Рефераты

Банковская система России: пути развития

Примеры давления на российский бизнес через кредитную политику можно привести и сейчас. Например, сдерживание российского экспорта тарифными методами и антидемпинговыми расследованиями дополняется и дискриминационными мерами западных банков, которые фактически препятствуют поставкам российских товаров на западные рынки. Иностранные банки охотно выдают кредиты, когда необходимо профинансировать поставки в Россию партий товаров народного потребления и крайне сдержанно подходят к поставкам высокотехнологичного оборудования. Такая ситуация уже сложилась вокруг контракта по техническому перевооружению Магнитогорского комбината, хотя гарантом по всей сумме выступил Сбербанк России, который всегда сам считался на международных финансовых рынках первоклассным заемщиком.

Чего же следует ожидать российской банковской системе от присоединения к ВТО?

Вступление в ВТО без установления соответствующих защитных мер может обернуться крахом всей банковской системы страны, поскольку российские банки, в первую очередь самостоятельные региональные, находятся в заведомо неравных условиях. К неравным условиям, помимо низкой капитализации, можно отнести высокие ставки отчисления в ФОР, отсутствие системы рефинансирования, более жесткие условия банковского надзора. При сохранении нынешних условий функционирования российские банки не выдержат конкуренции даже с банками Восточной Европы. В результате крупнейшие корпоративные клиенты неизбежно будут обслуживаться     в     иностранных     банках,     а     отечественные,     потеряв  свои активы и значительную долю ресурсов, будут сокращать капитализацию, как в относительном, так и абсолютном выражении.

Иностранные банки в политике предоставления кредитов реальному сектору будут руководствоваться национальными интересами своих государств и транснациональных корпораций. Контролируя потоки крупнейших российских производителей, включая в первую очередь экспортные, иностранные банки получат контроль над финансовыми потоками и состоянием платежеспособности российской экономики не только по экспортным, но и по внутренним платежам. И в любой момент эти потоки могут быть парализованы. А это уже представляет опасность не только для отдельных субъектов экономики, а для национальных интересов всей страны.

Сегодня необходимо кардинально изменить стратегию развития банковского сектора, которая, по мнению банковских специалистов, нацелена преимущественно на иностранные банки и на либерализацию условий для них, а не на поддержку отечественных банков. В противном случае в России может сложиться ситуация подобная странам Восточной Европы, где доля иностранного банковского капитала составляет 60–80 %, т.е. национальная банковская система почти полностью отсутствует.

Необходимо сохранить ограничения на открытие филиалов зарубежных банков,  на максимальную долю инобанков в совокупном капитале   отечественной   банковской   системы.   Кроме   того,   необходимо законодательное ограничение, препятствующее уходу средств юридических и, что более важно, физических лиц за границу.

Имеются два базисных типа развития банков, – или два пути, на которых можно в сравнительно короткие сроки "поднять" банковскую систему России. Первый из них основан на предоставлении соответствующим институтам монопольного права на использование тех или иных источников дешевых денежных ресурсов, как, например, в Японии. Второй тип институтов развития опирается на их непосредственный доступ к кредитам эмиссионного центра. Подобные механизмы функционируют, в частности, в Китае и Индии. Их важными элементами выступают балансирование приростов денежного предложения через государственные банки развития с производственными возможностями освоения капиталовложений, а также прогнозирование спроса на прирост продукции, получаемой в результате инвестиционных проектов. Несомненным преимуществом данной системы является ее способность обеспечивать высокие темпы наращивания инвестиций независимо от объема сбережений, накапливаемых в экономике, и в отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, обслуживающей инвестиционные процессы. Подобного рода функция позволит замедлить инфляционные процессы хотя бы потому, что в электроэнергетике и на транспорте, если они будут получать долгосрочные инвестиционные кредиты (на срок 10–15 лет), не придется столь резко повышать тарифы на их услуги, как это происходит в настоящее время.


2.3 Банковский сектор Свердловской области, его специфика, количественный и качественный состав


Институциональная характеристика:

28 самостоятельных коммерческих банков и 67 их филиалов;

61 филиал кредитных организаций других областей;

42 филиала Уральского Банка Сбербанка РФ;

2 небанковские кредитные организации – Уральская расчетная палата и расчетная палата Уральской региональной валютной биржи.

Кредитные организации области объединены в Уральский банковский союз.

В список 200 крупнейших кредитных организаций России по размеру капитала стабильно входят 7, а по величине чистых активов – 8 банков Свердловской области.  Капиталом более 1 млн. евро располагают 22 банка, из них у 13 кредитных организаций он превышает 5 млн. евро. В табл. 2.5 представлено распределение кредитных организаций по размеру уставного капитала.

Таблица 2.5

Распределение на группы кредитных организаций Свердловской области по размеру уставного капитала.


Размер уставного капитала, млн. руб.

Количество кредитных организаций

До 3

2

От 3 до 10

2

От 10 до 30

7

От  30 до 60

5

От 60 до 150

4

От 150 до 300

5

Свыше 300

5

Итого

30

Источник: Бюллетень банковской статистики, №3, 2004.

Учитывая грядущее вступление России в ВТО, представляют интерес данные о том, сколько коммерческих банков с иностранным участием находится в Уральском Федеральном округе, в сравнении с данными по всей России, какую именно долю в уставном капитале занимают средства нерезидентов, а также какими эти банки обладают лицензиями. Все эти данные полезно рассмотреть в динамике, что представлено в прил. 1 и прил. 2.

Как видим, кредитные организации с участием нерезидентов в УК пока представлены в малом количестве, а доли более 20% вообще не наблюдается. Но увеличение их количества, скорее всего, вопрос времени, так как в Уральском регионе сосредоточен довольно большой экономический потенциал, хотя, конечно, концентрация банковского капитала по сравнению с Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом довольно мала.

Для целей дальнейшего анализа банковского сектора Свердловской области необходимо как-то идентифицировать региональные банки, разбить их на отдельные группы. В основу классификации региональных банков положен принцип принадлежности банка тому или иному собственнику. Выделим 5 групп собственников:

–       банковские группы;

–       менеджмент;

–       местные власти (муниципалитеты и правительства субъектов федерации);

–       промышленные группы;

–       государственные компании. (прил. 5) [21]

Информацию о реальных владельцах уральских банков из открытых источников почерпнуть непросто, поэтому мы не исключаем, что оценка степени влияния тех или иных акционеров может не быть абсолютно достоверна. Ряд коммерческих банков так и не вошли ни в одну из групп (по той же самой причине). Но мы ставим другую задачу –сформировать общую картину, выделить стратегические цели и интересы владельцев.

Цели первых двух категорий собственников – банковских групп и менеджеров – близки. И те и другие, как правило, профессиональные банкиры, банковский бизнес для них основной, его развитие – задача стратегическая. Разница между ними в одном: банковские группы организационно ушли вперед по сравнению с "одиночными" банками, контролируемыми менеджментом. Объединяет этих собственников то, что при любых изменениях в банковской системе они будут наиболее жестко и последовательно бороться за сохранение своего бизнеса. Просто потому, что быстро переориентировать профессиональные менеджерские команды с банковского на иной бизнес невозможно.

Интерес банков, принадлежащих прямо или косвенно местным и региональным властям, всегда заключается в возможности проводить собственную финансовую политику на подведомственной территории. В Свердловской области такая кредитная организация несет на себе большую социальную нагрузку и вынуждена работать на невыгодных условиях с некоторыми клиентами. Но самый большой минус в деятельности этого банка – неопределенность. С одной стороны, на федеральном уровне деятельность таких банков особого одобрения не получает, чему подтверждение программа по переводу бюджетных счетов в Федеральное Казначейство. С другой – такие банки вроде бы нужны, по крайней мере, в части реализации целевых программ региональных и местных органов власти и выполнения ряда социальных функций. В любом варианте можно предположить, что местные власти будут всеми силами биться за возможность проведения самостоятельной финансовой политики.

Две другие категории собственников – промышленные группы и госкомпании. Для промышленных групп банки являются, во-первых, инструментом управления финансами внутри группы, во-вторых, источником ресурсов, привлекаемых в основном от населения. Банковский бизнес для этих собственников не является основным – этим все сказано. Пока они готовы вкладывать средства в банки, и это видно по растущим капиталам и активам, например, Кредитуралбанка, обслуживающего Магнитогорский металлургический комбинат. Но такое состояние явно временное. Рано или поздно эти собственники должны будут определиться: либо отпустить банк в свободное плавание и, потеряв контроль, дать ему шанс выйти за рамки пусть и больших, но все равно ограниченных финансовых возможностей группы, либо продать. Третьего, если не вести речь о сохранении функций "карманного" банка, в долгосрочной перспективе не дано.

Госкомпании еще менее заинтересованы в развитии собственных банков, поскольку как собственники сочетают сугубо утилитарный интерес промышленных групп и нерыночность подходов государства.

Парадокс заключается в том, что, несмотря на более низкую мотивацию этих собственников, промышленные группы и госкомпании способны дать подконтрольным банкам больше, нежели все остальные собственники вместе взятые.

Далее данные группы кредитных организаций будут рассмотрены более предметно, а именно влияние на банковский сектор области вступления России в ВТО, поведение и пути развития каждой из них.


2.4 Перспективы развития банковского сектора Свердловской области


Уральский регион всегда отличался высоким уровнем конку­ренции в банковском секторе. Мощный промышленный по­тенциал способствовал ста­новлению собственной реги­ональной банковской систе­мы и в то же время притяги­вал капитал других террито­рий, прежде всего Москвы. Еще до недавнего времени предметом спора был самый лакомый кусочек банковской клиентуры — экспортно-ори­ентированные предприятия. Сейчас соперничество разво­рачивается за средний и ма­лый бизнес, а также за населе­ние. Появление в регионах «дочек» иностранных банков и реализация закона о страхо­вании вкладов сделают борь­бу за клиента еще острее.

Передел наиболее привлека­тельной банковской клиентуры из числа крупных холдингов и компаний завершился на Урале с началом подъема производ­ства. Раньше региональные бан­ки удовлетворяли спрос местной промышленности на ресурсы, однако сейчас их капитала уже не хватает, чтобы закрыть ее ра­стущие потребности: еще в 2000 году на долю самостоятельных банков Свердловской области приходилось 73% общего кре­дитного портфеля, в 2001-м – 56%. в 2002-м – 55%, а на 1 ок­тября 2003 года – только 43%.

Следует признать тот факт, что 30 – 35% корпоративных VlP-клиентов уже завоеваны филиалами столичных банков.

Самые крупные предприятия базовых отраслей промышлен­ности Урала (машиностроения, металлургии, нефтяной и хими­ческой промышленности) ра­ботают, как правило, сразу с не­сколькими филиалами москов­ских банков. Банкам Свердловской области приходится конку­рировать с Внешторгбанком, Сбербанком и Газпромбанком. И не только за предоставление кредитов, но и за деньги на те­кущих счетах крупных заводов. Это создает жесткую конкурентную среду и в процентных ставках, и в тарифах на обслу­живание.

Крупные предприя­тия заинтересованы в первую очередь в долгосрочном финан­сировании для обновления и мо­дернизации основных фондов. Между банками за эти контрак­ты идет ожесточенная борьба и побеждает тот финансовый ин­ститут, который предложит луч­шие и оптимальные условия. Конкуренты свердловских банков в этой сфере бизнеса — Банк Москвы, Санкт-Петербургский Пром­стройбанк, Альфа-банк.

Иностранные банки не дрем­лют: они начали наступление на клиентов. Банк России, пони­мая, что российская система пока не готова к конкуренции с мировыми лидерами, не допус­кает на рынок западные кредит­ные организации в форме фи­лиалов. Однако он не в состоя­нии остановить экспансию в регионы дочерних структур, работающих по российским законам. Так, свои филиалы в Свердловской области намерены открыть «Райффайзенбанк-Австрия» и Bank Societe Generale Vostok.

Безусловно, на первом этапе зарубежные кредитные органи­зации будут интересоваться в основном тем же крупным сек­тором. Но охват широкой кли­ентуры — дело времени. Территориальное присутствие необходимо для сотрудничества с предприятия­ми среднего и малого сегмента, так как с наиболее крупными компаниями и холдингами иностранные банки успешно работают и без локальных офисов. Два года назад, когда Международный Московский банк от­крывал офис в Екатеринбурге, он тоже сотрудничал с крупней­шими уральскими компания­ми, переросшими возможности местной банковской системы.

Представители регионально­го банковского сектора счита­ют, что экспансия иностранно­го капитала ему не угрожает. По мнению бывшего заместителя генерального директора ОАО «Пермская финансово-произ­водственная группа» Никиты Белых, 15 марта 2003 года назначенного на пост вице-губернатора Пермской области, местные иг­роки, как и потребители бан­ковского продукта, только вы­играют от усиления конкурен­ции. С ним солидарен и президент ОАО «Уралвнешторгбанк» Валериан Попков: «Я думаю, они найдут здесь свою клиентуру среди и предприятий, и населе­ния. Это та категория клиентов, которая готова разместить свои деньги под низкую доходность, но иметь при этом более высо­кую надежность. Ведь известно, что ставки по депозитам в ино­странных банках ниже, чем в на­ших. Мало того, иностранные банки будут приучать клиентов к тому, что за банковские услуги нужно платить».

Приток иностранного капита­ла станет одним из основных факторов развития банковского сектора страны. Иностранный капитал принесет современные банков­ские технологии, новью финан­совые инструменты, культуру корпоративного управления. В свою очередь усиление конку­ренции создаст предпосылки для слияния либо поглощения средних и мелких банков.

Снижение доли региональ­ных банков в обслуживании рентабельных предприятий, безусловно, отражается на тем­пах капитализации самостоя­тельных банков. Объединение капиталов — один из способов укрепления кредитных органи­заций региона.

Основная проблема для банковского бизнеса — поддер­жка на оптимальном уровне се­бестоимости продуктов. Со сни­жением ставки рефинансирова­ния банки начинают жестко контролировать издержки: сто­имость аренды, каналы связи, охрану и так далее. Наступает такой момент, когда сократить их можно только масштабировани­ем.

Определенные шаги в этом направлении банки предприни­мают. В 2003 году завершилась процедура реорганизации «Комвесбанка» путем присое­динения к ОАО «Ханты-Ман­сийский банк», банк УралСиб приобрел пермский банк «Дзер­жинский», «Пермкредит» объ­единяется с банком «Пермь ФД», а екатеринбургский Уральский банк реконструкции и развития со Свердлсоцбанком. Однако в масштабах реги­она факты интеграции банков­ского бизнеса остаются преце­дентом: тенденция отсутствует.

Укрупнению банковского бизнеса мешают противоречия между собственниками банков и технические сложности в ре­ализации процедур слияния и поглощения. Поэтому регио­нальные банки, несмотря на высокие затраты, продолжают расширять бизнес через про­никновение в соседние регио­ны и открытие там филиалов и дополнительных офисов.

В Челябинске таким образом успешно закрепились банки Тюменской и Свердловской областей (Тюменьэнергобанк, Уралвнешторгбанк). На рынок Перми вышел екатеринбургский банк «Драгоценности Урала».

Приходя на другие террито­рии, банки надеются найти для себя новые группы клиентов. Так, в Перми банк «Драгоценно­сти Урала» намерен развивать программы кредитования мало­го и среднего бизнеса и оказы­вать весь комплекс услуг населе­нию. В этом году банк собира­ется с таким же проектом зайти на рынок Тюмени. Магнитогор­ский «КредитУралБанк» актив­но осваивает екатеринбургский рынок автокредитования. Таким образом, увеличение объемов обслуживания средних и малых предприятий на соседних терри­ториях Урала позволяет банкам восстановить потери от оттока крупной клиентуры.

На сегодняшний момент крупные компании определи­лись с выбором своих банков. Можно и нужно бороться за средние и мелкие компании: они, во-первых, постоянно по­являются, а во-вторых, доста­точно легки на подъем, чтобы менять банковских операторов.

Среди отраслевых приорите­тов кредитных организаций – торговля, пищевая промыш­ленность, телекоммуникации. А самым перспективным секто­ром все без исключения банки называют бурно развивающее­ся строительство, которое нуж­дается в колоссальном объеме ресурсов. Правда, рост объемов кредитования тормо­зит конфликт между официальной платежеспособностью строительных организаций и канонами банковского креди­тования: часть оборотов строи­тельных компаний до сих пор находится «в тени».

Кроме того, банки по-пре­жнему ссылаются на несовер­шенство нормативной базы и общеэкономические проблемы, мешающие малому бизнесу ра­сти более быстрыми темпами.

Все же банки готовы поддержи­вать этот сектор, но не в убыток себе. Операции по кредитова­нию малого бизнеса по-пре­жнему остаются трудоемкими и дорогими по себестоимости. Остается надеяться на изменение инструкций ЦБ.

Видимо, поэтому в качестве стратегического сегмента дея­тельности малый и средний биз­нес рассматривают по большей части региональные банки. Эта ниша представляет интерес для тех банков, которые имеют уп­рощенную отлаженную техно­логию, обеспечивающую мини­мизацию издержек, к примеру, экспресс-кредитование. Для крупных универсальных бан­ков стратегическим сегментом являются корпоративные кли­енты среднего класса.

Однако такой расклад, судя по всему, сохранится недолго. Универсальные банки с развет­вленной филиальной сетью, отобрав у регионалов крупных клиентов, приглядываются те­перь к средним и малым. В част­ности. Внешторгбанк присту­пил к реализации программы по кредитованию малого и средне­го бизнеса, устанавливающей упрощенную процедуру рас­смотрения кредитных заявок.

Если в структуре кредитного портфеля доля региональных банков сокращается, то на рынке депозитов частных лиц, наоборот, растет. Хотя, безус­ловным лидером этой сферы во всех без исключения областях Урала был и остается Сбер­банк, часть рынка региональ­ным учреждениям удается от­воевывать. В Свердловской об­ласти в 2000 году местные бан­ки держали 33% рынка вкла­дов, в 2002-м - 37%, а в 2003-м (итоги за девять месяцев) — уже 48,3%. Для местных банков деньги населения — основная часть пассивов.

В сфере активных операций банки также стали ориентироваться на физических лиц. Настало время, когда стало выгодно кредитовать физические лица, потому что выросли их доходы и, как следствие, потребности. Как только человек получит кредит, он начнет интересоваться банковской деятельностью, а до этого он будет пассивным потребителем банковских услуг. Предвидя развитие конкуренции в этом сегменте рынка, региональные банки еще в начале 2002 года начали вовлекать население в финансовый оборот. Для этого они создают продукты на грани окупаемости, но так необходимые обычному человеку - проведение расчетов за коммунальные услуги, связь как в стационарной сети, так и через банкоматы. Безусловно, это операции очень дорогие. Чтобы как-то минимизировать потери, банки вкладываются в новые технологии, позволяющие снизить затраты на обслуживание в будущем, - растет число банкоматов, через которые можно провести расчетные операции, развиваются системы удаленного доступа - интернет-банк, клиент-банк.

Меняется и позиционирование банков на рынке: многие переходят от универсальности к специализации. Например, банк "Драгоценности Урала" начал преподносить себя как "семейный банк". Банк "24.ру", открывший первый в области "ночной" офис для населения, вышел на рынок с имиджем круглосуточного банка для деловых людей.  И все это для того, чтобы в конечном итоге быть готовым к массовому спросу на кредиты со стороны физических лиц.

Первые попытки понять уровень спроса банки начали делать примерно в середине 2002 года. Тон в этом процессе задают московские банки, специализирующиеся на ритейле, - "Первое О.В.К.", "Русский Стандарт". Они приносят на рынок свою технологию - создание кредитных продуктов совместно с торговыми фирмами. Однако региональные банки пока не пытаются ее копировать, предпочитая создавать свои продукты. В основном развитие идет в двух направлениях – автокредитование и краткосрочное кредитование владельцев пластиковых карт в рамках зарплатных проектов (овердрафт). В результате за 9 месяцев 2003 года объемы потребительского кредитования в области выросли в 2 раза и составили 5,9 млрд рублей. Новый виток конкуренции ожидается в связи с развитием ритейловых программ универсальными федеральными банками. Региональным же банкам стоит задуматься над стратегией успешной с ними конкуренции.


 





3. ПРОГНОЗЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

3.1 Последствия  вступления в ВТО для российской банковской системы


Прежде всего, вкратце суммируем положительные и отрицательные последствия вступления в ВТО для российской экономики в целом. Среди положительных последствий вступления можно назвать следующие:

1. Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли;

2. Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

3. Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

4. Международное сотрудничество на общепринятых условиях, переход на международные стандарты финансовой отчетности, международные принципы ведения бизнеса.

Надо сказать, что положительные последствия носят в основном довольно расплывчатый характер, неизвестно, как извлечь из них реальную пользу для России и в частности, для ее банковского сектора.

К основным же противоречиям, которые обязательно возникнут при вступлении России в ВТО, можно отнести следующие.

1. ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо. К тому же структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности и транспорта.

2. Расширение доступа на отечественный рынок импортных товаров и услуг, что способно существенно обострить конкуренцию по многим позициям на внутреннем рынке, к чему российская экономика пока не готова.

3. Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится.

4. Присоединение России к клубу организованных участников мировой торговли не способно устранить в полной мере имеющиеся торговые противоречия и напряженности с ее основными контрагентами. Вступление в  ВТО не гарантирует отмену применения против наших товаров антидемпинговых мер.

5. Вступление в ВТО приведет к уменьшению поступлений в государственный бюджет России.

6. Возможное повышению внутренних цен на топливно-сырьевые товары и, как результат, рост производственных издержек и снижение конкурентных преимуществ обрабатывающих отраслей промышленности.

7. И, наконец, к вступлению в ВТО Россия не подготовлена и в общегосударственном плане. Страна пока не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, т. е. представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании,  без  чего переговоры идут во многом на ощупь. [19]

По вопросу последствий вступления в ВТО для российской банковской системы специалисты расходятся во мнениях. Меньшинство считает, что вступление в ВТО никак не отразится на банковской системе страны: реальные ограничения для доступа на российский рынок банковских услуг отсутствуют уже сейчас и более привлекательным он не станет. Другие придерживаются того мнения, что резко возросшая конкуренция будет стимулировать развитие национальной банковской системы, то есть последствия будут благоприятны. Большинство же склонно считать, что данный процесс негативно скажется на российских банках: необходимо защищать российский рынок банковских услуг, принимать меры, препятствующие возникновению проблем и способные сгладить негативные последствия данного процесса.

Итак, что же положительного можно извлечь из вступления в ВТО для российской банковской системы?

Открытие национального рынка для иностранных банков позволяет:

– повысить капитализацию и емкость национальной банковской отрасли за счет средств иностранных банков. Рабочая группа по ВТО Европейского делового клуба считает, что ко времени присоединения России к ВТО доля иностранного капитала в банковском секторе должна быть увеличена до 30%, а после 5-летнего периода – до 50%;

– повысить конкуренцию в секторе банковских услуг, что приведет к повышению качества и снижению цены этих услуг;

– повысить имидж, открытость и инвестиционную привлекательность России;

– создать условия для сокращения оттока капитала за рубеж и возвращения какой-то его части;

– использовать передовые банковские технологии;

– осуществлять инвестиции в масштабах, значительно превышающих возможности российских банков.

Ряд представителей отечественного крупного бизнеса приветствуют проникновение зарубежного банковского капитала, так как он способствует получению крупных инвестиций в масштабах, намного превышающих возможности отечественных банков. Однако, у данного явления, конечно, имеются и негативные последствия.

При анализе негативных последствий, возникающих при вступлении страны в ВТО необходимо учитывать системные риски как минимум четырех порядков:

1. Непосредственно прямые риски собственно банковской системы (описаны ниже).

2. Риски второго порядка, возникающие при либерализации других секторов экономики ("риски от клиентов"). Например, российские банки могут вложить средства в какую-то отрасль экономики или отдельное предприятие, а они могут не выдержать конкуренции, оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства. При сырьевой ориентированности российского экспорта, огромном износе производственных фондов – эти риски весьма значительны.

3. Риски третьего порядка – "социальные", но также влияющие на банковскую систему. Двух видов: а) возможный рост безработицы и необходимость затрат на социальные компенсации; б) необходимость повышения затрат на заработную плату в соответствии со стандартами, чтобы избежать обвинений в демпинге. Как следствие, возможное падение конкурентоспособности российских товаров.

4. Риски четвертого порядка – "экологические". Развитые государства, члены ВТО, смогут также при необходимости использовать этот инструмент, потребовав от нас соблюдения экологических производственных стандартов. [4]

По мнению специалистов, прямые риски банковской системы при вступлении в ВТО могут заключаться в следующем:

1. Риск оттока капитала. Иностранные банки хотя и будут регулироваться российскими банковскими требованиями, но в политике размещения ресурсов будут руководствоваться, прежде всего, собственными интересами, которые будут учитывать в первую очередь национальные интересы своей страны. Существует вполне обоснованный риск, что средства, привлеченные на российском рынке, будут размещаться за рубежом. Такая ситуация  наблюдается уже сегодня. Например, на 28 банков, подконтрольных нерезидентам в РФ, приходится 10% банковских активов. Активы среднего банка этой группы почти в 6 раз превышают активы среднего российского банка. В анализе их деятельности   отчетливо превалирует специализация, связанная с оттоком капитала. Чистые иностранные активы составляют 45% активов этой банковской группы, что гораздо выше среднебанковского уровня (18%) Доля же кредитов реальному сектору составляет всего 27% против 40% в среднем по банкам РФ. Зато депозиты физических лиц за 9 месяцев 2001 года выросли более чем на 70%, что выше, чем в 2 раза средних темпов прироста по банковской системе;

2. Риск сравнительной потери деловой репутации.

Важным фактором конкурирующего превосходства является и деловая репутация. При прочих равных условиях (процентных ставках, тарифах, качеству обслуживания) еще долгое время, например, швейцарский банк будет для потребителя банковских услуг более привлекательным, нежели его российский коллега. Потому что за швейцарским банком – несколько столетий безупречной работы, а у российских банков – 4 кризиса за последние 10 лет;

3. Риск утраты влияния по использованию механизмов перераспределения средств в социальные и жизненно-важные отрасли.

Показателен пример Польши. Из 62 частных коммерческих банков 44 прямо или косвенно принадлежит иностранцам. Иностранные инвесторы контролируют почти 79% капитала и 68% активов всего польского сектора. На них приходится 72% совокупных кредитов и 64% депозитов.

Развитие сельскохозяйственных отраслей, когда-то славившихся своей продукцией, практически приостановлено. Однако западные банки не спешат вкладывать туда свои инвестиции, поскольку они не выгодны их государствам, которые поставляют в Польшу свою сельскохозяйственную продукцию;

4. Возрастание валютных рисков. Чем больше иностранной валюты в стране, тем выше степень подверженности колебаниям мирового финансового рынка, а также международным финансовым спекуляциям;

5. Риск сокращения занятости в банковской сфере, прежде всего высококвалифицированного и управленческого персонала, что вызвано концентрацией большинства технологических функций в зарубежных офисах иностранных банков.

6. Глобальный риск потери самостоятельности денежно-кредитной системы, утрата национального суверенитета в банковской отрасли, что несет в себе угрозу национальной безопасности.

Известно, что коммерческие банки являются неэмиссионным источником генерирования денег в экономику благодаря действию известного эффекта мультипликативного расширения депозитов. С учетом этого фактора банковская система производит 40% всех денег в экономике, а 60% приходится на эмиссионный центр –  Банк России. Эта функция мультипликативного расширения рублевой денежной массы – принадлежит исключительно отечественным коммерческим банкам.

В развитых странах, имеющих свободно конвертируемую валюту, это показатель намного больше за счет включения в производство "их" денег экономик других, прежде всего развивающихся стран. Основной объем операций в России иностранный банк будет производить в свободно конвертируемой валюте, что будет означать расширение денежной массы за счет валютной составляющей. В этом не было бы ничего страшного, если бы рубль был конвертируемой валютой. Но пока это не так, более сильная валюта будет уничтожать слабую. Нехватка рублей в экономике будет компенсироваться эмиссионным центром, неизбежно будет расти инфляция, а курс рубля будет падать. В стране-доноре все будет наоборот: валюта этой страны будет укрепляться, инфляция снижаться. Этот механизм хорошо известен, но он замалчивается, когда говорят, что надо широко открыть двери для иностранных банков.


3.2 Прогнозы развития регионального банковского сектора после присоединения к ВТО


Сегодня никто не может однозначно сказать, как скажется присоединение России к Всемирной торговой организации на региональном уровне. Никто не может точно спрогнозировать дальнейший путь развития экономики региона, а вместе с ней и банковского сектора. Попробуем представить в каких направлениях возможно дальнейшее движение банков Свердловской области.

Конечно, в банковском секторе региона произойдут определенные изменения и прежде всего институциональные.

Выделим 2 основных варианта развития событий с точки зрения экспансии на областной рынок банковских услуг инорегиональных (иностранных) кредитных организаций:

–       со вступлением в ВТО в региональный банковский сектор придут одна или несколько иностранных кредитных организаций;

–       иностранные банки сосредоточатся в Москве и Санкт-Петербурге, а столичные банки, не выдержав конкуренции, начнут проникать на региональный рынок.

Согласно первому сценарию после вступления России в ВТО произойдет открытие национального рынка, снизятся политические риски, и начнется процесс экспансии иностранных банков в нашу страну. Не останутся без внимания и регионы России – открытие инобанков будет происходить не только в Центре, но и в субъектах Федерации. Развитие событий по данному сценарию возможно, но маловероятно. Попробуем разобраться, почему.

Существуют определенные виды банковских услуг, международная торговля которыми сопряжена со значительными трудностями. Примером является оказание кредитно-расчетных услуг предприятиям малого и среднего бизнеса. В развитых странах эту нишу заполняют малые и средние банки, пользующиеся определенной поддержкой государства (льготное рефинансирование, дифференциация требований минимального собственного капитала в зависимости от количества обслуживаемых жителей). Работа с малым бизнесом и населением, проживающим в небольших городках, не выгодна для крупных (национальных) банков ввиду малого объема сделок по сравнению с трансакционными издержками банка и расходами на создание филиалов. Малые банки имеют личные связи со своими клиентами, могут достаточно адекватно оценить их кредитоспособность и ход их дел. Кроме того, малые банки не имеют активов, связанных с большими и рискованными инвестициями. Как известно, в России после кризиса 1998 года наиболее сильно пострадали большие национальные банки, имевшие крупные пакеты ГКО в своих активах. Мелкие местные банки, напротив, оказались более жизнеспособными и августовский кризис на них повлиял только косвенно, а именно через изменение положения их клиентов и условий внешней среды.

Поскольку малые иностранные банки специализируются на своей территории, то проникнуть на российский рынок могут только крупные банки. Эти банки, в свою очередь, обладают заинтересованностью в крупных проектах, то есть они, вероятнее всего, не будут вытеснять местные российские банки. Так как большинство банков Свердловской области можно отнести к категории малых и средних (по российским меркам), то вступление в ВТО не вызовет притока иностранных конкурентов в их рыночную нишу.

Сегодняшнее положение дел подтверждает этот тезис. Из 128 иностранных банков, имевших на 1 октября 2002 г. лицензию на право банковской деятельности в России, 88 относятся к г. Москве, то есть претендуют на статус крупных национальных банков. [25]

Однако существуют и исключения. Например, в Свердловской области действует филиал иностранного КМБ-банка, который специализируется на кредитовании малого бизнеса и получает положительную прибыль от этих операций. Он занимает достаточно большую часть этого сегмента рынка, что можно объяснить только пассивностью местных банков, которые не могут своевременно определять прибыльные ниши и активно их осваивать. Есть и другие иностранные банки, могущие составить конкуренцию региональным в секторе ритейла. К ним относятся, например, "Райффайзенбанк Австрия" и Bank Societe Generale Vostok.

Спектр услуг, предлагаемых российскими банками, незначительно отстает от предложения иностранцев (возможно, за исключением различных типов кредитных услуг). Российские банки даже имеют преимущество в осуществлении операций для своих клиентов в обход налогового и валютного законодательства.

Недостатком в коротком периоде и преимуществом в длительном для иностранных банков является их строгая приверженность букве закона, чем, вероятно, не всегда отличаются российские банки.

Существует не так много сфер, привлекательных для иностранных банков. Эти банки занимаются в основном обслуживанием западных клиентов и ограниченными инвестиционными проектами.

Отсутствие макроэкономической стабильности и значительные риски снижают привлекательность российского рынка для иностранных банков. С этой точки зрения, представляется маловероятным какое-либо их проникновение в Свердловскую область.

Более правдоподобно следующее: иностранные банки будут проникать в Россию для того, чтобы захватить развивающийся рынок, когда на нем еще нет значительной конкуренции. Сейчас в России удельный вес банковских активов по отношению к ВВП приблизительно составляет всего 22%. В Великобритании данный показатель - 65%, в Польше - 49%. Это как раз говорит о наличии свободного пространства на рынке банковских услуг в России. После внедрения на российский рынок иностранные банки могут получить выгоды от обладания рыночной властью при условии экономического роста в России.

Из анализа пространственного расположения банков с иностранными инвестициями можно сделать вывод, что Уральский федеральный округ (в том числе Свердловская область) не находится на первом месте среди приоритетов иностранных банков. Следовательно, существуют причины предполагать, что при освоении российского рынка иностранными банками дело дойдет до Свердловской области не в первую очередь и будет существовать определенный временной промежуток для адаптации свердловских банков к либерализации сектора финансовых услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты