Банковская система: ее функции, механизм функционирования, структура
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права
по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц,
по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России
в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом
законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе,
помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что
проекты федеральных законом, а также нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих
функций, должны направляться за заключение в Банк России.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка
России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен
имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению,
пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные
резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с
целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение
обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если
иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка
России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных
доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в
международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк
России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие
обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России
не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не
отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк
России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от
должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации)
и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка
России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и
отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете
Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления
единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России
и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского
совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке
Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка
России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная
дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его
представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о
деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных
направлений единой государственной денежно-кредитной политики.[13]
2.3 Функции Центрального банка
РФ.
Банк
России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и Федеральным
законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными
федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации,
основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости
рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В
соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
·
во взаимодействии с
Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную
денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости
рубля;
·
монопольно осуществляет эмиссию
наличных денег и организует их обращение;
·
является кредитором последней
инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
·
устанавливает правила
осуществления расчетов в РФ;
·
устанавливает правила
проведения банковских операций;
·
осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех
уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено
федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению
уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных
фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
·
осуществляет эффективное управление золотовалютными
резервами Банка России;
·
принимает решение о государственной регистрации
кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление
банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
·
осуществляет надзор за деятельностью кредитных
организаций и банковских групп;
·
регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными
организациями в соответствии с федеральными законами;
·
осуществляет самостоятельно или по поручению
Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок,
необходимых для выполнения функций Банка России;
·
организует и осуществляет валютное регулирование и
валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
·
определяет порядок осуществления расчетов с
международными организациями, иностранными государствами, а также с
юридическими и физическими лицами;
·
устанавливает правила бухгалтерского учета и
отчетности для банковской системы Российской Федерации;
·
устанавливает и публикует официальные курсы
иностранных валют по отношению к рублю;
·
принимает участие в разработке прогноза платежного
баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса
Российской Федерации; (см. Платежный баланс и внешний долг РФ за 2003 г. Приложение
2)
·
устанавливает порядок и условия осуществления
валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке
и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление
и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по
покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и
отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке
и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в
силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный
закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
·
проводит анализ и прогнозирование состояния
экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего
денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует
соответствующие материалы и статистические данные;
·
осуществляет иные функции в соответствии с
федеральными законами.[14]
Ресурсы ЦБ
представлены в Приложении 3. Как видно из таблицы, основной источник
ресурсов – деньги в обращении и средства коммерческих банков. Выпуск денег в обращение, т.е. создание ресурсов путем их эмиссии, осуществляется в процессе
кредитования федерального Правительства и
коммерческих банков. Кредиты коммерческим банкам выдаются
под их обязательства, а также в порядке учета коммерческих векселей. Правительство получает кредит в Центральном банке,
представляя свои обязательства. Эмиссия также
производится для закупки золота и иностранной валюты.
Центральный банк РФ создает свои
ресурсы двумя методами. Первый, когда деньги из забалансовых хранилищ
учреждений ЦБ РФ приходуются на баланс, т. е. перемещаются в их оборотные
кассы. Отсюда наличные деньги уходят в обращение.
Выдача денег из оборотных касс производится в пределах остатков на
корреспондентских счетах коммерческих банков или счетах других клиентов
Центрального банка. Эти остатки при необходимости образуются за счет кредитов,
выдаваемых системой Центрального банка. При этом методе речь идет о
налично-денежной, т.е. банкнотной, эмиссии. О втором методе речь идет тогда,
когда Центральный банк увеличивает свои кредитные вложения путем выдачи ссуд,
повышающих остатки на счетах, т. е. на депозитах.
При этом следует говорить о депозитной эмиссии.
ДЕПОЗИТ — (лат. depositum — вещь, отданная
на хранение) — 1) вклад в банк, денежные средства, временно хранящиеся в банке
и принадлежащие другим учреждениям и лицам; 2) ценные бумаги, передаваемые на
хранение в кредитные учреждения; 3) взносы в таможенные учреждения в
обеспечение оплаты пошлин и сборов; 4) взносы денежных сумм в судебные и
административные органы.[15]
Инструментарий кредитной политики очень широк, хотя каждая, отдельно взятая
страна, использует лишь определенный набор способов воздействия. Перечислим
основные инструменты денежно-кредитной политики:
Официальная учетная ставка - это проценты по ссудам, используемым Центральным банком при кредитовании
коммерческих банков. Это относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он
готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве
кредитора последней инстанции. Определение размера учетной ставки — один из
наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки
выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования.
Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же
время оказывает на инфляцию большое влияние. Официальная ставка обычно выше
рыночных ставок и служит ориентиром для них. Манипулирование процентными
ставками во многих странах является важнейшим инструментом контроля над денежной
массой. Например, рост процентных ставок, удорожание кредита побуждают
сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований; соответственно
сокращается потребность в платежных средствах и в то же время создается
дополнительный стимул ускорения оборота денег.
Банк может устанавливать одну или несколько
процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику
без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой
минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. ЦБ РФ
использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в
целях укрепления рубля.
На протяжении 1991—1997 гг. учетная ставка
неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости
от экономической ситуации в стране. Коммерческие банки получают в ЦБ РФ ссуды в
порядке рефинансирования и переучета векселей. Банк России регулирует общий
объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой
государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве
инструмента учетную ставку.
Повышение официальных ставок сокращает
возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это
воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки
действует в обратном направлении.
Процентные ставки ЦБ РФ необязательны для
коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с
другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для
коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
Обязательные
резервы – часть ресурсов банка, внесенных по требованию властей на
беспроцентный счет в ЦБ. Это прямо ограничивает возможности кредитования и
депозитной эмиссии.
Политика
обязательных резервов впервые была опробована в США в 30-е гг, и сразу после
второй мировой войны ее внедрили в практику ЦБ всех ведущих капиталистических
стран. Однако норма банковских резервов – это в большей степени
административный инструмент, и сейчас его значение во многих странах с развитой
и относительно устойчивой экономикой снижается.
Операции
на открытом рынке. При осуществлении
этих операций Центральный банк не только реализует направление своей
кредитно-денежной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на
необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять
свои обязательства перед клиентами — как юридическими, так и физическими
лицами.
Под операциями на открытом рынке имеется в виду
купля-продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, прежде всего
облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство
в лице Министерства финансов. ЦБ РФ выполняет роль главного дилера и агента по
обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят более
50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки.
Если
Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит
деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные
возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных
реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости
трансформируются в наличные деньги. Если Центральный банк продает ценные
бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают
такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с
эмиссией денег.
До образования коммерческих банков регулирование
денежного обращения проводилось в порядке централизованного планирования
лимитов кредитования и различного вида кассовых планов. Они являлись
директивами для филиалов государственных банков.
Ежегодно возрастающий дефицит бюджета покрывался
депозитной эмиссией, при которой Правительство получало ничем не обеспеченные
деньги. Это послужило одной из основных причин высокой инфляции.
Контроль
над рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая
стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних
заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и т.д.
Допуск
к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций
иностранным банковским учреждениям.
Валютные
интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и,
следовательно, на спрос и предложение денежной единицы. Непременно учитывается
связь валютных операций с денежным обращением.
Эти
и другие инструменты денежно-кредитной политики могут эффективно действовать
только в условиях тесной увязки с фискальной политикой, законодательством.
Еще
одна важная функция ЦБ – банковское регулирование. Под ним понимается система
мер по обеспечению стабильного, безопасного функционирования банков,
предотвращение дестабилизирующих тенденций. В рамках этой системы ЦБ производит
надзор за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе
банковского регулирования и надзора лежит принцип «CAMEL».
Это английский акроним составлен по заглавным буквам основных критериев
банковского надзора:
1. достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным
активам);
2. качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;
3. качество менеджмента;
4. ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства
(соотношение ликвидных и прочих активов);
5. доходность (уровень прибыли на одну акцию или занятого).
ЦБ следит прежде всего
за указанными показателями, даже если таких официальных нормативов не
существует. Вся эта информация требуется не для того, чтобы контролировать
каждый шаг банков, а для того, чтобы защитить общественные интересы, вовремя
отреагировать на негативные тенденции.
2.4
Коммерческий банк: сущность и функции.
Сегодня к группе
коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной
структурой и разным отношением собственности. Главным их отличием от
центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди
коммерческих банков различаются два типа - универсальные и специализированные
банки.
Универсальный банк
осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как
краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием
вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т.п.
Специализированный банк, напротив, специализируется на
одном или немногих видах банковской деятельности. В отдельных странах
банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам
осуществлять широкий круг операций. Тем не менее прибыли банков от отдельных
специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в других
сферах становится необязательной. К специализированным банкам относятся:
инвестиционные банки, ипотечные банки, сберегательные банки, банки
потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки.
Во всех странах с
рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме
экономики.
При оценке экономической
роли коммерческих банков следует иметь в виду, что: кредитные операции
способствуют увеличению объема и бесперебойности производства и реализации
продукции потребителям; расчетные операции опосредуют осуществление процессов
оплаты продукции потребителями, а также взаимного контроля участников расчетных
операций; операции с ценными бумагами увеличивают приток средств для развития
производственной и торговой деятельности; кассовые операции и их регулирование
позволяют улучшать снабжение оборота наличными деньгами.
Коммерческие банки
организуются на паевых (акционерных началах), и по форме собственности делятся
на государственные, акционерные и кооперативные. Физические и юридические лица,
являющиеся организаторами и основателями банка, получают статус учредителей
банка, купив учредительские паи или акции. Индивидуальные или институциональные
инвесторы, впоследствии купившие акции банка, приобретают статус акционеров, а
те из них, которые вкладывают собственные средства в поддержание
платежеспособности банка, будут пайщиками.
Если на начальном этапе
банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа
характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в
форме акционерных обществ (АО).
Организационная и
управленческая структура коммерческого банка регламентируется Уставом, в
котором содержатся положения об органах управления банка, их структуре, порядке
образования и функциях.
Основа деятельности
коммерческого банка – формирование его собственных средств как базы для
привлечения и осуществления активных операций. В зависимости от величины
уставного капитала все коммерческие банки делятся на мелкие с уставным фондом
до 30 млн. руб., средние – от 30 до 100 млн. руб., крупные, величина уставного
капитала которых составляет более 100 млн.руб.
Большинство из
действующих на сегодняшний день коммерческих банков относится к категории
мелких и средних. Крупные банки – это, в основном, те, которые были созданы на
базе трансформированных отделений бывших специализированных государственных
банков. Крупные банки, созданные предприятиями и организациями без участия
государственных банковских служб, относительно немногочисленны.
При трансформации
отделений спецбанков в коммерческие структуры к этим банкам автоматически
переходит на расчетно-кассовое обслуживание практически вся клиентура
преобразованных банков, в т.ч. крупные государственные и общественные и
акционерные образования.
Задачей же вновь созданных коммерческих банков
является обслуживание вновь зарегистрированных хозяйственных структур, в
основном, коммерческого характера. Поскольку вновь созданным коммерческим
банкам весьма сложно конкурировать с бывшими отделениями трансформированных
спецбанков, имеющие многолетние устоявшиеся связи с обслуживаемой ими
клиентурой, то возникает необходимость их ориентации на обслуживание вновь
созданных хозяйственных структур.
Деятельность любого коммерческого банка
основана на нескольких обязательных принципах, способствующих выполнению им
поставленных задач.
Первым и основополагающим принципом
деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально
имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные
платежи в пользу других банков, предоставлять банкам другим банкам кредиты и
получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских
счетах.
Работа в пределах реально имеющихся ресурсов
означает, что обеспечение коммерческим банком не только количественного
соответствия между собственными ресурсами и кредитными вложениями, но и
добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных
им ресурсов. Например, если банк привлекает средства на короткие сроки (вклады
краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в
долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим
обязательствам – ликвидность – оказывается под угрозой.
Наличие в активах банка большого количества
ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных
средств в общем объеме его ресурсов.
Принцип работы в пределах реально привлеченных
ресурсов как фундамент коммерческой деятельности меняет все ее акценты:
возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, освобождается
движение кредитных ресурсов от административных пут единого государственного
банка. Радикально меняется кредитное планирование в банках. Коммерциализация не
означает отказ от кредитного планирования; напротив, его значение неизмеримо
возрастает. При этом основу планирования составляют ресурсы банка, а не его
вложения.
Работать в пределах реально привлеченных
ресурсов коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической
свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей
деятельности.
Вторым важнейшим принципом, на котором
базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая
самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность
коммерческого банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность
предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными
ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами,
остающимися после уплаты налогов.
Экономическая ответственность коммерческого
банка не ограничивается его текущими доходами, как в спецбанках, а
распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк
отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые, в
соответствии с действующим законодательством, может быть наложено взыскание.
Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения
коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные
отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из
рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на
«общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером работы
банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка
заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться
только косвенными, а не административными, методами. Государство определяет
«правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов[16].
К основным функциям коммерческих банков
относятся следующие:
·
Посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно
высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов
частных лиц. Особенность этой функции в том, что главным критерием
перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.
Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей
от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных
звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и
возвратности. Значение посреднической функции банков для успешного развития
рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень
риска и неопределенности в экономической системе. Коммерческие банки привлекают
средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщика
и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски
владельцев денег, размещенных в банке.
·
Стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на
кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в
хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к
накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств
формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо
высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы
высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию
гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений,
депозитов в коммерческих банках. Наряду со страхованием депозитов важное
значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности
коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об
использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную
информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих
вложений.
·
Посредничество в платежах между отдельными
самостоятельными субъектами. В связи с формированием
фондового рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в
операциях с ценными бумагами. Банки имеют право выступать в качестве
инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке
ценных бумаг в качестве посредника; инвестиционного консультанта;
инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве
финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже
ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или
поручения. Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные
услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк
берет на себя роль инвестиционной компании, то он занимается организацией
выпуска ценных бумаг и выдачей гарантий по их размещению в пользу третьего
лица; куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе
путем котировки ценных бумаг, т.е. объявляя на определенные ценные бумаги «цены
продавца» и «цены покупателя», по которым он обязуется их продавать и покупать.
Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски,
связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки
приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка, то он выступает
в качестве инвестиционного фонда. Необходимым условием выполнения роли
инвестиционного фонда является наличие в штате банка специалистов по работе с
ценными бумагами, имеющих квалификационный аттестат Министерства финансов РФ,
дающий право на совершение операции с привлечением средств граждан;
·
Аккумуляция временно свободных денежных
средств, накоплений, сбережений;
·
Учет векселей и операции с ними;
·
Хранение материальных и финансовых ценностей;
·
Обеспечение функционирования расчетно-платежного
механизма и организация платежного оборота;
·
Предоставление ссуд;
·
Выпуск кредитных средств обращения;
·
Консультирование и предоставление экономической
и финансовой информации.[17]
3.
Особенности развития банковской системы России.
·
Принудительная трансформация - следствие влияния внешних факторов: государственных органов,
контролирующих и регламентирующих банковскую деятельность. Это – Центральный
Банк, Министерство Финансов, Государственная Дума, как законодательный орган,
налоговые органы и т.д. Такая трансформация направлена на повышение
управляемости банковского сектора в целом, создание благоприятной среды для
ведения операций на финансовом рынке, защиту от иностранных конкурентов,
улучшение качества планирования национальной ликвидности.
·
Естественная трансформация – насущная необходимость самих банков привести в порядок свою
внутреннюю организацию: определить направление развития, целевые сегменты
клиентов, качественно проработать предложение финансового продукта,
оптимизировать бизнес-процессы, повысить управляемость организацией и, в итоге,
за счет реализации программы изменений - повысить рентабельность своего
бизнеса.
Если вопросы
принудительной трансформации достаточно широко освещаются в научных изданиях и
периодической печати, то вопросам естественной трансформации уделяется не
достаточное внимание.
Между
тем, проблема российского банка зачастую кроется в его внутренних процессах -
неспособности эффективно организовать работу своих подразделений, быстро
реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка, постоянно отслеживать колебания
спроса и предлагать новые востребованные продукты. Зачастую, банки
функционируют даже без принятой стратегии, определяющей основные направления
развития кредитного института и способы достижения поставленных целей.
В принципе, такое
поведение понятно. В процессе становления банковской системы России организация
банка как бизнес-структуры проводилась очень быстро. Возможность участия в
приватизационных аукционах и тендерах, желание привлечения наиболее крупных
клиентов оставляли банкам слишком мало времени для взвешенного системного
подхода к бизнесу кредитной организации. В итоге до сегодняшнего дня банки
почти не придумали ничего нового кроме расчетно-кассового обслуживания.
Зачастую банку достаточно обслуживать счета и интересы основавшего его
промышленного гиганта.
Следует тщательно планировать направление развития
банковского бизнеса, создавать гибкую структуру, которая позволит быстро
приспосабливать корпоративные продукты и услуги к меняющейся конъюнктуре рынка,
качественно оценивать возможные риски и получать самую оперативную
управленческую информацию о состоянии своего бизнеса[18].
Количественные параметры банковской системы России
представлены в Приложении 4. данные этой таблицы свидетельствуют о
существенном сокращении в период 01.01.99 г. по 01.11.03 г. как числа зарегистрированных
(с 2481 по 1676), так и числа действующих (с 1476 по 1331) кредитных
организаций на территории РФ, что объясняется преодолением последствий кризиса
и выведением с рынка неплатежеспособных кредитных организаций. При этом
наиболее заметно за этот период сократилось число банков – с 1447 до 1280. количество
же небанковских кредитных организаций, напротив, увеличилось с 29 до 51. это
увеличение связано как преобразованием некоторых банков в небанковские
кредитные организации, так и с созданием новых небанковских кредитных
организаций в ответ на рост потребностей в их услугах. Число филиалов
банков-нерезидентов на территории России остается неизменным: в настоящее время
действует всего один такой филиал.
Банковская система России прошла сложный путь развития в
рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа банковская система России функционировала в
условиях рыночной экономики, и основу ее составляли акционерные коммерческие
банки. Затем наступил период огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов,
централизация управления их деятельностью. Банковская система также претерпела
соответствующие изменения.
В связи с проведением экономических реформ рыночного типа
в конце 80-х гг. начинается разгосударствление собственности и вновь происходит
акционирование государственных банков. Быстро растет количество вновь созданных
коммерческих банков. За период 1990-93 гг. число банков на территории России
выросло в 18 раз.
Современное положение на банковском рынке характеризуется
как относительно стабильное. Возможности экстенсивного расширения банковской
сферы практически полностью исчерпаны, этому способствует ужесточение
нормативных требований, насыщение кредитного рынка традиционными банковскими
услугами, возрастание конкуренции в банковской сфере и другие факторы. В
дальнейшем развитии банковской системы главную роль получит ее качественное
совершенствование, которое может происходить в двух основных направлениях.
- Развитие процессов концентрации в
банковском деле. Банки способны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении
подъема экономики, который, в свою очередь, даст всплеск инвестиционной
активности. Крупные российские банки имеют традиционные связи с
промышленностью, развитую филиальную сеть в регионах - предпосылки для
удовлетворения инвестиционных потребностей производственных структур через
долгосрочные кредиты.
- Расширение круга услуг,
предоставляемых банками своим клиентам, диверсификация в самом широком смысле.
Потребности хозяйствующих субъектов растут, а ассортимент банковских услуг еще
далеко не исчерпан.
Работа по совершенствованию банковской системы России еще
в самом начале, и только в том случае, если за нее возьмется все общество: и
банкиры, и государство, и пресса, и население - мы получим быстрые и
положительные результаты.
Заключение.
В работе утверждается, что банковская система
представляет собой двухуровневую конструкцию, состоящую из центрального банка и
коммерческих банков. Каждый из этих уровней имеет свою совершенную и четко
функционирующую организационно-управленческую структуру, что позволяет
кредитным учреждениям успешно взаимодействовать как между собой, так и с
центральным банком государства.
Банковская система продолжает развиваться и
совершенствовать технологии проведения банковских операций.
Результаты развития банковской системы в первом квартале
2003 г. подтверждают сохранение поступательной тенденции ее развития. Рост
чистых банковских активов за январь-март 2003 г. составил 17%, собственных
средств банков – 10%. Балансовая прибыль коммерческих банков возросла
значительно – на 350%. Сбербанк РФ по итогам первого квартала зафиксировал
прибыль в объеме 50,6 млрд. руб. (40% всей прибыли, аккумулированной российской
банковской системой в целом). Прибыль остальных коммерческих банков оценивается
по итогам первого квартала 2003 г. в 76,1 млрд. руб.
Сегодня, в условиях развития
товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской
системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты
и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства
кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых
методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и
эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической
реформы в России. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических
трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база;
разгул преступности в стране - как следствие - желание мафиозных структур
прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское;
стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие -
развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства
отдельных банков и кризисам банковской системы в целом.
Понятно, что недостаточно просто объявить о создании
новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система
отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их
клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского
работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на
обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем
вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные
принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире
и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.
На сегодняшний день банковская система идет путем постепенного
усовершенствования.
Закон «О банках и
банковской деятельности» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5,8 июля 1999
г., 19 июня, 7 августа 2001г., 21 марта 2002 г.)
ФЗ от 10.07.02 г.
№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с
изменениями и дополнениями от 10 января 2003 г.)
Материалы
заседания учебно-методического совета УМО по специальности «Мировая
экономика».-г. Волгоград. 18-20 сентября 2002г. - Дрогобыцкий А.И.
«Современная бизнес-модель организации финансовых услуг»
С. Алексашенко,
А. Астапович, А. Клепач, Д. Лепетиков «Российские банки после кризиса» //
Вопросы экономики, 2000, №4
Общая теория
денег и кредита: Учебник/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 2001.
[1] Большой экономический словарь. – М.,1994.-с.36
[2] ст. 2 Закона «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от
31 июля 1998 г., 5,8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002
г.)
[3] ст. 2 Закона «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от
31 июля 1998 г., 5,8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002
г.)
[4] Словарь экономических терминов. – www.bank24.ru
[5] Банковское и кредитное дело. – М., 1994. – с. 28.
[18]
Материалы заседания учебно-методического совета УМО по специальности «Мировая
экономика».-г. Волгоград. 18-20 сентября 2002г. - Дрогобыцкий А.И. «Современная
бизнес-модель организации финансовых услуг»