Банковская система России: проблемы и перспективы развития
В 2009‑2011 годах основными
задачами Банка России в области инспекционной деятельности будут организация и проведение
проверок кредитных организаций (их филиалов) по основным направлениям банковской
деятельности, оказывающим решающее влияние на устойчивость кредитных организаций.
[19; 4]
Банком России будет продолжена работа
по совершенствованию методического и нормативно-правового обеспечения инспекционной
деятельности.
Продолжится совершенствование процедур
ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских
операций.
Банк России предпримет меры по дальнейшему развитию и совершенствованию
нормативно - правового регулирования и методического обеспечения деятельности кредитных
организаций по вопросам идентификации клиентов, их представителей и выгодоприобретателей,
оценке степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а
также критериям выявления и признакам необычных сделок.
28 ноября 2008 года Совет директоров Банка России в рамках мер,
направленных на снижение уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных
тенденций, принял решение о повышении ставки рефинансирования Банка России и процентных
ставок по операциям, проводимым Банком России. [20; 36]
Таблица 1. Минимальные
процентные ставки по операциям предоставления ликвидности, проводимым на аукционной
основе
Ставки
До 11.11.08, % годовых
С 12.11.08, % годовых
С 01.12.08, % годовых
Ставка рефинансирования
11
12
13
Прямое РЭПО на 1 день (минимальная)
7
8
9
Прямое РЭПО на 7 дней (минимальная)
7,5
8,5
9,5
Прямое РЭПО на 90 дней
8,5
9,5
10,5
Валютный СВОП
10
12
13
Овернайт
11
12
13
С 1 декабря 2008 года ставка рефинансирования Банка России установлена
в размере 13% годовых, ставки по операциям РЕПО поднимутся также на 1 п. п.: фиксированные
- с 9% до 10%, минимальная аукционная - с 8% до 9%. Ставка рефинансирования с начала
2008 года повышалась 7 раз (с 10% до 13%). [27]
Возобновление роста банковского сектора
не решило структурных проблем, стремительно нараставших в последнее время, а скорее
усугубило их. Кредитование корпоративного и розничного сегментов, хотя и продолжало
замедляться, по-прежнему росло высокими темпами: дисбаланс между кредитами и депозитами
увеличился за месяц почти на 80 млрд. руб.
После провальных темпов июля в августе
2008 г. темпы роста активов, казалось бы, восстановились, достигнув 3.2% за месяц
(в июле - 1.0%). При этом и привлеченные, и собственные средства банков росли быстрее,
чем в июле: привлеченные средства увеличились за рассматриваемый период на 3.4%
(за июль - 0.9%), а собственные - на 2.4% (1.4%). [21; 7]
Наибольший вклад в рост ресурсной
базы банков в августе текущего года внесли средства клиентов корпоративного сектора,
обеспечив более трети прироста активов. Наиболее быстро росли бюджетные счета и
депозиты, однако, их вклад был более скромен - около 15% месячного прироста активов.
Расширение же иностранных пассивов оказалось исключительно "бухгалтерской"
операцией, обусловленной повышением курса доллара к рублю. Объем средств нерезидентов,
номинированных в долларах, сократился.
В августе 2008 г. продолжалась активная
господдержка банковского сектора - объем бюджетных счетов и депозитов вырос на 112
млрд. руб., или более чем на 15%. В отличие от предыдущего месяца рост бюджетных
средств почти целиком пришелся на депозиты федерального бюджета, задолженность по
которым увеличилась за месяц на 107 млрд. руб. - с 66 до 173 млрд. руб. [23; 7]
Основными получателями государственных
денег оставалась тройка крупнейших банков: на Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк пришлось
85 млрд. руб. (или 80% увеличения средств федерального бюджета в банках). Потребность
именно этих банков в дополнительном фондировании остается под вопросом. Так, они
не только не испытывали проблем с ликвидностью, но и оказались способными нарастить
вложения в иностранные активы (и стали одним из основных каналов оттока капитала
из страны).
Операции рефинансирования банков
со стороны Банка России в августе 2008 г. обеспечили дополнительный рост ресурсной
базы на 95 млрд. руб., или примерно на 13% увеличения совокупных активов. Отметим,
что рефинансирование оказалось в меньшей степени сконцентрированным среди крупнейших
и государственных банков, чем размещение бюджетных средств. На первую тройку крупнейших
банков пришлось 53% от прироста обязательств кредитных организаций перед Банком
России, а более 20% досталось мелким и средним банкам, тогда как на долю этих последних
пришлось лишь менее 8% прироста бюджетных ресурсов. [25]
Почти половина августовского прироста
совокупных активов банковского сектора (47%) пришлась на расширение иностранных
активов банков. Рост кредитного портфеля был умеренным и практически совпадал с
общей динамикой активов, а ликвидные активы продолжали сокращаться.
Иностранные активы банков в августе
2008 г. выросли на 9.9 млрд. долл. - это наибольший отток средств российских банков
за рубеж с начала первого витка мировой финансовой нестабильности в конце лета 2007
г. Тогда (в сентябре 2007 г.) месячный рост иностранных активов составил 11.8 млрд.
долл.
Однако уже в сентябре 2008 г. прошлогодний
рекорд был превзойден. Исходя из оценок платежного баланса сентябрьское увеличение
иностранных активов банков достигло 18 млрд. долл. В целом за третий квартал текущего
года банки выступили в роли главного канала утечки капитала. Так, по оценкам Банка
России, отток капитала из негосударственного сектора в третьем квартале достиг 16.6
млрд. долл. В то же время иностранные активы банков выросли за три месяца на 24.6
млрд. долл., в том числе за август-сентябрь - на 27.8 млрд. долл.
При этом объем бюджетных средств,
предоставленных банкам из федерального бюджета, за август-сентябрь (за вычетом погашенных
депозитов) оценивается в 25.1 млрд. долл. Резкого сокращения задолженности по зарубежным
займам в банковском секторе в данный период не наблюдалось: уменьшение иностранных
пассивов банков за два месяца составило не более 1.5 млрд. долл. Из этого можно
заключить, что средства, полученные банками от денежных властей, пока использовались
не для компенсации оттока внешних заимствований, а, наоборот, стимулировали наращивание
иностранных активов и игры на курсах валют.
Глобальный кризис принципиально изменил
структуру денежного предложения в России. В период 2004-2007 гг. практически весь
рост активов Банка России приходился на расширение международных резервов. Темпы
роста денежного предложения зависели преимущественно от размеров бюджетных ресурсов,
размещенных в ЦБР, - увеличение такой "стерилизации" сокращало объем денежной
базы по сравнению с потенциально возможным (в случае направления всех эмитированных
рублей в экономику). При этом заложенный в бюджет механизм формирования резервных
фондов "съедал" весь эффект от повышения экспортных цен на энергоносители.
В 2006-2007 гг. рост денежного предложения был обеспечен лишь притоком капитала
в Россию. [26]
В 2008 г., несмотря на изменение
механизмов формирования резервных фондов, прежняя схема формирования денежного предложения
уже не могла привести к его увеличению. За январь-август 2008 г. счет текущих операций
платежного баланса достиг рекордных значений (85 млрд. долл. против 76 млрд. долл.
за весь 2007 г.). Однако рост бюджетных остатков в Банке России (2.8 трлн. руб.)
превысил объем эмиссии за счет увеличения международных резервных активов (2.6 трлн.
руб.). Даже приток валюты по капитальным операциям (23 млрд. долл. за первые восемь
месяцев года) и расширение операций по рефинансированию банков (на 123 млрд. руб.
за январь-август) не смогли обеспечить положительный рост денежного предложения:
объем денежной базы в широком определении сократился за январь - август текущего
года на 2.8%. [24]
С сентября 2008 г. условия формирования
денежного предложения кардинально ухудшились. Сокращение международных резервов
Банка России за сентябрь - ноябрь в рублевом эквиваленте превысило 2.5 трлн. руб.
Денежная база в широком определении за три осенних месяца сократилась сильнее, чем
за предыдущие восемь - на 3.0%. Ни сокращение остатков на счетах бюджета в Банке
России (около 500 млрд. руб.), ни беспрецедентное наращивание кредита банкам (на
2.0 трлн. руб.) не смогли обеспечить положительной динамики денежного предложения.
Осеннее развитие событий в монетарной
сфере является аналогом ситуации, ожидаемой здесь в 2009 г.: динамика денежного
предложения в следующем году будет определяться исключительно возможностями Банка
России по рефинансированию кредитных организаций и правительства - по наращиванию
госрасходов и предоставлению средств госкорпорациям. В 2009 г., при среднегодовом
валютном курсе в 30 руб./долл., прогнозируется уменьшение объема валютных резервов
на 90 млрд. долл. - это эквивалентно 2.7 трлн. руб. сокращения активов Банка России.
В подобных условиях обеспечение роста широкой денежной базы на 13-15% потребует
не менее 3.6 трлн. руб. внутренних источников денежной эмиссии. В зависимости от
конкретных механизмов реализации бюджетной и денежной политики в 2009 г. этот объем
может быть распределен между кредитованием банков со стороны Банка России, увеличением
расходной части бюджета и покупкой Центробанком государственных ценных бумаг.
В "Основных направлениях единой
государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010-2011 годов"
(по версии на октябрь 2008 г.) наихудший сценарий развития денежной сферы (при среднегодовой
цене на нефть в 66 долл./барр.) подразумевает увеличение валового кредита банкам
на 0.7 трлн. руб.
Исходя из более реалистичного прогноза
среднегодовой цены на нефть в 2009 г. (45 долл./барр.) необходимый объем кредитования
банков для поддержания денежного предложения должен быть выше - по оценкам специалистов,
2.5 трлн. руб. [29]
Заданные параметры денежного предложения
в значительной степени определяют перспективы развития российской банковской системы
в 2009 г. - в рамках обсуждаемого сценария банковский сектор получит не менее 3.0
трлн. руб. от правительства РФ и Банка России. Таким образом, государство будет
основным источником финансовых ресурсов, привлекаемых банковской системой. По нашим
оценкам, доля государственных средств (Банк России и бюджеты всех уровней) в совокупных
банковских пассивах возрастет с 1.8% на начало 2008 г. до 16.5% на 01.01.2010.
Увеличение притока прочих привлеченных
ресурсов в национальную банковскую систему, с учетом практически полного закрытия
внешних рынков, будет определяться развитием российской экономики. Доля иностранных
пассивов в совокупных банковских пассивах снизится с 18.1% на начало 2008 г. до
13.3% на 01.01.2010. Прогнозируется, что счета и депозиты населения и корпоративного
сектора могут увеличиться на 2.0-2.2 трлн. руб. Рост банковских кредитов экономике
будет ограничен 25% (чуть более 4 трлн. руб.). Меньший темп роста кредитов определит
еще большее замедление экономического роста. [22; 5]
Отдельно можно отметить, что изменение
принципов формирования денежного предложения одновременно со значительным ростом
участия государства в банковской системе предполагает и изменения в ее структуре:
существующая система рефинансирования "настроена" на крупные кредитные
организации со сравнительно большим уровнем капитала, диверсифицированной клиентской
базой; укрупнение кредитных организаций в рамках данного развития станет естественным
способом выживания банковского сектора и будет происходить скорее эволюционно, нежели
административно.
Процессы консолидации в банковском
секторе уже начинают набирать обороты. Их реализация происходит различными путями
- это и поглощения крупными банками более мелких, и переток клиентской базы в процессе
санации разоряющихся банков к тем кредитным организациям, при участии которых осуществляется
такое оздоровление. Наиболее ярким примером последнего времени здесь может служить
объявленное объединение МДМ-банка и УРСА банка, после слияния объединенный банк
с капиталом в размере 72 млрд. рублей и активами в размере 523 млрд. рублей станет
одним из ведущих финансовых учреждений в России. Окончательное объединение должно
произойти в течение 12-18 месяцев, то есть в первом полугодии 2010 года, до этого
банки будут работать самостоятельно. [18; 7]
Укрупнение банков является единственным
для банковского сектора способом пережить период низких темпов денежного предложения
и нехватки ликвидности. Представляется, что в ближайшие годы уровень ликвидности
банковского сектора не превысит 4-5% от совокупных активов. Этот уровень гораздо
ниже не только 15-20%, характерных в последние годы для российских банков вне 100
крупнейших, но и 8-10% - среднего уровня по банковской системе. Содержать такую
неэффективную банковскую систему в условиях кризиса представляется "непозволительной
роскошью".
Ускоренный рост банковской системы
России в последние годы (активы банковской системы возросли в 2006 и 2007 гг. на
44% при росте номинального ВВП на 24.3 и 22.7% соответственно) происходил за счет
увеличения внешних заимствований и скрывал накапливающиеся структурные диспропорции
банковской системы: [25]
¾
нарастающий разрыв между потребностью в расширении объема банковских
кредитов нефинансовому сектору и располагаемой внутренней ресурсной базой;
¾
сегментация банковской системы одновременно с уже накопленными высокими
рисками, порождающими вероятность возникновения кризиса ликвидности и банкротств
отдельных банков;
¾
низкий уровня развития системы рефинансирования и финансовых рынков;
¾
снижение качества кредитного портфеля и управления рисками.
Нынешний кризис российских на финансовых
рынках характеризуется как "кризис доверия" и "рыночная истерика".
Несмотря на то, что ФСФР ввела запреты по ряду сделок (в частности, участникам рынка
на время было запрещено проводить маржинальные сделки и "короткие" продажи),
а также разработала новые правила ведения и приостановки торгов, вывод капитала
с российского фондового рынка продолжился. В частности, к началу декабря этого года
индекс РТС упал до отметки 658 пунктов, а индекс ММВБ понизился до 611 пунктов.
[30]
Однако очевидно, что для подобного
поведения должны существовать и фундаментальные причины. Основа для кризисных проявлений
формировалась в течение последних 12 месяцев (периода начала мирового кризиса),
а основными тенденциями выступали следующие: [28]
1. Фактическое закрытие мировых рынков
для большинства российских заемщиков, произошедшее с августа 2007 г. (начало глобального
кризиса ликвидности). Ключевым фактором нестабильности при этом выступил не отток
капитала из России (хотя он и наблюдается периодически), а резкое сокращение притока
иностранного капитала в страну. Данный факт обусловливает сложности для многих банков
и корпораций по рефинансированию прошлых долгов.
2. Высокая инфляция, приведшая к
сокращению сбережений населения. По итогам 2008 г. объем недополученных розничных
депозитов в результате высокой инфляции и отрицательных реальных процентных ставок
мы оцениваем в 440 млрд. руб. (17.5 млрд. долл.), что вполне сопоставимо с чистым
притоком иностранного капитала в банковскую систему.
3. Ужесточение денежной политики
в 2008 г., результатами которого явились рост процентных ставок, снижение денежного
предложения, падение уровня ликвидности. Доля наиболее ликвидных активов (денежных
средств в кассах банков, счетов в Банке России и вложений в ОБР) составила на 01.09.2008
всего 4.5%. (Минимальный уровень прошлой осени (по состоянию на 1 ноября 2008 г.)
составлял 4.9%, летом 2004 г. (локальный банковский кризис) этот показатель не опускался
ниже 5.9%.) Очевидно, что с таким низким уровнем ликвидности может функционировать
лишь пятерка крупнейших банков.
4. Низкий уровень управления рисками
и рискованные стратегии отдельных банков, которые активно привлекали ресурсы на
внешних рынках и направляли их на кредитование нефинансового сектора, использовали
ценные бумаги в качестве залогов и проч. Но даже при резком снижении ликвидности
темпы роста кредитования населения и предприятий оставались на высоком уровне: по
состоянию на 01.09.2008 кредиты предприятиям выросли на 46% (год к году), кредиты
населению - на 50% (год к году).
Таким образом, в последние 12 месяцев
темпы роста банковских кредитов существенно превышали темпы роста депозитов, а в
финансировании данного разрыва возникли проблемы, связанные как с изменениями на
мировых рынках капитала, так и с внутренней инфляцией. Непродолжительное время разрыв
финансировался за счет снижения уровня ликвидности, продажи ценных бумаг и рефинансирования
Банком России.
Стабилизация ситуации в банковской
сфере и на финансовых рынках в среднесрочной перспективе, по мнению большинства
аналитиков, невозможна без решения перечисленных структурных проблем; при этом проблема
разрыва между объемами кредитования и внутренних сбережений является определяющей.
Разрыв этот настолько велик (3.5 трлн. руб.), что решение задачи его преодоления
не может быть осуществлено только за счет инструментов рефинансирования (даже при
его максимальном расширении). И особенно тревожным сигналом является то, что разрыв
каждый месяц нарастает.
По оценке экспертов, рост ставок на 1 % эквивалентен увеличению
издержек в целом по экономике и в обрабатывающей производствах на 0,26 %, что эквивалентно
снижению прибыли в годовом выражении на 1,9-2,0%. Таким образом, можно констатировать,
что рост ставок по итогам 2008 года приведет к дополнительному увеличению издержек
компаний не менее чем на 1,6%, эквивалентному снижению прибыли на 11%. [26]
Так, при сохранении текущих темпов
роста кредитов и депозитной базы разрыв между кредитами и внутренними депозитами
может вырасти еще на 0.3 трлн. руб. к концу года и почти на 1 трлн. руб. - за первый
квартал 2009 г.
Если же ситуация на рынке внешних
займов для российских банков будет развиваться по наиболее пессимистичному сценарию
- полное закрытие рынков и прекращение рефинансирования старых долгов новыми займами,
- то на уже запланированные выплаты банкам потребуется до конца первого квартала
2009 г. еще до 1.5 трлн. руб.
Кроме того, для нормализации деятельности
банковского сектора при его нынешней структуре необходимо, чтобы уровень ликвидности
составлял не менее 7% активов на 1 января 2009 г. и 5.5-6.0% на 1 апреля 2009 г.
В конце года ликвидность банковского сектора традиционно находится на относительно
высоком уровне; выполнение этого условия подразумевает отвлечение в ликвидность
до конца 2008 г. еще около 0.7 трлн. руб., почти половина из которых, правда, может
быть возвращена в оборот в течение первого квартала 2009 г. [17]
Задолженность банковского сектора
перед федеральным бюджетом по размещенным депозитам превышает 650 млрд. руб. Если
вся эта сумма будет погашена до конца года, то обещанные банкам 950 млрд. руб. субординированных
кредитов пойдут преимущественно на переоформление задолженности перед бюджетом из
краткосрочной в долгосрочную. Однако представляется, что при необходимости требуемый
объем бюджетных средств, размещенных в банках, может быть перенесен и на следующий
финансовый год. При этом общий лимит размещения депозитов в комбанках пока ограничен
размером в 1.5 трлн. руб.
Таблица 2 Потребность в дополнительных ресурсах российской банковской системы
и источники ее финансирования, трлн. руб.
В итоге получается, что сохранение
прежних параметров развития банковской системы при неблагоприятных внешних условиях
потребует только в ближайшие пять месяцев инвестирования в банковский сектор суммы
свыше 3 трлн. руб. В принципе эта сумма согласуется с уже обещанными государством
ресурсами (1.5 трлн. руб. - лимит размещений на депозитах, 950 млрд. руб. - субординированные
кредиты и 50 млрд. долл. - рефинансирование внешних займов ВЭБом, часть из которых
достанется небанковскому сектору). Однако даже такое масштабное "затыкание
дыр" в балансах банковского сектора приведет только к откладыванию решения
проблем последнего на весьма неотдаленную перспективу.
Представляется, что меры, предпринимаемые
сегодня правительством, действительно направлены на преодоление кризиса, однако
без решения структурных проблем все они будут иметь лишь краткосрочные последствия.
Наиболее сложной выступает проблема по меньшей степени синхронизации темпов роста
кредитов и депозитов в финансовой сфере или снижения разрыва между ними. Очевидно,
что высокие темпы роста кредитов стимулируют инвестиционную активность и потребление
и в нынешней ситуации являются значимым вкладом в экономический рост - то есть вопрос
стабилизации темпов роста кредитного портфеля напрямую связан с проблемой поддержания
темпов экономического развития. Вместе с тем высокая инфляция (равно как и нестабильность
в банковской системе и на финансовых рынках), являясь во многом следствием
"перегрева" кредитного рынка, сдерживает рост сбережений населения и предприятий.
Далее, одновременно с финансовой
помощью кредитным институтам необходимы ревизия их качества, обеспечение прозрачных
условий вывода с рынка наименее эффективных игроков, проведение по всем правилам
процедур банкротств неплатежеспособных банков и корпораций с тщательным контролем
за их осуществлением в целях недопущения вывода активов.
Наконец, принципиально важным направлением
финансовой политики в будущем должно стать поддержание уровня ликвидности, необходимое
для текущей структуры банковской системы, либо принятие мер для ее укрупнения и
капитализации с выходом на более низкий уровень ликвидности. Иными словами,
"плату" за мелкие и средние банки можно оценить по меньшей мере в 20%
от ее совокупного объема, или в 200-250 млрд. руб.; в то же время на средние и мелкие
банки приходится свыше трети ликвидных активов и лишь 14% совокупных активов банковского
сектора. [28]
В итоге исследования, основных направлений
развития банковской системы России можно сделать следующие выводы:
В структуру банковской системы РФ
включены все кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации,
которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным
кругом операций), имеющие лицензию Банка России и Центральный Банк РФ.
К основным принципам организации
банковской системы России относятся двухуровневая структура, осуществление банковского
регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков, коммерческая
направленность деятельности банков.
В банковской системе РФ Центральный банк - элемент, который контролирует
и регулирует деятельность остальных элементов - кредитных организаций. Для контроля
и надзора за всеми элементами банковской системы РФ Банк России применяет: [27]
¾
процентные ставки по операциям Банка России;
¾
нормативы обязательных резервов, депонированных в ЦБ РФ;
¾
операции на открытом рынке;
¾
рефинансирование банков;
¾
валютное регулирование;
¾
установление ориентиров роста денежной массы;
¾
прямые количественные ограничения.
На процесс развития банковской системы
также влияет совокупность факторов как внешних по отношению к банковской системе,
так и внутренних.
Основными позитивнымифакторами, влияющими на развитие
российских банков, и отмечаемыми большинством рейтинговых агентств, сегодня являются:
1.
растущая диверсификация банковского бизнеса, особенно в рознице;
2.
повышение профессионализма и качества управления, в том числе контроля рисков;
3.
последовательное изменение модели развития банков, четкое позиционирование
себя на рынке;
4.
постепенный переход на международные стандарты оценки и планирования бизнеса;
5.
поддержка государства банковского бизнеса.
К негативнымфакторам можно отнести:
1.
несовершенство системы банковского регулирования и надзора;
2.
рост расслоения банков, увеличение разрыва между частными и государственными
банками;
3.
риски, связанные с непрозрачностью структуры собственности;
4.
значительную концентрацию кредитных портфелей и ресурсной базы в нескольких
отраслях экономики;
5.
неустойчивость показателей прибыльности, обусловленная высокой концентрацией
бизнеса в отдельных сегментах и высоким удельным весом доходов от операций с ценными
бумагами;
6.
понижение доверия к банкам и спад спроса на банковские услуги со стороны
предприятий и населения;
7.
неблагоприятная экономическая обстановка на мировых финансовых рынках;
Как видно, негативных факторов, влияющих на развитие российской
банковской системы больше чем позитивных. В основном это обусловлено замедлением
мировой экономики, падения мировых и российских индексов фондовых рынков, уход иностранного
капитала из российской экономики и снижением мировых цен на нефть.
Кризисные процессы в сегодняшней российской экономике существенно
осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения надежной
прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и
клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из
них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие к финансовым
институтам. Инфляционные всплески, нестабильность, слабая предсказуемость государственной
экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и
любых долгосрочных процессов.
Для устранения негативных факторов
и развития банковской системы при неблагоприятных внешних условиях требует следующих:
¾
Обеспечение прозрачных условий вывода с рынка наименее эффективных
игроков, проведение по всем правилам процедур банкротств неплатежеспособных банков
и корпораций с тщательным контролем за их осуществлением в целях недопущения вывода
активов;
¾
Уменьшение разрыва между темпами роста кредитов и депозитов;
¾
Поддержание государством уровня ликвидности, необходимое для текущей
структуры банковской системы, либо принятие мер для ее укрупнения и капитализации
с выходом на более низкий уровень ликвидности; [23]
¾
Системное реформирование банковского сектора следует проводить исключительно
на основе подготовленных совместно с банковским сообществом 15-летней стратегии
развития и пятилетнего плана конкретных мероприятий, ежегодно корректируемых в соответствии
с макроэкономической ситуацией;
¾
Банк России должен участвовать в подготовке и реализации национальной
политики по экономическому росту, а не сводить свою денежно-кредитную политику лишь
к снижению инфляции, её искусственное подавление тормозит экономический рост;
¾
Разработать концепцию российского банковского права и планово реализовать
её в виде системы нормативных актов;
¾
Банковское сообщество совместно с регулятором должно построить современный
организованный рынок межбанковского кредитования, т.к. излишняя ликвидность крупнейших
банков должна поглощаться банковской системой, а не откладываться "мертвым"
капиталом в Банке России.
Важнейшими направлениями развития банковского сектора в первой
половине 2008 г. стали расширение сети филиалов по всей стране, установление связей
с банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки
Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с нестабильностью
конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской конкуренции, расслоением среди
банковских учреждений.
Также 2008 год выявил ряд дисбалансов в экономике России, трансформация
банковской системы под воздействием кризиса уже началась. В ходе этого можно перечислить
основные черты: [20; 6]
¾
Системные валютные риски и связанные с ними шоки ликвидности будут
способствовать процессам слияний и поглощений, концентрации банковского сектора.
¾
Перераспределению активов в банковском и реальном секторах к государственным
банкам и компаниям.
¾
Формирование трехуровневой системы партнерских связей, обеспечивающих
перераспределение ликвидности: госбанк - частный банк-партнер - предприятие-партнер.
¾
Рекапитализация банковского сектора с опорой на участие государства
и компаний-партнеров.
¾
Высокие риски кредитования будут стимулировать развитие проектного
инвестирования.
1.
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ
(Банке России)" // Справочно-правовая система "Гарант".
2.
Федеральный Закон от 21.03.2002 г. №82-ФЗ "О банках и банковской деятельности"
// Справочно-правовая система "Гарант".
3.
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики
на 2009 год и период 2010 и 2011 годов" // Центральный банк Российской Федерации,
2008 г.
4.
Федеральный закон от 28 октября 2008 г. "О дополнительных мерах для
укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"
// Справочно-правовая система "Гарант"
5.
Банковская система РФ. Учебное пособие / Под ред. Шестакова А.Н. М.: Вершина,
2006. - 123с.
6.
Банковское дело: учебник для студентов вузов / под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д.
Эриашвили. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 655 с. [5 - 149]
Банки, ЦБ, комм. Банки. Функции и понятия
7.
Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник
для ВУЗов. - М.: Логос, 2006. - 344 с.
8.
Братко А.В. Центральный банк в банковской системе России Учебник /. М.: Юрайт,
2007 - 179 с.
9.
Ведев А.; Лаврентьева И.; Шарипова Е. Российская банковская система. Кризис
и перспективы развития. - М.: Ось-89, 2007. - 320 с. М.,
10.
Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой: Учебник. - М.: Юрайт-Издат,
2006. - 620 с. [406 - 503 Банковская система и ЦБ]
11.
Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - М.: ИКЦ "МарТ", 2004.
- 480 с. [98 - 157, Банковская система РФ разбор дефолта 98 года]
12.
Деньги, кредит, банки: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В.
Иванова, Б.И. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 848 с. [653 - этапы
развития банковской системы РФ]
13.
Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авторов; под ред. засл. деят. науки
РФ д-ра эк. Наук, проф.О.И. Лаврушина. - 6-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 560
с. [356 - элементы и признаки банковской системы, функции банков, особенности банковской
системы РФ, хорошая таблица, примеры банковских систем
14.
Кураков, Лев; Кураков, Владимир; Тимирясов, Виталий. Современные банковские
системы. Учебное пособие - Екатеринбург: Несси-Пресс, 2008. - 192 с
15.
Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. - М.: ЭкономистЪ,
2006. - 813 с. - (Homo faber) [545 - 559]
16.
Никольский Д.В. Состояние и перспективы развития банковского сектора в России
// Банковское дело. 2008, №4.
17.
Беляев М.С., Ермаков С.В. Банковское регулирование в России. От прошлого
к будущему // Деньги и кредит, 2008, №11, С.4-10
18.
Валитов Ш.М., Кириченко Е.Г. Конкуренция в банковском секторе России //
"Ведомости". 2008. № 24. C.2 - 9.
19.
Воронин Д.В. Развитие банковского сектора России в первом полугодии 2007
г. // Банковское дело, 2007, №10, 14-18.
20.
Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты // "Деньги
и кредит". 2008. №5. С.3-8
21.
Ильясов C.М., Бацына C.Ю.,
Цапиева О.К. Банковские системы развитых стран и совершенствование денежно-кредитной
политики России // Деньги и кредит. № 7.2008. C.35 - 38.