Банковская система РФ. Структура и проблемы функционирования в период экономического кризиса 2008-2009 годов
Лимит по кредитному риску для кредитной организации устанавливается
Банком России исходя из размера собственных средств (капитала) кредитной организации,
рейтинга кредитной организации и иных показателей.
В случае снижения рейтинга кредитной организации, с которой Банк
России ранее заключал кредитный договор (имеет заключенный кредитный договор), в
соответствии с настоящим Положением ниже минимальных уровней, установленных Банком
России в настоящем Положении или в соответствии с ним, но не ниже чем на два уровня
от таких минимальных уровней, Банк России может принять решение о продолжении заключения
с указанной кредитной организацией кредитных договоров на период до трех месяцев
с даты такого снижения.
Банк России готов оказать финансовую помощь банкам при их слиянии
и присоединении.Это делается для поддержки процесса консолидации российского
банковского сектора.
Таким образом, в случае, если банки, планирующие реорганизацию,
столкнутся с необходимостью досрочно погасить требования кредиторов по своим долговым
обязательствам, они могут сообщить об этом в Банк России и им может быть повышен
лимит на аукционе по предоставлению кредитов без обеспечения.
В апреле 2009 г. было принято Указание № 2202-У "О
внесении изменений в Положение Банка России № 323-П", в соответствии
с которым срок предоставления Банком России кредитным организациям кредитов без
обеспечения увеличен до 1 года. Кроме того, форма генерального соглашения о предоставлении
кредитов без обеспечения была исключена из названного нормативного акта и доводится
до сведения кредитных организаций Банком России.
4. Еще одной важной антикризисной мерой стало расширение в 2008-2009
гг. Ломбардного списка Банка России.
Он был расширен путем включения ряда выпусков субфедеральных,
муниципальных и корпоративных облигаций, номинированных в рублях, в том числе облигаций
с ипотечным покрытием, акций юридических лиц - резидентов Российской Федерации,
не являющихся кредитными организациями, а также биржевых облигаций. Например, была
предусмотрена возможность включения в Ломбардный список Банка России облигаций с
ипотечным покрытием, выпущенных в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных
ценных бумагах", при условии, что обязательства эмитента по указанным облигациям
обеспечены солидарным поручительством "АИЖК".
Кроме того, уточнены требования к отдельным видам ценных бумаг
для включения их в Ломбардный список Банка России или исключения из него. Указание
Банка России от 27 ноября 2008 г. № 2134-У "О перечне ценных бумаг, входящих
в Ломбардный список Банка России" дополнено положением, в соответствии
с которым для включения в Ломбардный список Банка России облигаций юридических лиц
- резидентов Российской Федерации, в том числе биржевых облигаций, а также акций
юридических лиц - резидентов Российской Федерации, не являющихся кредитными организациями,
должны соблюдаться следующие условия:
·
ценные бумаги должны быть выпущены эмитентом, входящим в Перечень
системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению
устойчивости развития российской экономики, образованной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 декабря 2008 г. № 957;
·
ценные бумаги должны быть включены в котировальный список по крайней
мере одной фондовой биржи, действующей на территории России.[16]
5. В январе 2009 г. территориальные учреждения Банка России начали
заключение генеральных соглашений с кредитными организациями о совершении сделок
прямого РЕПО на Фондовой бирже ММВБ в соответствии с Положением Банка России от
28.11.2008 № 329-П "Об условиях совершении Банком России сделок прямого РЕПО
с российскими кредитными организациями на фондовой бирже ММВБ".
В соответствии с Положением № 329-П на Фондовой бирже ММВБ совершаются
сделки по покупке Банком России (продаже кредитной организацией) ценных бумаг с
обязательством Банка России по обратной продаже (обязательством кредитной организации
по обратной покупке) ценных бумаг того же выпуска в том же количестве по истечении
определенного условиями такой сделки срока. Сделки совершаются с акциями и облигациями,
включенными в Ломбардный список Банка России и допущенными к обращению на Фондовой
бирже ММВБ.
6. Для нормализации ситуации в финансовой системе важнейшей задачей
также является повышение капитализациибанковского сектора. Капитал
традиционно играет роль "буфера", компенсируя текущие потери банка. Без
повышения уровня капитализации кредитных организаций невозможно поддержание устойчивого
темпа кредитования российской экономики и покрытие принятых рисков, недооцененных
банками в период активной экспансии.
В текущих условиях важным источником роста капитала банков являются
субординированные кредиты. В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных
мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" в рамках
антикризисного пакета субординированные кредиты предоставлены ряду крупных банков
В результате реализации указанных мер величина капитала банковского сектора за ноябрь
2008 г. увеличилась на 9,2% (в декабре тенденция увеличения капитала сохранилась:
без учета Сбербанка России он увеличился на 3,2% против 7,0% в ноябре). Показатель
достаточности капитала увеличился с 15,5% на 1 января 2008 г. до 16,3% на 1 декабря
2008 года.
В отношении банков, не имеющих достаточной ликвидности для своевременного
удовлетворения заявленных требований вкладчиков и кредиторов и объем обязательств
которых существенно превышает объем активов в их реальной оценке, Банком России
совместно с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов"
(АСВ) проводится работа по предотвращению банкротства таких кредитных организаций
на основании Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления
стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года".
В соответствии с указанным законом АСВ вправе оказывать финансовую помощь лицам,
приобретающим в соответствии с согласованным планом участия АСВ в предупреждении
банкротства банка акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем
определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его
учредителей (участников). На 1 января 2009 г. сумма предоставленных Банком России
кредитов АСВ в соответствии с указанным законом для осуществления мероприятий по
предупреждению банкротства отдельных кредитных организаций составила 114,3 млрд.
рублей.
7. В феврале 2009 г. был принят Федеральный закон от 28.02.2009
№ 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской
деятельности", предусматривающий, в частности, необходимость достижения
действующими банками требуемого размера собственных средств (капитала) не менее
90 млн. руб. к 01.01.2010 г. и 180 млн. руб. к 1 января 2012 г. Принятие законодательных
мер, направленных на повышение требований к размеру собственных средств (капитала)
кредитных организаций, послужит стимулом для реорганизации банков, которые не имеют
ресурсов для увеличения собственных средств (капитала), в форме слияния и присоединения,
а также ухода с рынка банковских услуг кредитных организаций, не имеющих перспектив
развития.
8. Дополнительные меры по упрощению реорганизационных процедур
предусмотрены Указанием Банка России "О внесении изменений в Инструкцию
№ 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации
кредитных организаций и выдаче лицензий" и Указанием Банка России
"О внесении изменений в Положение № 230-П "О реорганизации кредитных организаций
в форме слияния и присоединения". Предусматривается, в том числе, сокращение
до 1 месяца срока рассмотрения документов для государственной регистрации кредитной
организации, создаваемой в результате слияния, за счет направления их непосредственно
в центральный аппарат Банка России (минуя его территориальное учреждение).
9. Для минимизации воздействия падения фондового рынка на финансовые
результаты Банк России предоставил кредитным организациям право разового изменения
учетной политики в 2008 г., в том числе позволяющее перевести ценные бумаги из торгового
в инвестиционный портфель с целью предотвращения фиксации убытков от падения рыночной
стоимости ценных бумаг в случае намерения банка удерживать бум.[17]
10. В рамках комплекса антикризисных мер Банк России временно
смягчает требования по формированию кредитными организациями резервов на возможные
потери по ссудам. Так, Банком России принято Указание Банка России от 23.12.2008
№ 2156-У "Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной
и приравненной к ней задолженности" (срок действия до 31 декабря 2009
г.). Согласно данному Указанию Банка России кредитным организациям предоставлено
право вместо осуществления оценки обслуживания долга по ссуде, установленной пунктом
3.7 Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П "О порядке формирования кредитными
организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной
к ней задолженности", в некоторых случаях не ухудшать оценку качества обслуживания
долга по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности.
11. В части усиления контроля за использованием кредитными организациями
денежных средств, выделяемых в целях поддержки финансовой системы Российской Федерации,
принят Федеральный закон от 30.12.2008 № 317-Ф3 "О внесении изменений
в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)". Закон предоставляет Банку России право назначить уполномоченных
представителей в кредитные организации, получившие денежные средства в виде кредитов
(займов), в том числе субординированных кредитов (займов). Данные меры особенно
актуальны, если учесть, что в острый период ослабления рубля вместо кредитования
реального сектора экономики некоторые банки получали астрономические доходы (вплоть
до 1500% годовых). Новой редакцией ст.76 Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено, что уполномоченные
представители могут быть назначены в кредитные организации, в отношении которых
Банк России и АСВ осуществили меры по предупреждению банкротства. Кроме того,
Банк России принял два нормативных акта, которые определяют порядок назначения и
деятельности уполномоченных представителей, а также порядок предоставления банками
информации. Задача уполномоченного представителя Банка России - осуществление непосредственного
наблюдения за деятельностью кредитной организации и информирование Банка России
о ситуации в ней, о проводимых ею операциях и сделках.
12. В ряде случаев Банк России изменил порядок и критерии оценки
доходности банков. Анализ применения Банком России Указания от 30.04.2008
№ 2005-У "Об оценке экономического положения банков" показал, что в условиях
мирового финансового кризиса и экономического спада использование показателей оценки
доходности для оценки экономического положения банков в некоторых случаях может
вести к получению содержательно некорректных результатов общей оценки экономического
положения банков.
Для урегулирования сложившейся негативной ситуации Банком России
принято решение о введении до 31 декабря 2010 г. моратория на использование результатов
оценки доходности при осуществлении классификации банков.
13. Совет директоров Банка России принял решение повысить отчисления
в Фонд обязательных резервов (ФОР) в четыре этапа: 1 мая, 1 июня, 1 июля и 1 августа
по 0,5 процентного пункта вместо того, чтобы осуществить это в два этапа: с 1 мая
и с 1 июня, как планировалось ранее (январь 2009 г.). Состояние банковского
сектора в настоящее время таково, что повышение нормативов обязательного резервирования
не приведет к существенным сложностям. Таким
образом, принципиальное решение о необходимости повышения этих
значений остается в силе, но это произойдет несколько медленнее, что удобно для
кредитных организаций.
14. В целях расширения возможностей кредитных организаций по
управлению краткосрочной ликвидностью в иностранной валюте Банк России с 1 декабря
2008 г. заключает договоры корреспондентского счета с кредитными организациями в
долларах США и евро. На данном этапе на этих счетах находятся достаточно значительные
суммы.[18]
Система инструментов денежно-кредитной
политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической
задачи - переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной
политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно
реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости
с учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов. В зависимости
от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты
предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование
рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.
При развитии ситуации в денежно-кредитной
сфере по сценарию формирования структурного избытка денежного предложения (что может
быть связано со значительным притоком частного капитала в Россию и сохранением высоких
мировых цен на товары российского экспорта) Банк России будет преимущественно использовать
инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь операции
с ОБР и депозитные операции. При необходимости Банк России намерен проводить операции
по продаже государственных облигаций из собственного портфеля
(без обязательства обратного выкупа).
Повышение нижней границы процентных ставок по своим операциям Банк России будет
осуществлять с учетом риска возможного дополнительного притока иностранного капитала.
В этих условиях также ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетных
механизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния) для стерилизации свободных денежных средств, поэтому бюджетный канал
по-прежнему будет играть ключевую роль в обеспечении сбалансированности внутреннего
денежного рынка.
Однако в случае ослабления платежного
баланса более вероятно развитие ситуации по сценарию перехода к устойчивому недостатку
ликвидности в банковском секторе и формированию значительного и регулярного спроса
кредитных организаций на инструменты Банка России по предоставлению денежных средств.
При снижении роли валютных интервенций в формировании денежного предложения Банк
России будет обеспечивать необходимый уровень рефинансирования кредитных организаций,
используя:
·
рыночные операции предоставления ликвидности (прежде всего аукционы
прямого РЕПО, ломбардные аукционы);
·
инструменты постоянного действия (в частности, операции РЕПО по фиксированной
ставке и сделки "валютный своп", ломбардные кредиты по фиксированной процентной
ставке, кредиты, обеспеченные нерыночными активами).
Для обеспечения бесперебойного осуществления
расчетов кредитными организациями будет продолжено предоставление на ежедневной
основе внутридневных кредитов и кредитов "овернайт" Банка России. Банком
России будет продолжена политика расширения перечня активов, которые могут быть
использованы в качестве обеспечения по инструментам рефинансирования Банка России.
После внесения соответствующих законодательных изменений, позволяющих Банку России
совершать операции на фондовых биржах с корпоративными ценными бумагами, планируется
проведение операций прямого РЕПО с биржевыми облигациями и акциями наиболее надежных
эмитентов. В целях улучшения возможностей кредитных организаций по получению денежных
средств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваются
создание "единого пула обеспечения", включающего в себя как рыночные,
так и нерыночные активы. При этом между Банком России и кредитными организациями
предполагается заключать "рамочные" соглашения, что позволит определять
общие условия предоставления кредитов Банка России при использовании дифференцированного
подхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качества обеспечения.
Банк России продолжит участие в работе,
направленной на закрепление на законодательном уровне возможности Банка России по
привлечению специализированных организаций, в том числе Агентства по страхованию
вкладов, к организации публичных торгов по реализации имущества, принятого в залог
по кредитам Банка России, не обращающегося в России на организованном рынке. В условиях
ограниченности объема обеспечения, имеющегося в наличии у кредитных организаций,
и усиления их потребности в рефинансировании Банк России при необходимости будет
использовать аукционы по предоставлению кредитов без обеспечения кредитным организациям
с международным рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже определенного
уровня.
В качестве инструмента прямого регулирования
ликвидности по-прежнему будут использоваться обязательные резервные требования.
Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента
усреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского сектора
по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям.
Вместе с тем в зависимости от изменения макроэкономической ситуации Банк России
может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов.
В 2009‑2011 годах предполагается уточнить категории резервируемых
обязательств, порядок определения величины резервируемых обязательств по выпущенным
кредитной организацией долговым ценным бумагам, порядок переоформления обязательных
резервов при реорганизации кредитных организаций. В 2009‑2011 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие
с Минфином России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по
вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008
году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных
бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как
дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения
ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно
с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций,
что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России
с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.[19]
Финансовый кризис негативно повлиял
на динамику активов российских банков.
Во-первых, замедляются темпы
роста банковской системы, происходит ее сжатие. Среднемесячные темпы прироста активов
в 2008 г. снизились с 3,1 до 2,8%, и только в результате принятых антикризисных
мер государства и девальвации рубля в IV квартале не опустились еще ниже. В 2009
г. они могут уменьшиться до 0,97%. Происходит сжатие ресурсной базы банков. Без
учета переоценки вклады населения за 7 месяцев кризиса фактически сократились на
1%, привлечение от юридических лиц - на 0,2%. В 2009 г. Прирост привлеченных средств
клиентов может составить менее 5%. Снижение клиентских средств в пассивной базе
банков компенсируется за счет государственной поддержки и девальвации рубля. Доля
государственных средств в пассивах возросла с 0,2 до 12% на конец 2008 г. и может
составить 18% к концу 2009 г. Возрос риск разрыва ликвидности. На 1 февраля 2009
г. совокупный объем выданных кредитов превышал объем привлеченных средств клиентов
на 17% (на 1 июля - 11%). По итогам 2009 г. это превышение может составить 19%.
Во-вторых, замедляется темп
роста кредитования реального сектора и населения. Рост кредитования реального сектора
происходил за счет кредитов, выдаваемых государственными банками. Прирост корпоративного
портфеля у 5 госбанков может составить около 25-30%. У остальных коммерческих банков
кредитный портфель юридических лиц предположительно будет снижаться (до - 13% по
итогам 2009 г.). А совокупный кредитный портфель в 2009 г. возможно увеличится примерно
на 5-6%. Его доля в активах снизится с 72 до 67%.
Развитие розничного кредитования
в условиях высоких рисков и ухудшения платежеспособности населения (рост безработицы,
снижение зарплат и прочих доходов) теряет приоритетное значение. Розничный портфель
ссуд, скорее всего, по итогам 2009 г. сократится на 2-3%.
В-третьих, ухудшается качество
кредитного портфеля. Совокупная просроченная задолженность за 7 месяцев кризиса
выросла почти вдвое и на 01.02.09 составила 2,3%. Текущий формат отчетности не позволяет
определить реальный объем "плохих" кредитов (так называемых Non-Performing
Loans, NPL). Если попытаться оценить их в соответствии с международными стандартами
и выделить из общей суммы задолженности кредиты, просроченные более 90 дней, то
уровень "плохих" активов может уже сейчас составить 5-7% от кредитного
портфеля (без учета проблемных бондов). По прогнозам различных аналитиков, доля
NPL уже к середине 2009 г. достигнет 10-12%.
В-четвертых, снижается прибыльность
и эффективность банков. Чистая прибыль (до налога) в IV квартале 2008 г. уменьшилась
более чем в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Девальвация
рубля и переоценка валютных активов привели к росту доходов от валютных операций
в 15 раз (относительно IV квартала 2007 г.). Именно этот фактор и обусловил положительную
прибыль по итогам IV квартала 2008 г. Без его учета убыток составил бы 136 млрд.
руб. Из за ухудшения качества кредитных портфелей резервы возросли в 11 раз и нивелировали
позитивную тенденцию роста операционного дохода. В 2009 г. чистый убыток по итогам
года может достичь 0,8 трлн. руб. Причиной станут возросшие расходы на создание
резервов. Все эти тенденции и их возможное усиление до конца 2009 г. говорят о том,
что банковской системе необходим комплекс поддерживающих мер со стороны государства.
Благодаря усилиям Правительства РФ
и Банка России в целом кризис ликвидности в банковской системе удалось преодолеть.
На повестке дня стоит вопрос ухудшения качества кредитного портфеля банков в условиях
стагнирующего, в последние несколько месяцев, рынка кредитования. Необходима и скорейшая
реализация такого важного блока мер, как рекапитализация банковской системы. С формальной
точки зрения, эти меры можно разделить на два класса:
Временная (на период кризиса)
корректировкарегуляторных требований не нуждается в отвлечении государственных
средств, она даст банкам дополнительную гибкость и пространство для маневровв работе с просроченной задолженностью и пополнения капитала. Для этого нужны
следующие меры:
·
снижение норматива достаточности капиталас 10 до 8% - может
рассматриваться как промежуточный шаг к переходу российской банковскойсистемы
на нормы Базеля II. Данная мера неприведет к снижению капитализации банковскойсистемы, но даст отдельным кредитным организациям инструмент и время для восстановлениякапитализации, потерянной во время кризиса;
·
включение в капитал банков акций и долейучастия, приобретенных
в процессе реструктуризации ссудной задолженности. Переход предметов залога под
контроль залогодержателяв настоящее время законодательно упрощен.Но
возможности, предоставленные законодательством, необходимо закрепить на уровне нормативных
актов Банка России;
·
включение в капитал банков вложений в капиталы дочерних компаний,
созданных для работыс залоговыми активами, которые перешли подконтроль
банка (так называемых торговых домовдля реализации залогов).
Предложенные меры могутносить
временный характер.Они не означают ослаблениянадзорных требований.
Это,прежде всего, меры адекватного реагирования на кризиси стремление
поддержатьбанки в их работе по сохранению качества активов. Такжесреди
подобных мер можноназвать снятие ограниченияна долю субординированныхкредитов, учитываемых прирасчете капитала, и доведениеих до
100% от капитала первого уровня Такая мера (возможно, временная) позволит
снизить давление наакционеров по наращиванию капитала первого уровня в условиях
снижения прибыли банков.
Вторая группа мер требует дополнительных
денежных вливаний в банковскую систему со стороны государства. Их реализация
уже начата - через про - грамму субординированного кредитования ВЭБом наувеличение
капитала второго уровня. Однако необходимо:
·
пересмотреть ограничения размера субординированных кредитов ВЭБа с
15% от капитала (на 01.10.08) на 60% на последнюю квартальную отчетную дату;
·
изменить соотношение средств акционеров и государства по программе
ВЭБ с 1: 1 на 1: 4;
·
увеличить срок размещения средств Фонда национального благосостояния
в ВЭБе до 2039 г., чтобы соответственно увеличить срок предоставления субординированных
кредитов.
Все эти меры нужно утвердить внесением
поправок в Закон № 173-ФЗ. Средств государственного бюджета и ресурсов Правительства
РФ может оказаться недостаточно для того, чтобы поощрить кредитование реального
сектора. Если кризис будет продолжительным, банки "проедят" капитал очень
быстро и потребуется дальнейшая рекапитализация системы. Поэтому отдельным блоком
хотелось бы выделить необходимую для рынка программу защиты активов. Для
снижения давления на банки растущей доли проблемных активов можно предоставлять
по ним государственные гарантии на возмездной основе, что приведет к сокращению
активов под риском и снизит Необходима скорейшая реализация такого важного блока
мер, как рекапитализация банковской системы. С формальной точки зрения, эти меры
можно разделить на два класса: временная корректировка регуляторных требований и
меры по дополнительному финансированию со стороны государства давление на капитал.
Данная мера предусматривает разработку программы распределения убытков между банком
и третьей стороной (например правительством). Банки остаются полноправными участниками
процесса при любом уровне потерь, что позволит сохранить их заинтересованность в
самостоятельной работе с пулом проблемных долгов. Он эффективно повышает устойчивость
рынка и страхует от дальнейшего ухудшения качества активов, снижает требования к
капиталу банков и не нуждается в денежных вливаниях правительства. Программа защиты
активов относительно несложна с точки зрения организации, не требует больших затрат
времени и не исключает другие пути финансирования для увеличения активов. Но программа
не лишена недостатков, они связаны в основном с тем, что "плохие" активы
продолжат сказываться в будущем.
Для запуска такой программы необходимы
следующие шаги.
1. Создание рабочей группы в составе
представителей ЦБ РФ, Министерства финансов и коммерческих банков.
2. Оценка и отбор классов активов,
наиболее подверженных ухудшению и негативно влияющих на реальный сектор экономики
(ипотека, автокредиты, кредиты МСБ). Оценка объема проблемных кредитов на текущий
момент и динамики качества активов на следующие 12-24 месяца.
3. Разработка механизма предоставления
гарантий, а также критериев отбора банков - участников программы исходя из концентрации
"плохих" активов.
4. Подготовка проекта изменений законодательно-правовой
базы для внедрения программы защиты активов
Очевидно, что государству будет сложно
оказывать поддержку и одновременно осуществлять рекапитализацию всех банков. При
таком подходе невозможен и качественный контроль за использованием финансовой помощи.
Но, помимо государственных мер, есть еще одно необходимое условие для выхода из
сложившейся ситуации - консолидация банковской системы. Для этого имеется ряд фундаментальных
предпосылок.
Коэффициент проникновения банковских
продуктов, измеряемый как объем активов на душу населения, остается у нас достаточно
низким. На конец 2008 г. он составлял 4,8 тыс. евро. По этому показателю Россия
в десятки раз отстает от стран Западной Европы, где на душу населения приходится
150-600 тыс. евро, и в несколько раз - от стран Восточной Европы и других развивающихся
рынков (10-30 тыс. евро). При этом прибыльность российской банковской системы до
кризиса была сравнительно высокой, что делало этот сектор привлекательным для инвестиций.
И даже, несмотря на то, что кризис существенно ухудшит прибыльность кредитных организаций,
в долгосрочной перспективе банковский сектор останется привлекательным.
По сравнению с зарубежными рынками
банковская система РФ очень сильно фрагментирована. Ее основу (80% активов) составляют
50 ведущих банков, тогда как в большинстве западных стран количество лидеров почти
вдвое меньше. И ни одна страна не может похвастаться таким огромным количеством
малых и средних банков - у нас же их более тысячи. В России, в отличие от других
стран (кроме Германии), исключительно высока доля государственных банков - до кризиса
на них приходилось 47% активов банковской системы. Этот показатель будет расти во
время кризиса - на конец февраля он уже достиг 53%, и эта тенденция сохранится до
конца 2009 г. Ни на одном из развитых рынков данный показатель не превышает 5%,
среди развивающихся стран максимальное значение - 35% (в Бразилии). Такая высокая
концентрация государственных банков значительно ухудшает конкурентную среду.
В сложившейся ситуации именно государство
может взять на себя роль арбитра и стимулировать консолидационные процессы в банковском
секторе, а также содействовать появлению необходимой инфраструктуры, изменять законодательство
и предоставлять дополнительное финансирование. Программа действий по консолидации
должна быть детально прописана, чтобы была цельная и ясная картина действий и ожидаемых
последствий, а также понимание сроков и схем возврата выделенных государством средств
финансовой поддержки. Если мы будем последовательны в своих действиях, то при выходе
из кризиса можем получить принципиально иную целевую структуру российской банковской
системы - сильную, концентрированную, конкурентную.[20]
Роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно
велика. В российской экономике на банковскую систему ложится еще большая ответственность,
ее роль в стабилизации страны увеличивается, но усложняются задачи.
Уход крупных корпоративных клиентов из российского банковского
сектора вынуждает отечественные банки работать преимущественно со средними и малыми
фирмами и на розничном рынке, что не обеспечивает им эффективных объемов деятельности.
Однако расширение представительства иностранных банков на российском рынке (в виде
дочерних банков, а в отдельных случаях - филиалов) в скором времени сделает их сильными
конкурентами и на розничном рынке.
Проведенный в работе анализ состояния российской банковской системы
позволил сделать несколько существенных выводов:
В последние годы отечественная банковская система демонстрировала
устойчивую положительную динамику. В плане количественного роста ее активы выросли.
С точки зрения повышения качества работы - банковский сектор России, наконец, начал
выполнять функцию финансового посредника между капиталоизбыточными и капиталонедостаточными
секторами хозяйства.
Вместе с тем на фоне экономического роста в стране динамика банковского
сектора представляется явно недостаточной.
Несмотря на заметный рост кредитных портфелей российских банков,
потребности предприятий в получении кредитов все еще удовлетворены незначительно.
В особом дефиците длинные инвестиционные кредиты, четверть рынка которых обеспечено
прямыми трансграничными кредитами иностранных банков. Но эти кредиты доступны ограниченному
кругу российских предприятий, в основном крупным экспортерам и естественным монополиям.
Большинство средних и малых предприятий испытывают в привлечении кредитных ресурсов
серьезные затруднения. Согласно данным межрегионального обследования малого бизнеса,
только четверть малых предпринимателей имеет опыт и условия для использования банковских
кредитов
Банковская система России продолжает нести серьезные системные
риски, порождаемые неразвитой системой рефинансирования. Несмотря на недавний кризис,
Центральный Банк ограничился разовым сокращением нормативов обязательных резервов.
Достаточно высокими остаются кредитные риски. Предприятия, имеющие
доступ к кредитному рынку, обладают возможностью пролонгации и рефинансирования
своих ссуд, что маскирует истинную кредитоспособность заемщиков и, следовательно,
качество кредитных портфелей банков. В случае же резкого торможения роста экономики
и сворачивания кредитного бума вполне вероятен масштабный кризис "плохих"
долгов.
Уровень концентрации капитала и эффективности деятельности российских
банков в значительной степени отстает от зарубежных. Недостаточно высоки квалификация
кадров и качество управления.
Структура российского банковского сектора остается переходной
и до конца не сформированной: имеются кластеры явно маргинальной специализации,
базовая модель бизнеса которых не имеет серьезной перспективы развития и перспективные
кластеры, спрос на услуги которых со стороны экономики явно не покрывается нынешним
предложением.
Российский банковский сектор отличается низким уровнем капитализации,
составляющей в целом размер капитала крупного банка экономически развитой страны.
В силу низкой эффективности и рискованности вложений он не обладает инвестиционной
привлекательностью.
Рост конкурентоспособности российского банковского сектора сдерживают
законодательные ограничения (отмененные в ряде экономически развитых стран), которые
не позволяют российским банкам привлекать так называемые "длинные" деньги
страховых и пенсионных фондов.
Выявленные проблемы предопределяют выбор главного направления
развития банковского сектора России - количественный и качественный рост, усиление
концентрации капитала и на этой основе повышение уровня эффективности банковской
деятельности. Однако для этого требуется разработка и реализация стратегии, позволяющей
максимально адаптировать российскую банковскую систему к современным мирохозяйственным
тенденциям и состоянию мировой финансовой системы. В качестве такой стратегии мы
рассматриваем стратегию транснационализации.
Современной банковской системе России необходимо "импортировать"
опыт западных банков в области интернет-банкинга, обслуживания клиентов, привлечения
денежных средств, чтобы выдержать конкуренцию на мировом рынке банковских услуг.
1.
Бабичева, Ю.А. Банковское дело [Текст]: Справочное пособие / под ред. Ю.А.
Бабичевой. - М.: Экономика, 1994 г. - 400с.
2.
Беленькая, О.И. Анализ влияния инструментов кредитно-денежной политики банка
России на параметры реальных инвестиций [Текст]: учеб. для студентов вузов / О.И.
Беленькая. -2004. -№2. -210 с.
3.
Белоглазова, Г.Н. Деньги, кредит, банки [Текст] / под ред. Г.Н. Белоглазовой:
учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 620с.
4.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья
и четвертая). Официальный текст (с изменениями и дополнениями). - М.: Издательская
группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - 560 с.
5.
Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учеб. для студентов
вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова [и др.]; под редакцией проф.
Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 479 с.
6.
Дубинчин, А.М. Некоторые аспекты правового регулирования заемно-кредитных
отношений в современных условиях [Текст]: учебник / А.М. Дубинчин - М.: Хозяйство
и право.; 1998, № 2. - с.84-88.
7.
Жуков, У.Ф. Банки [Текст]: учеб. для студентов вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова,
А.В. Печникова и др.; под ред. Е.Ф. Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА,
2003. - 600 с.
8.
Камаев В.Д. Экономическая теория [Текст]: учебник / В.Д. Камаев - М.: Гуманит.
изд. центр Владос, 2004. - 640 с.
9.
Колесников, В.И. Банковское дело [Текст]: учебник / Л.П. Кролевецкой.; под
ред.В.И. Колесникова - М.: Финансы и статистика, 2001. - 464 с.
10.
Коробов, Ю.И. Портфель делового человека. Банковский портфель: учебник /
Ю.И. Коробов, Ю.Б. Рубин, В.И. Солдаткин - М.: СОМИНТЭК, 2006.
11.
Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки [Текст]: /под ред.О.И. Лаврушина. -
М.: Финансы и статистика, 2007. - 464с.
12.
Лунтовский Г.И. Банковский сектор России: совершенствование условий банковской
деятельности.: учеб. для студентов вузов / Г.И. Лунтовский - М.: Деньги и кредит,
2007-420 с.
13.
Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика, Т.1.
- М.: Республика, 2006. - 399с.: табл., граф.
14.
Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика.
- М.: Финансы и статистика, 2006. - 272 с.
15.
Платонова, В. Банковское дело: стратегическое руководство [Текст]: учебник
/ под. ред.В. Платонова - М.: "Консалтбанкир", 2001. - 564 с.
16.
Поляков, В.П. Основы денежного обращения и кредита [Текст]: учебник / Л.А.
Московкина - М.: Инфра-М., 2005. - 354 с.
17.
Саркисянц А.Г. Банковская система России и направления ее реформирования.
// Финансы, 2004, №2.
19.
Тавасиев, А.М. Банковское дело. Управление и технологии [Текст]: учеб. для
студентов вузов / под ред. проф.А.М. Тавасиева - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 671с.
20.
Тютюнник, А.В. Банковское дело [Текст]: учебник / А.В. Тютюнник, А. В Турбанов
- СПб: Финансы и статистика, 2005. - 608 с.
21.
Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. Технологии
банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство: Учеб. Для вузов. - М.: Высш.
шк., 2006. - 272с.
22.
#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской
деятельности".
[2]
Федеральный закон от 1 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)".
[3] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для
вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; под редакцией
проф. Л.А. Дробозиной . - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 479 с.
[4] Банки:
Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред.
Е.Ф. Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 600 с.
[5] Поляков
В.П., Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. – М.: Инфра-М.,
2005. – 354 с.
[6] Банковское
дело / под ред. В. И. Колесникова, Л.П. Кролевецкой. – М.: Финансы и
статистика, 2001. – 464 с.
[7] Дубинчин
А.М. Некоторые аспекты правового регулирования заемно-кредитных отношений в
современных условиях // Хозяйство и право. - М., 1998, № 2. - с. 84-88.
[8] Банковское
дело. Управление и технологии: Учебник для студентов вузов, обучающихся по
экономическим специальностям / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 671с.
[9]
Федеральный закон от 1 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)".
[10] Банковское дело: стратегическое руководство,/
Под. ред. Платонова В., Хиггинса М. - М.: «Консалтбанкир»,2001. - 564 с.
[11] Беленькая. О.И. Анализ влияния инструментов
кредитно-денежной политики банка России на параметры реальных инвестиций//Аудит и финансовый
анализ.-2004.-№2.-210 с.
[12]
Банковское дело: Справочное пособие / Под ред. Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика,
1994 г. - 400с.
[13] Банковское
дело / Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой.- М.: Финансы и статистика,
1995 - 480 с.
[14] В.
В. Путин. 22 апреля. Совещание по экономическим вопросам в Правительстве
России.