Рыночные
отношения выдвинули объективную необходимость значительного повышения внимания
к вопросам организации контроля на различных предприятиях. Именно на уровне
предприятия, где создается нужная обществу продукция, сосредоточены наиболее
квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного расходования ресурсов,
применения высокопроизводительной техники, технологий. На предприятии с целью
снижения до минимума издержек производства и реализации продукции
разрабатываются бизнес - планы, применяется маркетинг, осуществляется
эффективное управление - менеджмент. Предприятие теперь выступает в роли
собственника средств производства и продуктов труда, его дальнейшее развитие во
многом зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования.
Таким образом, контроль должен осуществляться в первую очередь в интересах
самого предприятия, его собственников, а также непосредственно работников.
Контроль
организации исполнения управленческих решений - это система наблюдения, проверки,
оценки и коррекции положения дел на основе разработанных критериев
(показателей). Руководителю важно знать динамику ситуационных изменений, чтобы
вовремя включиться в управление рабочим процессом сверху при повторяющихся
сбоях или предупредить подчиненных о надвигающейся угрозе срыва. В то же время
управленческий контроль предполагает совместное устранение и сверху и снизу
случайных негативных ситуаций, которые постоянно возникают в работе.
Финансовый
контроль является составным элементом процесса управления финансами. Это
вызвано самой сущностью финансов и наличием у них контрольной функции.
Контрольная функция заключается в создании и использовании системы финансового
контроля за соблюдением стоимостных пропорций в процессе формирования и
расходования денежных фондов и наличных денежных средств.
Финансовый
контроль возникает потому, что финансовые отношения можно планировать и
регулировать, так как имеются конкретные субъекты финансовых отношений, нормы,
нормативы и цели использования финансовых ресурсов, объемы и сроки
осуществления финансовых операций, правовые условия, установленные в
законодательном порядке.
Актуальность
данной темы обусловлена тем, что финансовый контроль предусматривает анализ
причин неудач и успехов, а также проверку действенности тех мероприятий,
которые могли бы исправить ошибки и закрепить успех. Главная задача такого
контроля заключается в том, чтобы обеспечить предприятию стабильное положение и
аккумулировать его ресурсы для выполнения стратегических планов. Еще одна его
цель — в том, чтобы избежать нарушений и злоупотреблений, которые почти
неизбежно возникают там, где отсутствует систематический подход к работе с
финансами. В общих чертах эта разновидность внутреннего контроля представляет
собой инструмент для анализа практики работы предприятия в финансовой сфере. И
при его внедрении удается не только обнаружить всевозможные просчеты и ошибки,
но и наметить пути для оптимизации деятельности компании.
Ключевой
показатель, свидетельствующий о стабильном положении предприятия, — это уровень
и динамика его финансовых результатов. Хорошие результаты в данной области в
частности позволяют предполагать, что деятельность компании оптимизирована,
капитализация высока, а получаемая прибыль позволяет фирме развиваться дальше и
рассчитывать на положительные финансовые результаты в будущем. Об оптимальной
динамике финансовых результатов можно судить на основании роста ряда
показателей: доходности капитала, рентабельности, собственного капитала,
скорости оборота капитала.
Однако
чтобы более детально оценить финансовое состояние и имущественное положение
предприятия, требуется детальный контроль за целым рядом дополнительных
параметров. В частности в сфере внимания контролеров должны быть
технико-организационный уровень функционирования предприятия, показатели
эффективности использования производственных ресурсов, результаты основной и
финансовой деятельности, рентабельность продукции, оборачиваемость и доходность
капитала, платежеспособность.
Целью
данной работы является исследование финансового контроля на предприятии, как
инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния и
стабилизации положения.
Задачами
курсовой работы являются:
-
изучить сущность
и элементы
контроля в организации;
-
рассмотреть виды и задачи контроля в организации;
-
изучить методы контроля в организации;
-
рассмотреть инструменты контроля на предприятии;
-
оценить состояние финансового контроля на предприятии на примере ОАО «КЗСК»
-
предложить рекомендации по совершенствованию финансового контроля на
предприятии.
Изучение
и исследование контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности
предприятия в современных условиях является крайне актуальной задачей.
Некоторые аспекты этой проблемы нашли отражения в трудах А.Д. Шеремета, М.И.
Баканова, Е.С. Стояновой, В.В. Ковалева, В.Г. Артеменко, Вахрушиной М.А.,
Макарьевой В.И., Глазунова В.Н., Белых Л.П. и т.д.
При
выполнении настоящей работы были использованы специальные
литературно-справочные источники: финансовые справочники, учебники, монографии
и диссертации, Положения и инструкции Минфина, периодическая литература и т. д.
Применялись
методы финансового, экономического анализа. Структура и объем курсовой работы
обусловлены логикой проведения исследования.
В
свете вышеизложенного представляется, что исследование системы финансового
контроля на предприятии имеет существенный научный и практический интерес для
экономики.
Контроль
является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое
общество не может нормально функционировать и развиваться без четко
организованной системы контроля за производством и распределением общественного
продукта и другими сферами общественной жизни
Контроль
- это процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого
объекта принятым управленческим решениям и направленный на успешное достижение
поставленных целей [26, с.50].
Основная
цель контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел
различных областей общественной и государственной жизни, в выявлении факторов и
условий, которые принципиально сказываются на выполнении принятых решений и
достижении поставленных целей. Контроль дает информацию о процессах
происходящих в обществе, помогает выработать наиболее целесообразные решения
общих и специальных вопросов развития экономики, предоставляет возможность
судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их
выполнения.
Контроль
как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и
факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению
поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность предприятия или
отдельных его производственных подразделений, дает возможность установить,
какие именно службы и подразделения предприятия, а также направления его
деятельности способствуют достижению намеченных целей и достижению
результативности деятельности предприятия. Следовательно, контроль, является
функцией управления, выступает средством обратной связи между объектом
управления и системой управления, информируя о действительном положении
управляемого объекта, фактическом выполнении управленческого решения.
В
современных условиях создания основ рыночного хозяйства особое значение
приобретает финансовый контроль.
В
результате финансового контроля различные уровни управления должны получить
информацию о фактическом состоянии бизнеса, финансах организации, выполнении
обязательств по налогам, внебюджетным платежам, а так же использовании
бюджетных средств. При этом экономические интересы государственных органов
управления, налоговых служб, администрации организации, его коллектива,
учредителей и акционеров не совпадают. Каждая из сторон преследует свои цели,
т.е. стремится получить максимальную выгоду для себя.
Финансовый
контроль – это один из элементов управления финансами; особая деятельность по
проверке правильности стоимостного распределения валового национального
продукта, образования и расходования фондов денежных средств. Другими словами,
финансовый контроль – это контроль за ведением финансовой документации, ее
соответствием установленным нормам и правилам. По мнению Ефимовой О.В.,
финансовый контроль – контроль за соблюдением законов и нормативных актов при
осуществлении финансовых операций, сделок с юридическими и физическими лицами.
По нашему мнению, финансовый контроль – контроль за законностью и
целесообразностью действий в области образования, распределения и использования
денежных фондов предприятия в целях эффективного его развития в дальнейшем.
Важнейшими
принципами финансового контроля являются [24]:
-
независимость;
-
гласность;
-
превентивность (предупредительный характер);
-
действенность;
-
регулярность;
-
объективность;
-
всеохватывающий характер.
Финансовый
контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Он
тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления,
такими, как финансовое планирование, оперативное управление финансами.
Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов,
организация финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, результаты
финансового контроля используются в финансовом планировании, в оперативном
управлении. Результатами финансового контроля является выявление различных
факторов экономической жизни (как правило, отрицательных) и количественных
показателей, например: самоликвидация предприятий, замедление реализации
некоторых видов товаров, сокращение ввоза в республику определенных товаров.
Эти факты свидетельствуют о неэффективности установленных форм и методов
реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных пошлин) и
сигнализируют о необходимости их изменения.
Финансовый
контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов,
оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового
общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета
(бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования
трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций,
бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.
Финансовый
контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений,
а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение
финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в
административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на
нарушителя финансовой дисциплины.
Финансовый
контроль выступает как механизм обратной связи в цепочке от постановки целей и
задач финансовой политики до получения практических результатов развития
экономики.
Полученные
в ходе финансового контроля цифры и факты, их анализ являются основанием для
изменения концепции финансовой политики, для разработки новых прогнозов,
планов, перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых
отношений. А вновь созданные планы, формы и методы реализации финансовых
отношений опять нуждаются в контроле.
Таким
образом, предметом финансового контроля на предприятиях выступают процессы
формирования и использования финансовых ресурсов, а объектом контроля - органы
управления, деятельность которых непосредственно связана с данными процессами.
Одна из важнейших
причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая
организация, безусловно, обязана обладать способностью, вовремя фиксировать
свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей
организации.
Сведем основные
виды контроля в таблицу 1.1 [18. с.77].
Таблица 1.1
Основные виды
контроля
Вид контроля
Характеристика контроля
предварительный
Основными функциями предварительного контроля можно считать разработку
процедур и правил поведения работников в процессе реализации принятых планов.
Обязательное выполнение этих правил условие для всех работников при
осуществлении контроля во всех областях деятельности по управлению
материально-сырьевыми, финансовыми ресурсами и живым трудом. Предварительный контроль
в управлении живым трудом (людьми) состоит в анализе деловых качеств
работников, их профессионально-квалификационных качеств, необходимых для
выполнения конкретных функциональных обязанностей.
Предварительный контроль в области управления материально-сырьевыми
ресурсами предусматривает предварительный входной контроль всех
материально-сырьевых ресурсов, поступающих на предприятие для осуществления
производственной деятельности как внутри страны, так и за рубежом по
действующим стандартам, тогда как предварительный контроль в области
финансовых ресурсов осуществляется путем анализа финансового состояния через
бюджет, который предусматривает предельные ассигнования по статьям затрат.
текущий
Текущий контроль осуществляется в процессе производственно-хозяйственной
деятельности, по всей цепи иерархии управления и направлен на предупреждение
возможных отклонений в производственном процессе и возможных трудностей.
заключительный
Заключительный контроль, в отличие от текущего, применяется по
результатам производственной деятельности, когда продукция уже изготовлена и
нужно только сравнить полученные результаты с требуемыми. Для процесса
контроля необходима разработка определенной процедуры, т.е. выработка
стандартов и критериев, анализ реальных результатов и корректирующих мер.
Таким
образом, подводя итог, следует отметить, что контроль как функция управления
позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не
способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели.
Финансовый
контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения
подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый
(аудиторский) контроль. В свою очередь государственный финансовый контроль
подразделяется на общегосударственный и ведомственный.
Общегосударственный
финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо
от подчиненности и формы собственности. Ведомственный финансовый контроль
подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.
Внутриведомственный
финансовый контроль осуществляют все министерства, ведомства, объединения по
отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для
осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств,
ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются
контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы или
контрольно-ревизионные управления. Внутрихозяйственный финансовый контроль
осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации,
учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На
крупных предприятиях в для осуществления внутрихозяйственного контроля, кроме
этих служб, создаются контрольно-ревизионные отделы, группы.
Независимый
финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.
Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем
предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются
независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества
контроля, его объективности.
В
зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на
предварительный, текущий и последующий [8, с.78].
Перед
финансовым контролем стоят следующие задачи:
-
содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и
размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
-
обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед
государственным бюджетом;
-
выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том
числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
-
содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных
ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также
правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
-
обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в
области налогообложения предприятий, относящихся к различным
организационно-правовым формам;
-
содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том
числе по валютным операциям и др.
Органы
государственного финансового контроля свою работу проводят по планам. Планы
составляются с учетом установленной по закону периодичности проверок и ревизий.
В планах намечаются объекты контроля, тема проверки или ревизии, срок начала и
окончания, количество исполнителей и их состав и т.д. Органы аудита свою работу
проводят на основе договора.
Для
того чтобы выявить нарушения в финансово-хозяйственной деятельности имеется
несколько методов установления достоверности и правильности операций:
формальный; фактической проверки; встречной проверки; корреспондирующий;
аналитически-нормативный; метод изучения законности финансово-хозяйственных
операций. Формальный метод заключается в контроле за правильностью оформления
документа (соблюдена ли установленная форма; наличие подписей и их
достоверность; наличие печатей, штампов; заполнены все реквизиты; наличие
исправлений, подчисток; правильность итогов и т.п.).
Метод
фактической проверки состоит в проведении инвентаризации материальных ценностей
и денежных средств с целью установления их сохранности.
Аналитически-информативный
метод состоит в химико-технологическом анализе выпускаемой продукции; в
контроле выпускаемой продукции; в контрольных замерах; в проверке фактически
выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных
форм и нормативов и т.д.
Результативность
ревизии или проверки в значительной степени зависит от качества составленного
акта. Составление акта начинается задолго до написания самого текста. Обилие и
разнообразие вопросов, с которыми проверяющий сталкивается в процессе своей
работы, обязывает его с самого начала ревизии (проверки) подбирать и
систематизировать материал в соответствии с разделами и вопросами программы и
рабочего плана [7, с.35].
На
основе систематизированного материала составляется акт. Акт ревизии (справка) –
это не просто перечень допущенных нарушений финансово- хозяйственной
деятельности, это документ, который должен послужить основанием для правильных
выводов о качестве, законности, целесообразности работы проверяемого объекта и
на базе этого для выработки реальных предложений, рекомендаций, предписаний в
целях устранения выявленных нарушений, принятия мер к виновным лицам. В связи с
этим к акту ревизии (справке) предъявляется ряд требований.
Современные
методы анализа и прогнозирования остаются неиспользуемыми, а менеджмент оказывается
не в состоянии составить даже среднесрочные планы. Причем применяемый
менеджерами и аналитиками инструментарий различается по подразделениям, что
может вызвать затруднения в координации и недостаточность информации у
руководства. Проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках
отдельно взятой компании решает контроллинг.
Выделим следующие
задачи контроллинга:
- планирование -
определение действий, необходимых для достижения оперативных и стратегических
целей, т.е. превращение целей предприятия в планы;
- управленческий
учет (на наш взгляд, ключевой элемент подсистемы контроллинга) - отражение в
удобной форме финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе
выполнения плана. Он ориентирован на внутренних пользователей информации, в
отличие от учета бухгалтерского или налогового;
- организация
потоков информации внутри предприятия;
- мониторинг
процессов, проходящих на предприятии, в необходимом временном режиме;
- контроль -
оценка свершившегося и соответствия фактических показателей плановым.
Весь
инструментарий контроллинга относится к таким дисциплинам, как менеджмент,
маркетинг, финансы. Ценность же данной концепции в комплексности и увязанности
между собой информации из различных областей функционирования компании.
Инструментарий
контроллинга можно классифицировать по двум критериям:
-
области применения - какие задачи помогает решить данный инструмент.
-
периоду действия - оперативный или стратегический.
Таким образом,
подводя итоги, следует отметить, что основным методом осуществления
предварительного и текущего контроля являются визуальные проверки. Такие
проверки актами, справками не оформляются. Все дело сводится к отдаче
распоряжения, приказа в письменной или устной форме о недопущении или
приостановлении незаконной хозяйственно-финансовой операции. Последующий
контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка,
экономический анализ, ревизия. Проверка может быть счетной или тематической.
Для того чтобы выявить нарушения в финансово-хозяйственной деятельности имеется
несколько методов установления достоверности и правильности операций:
формальный; фактической проверки; встречной проверки; корреспондирующий;
аналитически-нормативный; метод изучения законности финансово-хозяйственных
операций. Одним из методов реализации непрерывного и комплексного контроля
является контроллинг.
К
основным критериям эффективности, финансовый контроль можно отнести следующие.
Система безналичных расчетов предприятия по формам, процедурам, срокам должна
соответствовать законодательству Российской Федерации, своевременно и в полной
мере должны выполняться платежные обязательства предприятия перед кредиторами и
собственными работниками, своевременно и в полной мере должны погашаться
обязательства дебиторов и собственных работников перед предприятием.
Системы
бюджетирования и бизнес-планирования должны отвечать требованию рациональности,
в общем и целом они могут быть сведены в следующие три основных направления [5,
c.46]:
а)
организационная структура систем;
б)
регламентация систем;
в)
информация систем.
Кроме
этого, об эффективности данных систем следует судить по уровню достижения ряда
параметров, таких как оптимальная координация деятельности, управляемость и
адаптивность предприятия к изменениям, оптимизация внутреннего контроля,
высокая мотивация работы менеджеров.
Политика
привлечения новых финансовых ресурсов при осуществлении финансового контроля
должна отвечать следующим требованиям:
-
если есть возможность выбора, то финансирование за счет долгосрочных кредитов
предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный риск (в то же время,
стоимость долга не должна быть высокой);
-
долги предприятия должны погашаться в установленные сроки (следует учесть, что
в отдельных случаях предприятие может применять метод финансирования текущей
деятельности за счет откладывания выплат по обязательствам).
Проверке
также подлежит и управление структурой капитала предприятия. Структура капитала
обеспечивает минимальную его цену, оптимальный для предприятия уровень
финансового левереджа; при принятии решений о структуре капитала должны
учитываться и иные критерии, например: способность предприятия обслуживать и
погашать долги из суммы полученного дохода, величины и устойчивость
прогнозируемых потоков денежных средств для обслуживания и погашения долгов,
иные критерии. Идеальная структура капитала максимизирует общую стоимость
предприятия и минимизирует общую стоимость его капитала. При принятии решений
по структуре капитала также должны учитываться отраслевые, территориальные и
оргструктурные особенности предприятия, его цели и стратегии, существующая
структура капитала и планируемый темп роста. При определении же методов финансирования,
структуры заемного финансирования должны учитываться стоимость и риски
альтернативных вариантов стратегии финансирования, будущие тенденции в
конъюнктуре рынка и их влияние на наличие капиталов в будущем и будущие
процентные ставки.
Эффективный
контроль должен состоять из простых, легко понимаемых процедур, которые могут
проводиться всем персоналом, отвечающим за него. Должно существовать ясное
понимание причин контроля, какие функции он призван выполнять и каким образом
он способствует успешному достижению корпоративной стратегии. Если механизмы
контроля сложны, возникает тенденция к их игнорированию, они становятся
объектом сокращений, их не понимают. Эффективный контроль связан с
планированием. Чем яснее и точнее связь, тем более эффективной будет система
контроля. Лучшим путем соединения планирования и контроля является учет для
контроля в процессе составления планов. Это значит, что по мере установления
целей в процессе планирования разрабатываются стандарты, которые будут
отражать, насколько хорошо реализуются планы [3, с.166].
Эффективность
по затратам заключается в том, что системы контроля необходимо постоянно
проверять и оценивать, чтобы определить общие затраты на их содержание.
Результат сравнивают с ценностью активов или преимуществами, которые дает
система контроля. Система контроля должна быть достаточно гибкой, чтобы
реагировать на изменения. У организации должна быть возможность с ее помощью
эффективно проводить несанкционированные или необычные операции. Системы
контроля должны обеспечивать контрольный доступ, который не следует
использовать в других целях, т.е. для решения прикладных задач. Постоянное
использование контрольного доступа свидетельствует о том, что система негибкая.
Механизмы
контроля должны быть разработаны таким образом, чтобы отражать следующее:
сложность организации, разнообразие операций, размах операций, различные
используемые методы, типы контролируемых процедур. Многие системы контроля
терпят крах по причинам, связанным с узостью их задач и недостаточным пониманием
необычных операций.
Своевременность
относится к способности системы контроля регулярно выдавать информацию. Чем
выше уровень неопределенности и нестабильности в обстановке, тем больше
потребность в регулярной информации и частых измерениях. Контрольные системы
должны быть в значительной степени динамичны, чтобы приспосабливаться к частым
изменениям в технологии, процессах, смене процедур в компании, условиям рынка
или другим организационным факторам, которые могут требовать их постоянного
обновления. Некоторые системы могут оставаться неизменными на протяжении всего
времени, в то время как другие могут требовать регулярных и значительных
изменений.
Таким
образом, подводя итоги, следует отметить, что системы контроля должны
предоставлять как можно более объективную информацию. Объективная информация
более полезна, чем субъективная, и позволяет управляющим принимать более
удачные решения.
2.1. Краткая финансово-экономическая характеристика
предприятия
Полное
наименование ОАО «КЗСК»: Открытое акционерное общество: «Казанский завод
синтетического каучука».
Сокращенное наименование
ОАО «КЗСК».
Почтовый адрес:
420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лебедева, д.1
ОАО «КЗСК»
ориентировано на выпуск каучуков специального назначения. Основными
материалами, выпускаемыми сегодня, являются:
-
натрий-бутадиеновый каучук - представляет собой продукт полимеризации бутадиена
и предназначен для изготовления резинотехнических, асбестотехнических изделий и
абразивов;
- тиоколы и
герметики на их основе - используются для изготовления уплотнительных и
герметизирующих паст, которые нашли применение в авиа- и судостроении,
радиотехнике и строительстве;
- уретановые
каучуки и термоэластопласты - используются для изготовления изделий с высокой
прочностью, маслобензостойкостью, хорошими амортизационными свойствами,
устойчивостью к среде кислорода и озона, уникальной износостойкостью;
- полиэфиры -
используются для изготовления уретановых каучуков, износостойких
резинотехнических изделий на их основе, компонентов для клеевых композиций и
пенополиуретанов;
- силиконовые
каучуки - характеризуются высокой термо-, вибро- и морозостойкостью, в
сочетании с высокими диэлектрическими свойствами, гидрофобностыо,
сопротивлением действию озона, окислителей, а также полным отсутствием
токсичности. На основе силиконовых каучуков производятся резиновые смеси,
герметики, компаунды, искрозащитные материалы, самослипающиеся ленты и
резиноткани.
ОАО «КЗСК»
разработало и освоило новые продукты для развивающейся стройиндустрии, учитывая
современные требования к качеству строительных материалов, такие как олифа СКБ,
строительная мастика СГ-1, тиоколовый герметик для клеевых стеклопакетов
ТГС-06, полимерно-битумная мастика.
Финансово-экономический
анализ ОАО «КЗСК» проводится на основе собранных данных квартальной отчетности,
представляемой хозяйствующим субъектом в налоговые органы.
Таблица 2.1
Основные
показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КЗСК» за 2004-2006 гг.
№/№
Показатели
2004 г.
2005 г.
отклонение 2005 г.
к 2004 г.
2006 г.
Отклонение 2006 г. к 2005 г.
абсол
относит
абсол
относит
1.
Выручка (нетто) от реализации
товаров, продукции, услуг, тыс.руб.
1000987
1469624
468637
146,82
2167850
698226
147,51
2.
Себестоимость (производственная)
реализации товаров, продукции,
работ, услуг, тыс.руб.
787859
1179580
391721
149,72
1742184
562604
147,70
3.
Валовая прибыль, тыс.руб.
213128
290044
76916
136,09
425666
135622
146,76
4.
Прибыль отчетного года, тыс.руб.
67763
103867
36104
153,28
157049
53182
151,20
5.
Рентабельность продаж, %
8,6
8,8
0,2
102,33
9,01
0,21
102,39
6.
Среднесписочная численность
персонала, чел.
2300
2115
-185
91,96
1995
-120
94,33
7.
Материальные затраты, тыс.руб.
565809
1084603
518794
191,69
1731604
647001
159,65
8.
Среднегодовая стоимость основных
фондов, тыс.руб.
141537
140291
-1246
99,12
184054
43763
131,19
9.
Среднегодовая стоимость оборотных
фондов
136746
215812
79066
157,82
372236
156424
172,48
10.
Производительность труда, на 1
работника т.руб.
435,21
694,86
259,65
159,66
1086,64
391,78
156,38
11.
Материалоемкость продукции, руб.
0,56
0,738
0,178
131,79
0,799
0,06
108,27
12.
Фондоотдача, руб.
7,07
10,48
3,41
148,23
11,79
1,31
112,50
По данным таблицы
2.1., мы видим, что рентабельность продаж составила в 2004 г. – 8,6%, в 2005
г.- 8,8%, рост к 2004 г. составил – 0,2 пункта или 102,33%, рентабельность в
2006 г. – 9,01%, рост к 2005 г. составил – 2,39%, или 0,21пункта, численность
работников снизилась в 2005 г. по сравнению с 2004 годом на 185 чел., или
91,96%, а в 2006 г. по отношению к 2005г. на 120 чел., или 94,33%. Материальные
затраты в 2005 г. по отношению к 2004 г. увеличились на сумму – 518794тыс.руб.,
или 1,9раза, а в 2006 г. по отношению к 2005 г. увеличены на сумму 647001
тыс.руб. или 159,65%. Среднегодовая стоимость основных фондов по сравнению с
2004 г. в 2005 г. снизилась на сумму 1246 тыс.руб., а в увеличилась на сумму
43763 тыс.руб., по отношению к 2005 г. что составляет 131,19%, среднегодовая
стоимость оборотных активов в 2005 г. по сравнению с 2004 г. выросла на сумму
79066тыс.руб., или 57,82%, а в 2006 го отношению к 2005 г. выросла на сумму
156424 тыс.руб., что составляет 172,48%, производительность труда на 1 раб. в
сравнении с 2004 г. в 2005 г. выросла на сумму – 259,65тыс.руб., или на 59,66%,
а в 2006 г. по отношению к 2005 г. увеличилась на сумму – 391,78тыс.руб., и
составила 156,38%.