Банковская система России: ее элементы и важнейшие функции
Банковская система России: ее элементы и важнейшие функции
Содержание
Введение
1. Банковская
система в кредитно-денежной политике государства
1.1 Понятие и
основные направления кредитно-денежной политики государства
1.2
Кредитно-денежная политика России
1.3
Денежно-кредитное регулирование и банки
2. Банковская
система России: ее элементы и важнейшие функции
2.1 Банковская
система России и ее особенности
2.2 Роль банков
в кредитных отношениях, функции ЦБ и коммерческих банков
Заключение
Глоссарий
Список
использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Введение
Банковская система, являясь неотъемлемой частью экономической системы
любой страны, занимает стратегическое положение в экономике, что определяется
ее целями, задачами, функциями, а также воздействием на другие системы. Любой
сбой в функционировании банковской системы затронет интересы всех хозяйствующих
субъектов. Современная банковская система России развивается под воздействием
как позитивных внешнеэкономических факторов, так и внутренних
социально-экономических процессов, которые создают благоприятные условия для
развития кредитования реального сектора экономики.
Реформирование платежной системы в России начато в 1992 году. Следует
оговориться, что приведение платежной системы в состояние, адекватное новым
глобальным политико-экономическим реформам, - сложный многоплановый комплекс
правовых, методологических, организационно-технических работ. Настоящий этап
развития платежной системы характеризуется широким внедрением новых форм
расчетов и использованием новых банковских технологий, отвечающих мировым
стандартам и принципам. На смену платежным требованиям пришли поручения,
электронные документы практически вытеснили, ранее использовавшиеся документы
на бумажных носителях. Внедряются и новые формы передачи информации,
реализуется система электронных платежей.
Актуальность настоящей работы обусловливается стремительным развитием
рынка банковских услуг, что с учетом вышеизложенного ставит на первое место
задачу повышения финансовой устойчивости банков и развития спектра
предоставляемых ими услуг, для обеспечения эффективности банковской
деятельности в целом. Активная работа банков в области расчетно-кассового
обслуживания является непременным условием успешной конкуренции этих
учреждений, ведет к росту производства, увеличению занятости, повышению
платежеспособности участников экономических отношений. При этом речь идет не
только о совершенствовании техники обслуживания, но и о разработке и внедрении
новых форм и способов расчетов, то есть о расширении функций банков.
Таким образом, цель работы – изучение функций банков в рыночной экономике
и анализ особенностей развития современной банковской системы России. Исходя из
поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучение теоретических аспектов формирования и функционирования
банковской системы страны;
2. Раскрыть понятие и сущность функций банков (ЦБ и коммерческих);
3. Проанализировать особенности развития банковской
системы РФ на современном этапе.
При решении поставленных задач использовались монографический,
статистико-экономический, абстрактно-логический, графический и
экономико-математический методы.
Теоретической основой работы стали труды ведущих
отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие закономерности развития
рыночной экономики, денежно-кредитные аспекты экономической политики
государства, основы функционирования коммерческих банков, их места и роли в
рыночной экономике. В ходе исследования использовались труды ученых-экономистов
Л.А. Дробозиной, Н.Н. Селезневой, Е.Б. Ширинского, А.Д. Шафронова.
Информационной базой при выполнении работы являлись
нормативные и законодательные акты РФ, материалы международной практики,
монографии и статьи в научных журналах, научная литература по данной теме.
1 Банковская система в кредитно-денежной
политике государства
1.1 Понятие и основные направления
кредитно-денежной политики государства
Одним
из инструментов косвенного воздействия государства на экономику является
кредитно-денежная политика. Она основана на деятельности банков. Кредитная
система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в том числе с
личным потреблением. Через нее идет распределение и перераспределение денежных
ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста. Государственная
кредитно-денежная политика осуществляется центральным банком. Его основная
функция — создание таких условий, при которых кредитная система была бы
устойчивой и эффективно функционировала в интересах экономического роста. Кредитно-денежная
политика получила широкое развитие еще в 50-х годах в США и ФРГ, а затем
распространилась и на другие страны. Сегодня ее активно используют все развитые
страны рыночной экономики [14].
Основными
направлениями государственной кредитно-денежной политики во всех развитых
странах являются изменение учетной ставки центрального банка; изменение норм
обязательных резервов; операции на открытом рынке.
Изменение
учетной ставки центрального банка. Эта
мера направлена на изменение объема ссуд частных банков и центрального банка.
Ее смысл состоит в том, что, меняя уровень ставки процента по кредитам,
выдаваемым частным банкам, центральный банк тем самым ограничивает кредитную
экспансию частных банков, так как если ограничиваются возможности получения
ссуд частными банками, то ограничиваются и кредиты самих частных банков. Как правило,
государство повышает процентную ставку в период бурного экономического роста с
целью ослабления «перегрева» экономики. Удорожание кредита и ограничение
притока денег в кредитную систему именуется политикой «дорогих денег». В период
спада деловой активности государство проводит снижение ставки процента по
кредитам. Удешевление кредита и расширение ресурсов кредитной системы
используется как стимул к росту производства (политика «дешевых денег»). В
последнее время в США, Великобритании, Германии, Канаде, скандинавских странах
наметилась тенденция к превращению процентной ставки во вспомогательный элемент
- средство информирования экономических агентов (банков, фирм, населения) об
общем направлении кредитно-денежной политики государства.
Изменение
нормы обязательных резервов. Частные
банки держат свои резервы на счетах центрального банка. Объем обязательных
резервов устанавливается в процентном отношении к видам вкладов. Чем более
краткосрочным и ликвидным является вклад, тем больше общая норма обязательных
резервов. Установление нормы обязательных резервов основывается на
периодических отчетах частных банков центральному банку о среднесуточных
размерах их вкладов. Нормы обязательных резервов относительно стабильны, они
пересматриваются один-два раза в год. Макроэкономический смысл регулирования
норм обязательных резервов состоит в урегулировании объемов банковских
кредитов. Увеличивая норму обязательных резервов, центральный банк ограничивает
использование средств, хранящихся на его счетах в виде кредитных ресурсов.
Уменьшая нормы резервов, центральный банк стимулирует высвобождение средств для
расширения кредитов.
Операции
на открытом рынке. Операции на открытом
рынке являются более гибкой системой регулирования норм банковских резервов, а
следовательно, и объемов кредитов. Они сводятся к купле-продаже за наличные
деньги ценных бумаг и соответственно уменьшению или увеличению банковских
резервов. Объектом операций на открытом рынке чаще всего служат казначейские
векселя и правительственные обязательства. Сделки на открытом рынке являются
добровольными, а ценные бумаги могут покупаться и продаваться небольшими
партиями. Эта форма регулирования экономики является наиболее эффективной, так
как без особых усилий может способствовать расширению активных операций банков
(предоставление кредитов).
Кроме
перечисленных основных направлений кредитно-денежной политики, государство
использует и другие методы селективного контроля за экономикой. Среди них —
установление предельной маржи и ограничение потребительского кредита [14].
Предельная
маржа означает, что центральный банк
имеет право устанавливать минимальный процент (маржу) первоначального взноса,
который должен сделать покупатель на рынке ценных бумаг. Другими словами,
центральный банк устанавливает процент наличности за покупку ценных бумаг.
Например, Центральный банк США установил маржу в 50%. Это значит, что половина
оплаты стоимости ценных бумаг должна быть наличными, а другая половина может
быть заемными средствами. Эта мера направлена против излишней спекуляции на
фондовой бирже. Вместе с тем инвестору становится известно, сколько денег надо
взять в кредит.
Ограничение
потребительского кредита — это введение
ограничений для потребителей при получении ссуды для покупки товаров в кредит.
Эта мера способствует уменьшению спроса и потому рассматривается как часть
антиинфляционной программы.
В
действительности кредитно-денежная политика государства имеет и сильные, и
слабые стороны.
Преимущества
кредитно-денежной политики по сравнению с бюджетной — гибкость и оперативность
принятия решений в соответствии с экономической конъюнктурой, свобода от
политического давления. Эта политика влияет на денежное предложение, а от него
зависит уровень производства. Не случайно монетаристы считают кредитно-денежную
политику более эффективной.
Недостаток
кредитно-денежной политики государства заключается прежде всего в циклической
асимметрии ее действий. Политика «дорогих денег» способна понизить объем
кредитов, что ограничивает предложение денег. Политика «дешевых денег» создает
банкам избыточные резервы (возможность предоставлять ссуды), хотя они могут не
использоваться банками. Следовательно, предложение денег может и не
увеличиваться. Циклическая асимметрия выступает серьезной помехой
кредитно-денежной политике особенно в период глубокой депрессии.
Уязвимость
кредитно-денежной политики состоит также в том, что кредитно-денежные
учреждения не могут одновременно стабилизировать процентную ставку и
предложение денег. Для стабилизации процентной ставки (снижения ее до
первоначального уровня) необходимо увеличить предложение денег. Но это может
превратить здоровый подъем экономики в инфляционный бум. А для предотвращения
падения процентной ставки необходимо сократить денежное предложение, что
приведет к уменьшению совокупных расходов и к усилению спада. Если же целью
кредитно-денежной политики станет стабилизация денежного предложения, то
процентная ставка будет постоянно колебаться, а частое изменение процентной
ставки не стимулирует инвестиции и способствует нестабильности экономики [14].
Следовательно,
кредитно-денежная политика государства имеет определенную ограниченность.
Использование
государством кредитно-денежных инструментов не ограничивается воздействием на
внутреннюю экономику. Возрастающая зависимость национальной экономики от мирохозяйственных
процессов вызвала к жизни систему мероприятий, направленных на регулирование
внешнеэкономических операций. Центральные банки стремятся воздействовать на
движение капитала и товаров между странами посредством регулирования курсов
валют на международных денежных рынках. Во многих странах государство владеет
банками и специализированными кредитными учреждениями или осуществляет прямой
контроль над их деятельностью. Это позволяет ему через кредитные институты
воздействовать на операции предпринимателей и потребителей. Широкое
распространение получают государственный кредит (часто льготный) и гарантии
государства частному кредиту. В последние годы усилилось кредитование мелких и
средних предприятий с предоставлением им налоговых льгот и льготных кредитов.
Таким образом, банковская система является
важнейшей и постоянной составляющей в кредитно-денежной политике государства.
По своему значению банковская система заслуживает внимательного изучения и
умелого использования в условиях России.
1.2 Кредитно-денежная политика России
Кредитно-денежная
политика российского государства в целом носит антиинфляционный характер, а ее
главным инструментом является снижение эмиссии денег. Такой подход
автоматически ведет к сужению объекта макроэкономической политики до сферы
обращения капитала, так как монетаристское регулирование фактически сводится к
схеме: эмиссия денег—увеличение предложения денег на рынке обращения
капитала—рост спроса на иностранную валюту—снижение обменного курса
рубля—повышение цен. Рамками этого контура ограничивались и попытки ослабить
зависимость «эмиссия денег—повышение цен» (введение «валютного коридора»,
эмиссия ГКО). Результатом такой политики стало сокращение денежной массы до
уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращении
капитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной массы [9].
Наращивание
объема государственных краткосрочных обязательств истощило возможности
денежного рынка, превратив ГКО из источника дохода в одну из главных статей
расходов бюджета. Поэтому обслуживание государственного долга стало
дефицитообразующим фактором. В конечном счете эта политика способствует
концентрации денежных средств на рынке государственных облигаций и их вымыванию
из производственной сферы. Из этого следует, что государственная политика
должна быть единой для сферы обращения капитала и производственной сферы
экономики. Таким образом, становление кредитно-денежной политики государства,
стимулирующей экономический рост, предполагает решение двух важнейших задач.
Во-первых, обеспечить выживание и развитие производственной сферы и всех ее
частей, которые оказались лишенными денежных средств. Во-вторых, вести к
восстановлению необходимой для эффективного функционирования экономики
интеграции между производственной сферой и сферой обращения капитала, между
реальным и спекулятивным секторами экономики.
Развитие
единой кредитно-денежной политики создаст условия для эффективного
использования кредитных инструментов: изменение учетной ставки Центрального
банка РФ, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.
Сегодня эти рычаги полностью не отвечают требованиям рыночной экономики. В
стадии формирования находится кредитная политика ЦБ РФ, направленная на
обеспечение стабильности банковской системы. В ее основу положен механизм
рефинансирования коммерческих банков. Он включает, во-первых, предоставление
коммерческим банкам централизованных кредитов в форме покупки у них векселей
(переучетный кредит) по устанавливаемой самим ЦБ РФ учетной ставке. Во-вторых,
предоставление коммерческим банкам централизованных кредитов в форме ссуды под
ценные бумаги (ломбардный кредит с установлением ломбардной ставки).
Установление ставки учетного процента и ломбардной ставки представляет основу
процентной политики ЦБ РФ [13].
Основные
формы рефинансирования коммерческих банков вводятся постепенно. На первом этапе
процесс рефинансирования ограничивался в основном предоставлением
централизованных кредитов. С 1994 г. Центральный банк РФ приступил к проведению
ежемесячных аукционов. В 1996 г. было принято «Положение о порядке
предоставления Банком России ломбардного кредита банкам» и утвержден список
государственных ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения ломбардных
кредитов. В ломбардный список ценных бумаг включены государственные
краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации федерального займа с
переменным купонным доходом (ОФЗ). Ломбардный кредит предоставляется банкам в
пределах общего объема выдаваемых Банком России кредитов [13].
Что
касается операций на рынке ценных бумаг, то развитие и использование этих
инструментов предполагают ликвидацию однобокости развития самого рынка ценных
бумаг. Концентрация на операциях с государственными обязательствами превратила
российский рынок капитала в неустойчивый, зависимый от государственной
политики. А высокий уровень доходности государственных облигаций толкает к
повышению цены на все заемные ресурсы. Все это сдерживает развитие рынка акций,
а также инвестиции в производственный сектор экономики.
На
современном этапе ЦБ России продолжает проводить политику управляемого плавания
валютного курса, так как в отсутствие законодательно оформленного и эффективно
функционирующего стабилизационного фонда Правительства РФ переход на
использование режима плавающего обменного курса может привести к его
переоценке, что чревато большим ущербом для национальной промышленности. Кроме
того, в условиях относительно высоких цен на нефть переход на плавающий
обменный курс может вызвать резкое изменение относительной привлекательности
активов, номинированных в российской и иностранной валюте. С созданием
стабилизационного фонда Банк России последовательно сокращать свое участие на
валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов
определения стоимости рубля. Это позволит более эффективно контролировать
динамику денежного предложения и инфляции, повысит роль процентной политики
Банка России, способствующей стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического
роста в перерабатывающих отраслях промышленности [15].
Государственное
регулирование денежно-кредитной сферы через традиционные методы — учетную
ставку, операции на открытом рынке и нормы обязательных резервов — имеет свою
специфику.
Ставка
рефинансирования, применяемая в России,
никогда не была отражением объективно существующей взаимосвязи реального и
денежного секторов экономики. Практически дело касалось не регулирования
кредитной деятельности банков через ставку рефинансирования, а использования
банков как «проводников» централизованных кредитов, предоставляемых на адресной
основе отдельным отраслям, регионам, предприятиям. С февраля 2004 г. на смену практике рефинансирования банков под переучет векселей пришел проект по
рефинансированию коммерческих банков под залог кредитных требований и векселей
предприятий группы «промышленность», «связь» и «транспорт». Реализация проекта
началась в Санкт-Петербурге, и в случае удачи схема будет распространена по
всей стране. Однако кроме векселя предприятия банк — участник проекта должен
дополнительно предоставить гарантию по кредиту еще от одной кредитной
организации, что значительно усложняет участие банков в проекте. Трудности в
реализации этого начинания связаны и с тем, что Банк России на сегодня не
располагает комплексной базой данных о предприятиях. Отсутствует также
адекватная правовая база и система институтов, с помощью которых данный проект
может быть реализован, т.е. будет способствовать стимулирующему воздействию на
перевод кредитных ресурсов в реальный сектор экономики [15].
С
июня 2003 г. ставка рефинансирования составляет 16%. Фактически она существует
номинально, поскольку Банк России практически прекратил выдачу кредитов но ставке
рефинансирования, а потенциальные заемщики почти не подают заявок на их
получение, так как ее уровень существенно превышает процентные ставки по
денежным активам, получаемым по другим каналам финансового рынка. В результате
предприятия лишаются возможности полностью списывать стоимость заимствований на
себестоимость продукции и вынуждены платить дополнительные налоги.
Использование ставки рефинансирования носит также фискальный характер,
поскольку пени за налоговые правонарушения составляют 1/300 действующей ставки
рефинансирования.
Следовательно,
в настоящее время ставка рефинансирования является лишь формальным индикатором
процентных ставок на финансовом рынке. Банки ориентируются на этот показатель
постольку, поскольку его задает Центробанк. Реальные операции кредитования
коммерческих банков Банком России со ставкой рефинансирования не связаны. Для
придания ставке рефинансирования статуса реального макроэкономического
показателя необходимо ее снижение до уровня, не превышающего нормальную
доходность в экономике. Другой инструмент регулирования государством
денежно-кредитной сферы — норма обязательных резервов. Требования к уровню
обязательных банковских резервов подвержены частым изменениям, позволяющим
использовать этот инструмент для оперативного управления. В результате банки
собирают ресурсы, платят за них, а Банк России забирает эти ресурсы бесплатно
вместо создания условий для их эффективного использования как коммерческими
банками, так и государством. В отдельные годы обязательные резервные требования
устанавливались на уровне 20% (в развитых странах максимальная их ставка
составляет 7-15%).
Метод
изменения уровня обязательных банковских резервов по существу носит
административно-налоговый характер и увеличивает издержки банков. Он приводит к
значительному увеличению средств, отвлекаемых от использования в активных
операциях банка. Резервная система является дорогостоящей, так как значительная
часть ссудного капитала изымается из банковского, а в конечном счете - из
производственного сектора. К тому же резервирование привлеченных средств
вызывает их удорожание, а создание резервов является инфляционным фактором в
экономике. Налоговый характер отчисления в фонды обязательных резервов вызывает
у банков стремление их минимизировать различными путями, в том числе:
увеличением в составе привлеченных средств межбанковских кредитов; привлечением
депозитных вкладов на срок не более месяца (чтобы до даты образования резерва
он был востребован); увеличением в составе привлеченных средств срочных
депозитов. Кроме того, наличие определенного уровня резервов вовсе не
гарантирует защиту коммерческих банков от финансовых потрясений, подобных
кризису 1998 г. [8].
В
настоящее время основной акцент в формировании обязательных резервов коммерческих
банков делается на минимальные резервные требования, определяющие пропорцию
банковских резервов двух видов - обязательные и добровольные (избыточные). Если
объемы обязательных резервов ставятся в прямую зависимость от суммы
привлекаемых финансовых; средств банков и параметров минимальных резервов,
устанавливаемых ЦБ РФ, то добровольные резервы определяются самими банками в
зависимости от масштаба их деятельности. Действенность резервных требований во
многом зависит от соотношения обязательных и добровольных резервов. Для ЦБ РФ
существует только один вариант влияния на объемы банковских резервов — с
помощью процентной ставки.
Дифференцированный
подход к формированию резервных требований позволит наращивать банковскую
инвестиционную активность. Для банков, у которых значительна доля
инвестиционных кредитов реальному сектору экономики (сроком более года), нормы
обязательных резервов существенно снижаются. Установление низких норм
обязательных резервов для мелких банков повысит их устойчивость и конкурентоспособность
банковской системы в целом [8].
Операции
на открытом рынке осуществлялись
Центральным банком РФ в основном для финансирования дефицита государственного
бюджета, поэтому государственные ценные бумаги имели высокую доходность. Они
носили краткосрочный характер, а из-за присутствия на финансовых рынках
спекулятивного капитала не могли быть размещены на длительный период.
Следовательно, реальный сектор экономики игнорировался.
В
послекризисный период (с 1999 г.) Банк России получил право выпуска облигаций
от собственного имени (до этого законодательство допускало выпуск облигаций
только корпорациями и государством). В результате Банк России выступает и как
эмитент, и как орган, регулирующий денежную массу с помощью операций с теми же
облигациями. Пределы выпуска облигаций поставлены в зависимость от разницы
между максимальным уровнем обязательных резервов и действующими нормами
обязательных резервов, причем полномочия Совета директоров Банка России по
изменению норм обязательных резервов не ограничены. Тем самым Совет директоров
по своему усмотрению может менять лимит выпуска облигаций, который в свою
очередь способен оказать негативное влияние на кредитный рынок — отвлечь часть
кредитных ресурсов от кредитования реального сектора и способствовать росту
процентов по ссудам.
Что
касается обеспечения и источников погашения облигаций ЦБ РФ, то в
законодательных актах данные положения не регламентируются. Если обеспечением
облигаций будет служить исключительное право эмиссии Банка России, его денежная
политика замкнется на его внутренних интересах и ситуация с ГКО повторится,
только уже с облигациями самого Банка России. Зарубежный и отечественный опыт
показывает, что операции на открытом рынке не осуществимы при отсутствии у коммерческих
банков заинтересованности в приобретении государственных ценных бумаг, а
отсутствие в портфеле ликвидных ценных бумаг делает недоступным для Банка
России использование этого инструмента, так как рынок ГКО на сегодняшний день
развит слабо и характеризуется невысокой доходностью и низким объемом сделок [8].
1.3 Денежно-кредитное регулирование и банки
В общем виде целью государственного регулирования экономики является
достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах
экономического роста. Если целью развития национальной экономики является
обеспечение достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель
денежно-кредитного регулирования. Эта цель достигается с помощью мероприятий в
рамках денежно-кредитной политики.
Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитного
регулирования. Промежуточной или тактической целью денежно-кредитного
регулирования может быть антиинфляционная политика и стабилизация валютного
курса. Но стратегической целью денежно-кредитного регулирования является
регулирование денежного обращения.
Объектами денежно-кредитного регулирования является спрос и предложение
на денежном рынке, а его субъектами выступают центральный банк (в соответствии
с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства) и
коммерческие банки.
Денежный оборот регулируется центральными банками в процессе
осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или в
кредитной рестрикции (ограничения денежного предложения по каналу
кредитования).
Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих
банков, которые в результате выдачи кредитов увеличивают общую массу денег в
обороте. Кредитная рестрикция влечёт за собой ограничение возможностей
коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым – по насыщению экономики
денежными средствами.
Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления
денежно-кредитного регулирования имеет и стабильность банковской системы.
Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы
денежно-кредитного регулирования всей экономике. Следовательно, регулирование
центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать также
как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны
центрального банка.
Методы денежно-кредитного регулирования – это совокупность способов,
инструментов воздействия субъектов денежно-кредитного регулирования на объекты
для достижения поставленной цели. Можно выделить прямые и косвенные методы. Прямые
методы носят характер административных мер в форме различных директив
центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цены на
финансовом рынке. Напротив, косвенные методы регулирования денежно-кредитной
сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи
рыночных механизмов.
Главная цель кредитно-денежной политики состоит в обеспечении
необходимыми денежными средствами экономики страны для стабилизации
производства, занятости и уровня цен. Эта цель достигается в результате
изменения объёма денежного предложения с учётом циклического развития
экономики. При этом в период спада, когда в экономике имеет место денежный
голод, кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного
предложения, а во время подъёма, когда существует избыток денег, наоборот, на
его ограничение. С этой целью применяются следующие инструменты
кредитно-денежной политики:
1) операции на открытом рынке или рынке государственных облигаций;
2) регулирование резервной нормы;
3) регулирование размера учётной ставки.
Акт покупки представляет собой покупку Центральным банком государственных
облигаций у коммерческих банков и населения. В результате резервы коммерческих
банков увеличиваются, потому что все операции осуществляются через коммерческие
банки независимо от того, покупаются облигации у коммерческого банка или просто
у населения. Наоборот, акт продажи вызывает сокращение резервов коммерческих
банков.
Изменение резервной нормы двояко влияет на способность банковской системы
к созданию денег: изменяет размер избыточных резервов и размер денежного
мультипликатора. Так, например, в случае увеличения резервной нормы 1)
избыточные резервы и 2) мультипликатор уменьшаются, а понижение резервной нормы
увеличивает избыточные резервы и мультипликатор, увеличивая тем самым
возможность банков создавать новые деньги путём кредитования.
Следовательно, здесь речь идёт об увеличении избыточных резервов банков
размеров кредита и прибыли. Учётная ставка – это процент, под который
Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам. При этом снижение
учётной ставки ведёт к росту заимствования коммерческими банками дополнительных
резервов у Центрального банка, что ведёт к увеличению денежного предложения. И
наоборот, рост учётной ставки снижает интерес коммерческих банков к новым
кредитам, что способствует ограничению денежного предложения.
Отсюда политика «дешёвых» денег – это набор мер, который делает кредит
дешёвым и увеличивает денежное предложение с тем, чтобы увеличить совокупные
расходы и занятость. Набор этих мер следующий:
1)
покупка Центральным банком ценных бумаг на открытом рынке;
2)
снижение резервной нормы;
3)
снижение учётной ставки.
Политика «дорогих» денег – это набор мер, который ограничивает
предложение денег с тем, чтобы понизить совокупные расходы и сдерживать
инфляционное давление. К таким мерам можно отнести следующие:
1)
продажа ценных бумаг на открытом рынке;
2)
увеличение резервной нормы;
3)
повышение учётной ставки.
Проблема денежно-кредитной политики тесно переплетается с проблемами
инфляции. Борьба с инфляцией иногда становится основной целью денежно-кредитной
политики.
Как показывает зарубежный опыт, успешные варианты борьбы с высокой
инфляцией присущи той государственной политике, которая использует в сочетании
меры двух программ финансовой стабилизации.
Первая программа – ортодоксальная – опирается на рекомендации монетарной
теории. Она исходит из того, что решающей, и даже единственной, причиной
высокой инфляции служат денежные факторы. Поэтому рекомендуемые ею меры
направлены на всемерное ограничение платёжеспособного спроса и денежной массы
на базе всемерного развёртывания рыночных регуляторов и максимального
сокращения хозяйственной деятельности государства.
Вторая программа – гетеродоксная – опирается на рекомендации немонетарных
теорий (кейнсианских, «экономики предложения», «структурной инфляции» и др.).
Она исходит из того, что инфляция порождается не только денежными факторами, но
и мощными факторами со стороны предложения товаров и рыночных условий их реализации.
Поэтому рекомендуемые ею меры связаны с серьёзным вмешательством государства в
экономическую деятельность с целью минимизации инфляционного воздействия
указанных факторов.
Антиинфляционная политика в России проводилась и проводится
преимущественно ортодоксально-монетарными методами в рамках общего процесса
перехода к рыночной экономике. В результате постепенное снижение инфляции в
течение ряда лет (вплоть до дефолта 1998 г.) достигалось в основном за счёт огромного сокращения производства; умеренный экономический рост, возникший с
1999 по 2008 гг., опирался преимущественно на благоприятную внешнеэкономическую
конъюнктуру и сохранял поэтому крайнюю непрочность [17].
Таким образом в распоряжении Центрального банка Российской Федерации (ЦБ
РФ) есть ряд инструментов, влияющих на макроэкономические показатели. Прежде
всего официальная учётная ставка – это проценты по ссудам, используемым ЦБ при
кредитовании коммерческих банков. Когда ЦБ РФ намерен смягчить
кредитно-денежную политику или её ужесточить, он снижает или повышает учётную
(процентную) ставку.
Операции на открытом рынке – имеется в виду купля-продажа Центральным
банком государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других
обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства
финансов. ЦБ РФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию
государственного долга.
Рефинансирование банков – предоставление ЦБ РФ кредита коммерческим
банкам. Рефинансирование осуществляется путём кредитных аукционов,
предоставления ломбардного и переучётного кредита.
Кредитные аукционы – ЦБ представляет коммерческим банкам кредиты в
порядке централизованного распределения. Ломбардные кредиты – это ссуда под
залог движимого имущества (в отличие от ипотеки).
Надежные ценные бумаги, котируемые на бирже, как предмет залога – ссуды
выдаются в пределах определённой части их курсовой стоимости, ибо возможно
падение курса. Наряду с государственными обязательствами в залог могут
приниматься векселя.
Переучётный кредит – это способ рефинансирования, базирующийся на
использовании векселей. Вексель применяется в финансовых системах разных стран
как инструмент оформления кредита, предоставляемого поставщиком покупателю в
товарной форме.
Наличное денежное обращение (агрегат ) –
представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию
их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые ЦБ РФ. Вместе с тем надо
иметь ввиду, что в развитых капиталистических странах доля наличных денег в
общей денежной массе находится на уровне 5–10%. В России удельный вес наличных
денег в их общей сумме очень высок.
Анализ основных направлений кредитно-денежной политики ЦБ РФ показывает,
что целевые установки, которые должны быть направлены на экономический подъём
реального сектора экономики, по сути, были заменены задачей ускоренного
перевода на рыночные рельсы, при этом на первое место вышли инструменты
монетарной денежной политики. Денежная политика оказалась подчинена единой цели
– ограничению денежной эмиссии, а на этой основе и совокупного
платёжеспособного спроса. В результате темпы инфляции снижаются, не столько под
воздействием ограниченной эмиссии, сколько в силу снижения платёжеспособного
спроса и ёмкости внутреннего рынка.
2. Банковская система России: ее элементы и важнейшие функции
2.1 Банковская система России и ее особенности
Исторически предшественники современных банков появились в то время,
когда основной формой денег были золотые и серебряные монеты, что делало
«бизнес» небезопасным.
Для безопасности и удобства деловых операций средневековые «бизнесмены»
стали приносить свои монеты местным ювелирам, получая взамен расписки. Расписки
ювелиров охотно принимались в уплату за товары и стали самой ранней формой
бумажных денег, а сами ювелиры постепенно становились средневековыми банкирами.
Первоначально их расписки полностью обменивались на золото, то есть
представляли определённое количество золото в резервах (обладали 100%-ной
ликвидностью). Со временем, однако, ювелиры стали замечать, что количество
денег, которые люди вкладывали в их лавку (банк), превышало суммы, которые они
изымали. Это навело на мысль о предоставлении части золота своих вкладчиков другим
лицам за определённую плату (под определённые проценты). Во многих случаях
заёмщики наряду с реальным металлом также соглашались принимать бумажные
расписки.
Это послужило началом создания так называемой банковской системы с
частичными денежными резервами. В банковской системе частичных денежных
резервов банки удерживают процент, или часть денег, которые депонируют их
вкладчики, а остальные отдают в кредит. Так как расписки ювелиров были формой
бумажных денег, производимые займы влияли на рост денег в обращении.
Аналогичная ситуация складывается и сегодня.
Банковская системам России состоит из двух уровней. Первый уровень –
Центральный банк РФ и его филиалы. Второй уровень – коммерческие банки,
страховые и пенсионные фонды и другие финансовые организации.
Центральный банк РФ осуществляет следующие операции:
1)
эмиссию денег;
2)
хранение золотовалютных резервов страны (на 1.05.2006 г. они составляли
225 млрд. долларов);
3)
выпуск и погашение ценных бумаг;
4)
хранение резервов других банков и кредитных учреждений (примерно 5-7% от
размера вкладов);
5)
кредитование коммерческих банков;
6)
проведение расчётных и переводных операций;
7)
контроль за деятельностью других банков и за денежным обращением;
8)
изменение учётной ставки
В то же время коммерческие банки осуществляют:
1) кредитно-расчётное обслуживание;
2) приём вкладов;
3) посредничество в платежах;
4) куплю и продажу ценных бумаг;
5) размещение государственных займов;
6) управление по доверенности имуществом клиента;
7) консультации по финансово-кредитным вопросам.
Банки – это учреждения, организующие кредитные операции. Они осуществляют
пассивные и активные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует
денежные ресурсы, а с помощью активных осуществляет их размещение.
У банков есть собственный капитал (капитал акционеров, резервный капитал,
а также нераспределенная прибыль). Но основная часть ресурсов банка
накапливается в результате приёма вкладов (депозитов).
Проводя свои операции, банки получают операционные доходы, образующие их
валовую прибыль. Она включает:
1) доходы от учётно-ссудных операций;
2) проценты и дивиденды от вложения в ценные бумаги;
3) комиссионные доходы по расчётным, переводным и другим операциям;
4) доходы от внешних операций (валютных сделок, зарубежных кредитов).
После вычета из валовой прибыли расходов по осуществлению операций,
выплаты зарплаты сотрудникам банка, процента вкладчикам образуется чистая
прибыль банка. Из этой прибыли выплачиваются налоги, дивиденды, отчисляются
средства в резервный капитал. Отношение чистой прибыли к собственному капиталу
банка представляет норму банковской прибыли.
Банковская система России весьма специфична. Её специфика в целом
обуславливается переходным характером самой российской экономики. Кроме того,
Россия наследовала чрезвычайно отсталую банковскую систему, главной чертой
которой была высочайшая степень её монополизации. По существу действовал только
один банк – государственный. Он имел специализированные ответвления –
отраслевые банки: Сбербанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк,
Внешторгбанк. Все они имели на местах свои филиалы. Ни одного
негосударственного банка в СССР, а затем в России, не было. Другая
специфическая особенность наследованной банковской системы заключается в том,
что Госбанк всегда кому-нибудь да подчинялся, или Минфину, или Верховному
Совету, или премьер-министру.