Третья функция банков - посредничество в платежах
между отдельными самостоятельными субъектами[4].
Глава II
1.
Принципы построения и структура современной
банковской системы РФ
Современная банковская система России создана в
результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в
период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на
основании Федерального закона от 7 июля 1995 г. № 395-1 «О банках и банковской
деятельности» (в ред. от 21.03.02)[2], в котором дано определение кредитных
организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок,
установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных
организаций и т.п. В действующем законодательстве закреплены основные принципы
организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие:
двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора
центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность
их деятельности.
Принцип двухуровневой структуры реализуется путем
четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных
банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет
функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления
системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции,
необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными
кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и
исполнительными органами государственной власти, органами местного
самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями.
Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими
лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме
военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на
банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям
и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.
Коммерческие банки и другие кредитные организации
образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют
посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают
участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в
своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок
процента, темпов инфляции и т.п.
Принцип осуществления банковского
регулирования и надзора Митральным банком находит свое отражение в
том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный
банк РФ. В большинстве же европейских стран полномочия по банковскому
регулированию переданы специальным органам банковского надзора: Банковской
комиссии во Франции, Федеральному ведомству по контролю кредитной деятельности
в Германии, Ведомству по финансовым услугам в Великобритании и т.п. Банк
России как регулирующий орган устанавливает правила проведения банковских
операций, бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций,
предельные величины рисков и другие пруденциальные нормы банковской деятельности.
Он же осуществляет надзор за соблюдением установленных норм и правил, проводит
инспекционные проверки банков и небанковских кредитных организаций. Банк
России выступает лицензирующим органом по отношению к кредитным организациям:
выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует
филиалы банков на территории РФ, выдает разрешения на открытие заграничных
филиалов, а также на участие и капитале кредитных организаций-нерезидентов.
Наряду с Банком России регулирование деятельности
банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так,
взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между
ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на
рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной комиссией по
рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под
регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам
и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с
Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических
связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для
банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке
так же, как и любых других юридических лиц.
Принцип универсальности российских банков означает, что все
действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными
возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные
законодательством и банковскими лицензиями операции — краткосрочные
коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена
специализация банков по видам их операций.
Принцип коммерческой направленности банков
второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной
целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является получение
прибыли. Современная банковская система России включает в себя Банк России,
кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Следует
еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие
кредитной организации, понимая под ней юридическое лицо, которое для извлечения
прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального
разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские
операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации,
имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При
этом по Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание
кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В
свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и
небанковские кредитные организации инкассации.[2] Таким образом, в настоящее
время в РФ существуют практически две группы кредитных организаций: входящие в
банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно
назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в состав
банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды,
факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.). Вторую группу кредитных организаций
иногда называют парабанковскими (похожими на банковские).
Банк согласно
российскому законодательству — это кредитная организация, которая имеет
исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:
• привлекать во вклады денежные средства
физических и юридических лиц;
• размещать эти средства от своего имени и за
свои счет на условиях возвратности, платности и срочности;
• открывать и вести банковские счета физических и
юридических лиц.
Банковские группы. Особенность современной
банковской системы России заключается в преобладании в ней мелких и средних
банков, в то время как в основных отраслях национальной экономики по-прежнему
господствуют крупные предприятия, требующие больших объемов внешнего
финансирования. Одним из возможных путей преодоления противоречия между структурами
банковской системы и реального сектора экономики является создание банковских
групп и банковских холдингов, что предусмотрено действующим законодательством.
Банковская группа — это не являющееся
юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная)
из них оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние
на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций.
Банковский холдинг — этоне являющееся
юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций,
в котором юридическое лицо (головная организация банковского холдинга), не
представляющее кредитную организацию, имеет возможность оказывать прямо или
косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые
органами управления кредитных организаций.
О
создании банковских групп и банковских холдингов их головные организации
обязаны уведомить Банк России. Поскольку согласно действующему
законодательству1 кредитным организациям запрещено заключать
соглашения и совершать согласованные действия, направленные на монополизацию
рынка банковских услуг и ограничение конкуренции в банковском деле, то
приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений,
предусматривающих осуществление контроля за их деятельностью, не должно
противоречить антимонопольным правилам. Банк России следит за соблюдением
последних совместно с Министерством РФ по антимонопольной политике и
предпринимательству.
Ассоциации
банков. Кредитные организации, входящие в банковскую систему, могут
создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие
цели извлечения прибыли. Их деятельность направлена на защиту интересов
организаций — членов и координацию их усилий по различным направлениям. Союзам
и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции.
В РФ крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ). По
состоянию на 1 января 2000 г. она насчитывала 683 члена, в том числе 567
кредитных организаций, что составляло 42% общего количества кредитных
организаций РФ. Банки — члены АРБ функционируют во всех экономических регионах
России. Ассоциация объединяет 75% банков и их филиалов в нашей стране, которым
принадлежит около 70% зарегистрированного уставного капитала действующих
кредитных организаций и свыше 80% всех активов банковской системы России.
Наряду
с АРБ в РФ функционируют 16 территориальных банковских союзов (ассоциаций),
которые представляют интересы кредитных организаций на уровне регионов и в
своей деятельности сотрудничают с АРБ.
Агентство по реструктуризации кредитных
организации (АРКО). Характеристика современной структуры банковской
системы РФ будет не полной, если не назвать АРКО, место которого в банковской
системе не имеет четкого законодательного определения. Оно было создано в
январе 1999 г. для реализации разработанной программы реструктуризации
банковской системы. Первоначально АРКО было учреждено как небанковская кредитная
организация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (НКО «АРКО»),
цель деятельности которой состояла прежде всего в преодолении кризиса
банковской системы, восстановлении ее способности в полной мере обеспечивать
выполнение своих базовых функций. В связи с вступлением в силу Федерального
закона от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»
(в ред. от 21.03.02) в июле 1999 г. НКО «АРКО» была преобразована в
Государственную корпорацию «Агентство по реструктуризации кредитных организаций»,
правовой статус, функции и полномочия которой определяются также и Федеральным
законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от
28.12.02). Этот Закон четко определил полномочия по реструктуризации банковской
системы Банка России и Государственной корпорации «Агентство по
реструктуризации кредитных организаций», а также условия и процедуры
взаимодействия Банка России и АРКО, Последнее имеет право осуществлять
следующие операции и сделки в отношении кредитных организаций при проведении
мероприятий по их реструктуризации.
Уровень
обеспеченности населения коммерческими банками и филиалами в России в настоящее
время составляет в среднем около 3,4 банковского учреждения на 100 тыс.
жителей. По этому показателю Россия значительно отстает от большинства
развитых стран Запада.
2.Виды
банков в РФ и организационно-экономические
основы их функционирования
Согласно действующему в РФ законодательству банки
могут создаваться на основе любой формы собственности в форме хозяйственного
общества.
По принадлежности капитала все действующие
в РФ банки можно классифицировать следующим образом: банки, основанные на
частной собственности, т.е. их собственниками являются негосударственные
предприятия, организации и частные лица; банки с государственным участием;
банки с участием иностранного капитала.
Банки с государственным
участием — это банки, в капитале которых участвуют организации,
представляющие государство. По некоторым оценкам, в настоящее время
насчитываются 23 кредитные организации, в уставных капиталах которых доля
государственного участия превышает 50%. В настоящее время в России не существует
специального законодательства, регулирующего создание и деятельность кредитных
организаций с государственным участием. Формы и порядок участия федерального
имущества в уставных капиталах кредитных организаций определяются отдельными
для каждого банка федеральными законами.
Банк
России в настоящее время владеет контрольными пакетами акций Сбербанка и
росзагранбанков. В 19 кредитных организациях контрольные пакеты акций
принадлежат органам исполнительной власти и государственным унитарным
предприятиям. К числу этих кредитных организаций относятся Внешторгбанк,
Россельхозбанк, Всероссийский банк развития регионов и др. Крупнейшими банками
с государственным участием являются Сбербанк и Внешторгбанк. Сберегательный
банк РФ занимает лидирующие позиции практически по всем показателям
банковской деятельности — капиталу, банковским активам, вложениям в
государственные ценные бумаги и др. К началу 2002 г. собственный капитал
Сбербанка достиг 95,7 млрд руб. На его долю приходится свыше 15% совокупного
капитала российских банков, 26% всех банковских активов, почти 35% расчетов с
использованием пластиковых карт. По количеству филиалов он сравним с крупнейшими
банками Европы (на 1 декабря 2003 г. их было 1163'). Сбербанк является
фактически монополистом на рынке банковских вкладов населения. Крупнейшим
банком, контрольный пакет акций которого принадлежит непосредственно.
Правительству РФ, является Внешторгбанк. Банк внешней торговли РФ
(Внешторгбанк) был создан в 1990 г. и в настоящее время входит в число
ведущих банков страны. Его уставный капитал составляет 42,1 млрд руб. В
настоящее время крупнейшим акционером Внешторгбанка с долей в 99,9% является Правительство
РФ.
В
странах, находящихся на этапе перехода к рыночной экономике, в том числе и в
России, банки с государственным участием выполняют стабилизирующую роль,
обеспечивая поддержание доверия к банковской системе и кредитование реального
сектора в условиях неопределенности и высоких финансовых рисков. Но для
эффективного выполнения банками с государственным участием своей
стабилизирующей роли государство должно четко обозначить цели и приоритеты
своего участия в банковской системе. Отсутствие определенных задач, которые
должны решать эти банки в рамках проводимой государственной экономической
политики в настоящее время, является основной проблемой российских банков с
государственным участием.
Банкис иностранным
участием — это банки, в уставном капитале которых определенная доля
принадлежит нерезидентам -юридическим и физическим лицам. В этой группе особо
выделяют банки, контролируемые иностранным капиталом, т.е. те, контрольный
пакет акций которых принадлежит нерезидентам. На 1 января 2003 г. в России
действовали 129 кредитных организаций с иностранным участием в уставном
капитале, из них только 38 находились под контролем иностранного капитала. При
этом в 28-ми кредитных организациях 100% уставного капитала принадлежало
нерезидентам и в 10-ти — доля иностранного капитала превышала 50%. Основными
направлениями деятельности кредитных организаций, контролируемых иностранным
капиталом, являются:
• кредитование внешней торговли и обслуживание
внешнеторгового оборота между страной, в которой находится иностранный банк, и
РФ;
• банковское обслуживание фирм страны, в которой
расположен банк, и транснациональных корпораций, работающих на российском
рынке;
•предоставление комплекса современных банковских
услуг национальным предприятиям и организациям;
• финансовое посредничество между иностранными и
российскими финансовыми рынками.
Присутствие
на российском банковском рынке банков, контролируемых иностранным капиталом,
способствует привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику страны, расширение
их деятельности служит косвенным подтверждением улучшения инвестиционного
климата. Иностранные банки применяют новые финансовые технологии, современные
банковские продукты, новейшие информационные системы, что крайне важно для
совершенствования банковской системы России. Их отличают высокие стандарты ведения
бизнеса, квалифицированный менеджмент. Забота о собственной репутации
удерживает эти банки от сотрудничества с теневым сектором. В связи с этим
приток иностранного капитала с солидной репутацией рассматривается Банком
России и Правительством РФ в качестве потенциально важного фактора развития
банковского сектора страны, способствующего формированию конкурентного рынка
банковских услуг.
По организационным формам различают банки,
созданные как общества с ограниченной ответственностью, и акционерные банки.
Банк в форме общества с
ограниченной ответственностью(ООО) — это банк,
учрежденный одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен
согласно учредительным документам на доли определенных размеров. Участники
такого банка не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных
с деятельностью банка в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Члены,
внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по обязательствам
банка в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.
Банк, создаваемый в форме ООО, может иметь единственного учредителя, но им не
имеет право быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число
участников банка в форме ООО не должно быть более 50. Если оно превысит
установленный законом предел, он должен быть преобразован в открытое
акционерное общество. При невыполнении этого требования банк подлежит
ликвидации в судебном порядке.
В настоящее время среди действующих банков
примерно 40% составляют банки в форме ООО и 60% в форме акционерного общества.
Акционерный банк — это банк,
уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих
обязательственные права его участников (акционеров) по отношению к этому
банку.
Акционерный банк может быть открытым или закрытым
акционерным обществом, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.
Акционеры банка открытого акционерного
общества (ОАО) могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других
акционеров. Такой банк вправе проводить открытую подписку на выпускаемые
им акции и осуществлять их свободную продажу. Он может также проводить и закрытую
подписку, если это не запрещено его уставом или требованием правовых актов
РФ. Число акционеров такого банка не ограничено.
Банк, акции которого распределяются только среди
его учредителей или иного ранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным
обществом (ЗАО). Такой банк не вправе проводить открытую подписку на
выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их неограниченному кругу
лиц. Число акционеров банка закрытого общества не должно превышать 50. Если же
оно превысит этот предел, то банк в течение одного года должен преобразоваться
в открытое общество. В противном случае он подлежит ликвидации в судебном
порядке.
Новые возможности для диверсификации структуры
банковской системы открывает такая организационно-правовая форма банков,
разрешенная российским банковским законодательством, как общества с дополнительной
ответственностью (ОДО).
Филиалы и представительства банков. В РФ все банки и
другие кредитные организации имеют право открывать обособленные подразделения
— филиалы и представительства, сведения о которых должны содержаться в их
уставе. Филиалы и представительства кредитной организации не являются
юридическими лицами. Они осуществляют свою деятельность на основании положений,
утвержденных создавшей их кредитной организацией, и считаются открытыми с
момента уведомления Банка России.
Филиалом кредитной организации
является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения
кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских
операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной
организации.
Представительством кредитной организации
является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения
кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту.
Представительство не имеет права осуществлять банковские операции. Оно
создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и
иных правовых действий. Оно не занимается расчетно-кассовым и кредитным
обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского субсчета.
Лицензирование банковских операций. Все создаваемые в
РФ кредитные организации как юридические лица подлежат обязательной государственной
регистрации. На основании решения Банка России такую регистрацию кредитных
организаций производит Министерство РФ по налогам и сборам, которое является
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
регистрацию всех юридических лиц. Для того чтобы получить право заниматься
банковской деятельностью, банки должны получить лицензии на осуществление
банковских операций. Цель лицензирования заключается в том, чтобы не
допустить на рынок финансово неустойчивые, подверженные высоким рискам
организации с сомнительной репутацией учредителей. В настоящее время в РФ вновь
созданному банку могут быть выданы три вида лицензий на осуществление
банковских операций:
•лицензия на осуществление банковских операций со
средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств
физических лиц);
•лицензия на проведение банковских операций со
средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады
денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе
устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством
иностранных банков[5];
• лицензия на привлечение во вклады и размещение
драгоценных металлов. Такая лицензия может быть выдана банку одновременно с
лицензией второго вида.
Для расширения своей деятельности банк может
получить дополнительные лицензии. Для этого он должен быть в течение
последних 6 месяцев финансово устойчивым, выполнять установленные Банком России
требования к размеру капитала и резервам, не иметь задолженности перед
федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ, местным бюджетом и государственными
внебюджетными фондами, иметь соответствующую организационную структуру,
включающую службу внутреннего контроля, выполнять квалификационные требования
Банка России к сотрудникам кредитной организации, соблюдать технические
требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления
банковских операций.
3. Цели деятельности и
функции ЦБ РФ
Центральный банк РФ (Банк России) является
главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Федерального
закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)» (вред, от 10.01.03)[3], в соответствии с которым уставный
капитал (в размере 3 млн руб.) и иное его имущество являются федеральной
собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и
распоряжению своим имуществом, включая его золотовалютные резервы.
Органы управления. Коллегиальным
органом Центрального банка РФ является Национальный банковский совет численностью
в 12 человек, состоящий из представителей Совета Федерации, Государственной
Думы, Президента РФ и Правительства РФ, а также Председателя Банка России.
Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка
России, не работают в последнем на постоянной основе и не получают оплату за
эту деятельность. В компетенцию Совета входит рассмотрение вопросов
совершенствования банковской системы РФ, проекта основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики, годового отчета Банка России,
утверждение общего объема расходов на содержание его служащих, их пенсионное
обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование.
Структура управления. Банк России
образует единую централизованную систему с вертикальной структурой
управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные
учреждения, расчетно-кассовые и вычислительные центры, полевые учреждения,
учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе
подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка
России.
Банк России обладает экономической и
политической независимостью от исполнительных органов государственной власти.
Его экономическая независимость проявляется в организационном и финансовом
аспектах.
Организационная независимость Банка России
определяется тем, что он является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет
полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Изъятие и
обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не
допускается. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что
он не отвечает по обязательствам государства, а последнее — по его обязательствам.
Политическая независимость Банка России
проявляется в отсутствии формальных связей между ним и Правительством РФ, а
также в его самостоятельности в решении кадровых вопросов. Политическая
независимость Банка России выражается и в том, что федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного
самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по
реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, а также принимать
решения, противоречащие Закону «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)».
Как организация, созданная для осуществления
управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные
в Законе -«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:
1) защита и обеспечение устойчивости рубля;
2) развитие и укрепление банковской системы РФ;
3) обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования платежной системы.
Реализация функций и полномочий, предоставленных
Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной
власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской
системы.
Как орган монетарной власти Банк
России осуществляет следующие функции:
• во взаимодействии с Правительством РФ
разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
• осуществляет эффективное управление
золотовалютными резервами;
• устанавливает и публикует официальные курсы
иностранных валют по отношению к рублю;
• организует и осуществляет валютное
регулирование и контроль в соответствии с законодательством РФ;
• принимает участие в разработке прогноза
платежного баланса и организует составление платежного баланса РФ;
• осуществляет анализ и прогнозирование состояния
экономики РФ в целом и по регионам прежде всего денежно-кредитных,
валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и
статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.
Как орган регулирования и надзора за
деятельностью кредитных организацийБанк России выполняет
следующие законодательно закрепленные за ним функции:
• принимает решение о государственной регистрации
кредитных организаций; выдает кредитным организациям лицензии на осуществление
банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
• осуществляет надзор за деятельностью кредитных
организаций и банковских групп;
• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными
организациями в соответствии с федеральными законами;
•является кредитором последней инстанции для
кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
• устанавливает правила проведения банковских
операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.
Кроме того, Банк России как надзорный орган
устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности
по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты,
осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений им на проведение
данных операций.
Как расчетный центр
банковской системыБанк России играет основную роль в организации и
функционировании платежной системы страны. Для обеспечения эффективного и
бесперебойного функционирования последней он выполняет следующие функции:
• устанавливает правила осуществления расчетов в
РФ;
• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег
и организует наличное денежное обращение;
• определяет порядок осуществления расчетов с
международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими
и физическими лицами.
Как банкир Правительства РФБанк
России осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению
уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных
фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.
Для выполнения возложенных на него функций в
различных сферах Банк России наделен полномочиями нормотворческой деятельности.
Он имеет право издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его
компетенции федеральными законами. Нормативные акты Банка России должны быть
зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для
государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, за исключением нормативных актов, устанавливающих курсы
иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размеры
резервных требований и обязательных нормативов; прямые количественные
ограничения, а также правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка
России.
4. Денежно-кредитная
политика РФ
Денежно-кредитная политика является
составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели
которой — повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной
занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами
макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста
ВВП и снижение инфляции.
Цели денежно-кредитной политики. Ее конечные
цели формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической
политики. Основным направлением денежно-кредитной политики как составной части
современной экономической политики России является постепенное снижение уровня
инфляции и поддержание ее на определенном уровне. Конечной целью
денежно-кредитной политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в
дальнейшем, при достижении низких значений, — сохранение инфляции на уровне,
обеспечивающем условия для устойчивого экономического роста.
Разработка денежно-кредитной политики. Ее осуществляет
непосредственно Банк России. Этот процесс организован следующим образом.
Разработанный Банком России проект основных
направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий
год передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает
по нему заключение. Далее уточненный по рекомендациям Банковского совета
проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября
Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не
позднее 1 декабря.
Инструменты и методы денежно-кредитной политики. Основные инструменты
и методы, которыми может пользоваться Банк России при разработке и реализации
денежно-кредитной политики, определены Законом «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)». К ним относятся:
• ставки процента по операциям Банка России;
• нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России
(резервные требования);
• операции на открытом рынке;
• рефинансирование кредитных организаций;
• валютные интервенции;
• установление ориентиров роста денежной массы,
• прямые количественные ограничения;
•эмиссия облигаций от своего имени.
. Процентная политика Центрального банка
РФ используется для воздействия на рыночные ставки процента. Банк России может
устанавливать одну или несколько ставок процента по различным видам операций
или проводить процентную политику без их фиксации. Ставки процента
Центрального банка РФ — это минимальные ставки, по которым он осуществляет
свои операции. Важной особенностью процесса регулирования ставок процента в
экономике в настоящее время является то, что Центральный банк РФ не оказывает
непосредственного воздействия на рыночные ставки процента. Влияние на уровень
ставок процента осуществляется в основном посредством регулирования денежного
предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности
банковской системы.
Политику резервных требований Банк России использует
как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля
денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные
требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных
организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя
нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных
кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказывает влияние на их
кредитную политику.
Операции на открытом рынке — это операции по
купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей
и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными
бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом
рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих
банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и
расширяет возможности для кредитования. При продаже ценных бумаг, наоборот,
происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее
потенциал для кредитования экономики.
Составной частью проводимой Банком России
политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными
организациями. Цель этих операций — изъятие излишней ликвидности
банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России
свободных денежных средств кредитных организаций.
Валютные интервенции — это операции
Банка России по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском
рынках для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и предложение денег.
Осуществление интервенций на валютном рынке может преследовать различные цели,
в том числе: удержание курса на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание его
резких колебаний, обеспечение требуемой динамики курса, пополнение валютных
резервов Банка России
Исходя из основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры
роста одного или нескольких показателей денежной массы. В настоящее время
Банк России в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики использует
денежный агрегат М2.
Прямые количественные ограничения могут применяться Банком
России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной
денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ. Они
представляют собой административные методы, к которым относятся:
• установление кредитным организациям лимитов на предоставление
кредитов и привлечение средств, определение видов обеспечения активных
операций банков, ограничения на осуществление кредитными организациями
отдельных банковских операций;
• введение предельных размеров ставок процента по предоставляемым
банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за
оказание отдельных видов банковских услуг. Эта мера практиковалась Центральным
банком РФ в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена предельная
ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25% годовых;
•установление фиксированного соотношения ставок
процента коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера
кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и их последующей
перепродажи в виде кредита или разницы между средними ставками процента по
активным и пассивным операциям банков).
Валютная политика. В рамках своей
компетенции, определенной законами «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)» и «О валютном регулировании и валютном контроле», Банк России
совместно с Правительством РФ определяют текущую политику государства в области
обменного курса национальной валюты — курсовую политику. Валютная
политика предполагает также управление валютными резервами Задача Центрального
банка РФ заключается в определении и поддержании того значения курса
национальной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени отвечает
текущим целям экономической политики государства.
Для воздействия на динамику валютного курса Банк России использует
широкий арсенал методов, которые условно можно подразделить на две группы.
1.
Рыночные методы — проведение операций по покупке-продаже
иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках (валютные интервенции)
для воздействия на курс рубля.
2.
Административные методы — применение мер, основанных на
принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и
предложения иностранной валюты на рынке.
Заключение
Подводя итог изложенному
в курсовой работе, можно точно сказать:
В первой главе были
рассмотрены основные теоретические вопросы, связанные с банками, их
функционированием, ролью, банковской системой, откуда можно сделать вывод. Что
банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их
деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Что современная банковская система - это важнейшая сфера национального
хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем,
что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть
своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные
операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения
населения к фирмам и производственным структурам.
Во второй главе рассматривались особенности банковской системы в
Российской Федерации, откуда становится ясно, что банковская система России
основана на принципе двухуровневой структуры на верхнем уровне которой находится
Центральный банк, и выполняет функции
денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой
платежей и расчетов в стране. На нижнем уровне коммерческие банки, которые
действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют
движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу,
включая количество наличных денег, находящихся в обращении.
Современная банковская система - это
сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и
расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших
форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими
структурами.
Но не смотря все эти факты у
отечественная банковской системы остаются еще много проблем.
Список используемой
литературы
1.
Инструкция ЦБ РФ № 1 от 30.04.1991 “ О порядке регулирования
деятельности коммерческих банков”
2.
О Банках
и банковской деятельности в РСФСР: Федеральный закон от 7 июля 1995г. №395-1(в
ред. 21.03.02)
3.
О Центральном Банке Российской Федерации: Федеральный закон от
10 июля 2002г. №86-ФЗ(в ред. От 10.01.03)
4.
Балабанов И.Т./Банки и банковское дело. -Спб., 2005г.
5.
Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П.
Кроливецкой. М.. 2006.
6. Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина. М,
1998.
7. Кидуэля Д., Петерсон Р., Блзкуэяя У./Финансовые
институты, рынки и деньги: Пер. с англ. СПб., 2000.
8. Максютов А.А./ Основы банковского дела.-М., 2005г.