До проведения
одной из важнейших экономических реформ - отмены крепостного права - банковская
система страны состояла в основном из дворянских банков. Сферой их деятельности
являлся поземельный кредит, который предоставлялся под залог помещичьих имений
из расчета числа крепостных "душ", а
также драгоценностей. Первый дворянский банк был учрежден в 1854 г. с
конторами в Петербурге и Москве и назывался банк для дворянства. Кредитованием
промышленности и торговли занимались прежде всего банковские фирмы и менялы,
широко процветало ростовщичество. С 60-х годов стали учреждаться акционерные
коммерческие банки, развитие которых активизировалось в 90-е годы. Важную роль
в экономической жизни страны стали играть ипотечные банки , и городские банки, находящиеся в ведение городских
управлений. Банковская система России в преддверии первой мировой войны включала
эмиссионный государственный банк, акционерные коммерческие банки, ипотечные
банки, городские банки. Продолжался процесс концентрации слияния банковских
ресурсов. До 80% капитала акционерных коммерческих банков, которых
насчитывалось 50, было сосредоточено в 18 банках. Из них выделились 5
крупнейших банков русско-азиатский, петербургский международный коммерческий, Азово-Донской, русский (для внешней торговли) и
русский торгово-промышленный. Собственные капиталы и вклады этих банков
превысили 2 млрд. Рублей, или 48% ука -занных
средств всех акционерных коммерческих банков. Ведущая пятерка банков имела 418 филиалов по всей стране. Под
контролем акционерных коммерческих банков находилось множество крупнейших
промышленных и торговых фирм. Например, русско-азиатский банк контролировал
такие предприятия, как Путиловский завод,
петербургский и Русско-Балтийский вагоностроительный заводы, петербургский
международный банк представительствовал в 50 акционерных обществах.
Особенностью банковской политики России являлось активное привлечение иностранного
капитала, в основном французского. В 1914 году примерно половина акционерного
капитала 18 коммерческих банков принадлежала иностранным партнерам. Система
ипотечных банков включала два государственных - крестьянский поземельный и
дворянский земельный, 10 акционерных земельных банков, 36 губернских и
городских кредитных обществ. Свыше 60% общей суммы ипотечной задолженности
приходилось на государственные банки. Городских общественных банков насчитывалось
317. Они специализировались преимущественно на выдаче ссуд под городскую
недвижимость.
Одним из первых
актов Октябрьской революции был захват Государственного банка России, а затем,
в конце декабря 1917 года, издан декрет ВЦИК о
национализации частных акционерных банков. В 1917-1919 годах в связи с отменой
частной собственности на землю были ликвидированы ипотечные банки. Сохранилась
лишь кредитная кооперация, осуществляющая выдачу ссуд крестьянским хозяйствам. Национализированные
частные банки, объединенные с Госбанком, образовали Народный банк РСФСР,
который в 1920 году прекратил свою деятельность, будучи трансформирован в
Центральное бюджетно - расчетное управление Наркомфина.
Однако с
переходом к новой экономической политике возникли предпосылки развития
кредитных отношений и создания посуществу заново
банковской системы. В конце 1921 года начал функционировать Государственный
банк, стала активизироваться кредитная кооперация, были созданы кооперативные
банки. На селе низовое звено кредитной системы представляли кредитные и
сельскохозяйственные товарищества, осуществляющие банковские операции.
Одновременно с
возрождением кредитной кооперации в начале 1922 года были учреждены
кооперативные банки, призванные содействовать кредитом развитию
потребительской кооперации, следующий этап
становления кредитной системы - создание отраслевых специальных банков- акционерного
общества "Электрокредит", акционерного Российского
торгово-промышленного банка, Центрального коммунального, с сетью местных
учреждений и других. Начали действовать и территориальные банки, в частности,
Среднеазиатский и Дальневосточный. Здесь важно выделить следующий момент. Стало
ясно, что реализация новой экономической политики невозможна без аккумуляции и
широкого использования средств предпринимателей. Вот почему в 1922 году были
учреждены с участием частного капитала два банка - Российский коммерческий
банк и Юго-Восточный банк. Причем, что весьма примечательно, одним из
учредителей Роскомбанка явились представители деловых
кругов Швеции. Было также принято решение об организации частных банковских
учреждений в форме обществ взаимного кредита, деятельность которых предполагала
мобилизацию и вовлечение в хозяйственный оборот средств мелких
товаропроизводителей и частников. Реализация указанных мер позволила
сформировать к концу 1925 году достаточно развитую кредитную систему, состоящую
в основном из кредитных учреждений, созданных на новых началах. Функционировал
121 акционерный банк, 114 кооперативных банков, 153 коммунальных банка, 196
обществ сельскохозяйственного кредита, 173 общества взаимного кредита и кредитная
кооперация, объединяющая 3800 подразделений. В то же время сеть учреждений
Госбанка СССР насчитывала 459 учреждений, на долю которых приходилось 56% всех
кредитных вложений.
На этом развитие
инициативы в становлении кредитной системы было приостановлен. В 1927 году ЦИК
и Совнарком СССР приняли постановление "О принципах построения кредитной
системы", которое положило начало монополизации банковского дела.
Дальнейшие изменения в организационной структуре банков произошло в 1930 году
в связи с проведением кредитной реформы. Все операции по краткосрочному кредитованию
были сосредоточены в Госбанке, реорганизованы банки сельскохозяйственного кредита, функции которых в
последующем перешли к Госбанку, создано четыре специализированных банка
долгосрочных вложений.
Современное
положение банковской системы
Создание развитой
банковской системы ключевое условие радикальных экономических преобразований в
любой стране. Не является исключением и Россия. Не случайно в работах западных
и российских исследователей уделяется первостепенное внимание анализу
банковской системы нашей страны и возможных путей ее совершенствования. Еще в
начале 90 -х годов, до начала радикальной
экономической реформы, предпринятой командой Гайдара, в научных кругах
сложилось общее видение реформы.
В частности, в
банковско-кредитной сфере предлагалось создать двухуровневую банковскую
систему, разделив функции Центрального банка и коммерческих банков. Причем
последний должны были непосредственно заниматься
финансированием экономики, а центральный банк, получив статус независимого от
политической власти банка, по своему уставу был призван обеспечить стабильность
денежного обращения в стране. При этом эмиссия денег и предоставление кредитов
должны были быть организованы таким образом, чтобы все доходы от эмиссии поступали
в распоряжение государства. Кроме того, предполагалось обязательная
индексация текущих и будущих долговых обязательств, что по-зволяло-бы устранить все минусы бухгалтерского и
экономических расчетов, основанных на использовании только номинальной
стоимости, и одновременно защитить владельцев сбережений, заемщиков и кредиторов.
В последние годы
стали предлагаться и другие концепции формирования финансового рынка и
банковской системы в России, тесно увязывающие между собой оздоровление
государственных финансов( в первую очередь, ликвидацию бюджетного дефицита),
реформу банковской системы и создание рынка капиталов. Совокупность подобных
мер позволит расширить использование денежных средств на финансирование
экономической деятельности и разорвать звено, связывающую денежную и бюджетную
политику.
При этом
предполагается проведение валютной политики, обеспечивающей стабильность
обменного курса рубля, который, однако, должен поддаваться регулированию и
изменению. При реализации этого курса возможны две стратегии: - на основе
стратегии, разработанной с учетом российской специфики. Эта стратегия чревата
усилением риска дальнейшего развала экономики, из-за создания искусственных
условий неликвидности, помогающих манипулировать ценами. Поэтому следует
отдать предпочтение разработке стратегии постепенного формирования финансовых
рынков с учетом таких
особенностей российской экономики, как огромные размеры
территории, отсутствие у населения должной экономической и финансовой культуры
, региональные различия, низкий уровень
капитализации и. т. д.
Общепризнанным
элементом программ перехода России к новой тактике экономических преобразований
является необходимость изменения банковской политики.
Одним из
результатов либерализации финансовой системы в России стало возникновение
большого числа новых банков: на начало 1995 г. зарегистрировано свыше 2400
банков, против 43 в 1989 г. Только за один 1993г. количество коммерческих
банков в Москве, возросло на 220 и в настоящее время составляет 576. Кроме
того, 122 московских банка имеют в столице и различных регионах Российской
Федерации 622 филиала. Иногородние банки имеют в столице 90 филиалов. На
1 января 1995 г. в ГУ ЦБ РФ по г. Москве обслуживались и имели лицензии на
совершение банковских операций уже 817 Коммерческих банков - на 282 больше, чем
в 1994 г.
Многие недостатки
российской банковской системы отражают трудности и противоречия осуществляемых
в стране преобразований. Кроме того, банки унаследовали от прошлого такие
пороки, как негиб-кость, неготовность вести честную
конкурентную борьбу, стремление получать ресурсы из госказны и. т. д. Многие
банки пошли по пути "искусственной коммерциализации", превратились в денежных спекулянтов-посредников,
предпочитающих кредитовать посреднические структуры.
Хотя
несовершенства банковского законодательства России преодолевается с большим
трудом, тем не менее, происходит постепенное формирование достаточно строгих
критериев при выдаче лицензий коммерческим банкам. Несколько упростился
порядок отзыва лицензий у плохо работающих банковских и иных финансовых
учреждений. В 1993 г. Центральным банком было отозвано у коммерческих
банков только по г. Москве 8 лицензий. Практиковалась и такая мера, как запрет
на проведение банковских операций без отзыва лицензий. Например, только за
нарушение порядка представления отчетности ГЦ ЦБ РФ по г. Москве в 1994 г.
оштрафовал 92 и предупредил 26 коммерческих банка. За нарушение нормативов были
введены экономические санкции в отношении 161 банка, ряд коммерческих банков
предупрежден о возможности отзыва лицензии в случае повторения грубых
нарушений банковского законодательства . У 25
коммерческих банков, был ограничен круг банковских операций. В 1994 г. отозваны
лицензии у 65 российских банков, а за три первых месяца 1995 г. - уже более
чем у 40. Центральным банком постоянно ужесточаются
требования к размеру капитала и оценке рисков. По данным ГУ ЦБ РФ по г. Москве,
в прошлом году 528 банков допускали нарушения директивных экономических
нормативов. Общее количество случаев нарушений такого рода составило 2300.
При современной
экономической ситуации в России имеется точка зрения, согласно которой при
всей энергии и инициативе российские банки могут развиваться лишь так,
насколько им позволяют это экономически и политические неурядицы в стране. В
последнее время деятельность банков были связаны с защитой от резких колебаний
процентных ставок и курса рубля, тогда как традиционный банковский бизнес ( предоставление инвестиционных займов и кредитов)
плохо у них функционировали.
Все же в итоге за
последние шесть лет в России удалось отделить институты, отвечающие за
проведение Кредитно- денежной политики, от коммерческих банков. Вместе с тем
развитие кредитных функций банков столкнулось с рядом трудностей, связанных как
с общеэкономической нестабильностью, так и с действием таких факторов, как:
- сложность дробления мегабанков которые остались от социализма; в
результате стали учреждаться банки на основе отраслевых или региональных
критериев, что не привело к возникновению эффективной конкуренции между ними;
- низкий уровень банковской
технологии и недостаточная компетентность новых банков в сфере финансового
анализа, оценки кредитоспособности клиентов и т.д.;
- высокая задолженность
предприятий: поскольку многие банки были склонны продлевать сроки расчетов или
снабжать связанные с ними
предприятия
дополнительными средствами; это позволяло им не фиксировать потери по займам в
отчетах, хотя и очень ограничивало средства, которые могли пойти на поддержку
динамично развивающих предприятий.
Слабость
законодательной базы, пересекающиеся права владения между банками и
предприятиями, отсутствие нормативов, касающихся сроков расчетов, общая
неуверенность и т. д. приводят к тому что банки
неохотно порывают свои отношения с предприятиями, дополнительно выделяют
кредиты убыточным, но "своим" предприятиям тем самым укрывают большие суммы.
Реальный вклад
банковского сектора в возрождение российской экономики пока весьма ограничен, а
размеры финансовых учреждений, универсализм их деятельности и качество
предоставляемых услуг далеки от желаемого.
Одной из особенностей банковской
системы России считается крайняя неравномерность развития банков по регионам: в
таких центрах как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Самара, Ростов, Нижний
Новгород, Екатеринбург и Тюмень сосредоточены 40% банков и 62% их филиалов. Это
во многом связано с тем, что крупные московские банки унаследовали
инфраструктуру специализированных государственных банков, часть местных банков
перешла в новую структуру. Создание в регионах новых банков и упрочение их
позиций тормозятся такими факторами, как недостаточное
развитие средств связи, сложившиеся прочные отношения между крупными
региональными банками и промышленными предприятиями, сопротивление местных
властей, отсутствие квалифицированных кадров, финансовых и материальных
ресурсов.
В банковской
системе России можно выделить шесть групп банков:
1) Крупные банки
общенационального масштаба (20-25 банков), образующие ядро банковской системы.
В эту группу входят банки, возникшие на основе прежних специализированных
банков (Сбербанк, Мосбизне-сбанк,Промстройбанк, и др.); отраслевые банки (АвтоВАЗбанк,Токобанк ) и
независимые банки (Менатеп, Кредобанк, Инкомбанк и
др.). В рамках этой группы конкуренция развертывается в основном в московском
регионе и по поводу операций с иностранной валютой. Расширению сети филиалов и
отделений этих банков в новых динамично развивающихся регионах препятствуют
утвердившиеся там крупные региональные банки, а в других регионах -
недостаточный уровень рентабельности.
2) Крупные и динамичные
финансовые учреждения в провинции (30-40 банков ),
господствующие на своих региональных рынках, но конкурирующие с московскими
банками в проведении валютных операций и в поисках клиентов. Будущему этих
банков угрожает развитие операций московских банков в их регионе, хотя
некоторые из них имеют намерение войти в первую группу банков.
3) Динамичные провинциальные и
московские банки среднего размера( их около 100),капитал которых частично
находится в частной собственности. Эти банки могут проводить стратегию трех
типов:
- концентрировать свои усилия
на совершенствовании услуг и пополнении средств путем привлечения вкладов в
данном регионе;
- создавать союзы с другими
региональными или крупными московскими банками.
4) Крупные банки в перефирийных регионах (150-200 банков), являющихся по преимуществу преемниками прежних
специализированных банков. Конкурентоспособность этих банков низка, поскольку
они расположены в регионах, в экономике которых преобладает сельское хозяйство
либо тяжелая промышленность, а их финансовые ресурсы пополняются в основном за
счет государственных субсидий, предоставляемых данным отраслям хозяйства. В
зависимости от финансового состояния эти банки будут либо развиваться
самостоятельно , либо искать сближения с крупными
банками, заинтересованными в расширении своей деятельности в регионах.
5) Другие банки Москвы и
динамичных регионов , которые не имеют пока -достаточных
финансовых средств и широкого круга клиентуры ( их
более 700). В будущем они будут представлять интерес в качестве потенциальных
партнеров для крупных банков и заключать с ними союзы.
6) Небольшие банки перефирийных регионов (700-760 банков) в дальнейшем
могут только интегрироваться с крупными московскими или региональными банками,
трансформируясь в их отделения.
Развитие и
совершенствование банковского законодательства являются одним из основных
направлений банковской реформы. Разработка и реформа нормативной базы требует
сотрудничества между правительством, банками и предприятиями частного сектора.
Перестройка деятельности банков с целью обеспечения их ликвидности и платежеспособности,
создания эффективной системы взаиморасчетов и платежей должна идти по следующим направлениям:
- совершенствование
банковского учета и отчетности.
- обеспечении информации об
убытках банков, реформа регулирующих и контролирующих функций в банковской сфере, включая разработку правил
проведения аудиторских проверок и инспекций деятельности банков.
- совершенствование
организационных структур ( в большинстве российских
банков недостаточно развиты подразделения, занимающиеся стратегическим
планированием, анализом рисков, внутренним аудитом, управлением активами,
пассивами и др.);
- формирование платежного
механизма, позволяющего осуществлять кредитную политику без существенных
потрясений. ключевой фактор успеха любого банка - это квалификация его
персонала и управляющего звена
Проблемы
Банковских холдингов
Банковский
холдинг (БХ) состоит из главного банка и дочерних
компаний. В главном банке содержится контрольный пакет акций этих компаний.
Через контрольный пакет акций главный банк контролирует деятельность своих
отделений. Каждое отделение может специализироваться на каком-то своем виде
деятельности.
В 1996г. темпы
интеграции КБ ( коммерческий банк) в разных вариантах
будут нарастать. Этому благоприятствует ряд факторов. Трудности госбюджета
ухудшили положения банков которые использовали централизованные кредиты.
В холдингах видят
возможность для мобилизации ресурсов прежде всего за рубежом, где все чаще
декларируют готовность выделять инвестиции банковским группам. Переключится на
БХ вынуждает КБ и неудачный опыт в финансово-промышленных группах (ФПГ). Во
многих из них банки пытаются низвести до положения заурядной бухгалтерии, расчетно-кассового
подразделения ФПГ. Редко где им предлагают статус равноправного партнера,
совладельца. Стимулирует рождение БХ и конкуренция, с которой российские банки
сталкиваются на мировых рынках. -Активно участвуют
банковские холдинги в муниципальных подрядах, программах, проектах. Выступают
как агенты местных и федеральных властей на фондовом, валютном (биржевом и
внебиржевом ) страховых рынках. Участвуют в сделках
с землей (оценка, аренда, купля-продажа , залог ) и многом другом.
При операциях
банки и БХ сталкиваются с различными видами рисков
. Риск управления активами, риск ликвидности,
процентный риск, валютный риск, фондовый риск кредитный риск, риск управления
пассивами, и другие риски. Самый большой риск связан с процентным покрытием
задолженности головного банка (процентное покрытие - доход до налогообложения и
прочих отчислений, из которых выплачиваются проценты по кредитам ). Поскольку основная часть ресурсов его состоит из
дивидендов и других выплат поступающих от
"дочерних" КБ и фирм, при возникновении у них финансовых трудностей
главный банк тут же испытывает сложности в обслуживании своего долга. Сегодня
в России неплатежи приближаются уже к 200 трлн руб.
Банкам не возвращают
от 25 до 30% выданных ссуд, а в системе Агропром-банков
эта цифра доходит до 100%. К такому кризису платежеспособности российские
банковские холдинги оказались просто не готовы.
Кризисы
современной банковской системе в РФ
Банковский кризис
как процесс достаточно болезненной переориентации банковского сообщества страны
с краткосрочных спекулятивных финансовых операций на собственно банковское
обслуживание начался в нашей стране еще в 1993г., когда банки, привыкшие получать стабильную прибыль
в результате государственных финансовых вливаний в экономику и валютных
спекуляций, столкнулись с некоторой стабилизацией финансовых рынков. Следствием
упомянутого кризиса стало первое масштабное сокращение числа банков,
большинство из которых, не закрылось ,а в условиях острого дефицита банковских
услуг было скуплено более сильными банками, санировано и превращено в их
филиалы.
После обострения
в 1993 г. банковский кризис принял скрытую форму .
Однако уменьшения числа закрываемых банков в 1994 г. по сравнению с 1993 г. не
улучшили ситуацию, кризисные явления в банковском сообществе нарастали и во
все меньшей степени компенсировались процессами слияния и поглощения. Так,
удельный вес банков закрывшихся, по отношению к среднему за рассматриваемый
период количеству коммерческих банков вырос с 1,1% в 1993 г. до 3,0% в 1994 г.
и 3,4% в первые семь месяцев 1995 г. При этом рост числа банков замедлился с
24,5% в 1993 г. до 17,9% в 1994 г. а в 1995 г. увеличение их количества
практически прекратилось , составив в январе-июле
лишь 2,3 %.
Основными
причинами банковского кризиса явилась неразвитая финансовая инфраструктура,
относительно высокие и неравномерные темпы инфляции ,
а также прибыльность банковской деятельности при низких требованиях к начальной
квалификации кадров, привлекло в отрасль большое количество авантюристов.
Все эти
перечисленные факторы привели к тому, что подавляющее число большинства
Российских банков стало ориентироваться на краткосрочные спекуляции. Как мелкие так и крупные банки России ориентировались
преимущественно на спекулятивные операции но крупные банки имели страховку в
виде относительно постоянного круга крупных и средних клиентов, которой не было
у большинства мелких и средних банков.
На банковские
кризисы также повлияло то что практически отсутствует полная достоверная
информация о любом из действующих банков а также государственный контроль за
их деятельностью. Это повлияло на мышление людей и их негативное отношение к
банковской системе в целом, что вызвало снижение инвестиций и ухудшение
положения в экономике.
Несмотря на то
что паника среди банков прекратилась и они стали привыкать к новым условиям
деятельности, кризис банков занимающихся одной спекуляцией будет продолжатся
до тех пор пока они не исчезнут, и этот процесс займет до 2-х лет. Отток
клиентов из мелких, средних , а также и крупных банков
которые не будут внушать доверия ускорит их исчезновение. Новые банкротства и
поглощения банков будут приводить к тому .что
клиенты будут стремиться стать клиентами крупных и устойчивых банков.
Выводы
Сегодняшняя банковская
система переживает период становления, хотя многое
уже сделано, и большой путь пройден за период реформ , она
всё ещё переживает проблемы не решив которые она дальше не пойдет.
Последний крупный
кризис в августе 1995г. при котором пришлось вмешаться правительству показал
банкам что может быть если они будут продолжать действовать лишь на
спекулятивном рынке. Также он показал, что занимать и кредитовать средства
друг у друга не может продолжаться до бесконечности, и если несколько банков
окажется без средств , а их надо будет срочно
отдать вся система построеная таким образом может
рухнуть. Особое внимание следует уделять инвестициям которые приносят основной
доход банкам, а также развивают экономику. Особое внимание следует уделять
выдаче лицензий и проверки деятельности банков в соответствии с ними, чтобы
небыло потом таких явлений как "Чара-банк" ,
"МММ" и др. Так же следует усовершенствовать и дорабатывать
законодательство о банковской деятельности которое должно стать основным
средством выкристализовывания банковской системы в
правовых рамках. Центробанк должен усилить контроль за деятельностью банков,
их отчётностью, финансовой деятельностью так как многие банки не являются ими,
а служат для прикрытия теневых структур.
К 1996 году в
стране действовало 2500 коммерческих банков из них около 1000 в Москве. Многие
утверждают, что у нас уже слишком много банков, но в дореволюционной России их
было 16000 и банковская система считалась одной из лучших в мире. Просто пока
еще она неправильно сосредоточена и это вызывает иллюзию её величины. Основная
банковская система сосредоточена в западном районе России, что свидетельствует
о неравномерном её распределении, в то время как тяжёлая индустрия нуждающаяся
в мощных инвестициях расположена восточнее, где банковская сфера развита
слабее.
Все это
доказывает что государство должно обратить серьезное внимание на банковскую
систему страны, т.к не улучшив её войти в цивилизованный
рынок не возможно.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Становление банковской системы
России. "МЭиМО"1996
№ 2.
2. Банковский кризис в свете основных
тенденций экономического развития России.
"Вопросы экономики" 1995 №10.
3. Начался ли в России бум Банковских
холдингов ? "Банковское дело" 1996 № 2.