Сегодня автоматизацией
деятельности коммерческих банков в России в основном занимаются два типа
компаний: разработчики банковского программного обеспечения и
компании-системные интеграторы.
Разработчики
ориентированы на собственные программные продукты. А это, в большинстве
случаев, автоматизированная банковская система, предназначенная для учета
банковских операций, система отчетности перед Центральным Банком, системы учета
активно-пассивных операций (кредитование, вклады, операции с ценными бумагами и
т.п.), системы удаленного обслуживания клиентов (банк-клиент и интернет-банк) и
аналитические подсистемы разной степени развитости. В силу различных причин в
сферу внимания этих компаний не попадает ряд средств банковской автоматизации,
способных принести кредитной организации немалую пользу и уже сегодня весьма
востребованных на рынке.
ориентированы на
собственные программные продукты. А это, в большинстве случаев,
автоматизированная банковская система, предназначенная для учета банковских
операций, система отчетности перед Центральным Банком, системы учета
активно-пассивных операций (кредитование, вклады, операции с ценными бумагами и
т.п.), системы удаленного обслуживания клиентов (банк-клиент и интернет-банк) и
аналитические подсистемы разной степени развитости. В силу различных причин в
сферу внимания этих компаний не попадает ряд средств банковской автоматизации,
способных принести кредитной организации немалую пользу и уже сегодня весьма
востребованных на рынке.
Компании-интеграторы
зачастую имеют мало опыта работы с весьма специфическим банковским бизнесом и
ограничиваются инфраструктурными проектами и внедрением отдельных пакетов западных
производителей.
Зачастую имеют мало
опыта работы с весьма специфическим банковским бизнесом и ограничиваются
инфраструктурными проектами и внедрением отдельных пакетов западных
производителей.
А между тем, только
комплексный подход, основанный на понимании бизнеса банка, позволит
информационно-технологической компании стать тем долговременным и надежным
партнером банка и принести ему реальную пользу от развития информационных
технологий.
Рассмотрим те
направления информационных технологий, которые считаются сегодня наиболее
перспективными и могут принести бизнесу банка ощутимую пользу, но, к сожалению,
пока весьма слабо представлены на российском рынке. Все они пока являются для
большинства российских кредитных организаций вопросом весьма отдаленного
будущего, но можно смело говорить о том, что те банки, которые сумеют первыми
освоить перспективные направления, окажутся на рынке в выигрышном положении по
сравнению со своими более осторожными коллегами.
Перспективные
направления
Направления, о которых
пойдет речь можно условно разделить на три группы: поддержка взаимоотношений с
клиентами, системы автоматизации внутренней деятельности банка и обеспечение
безопасности и защиты от несанкционированного доступа. Рассмотрим каждое из них
поподробнее.
Поддержка
взаимоотношений с клиентами
Давно прошли те
благодатные для российских коммерческих банков времена, когда деньги можно было
зарабатывать просто вкладываясь в государственные ценные бумаги. Сегодня банкам
приходится переориентироваться на то, чтобы зарабатывать деньги за счет
предоставления сервиса своим клиентам. И в такой ситуации наиболее уверенно
будет чувствовать себя банк, который предоставит своим клиентам максимальный
набор услуг высокого качества.
Одним из наиболее
перспективных направлений развития банковских технологий во всем мире остается
Интернет. К сожалению, в России его использование в банках ограничивается
системами интернет-банк, пришедшими на смену традиционному банк-клиенту. Одной
из особенностей сложившейся ситуации является то, что, как правило, у банков
отсутствует четкое понимание тех сфер деятельности, в которых использование
Интернета может принести им реальную пользу. Тем не менее, ожидается рост
интереса со стороны коммерческих банков к услугам в области интернет-консалтинга.
Для удержания клиента
необходимо не только предложить ему необходимый набор качественного сервиса, но
и предвидеть следующее желание клиента. Это позволит, кроме того, и увеличить
прибыль от обслуживания одного клиента за счет расширения набора предоставляемых
ему услуг. Когда банк небольшой и клиентов у него немного, эта проблема
решается квалификацией менеджеров банка, которые в состоянии запомнить всю
необходимую информацию о клиенте, а также отслеживать весь спектр его операций.
По мере роста клиентской
базы и, как следствие, самого банка эта задача решается менеджерами все хуже
из-за огромного объема информации, который им необходимо перерабатывать. Вот в
этот момент им на помощь должна прийти система, способная мгновенно
предоставить необходимые данные о клиенте, а иногда и подсказать следующий шаг
во взаимоотношениях.
К сожалению, системы
поддержки взаимоотношений с клиентами (CRM), популярные на Западе и
востребованные в России, крайне скупо представлены на российском рынке. Анализ
показывает, что практически ни одна компания в России не может предложить
комплексного CRM-решения для банков. Компанией IBS в настоящее время
вкладываются значительные инвестиции в это направление с тем, чтобы помочь
российским банкам освоить это безусловно одно из самых перспективных
направлений в области автоматизации банковской деятельности.
Автоматизация
внутренней деятельности банка
Как уже отмечалось
выше, сегодня наибольшее развитие получили системы, предназначенные для
бухгалтерского учета банковских операций и выпуска отчетности перед Центральным
Банком. Эта область банковской деятельности наиболее формализована и хорошо
поддается автоматизации. Однако для обеспечения управляемости особенно крупным
банком, повышения прозрачности его деятельности, а также увеличения ее
эффективности, банку необходим еще ряд автоматизированных систем. Это, в первую
очередь:
·
Системы
автоматизации документооборота
·
Системы
управленческого учета
·
Системы
автоматизации бюджетирования
·
Системы
управления активами и пассивами
·
Системы
анализа и поддержки принятия решений
Функционирование таких
систем в банке взаимоувязано и требует большой подготовительной работы перед их
внедрением. Как показывает опыт, неуспех внедрения большинства подобных систем
в российских коммерческих банках заключается именно в недостаточной
проработанности подготовительного этапа внедрения. Комплексно такую задачу
могут решать только компании, имеющие в своем составе не только специалистов по
конкретным программным продуктам, но и подразделения, специализирующиеся на
бизнес-консалтинге и реинжениринге существующих бизнес-процессов. Аналитики
компании IBS прогнозируют значительный рост рынка подобных услуг уже в
ближайшем будущем, поэтому компания тщательно к нему готовится. Уже сегодня
очевидно, что российский рынок банковской автоматизации движется от поставки
коробочных продуктов к комплексным проектам поддержки банковской деятельности.
Безопасность и защита
от несанкционированного доступа
Как правило, все
программное обеспечение и специальное оборудование, используемое в банках,
имеет собственные средства защиты от несанкционированного доступа. Однако часто
этого бывает недостаточно. Самыми уязвимыми в банковской системе являются места
стыковки модулей различных производителей. Кроме того, порядок и организация
использования имеющихся средств очень часто не соответствуют требованиям
эксплуатации. Операторы работают с правами администраторов, пароли не
изменяются месяцами и это далеко не полный список нарушений, которые могут
привести к серьезным негативным последствиям в бизнесе. Обеспечение
безопасности - это не только средства защиты от несанкционированного доступа,
но и многие правила и регламенты, разработать которые специалистам банка
самостоятельно, без привлечения профессионалов со стороны бывает практически
невозможно.
К сожалению, с просьбой
провести комплексный аудит всей информационной инфраструктуры и сформировать
рекомендации по улучшению ситуации с обеспечением безопасности банки чаще
обращаются после возникновения неприятностей.
Проблемы и их решения
Одной из основных
проблем автоматизации является то, что высший менеджмент банка не чувствует
реальной пользы от вложений в информационные технологии, которые, зачастую,
бывают весьма весомы. В итоге, руководство банка считает, что тратит деньги
впустую, а информационно-технологические подразделения вынуждены все время
как-то выкручиваться в рамках скудного бюджета, да еще и чувствовать себя
нахлебниками.
Чтобы руководство банка
могло напрямую пользоваться средствами автоматизации, необходимы специальные
средства и интерфейсы. Зачастую достаточно предоставить руководителю удобный
интерфейс работы с данными автоматизированной банковской системы и отношение к
ИТ-службе улучшится. Компания IBS не раз сталкивалась с подобными ситуациями и
разработала специальный инструментарий, позволяющий решать такие задачи.
Еще одной проблемой
служб автоматизации банков является вынужденная многопрофильность специалистов.
Квалифицированному и высокооплачиваемому администратору баз данных большую
часть времени приходится менять картриджи в принтерах и заниматься поддержкой
пользователей Excel. Происходит это оттого, что хорошему администратору, как
правило, мало работы в одном банке. Даже, если все уже отлажено и устойчиво
работает, то такой специалист все равно в банке необходим. Но отсутствие
постоянной квалифицированной работы приводит к падению профессионализма и
недовольству сотрудников, вынужденных заниматься не своим делом.
А, между тем,
существует средство, позволяющее руководителям банка не отвлекаться на
автоматизацию, а сосредоточиться на вопросах развития банковского бизнеса. Все
более популярным становится направление аутсорсинга квалифицированного
ИТ-персонала. Такой опыт уже имеют некоторые отечественные компании, предлагая
банкам своих специалистов от техников до руководителей ИТ-службы.
То есть, возникающие
проблемы автоматизации ложатся на плечи компании-интегратора, у которой
достаточно высококвалифицированных специалистов в большинстве областей
банковской автоматизации, а также имеются намного большие возможности
исправления внештатных ситуаций. Банк же вносит фиксированную плату за период
обслуживания и застрахован от большинства рисков в области своей автоматизации.