиях инфляции. Поэтому в расчете альтернативных издержек, связанных с воспроизводством основных фондов, целесообразно учитывать фактические затраты, а не нормативные.

Расходы, связанные с использованием труда, рабочей силы, следует учитывать не только в размере затрат, включаемых в себестоимость, но и других затрат, вызванных, например, социальным обслуживанием - финансированием поликлиник, детских садов и других социально-культурных учреждений, дотаций жилищно-коммунальному хозяйству и прочее.

В условиях инфляции в расчетах альтернативных экономических издержек особое значение имеет оценка инфляционного ожидания и темпов инфляции как в целом по народному хозяйству, так и по конкретным регионам России, а также по продукции отдельных отраслей промышленности.

Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, то есть составляет производственную (заводскую) себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, то есть осуществляют внепроизводственные, или коммерческие расходы на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и другие.

Производственная (заводская) себестоимость и коммерческие расходы составляют полную себестоимость продукции. Ее реальное определение на предприятии крайне необходимо для целей ценообразования, маркетинговых исследований, правильности определения финансового результата.

Cебестоимость продукции (работ и услуг) - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ и услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

В состав материальных затрат входит стоимость всех потребляемых в производстве ресурсов, включаемых в себестоимость продукции: сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных изделий, полуфабрикатов и услуг производственного характера, топлива и энергии.

В состав расходов на сырье и основные материалы включаются приобретаемые со стороны сырье и материалы, образующие основу изготовляемой продукции, затраты, связанные с использованием ресурсов природного сырья, плата за воду, приобретаемую в пределах установленного лимита из водохозяйственных систем. К вспомогательным материалам относятся покупные материалы, используемые на технологические цели или другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, содержание оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств и других основных фондов, стоимость спецодежды и другие), затраты на тарные и упаковочные материалы.

К покупным изделиям, полуфабрикатам и услугам производственного характера относятся изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном предприятии. К услугам производственного характера относятся транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам груза, оплата по договорам за пусконаладочные работы[2].

В элементе расходы на оплату труда отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.

В этот элемент затрат включены: выплаты заработной платы за фактически выполнению работу в соответствии с тарифными ставками, должностными окладами и другие; стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам; стоимость бесплатно представляемых работникам отдельных отраслей в соответствии с законодательством коммунальных услуг, питания, форменной одежды, жилья и др.; оплата очередных отпусков и учебных; выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий в связи с реорганизацией, сокращением штатов и др.

В себестоимость продукции не включаются выплаты, не связанные непосредственно с оплатой труда: материальная помощь и подарки работникам, ссуды на улучшение жилищных условий, оплата отдыха (если она производится не из средств фонда соцстраха ) и т.п.

Следующий элемент затрат - износ основных производственных фондов равный сумме амортизационных отчислений. Сюда же относится ускоренная амортизация основных фондов и ее индексация.

Прочие затраты в составе себестоимости продукции - это налоги, сборы отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за предельно допустимые выбросы, обязательное страхование имущества предприятия, а также отдельных категорий работников, занятых в производстве соответствующих видов продукции, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством, оплата работ по сертификации продукции, затраты на командировки по установленным нормам, подъемные, плата сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, подготовку и переподготовку кадров, затраты на оргнабор работников, гарантийный ремонт и обслуживание, оплата услуг связи, банков и другие платежи.

3. Макроэкономические аспекты анализа ценовой политики на товары и услуги


В смешанной экономике государства не может устраниться от регулирования экономической жизни, которое предполагает установление самых общих правил поведения участников рынка, чаще всего в виде « мягких» ограничений, касающихся вида товаров, объема продаж, цен. Его вмешательство в деятельность предприятий и предпринимателей в странах с развитой рыночной экономикой носит преимущественно косвенный характер.

Как показывает анализ зарубежного опыта, вмешиваясь в процессы формирования цен, государственные органы управления осуществляют разработку ценовой политики и механизма воздействия на цены, определяют объекты регулирования цен.

Основными видами государственной ценовой политики являются: политика высоких цен, применяемых для стимулирования предпринимательской активности; политика замораживания или блокирования цен, используемая для борьбы с инфляцией; политика низких цен, применяемая как средство повышения уровня жизни населения; политика либерализации цен, используемая для оживления рыночных механизмов; политика твердых (стабильных) цен, применяема для регулирования товарно-денежных отношений.

Политика высоких цен успешно используется в ряде стран. Так в Швеции относительно высокие цены устанавливаются на продовольственные товары.

Характерным примером применения политики блокировки цен является замораживание в 1975 году во Франции цен на все товары после того, как в 1973 году было объявлено о либерализации цен на промышленную продукцию.

Политика низких цен на протяжении нескольких десятилетий являлась частью экономической политики ряда стран Восточной Европы. А политика либерализации цен, создающая условия для саморегулирования экономики, снискала себе популярность в большинстве стран мира.

Политика твердых государственных цен в отношении основных товаров проводится в Венгрии, Китае и других странах. Основным недостатком этой политики считается таящаяся в твердых ценах опасность для производства и обращения товаров связанная с возможностью продолжительной консервации этих цен на одном уровне вне зависимости от меняющихся экономических условий.

С этой точки зрения политика плавающих цен является более предпочтительной. Она придает ценам подвижность и эластичность. Такая политика не только сохраняет право государства на контроль за ценами, но и представляет самостоятельным товаропроизводителям возможность в определенной степени самим устанавливать цены, изменять их в допустимых пределах в ту или иную сторону.

Для плавающих цен обычно устанавливаются: минимальный предел; максимальный предел; минимальный и максимальный пределы одновременно; среднее (нормативное) значение цен и размеры отклонения от этого значения в связи с выполнением дополнительных условий.

Нижние пределы цен устанавливаются обычно на сельскохозяйственную продукцию и выступают в виде «защитных» или «гарантированных» цен. Опыт установления подобных цен имеется в США, Венгрии и других странах.

Максимальный предел цен и тарифов используется при установлении уровня транспортных тарифов не только на государственных, но и частных предприятиях.

Примером установления верхнего и нижнего пределов цен и тарифов одновременно, а также их «центра» с допустимыми отклонениями может служить опыт Венгрии. Рост цен в сторону повышения от установленного «центра» допускается здесь в пределах, как правило, от 4 до12%.

Кроме политики цен, органы государственного управления используют право на разработку общей тактики. Под общей тактикой понимается набор средств и методов, обеспечивающих реализацию общей стратегии.

Большинство стран с рыночной экономикой в качестве общей тактики используют правила ценообразования. Эти правила оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен самостоятельными товаропроизводителями. К актам такого рода можно отнести американское антимонопольное законодательство, запрещающее сговор о ценах и ценовую дискриминацию. Во Франции действуют постановления о ценовой конкуренции, согласно которым не допускается деятельность никаких объединений, способных деформировать ценовую конкуренцию. В Венгрии получило распространение установление правил калькулирования затрат, формирования прибыли и цен. При этом обязательные правила формирования цен время от времени меняются. Наиболее существенные изменения они претерпели в 1980 году, когда за обязательную основу калькуляции внутренних цен на преобладающую часть продукции промышленных предприятий этой страны были приняты фактические цены внешних рынков, выраженные в свободно конвертируемой валюте.

Методологический аспект общей тактики ценообразования состоит в выработке государственными органами форм и методов установления цен.

Формы и методы регулирования цен весьма разнообразны и применяются в различных сочетаниях. Систему ценового регулирования можно представить тремя сферами:

·                   наблюдение за ценами. Главная цель - выявление роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для того, чтобы выяснить как повышение цен влияет на издержки производства и национальную конкурентоспособность.

·                   прямое государственное управление. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен.

3. косвенное государственное управление. К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, диктуя сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды. К ним относятся: заключение ценовых соглашений хозяйствующими субъектами под контролем государства или местных органов; применение скользящих цен; завышение издержек производства; декларирование цен; антитрестовское и антимонопольное законодательство; акты о ценовой дискриминации.

Заключение ценовых соглашений между хозяйствующими субъектами - известный в мировой практике способ борьбы с инфляцией в рамках жесткой финансовой и кредитно-денежной политики. В целях защиты общественных интересов такие соглашения должны заключаться под контролем федеральных и региональных органов власти и управления.

Формирование и изменение цен в международной торговле происходит под регулирующим воздействием закона стоимости, конкретные формы его проявления на мировых рынках имеют ряд специфических особенностей.

Под действием закона стоимости обмен товаров на мировом рынке происходит на базе среднемировых затрат труда, т.е. по интернациональной стоимости. В свою очередь среднемировые затраты труда на производство единицы продукции определяются среднемировой производительностью труда, которая складывается как средняя от национальных уровней производительности труда. Основную роль в формировании общественно необходимых затрат труда играют затраты труда в стране наиболее крупном поставщике данного товара на мировой рынок.  Интернациональная стоимость, регулирующая процессы ценообразования на мировом рынке, обычно меньше национальной стоимости соответствующих товаров. Формирование более низкой стоимостной основы цен в масштабах мировой торговли обуславливается особенностями ценообразующих процессов на мировом рынке[3].

Существенное влияние на мировые цены оказывает и политика транснациональных корпораций (ТНК), в ходе деятельности которых в международной торговле формируются особые каналы сбыта продукции, которые обособляются от обычной традиционной международной торговли. Экспорт и импорт по каналам ТНК жестко регламентируется в отношении объемов и направлений реализации, уровня цен, форм расчетов и .т.п. Жесткая регламентация движения товаров дает возможность ТНК изолировать национальные рынки и в зависимости от своих интересов произвольно завышать или занижать цены в целях подавления конкурентов.

2.Важное влияние на мировую цену оказывает качество продукции, ее потребительная стоимость. На мировом рынке это проявляется через спрос, который зависит от структуры мирового хозяйства и для национальных хозяйств является внешним фактором. Это вызывает противоречия между стоимостью и потребительной стоимостью, углубление которого приводит к значительным отклонениям мировых цен от интернациональной стоимости.

3.В современных условиях все большее влияние на уровень цены оказывают услуги производителя товара при продаже и в процессе функционирования (условия поставки и монтажа, техническое обслуживание, гарантийный ремонт и т.п.) Естественно эти затраты учитываются в мировой цене..

4. Существенное влияние на мировые цены, обуславливающие их отклонения от интернациональной стоимости оказывает политика протекционизма. Например, механизм единых цен ЕВС в сочетании с компенсационными сборами приводит к тому, что цены на сельскохозяйственную продукцию на Общем рынке выше ,чем мировые.

5. Интернациональная стоимость в условиях применения экспортных льгот и субсидий, непосредственно влияющих на величину прибыли экспортеров, может повышаться. Такое движение интернациональной стоимости субсидируемого товара объясняется тем, что она будет формироваться с учетом более высоких индивидуальных затрат производителей, включающихся в международное разделение труда с помощью стимулирования экспорта этого товара. В тоже время мировая цена в связи с ростом предложения товара на мировом рынке в условиях неизменности спроса будет иметь тенденцию к снижению. Таким может возникнуть несоответствие между повышающейся интернациональной стоимостью и снижающейся мировой ценой.

6. Еще один немаловажный фактор, вызывающей отклонения мировых цен от интернациональной стоимости - инфляция. Инфляция проявляется в повышении цен товаров и тесно связана с обесцениванием бумажных денег. Инфляция, вызывающая повышение товарных цен на внутреннем рынке, понижает конкурентоспособность страны на внешних рынках.

7. Существенное влияние на мировые цены на международном рынке оказывают валютно-финансовые факторы, воздействующие на конъюнктуру рынка. Нестабильность валютных курсов, наличие валютных зон приводит к тому, что цены, выражаемые в разных валютах, неодинаковые. Это порождает клиринговые соглашения, а поставки в клиринговых соглашениях часто отличаются уровнями цен, что ведет к росту мировых цен и к инфляции.

4. Факторы, влияющие на политику цен на предприятии


Для решения задач ценовой стратегии необходимо тщательно изучить и проанализировать обширную информацию, которую можно свести в шесть блоков.

1.   Информация о рынке в целом. Здесь следует изучит следующие вопросы: каковы сегменты рынка, где может быть продан товар (поиск ниши); на какие группы покупателей можно рассчитывать; каков объем рынка; перспективы роста продаж; каким образом взаимодействуют друг с другом отдельные сегменты рынка.

2.   Информация о конкурентах на рынке. Только после того, как выяснилось, что рынок открыт для товара необходимо получить следующую информацию: какие конкурирующие товары продаются; особенности требований покупателей. Эта проблема особенно сложна поскольку запросы покупателей весьма динамичны: каковы возможности изменения цен; изменяется ли доля рынка отдельных товаров; объем доли рынка конкурентов; финансовое положение конкурентов; каковы предполагаемые действия конкурентов в случае изменения условий рынка в частности, внедрение товаров вашего предприятия на рынок.

3.   Информация о ценах. В данном блоке необходимо получить информацию и проанализировать следующие данные: каковы цены конкурентных товаров, какова система цен на донном рынке; имеется ли товар, занимающий лидирующее место по цене; какова эластичность спроса на данном рынке; каковы возможности использования ценовых инструментов для стимулирования сбыта и увеличения объема продаж.

4.   Информация о правительственной политике. В этом блоке обращается внимание на следующие проблемы: оказывает ли правительственная политика влияние на рынок и в чем оно выражается; какое воздействие оказывает правительственная политика на отдельные фирмы; какие фирмы являются основными поставщиками для правительственных организаций; можно ли рассчитывать на правительственные заказа, финансовую поддержку, твердые цены.

5.   Информация о производственных затратах. Здесь необходимо оценить внутренние возможности производства и сопоставить их с условиями, которые диктует рынок в частности: возможные объемы производства и складские запасы фирмы в настоящее время; уровень затрат при имеющимся уровне производства; необходимо учесть особенности структуры затрат, динамику отдельных статей затрат, их зависимость от внутренних и внешних факторов; исследовать влияние на затраты, оказываемое изменением объема производства. Нужно обратить внимание на уровень и долю постоянных расходов, оценить их влияние на цену. Есть ли необходимость изменить методику расчета себестоимости, например, перейти на калькулирование по сокращенным (переменным) затратам. Оценить насколько имеющаяся информация о затратах соответствует задачам ценообразования.

6.   Информация о выручке от продаж товаров и прибыли. Это итоговый блок информации. При его изучении следует иметь в ввиду, что он дает ответ на вопрос о конечной цели предпринимательства и целесообразности выхода на рынок. Здесь рассматриваются и изучаются следующие проблемы: соотношение между выручкой от продажи, прибылью и затратами; воздействие объема производства на выручку от продажи и прибыль; влияние на выручку от продаж, оказываемое мерами по стимулированию сбыта (реклама, скидки и т.д.); рентабельность данного товара, отличается ли она от аналогичного показателя у конкурентов.

5. Организация анализа цен на товары и услуги на предприятии


Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой - способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.

Формирование цены можно представить как процесс, рамками которого служат принципы ценовой политики предприятия: цель предприятия → стратегия предприятия → цель ценообразования → стратегия ценообразования → методы → ценообразования →решение о величине цены.

Цель и стратегия предприятия составляют экономическую политику предприятия, а цель и стратегия ценообразования образуют ценовую политику. В связи с этим ценовую политику предприятия можно определить как ряд вытекающих из политики предприятия сравнительно постоянных принципов, которые применяются при решении вопросов, связанных с установлением цен.

Ценовая стратегия предприятия выражает альтернативные способы достижения определенной цели при необходимости принятия решения о цене. В рамках определенной ценовой политики возможны разные стратегии.

Методы (тактика) ценообразования означают те почти стандартные, основанные на знаниях и опыте, или на расчетах затрат правила и схемы, которые применяются при формировании цен[4].

Решение об установлении цены, принимаемое на предприятии, - это конкретная (выраженная в денежных единицах) величина, выбранная из нескольких вариантов в результате процесса ее формирования и применения различных методов ценообразования. Ценовые решения на предприятии рождаются как результат применения на практике основных направлений ценовой политики с привлечением различных методов ценообразования.

Для успешного определения ценовой политики и принятия отдельных решений о величине цены необходимы эффективная организация всего этого процесса и распределение ответственности и полномочий между сотрудниками предприятия. Уточнение организационной структуры и границ ответственности важно потому, что недостаточно слаженно работающая оргструктура имеет склонность принимать жесткие рутинные решения, а не решения, быстро реагирующие на изменения реальной обстановки.

Процесс ценообразования должен выявлять те направления деятельности, где необходимо принимать меры, ту продукцию, на которую следует делать упор, или ту продукцию, которая требует использования большого количества ресурсов и дает наибольшую или надает совсем прибыли.

На малых предприятиях и предприятиях, производящих и реализующих узкую номенклатуру продукции, ценовую политику определяют владельцы предприятий или их руководство.

На крупных предприятиях и на предприятиях, производящих и реализующих широкую номенклатуру продукции, организация процесса принятия решений в области ценообразования является очень сложной задачей.

Здесь необходимо решить, кто будет принимать решения о ценах, и на каком уровне организационной структуры они будут приниматься. Ценовую политику нецелесообразно отдавать на откуп какой-либо отдельной службе или отдельному специалисту, в ее определении должны участвовать представители производственного и проекто-конструкторского отдела, специалисты по учету, финансам, сбыту и информации.

После того, как определена общая ценовая политика, задача формирования цен на отдельные виды продукции может быть передана на более низкие уровни организационной структуры.

Между представителями различных служб предприятия по вопросам ценообразования могут возникнуть расхождения мнений. Так руководитель службы сбыта наверняка захочет установить низкую цену на товар для увеличения объема реализации. Специалисты, отвечающие за финансы, через цены с удовольствием бы быстро покрыли затраты на разработку и маркетинг. Цена имеет большое значение для содержания рекламы и выбора способа рекламирования. Интерес к величине цены будет проявлять и производственная служба. потому что цена влияет на объем реализации и через это на степень загрузки производственных мощностей.

Заключение


Цена на продукт является для предприятия не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Это и обуславливает выработку соответствующих подходов к установлению уровня цены на выпускаемую продукцию. Решение данной задачи дело далеко не простое. Оно предполагает учет многих факторов и обстоятельств, действующих порой противоречиво и неоднозначно. Действительно, если внутри предприятия цена изделия определяется издержками на его производство, величина которых в значительной степени зависит от усилий самого предприятия, то при выходе на рынок ее уровень обуславливается складывающейся конъюнктурой рынка. Рыночная цена для предприятия является величиной, на которую оно повлиять не может. Поэтому стремление получить как можно большую прибыль объективно вызывает проведение на каждом предприятии собственной ценовой политики.

Политика цен предприятия, в свою очередь, является основой для разработки его стратегии ценообразования, то есть набора практических факторов и методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием.

Активная политика предприятия в сфере ценообразования состоит в установлении цен на продукцию, выпускаемую предприятием, на основе рассмотрения следующих факторов: цены, которые могут обеспечить реализацию продукции; объемы реализации этой продукции, возможные при этих ценах; объемы производства этой продукции, которые необходимы при таких объемах реализации; средние затраты, которые соответствуют этим объемам производства; рентабельность продукции к затратам и активам предприятия, которые могут быть достигнуты при избранных ценах и достигнутых объемах производства.

Активная ценовая политика может быть признана успешной в том случае, если она позволяет: восстановить или улучшить позицию предприятия на конкурентном рынке этого вида продукции (внутреннем или внешнем), а также увеличить чистую прибыль предприятия.

Список использованной литературы


1.                 Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родинов В.Б. Организация производства и управление предприятием: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.

2.                 Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001.

3.                 Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2003.

4.                 Волкова О. И., Девяткина О. В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.


[1] Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2003, с.87


[2] Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родинов В.Б. Организация производства и управление предприятием: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002, с.213


[3] Волкова О. И., Девяткина О. В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002, с.74

 

 

[4] Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001,  с. 178




© 2010 Современные рефераты