Рефераты

Банковская деятельность в России

В 2008 г. продолжилась тенденция усиления позиций банков с иностранным участием на российском рынке. Так, в I квартале 2008 г. доля этих банков в активах банковского сектора выросла с 17,2 до 17,9%, а в капитале – с 15,7 до 16,9%. В ближайшее время можно прогнозировать дальнейшее усиление позиций данных банков с иностранным участием. Данные по динамике активов и капитала банковского сектора представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика активов и капитала банковского сектора

Показатель

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.04.08

01.05.08

Активы, млрд руб.

9696,2

13963,5

20125,1

21323,4

21725

Капитал, млрд руб.

1241,8

1692,7

2671,5

2858,8

2909,2

Достаточность капитала, %

16,0

14,9

15,5

15,3

15,1

Доля банков с иностранным участием свыше 50%

в активах банковского сектора, %

в капитале банковского сектора, %


8,3

9,3


12,1

12,7


17,2

15,7


17,9

16,9


Нет данных

В январе – апреле 2008 г. кредиты банковского сектора выросли на 15,4%, что больше темпов роста ссудной задолженности за аналогичный период 2007 г. (11,8%). Кредиты росли быстрее, чем активы в целом, в результате чего удельный вес ссудной задолженности в активах увеличился с 70,9 до 75,7%. При этом кредиты нефинансовому сектору выросли на 13,6%, кредиты банкам – на 28,4, кредиты физическим лицам – на 12,5%. Таким образом, наиболее быстро росли межбанковские кредиты, что в целом, с точки зрения ликвидности банковского сектора, можно рассматривать как позитивный фактор. Однако темпы роста кредитов предприятиям и населению опережали темпы роста активов, что свидетельствует о продолжающейся кредитной экспансии российских банков, которая хотя и ведет к высоким доходам банков, в то же время потенциально увеличивает системные кредитные риски банковского сектора.

Показатель уровня просроченной задолженности в анализируемом периоде не изменился и остался на уровне 1,3%. Практически на том же уровне осталась и просроченная задолженность физических лиц (она варьировалась от 3,3 до 3,5%). Доля проблемных и безнадежных ссуд в кредитном портфеле банков в I квартале 2008 г. снизилась с 2,2 до 2,1%. Таким образом, все важнейшие показатели системного кредитного риска в рассматриваемый период формально не увеличились. Однако надо учитывать, что это происходило в условиях очень быстрого роста кредитов. Последствия же этого роста скажутся только через некоторое время, когда начнут проявляться потенциальные кредитные риски, а кредитная экспансия исчерпает свои ресурсы.

Данные по динамике кредитов и кредитных рисков банковского сектора представлены в таблице 2.

Таблица 2. Динамика кредитов и кредитных рисков банковского сектора

Показатель

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.04.08

01.05.08

Кредиты всего, млрд. руб.

в т.ч. просроченная задолженность, млрд. руб.

6368,4


76,4

9438


121,1

14258,8


184,1

16072,4


209,4

16453,4


217,2

Удельный вес кредитов в активах, %

65,9

67,8

70,9

75,4

75,7

Кредиты нефинансовым организациям, млрд. руб.

в т. ч. просроченная задолженность, млрд. руб.

4397,1


55,9

6147,8


70,2

9316


86,1

10253,4


97,9

10585,7


102,7

Кредиты физическим лицам,

млрд. руб.

в т. ч. просроченная задолженность, млрд. руб.

1055,8



19,9

1882,7



50,6

2971,1



96,5

3198,6



110,5

3342,6



112,7

Кредиты банкам, млрд. руб.

в т. ч. просроченная задолженность, млрд. руб.

668


0,2

1035,6


0,2

1418,1


0,2

1921,7


0,6

1820,9


1,6

Удельный вес просроченной задолженности по всем кредитам, %

1,2

1,3

1,3

1,3

1,3

Доля проблемных и безнадежных ссуд в кредитном портфеле, %

3,2

2,6

2,2

2,1

Нет данных

Удельный вес просроченной задолженности в кредитах физическим лицам, %

1,9

2,7

3,3

3,5

3,4

В январе – апреле 2008 г. вложения банков в ценные бумаги практически не возросли, существенно не изменилась и их структура. По состоянию на 01.05.2008 г. в структуре приобретенных ценных бумаг доминировали долговые обязательства (69,7%). В структуре портфеля долговых обязательств банков наибольший удельный вес занимали долговые обязательства Российской Федерации (30,7%), облигации российских предприятий (24,4), долговые обязательства иностранных предприятий и банков (12), долговые обязательства российских банков (10,7%).

В этот период на 11% снизились вложения российских банков в долевые ценные бумаги, наблюдалось также незначительное увеличение рыночных рисков банковского сектора (с 38,7 до 40,6% от величины капитала).

Данные по динамике вложений в ценные бумаги и рыночных рисков банковского сектора представлены в таблице 3.

Таблица 3. Динамика вложений в ценные бумаги и рыночных рисков банковского сектора

Показатель

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.04.08

01.05.08

Ценные бумаги, приобретенные банками, млрд руб.

1400,1

1745,4

2250,6

2252,5

2268,4

Доля ценных бумаг в активах, %

14,4

12,5

11,2

10,6

10,4

Вложения в долговые обязательства, млрд руб.

998,0

1251.4

1541,4

1563,9

1580,4

Вложения в долевые ценные бумаги, млрд руб.

127,1

185

316,3

285,5

281,5

Рыночный риск к капиталу, %

33,6

45,1

38,7

40,6

Нет данных

За первые 4 месяца 2008 г. средства клиентов выросли на 15,9%, т.е. заметно больше, чем за аналогичный период 2007 г. (9,9%). Средства организаций на расчетных счетах увеличились на 9,2%, однако в апреле они уменьшились на 11,8%, что, очевидно, в определенной степени связано с уплатой квартальных налоговых платежей в апреле 2008 г. Темпы роста депозитов юридических лиц в рассматриваемом периоде составили 11,2% (за январь – апрель 2007 г. – 13,4%). Вклады физических лиц увеличились на 6,2% (за 4 месяца 2007 г. – на 9%). Сумма же выпущенных банками облигаций выросла на 13%, сумма выпущенных векселей – на 13,1%, привлеченные межбанковские кредиты – на 15,7% (в том числе МБК от банков-нерезидентов – на 10%). Таким образом, в абсолютном выражении привлеченные ресурсы банков росли в основном за счет депозитов физических и юридических лиц и кредитов от банков-нерезидентов.

Ликвидность банковского сектора в январе – апреле 2008 г. имела тенденцию к снижению, однако запас ее пока находится на приемлемом уровне.

Данные по динамике привлеченных средств и ликвидности банковского сектора представлены в таблице 4.

Таблица 4. Динамика привлеченных ресурсов и ликвидность банковского сектора

Показатель

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.04.08

01.05.08

Средства клиентов всего,

млрд. руб.

в т.ч. депозиты юридических лиц,

млрд руб.

депозиты физических лиц,

млрд руб.

средства организаций на расчетных счетах, млрд руб.

5960,5



1271,1


2761,2


1694,4

8626,2



2146,7


3809,7


2399,8

12252,3



3520


5159,2


3232,9

12896,2



3611,7


5313,6


3528,9

12952,3



3915,1


5479,7


3110

Выпущенные банками облигации,

млрд руб.

67,3

168,3

290,2

311,1

328,1

Банковские векселя и акцепты, млрд руб.

614,5

790,5

822.2

815

862.3

Межбанковские кредиты, млрд руб.

1086,4

1730,5

2807,4

2999,2

3249

Межбанковские кредиты от банков-нерезидентов, млрд руб.

784

1364,8

2136,1

2197,4

2352,4

Отношение высоколиквидных активов к обязательствам до востребования (Н2), %

54,7

51,4

48,4

40,2

Нет данных

Отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам (Н3), %

73,7

76,8

72,9

68,7

Нет данных

Финансовые результаты по банковскому сектору в целом за I квартал 2008 г. и за январь – апрель 2008 г. очень неплохие (показатель прибыли больше, чем за аналогичный период 2007 г.). Вместе с тем не может не настораживать резкий рост числа убыточных банков в 2008 г., что, безусловно, свидетельствует о росте системных рисков.

Данные по динамике финансовых результатов деятельности банковского сектора представлены в таблице 5.

Таблица 5. Динамика финансовых результатов деятельности банковского сектора

Показатель

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.04.08

01.05.08

Прибыль, млрд руб.

262

372

508

135

178

Количество убыточных кредитных организаций

14

18

11

86

125

Убытки кредитных организаций всего, млрд руб.

7,9

0,8

0,9

3,4

2,7



2.2 Несовершенство современной банковской системы России


Главный вопрос, связанный с банковской системой, – это всегда вопрос о ее качестве, то есть о ее жизнестойкости и эффективности функционирования в составе и интересах экономической системы страны в целом. Целесообразно выяснить, на сколько имеющаяся банковская системы в России соответствует всему выше причисленному.

Менее чем за 20 лет своего существования банковская система России претерпела ряд серьезных испытаний, включая финансовый кризис 1998 и 2004 гг., продемонстрировав при этом хорошую выживаемость. Несмотря на тяжелые потрясения и в целом неблагоприятную экономическую и политическую внешнюю среду, банковский сектор достойно вышел из кризисного состояния и даже превзошел докризисный уровень своего развития и продолжает развиваться, несмотря на вызовы нового мирового кризиса.

Из ранее изложенного видно, что внешне в банковской системе России все обстоит вполне благополучно. Однако в ней существуют изъяны, которые трудно не заметить. С одной стороны, это огосударствление финансовой системы, с другой, – это проникновение иностранного капитала. И если первый чреват лишь возможной потерей эффективности, то второй процесс носит фактически необратимый характер – центры принятия важных экономических решений уходят за рубеж. К тому же последнее с большей степенью вероятности может привести к новому системному финансовому кризису, вследствие возможных массовых дефолтов по накопленным внешним долгам частного сектора, которые только в России составляют порядка 150 млрд. долл. США, из которых в 2008 году необходимо рефинансировать около 80 млрд. долл. США.

Помимо перечисленных проблем современная банковская система России столкнулась с отмыванием и легализацией через банки денежных средств, полученных преступным путем.

В условиях обострившейся банковской конкуренции особо остро выявилась еще одна проблема – проблема выживания региональных банков, которые все больше вытесняются с местных рынков филиалами крупных московских банков.

Таким образом, подводя итог описанным выше недостаткам банковской системы России на современном этапе, можно сделать вывод, что в современных условиях банковская система усложняется, появляются новые проблемы, требующие разрешения. Поэтому обеспечение стабильного развития и финансовой устойчивости банковской системы является важной задачей на сегодняшней день, но это невозможно сделать без равноправного партнерства государства в лице его финансовых регуляторов, а так же всех участников финансового рынка.


2.3 Основные взгляды относительно дальнейшего развития банковской системы России


Развитие современной банковской индустрии России на протяжении последних лет происходило в отсутствие какой-либо единой системы взглядов, принятой государством и поддержанной банковским сообществом. Не было ясной общеэкономической стратегии развития, а все документы, касавшиеся долговременных задач государства, носили в основном декларативный характер и реальной силы не имели.[11] Государство предполагало, что развитием банковской системы должен заниматься Банк России, тогда как последний всегда считал самым важным, прежде всего, задачу поддержания устойчивости национальной валюты, предписанную ему Законом «О Центральном банке РФ».

Многие аналитики высказывают такое мнение, что если власти в обозримом будущем никак не продемонстрируют политическую волю, направленную на сохранение национальной банковской системы, события будут развиваться естественным путем-то есть путем планомерного выдавливания российских банков из сферы обслуживания крупного бизнеса и населения. Эксперты единодушны в том, что крупные российские банки из первой полусотни, за исключением Сбербанка, ВТБ и, возможно, Банка Москвы, будут скуплены. Сохранят они прежние названия или нет – вопрос несущественный. Все предсказывают значительное сокращение – не исключено, что вдвое – численности банковской системы. Впрочем, и адекватность нынешнего официально зарегистрированного числа банков ставится под сомнение. По мнению Александр Хандруев, при переходе на консолидированную отчетность выявятся скрытые банковские холдинги и обнаружится, что банков у нас уже сейчас гораздо меньше, чем значится в списках ЦБ. Многие финансовые институты находятся под контролем более крупных коллег и самостоятельными единицами считаться не могут.[12] Возможно кардинальное изменение региональной конфигурации банковской системы. Национальный – не «по паспорту» – капитал будет выдавлен в регионы, куда иностранцы, в силу особенностей российской географии и бизнеса, пока не добрались и заглядывают только «на экскурсию». Значительное число региональных банков уже сейчас скуплены московскими и питерскими структурами, и, судя по всему, столичная экспансия будет продолжаться.[13] Многие сходятся во мнении, что сегментом для борьбы российских банков станут компании следующего после нефтяного и металлургического уровня. Это представители тоже экспортно-ориентированных секторов, но, в значительной степени, завязанные на внутренний рынок, – компании химической, пищевой, лесной промышленности, не очень крупная металлургия, успешное машиностроение, кроме сборочного производства. Александр Хандруев и генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков дополняют сферу компетенции российских банков еще и третьим, и четвертым эшелонами российского бизнеса-то есть средними и малыми предприятиями. Сегмент этот, с одной стороны, очень перспективный. В России малый бизнес еще не получил своего адекватного развития. Хотя у нас доля ВВП, произведенного малыми предприятиями, в три-четыре раза меньше, чем в Германии и вообще в Западной Европе. С другой стороны, российские банки пока не умеют работать с такими клиентами, подчеркивает Виктор Четвериков.[14] Крупные банки, декларирующие работу с малым бизнесом, требуют от этих заемщиков бизнес-планы такого уровня, что с ними вполне можно номинироваться на участие в нацпроекте. А некоторые банки, в основном региональные, впадают в противоположную крайность – берут на себя слишком высокие риски. Тем не менее, российским банкам предстоит научиться – желательно через опыт банкротства соседа, а не свой собственный – работать с такой клиентурой.

Александр Хандруев особо выделяет розничный сегмент российской банковской системы. Поскольку розница в этом секторе, по его прогнозам, будут лидировать пять-шесть банков, обладающих филиальной сетью федерального масштаба. Первых двух фигурантов этого списка можно назвать уже сейчас – Сбербанк и ВТБ. Остальные дадут о себе знать позже. Не исключено, что это будет банк с иностранным капиталом, например, «Сосьете Женераль». Виктор Четвериков добавляет в этот «розничный» сценарий со ссылкой на неофициальные расчеты, что доля россиян, готовых вкладывать средства – в банки ли, на фондовый рынок, – не превышает 7%. Из них 3–4% уже охвачены финансовыми услугами. Следовательно, речь может идти лишь о борьбе за оставшиеся 3–4%, а это не такая уж мощная база. К тому же, считает он, рост потребительского кредитования тоже исчерпаем: население вскоре насытится покупкой кофемолок и телевизоров, а брать кредиты на более крупные приобретения у большинства не хватит решимости. Так же высказывается мнение о формировании в течение ближайшей десятилетия нового сегмента российских банков – инвестбанков. Но их функции экспертам представляются по-разному. Так, гендиректор рейтингового агентства полагает, что такие банки будут создаваться или покупаться из числа действующих иностранцами либо в пользу иностранцев: в мире сейчас полно денег, инвесторы ищут рынки для вложений, а Россия, с высокой волатильностью инструментов, в этом плане весьма привлекательна. Другое мнение, что если удастся удержать на российских фондовых площадках хотя бы половину оборота наших крупнейших компаний, то появится возможность для развития и капитализации сегмента российских инвестиционных банков, ориентированных на работу с компаниями среднего звена. При нормальном развитии ситуации доля инвестбанков в совокупных активах может вырасти до 25%.

Воссозданная общими усилиями конфигурация российской банковской системы через десять лет будет такова. По мнению Александра Хандруева, сектор будет представлен тремя основными блоками. Первый – это пять-шесть крупнейших банков с развитой филиальной сетью федерального масштаба, которые будут специализироваться на рознице. Они сконцентрируют до 70% всех банковских активов. Второй – это 500 или 600 так называемых нишевых банков. В первую очередь сюда войдут представители нового для России вида – инвестиционных банков, на них будет приходиться примерно 25% активов банковской системы. Но большинство российских банков второго блока будут заниматься обслуживанием малого и среднего бизнеса. Третий блок будет представлен большим числом «микрофинансовых посредников», тех же кредитных кооперативов, которые будут оказывать финансовые услуги мельчайшим заемщикам – небольшим хозяйствам и предпринимателям.[15]

Таким образом, все острее встает вопрос о путях реформирования банковской системы и о создании ее устойчивой модели.


3. Основные пути реформирования банковской системы

3.1 Стратегические цели и задачи реформирования банковской системы России


Российская банковская система нуждается в стабильном развитии, об этом высказывались многие эксперты. Но для того, чтобы реформы прошли успешно необходимо понимать, что функционирование банковской системы базируется на законодательстве Российской Федерации, нормативно-правовых актах Министерства Финансов РФ, Центрального банка РФ, в ряде случаев на региональных законодательных и нормативных документах, которые не должны противоречить федеральному законодательству. По мнению ряда экспертов, нестабильность российских банков и возможность совершать различные операции с нарушением или двусмысленным толкованием правил имеет корни в весьма противоречивом и непродуманном законодательстве, а так же обусловлена парадоксально выстроенной линией отношений с коммерческими банками Центрального банка. Поэтому необходимо устранить противоречия и нормализовать правовую основу функционирования банковской системы. Для этого нужно привести нормативно-правовую базу к сбалансированному и внутренне непротиворечивому состоянию. Реализация этих задач имеет много аспектов – от политических до экономических.

В основе реформирования российской банковской системы должен быть принцип экономической целесообразности и экономической эффективности.[16]

Экономическая целесообразность и экономическая эффективность представляют две стороны одного явления. С одной стороны, экономическая эффективность призвана вести реформирование отечественной банковской системы в направлении повышения ее конкурентоспособности, улучшения качества обслуживания частных лиц и корпоративных клиентов. С другой стороны, экономическая целесообразность диктует необходимость модернизировать существующие банки, улучшать структуру их активов и повышать устойчивость доступными способами, а не способствовать ее исчезновению. В определенной степени это помогает сохранению или незначительной реорганизации банковской архитектуры в регионе. Фактически экономическая целесообразность и экономическая эффективность в чем-то противоречат друг другу, но отчасти представляют единое целое. Их связующим звеном становится политическая сила, направленная на сохранение российской банковской системы.[17]

В условиях современной российской экономики необходимо принимать очень четкие и продуманные, эффективные меры в реформировании банков России.

Опираясь на существующие документы необходимо отметить, что приоритетом государственной социально-экономической политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Повышение роли банковского сектора в экономике является одной из важнейших задач государства. Динамика решения задач развития банковского сектора будет в значительной степени зависеть от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов.

Основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора. Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.

До настоящего момента основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России были:[18]

совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;

формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве;

повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора;

развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;

повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях;

развитие инфраструктуры банковского бизнеса.

Но прошедший в июне 2007 года Международный банковский конгресс определил новые задачи развития.

3.2 Анализ существующих мер реформирования российской банковской системы


На прошедшем в г. Санкт-Петербурге в июне 2007 г. XVI МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКОВСКОГО КОНГРЕССА (МБК‑2007) были выработаны следующие меры реформирования:[19]

Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти с участием Банка России

В целях дальнейшего укрепления национальной банковской системы, повышения уровня капитализации и конкурентоспособности банков, активизировать усилия по внесению изменений в действующее законодательство и подготовке законопроектов предусматривающих:

1) в сфере роста капитала, укрепления экономической мощи банков

– предоставление банку права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц с даты его государственной регистрации, если размер уставного капитала вновь регистрируемого банка не ниже суммы рублевого эквивалента 100 млн. евро. Отмена двухлетнего «испытательного срока» для действующих банков, если размер собственных средств (капитала) не ниже суммы рублевого эквивалента 100 млн. евро;

– упрощение процедур реорганизации кредитных организаций с одновременным повышением их прозрачности и обеспечением надлежащей защиты интересов кредиторов реорганизуемых кредитных организаций;

– совершенствование процедур размещения ценных бумаг банков с учетом интересов инвесторов при сохранении механизмов контроля за качеством инвестируемых капиталов;

2) в сфере развития банковской деятельности

– обеспечение условий для унификации и развития системы регистрации имущества и имущественных прав;

– формирование правовых условий для более комплексного привлечения кредитными организациями организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных функций, связанных с осуществлением банковских операций.

– законодательное регулирование сферы потребительского кредитования, регламентирующее все существенные аспекты взаимоотношений;

– создание правовых условий развития системы образовательных кредитов, повышение доступности образовательных кредитов для граждан Российской Федерации;

3) в области внедрения подходов, признанных в международной практике управления рисками, банковского регулирования и надзора

– создание правовых условий для комплексной реализации в Российской Федерации положений документов Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» и «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» (Базель II);

– совершенствование правовых подходов к оценке рисков, включая вопросы концентрации кредитных рисков;

– совершенствование правовых условий для осуществления консолидированного надзора и управления рисками на консолидированной основе, включая возможности обмена конфиденциальной информацией в рамках банковских групп и между органами банковского надзора;

– установление критериев определения реальных владельцев кредитных организаций и порядка раскрытия информации о них;

– конкретизацию квалификационных требований к должностным лицам кредитных организаций и членам совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций, предоставление Банку России права определять критерии оценки их деловой репутации;

– установление требований ко всем аффилированным лицам хозяйственных обществ о предоставлении обществам сведений о себе и ответственности аффилированных лиц за непредоставление сведений;

– усиление роли и повышение ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;

– создание механизма реализации активов ликвидируемых кредитных организаций, повышение прозрачности ликвидационных процедур, совершенствование процедур оспаривания сомнительных сделок, в том числе предусматривающих право Агентства по страхованию вкладов оспаривать действия должников кредитной организации;

4) в области развития финансовых рынков

– обеспечение судебной защиты срочных сделок (производных финансовых инструментов);

– совершенствование регулирования процедур секьюритизации финансовых активов;

– обеспечение законодательных условий создания и порядка доверительного управления активами Общих фондов банковского управления;

5) в сфере совершенствования системы рефинансирования

– наделение Агентства по страхованию вкладов функцией организации публичных торгов по реализации предметов залога (активов) по непогашенным кредитам Банка России, не обращающихся в Российской Федерации на организованном рынке (векселей, прав требования по кредитным договорам), принятых в обеспечение по данным кредитам;

В целях обеспечения дальнейшего развития системы страхования вкладов, включая определение сроков и предельных сумм возмещения по вкладам, а также ставок страховых взносов и механизмов их отчислений, внести изменения в действующее законодательство, уточняющие:

– механизмы, обеспечивающие осуществление выплат вкладчикам, функции и полномочия Агентства по страхованию вкладов;

– основания для введения запрета на привлечение банком-участником системы страхования вкладов физических лиц.

В целях создания более благоприятных условий для выполнения кредитными организациями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ускорить работу по внесению изменений, касающихся прав банков на расторжение договоров банковского счета в одностороннем порядке. В целях сокращения административных издержек банков принять решение об освобождении их от обязанности по контролю за выполнением организациями правил ведения кассовых операций. Продолжить работу по приближению российского правил бухгалтерского учета к МСФО.

Банку России необходимо разработать нормативные акты, направленные:

1) на внедрение международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных в рамках соглашения «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» (Базель II), в части Компонента 1 «Минимальные требования к капиталу».

Активизировать проводимую с участием банковского сообщества работу в отношении Компонента 2 («Организация надзорного процесса») и Компонента 3 («Рыночная дисциплина») по подготовке проектов нормативных актов. Предусмотреть реализацию в Компонентах 2 и 3 Базеля II принципов пропорциональности и соразмерности.

2) на внедрение в надзорную практику уточненных подходов к оценке финансовой устойчивости кредитных организаций, обеспечивающих единство оценок деятельности банков в рамках надзора и оценок соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов.

3) на оптимизацию правил и процедур, применяемых при формировании уставного капитала кредитных организаций, в том числе предусматривающих либерализацию требований по оплате уставного капитала при первичном публичном размещении акций кредитной организации на открытом рынке;

4) на создание единого механизма рефинансирования (кредитования) кредитных организаций под залог имущества из формируемого «единого пула обеспечения»;

В целях оптимизации состава, объемов и сроков предоставления банками всех видов отчетности разработать нормативные акты, предусматривающие:

1) отражение в отчетности характера и реального уровня рисков, принятых кредитными организациями, имея в виду возможность использования этих сведений и для управления рисками;

2) дифференциацию объемов и периодичности представления кредитными организациями в Банк России отчетности исходя из оценки Банком России экономического положения кредитной организации;

3) введение унифицированных форматов сбора отчетности для кредитных организаций (проект по созданию Единой информационной системы поддержки деятельности Банка России по регулированию и развитию банковского сектора);

Совместно с другими органами регулирования и контроля рассмотреть возможность обеспечения государственных организаций и ведомств необходимой информацией о деятельности кредитных организаций на основе соглашений об информационном взаимодействии с Банком России с целью сокращения объемов и потоков информации, представляемой кредитными организациями в различные государственные организации, исключения дублирующих показателей.

Разработать нормативный акт Банка России, устанавливающий дифференцированные режимы надзора за банками, включая вопрос дифференциации режимов отчетности, исходя из оценки их экономического положения. Продолжать работу по развитию консолидированного надзора, в том числе трансграничного, включая анализ и оценку принимаемых банковскими / консолидированными группами и банковскими холдингами рисков на консолидированной основе.

В целях совершенствования трансграничного банковского надзора расширять взаимодействие с надзорными органами зарубежных стран, в том числе на основе заключаемых соглашений о сотрудничестве в области надзора. Развивать взаимодействие с аудиторскими организациями по вопросам деятельности кредитных организаций и банковских / консолидированных групп с учетом международных рекомендаций. Продолжить работу по развитию подходов к оценке концентрации кредитных рисков по операциям и сделкам кредитных организаций со связанными с ними контрагентами (заемщиками), группами взаимосвязанных контрагентов, а также по секторам экономики и в территориальном разрезе. Изучить подходы к надзору за рисками по операциям и сделкам внутри банковской группы (холдинга). Продолжить работу, направленную на повышение качества капитала кредитных организаций и недопущение фиктивного капитала в банковском секторе. Проверять соблюдение банками требований о доведении до сведения заемщиков информации о размере эффективной процентной ставки. Продолжить проведение комплексной оценки финансовой устойчивости банковского сектора на базе регулярного мониторинга состояния основных банковских рисков, расчета и анализа рекомендуемых МВФ показателей финансовой устойчивости, методов стресс-тестирования. Продолжить работу по развитию действующей системы мониторинга предприятий и использованию получаемой информации в целях управления банковскими рисками и банковского надзора. Продолжить осуществление мероприятий по построению системы валовых расчетов в режиме реального времени по крупным, срочным платежам (систему БЭСП Банка России). Продолжить публикацию Банком России информации о состоянии банковского сектора, банковском надзоре, в том числе на сайте Банка России в сети Интернет. Рассмотреть вопрос дальнейшем развитии транспарентности деятельности Банка России, о мерах по повышению финансовой грамотности населения, в том числе об открытии на сайте Банка России отдельного раздела, рассчитанного на широкий контингент профессионально неподготовленных пользователей разных возрастных категорий.

Кредитным организациям и их ассоциациям:

Продолжить работу по повышению капитализации, в том числе за счет первичных публичных размещений акций среди широкого круга инвесторов, включая население. Обеспечивать высокое качество капитала. Продолжать дальнейшее развитие систем управления рисками с учетом международной практики, адекватно оценивать потери, в том числе потенциальные, с учетом профиля и уровня рисков, а также перспективного состояния рыночной среды, используя в этих целях современные методы оценки рисков, включая стресс-тестирование. Принять меры по развитию работы, направленной на формирование баз данных, необходимых для оценки рисков с использованием математической статистически и теории вероятности. Уделять особое внимание вопросам управления рисками на новых быстрорастущих сегментах рынка банковских услуг и финансовых рынках, в том числе в потребительском кредитовании. Банковским ассоциациям изучить вопрос о целесообразности разработки типового договора потребительского кредита. Обеспечить комплексные подходы к управлению рисками, учитывая их взаимосвязь и взаимовлияние. Кредитным организациям, являющимся головными в банковских группах, головным организациям (управляющим компаниям) банковских холдингов совершенствовать процедуры управления рисками и достаточности капитала, основываясь на современных подходах к риск-менеджменту, в том числе отраженных в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору. Усилить внимание к вопросам достоверности учета и отчетности, в том числе консолидированной, повысить транспарентность деятельности за счет расширения состава и оперативности публикуемой кредитными организациями информации о своей деятельности (на собственных сайтах, а также на сайте Банка России в сети Интернет). Продолжить разработку стандартов корпоративной этики, стандартов качества банковской деятельности и механизмов контроля за их соблюдением, обращая особое внимание на качество разрабатываемых стандартов, способствовать их добровольному внедрению в банковскую практику, одновременно не допуская роста неоправданной нагрузки на банки. Внедрить в практику разработку планов мер и действий, обеспечивающих непрерывность деятельности банков в непредвиденных ситуациях. Базировать данную работу на проводимых экспертных оценках и самооценках уровня рисков, состояния корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля, информационной безопасности. Принимать активное участие в программах повышения финансовой грамотности населения.

Предполагается, что выше перечисленные меры будут способствовать формированию более стабильной и функциональной банковской системе, а так же будут способствовать разрешению уже существующих проблем, и, следовательно, ее успешному совершенствованию.




Заключение


Анализ современного состояния банковской системы России и основных путей ее совершенствования позволяет сделать следующие выводы:

1.                Банки представляют собой существенное достижение цивилизации. Это экономические органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений. Банки следует рассматривать как важную составную часть бизнеса и делового мира. Они аккумулируют денежные средства, обслуживают рынки ценных бумаг, предоставляют кредиты, проводят денежные расчёты и оказывают многообразные экономические услуги.

Совокупность различных банков в стане является составляющей банковской системы, которая представляет собой один из важных компонентов экономической действительности. Банковская система – сложное явление, имеющее свою структуру и специфические черты. Но имея разные формы, она чрезвычайна важна для эффективного осуществления денежно-кредитной политики.

2.                Современная банковская система России начала складываться в начале 90-х гг. должна была отвечать требованиям зарождающихся рыночных отношений. На сегодняшний день банковская система России – это двухуровневая система, где первый уровень представлен Центральным банков РФ, а второй уровень – это коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения.

3.                Внешне в банковской системе России все обстоит вполне благополучно, на начало 2008 года по многим показателям были получены хорошие результаты. Но кризисные процессы современной экономики существенно осложнили положение в банковском секторе. Поэтому на сегодняшний день банковская система России нуждается в дальнейшем развитии и реформировании.

Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской системы – одна из важнейших задач экономической реформы в России.

4.                Основными изъянами банковской системы России считаются:

– огосударстление финансовой системы;

– проникновение иностранного капитала;

– отмывание и легализация денежных средств, полученным преступным путем, через банки;

– проблема выживания региональных банков.

5. Многие эксперты обеспокоены состоянием современной банковской системы России и пытаются предугадать возможные пути ее развития. Помимо этого они высказывают мнение о том, что для стабильного функционировании российской банковской системы необходимо:

1) хорошая нормативно-правовая база, созданная совместными усилиями правительства РФ, Министерства Финансов РФ, Центрального банка РФ и региональных законодательств.

2) взаимодействие всех уровней и элементов банковской системы для решения поставленных задач.

6. На сегодняшний день разработаны определенные меры, направленные на улучшение банковской системы РФ.

Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти с участием Банка России необходимо, например:

– в сфере развития банковской деятельности желательно законодательное регулирование сферы потребительского кредитования, регламентирующее все существенные аспекты взаимоотношений;

– в области внедрения подходов, признанных в международной практике управления рисками, банковского регулирования и надзора необходимо совершенствование правовых подходов к оценке рисков, включая вопросы концентрации кредитных рисков и совершенствование правовых условий для осуществления консолидированного надзора и управления рисками на консолидированной основе, включая возможности обмена конфиденциальной информацией в рамках банковских групп и между органами банковского надзора;

– в области развития финансовых рынков обеспечить судебной защиты срочных сделок (производных финансовых инструментов);

Продолжить работу по развитию подходов к оценке концентрации кредитных рисков по операциям и сделкам кредитных организаций со связанными с ними контрагентами (заемщиками), группами взаимосвязанных контрагентов, а также по секторам экономики и в территориальном разрезе.

Продолжить работу, направленную на повышение качества капитала кредитных организаций и недопущение фиктивного капитала в банковском секторе.

Рассмотреть вопрос дальнейшем развитии транспарентности деятельности Банка России, о мерах по повышению финансовой грамотности населения, в том числе об открытии на сайте Банка России отдельного раздела, рассчитанного на широкий контингент профессионально неподготовленных пользователей разных возрастных категорий.

Это только часть мер, которые предполагается воплотить в жизнь. Предполагается, что они будут достаточно эффективны для совершенствования банковской системы России.




Список использованной литературы

1.  Федеральный закон №395–1 от 03.02.1996 г. «О банковской деятельности».

2.  Стратегия развития банковского сектора на период до 2009 года.

3.  Вестник банка России. М.: – 2008.

4.  Толковый словарь экономических терминов. – М.: Просвещение, 1999. -460 с.

5. Банковские системы и банки в условиях развития геоэкономики. М.: Финансовая академия при правительстве РФ. – 2000. – 198 с.

6. Гадимов Г.М. Банковское и кредитное дело. М.: Постскриптум. – 2001. – 223 с.

7. www.financy.ru


[1] Толковый словарь экономических терминов. – М.: Просвещение, 1998. – с. 178.

[2] Федеральный закон "о банках и банковской деятельности" от 03.02.1996г. № 395-1.

[3] Банковские системы и банки в условиях развития геоэкономики. М.: Финансовая академия при правительстве Российской федерации. – с.207

[4] Банковские системы и банки в условиях развития геоэкономики. М.: Финансовая академия при правительстве Российской Федерации. – с. 197

[5] Гамидов Г.М. Банковское и кредитное дело. - М. Постскриптум, 2001

[6] www.financy.ru

[7] Там же

[8] Там же

[9] www.financy.ru

[10] Вестник банка России. – 2008. - №1

[11] В. Попкова «О концептуальных основах...», 2000

[12] www.financy.ru

[13]  статья "Естественное сокращение поголовья", "Эксперт" №29

[14] www.financy.ru

[15] www.financy.ru

[16] Пискунов Я. О развитии банковской системы и кредитного рынка // Закон. – 2007. - №8

[17] Там же

[18] Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года

[19] www.financy.ru


Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты