Банк России: его функции и взаимоотношения с кpедитными оpганизациями
Проведение
операций по переучету векселей предприятий является одним из перспективных
направлений деятельности ЦБ РФ. Такой способ рефинансирования представляется
наиболее надежным и приемлемым для текущего кредитования оборота отраслей
промышленности и сельского хозяйства. Он способствует уменьшению потребности
предприятий в оборотных средствах, ускорению их оборачиваемости, т.е. повышению
эффективности производства. В свою очередь ЦБ РФ получает инструмент
экономического воздействия на Денежно-кредитную политику.
Коммерческий кредит может
трансформироваться в банковский двумя методами. Первый — банк учитывает
(переучитывает) вексель; второй — векселедержатель получает ссуду, предоставляя
в качестве залога вексель.
При первом методе банк покупает
вексель на период до наступления срока платежа. Платеж по векселю будет
производиться трассатом в пользу банка согласно
вексельной сумме, по номиналу ценной бумаги. Продавец же векселя получит от
банка сумму согласно цене векселя. Цена векселя – вексельная сумма за минусом
дисконта. Дисконт – процентный доход покупателя векселя. Таким образом,
вексельная цена меньше вексельной суммы на сумму дисконта.
Учет векселя (его продажа банку)
осуществляется путем индоссамента на имя банка. Предъявитель векселя к учету
становится одним из должников по этому векселю, а банк, принявший вексель на
учет (купивший его), становится кредитором-векселедержателем переведенного на
него векселя. Учитывая в банке вексель, клиент банка получает взамен деньги,
т.е. возрастает уровень его ликвидности, и он избавляется от залога по возврату
банку полученной суммы денег. Однако если трассат не может оплатить вексель
вследствие финансового состояния, то по векселю платит его продавец.
В ином порядке происходит
купля-продажа – учет и последующая перепродажа векселя ЦБ РФ, т.е. переучет
векселей. В практике российских банков на учет в коммерческих банках и для
переучета в ЦБ РФ принимаются пока простые векселя. Здесь банк, принявший на
учет вексель, становится его владельцем. Продавец векселя, получивший деньги в
размере вексельной цены, обязан к установленному сроку выкупить его по номиналу
(вексельной сумме).
Рассмотрим порядок переучета
простого векселя. Прежде всего клиент коммерческого банка, выступивший как
векселедатель, выписывает вексель на обслуживающий его коммерческий банк. Банк
указывается как получатель вексельной суммы.
Коммерческий банк покупает
(учитывает) вексель, уплачивая векселедателю вексельную цену, при этом
коммерческий банк должен убедится, что векселедатель предъявлял ему вексель, за
которым стоят реальная отгрузка или оказанные услуги в соответствии с договором
поставки продукции, оказания услуг или выполнение работ. Коммерческий банк
учтенный им вексель предъявляет для переучета в ЦБ РФ.
Непосредственно операции по
переучету векселей выполняет территориальное управление ЦБ РФ.
ЦБ РФ устанавливает лимит
переучетного кредита по каждому своему территориальному управлению, которое
заключает с коммерческим банком договор о вексельном кредитовании.
Территориальное управление Банка
России принимает к переучету векселя коммерческих банков, если вексельная сумма
составляет не менее 100 млн. руб. Вексель покупается у коммерческого банка
(переучитывается) на условиях обратного его выкупа.
Переучетный кредит
предоставляется путем зачисления денег в размере согласованной цены векселя на
корреспондентский счет коммерческого банка. Для получения переучетного кредита
коммерческий банк заблаговременно устанавливает контакт с Главным
территориальным управлением с тем, чтобы оно имело не менее 5 рабочих дней для
анализа и оценки платежеспособности предприятия-поставщика (векселедателя).
Операция обратного выкупа
векселей коммерческим банком проводится не позднее чем за 2 рабочих дня до
наступления срока платежа по векселю.
ЦБ РФ покупает (переучитывает)
векселя предприятий-поставщиков у коммерческих банков по устанавливаемой ЦБ РФ
ставке переучетного кредита. Однако, если коммерческий банк не выкупит вексель,
т.е. не погасит переучетный кредит в срок, он платит процент в размере 1,3
учетной ставки Банка России.
Погашение переучетного кредита
при наступлении срока (его выкуп коммерческим банком) производится путем
списания в бесспорном порядке средств с корреспондентского счета банка. После
списания средств эти векселя возвращаются коммерческому банку. Вексель
возвращается также после перечисления задолженности по переучетному кредиту на
счет просроченных ссуд. Это может иметь место, когда в день наступления срока
выкупа векселя на корреспондентском счете нет или недостаточно денег.
Товарность векселя и финансовое состояние векселедателя подвергаются
тщательному контролю.
Существует мнение, что в
операциях по переучету векселей имеется неоправданное дублирование в работе
коммерческого банка и ЦБ РФ. Например, коммерческие банки в силу своей
экономической заинтересованности систематически изучают платежеспособность
своих заемщиков, включая и векселедателей, на основе периодического анализа их
бухгалтерской отчетности, регулярно представляемой в коммерческий банк.
Эти же вопросы систематически
изучаются и территориальным управлением ЦБ РФ. Более того, когда коммерческий
банк обращается с просьбой переучесть вексель, под который уже выдан учетный
кредит, он обязан представить в Главное территориальное управление балансы
предприятий поставщиков (векселедателей) и отчеты о финансовых результатах и их
использовании. Все документы должны быть заверены органами Государственной
налоговой инспекции.
По предприятиям-поставщикам,
векселя которых коммерческим банком впервые предъявляются к переучету, балансы
и отчеты о финансовых результатах представляются за последний отчетный год и за
каждый квартал (месяц) в текущем году.
Коммерческий банк, прежде чем
принять на учет вексель, проверяет его и несет ответственность за товарность
предъявленного векселя. Если коммерческий банк выявит факт получения кредита
под бестоварный вексель, то учетный и переучетный кредит должны быть немедленно
погашены с применением соответствующих санкций к векселедателю. Вместе с тем по
требованию территориального управления ЦБ РФ коммерческий банк обязан
представлять информацию о товарной основе векселя: договор поставки продукции,
выполнения работ, оказания услуг, отгрузочные документы и др.
Территориальные управления
предоставляют переучетный кредит тем коммерческим банкам, которые в соответствии
с лицензией имеют корреспондентские счета в соответствующем рассчетно-кассовом
центре и отвечают следующим требованиям:
·
соблюдают
установленные Банком России экономические нормативы;
·
своевременно
и полно выполняют требования банка в формировании резервов;
·
не
имеют просроченной задолженности по ранее полученным в ЦБ РФ ссудам;
·
располагают
аудиторским заключением по годовому отчету.
ЦБ РФ может устанавливать
дополнительные требования к коммерческим банкам.
Представляется дискуссионным
считать операцию по учету векселей кредитной операцией. Дело в том, что ссуда
имеет место там, где передача денег осуществляется на срок и на условиях
возврата, односторонне и не в обмен на товар. Учет векселя, по существу, не
является ссудой и выступает как акт купли-продажи, когда речь идет об учете
переводного векселя с его последующей перепродажей. В случае учета банком
такого векселя это означает, что он стал его собственным, и банк может
перепродать его другому лицу. Если же речь идет о соло-векселе, то это покупка
с последующим выкупом.
Организация наличного
денежного обращения. (агрегат МО). Оно представляет собой регулирование
обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из
обращения, осуществляемые ЦБ РФ.
В условиях, когда в России, по
существу, был один Государственный банк, для его филиалов не существовало
проблемы кредитных ресурсов, ибо они автоматически создавались благодаря
функционированию системы межфилиальных оборотов. В этот период Правительство
строго планировало и лимитировало превращение депозитной эмиссии в банкнотную,
т.е. превращение безналичных денег в наличные, ибо в России бытовало мнение,
что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение по
банковским счетам — это лишь обращение банковских записей, а не денег.
В США и других капиталистических
странах в начале 20-го столетия экономисты также считали деньгами лишь банкноты
и металлические деньги. В последующие годы в этих странах уже не проводилось
экономического различия между наличными и безналичными деньгами. Различия
сводились к технической стороне проблемы и связанных с ней издержек обращения.
Объективные условия перехода России к рыночным отношениям и создание
соответствующих коммерческих банков стимулировали идентичный с другими
развитыми странами подход к оценке компонентов денежной массы в обращении.
Вместе с тем нужно иметь в виду,
что в развитых капиталистических странах доля наличных денег в общей денежной
массе находится на уровне 5-10%. В России удельный вес наличных денег в их
общей сумме пока что неуклонно возрастает. Это связано с относительно низким
уровнем развития по сравнению с другими странами системы безналичных платежей.
В 1995 г. произведены крупные
капитальные вложения как со стороны ЦБ РФ, так и со стороны коммерческих банков
по созданию материально-технической базы существенного расширения системы
безналичных расчетов, в том числе и с населением. Это позволит сократить объемы
наличной части денежной массы.
В настоящее время ЦБ РФ проводит
прогнозные расчеты кассовых оборотов, целью которых является определение
потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и по банкам. В
таких расчетах определяются объем и источники поступления наличных денег в
кассы коммерческих банков и оборотные кассы ЦБ РФ, размеры и укрупненные направления
выдачи наличных денег предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, а
также налично-денежный эмиссионный результат, т. е. сумма выпуска или изъятия
наличных денег из обращения.
ЦБ РФ утвердил Положение,
регулирующее операции с наличными деньгами, оно, в частности, предусматривает
установление для каждой организации лимитов наличных денег в кассах. Лимит
остатка денег в кассе устанавливается обслуживающим банком всем предприятиям
независимо от организационно-правовых форм и сферы их деятельности, включая
бюджетные. Лимит остатка кассы согласовывается с руководителем предприятия. Но
при необходимости по его просьбе или в других случаях лимит пересматривается.
Предприятия имеют право хранить
в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты
труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3
рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения денег в
банке. Запрещается оплачивать наличными деньгами сделки на сумму более
установленных ЦБ РФ лимитов. Все расчеты между юридическими лицами сверх этой
суммы должны производиться только в безналичном порядке.
Деятельность ЦБ РФ в области
регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента
стабилизации экономики непосредственно связана с вхождением России в
международное экономическое сообщество и содействием с его стороны развитию
российской экономики.
Характерно в этом отношении
сотрудничество ЦБ РФ с Международным валютным фондом (МВФ). Россия стала членом
МВФ в 1992 г. Этот фонд через ЦБ РФ финансирует государственные программы
борьбы с высокой инфляцией и общей валютно-финансовой нестабильностью. Фонд
оказывает помощь по преодолению экономического кризиса тому или иному
государству лишь при безусловном соблюдении строгой бюджетно-финансовой
дисциплины.
Такие условия для
правительства-заемщика сводятся к резкому сокращению бюджетного дефицита и
уровня инфляции, соответствующему сокращению роста денежной массы и применению
ставок по кредитам выше уровня инфляции. Для выполнения этих условий
правительство составляет программу экономического оздоровления и проект
очередного бюджета. Базируясь на этих документах, МВФ выдает кредиты.
Первая серия кредитов была
предоставлена России на системные трансформации. Цель кредитов заключалась в
поддержке политики реформ на начальном, наиболее трудном этапе перехода от
тоталитарной экономики к рыночной. Сейчас сотрудничество с МВФ позволяет
рассчитывать на получение финансовой помощи от ведущих капиталистических
государств, входящих в «большую семерку». Кроме того, без сотрудничества с МВФ
вряд ли возможно привлечение в крупных размерах иностранных инвестиций для
стабилизации рубля и подъема экономики.
Платежная система Банка России и организация безналичных расчетов. Платежная
система как совокупность организационных форм, инструментов и процедур,
способствующих обращению денежных средств, имеет большое значение для
осуществления Банком России эффективной денежно-кредитной политики. Порядок,
формы и правила расчетов в Российской Федерации являются обязательными для всех
субъектов хозяйствования, предприятий, организаций и населения. Формы
безналичных расчетов определены Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основными формами безналичных расчетов
являются расчеты платежными поручениями, в меньшей степени применяются расчеты
платежными требованиями (по инкассо), расчеты аккредитивами и чеками
применяются незначительно.
Часть расчетов юридических и физических лиц
осуществляется посредством платежных карт, их применение получает все большее
развитие. Коммерческие банки выпускают собственные платежные карты, карты
российских систем (STB Card, Union Card, Золотая Корона), а также международные
платежные карты, в частности VISA, Eurocard/MasterCard, Diners Club, JCB и
American Express.
Банк России проводит политику обеспечения
бесперебойности функционирования системы расчетов, ее быстродействия и
надежности.
Большая часть платежей осуществляется через
расчетную сеть Банка России.
По данным на начало 1997 года, на территории
России функционировало 1500 расчетно-кассовых центров и других учреждений Банка
России, осуществляющих расчетное обслуживание 2530 кредитных организаций, 6116
их филиалов, а также счетов бюджетов всех уровней и государственных
внебюджетных фондов, органов федерального казначейства и других юридических лиц
в случаях, предусмотренных законодательством.
Банком России издан "Справочник
банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской
Федерации" ("Справочник БИК РФ"), который содержит информацию о
наименовании кредитной организации-участнике расчетов, ее банковском
идентификационном коде, корреспондентском счете в Банке России, местонахождении
и др. "Справочник БИК РФ" периодически корректируется.
Кредитные организации, расположенные на
территории Российской Федерации (резиденты), имеющие лицензию Центрального
банка Российской Федерации на совершение банковских операций, открывают только
один корреспондентский счет в одном из учреждений Банка России
(расчетно-кассовом центре или операционном управлении), которое осуществляет их
обслуживание. Филиалы кредитных организаций имеют корреспондентские субсчета,
но некоторые филиалы осуществляют расчеты только через корреспондентский счет
головного банка.
Для осуществления безналичных расчетов
юридическим и физическим лицам открываются счета в коммерческих банках, в
особых случаях счета юридическим лицам также могут быть открыты в учреждениях
Банка России. Расчеты клиентов учреждений банков с клиентами других учреждений
банков, их расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами производятся через
корреспондентские счета. Что касается расчетов между клиентами одного банка, то
они проводятся списанием или зачислением средств на соответствующие счета
клиентов, минуя корреспондентский счет банка.
Расчеты между одногородними банками, или
банками, обслуживаемыми одним вычислительным центром, часто организуются через
счет взаимных расчетов. Вся информация по расчетно-денежным документам,
обработанная в установленном порядке в коммерческом банке, вводится в ЭВМ. На
корреспондентском счете банка в расчетно-кассовом центре отражается только
сальдо проведенных операций. Такие расчеты представляют собой вид локального
клиринга.
Расчеты между расчетно-кассовыми центрами по
операциям кредитных организаций, а также по их собственным операциям
осуществляются через счета межфилиальных оборотов (МФО). Средством
межфилиальных расчетов являются авизо по МФО.
Правильность совершения расчетов со стороны
расчетно-кассовых центров подтверждается совпадением начальных и ответных
оборотов в процессе квитовки, т.е. сопоставления каждого ответного провода с
начальным.
Платежи осуществляются при наличии и в
пределах средств на корреспондентских счетах. Не исключена ситуация, когда у
банка не достает средств, в этом случае очередность списания средств с
корреспондентских счетов банков по платежам клиентов, располагающих
необходимыми ресурсами, а также по собственным платежам банков производится в
очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации.
Неоплаченные расчетные документы при этом помещаются в картотеку к
корреспондентскому счету кредитной организации.
Платежи осуществляются почтовым и телеграфным
способом (бумажная технология) и электронным способом (безбумажная технология).
Доля электронных платежей в течение 1996 года увеличивалась по количеству и
сумме проведенных документов за счет снижения доли почтовых и телеграфных
платежей.
Общий срок безналичных расчетов установлен
Федеральным Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" и не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта
Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.
Часть межбанковских расчетов, а именно
расчетов многофилиальных банков, в том числе по перераспределению кредитных
ресурсов, осуществляется между головным банком и его филиалами и между
филиалами банков с отражением на их балансовых счетах. Внутрибанковские расчеты
динамично развиваются.
Межбанковские расчеты осуществляются также
через корреспондентские счета, открываемые в других банках. Порядок открытия и
режим функционирования корреспондентского счета одного банка в другом
определяется по соглашению между ними.
Операции, проводимые по корреспондентским
счетам банков -корреспондентов, делятся, главным образом, на два вида:
операции, основывающиеся на обслуживании клиентов, и собственные межбанковские
операции. К первым относятся операции по коммерческим сделкам клиентов; вторые
включают кредитные операции, операции по покупке и продаже валют, по торговле
ресурсами на денежном рынке и др. Банки, имеющие развитую корреспондентскую
сеть, способны осуществлять расчеты с максимальной скоростью и образуют
собственные расчетные системы.
Развитие корреспондентских отношений зависит
от различных факторов: взаимных потоков платежей, цены и спроса на рынке
кредитных ресурсов, возможности участия в торгах на региональных валютных
биржах и других.
Расчеты между банками - корреспондентами
составляют значительную часть всего платежного оборота России. Таким способом
совершается большая часть расчетов с банками стран СНГ и зарубежными банками.
Еще одним способом межбанковских расчетов
являются расчеты через клиринговые палаты, как негосударственные, так и
действующие на базе расчетно-кассовых центров Банка России.
В основу принципов проведения клиринговых
операций положены две возможные модели. Первая - без предварительного
депонирования средств на счетах банков-участников расчетов в клиринговом
учреждении. Окончательный расчет в этом случае осуществляет Центральный банк
Российской Федерации. Вторая модель - с предварительным депонированием средств
на счетах банков-участников в клиринговом учреждении. Расчетным агентом по
такой схеме является само клиринговое учреждение.
По первой модели в 1997 году в Москве
начинает работать Клиринговая палата Межбанковского финансового дома. По второй
модели, по данным на конец 1996 года, действовало 6 клиринговых учреждений,
расчеты через них осуществляли 143 кредитные организации и филиала. Удельный
вес расчетов, осуществляемых через них, в настоящее время невелик. Банк России
играет определяющую роль в разработке принципов организации клиринговых
операций и контролирует их соблюдение.
В 1996 году была разработана Стратегия
развития платежной системы России, которая содержит основные долгосрочные и
среднесрочные мероприятия. Они включают создание системы расчетов в режиме
реального времени, т.е. переход на качественно новый уровень передачи
банковской информации, развитие негосударственных расчетных и клиринговых
систем с соответствующим регламентированием и надзором за их деятельностью,
разработку систем стандартизации и сертификации банковских технологий, создание
в России условий для внедрения расчетов платежными (пластиковыми) картами.
Основной задачей Департамента методологии и
организации расчетов является обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования системы расчетов на основе проведения единой политики в
области безналичных расчетов.
Деятельность Департамента касается
безналичных расчетов, совершаемых в рублях на территории Российской Федерации.
Департамент разрабатывает правила, формы, сроки и стандарты безналичных
расчетов и осуществляет контроль за правильностью прохождения операций через
расчетную сеть Банка России. Для этого Департамент разрабатывает методологию
идентификации участников расчетов, проводит обследования платежного оборота,
анализирует состояние различных расчетных и платежных систем.
Валютное регулирование и
валютный контроль. До 1992 г. валютные операции были монополией государства. Вся
поступающая в страну валюта в обязательном порядке продавалась Внешэкономбанку.
При необходимости произвести платежи за импорт или для расчетов по другим
операциям Внешэкономбанк продавал валюту в пределах утвержденного для каждого
покупателя лимита. Валюта покупалась и продавалась
за рубли по централизованно установленному курсу.
В 1991 г. использовались и
публиковались три вида валютных курсов рубля: официальный, коммерческий и
специальный. Наряду с ними существовал биржевой курс. Этот курс определялся на
аукционах, которые проводил Внешэкономбанк с ноября 1989 г. до мая 1991 г.
Всего проведено 19 аукционов, на которых реализовано свободно конвертируемой
валюты на 300 млн. долл. США при заявленном спросе в 1042 млн. долл. США. Средний
аукционный курс рубля составлял 22,6 руб. за 1 американский доллар.
Наряду с этими курсами
существовал неофициальный курс «черного рынка». Между ними был разрыв в десятки
раз. Такое положение не могло продолжаться в условиях перехода к рыночным
отношениям. Возникла объективная необходимость определения валютного курса
рубля, адекватного таким отношениям.
На валютный курс оказывает
влияние множество факторов: состояние платежного баланса, состояние экспорта и
импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и
источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в
данных конкретных условиях валютный курс может быть
определен в результате свободныхпредложений по купле и продаже валюты на валютных
биржах.
В 1991 г. в составе Госбанка
СССР был создан Центр проведения межбанковских валютных операций. В 1992 г. 30
ведущих коммерческих банков и ЦБ РФ учредили Московскую межбанковскую валютную
биржу в виде акционерного общества закрытого типа. Уставный фонд был
сформирован путем выпуска 2490 именных акции по 100 тыс. руб. каждая.
На бирже регулярно определяется
курс рубля к доллару США. С 1 июля 1992 г. биржевой курс рубля используется ЦБ
РФ для официальной котировку рубля к иностранным валютам. В 1993 г. началось
создание региональных валютных бирж. Первой стала функционировать
Санкт-Петербургская биржа. В 1995 г. валютные операции стали проводиться на
биржах в Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону и др.
В России было допущено наряду с
рублем обращение твердой валюты – долларов США. По разным опубликованным
источникам можно сделать вывод что количество обращающихся долларов США
составляет по биржевому курсу сумму, значительно превышающую рублевую сумму
наличной денежной массы в России.
Биржевой курс рубля стал
наиболее точным индикатором динамики макро экономических процессов и
инструментом воздействия на них. Исходя из роливалютного курса и его
влияния на денежное обращение в стране ЦБ РФ осуществляет валютное
регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению
к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными
государствами.
Эффективной системой валютного
регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ
вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля
путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля ЦБ РФ
продает иностранную валюту, для снижения — скупает иностранную валюту в обмен
на национальную. ЦБ РФ проводит валютные интервенции для того, чтобы
максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же
время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.
В некотором занижении курса
рубля заинтересованы предприятия сырьевого комплекса, они обеспечивают основную
часть валютной выручки России. В некотором завышении курса рубля заинтересованы
предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а
также отрасли промышленности, пока производящие продукцию, которая неконкурентоспособна
по сравнению с иностранной продукцией. Особо актуально это для
сельскохозяйственного производства, так как более чем на 1/3 потребность страны в
продовольствии удовлетворяется за счет импорта.
С переходом к свободному
определению курса рубля на бирже его курс начал снижаться. Это было результатом
углубления экономического кризиса в стране. Однако ЦБ РФ благодаря валютной
интервенции обеспечил плавное изменение курса рубля и тем самым предотвратил
развал денежной системы страны. Курс рубля снизился с 1255 руб. за 1 долл. США
в декабре 1993 г. до 3550 руб. в декабре 1994 г., до 4640 руб. в декабре 1995
г., до 5515 руб. в декабре 1996 г. и до 5919 руб. в декабре 1997 г.
Наряду с валютной интервенцией
ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный
курс в направлении, отвечающем .укреплению денежного обращения и повышению
эффективности межгосударственных экономических отношений. К таким мерам, в
частности, относятся:
·
решение
об обязательной продаже части экспортной выручки. Эту продажу осуществляют на
валютных биржах экспортеры через уполномоченные коммерческие банки;
·
лимитирование
операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном
рынке. Для этого банкам, имеющим валютную лицензию, устанавливается «открытая
позиция». Она определяется для банка как разница между суммой иностранной
валюты, купленной за свой счет с 1 января отчетного
года, и суммой иностранной валюты, проданной банком за свой счет и за тот же период времени;
·
разработка
ЦБ РФ совместно с Таможенным комитетом России системы методов экономического и
административного воздействия на экспортеров, задерживающих возврат валюты в
отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной части валюты в
иностранных банках;
·
установление
(как временной меры валютного регулирования ) верхнего и нижнего пределов
колебания курса рубля при операциях на валютном рынке — «валютного коридора».
Введение
«валютного коридора» способствует проведению регулируемого валютного курса.
Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на
развитие внутреннего денежного обращения, на финансовое положение предприятий,
осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, на финансовое положение
банков.
«Валютный коридор» позволяет ЦБ
РФ обеспечить равномерную и предсказуемую динамику валютного курса, увязанную с
другими макроэкономическими показателями, в том числе с темпами инфляции и
процессом сближения уровня внутренних цен с уровнем мировых цен.
Большое внимание ЦБ РФ уделяет
регулированию обращения наличной иностранной валюты. Этот вопрос имеет для
России актуальное значение, ибо, по ориентировочным данным, на руках у
населения имеется 20 млрд. долл. США.
В России запрещается
использование иностранной валюты в розничной торговле.
Предприятия, учреждения,
организации не имеют права начислять и выплачивать в иностранной валюте на
территории Российской Федерации физическим лицам, гражданам России заработную
плату, премии, любые вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением этими
физическими лицами своих трудовых обязанностей, в том числе при заключении
трудового договора или контракта, а также оплачивать в иностранной валюте
услуги физических лиц.
В
то же время коммерческие банки имеют право открывать обменные пункты по
совершению официальных операций с иностранной валютой. Такие пункты открываются
только по месту нахождения коммерческого банка на всей территории,
подведомственной соответствующему Главному территориальному управлению ЦБ РФ.
В
обменном пункте совершаются следующие операции:
·
покупка
и продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли;
·
покупка
и продажа платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также
продажа и оплата платежных документов в иностранной валюте за наличную
иностранную валюту;
·
прием
для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в
иностранной валюте;
·
прием
на экспертизу денежных знаков иностранных государств и платежных документов в
иностранной валюте, подлинность которых вызывает сомнение;
·
выдача
наличной иностранной валюты по кредитным и дебетовым картам, а также прием
наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках,
для расчетов по кредитным и дебетовым картам;
·
обмен
(конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на
наличную иностранную валюту другого иностранного государства;
·
размен
платежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки
того же иностранного государства.
Курс
покупки и курс продажи наличной иностранной валюты и платежных документов в
иностранной валюте за наличные рубли, а также кросс-курс обмена (конверсии)
наличной иностранной валюты устанавливаются банками самостоятельно. Вместе с
тем в целях регулирования внутреннего валютного рынка России и ограничения
размеров валютного и курсового рисков ЦБ РФ может устанавливать предел
отклонения курса покупки наличной иностранной валюты и платежных документов в
иностранной валюте за наличные рубли от курса продажи, а также предел
отклонения курсов покупки и продажи от курса иностранных валют к рублю,
устанавливаемого ЦБ РФ.
Для обеспечения более
эффективного определения официального обменного курса необходим тщательный
анализ информации об обменных курсах и объемах торгов на валютных биржах и на
межбанковском валютном рынке, а также об операциях с наличной валютой через
обменные пункты. Правительство и ЦБ РФ намерены продолжать придерживаться
системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию на валютном рынке
операциями по сглаживанию курсовых колебаний, адекватными кредитно-денежной
программе. Они будут рассматривать политику в области обменного курса в свете
развития макроэкономической ситуации.
Раздел
2.
Банк России и его взаимоотношения
с кредитными
организациями.
Центральный банк Российской
Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности
коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с
коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей
банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается
в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок
создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает
лицензию на право осуществления банковской деятельности.
Главная задача Центрального
банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики
обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие
количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту
занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства
разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.
Коммерческие банки являются
основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики
Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков
правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.
Как
уже отмечалось, наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием,
валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной
политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод
прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.
Резервы представляют собой сумму
денег, которую коммерческий банк обязан постоянно хранить на отдельном счете в
ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам
банка, а также порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавливаются Советом
директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они
могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы
обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять
пунктов.
При нарушении утвержденных
нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет право взыскать в бесспорном
порядке с коммерческого банка сумму недовнесенных средств, а также штраф в
установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.
При отзыве лицензии на
совершение банковских операций депонированные в ЦБ РФ средства используются для
погашения долгов кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.
Первоначально обязательные
минимальные резервы формировались как гарантия наличия определенного запаса
денег, если клиенты потребуют свои вклады от банка. В настоящее время
минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых, они должны удовлетворить
интересы вкладчиков, когда при тех или иных обстоятельствах может начаться
отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью регулирования суммы
резервов регулируются возможности коммерческих банков выдавать кредиты и,
следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении.
Кредитный потенциал
коммерческого банка уменьшается настолько, насколько увеличивается размер его
резервов, и увеличивается настолько, насколько уменьшается размер его резерва в
ЦБ РФ.
Формирование минимальных
резервов как инструмента кредитно-денежной политики впервые было применено в
США в 30-е гг., а затем его стали использовать центральные банки всех ведущих
капиталистических стран. В России формирование минимальных банковских резервов
началось в 1991 г., тогда была установлена единая норма в 2 % без
дифференциации по видам вкладов.
Норма обязательных резервов
меняется в зависимости от конкретных задач кредитно-денежной политики ЦБ РФ. На
их дифференциацию влияет характер привлеченных коммерческим банком средств. По
вкладам до востребования, когда вкладчик счета может в любое время потребовать
возврата денег, или по депозитам со сравнительно коротким сроком хранения
устанавливаются более высокие нормы, ибо кредиты, где используются деньги на
этих вкладах, выдаются банками на более длительный срок. По вкладам с более
длительным сроком хранения установлены более низкие нормы отчисления в резервы.
В 1992 г. в качестве одной из
антиинфляционных мер нормы обязательных резервов были резко увеличены.
Они были установлены: по обязательствам банка, которые он должен удовлетворять
сразу по требованию клиента, — 20%, а по вкладам, которые могли быть
затребованы обратно после истечения определенного срока, —15%.
В 1995 г. произошло существенное
дифференцирование норм обязательных резервов. С 1 января 1996 года применяются
следующие нормативы отчислений в резервы:
·
счета
до востребования и срочные обязательства до 30 дней — 20% ;
·
срочные
обязательства свыше 30 дней до 90 дней—14% ;
·
срочные
обязательства свыше 90 дней — 10% :
·
средства
на счетах в иностранной валюте — 1,5% .
Введенные в 1995 г. нормы,
наряду с тем что они продолжали выполнять свою роль сдерживания инфляции,
призваны стимулировать наращивание банковских ресурсов для долгосрочных инвестиций.
Имеется в виду применение более низкой нормы по вкладам относительно
длительного периода хранения, обычно используемым как источник долговременных
вложений.
Резервирование
по валютным счетам производится в рублях. Это не только стимулирует сокращение
рублевой денежной массы, но и оказывает влияние на рост предложений по продаже
валюты на валютном рынке, что в свою очередь оказывает стабилизирующее влияние
на курс рубля.
Если до 1995 г. абсолютная сумма
перечислений в резерв рассчитывалась исходя из остатков на 1-е число месяца, то
в 1995 г. сумма резервов стала определяться исходя из среднемесячных остатков
по соответствующим пассивным счетам.
Размер средств, подлежащих
резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной
суммой. Отклонения должны быть урегулированы в течение двух рабочих дней.
При временных финансовых
затруднениях, препятствующих своевременному перечислению денег в фонд
обязательных резервов, Главное управление Центрального банка России
предоставляет отсрочку коммерческим банкам до очередного регулирования или
предоставляет им краткосрочный кредит.
При нецелесообразности
предоставления отсрочки или кредита Главное управление применяет к
коммерческому банку санкции. За задержку перечислений на срок до 5 дней назначается
штраф в размере 0,5% за каждый день задержки, а при задержке сверх 5 дней штраф
уплачивается из расчета 1% за каждый день задержки. При систематической
задержке в перечислении денег может быть применена санкция в виде увеличения
нормы отчислений в резерв.