Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект)
На этом этапе
введен в действие ряд актов, способствовавших улучшению ситуации в банковской
системе,
2 мая 1996 г. был принят Указ Президента
№ 157 «О мерах по упорядочению банковской и иной финансовой деятельности», в
соответствии с которым на территории Республики Беларусь запрещена деятельность
субъектов хозяйствования, не являющихся банками, но осуществляющих банковские и
иные финансовые операции, связанные с привлечением денежных средств
граждан и юридических лиц, без соответствующих лицензий или без согласия
Национального банка. В случае нарушения запрета, полученные в результате такой
деятельности средства изымаются в доход государства, на должностных лиц и
граждан налагается штраф.
24 мая 1996
г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 209 «О мерах по регулированию
банковской деятельности в Республике Беларусь». В нем признавалось необходимым:
- утвердить перечень банков, уполномоченных обслуживать
государственные программы, а также открывать счета государственным органам и
юридическим лицам, основанным на государственной собственности;
- принять меры по увеличению доли государства и юридических лиц, основанных
на государственной собственности, в уставных фондах данных банков;
- обеспечить свое представительство в высших органах управления указанных
банков, дав представителям право приостанавливать решения иных высших органов
управления до разрешения разногласий общим собранием акционеров, если такие
решения могут причинить материальный ущерб банку или государству [10, с.70].
Также было
закреплено право Национального банка вводить временное управление банком и
принимать иные меры в целях стабилизации его финансового положения в случае
устойчивой убыточности банка более трех месяцев подряд, неплатежеспособности
или угрозы неплатежеспособности и банкротства банка. Позднее (в соответствии с
изменениями и дополнениями в Указ № 209) Национальный банк получил право:
- требовать отстранения руководителя банка от занимаемой должности
в случае неоднократного нарушения (два и более раза в течение года) банком
установленных Национальным банком Республики Беларусь экономических нормативов
и неисполнения нормативных правовых актов, повлекших неплатежеспособность банка
либо создавших угрозу интересам вкладчиков и кредиторов банка;
- налагать штраф в размере от 50 до 200 минимальных заработных плат
(с 2002 г. - базовых величин) на должностных лиц банка, виновных в досрочной
выплате процентов по депозитам (вкладам) юридических и физических лиц, а также
в начислении и (или) выплате повышенных процентов работникам банка;
- налагать на должностных лиц банка, уполномоченных принимать
решения о выдаче кредитов, штраф в размере от 150 до 500 базовых величин за
выдачу кредита заемщику, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным
ему кредитам.
15 июня 1998
г. Национальным банком было принято Положение о порядке создания, лицензирования
и прекращения деятельности банков на территории Республики Беларусь [10, с.71].
Новый этап развития современной
банковской системы был положен принятием Банковского кодекса Республики
Беларусь. С его вступлением в силу перестали действовать Закон Республики
Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности в Республике
Беларусь» и Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О Национальном
банке Республики Беларусь».
13 июня 2001
г. Указом Президента Республики Беларусь № 320 был утвержден Устав
Национального банка Республики Беларусь, закрепивший основные положения
деятельности центрального банка страны (Приложение № 1). 28 июня 2001 г.
Национальным банком утверждены Инструкция о порядке государственной регистрации
и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций и Правила создания и регулирования деятельности банков на
территории свободных экономических зон Республики Беларусь. 28 мая 2002 г.
принят Указ № 274 «Об одобрении Концепции развития банковской системы
Республики Беларусь на 2001-2010 годы». Было признано, что, несмотря на
некоторое улучшение структуры активов и пассивов банков, привлечение и
размещение банками ресурсов характеризуется:
- недостаточной
диверсификацией источников формирования ресурсов банков и, в частности, низким
удельным весом средств населения, ценных бумаг, эмитируемых банками;
- несоответствием пассивов и активов по срокам;
- низким удельным весом в пассивах банков привлеченных средств с
длинными сроками, что сдерживает возможность их использования для инвестирования;
- недостаточно рациональным распределением банковских услуг по территориальному
принципу (если на 1 февраля 2002 г. в Беларуси насчитывалось 511 филиалов, то
сейчас функционируют только 458);
- низкой корпоративной и государственной гарантией сохранности
средств, размещаемых в банках.
Кроме того, в
Концепции отмечено, что банковский сектор слабо защищен от многочисленных
рисков, в том числе системных; конкуренция в банковском деле невысока; нормативные
правовые акты, регулирующие банковскую деятельность, нуждаются в
совершенствовании; в платежной системе имеются неиспользованные возможности в
повышении эффективности функционирования расчетно-платежного механизма,
увеличения доли безналичных расчетов в системе розничных платежей,
совершенствовании мониторинга и управления платежами, правил и процедур
управления ликвидностью и рисками.
Стратегическими
целями развития банковской системы Республики Беларусь были провозглашены:
- укрепление
устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к
европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональные и мировую
банковскую и финансовые системы и исключающее возможность системных кризисов;
- проведение эффективной единой государственной денежно-кредитной
политики Республики Беларусь;
- повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов
и вкладчиков, населения республики.
В Концепции
также выделены основные направления совершенствования государственной политики в
отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций:
- интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики
Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с
другими странами, международными финансовыми организациями;
- проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному
социально-экономическому развитию страны;
- уменьшение участия государства в фондах банков;
- совершенствование налогообложения банков;
- усиление надзора и контроля за деятельностью банков;
- формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым
условиям функционирования банков.
Современный этап развития
и становления банковской системы начался с принятия Президентом Республики
Беларусь Указа №27 от 15 января 2007 г. «Об утверждении Программы развития
банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы», в
котором определены приоритеты и параметры макроэкономического развития страны,
для реализации которых необходимо повысить функциональную значимость и роль
банковского сектора в экономике, эффективность проводимой денежно-кредитной
политики.
Таким образом, можно
сделать вывод, что развитие банковской системы прошло долгий путь становления и
совершенствования, который подразделяется на определенные этапы,
характеризующиеся своими особенностями. Каждый этап становления банковской
системы сопровождался принятием сопутствующих нормативно-правовых актов,
отвечающих потребностям текущих экономических и политических отношений в
государстве.
2.2
Банковская система Республики Беларусь на современном этапе
Банковская система
Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального Банка
Республики Беларусь и иных банков, в том числе банков с участием иностранного
капитала и дочерних банков иностранных банков, зарегистрированных в
установленном порядке на территории Республики Беларусь.
Первый
уровень белорусской банковской системы Республики Беларусь представлен
Национальным банком. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Банковского кодекса Национальный
банк — центральный банк Республики Беларусь, государственный орган Республики
Беларусь, действующий исключительно в интересах. Республики Беларусь. Конституция
выделяет его как главный банк государства.
Несмотря на
достаточно длительное существование Национального банка, его правовой статус до
сих пор является дискуссионным. Основная причина этого заключается в
двойственности правового положения главного банка.
С одной
стороны, для достижения целей, поставленных перед Национальным банком (ст. 25
БК), он наделен властными полномочиями. Эти полномочия позволяют говорить о
Национальном банке как об органе государственной власти. В старой редакции БК
не содержалось нормы о том, что Национальный банк относится к государственным
органам. В настоящее время ч. 1 ст. 24 БК прямо указывает на то, что
Национальный банк является государственным органом Республики Беларусь [10,
с.74].
С другой
стороны, центральный банк, бесспорно, является субъектом хозяйствования,
несмотря на то, что его предпринимательская деятельность и ограничена рядом
условий.
Две данные
сферы функционирования Национального банка порождают двойственность его
правового статуса, выражающуюся в переплетении публично-правового и
частноправового аспектов. Эти аспекты не осуществляются независимо друг от
друга. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В то нее
время нельзя забывать, что, по сути, ориентационная устремленность
Национального банка выражается двумя противоположно направленными векторами.
Сочетать два
разнонаправленных компонента в одном образовании достаточно сложно. Можно
констатировать, что в современном белорусском праве нет института, который смог
бы отразить специфику правового положения Национального банка.
В большинстве
зарубежных государств существует деление юридических лиц на лиц частного и
публичного права. В связи с этим центральные банки в ряде стран имеют статус
публичных корпораций (public corporations) - юридических лиц публичного права.
Например, согласно ст. 2 Закона о Немецком Федеральном Банке последний является
независимым федеральным институтом и юридическим лицом публичного права. Эта же
конструкция применима и к Банку Италии. В соответствии со ст. 3 Закона о Банке
Италия акции данного банка могут принадлежать только юридическим лицам
публичного права — сберегательным банкам, другим банкам, созданным в
национальных интересах, организациям социального страхования [10, с.75].
Однако в
белорусском законодательстве категория юридического лица публичного права
отсутствует и, следовательно. Национальный банк она характеризовать не может.
Предложения использовать ее без соответствующей правовой базы, выдвинутые
относительно Банка России, но применимые и к Национальному банку Республики
Беларусь, представляются необоснованными. Мнение, что, будучи наделенным
властными полномочиями административно-правового характера, центральный банк
выступает как «специальное юридическое лицо», не является аргументированным по
той же причине.
Нельзя
согласиться и с тем, что правовой статус Национальный банка сводится
исключительно к его положению как органа государственной власти. Так, в России,
где существует схожая проблема, центральный банк - это, прежде всего, структура
административной власти и никакие «так называемые демократические формы...
здесь немыслимы». Такой подход представляется однобоким.
В силу
изложенных выше причин полагаем наиболее аргументированным и обоснованным
мнение белорусских и зарубежных авторов, считающих, что правовой статус
центрального банка имеет сложный, двойственный характер [17, с.123]. Для более,
подробного его анализа необходимо обратиться к вопросам о месте Национального
банка в системе государственных органов, его целях, функциях, компетенции и
организационной структуре.
Важный аспект
правового положения Национального банка сформулирован в ч. 2, 3 ст. 24 БК, где
закреплено, что главный банк Республики Беларусь независим в своей деятельности
и подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Содержание
категории «независимость» в Банковском кодексе не раскрыто. В литературе также
нет общепризнанного определения данного термина. Вместе с тем сама идея
независимости центральных банков как гарантии противодействия инфляционным
механизмам пополнения бюджета стала общепризнанной еще во второй половине XX в. [10, с.77].
Ее суть
проста. Денежная власть - основа любой власти. Банки и другие
кредитно-финансовые учреждения оказывают регулирующее воздействие на денежные
потоки. Центральный банк представляет банковскую систему на уровне
государственной власти. Закон не должен допускать, чтобы денежная власть
концентрировалась в одних руках или превращалась в другую власть (например,
исполнительную).
Чаще всего независимость
центрального банка оценивается по таким критериям, как:
- финансовая
независимость;
- осуществление банковского надзора;
- наличие законодательных гарантий независимости;
- стабильность правового регулирования статуса центрального банка в
совокупности с усложненным порядком изменения основных актов в данной сфере;
- способность центрального банка самостоятельно устанавливать ориентиры
для достижения законодательно определенных целей монетарной политики;
- процедура назначения, увольнения руководителей центрального банка
и сроки их пребывания в должности;
- отсутствие представителей государственных органов в органах
управления центрального банка;
- жесткие ограничения по кредитованию правительства и
государственного сектора;
- неприкосновенность резервов центрального банка.
Характеристики
этих параметров применительно к Национальному банку Республики Беларусь
изучались различными авторами. Общий вывод по проведенным исследованиям
заключается в наличии относительно низкой степени независимости Национального
банка Республики Беларусь, что, в общем, характерно для постсоветских
государств. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на
2001-2010 годы предусматривает уточнение статуса Национального банка Республики
Беларусь, которое будет происходить в направлении повышения его
самостоятельности, независимости и ответственности в выработке и проведении
единой государственной денежно-кредитной политики, в осуществлении функций и
решении задач центрального банка страны [10, с.78].
Что касается подотчетности
Национального банка Президенту Республики Беларусь, то она означает:
- утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального
банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;
- назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики
Национального Собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов
Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением
Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь;
- определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации
для проведения аудиторской проверки Национального банка;
- утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета
Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли
Национального банка (2, ч. 4 ст. 24).
В
соответствии с Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» последний был
подотчетен Верховному Совету, т.е. законодательной власти. Этот подход применен
и в Российской Федерации, где Центральный банк является подотчетным по
отношению к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
(ч.1 ст. 4 Закона «О Центральном банке Российской Федерации»). Существуют и
смешанные модели. Например, в США Федеральная резервная система несет
ответственность за свою политику перед Конгрессом. Однако назначения в совет
управляющих ФРС, включая назначение председателя и вице-председателя,
осуществляются президентом с согласия Сената.
Современная
белорусская модель сильного централизованного государства подразумевает
взаимодействие Национального банка не с какой-то отдельной ветвью
государственной властью, а с Президентом как Главой государства [10, с.80].
Такой подход
порождает вопрос о месте Национального банка в системе органов государственной
власти.
Очевидно, что
по своей компетенции центральный банк Беларуси ближе всего к исполнительной
ветви. В соответствии с ч. 6 ст. 37 БК Председатель Правления Национального
банка является членом Правительства Республики Беларусь. Согласно п. 1.9 Указа
Президента от 5 мая 2006 г. № 289, с изм. и доп. «О структуре Правительства
Республики Беларусь» Председатель Правления Национального банка входит в
Президиум Совета Министров. Однако это не значит, что Национальный банк
относится к органам, подчиненным Правительству. Указом № 289 утвержден закрытый
перечень республиканских органов государственного управления и иных
государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и
Национальный банк в него не включен.
Часть 1 ст.
37 БК закрепляет в качестве основы взаимоотношений Национального банка и Совета
Министров их взаимодействие в проведении единой денежно-кредитной политики
Республики Беларусь.
Основные
направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно
утверждаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению
Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Национальный банк
ежеквартально информирует Президента и Правительство Республики Беларусь о
выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь
и об объеме эмиссии денег. Кроме того, Национальный банк обязан предварительно
поставить в известность Правительство Республики Беларусь о выпуске в обращение
новых банкнот и монет, за исключением памятных банкнот и монет.
Национальный
банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о
предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою
деятельность, проводят регулярные взаимные консультации. Правительство
Республики Беларусь (а также Министерство финансов Республики Беларусь,
Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа
Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный
таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля
Республики Беларусь) и Национальный банк представляют друг другу в порядке и
объеме, согласованных ими, на безвозмездной основе статистическую,
аналитическую и полученную при осуществлении контрольных и надзорных функций
информацию, необходимую для надлежащего выполнения их функций. Кроме того, Национальный
банк консультирует Министерство финансов Республики Беларусь по вопросам
выпуска (эмиссии) государственных ценных бумаг и погашения государственного
долга Республики Беларусь с учетом их воздействия на состояние банковской системы
Республики Беларусь и приоритетов денежно-кредитной политики Республики
Беларусь.
Национальный
банк организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства
Республики Беларусь. Он также оказывает посреднические услуги в качестве
финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных
ценных бумаг, участвует в их обращении. Кроме того, Национальный банк выполняет
функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных
исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения
республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам,
выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь по
обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.
Национальный
банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с
Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами
государственного управления.
Важно
подчеркнуть, что Национальный банк и Совет Министров не отвечают по
обязательствам друг друга. Однако в законодательных актах могут быть
предусмотрены случаи ответственности Правительства по обязательствам центрального
банка (2, ч. 5 ст. 37). Национальный банк не вправе предоставлять кредиты
Правительству Республики Беларусь для финансирования дефицита республиканского
бюджета и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном
размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом о бюджете
Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и Президентом
Республики Беларусь.
По данному
вопросу следует заметить, что в подавляющем большинстве развитых стран
законодательно установлены жесткие ограничения на предоставление центральными
банками прямых кредитов казначейству. В Канаде, США, Японии такие кредиты либо
вообще не предоставляются, либо выделяются в исключительных случаях. В странах
- членах Европейского сообщества с 1994 г. действует общий запрет на
предоставление центральными банками кредитов государственному сектору
экономики. Подобная практика представляется положительным явлением.
В целом же
считается, что белорусская модель независимости главного банка и положения его
в системе органов государственной власти близка к британской и японской [17,
с.32].
В
соответствии со ст. 25 БК основными целями деятельности Национального банка
являются:
1) защита и
обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным валютам;
2) развитие и
укрепление банковской системы Республики Беларусь;
3) обеспечение
эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
В ч. 1 ст. 4
БК уточняется, что денежно-кредитная политика является составной частью единой
государственной экономической политики. Аналогичные нормы содержатся я в
законодательстве других государств. Например, Закон об автономии Банка Испании
1994 г. сформулировал главной задачей Банка осуществление денежной политики,
которая должна поддерживать общую экономическую политику правительства.
На
подчиненность собственных целей центральных банков экономическим целям
государства указывают и некоторые ученые. Кроме того, ряд авторов исходит из
того, что поскольку денежно-кредитная политика находится в рамках общих целей
экономической политики государства, то и цели экономической политики
государства становятся долгосрочными целями денежно-кредитной политики.
Соответственно эффективность денежно-кредитной политики усиливается при ее
адекватности и взаимосвязи с общей социально-экономической политикой
государства [10, с.83].
Вместе с тем,
если исходить из концепции независимости центральных банков, становится
очевидным, что самостоятельность целевых ориентиров главного банка является
важнейшим фактором его собственной самостоятельности. Учитывая возрастающую
популярность принципа независимости, конкретная цель поддержания стабильности
цен с помощью специальных инструментов денежно-кредитной политики закреплена
законодательно в ряде государств.
Важно подчеркнуть,
что согласно ч. 2 ст. 25 БК извлечение прибыли не является основной целью
деятельности Национального банка. Это положение важно для разрешения вопроса об
отнесении Национального банка к коммерческим или некоммерческим организациям.
Уставный фонд
Национального
банка создается за счет его прибыли, целевых поступлений, средств
республиканского бюджета и других источников, не запрещенных законодательством
Республики Беларусь. Он составляет 60 млрд. белорусских рублей. В литературе
дискутируется вопрос о необходимости наличия уставного фонда у центральных
банков. Некоторые авторы полагают, что уставный фонд главному банку государства
не нужен хотя бы потому, что центральный банк может самостоятельно эмитировать
денежные средства. В то же время представляется очевидным, что, имея абсолютную
платежеспособность, Национальный банк не сможет защищать стоимость белорусского
рубля, т.е. исполнять свою главную целью [10, с.84].
Кроме того,
Национальный банк создает резервный и иные фонды для обеспечения его деятельности.
Согласно п. 40 Устава Национального банка резервный фонд предназначается для
покрытия возможных убытков по операциям Национального банка, по которым не
образуются специальные резервы общих банковских рисков, в том числе связанных с
предоставлением гарантий. Резервный фонд является одним из источников
обеспечения затрат по осуществлению долгосрочных финансовых вложений, затрат
капитального характера, а также других затрат. Отчисления в резервный фонд
Национального банка производятся от прибыли за отчетный год, остающейся в его
распоряжении после перечисления в доход республиканского бюджета части прибыли
в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной
финансовый (бюджетный) год. Размер резервного фонда не ограничивается.
Функции
Национального банка в виде открытого перечня перечислены в ст. 26 БК. Они достаточно
многочисленны. Учитывая три основные цели деятельности центрального банка
нашего государства, можно выделить три основных вида функций:
1. Цель
защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля реализуется через функции организации,
и про ведения денежно-кредитной, политики государства. Согласно абз. 1 ст. 26
БК Национальный банк разрабатывает Основные направления денежно-кредитной
политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь
обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в
порядке, установленном Кодексом и иными законодательными актами Республики
Беларусь. Он осуществляет валютное регулирование; создает золотовалютные
резервы и управляет ими; формирует золотой запас Государственного фонда
драгоценных, металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет
оперативное управление им в пределах своей компетенции и т.д.
2. Достижение
цели развития и укрепления банковской системы обеспечивается функцией регулирования
банковской деятельности. Например, Национальный банк осуществляет государственную
регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществляет
лицензирование банковской деятельности, устанавливает правила и порядок
осуществления банковских операций; осуществляет регулирование деятельности банков
и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению
и надзор за этой деятельностью; дает согласие на осуществление банками и
небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами (в
случаях, предусмотренных законодательством).
3. Цели
обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы
соответствует функция организации денежного обращения. В частности, Национальный
банк является единым эмиссионным центром; он определяет порядок ведения
кассовых операций, организует инкассацию и перевозку наличных денег и т.п.
С учетом
общности первого и третьего вида функций их можно объединить в единую группу. В
результате выделятся следующие группы функции:
- денежно-кредитное регулирование;
- банковское регулирование [10, с.89].
Национальному
банку принадлежит исключительное право эмиссии денег. Он эмитирует белорусский
рубль. Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики
Беларусь не допускается. Выпуск в обращение других денежных единиц на
территории Республики Беларусь запрещен.
Эмиссия денег
осуществляется Национальным банком посредством выпуска в обращение безналичных
и наличных денег. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банкнот и
монет.
В области
обращения наличных денег Национальный банк:
- определяет номинал (достоинство), изображение, степени защиты и
другие характеристики банкнот и монет, выпускаемых им в обращение, осуществляет
публикацию описания банкнот и монет в республиканских печатных средствах
массовой информации, являющихся официальными изданиями;
- обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных
банкнот и монет, а также хранение и при необходимости подтверждение подлинности
банкнот и монет, уничтожение оригинальных и печатных форм, гипсовых моделей и
эталонных чеканочных инструментов, штампов и изъятых из обращения банкнот и
монет;
- без ограничений производит замену ветхих банкнот и поврежденных
банкнот и монет в соответствии с установленными им правилами;
- создает резервный фонд банкнот и монет и распоряжается этим
фондом;
- имеет право выпускать в качестве объектов коллекционирования памятные
банкноты, а также памятные и слитковые (инвестиционные) монеты из драгоценных и
недрагоценных металлов Национальному банку принадлежит исключительное право изъятия
из обращения выпущенных им банкнот и монет [10, с.90].
Банкноты и
монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным
законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Они являются
безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его
активами обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах
платежей, а также для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и перевода на
всей территории Республики Беларусь.
В области
денежного обращения Национальный банк устанавливает:
- порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с
денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и
сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;
- правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных
средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных
ценностей;
- правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;
- правила определения признаков платежности наличных денег, правила
замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения
(2, ст. 30).
В области
кредитных отношений Национальный банк устанавливает:
- систему рефинансирования банков. При этом под рефинансированием
банков понимается предоставление им денежных средств на условиях возвратности
и платности;
- ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям
Национального банка (2, ст. 31).
Права
Национального банка по управлению функционированием платежной системы и надзору
за ней сводятся к тому, что он:
- осуществляет управление функционированием платежной системы
Республики Беларусь и надзор за ней посредством установления правил
осуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а также
посредством сбора, накопления и анализа показателей, характеризующих состояние
платежной системы Республики Беларусь;
- определяет правила, сроки и стандарты проведения в Республике Беларусь
расчетов в безналичной и наличной формах и ответственность за их нарушение;
- ведет ведомственный архив данных и документов по межбанковским расчетам.
При этом Национальный банк вправе использовать данный архив для статистической
и иной обработки, а также для подтверждения операций, осуществленных при
проведении межбанковских расчетов.
В области
валютного регулирования Национальный банк:
- устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к
другим валютам;
- регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики
Беларусь;
- устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов
и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в
иностранной валюте, а также порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов
в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях,
порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и
иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами
Республики Беларусь;
- устанавливает порядок осуществления валютных операций в
белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;
- устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;
- устанавливает совместно с уполномоченными государственными
органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за
ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной
валюте и белорусских рублях, а также платежных инструкций в иностранной валюте;
- контролирует осуществление банками и небанковскими
кредитно-финансовыми организациями валютных операций;
- определяет в соответствии с законодательными актами Республики
Беларусь функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на
банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
- привлекает в соответствии с законодательством Республики Беларусь
банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за
нарушение валютного законодательства;
- выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с
движением капитала, за исключением случаев, предусмотренных законодательными
актами Республики Беларусь;
- осуществляет другие полномочия, установленные законодательными актами
Республики Беларусь (2, ст. 33).
Важно
подчеркнуть, что денежно-кредитное регулирование осуществляется Национальным
банком в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой, под
которой следует понимать совокупность мер экономического регулирования
денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости
экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции,
инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия.
Денежно-кредитная политика является одним из основных средств воздействия
государства на экономические процессы.
Совместно с
Правительством Национальный банк ежегодно представляет Президенту Основные
направления денежно-кредитной политики. Они включают краткую характеристику
состояния экономики Республики Беларусь, содержат важнейшие параметры прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год,
основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь
на очередной год, оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов
денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году, мероприятия
Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы
Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы
Республики Беларусь.
Национальный
банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство
Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений
денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Кроме того, Национальный банк
ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь о размерах
золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами,
определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики
Беларусь. Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г, утверждены
Указом Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 608 [10, с.93].
В качестве инструментов
денежно-кредитной политики следует назвать:
- дисконтную (учетную) политику;
- политику минимальных резервов;
- политику открытого рынка.
Политика
учетной ставки (дисконтная, учетная политика) состоит в определении условий, на которых
центральный банк покупает (переучитывает) векселя. Ее смысл заключается в том,
чтобы методами изменения условий рефинансирования банков влиять на ситуацию на
денежном рынке и рынке капиталов. В случае повышения центральным банком учетной
ставки банки стремятся компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием
кредита), путем повышения ставок по кредитам. Получается, что повышение
официальной учетной ставки в период роста инфляции вызывает рост процентной
ставки по кредитным операциям банков, что приводит к их сокращению»
Соответственно понижение учетной ставки приведет к обратным последствиям.
Так, во время
азиатского, бразильского и российского финансовых кризисов 1997-1998 гг.
Федеральная резервная система США снижала ставку, чтобы спад производства в
развивающихся странах не распространился на США. Идея заключалась в том, что
уменьшение рынков сбыта не отразится на общей прибыльности производства, если
кредит будет обходиться американским производителям дешевле [10, с.94].
Политика
обязательных (минимальных) резервов заключается в том, что к банкам предъявляется
требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов, размер
которых устанавливается в определенном соотношении с привлеченными денежными
средствами.
Обязательные
резервы появились как страховка ликвидности кредитных институтов и с этой нее
целью существуют до сих пор. Кроме того, политика минимальных резервов является
инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной
массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный
банк регулирует масштабы активных операций банков. Поэтому изменение нормы
обязательных резервов влияет на Рентабельность кредитных учреждений и служит
наиболее эффективным антиинфляционным средством [10, с.95].
Политика
открытого рынка представляет собой выполнение операций по покупке или продаже
твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом
рынке. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США,
Канаде и Великобритании.
Согласно ст.
55 БК Национальный банк Республики Беларусь при осуществлении
денежно-кредитного регулирования выпускает (эмитирует) ценные бумаги,
определяет технические требования к их изготовлению, а также осуществляет
операции с ценными бумагами.
Для оживления
экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги (фиксирует куре,
при достижении которого скупается любой предлагаемый объем; приобретает
определенное количество ценных бумаг одного типа независимо от курса
предложения и т.п.). Происходит увеличение денежной массы. Если, же целью,
центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает
на стороне предложения, проводя контрактивную политику.
Общая
тенденция использования денежно-кредитных инструментов в развитых странах
заключается в том, чтобы уделять все больше внимания именно политике открытого
рынка, что связано со стремлением к регулированию экономики не
административными, а рыночными методами. Вместе с тем в условиях
«либерализированной экономики» монетарные власти зачастую бессильны перед
валютными и финансовыми спекуляциями, что проявилось, например, во время
валютно-финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии в 1997—1998 г [10,
с.97].
Кроме
названных, основных, инструментов денежно-кредитной политики возможно
применение и ряда других (депозитная политика, валютная политика и др.).
Подчеркнем, что наряду с экономическими, центральный банк может использовать и
исключительно административные способы воздействия. Например, возможно
применение ограничения кредитования. Этот метод представляет собой
количественное ограничение суммы выданных кредитов. Однако общепризнанно, что
наиболее рационально использование административного воздействия не
систематически, а как вынужденной меры. Тогда административные методы наиболее
эффективны.