Рефераты

Банковская система России: современные проблемы и перспективы развития

Доля иностранного капитала в его структуре возросла более чем в 2 раза и составила 9,9%. По данным ФССН, в 2007 году 819 страховых организаций, предоставивших отчетность, получили страховые взносы в размере 776,0 млрд. рублей, что на 27,1% больше, чем в 2006 году. Объем страховых выплат, составивший 481,9 млрд. рублей, увеличился на 36,6%. В 2007 году темпы прироста этих показателей были выше, чем в 2006 году.

В 2007 году темп прироста взносов по добровольному страхованию повысился до 20,7% по сравнению с 15,5% в 2006 году, но сохранилась тенденция к снижению их доли в совокупном объеме взносов (55,2% на 1.01.2007 и 52,5% на 1.01.2008). Впервые после 2003 года увеличился объем взносов по страхованию жизни (на 42,0%). Этому способствовало завершение в основном работы ФССН по очищению данного сегмента страхового рынка от схем, способствующих уходу страхователей от налогообложения. В структуре взносов по добровольному страхованию по прежнему преобладало имущественное страхование— 67,3% их суммарного объема.

Темп прироста объема взносов по обязательному страхованию почти не изменился по сравнению с 2006 годом, составив 34,9%. Традиционно подавляющую часть его суммарного объема обеспечивало обязательное медицинское страхование — 78,6%. По сравнению с 2006 годом в 1,3 раза уменьшился темп прироста объема взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (13,5% за 2007 год), а их доля в суммарных взносах по обязательному страхованию снизилась с 23,4 до 19,7%.

По итогам 9 месяцев 2007 года доля перестраховщиков в страховых резервах в активах страховых организаций сократилась и на 1.10.2007 составила 10% суммарных активов (из них 60% приходилось на долю перестраховщиков — резидентов Российской Федерации).

В 2007 году продолжился рост отношения суммарных страховых выплат к взносам, составив 62,1% на 1.01.2008 по сравнению с 57,8% на 1.01.2007. Наиболее существенно этот показатель возрос в имущественном страховании—на 5,0 процентного пункта (до 33,3%).

По данным предоставляемой в Банк России отчетности страховых организаций, основными направлениями вложений оставались ценные бумаги (42,0% на 1.10.2007) и банковские депозиты (22,0%). За 9 месяцев 2007 года вложения в банковский сектор выросли на 24%, а вложения в сектор нефинансовых организаций сократились на 15%.

Паевые инвестиционные институты (ПИФы)

В 2007 году на динамике развития ПИФов в основном сказалась менее благоприятная по-сравнению с 2006 годом конъюнктура российского фондового рынка. Свыше 60% прироста стоимости чистых активов (СЧА) пришлось на первое полугодие 2007 года; средняя годовая доходность большинства ПИФов была ниже, чем в 2006 году. Нетто-приток средств пайщиков более чем в 2 раза превысил уровень 2006 года, однако, в отличие от 2006 года, почти весь его объем обеспечили закрытые ПИФы.

За 2007 год число ПИФов увеличилось на 383 единицы — до 10241 на 1.01.2008. Наиболее существенно возросло количество закрытых ПИФов — на 197. Увеличение доли фондов этого типа в общем количестве ПИФов до 43,4% объясняется высоким спросом на их услуги, прежде всего на рынке недвижимости. Удельный вес открытых фондов составил 46,8%, интервальных — 9,8%.

Суммарная стоимость чистых активов паевых инвестиционных фондов достигла 745,1 млрд. рублей, однако темп ее прироста был меньше, чем в 2006 году. В отличие от 2006 года, замедлился прирост СЧА открытых ПИФов (49,4% за 2007 год). Впервые за последние годы уменьшилась СЧА интервальных ПИФов (на 28,0%). Наиболее интенсивно развивались закрытые ПИФы: при темпе прироста СЧА 110,0% они обеспечили 91,4% прироста суммарной СЧА. В результате доля СЧА закрытых фондов в суммарном объеме СЧА ПИФов возросла до 76,0%.

Как и в 2006 году, снижение в структуре стоимости чистых активов доли фондов акций объясняется опережающим ростом СЧА фондов смешанных инвестиций и особенно фондов недвижимости по сравнению со стоимостью чистых активов фондов акций. Интенсивное, хотя и более умеренное по сравнению с 2006 годом, развитие фондов недвижимости (темп прироста СЧА за 2007 год — 161,2%) по-прежнему связано с привлекательностью недвижимости как доходного инструмента сбережений.

За 2007 год число управляющих компаний (УК), имеющих в управлении ПИФы, выросло на 78 по сравнению с ростом на 51 за 2006 год, составив 256. Наиболее существенно, в 1,6 раза (до 177), увеличилось число УК, управляющих закрытыми ПИФами. Одной из мер, предпринятых УК для стимулирования привлекательности ПИФов, было преобразование ряда интервальных ПИФов в открытые, способные более оперативно проводить операции с паями.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ). По предварительным данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), за 2007 год количество действующих НПФ уменьшилось на 37 единиц— до 252 на 1.01.2008. Суммарный объем собственного имущества НПФ, предоставивших отчетность, на 1.01.2008 составил 602,8 млрд. рублей, увеличившись на 17,1% по сравнению с началом 2007 года. Объем пенсионных резервов возрос на 16,7% (до 472,8 млрд. рублей), а стоимость имущества для обеспечения уставной деятельности — на 5,5% (до 96,4 млрд. рублей). За последние годы это наихудшие показатели развития НПФ.

За 2007 год численность участников НПФ увеличилась до 6,8 млн. человек, а количество граждан, получающих пенсию в НПФ, — до 1026,2 тыс. человек. Среднемесячная негосударственная пенсия выросла на 13,2%— до 1124,1 рубля, но осталась почти в 3 раза ниже государственной пенсии.

Объем пенсионных накоплений, переданных в НПФ из системы обязательного пенсионного обеспечения, на 1.01.2008 достиг 26,5 млрд. рублей, что в 2,7 раза больше, чем на начало 2007 года. По данным Пенсионного фонда России, в 2007 году НПФ заключили около 1,5 млн. договоров на управление пенсионными накоплениями, что в 1,8 раза больше, чем в 2006 году, и является максимальным показателем за весь период работы НПФ на рынке обязательного пенсионного обеспечения.

В структуре инвестиционного портфеля НПФ доля инвестиций в акции и корпоративные облигации за 2007 год снизилась с 70,6 до 42,2%, в векселя с 8,3 до 3,7%. Инвестиции НПФ в государственные и муниципальные ценные бумаги составили 5,4% совокупного инвестиционного портфеля НПФ, а в банковские депозиты — 8,4%. Воспользовавшись принятыми в 2007 году новыми правилами размещения пенсионных резервов, НПФ нарастили долю инвестиций в паи ПИФов (с 1,9 до 4,2%). Практически все операции негосударственных пенсионных фондов по инвестированию средств пенсионных резервов осуществлялись с резидентами в валюте Российской Федерации. Доля вложений в ценные бумаги иностранных государств и организаций составила 0,01% на 1.01.2008.


3                   Проблемы и задачи развития и функционирования банковской системы России


3.1            Кризис ликвидности в российских банках


Российские банки в ближайшее время столкнутся с очевидной дилеммой. Средств для финансирования по-прежнему высокого спроса на розничные и корпоративные кредиты не хватает, так как возможность наращивать внешние займы резко сократилась. Соответственно, придется выбирать между корпоративным и розничным кредитованием.

Вполне вероятно, одни банки предпочтут опять сконцентрироваться на крупных заемщиках, которые возвращаются на внутренний рынок из-за сжатия международной ликвидности. Привлекательность такой стратегии ясна: несколько крупных клиентов позволяют вести бизнес с минимальными издержками на персонал. Второй стратегией будет, напротив, углубление в сегменты розничного кредитования и кредитования мелких и средних компаний. Преимущество этой стратегии заключается в том, что заемщики будут готовы согласиться на повышенные процентные ставки в отличие от избалованных крупных клиентов. Издержки для проникновения на этот сегмент достаточно высоки, но они могут быть оправданы ростом доходов.

В силу истории развития российской банковской системы представляется, что банков с первым типом стратегии роста будет в конечном счете больше. Очевидно, что государственные банки начнут кредитовать крупнейшие российские компании, которые пока не меняли свои амбициозные инвестиционные планы. Кроме того, не секрет, что выход на рынки розничного кредитования для многих банков был интересен либо как средство повышения своей стоимости в глазах иностранных акционеров, либо как возможность в дальнейшем удешевить стоимость фондирования через механизмы секьюритизации. На данный момент обе эти опции уже не так очевидны, как раньше: спрос иностранных банков на российские банковские активы будет зависеть от того, насколько разрушительными будут последствия финансовой нестабильности для иностранных организаций, а рынки секьюритизации на ближайшее будущее останутся закрытыми.

Рост розничного кредитования в последние годы часто рассматривается с точки зрения изменения структуры бизнеса российских банков, но достаточно редко с точки зрения изменения потребительских настроений. Тем не менее, рост жизненного уровня населения обусловлен именно тем, что банковские кредиты, о которых еще пять лет назад думали только единицы, теперь стали доступны многим.

Хотя по статистике в России банковскими кредитами пользуется 10% населения, но если вдуматься, эта цифра не так уж мала: это около 15 млн. человек или пятая часть экономически активного населения. На отдельных рынках, например на автомобильном, роль кредитов очень значима. По последним данным, почти 43% продаж на первичном рынке автомобилей приходится на сделки, оплаченные кредитами.

Эти аспекты повседневной жизни в целом настолько значимы, что находят отражение в структурных изменениях экономических индикаторов. Если в 2004 году доля розничных кредитов в финансирование роста потребления домохозяйств составляла только 14%, то в последние три года устойчиво превышает 40%.

Кроме привычки пользоваться кредитами у заемщиков сформировалось также устойчивое ожидание постоянного снижения процентных ставок. Многие банки стали предлагать такие услуги, как выкуп ранее взятых кредитов и, по сути, перекредитование по более низким ставкам. Иными словами, в последние годы банковский рынок был рынком с большим предложением кредитных ресурсов и ограниченным количеством клиентов, то есть рынком, на котором клиенты в значительной степени могли диктовать условия.

Сейчас рынок меняется. В свете международной ситуации, финансовые ресурсы в ближайшем, а может быть и в более отдаленном будущем, становятся более дефицитным фактором. Процентные ставки идут вверх, некоторые банки приостанавливают розничное кредитование. Очевидно, что все эти изменения становятся крайне неприятным сюрпризом для многих граждан, рассчитывавших на финансирование своих мелких и более крупных покупок через кредиты. Между тем фактор «кредитных ожиданий» становится таким же важным аспектом интуитивной народной оценки экономического благополучия, как и «инфляционные ожидания».

Рынок недвижимости перестанет отбивать у банков сбережения состоятельных граждан

Кризис на рынке ипотечных ценных бумаг США сразу вызвал настороженное отношение к рынку недвижимости во всем мире, в том числе и в России. Здесь в силу слабой зарегулированности объекты недвижимости часто воспринимаются как весьма привлекательный инвестиционный инструмент. Если в Европе оформление сделки по приобретению недвижимости может обойтись в 15–20% от его стоимости, то в России стоимость регистрации сделок составляет всего несколько процентов от цены приобретаемого жилья. При росте цен на 70% в год, как это было в 2006 году, инвестиции в недвижимость являются, пожалуй, наиболее доходным финансовым инструментом.

Помимо высокой доходности традиционно считается, что рынок недвижимости помогает избежать валютных рисков. Если посмотреть на историю российского рынка недвижимости, то можно отметить, что с 2003 года, когда курс доллара на мировых рынках стал снижаться, цены на жилье стали периодически номинироваться в евро, а в 2007 году резко возросли объемы сделок в рублях. То есть это единственный рынок, где продавец может выставлять не только цену, но и определять валюту сделки.

Многие в банковском сообществе напрямую называют рынок недвижимости основным конкурентом банковскому сектору с точки зрения привлечения розничных депозитов. В России около трети сбережений населения, то есть где-то 3% от общих доходов населения инвестируется в недвижимость ежегодно.

Как и во всем мире, рынок недвижимости в России сейчас входит в полосу неопределенности. Последние месяцы все чаще появляется информация о том, что в предложение недвижимости существенно опережает спрос, и хотя цены еще не среагировали на изменение конъюнктуры, вполне вероятно их снижение в 2008 году. Для российских банков это скорее хорошая новость. В отличие от других стран кредитование строительного сектора в России проводится в довольно ограниченных объемах — это связано с законодательным регулированием строительства, введенным несколько лет назад, согласно которому права кредитора, то есть банка, удовлетворяются только после удовлетворения прав частных пайщиков строительной компании.

В России роль государственных банков очень значительна. Их значимость, главным образом, связана с эффектом масштаба: по законодательству, при кредитовании банк не может брать риск на одного заемщика, превышающий 25% его собственных средств. То есть Сбербанк, капитал которого по российским стандартам составляет порядка 24 млрд долларов (на конец июня 2007 года), может выдать одному заемщику кредит, доходящий до 6 млрд долларов.

А если взять крупнейший частный российский банк, в данном случае Альфа-Банк, который занимает пятое место по размеру активов по состоянию на первое полугодие 2007 года, то его капитал составляет около 1,5 млрд долларов. Значит, клиенты Альфа-Банка могут рассчитывать на максимальный кредит, не превышающий 400 млн долларов. Не удивительно, что такая разница в масштабах капитала обеспечивает государственным банкам приток крупных корпоративных клиентов. Кроме того, государственный статус и широкая филиальная сеть, или же участие в социальных программах, как в случае Банка Москвы, обеспечивают приток средств населения в эти банки и их избыточную ликвидность.

В периоды финансовой нестабильности государственные банки традиционно увеличивают долю рынка. С одной стороны, частные клиенты, напуганные перспективой потерять свои депозиты, в такие моменты переводят средства в государственные банки. Отчасти эта проблема была устранена введением системы страхования депозитов. Но, учитывая, что 50% розничных депозитов до сих пор находится в Сбербанке и среди этих депозитов много пенсионных счетов, то есть небольших по объему сбережений, для частных банков система страхования депозитов не ликвидирует полностью риск бегства вкладчиков. В большинстве крупных частных банков система страхования обеспечивает покрытие только 30% от общего объема их розничных депозитов.

С другой стороны, корпоративные клиенты тоже склонны к бегству в государственные банки. Для небольших компаний это часто мотивировано беспокойством о том, что нехватка ликвидности может заставить банки задерживать клиентские платежи — такие прецеденты наблюдались в прошлом. Даже если таких опасений нет, то банк, испытывающий нехватку ликвидности, просто-напросто не сможет кредитовать всех своих заемщиков и начнет отказывать в кредитах. Клиенты уходят в те банки, в которых они могут рассчитывать на доступ к финансовым ресурсам, а такими, как правило, оказываются именно государственные банки.

Доля четырех государственных банков (Сбербанка, ВТБ, и двух квазигосударственных — Газпромбанка и Банка Москвы) в общем объеме банковских активов начала активно увеличиваться с 2004 года именно благодаря такому перетоку клиентов, и сейчас она превышает 40% общих активов банковской системы. Кроме того, активную позицию самих государственных банков также не надо сбрасывать со счетов. Именно в результате кризиса 2004 года ВТБ купил Гута-банк, а позже продолжил свою банковскую экспансию приобретением Промстройбанка Санкт-Петербурга.

Доступ к ресурсам ЦБ также играет не последнюю роль в усилении государственных банков. К примеру, Сбербанк, который сосредоточил на своем балансе значительный портфель облигаций, выпущенных Российской Федерацией, всегда имеет доступ к рефинансированию в ЦБ. Экспансия ВТБ в 2004 году была напрямую связана с кредитом, который банк получил от ЦБ и который он потратил на приобретение кредитных портфелей российских частных банков.

В свете нынешней нестабильности на межбанковском рынке вопрос об увеличении доли государственных банков в банковском секторе опять становится актуальным. ВТБ получил от ЦБ кредит на 6,9 млрд рублей, и как прописал банк в инвестиционном меморандуме, менеджмент не исключает привлечения дополнительных 17 млрд. рублей от ЦБ в будущем.

Обнадеживает, правда, тот факт, что наравне с государственным ВТБ в этом году ЦБ оказывает поддержку и частным банкам. Снижение ставки ФОР и расширение ломбардного списка являются мерами, которые одинаково полезны и частным, и государственным банкам. Кроме того, помимо кредита ВТБ Центробанк выделил кредит и частному УРСА-Банку. Таким образом, в отличие от ситуации 2004 года, в этом году есть надежда, что нестабильность банковского рынка не приведет к радикальному усилению государственных игроков на банковском рынке, хотя рост их доли, безусловно, продолжится.

Российский банковский сектор по итогам 2008 г. неожиданно достиг вполне приличных для кризиса темпов роста активов в 40%, что ненамного ниже результатов двух предшествующих лет (по 44%). Неожиданным этот результат оказался по нескольким причинам.

Во-первых, в 2008 г. высокие темпы роста за год в целом были достигнуты за счет стремительного роста в последнем месяце – вклад декабрьского прироста в годовой темп увеличения активов (28%) оказался максимальным после кризиса 1998 года (в предшествующие годы на декабрь приходилось около 20% годового роста активов). Во-вторых, годовые темпы роста традиционных источников ресурсов банковской системы характеризовались нисходящим трендом, в том числе и в декабре. Рост же привлеченных средств обеспечили два фактора, определяемых денежными властями: масштабными вливаниями в банковский сектор государственных ресурсов (прежде всего кредитов Банка России) и девальвацией рубля, приведшей к переоценке активов в иностранной валюте.

Объем государственной поддержки, оказанной российскому банковскому сектору за период августа-декабря 2008 г., составил 4 трлн. руб. Около 3.5 трлн. руб. пришлось на различные инструменты рефинансирования Центробанка, остальное –на средства федерального правительства (в основном – 400 млрд. руб. из средств Фонда национального благосостояния, размещенных в ВЭБе). В результате доля кредитов Банка России в пассивах банковского сектора превысила 12%, обеспечив более 40% годового прироста совокупных пассивов банков. Отметим, что в отсутствие столь масштабного рефинансирования банковского сектора увеличение объема пассивов в 2008 г. не превысило бы 25%(Таблица 1).


Таблица 1

Структура пассивов банковской системы России (на конец месяца), в % к итогу


Девальвация рубля увеличила «на бумаге» итоговые темпы роста банковского сектора России: только за декабрь 2008 г. переоценка активов в иностранной валюте добавила не менее 500 млрд. руб. к их итоговому объему на конец года. В целом за август-декабрь 2008 г. рост стоимости иностранных валют привел к дополнительному увеличению пассивов банков не менее чем на 1.4 трлн. руб. Это эквивалентно дополнительным 7.5 п.п. годового роста пассивов. С учетом же повышения курса рубля в первом полугодии 2008 г. итоговый вклад девальвации в годовое увеличение пассивов можно оценить в 1.2 трлн. руб., или в 6.3 п.п. роста пассивов.

Таким образом, государственная поддержка банковского сектора и девальвация рубля обеспечили более половины годового прироста пассивов банковской системы. Без этих факторов рост банковского сектора составил бы в 2008 г. менее 18% – наихудший результат за последние десять лет.

Изначально кредиты Банка России предназначались для пополнения банковской ликвидности и выплаты внешних займов. За последние пять месяцев 2008 г. чистое привлечение зарубежных ресурсов сократилось почти на 70 млрд. долл. Помимо выплаты 31 млрд. долл. по внешним долгам банки в конце 2008 г. нарастили иностранные активы на 38 млрд. долл. Кроме того, по нашим оценкам, свыше 25 млрд. долл. было размещено на валютных счетах и депозитах в Банке России. В результате валютные резервы банковского сектора по состоянию на 01.01.2009 можно оценить в 60–65 млрд. долл.


Таблица 2

Структура активов банковского сектора России (на конец месяца), в % к итогу


Этот резерв можно рассматривать как своеобразную подготовку к масштабным погашениям внешних займов в 2009 г. По данным Банка России, банковский сектор должен выплатить в текущем году около 60 млрд. долл. в счет погашения основного долга и процентных платежей по внешним займам.

Однако расценивать прирост иностранных активов банков исключительно как увеличение валютных резервов банковского сектора было бы ошибочным. В конце года резко вырос объем валютных счетов и депозитов корпоративных клиентов, увеличившись за последние месяцы 2008 г. на 35 млрд. долл. Таким образом, почти 50%-ный рост валютных резервов банков был обусловлен наращиванием валютных сбережений их корпоративных клиентов. В этом случае банковские валютные резервы имеет смысл рассматривать как совокупные валютные резервы негосударственного сектора экономики (без учета наличной иностранной валюты).

Дополнительно, в конце 2008 г. население увеличило депозиты в иностранной валюте на 10 млрд. долл. (напомним, что население не имеет внешней задолженности). Тогда совокупный запас банковского и нефинансового секторов для внешних платежей составлял на начало 2009 г. 50–55 млрд. долл. Суммарно весь негосударственный сектор должен выплатить в 2009 г. по внешним займам более 150 млрд. долл. (130.6 млрд. долл. основного долга и 21.9 млрд. долл. процентных платежей). И в этом случае покрытие предстоящих выплат имеющимися резервами составляло около 30%, что далеко от стопроцентного Добавим, что накапливание валютной ликвидности в конце 2008 г. – начале 2009 г. было вынужденной мерой.

Во-первых, как уже отмечено выше, резко возрос объем средств на валютных счетах клиентов. Увеличение внутренних ресурсов в иностранной валюте превысило объем погашений внешних займов, и банки были вынуждены нарастить объем валютных активов только для того, чтобы сохранить сбалансированность валютной позиции.

Во-вторых, резко сузились возможности размещения валютных активов внутри страны (Таблица2). Девальвация рубля значительно сократила возможности клиентов банков обслуживать свои валютные обязательства. Только за второе полугодие 2008 г. курс доллара к рублю (и, соответственно, рублевый эквивалент долларовых инструментов) вырос более чем на 25%. В таких условиях клиенты банков, имеющие преимущественно рублевые доходы (большинство населения и компании, ориентированные на внутренний рынок), предъявляют спрос главным образом на кредиты в рублях. Банки, в свою очередь, также заинтересованы в сохранение платежеспособности заемщиков. Можно привести в качестве примера ряд крупнейших банков, предложивших своим клиентам переоформить валютные ипотечные кредиты в рублевые. В результате рост иностранных активов был для банков единственной возможностью застраховаться от валютных рисков.

В текущем году развитие банковского сектора во многом будет определяться теми же факторами: динамикой курса рубля и политикой государства в данной сфере. До стабилизации обменного курса и, что важно, стабилизации девальвационных ожиданий перейти к устойчивому наращиванию кредитов экономике возможно только директивными методами. В условиях, когда большинство клиентов сберегают свои средства исключительно в иностранной валюте, банковское кредитование связано с повышенными рисками. Рост рублевых активов предполагает повышенные валютные риски для банковской системы, а кредитование в иностранной валюте усиливает риски неплатежеспособности заемщиков.

С этой точки зрения наиболее важным элементом государственной политики в ближайшей перспективе здесь будет обеспечение если не стабильного обменного курса рубля, то хотя бы прозрачного для участников рынка механизма его формирования. В текущей ситуации данное требование выражается в способности Банка России не только удержать курс рубля к бивалютной корзине в пределах объявленного коридора, но и убедить большинство участников рынка в том, что он может осуществить это намерение.


3.2           Проблемы банковской системы и пути их решения


Выше были приведены показатели, позитивно характеризующие деятельность банков за последние годы. Но есть, конечно, и проблемы. Их можно выделить несколько главных. Самая главная, по – моему, состоит в том, что при таком хорошем, вроде бы, росте банковской системы, её уровень и удельный вес по отношению к ВВП, потребностям нашего отечественного производства и экономики далеко недостаточны. Возьмём наиболее понятный на слуху показатель – кредиты, - в крупных рыночно развитых странах, как правило, объём выданных кредитов банков даже превышает объём ВВП, то есть, кредиты активно работают в производстве, экономике и являются важнейшими источниками, двигающими экономику вперёд. У нас же, при хорошей динамике роста кредитов, их удельный вес по отношению к ВВП составляет лишь 18%. Это, безусловно, мало. Поэтому многие предприятия ищут деньги, которые не могут получить у наших банков в силу их слабости.

Вторая проблема, - это низкая капитализация банков. На декабрь 2008 года, доля капитала банков по отношению к ВВП составляет примерно 6%. Хотя это и больше по сравнению с тремя прошлыми годами, когда данный показатель равнялся 4%, но это крайне недостаточно. Поэтому рост ресурсной базы и капитализации банков должны стать первейшей задачей нашей банковской системы.

Другая проблема связана с конкуренцией на российском банковском рынке с иностранными банками, прежде всего, в контексте возможного присоединения к ВТО и еще большей открытости, а так же в условиях либерализации валютного законодательства. Здесь действует прогноз Михаила Касьянова, о том, что 90% российских банков не могут выдержать конкуренции с иностранными банками. Конечно, речь не идет о том, что российские банки разорятся, обанкротятся, и так далее, речь идет о том, что они могут маргинализоваться как универсальные банки и выживут только в случае, если найдут какую-то нишу по выполнению отдельных функций кредитных организаций. То ли будут расчетно-кассовыми, казначейскими центрами крупных компаний или финансово-промышленных групп. То ли будут обслуживать население в конкретном регионе, своего рода сберегательные кассы, строительные общества в случае обслуживания накопительных схем жилищного строительства. Может произойти распределение по более мелким нишам. При том, что конкуренцию как универсальные банки может выдержать действительно ограниченное число, скажем, 10-15-20%, можно обсуждать, но понятно, что это число не столь велико. Поэтому основной проблемой российской банковской системы является консолидация и повышение надежности, это во-первых, и во-вторых, не дожидаясь этой повышенной конкуренции, многие кредитные организации должны разойтись по тем нишам, где они могут предъявить свои конкурентные преимущества, выполняя лишь отдельные функций, в том числе даже не являясь банками, а лишь кредитными банковскими учреждениями. Тогда конкуренция с иностранными банками, которые даже без снятия такого ограничения, как право на открытие филиалов, уже сейчас при дочерних структурах активно работают в России, будет не так страшна. Кроме того, иностранные банки ищут возможности расширения сетей и набора банковских услуг. Если российские банки это сделают, тогда такая конкуренция не будет неожиданной для них, и они не будут впопыхах принимать те или иные решения. Думаю, что надо в рамках документов денежно кредитной политики провести эти меры. В частности упрощать процедуры слияния и поглощения банков, нормативными требованиями подталкивать банки к слияниям и поглощениям, к консолидациям. Все это должно делаться не через количественные показатели, в том числе размер капитала и так далее, хотя и здесь это не помешает, но, прежде всего, через нормативы достаточности капитала, через другие параметры надежности банков.

Есть и такие, уже ставшими традиционными, темы, как создание бюро кредитных историй из баз данных банков, из баз надежности заемщиков, как система страхования вкладов, в которой будут участвовать все банки на равных, включая Сберегательный банк. Это все позволяет рассчитывать на консолидацию и реструктуризацию банковской системы. Позволяет снять опасения, которые возникают в связи с большой открытостью российской экономики и банковской сферы, в частности.

Меры для укрепления банковского сектора можно условно сгруппировать по семи направлениям.

1. Монетарные меры

Установленный в январе 2009 г. коридор колебаний рубля к бивалютной корзине соответствует расчетному уровню поддержки и, вероятно, обеспечивает при текущих макроэкономических параметрах определенное равновесие. Основная задача государства сейчас – подтвердить твердые намерения по поддержанию адекватного курса рубля и обеспечить его стабильность.

Кроме того, представляется необходимым снизить ставку рефинансирования до 8 – 10%. Это позволит повысить доступность кредитов для предприятий и населения, и как результат, стимулировать производство и внутренний спрос, снизить уровень дефолтов заемщиков. В противном случае мы можем получить и высокую инфляцию и сведем к минимуму внутренний спрос и экономическую активность в реальном секторе. Снижение ставки центральными банками во время кризиса является стандартной мировой практикой.

2. Повышение капитализации банковской системы

Мерами в данном направлении могут быть: введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капитала банков.

3. Консолидация банковского сектора

Это направление призвано повысить устойчивость банковской системы и ее способность решать задачи по финансовому обеспечению отечественных производителей. В данном направлении положительную роль может сыграть механизм предоставления капитала крупнейшим банкам (в том числе частным) для приобретения неплатежеспособных банков в дополнение к долговому финансированию, предоставляемому Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Также необходимо повысить требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) для кредитных организаций, усовершенствовать процедуру реорганизации кредитных организаций и упростить процедуры их банкротства. Именно с этой целью государство увеличивает с 1 января 2010 года минимальный уставной капитал для банков до 90 миллионов рублей, а с 2012 года - до 180 миллионов рублей.

4. Формирование базы пассивов банков за счет источников внутреннего рынка

Учитывая острую потребность банков в формировании базы пассивов, следует принять следующие меры:

• обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;

• увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц как минимум до 3 млн руб. Непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищенные банковские системы мира;

• страхование средств юридических лиц в банках;

• законодательное закрепление возможности открытия безотзывных вкладов – данный законопроект уже внесен на рассмотрение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации;

• предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках (данный законопроект уже внесен в Государственную думу);

• обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.

5. Расширение спектра государственных гарантий

Государственные гарантии – одно из важнейших направлений укрепления отечественной банковской системы. Объектами защиты с помощью государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счет:

• поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования (посредством субсидирования процентных ставок по кредитам и частичной компенсации стоимости товара);

• включения 30 – 50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;

• покрытия обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты (в том числе ипотечные) в результате кризиса.

В специальной поддержке нуждается Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) как организация, отвечающая за стимулирование первичного спроса. От работы Агентства во многом зависит существование ипотечного рынка, а значит, и строительной отрасли в целом. Представляется необходимым увеличить капитал АИЖК на 60 млрд. руб. (в дополнение к 66 млрд. руб., выделенным в 2008 г.).

Агентство по страхованию вкладов сейчас выполняет важные функции по обеспечению стабильности депозитной базы и осуществляет поддержку санации банковской системы. Следует, на наш взгляд, увеличить капитал АСВ на 100 млрд. руб. (в дополнение к выделенным средствам в размере 266 млрд. руб.).

6. Упорядочение рынка проблемных активов

Важным условием укрепления банковского сектора является упорядочение рынка проблемных активов. В первую очередь, необходимо сформировать единую систему классификации проблемных активов, а затем обеспечить вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков и создать единую площадку для торговли ими.

Для облегчения доступа банков к публичной финансовой информации было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России.

Кроме того, необходимы меры в области учета и распоряжения имуществом: формирование единой системы учета (регистрации) залога движимого имущества, создание механизма обязательного ареста имущества должников по искам банков, ввод упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных со взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество. Также необходимо обеспечить возможность погашения требований банков за счет заложенного имущества, минуя процедуру банкротства.

7. Повышение прозрачности и технологичности банковской системы

Открытость и высокая эффективность российского банковского сектора – обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. К мерам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора, можно отнести:

• установление для 30 – 50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;

• введение дифференцированной системы надзора за банками;

• передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России;

• разработку Банком России специальных нормативных актов для банков по риск-менеджменту;

• переход на электронный формат подачи отчетности банков;

• совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно-банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета (вклады) физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.

В ближайшее время банкам сделают предложение, которое поможет им расстаться с валютой и решить проблему внешних долгов. Внешэкономбанк (ВЭБ) начинает выпуск валютных облигаций, сообщил председатель ВЭБа Владимир Дмитриев на совещании по антикризисным мерам в Счетной палате.

Решение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) о валютных облигациях - на выходе. Облигации, по словам главы ВЭБа, помогут стерилизовать излишки валютной ликвидности, накопленные коммерческими банками. С другой стороны, полученная таким образом валюта может быть использована на рефинансирование внешней задолженности предприятий. Специально на эти цели ВЭБу было выделено 50 миллиардов долларов из международных резервов Центробанка. Но поскольку банки накопили избыточные валютные "запасы", на поддержку компаний резервы решили не тратить. Кроме того, облигации могут использоваться банками в качестве залога при получении рублевых кредитов ЦБ.


Заключение


Сегодня в экономической жизни России происходят непростые явления, обусловленные мировым финансовым кризисом. Глобальная финансовая система претерпевает принципиальные изменения. В условиях таких изменений и качественно новых рисков простых рецептов и решений уже не существует. В начале кризиса государство предприняло своевременные экстренные меры по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы. В конце 2008 г. была определена и сейчас разрабатывается большая среднесрочная программа, призванная минимизировать негативное воздействие внешних факторов на экономику страны. Итогом всех принятых мер должно стать проведение качественной и эффективной антикризисной политики в банковском секторе.

Главные проблемы банковского сектора, по мнению многих аналитиков: низкая капитализация и острая нехватка ресурсов, без которых всерьёз говорить о какой-либо конкурентоспособности не приходится. Но не менее важны вопросы развития и совершенствования банковской нормативной базы. Иные законы, необходимые для нормального развития, не принимаются годами, другие требуют доработки уже в процессе правоприменительной практики.

В данной работе изучена основы, функции и структура банковской системы России. Проанализирована деятельность Банка России и кредитных организаций за несколько лет. В результате проделанной работы выявлены основные проблемы банковской системы, которые особенно остро проявились в период мирового кризиса.

Важную роль в формировании современного конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики, была призвана сыграть «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года». Главным результатом ее реализации должно было стать повышение устойчивости и прозрачности национальной банковской системы.

Отмечая важную положительную роль Стратегии, тем не менее следует отметить, что не все поставленные в ней задачи были успешно реализованы. Это касается в первую очередь правового обеспечения банковской деятельности. Так, в рамках Стратегии планировалось создать условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами. Но существующее финансовое законодательство во многом представляет собой тяжелое наследие финансовой системы советской эпохи и является одной из причин сегодняшних проблем банковского сектора.

Одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России в соответствии со Стратегией – создание условий для ведения банковского бизнеса в регионах.

Неравномерность региональной концентрации активов кредитных организаций остается серьезной проблемой банковского сектора. Низкой остается динамика развития региональной филиальной сети кредитных организаций, что в значительной мере сдерживает экономический рост регионов. Одной из мер для решения этой проблемы было принятие закона об отмене государственной пошлины и сбора за открытие филиала кредитной организации, а также обеспечение условий для расширения норм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций вне места нахождения кредитной организации. Очевидно, что этих мер оказалось недостаточно для полноценного решения проблемы.

В целом ситуация в банковском секторе, по мнению аналитика, непростая, но находится под контролем ЦБ. Основная проблема – с заемщиками банков. Негативные процессы в экономике могут сказаться на увеличении просроченной задолженности и обслуживании долгов, как со стороны корпоративного сектора, так и со стороны физических лиц. Банки готовятся к этой ситуации, наращивая резервы. Банки объективно должны наращивать резервы в связи с предстоящими потерями. От государства для стабилизации в этом секторе требуется выделение дополнительных денег для поддержки банков. Но нельзя давать капитал просто так, в первую очередь нужно направлять его на восстановление балансов банков, в этом случае на период выхода из кризиса мы получим жизнеспособную банковскую систему. Если у банков много плохих долгов, то, как показывает опыт, такие «зомби-банки» тормозят развитие экономики. В течение текущего года, по расчетам аналитиков, просроченная задолженность в целом по российской банковской системе будет находиться в среднем на уровне 10%, и для решения проблемы «плохих долгов» потребуется 1 трлн.рублей. Но если показатель просроченной задолженности вырастет до 20%, то средств потребуется вдвое больше.

С цель совершенствования банковской системы Банк России

Банк России продолжит работу по следующим направлениям :

– обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников) ;

– упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах;

– оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого бизнеса;

– обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций;

– рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

Банком России будет продолжена работа по совершенствованию методического и нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности.

Список используемых источников и литературы


1.                Нормативные правовые акты и нормативные документы

1. Федеральный закон " О Центральном банке Российской федерации (Банке России)", от 10.07 02 (с изменениями от 29.12.06).-Правовая Система Гарант, 2007 г.

2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г. № 395-1 (с изменениями от 29.12.2006 Г.).- Правовая Система Гарант, 2008 г.

3. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федеральных законов от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. 26.07.2006), от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 26.07.2006 № 131-ФЗ, от 30.12.2006 № 267-ФЗ, от 17.05.2007 № 83-ФЗ, от 05.07.2007 № 127-ФЗ Консультант Плюс, 2007 г.

4. Инструкция БР №7б-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» от 24.08.97 // ВБР № 63 от 02.09.1998

Инструкция БР 110-И «Об обязательных нормативах банков» от 16.04.04 // ВБР № 63 от 06.02.04

5. О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации //Финансовая газета, 1996, №26.

6. Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" Консультант Плюс, 2007 г.

7. Положение Банка России от 16.06.1999 № 77-П "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж" Консультант Плюс, 2007 г.

2. Сборники, учебники и учебные пособия

8.Андрюшин С. А. Особенности эволюции банковской системы в России. М., 1998.- 267 с.

9.Банки и банковские операции: Учебник /Под ред. проф. Жукова Е.Ф., М: ЮНИТИ, 2002.- 405 с.

10.Банковское дело /Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Банковский и биржевой НКЦ, 2006.- 576 с.

11.Банковское дело /Под ред. проф. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой, М., 2002.- 303 с.

12.Банковское законодательство /Под ред. Е. Ф. Жукова, М.: ЮНИТИ, 2007.- 387 с.

13. Банки и банковское дело /Под ред. И.Т.Балабанова, СПБ: Питер, 2003.-302 с.

14.Банковское дело /Под ред. В.А. Гудашева, В.В Радаева, Учеб.- методич. пособие для вузов, ПГПУ им. Белинского, 2006.- 68 с.

15.Банковское дело /Под ред. Г.Г.Коробовой, 2006.- 751 с.

16.Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. М.: Банки и биржи. 2007 г.

17.Денежное обращение. Кредит и банки. /Под ред. Н.Г. Антонова, М.А. Песселя, М.: 2001.- 487 с.

18. Деньги, кредит, банки: Учеб.пособие /Под ред. В.П. Воронина, С.П. Федорова, М: Юрайт. – 2006.

19.Финансы. Денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М., 2000.- 340 с.

20.Деньги. Кредит. Банки. /Под ред. Жукова Е.Ф., М.,2005.- 458 с.

21. Банковское дело /Под ред. Е.П. Жаровской, М.: ОМЕГА, 2005.- 440 с.

22.Деньги. Кредит. Банки. /Под ред. О. И. Лаврушина, М.: Финансы и статистика, 2007.- 534 с.

23.Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие/ под ред. Е.Г. Черновой. – М.: ТК Велби, 2004.- 280 с.

24.Банковская система и проблемы кредитования экономики// Мировая экономика и международные отношения, 2005, №10- с.3-7.

25. Валиев М.Ш. Банковский кредит как фактор разрешения противоречий развития реального и монетарного сектора экономики.// Экономика и управление, 2007, №2- с.66-71.

26. Данилова Т.Н. Проблемы неопределенности, информации и риска кредитования коммерческими банками.// Финансы и кредит,2008,№2.- с.2-14.

27.Концептуальные вопросы развития банковской системы Российской Федерации (проект) // Деньги и кредит, 2008, №1.- с.24-39.

28.Кредитный договор//Деньги и кредит, 2008, №3.- с.20.

29.Кредитные операции коммерческих банков// Деньги и кредит, 2008,№9.- с.39-46.

30. Козлов А.А. Качество кредитной организации. Стоимость процессов. // Деньги и кредит, 2008, №7 – с.10-22.

31.Малый и средний бизнес//Финансы и кредит,2007, №9.- с.29-35.

32.Маркова О. М., Сахарова Л.С., Сидорова В.Н., Коммерческие банки и их операции, М.: ЮНИТИ, 1995.

33.Москвин В. А. Виды обеспечения при долгосрочном кредитовании предприятий//Банковское дело, 2005, №7. - с. 19

3. Статьи в научных сборниках и периодической печати

34. Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы

Развитиия //Деньги и кредит №3, 2009 г.

35. Логинов М.П. Антикризисное управление ипотечным

Кредитованием //Деньги и кредит №3, 2009 г.

36. /Чугунов А.В., Семкина Н.Н. Банковский сектор региона: анализ факторов развития/Деньги и кредит №2, 2009 г.

37. Аганбегян А.Г. Об особенностях современного мирового финансового кризиса и его последствий для России /Деньги и кредит №12, 2008 г.

38. Бюллетень банковской статистики #"1.files/image011.gif">


Приложение 2


Данные об объемах привлеченныхкредитными организациями вкладов (депозитов) физических лиц

Приложение 3


Данные об объемах привлеченных кредитными организациями средств организаций (в руб.)


Приложение 4


Данные об объемах привлеченных кредитными организациями средств организаций (в долл.)

Приложение 5


Средневзвешенные процентные ставки по привлеченным кредитными организациями вкладам (депозитам) в рублях

Приложение 6


Средневзвешенные процентные ставки по привлеченным кредитными организациями вкладам (депозитам) в долларах США


Приложение 7


Данные об объемах кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям (в рублях)

Приложение 8


Данные об объемах кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям (в долларах США)


Приложение 9


Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам и нефинансовым организациям, в рублях

Приложение 10


Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам и нефинансовым организациям, в долларах США


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты