|
|||||||||||||||||||||
Источник: Бюллетень банковской статистики, №3, 2004. Учитывая грядущее вступление России в ВТО, представляют интерес данные о том, сколько коммерческих банков с иностранным участием находится в Уральском Федеральном округе, в сравнении с данными по всей России, какую именно долю в уставном капитале занимают средства нерезидентов, а также какими эти банки обладают лицензиями. Все эти данные полезно рассмотреть в динамике, что представлено в прил. 1 и прил. 2. Как видим, кредитные организации с участием нерезидентов в УК пока представлены в малом количестве, а доли более 20% вообще не наблюдается. Но увеличение их количества, скорее всего, вопрос времени, так как в Уральском регионе сосредоточен довольно большой экономический потенциал, хотя, конечно, концентрация банковского капитала по сравнению с Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом довольно мала. Для целей дальнейшего анализа банковского сектора Свердловской области необходимо как-то идентифицировать региональные банки, разбить их на отдельные группы. В основу классификации региональных банков положен принцип принадлежности банка тому или иному собственнику. Выделим 5 групп собственников: – банковские группы; – менеджмент; – местные власти (муниципалитеты и правительства субъектов федерации); – промышленные группы; – государственные компании. (прил. 5) [21] Информацию о реальных владельцах уральских банков из открытых источников почерпнуть непросто, поэтому мы не исключаем, что оценка степени влияния тех или иных акционеров может не быть абсолютно достоверна. Ряд коммерческих банков так и не вошли ни в одну из групп (по той же самой причине). Но мы ставим другую задачу –сформировать общую картину, выделить стратегические цели и интересы владельцев. Цели первых двух категорий собственников – банковских групп и менеджеров – близки. И те и другие, как правило, профессиональные банкиры, банковский бизнес для них основной, его развитие – задача стратегическая. Разница между ними в одном: банковские группы организационно ушли вперед по сравнению с "одиночными" банками, контролируемыми менеджментом. Объединяет этих собственников то, что при любых изменениях в банковской системе они будут наиболее жестко и последовательно бороться за сохранение своего бизнеса. Просто потому, что быстро переориентировать профессиональные менеджерские команды с банковского на иной бизнес невозможно. Интерес банков, принадлежащих прямо или косвенно местным и региональным властям, всегда заключается в возможности проводить собственную финансовую политику на подведомственной территории. В Свердловской области такая кредитная организация несет на себе большую социальную нагрузку и вынуждена работать на невыгодных условиях с некоторыми клиентами. Но самый большой минус в деятельности этого банка – неопределенность. С одной стороны, на федеральном уровне деятельность таких банков особого одобрения не получает, чему подтверждение программа по переводу бюджетных счетов в Федеральное Казначейство. С другой – такие банки вроде бы нужны, по крайней мере, в части реализации целевых программ региональных и местных органов власти и выполнения ряда социальных функций. В любом варианте можно предположить, что местные власти будут всеми силами биться за возможность проведения самостоятельной финансовой политики. Две другие категории собственников – промышленные группы и госкомпании. Для промышленных групп банки являются, во-первых, инструментом управления финансами внутри группы, во-вторых, источником ресурсов, привлекаемых в основном от населения. Банковский бизнес для этих собственников не является основным – этим все сказано. Пока они готовы вкладывать средства в банки, и это видно по растущим капиталам и активам, например, Кредитуралбанка, обслуживающего Магнитогорский металлургический комбинат. Но такое состояние явно временное. Рано или поздно эти собственники должны будут определиться: либо отпустить банк в свободное плавание и, потеряв контроль, дать ему шанс выйти за рамки пусть и больших, но все равно ограниченных финансовых возможностей группы, либо продать. Третьего, если не вести речь о сохранении функций "карманного" банка, в долгосрочной перспективе не дано. Госкомпании еще менее заинтересованы в развитии собственных банков, поскольку как собственники сочетают сугубо утилитарный интерес промышленных групп и нерыночность подходов государства. Парадокс заключается в том, что, несмотря на более низкую мотивацию этих собственников, промышленные группы и госкомпании способны дать подконтрольным банкам больше, нежели все остальные собственники вместе взятые. Далее данные группы кредитных организаций будут рассмотрены более предметно, а именно влияние на банковский сектор области вступления России в ВТО, поведение и пути развития каждой из них. 2.4 Перспективы развития банковского сектора Свердловской областиУральский регион всегда отличался высоким уровнем конкуренции в банковском секторе. Мощный промышленный потенциал способствовал становлению собственной региональной банковской системы и в то же время притягивал капитал других территорий, прежде всего Москвы. Еще до недавнего времени предметом спора был самый лакомый кусочек банковской клиентуры — экспортно-ориентированные предприятия. Сейчас соперничество разворачивается за средний и малый бизнес, а также за население. Появление в регионах «дочек» иностранных банков и реализация закона о страховании вкладов сделают борьбу за клиента еще острее. Передел наиболее привлекательной банковской клиентуры из числа крупных холдингов и компаний завершился на Урале с началом подъема производства. Раньше региональные банки удовлетворяли спрос местной промышленности на ресурсы, однако сейчас их капитала уже не хватает, чтобы закрыть ее растущие потребности: еще в 2000 году на долю самостоятельных банков Свердловской области приходилось 73% общего кредитного портфеля, в 2001-м – 56%. в 2002-м – 55%, а на 1 октября 2003 года – только 43%. Следует признать тот факт, что 30 – 35% корпоративных VlP-клиентов уже завоеваны филиалами столичных банков. Самые крупные предприятия базовых отраслей промышленности Урала (машиностроения, металлургии, нефтяной и химической промышленности) работают, как правило, сразу с несколькими филиалами московских банков. Банкам Свердловской области приходится конкурировать с Внешторгбанком, Сбербанком и Газпромбанком. И не только за предоставление кредитов, но и за деньги на текущих счетах крупных заводов. Это создает жесткую конкурентную среду и в процентных ставках, и в тарифах на обслуживание. Крупные предприятия заинтересованы в первую очередь в долгосрочном финансировании для обновления и модернизации основных фондов. Между банками за эти контракты идет ожесточенная борьба и побеждает тот финансовый институт, который предложит лучшие и оптимальные условия. Конкуренты свердловских банков в этой сфере бизнеса — Банк Москвы, Санкт-Петербургский Промстройбанк, Альфа-банк. Иностранные банки не дремлют: они начали наступление на клиентов. Банк России, понимая, что российская система пока не готова к конкуренции с мировыми лидерами, не допускает на рынок западные кредитные организации в форме филиалов. Однако он не в состоянии остановить экспансию в регионы дочерних структур, работающих по российским законам. Так, свои филиалы в Свердловской области намерены открыть «Райффайзенбанк-Австрия» и Bank Societe Generale Vostok. Безусловно, на первом этапе зарубежные кредитные организации будут интересоваться в основном тем же крупным сектором. Но охват широкой клиентуры — дело времени. Территориальное присутствие необходимо для сотрудничества с предприятиями среднего и малого сегмента, так как с наиболее крупными компаниями и холдингами иностранные банки успешно работают и без локальных офисов. Два года назад, когда Международный Московский банк открывал офис в Екатеринбурге, он тоже сотрудничал с крупнейшими уральскими компаниями, переросшими возможности местной банковской системы. Представители регионального банковского сектора считают, что экспансия иностранного капитала ему не угрожает. По мнению бывшего заместителя генерального директора ОАО «Пермская финансово-производственная группа» Никиты Белых, 15 марта 2003 года назначенного на пост вице-губернатора Пермской области, местные игроки, как и потребители банковского продукта, только выиграют от усиления конкуренции. С ним солидарен и президент ОАО «Уралвнешторгбанк» Валериан Попков: «Я думаю, они найдут здесь свою клиентуру среди и предприятий, и населения. Это та категория клиентов, которая готова разместить свои деньги под низкую доходность, но иметь при этом более высокую надежность. Ведь известно, что ставки по депозитам в иностранных банках ниже, чем в наших. Мало того, иностранные банки будут приучать клиентов к тому, что за банковские услуги нужно платить». Приток иностранного капитала станет одним из основных факторов развития банковского сектора страны. Иностранный капитал принесет современные банковские технологии, новью финансовые инструменты, культуру корпоративного управления. В свою очередь усиление конкуренции создаст предпосылки для слияния либо поглощения средних и мелких банков. Снижение доли региональных банков в обслуживании рентабельных предприятий, безусловно, отражается на темпах капитализации самостоятельных банков. Объединение капиталов — один из способов укрепления кредитных организаций региона. Основная проблема для банковского бизнеса — поддержка на оптимальном уровне себестоимости продуктов. Со снижением ставки рефинансирования банки начинают жестко контролировать издержки: стоимость аренды, каналы связи, охрану и так далее. Наступает такой момент, когда сократить их можно только масштабированием. Определенные шаги в этом направлении банки предпринимают. В 2003 году завершилась процедура реорганизации «Комвесбанка» путем присоединения к ОАО «Ханты-Мансийский банк», банк УралСиб приобрел пермский банк «Дзержинский», «Пермкредит» объединяется с банком «Пермь ФД», а екатеринбургский Уральский банк реконструкции и развития со Свердлсоцбанком. Однако в масштабах региона факты интеграции банковского бизнеса остаются прецедентом: тенденция отсутствует. Укрупнению банковского бизнеса мешают противоречия между собственниками банков и технические сложности в реализации процедур слияния и поглощения. Поэтому региональные банки, несмотря на высокие затраты, продолжают расширять бизнес через проникновение в соседние регионы и открытие там филиалов и дополнительных офисов. В Челябинске таким образом успешно закрепились банки Тюменской и Свердловской областей (Тюменьэнергобанк, Уралвнешторгбанк). На рынок Перми вышел екатеринбургский банк «Драгоценности Урала». Приходя на другие территории, банки надеются найти для себя новые группы клиентов. Так, в Перми банк «Драгоценности Урала» намерен развивать программы кредитования малого и среднего бизнеса и оказывать весь комплекс услуг населению. В этом году банк собирается с таким же проектом зайти на рынок Тюмени. Магнитогорский «КредитУралБанк» активно осваивает екатеринбургский рынок автокредитования. Таким образом, увеличение объемов обслуживания средних и малых предприятий на соседних территориях Урала позволяет банкам восстановить потери от оттока крупной клиентуры. На сегодняшний момент крупные компании определились с выбором своих банков. Можно и нужно бороться за средние и мелкие компании: они, во-первых, постоянно появляются, а во-вторых, достаточно легки на подъем, чтобы менять банковских операторов. Среди отраслевых приоритетов кредитных организаций – торговля, пищевая промышленность, телекоммуникации. А самым перспективным сектором все без исключения банки называют бурно развивающееся строительство, которое нуждается в колоссальном объеме ресурсов. Правда, рост объемов кредитования тормозит конфликт между официальной платежеспособностью строительных организаций и канонами банковского кредитования: часть оборотов строительных компаний до сих пор находится «в тени». Кроме того, банки по-прежнему ссылаются на несовершенство нормативной базы и общеэкономические проблемы, мешающие малому бизнесу расти более быстрыми темпами. Все же банки готовы поддерживать этот сектор, но не в убыток себе. Операции по кредитованию малого бизнеса по-прежнему остаются трудоемкими и дорогими по себестоимости. Остается надеяться на изменение инструкций ЦБ. Видимо, поэтому в качестве стратегического сегмента деятельности малый и средний бизнес рассматривают по большей части региональные банки. Эта ниша представляет интерес для тех банков, которые имеют упрощенную отлаженную технологию, обеспечивающую минимизацию издержек, к примеру, экспресс-кредитование. Для крупных универсальных банков стратегическим сегментом являются корпоративные клиенты среднего класса. Однако такой расклад, судя по всему, сохранится недолго. Универсальные банки с разветвленной филиальной сетью, отобрав у регионалов крупных клиентов, приглядываются теперь к средним и малым. В частности. Внешторгбанк приступил к реализации программы по кредитованию малого и среднего бизнеса, устанавливающей упрощенную процедуру рассмотрения кредитных заявок. Если в структуре кредитного портфеля доля региональных банков сокращается, то на рынке депозитов частных лиц, наоборот, растет. Хотя, безусловным лидером этой сферы во всех без исключения областях Урала был и остается Сбербанк, часть рынка региональным учреждениям удается отвоевывать. В Свердловской области в 2000 году местные банки держали 33% рынка вкладов, в 2002-м - 37%, а в 2003-м (итоги за девять месяцев) — уже 48,3%. Для местных банков деньги населения — основная часть пассивов. В сфере активных операций банки также стали ориентироваться на физических лиц. Настало время, когда стало выгодно кредитовать физические лица, потому что выросли их доходы и, как следствие, потребности. Как только человек получит кредит, он начнет интересоваться банковской деятельностью, а до этого он будет пассивным потребителем банковских услуг. Предвидя развитие конкуренции в этом сегменте рынка, региональные банки еще в начале 2002 года начали вовлекать население в финансовый оборот. Для этого они создают продукты на грани окупаемости, но так необходимые обычному человеку - проведение расчетов за коммунальные услуги, связь как в стационарной сети, так и через банкоматы. Безусловно, это операции очень дорогие. Чтобы как-то минимизировать потери, банки вкладываются в новые технологии, позволяющие снизить затраты на обслуживание в будущем, - растет число банкоматов, через которые можно провести расчетные операции, развиваются системы удаленного доступа - интернет-банк, клиент-банк. Меняется и позиционирование банков на рынке: многие переходят от универсальности к специализации. Например, банк "Драгоценности Урала" начал преподносить себя как "семейный банк". Банк "24.ру", открывший первый в области "ночной" офис для населения, вышел на рынок с имиджем круглосуточного банка для деловых людей. И все это для того, чтобы в конечном итоге быть готовым к массовому спросу на кредиты со стороны физических лиц. Первые попытки понять уровень спроса банки начали делать примерно в середине 2002 года. Тон в этом процессе задают московские банки, специализирующиеся на ритейле, - "Первое О.В.К.", "Русский Стандарт". Они приносят на рынок свою технологию - создание кредитных продуктов совместно с торговыми фирмами. Однако региональные банки пока не пытаются ее копировать, предпочитая создавать свои продукты. В основном развитие идет в двух направлениях – автокредитование и краткосрочное кредитование владельцев пластиковых карт в рамках зарплатных проектов (овердрафт). В результате за 9 месяцев 2003 года объемы потребительского кредитования в области выросли в 2 раза и составили 5,9 млрд рублей. Новый виток конкуренции ожидается в связи с развитием ритейловых программ универсальными федеральными банками. Региональным же банкам стоит задуматься над стратегией успешной с ними конкуренции. 3. ПРОГНОЗЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ3.1 Последствия вступления в ВТО для российской банковской системыПрежде всего, вкратце суммируем положительные и отрицательные последствия вступления в ВТО для российской экономики в целом. Среди положительных последствий вступления можно назвать следующие: 1. Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли; 2. Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; 3. Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; 4. Международное сотрудничество на общепринятых условиях, переход на международные стандарты финансовой отчетности, международные принципы ведения бизнеса. Надо сказать, что положительные последствия носят в основном довольно расплывчатый характер, неизвестно, как извлечь из них реальную пользу для России и в частности, для ее банковского сектора. К основным же противоречиям, которые обязательно возникнут при вступлении России в ВТО, можно отнести следующие. 1. ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо. К тому же структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности и транспорта. 2. Расширение доступа на отечественный рынок импортных товаров и услуг, что способно существенно обострить конкуренцию по многим позициям на внутреннем рынке, к чему российская экономика пока не готова. 3. Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится. 4. Присоединение России к клубу организованных участников мировой торговли не способно устранить в полной мере имеющиеся торговые противоречия и напряженности с ее основными контрагентами. Вступление в ВТО не гарантирует отмену применения против наших товаров антидемпинговых мер. 5. Вступление в ВТО приведет к уменьшению поступлений в государственный бюджет России. 6. Возможное повышению внутренних цен на топливно-сырьевые товары и, как результат, рост производственных издержек и снижение конкурентных преимуществ обрабатывающих отраслей промышленности. 7. И, наконец, к вступлению в ВТО Россия не подготовлена и в общегосударственном плане. Страна пока не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, т. е. представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании, без чего переговоры идут во многом на ощупь. [19] По вопросу последствий вступления в ВТО для российской банковской системы специалисты расходятся во мнениях. Меньшинство считает, что вступление в ВТО никак не отразится на банковской системе страны: реальные ограничения для доступа на российский рынок банковских услуг отсутствуют уже сейчас и более привлекательным он не станет. Другие придерживаются того мнения, что резко возросшая конкуренция будет стимулировать развитие национальной банковской системы, то есть последствия будут благоприятны. Большинство же склонно считать, что данный процесс негативно скажется на российских банках: необходимо защищать российский рынок банковских услуг, принимать меры, препятствующие возникновению проблем и способные сгладить негативные последствия данного процесса. Итак, что же положительного можно извлечь из вступления в ВТО для российской банковской системы? Открытие национального рынка для иностранных банков позволяет: – повысить капитализацию и емкость национальной банковской отрасли за счет средств иностранных банков. Рабочая группа по ВТО Европейского делового клуба считает, что ко времени присоединения России к ВТО доля иностранного капитала в банковском секторе должна быть увеличена до 30%, а после 5-летнего периода – до 50%; – повысить конкуренцию в секторе банковских услуг, что приведет к повышению качества и снижению цены этих услуг; – повысить имидж, открытость и инвестиционную привлекательность России; – создать условия для сокращения оттока капитала за рубеж и возвращения какой-то его части; – использовать передовые банковские технологии; – осуществлять инвестиции в масштабах, значительно превышающих возможности российских банков. Ряд представителей отечественного крупного бизнеса приветствуют проникновение зарубежного банковского капитала, так как он способствует получению крупных инвестиций в масштабах, намного превышающих возможности отечественных банков. Однако, у данного явления, конечно, имеются и негативные последствия. При анализе негативных последствий, возникающих при вступлении страны в ВТО необходимо учитывать системные риски как минимум четырех порядков: 1. Непосредственно прямые риски собственно банковской системы (описаны ниже). 2. Риски второго порядка, возникающие при либерализации других секторов экономики ("риски от клиентов"). Например, российские банки могут вложить средства в какую-то отрасль экономики или отдельное предприятие, а они могут не выдержать конкуренции, оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства. При сырьевой ориентированности российского экспорта, огромном износе производственных фондов – эти риски весьма значительны. 3. Риски третьего порядка – "социальные", но также влияющие на банковскую систему. Двух видов: а) возможный рост безработицы и необходимость затрат на социальные компенсации; б) необходимость повышения затрат на заработную плату в соответствии со стандартами, чтобы избежать обвинений в демпинге. Как следствие, возможное падение конкурентоспособности российских товаров. 4. Риски четвертого порядка – "экологические". Развитые государства, члены ВТО, смогут также при необходимости использовать этот инструмент, потребовав от нас соблюдения экологических производственных стандартов. [4] По мнению специалистов, прямые риски банковской системы при вступлении в ВТО могут заключаться в следующем: 1. Риск оттока капитала. Иностранные банки хотя и будут регулироваться российскими банковскими требованиями, но в политике размещения ресурсов будут руководствоваться, прежде всего, собственными интересами, которые будут учитывать в первую очередь национальные интересы своей страны. Существует вполне обоснованный риск, что средства, привлеченные на российском рынке, будут размещаться за рубежом. Такая ситуация наблюдается уже сегодня. Например, на 28 банков, подконтрольных нерезидентам в РФ, приходится 10% банковских активов. Активы среднего банка этой группы почти в 6 раз превышают активы среднего российского банка. В анализе их деятельности отчетливо превалирует специализация, связанная с оттоком капитала. Чистые иностранные активы составляют 45% активов этой банковской группы, что гораздо выше среднебанковского уровня (18%) Доля же кредитов реальному сектору составляет всего 27% против 40% в среднем по банкам РФ. Зато депозиты физических лиц за 9 месяцев 2001 года выросли более чем на 70%, что выше, чем в 2 раза средних темпов прироста по банковской системе; 2. Риск сравнительной потери деловой репутации. Важным фактором конкурирующего превосходства является и деловая репутация. При прочих равных условиях (процентных ставках, тарифах, качеству обслуживания) еще долгое время, например, швейцарский банк будет для потребителя банковских услуг более привлекательным, нежели его российский коллега. Потому что за швейцарским банком – несколько столетий безупречной работы, а у российских банков – 4 кризиса за последние 10 лет; 3. Риск утраты влияния по использованию механизмов перераспределения средств в социальные и жизненно-важные отрасли. Показателен пример Польши. Из 62 частных коммерческих банков 44 прямо или косвенно принадлежит иностранцам. Иностранные инвесторы контролируют почти 79% капитала и 68% активов всего польского сектора. На них приходится 72% совокупных кредитов и 64% депозитов. Развитие сельскохозяйственных отраслей, когда-то славившихся своей продукцией, практически приостановлено. Однако западные банки не спешат вкладывать туда свои инвестиции, поскольку они не выгодны их государствам, которые поставляют в Польшу свою сельскохозяйственную продукцию; 4. Возрастание валютных рисков. Чем больше иностранной валюты в стране, тем выше степень подверженности колебаниям мирового финансового рынка, а также международным финансовым спекуляциям; 5. Риск сокращения занятости в банковской сфере, прежде всего высококвалифицированного и управленческого персонала, что вызвано концентрацией большинства технологических функций в зарубежных офисах иностранных банков. 6. Глобальный риск потери самостоятельности денежно-кредитной системы, утрата национального суверенитета в банковской отрасли, что несет в себе угрозу национальной безопасности. Известно, что коммерческие банки являются неэмиссионным источником генерирования денег в экономику благодаря действию известного эффекта мультипликативного расширения депозитов. С учетом этого фактора банковская система производит 40% всех денег в экономике, а 60% приходится на эмиссионный центр – Банк России. Эта функция мультипликативного расширения рублевой денежной массы – принадлежит исключительно отечественным коммерческим банкам. В развитых странах, имеющих свободно конвертируемую валюту, это показатель намного больше за счет включения в производство "их" денег экономик других, прежде всего развивающихся стран. Основной объем операций в России иностранный банк будет производить в свободно конвертируемой валюте, что будет означать расширение денежной массы за счет валютной составляющей. В этом не было бы ничего страшного, если бы рубль был конвертируемой валютой. Но пока это не так, более сильная валюта будет уничтожать слабую. Нехватка рублей в экономике будет компенсироваться эмиссионным центром, неизбежно будет расти инфляция, а курс рубля будет падать. В стране-доноре все будет наоборот: валюта этой страны будет укрепляться, инфляция снижаться. Этот механизм хорошо известен, но он замалчивается, когда говорят, что надо широко открыть двери для иностранных банков. 3.2 Прогнозы развития регионального банковского сектора после присоединения к ВТОСегодня никто не может однозначно сказать, как скажется присоединение России к Всемирной торговой организации на региональном уровне. Никто не может точно спрогнозировать дальнейший путь развития экономики региона, а вместе с ней и банковского сектора. Попробуем представить в каких направлениях возможно дальнейшее движение банков Свердловской области. Конечно, в банковском секторе региона произойдут определенные изменения и прежде всего институциональные. Выделим 2 основных варианта развития событий с точки зрения экспансии на областной рынок банковских услуг инорегиональных (иностранных) кредитных организаций: – со вступлением в ВТО в региональный банковский сектор придут одна или несколько иностранных кредитных организаций; – иностранные банки сосредоточатся в Москве и Санкт-Петербурге, а столичные банки, не выдержав конкуренции, начнут проникать на региональный рынок. Согласно первому сценарию после вступления России в ВТО произойдет открытие национального рынка, снизятся политические риски, и начнется процесс экспансии иностранных банков в нашу страну. Не останутся без внимания и регионы России – открытие инобанков будет происходить не только в Центре, но и в субъектах Федерации. Развитие событий по данному сценарию возможно, но маловероятно. Попробуем разобраться, почему. Существуют определенные виды банковских услуг, международная торговля которыми сопряжена со значительными трудностями. Примером является оказание кредитно-расчетных услуг предприятиям малого и среднего бизнеса. В развитых странах эту нишу заполняют малые и средние банки, пользующиеся определенной поддержкой государства (льготное рефинансирование, дифференциация требований минимального собственного капитала в зависимости от количества обслуживаемых жителей). Работа с малым бизнесом и населением, проживающим в небольших городках, не выгодна для крупных (национальных) банков ввиду малого объема сделок по сравнению с трансакционными издержками банка и расходами на создание филиалов. Малые банки имеют личные связи со своими клиентами, могут достаточно адекватно оценить их кредитоспособность и ход их дел. Кроме того, малые банки не имеют активов, связанных с большими и рискованными инвестициями. Как известно, в России после кризиса 1998 года наиболее сильно пострадали большие национальные банки, имевшие крупные пакеты ГКО в своих активах. Мелкие местные банки, напротив, оказались более жизнеспособными и августовский кризис на них повлиял только косвенно, а именно через изменение положения их клиентов и условий внешней среды. Поскольку малые иностранные банки специализируются на своей территории, то проникнуть на российский рынок могут только крупные банки. Эти банки, в свою очередь, обладают заинтересованностью в крупных проектах, то есть они, вероятнее всего, не будут вытеснять местные российские банки. Так как большинство банков Свердловской области можно отнести к категории малых и средних (по российским меркам), то вступление в ВТО не вызовет притока иностранных конкурентов в их рыночную нишу. Сегодняшнее положение дел подтверждает этот тезис. Из 128 иностранных банков, имевших на 1 октября 2002 г. лицензию на право банковской деятельности в России, 88 относятся к г. Москве, то есть претендуют на статус крупных национальных банков. [25] Однако существуют и исключения. Например, в Свердловской области действует филиал иностранного КМБ-банка, который специализируется на кредитовании малого бизнеса и получает положительную прибыль от этих операций. Он занимает достаточно большую часть этого сегмента рынка, что можно объяснить только пассивностью местных банков, которые не могут своевременно определять прибыльные ниши и активно их осваивать. Есть и другие иностранные банки, могущие составить конкуренцию региональным в секторе ритейла. К ним относятся, например, "Райффайзенбанк Австрия" и Bank Societe Generale Vostok. Спектр услуг, предлагаемых российскими банками, незначительно отстает от предложения иностранцев (возможно, за исключением различных типов кредитных услуг). Российские банки даже имеют преимущество в осуществлении операций для своих клиентов в обход налогового и валютного законодательства. Недостатком в коротком периоде и преимуществом в длительном для иностранных банков является их строгая приверженность букве закона, чем, вероятно, не всегда отличаются российские банки. Существует не так много сфер, привлекательных для иностранных банков. Эти банки занимаются в основном обслуживанием западных клиентов и ограниченными инвестиционными проектами. Отсутствие макроэкономической стабильности и значительные риски снижают привлекательность российского рынка для иностранных банков. С этой точки зрения, представляется маловероятным какое-либо их проникновение в Свердловскую область. Более правдоподобно следующее: иностранные банки будут проникать в Россию для того, чтобы захватить развивающийся рынок, когда на нем еще нет значительной конкуренции. Сейчас в России удельный вес банковских активов по отношению к ВВП приблизительно составляет всего 22%. В Великобритании данный показатель - 65%, в Польше - 49%. Это как раз говорит о наличии свободного пространства на рынке банковских услуг в России. После внедрения на российский рынок иностранные банки могут получить выгоды от обладания рыночной властью при условии экономического роста в России. Из анализа пространственного расположения банков с иностранными инвестициями можно сделать вывод, что Уральский федеральный округ (в том числе Свердловская область) не находится на первом месте среди приоритетов иностранных банков. Следовательно, существуют причины предполагать, что при освоении российского рынка иностранными банками дело дойдет до Свердловской области не в первую очередь и будет существовать определенный временной промежуток для адаптации свердловских банков к либерализации сектора финансовых услуг. |
|