|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. Очевидно, что при использовании одинаковых методик выделения малых и средних предприятий уровень развития МБ в России вполне сопоставим со средними значениями по странам Евросоюза. Низкий налоговый вклад МБ в консолидированный бюджет России и ВВП во многом объясняется не низкой степенью его развития, а функционированием значительной части малых предприятий в сфере теневой экономики. Около 60% предпринимателей регулярно занижают размеры прибыли и масштабы торгово-производственной деятельности, что приводит к значительному сокращению налогооблагаемой базы малого бизнеса. По приблизительным оценкам, теневой оборот МБ в России составляет от 30 до 50 млрд долл. США. Банковское кредитование малого и среднего бизнеса в России Среди основных проблем, препятствующих развитию МБ, особенно остро выделяется проблема финансирования. Отметим, что она является актуальной на протяжении всего жизненного цикла компании. Так, недостаток средств для создания компании отмечают около 45% владельцев малого бизнеса. Основным источником финансирования на данном этапе (табл. 2) выступают личные сбережения (60%), а также средства друзей и знакомых (35%). Банковские займы доступны лишь 12%. По мере развития бизнеса потребность в денежных ресурсах еще больше возрастает: на нехватку средств обращают внимание уже 60% предпринимателей, чьи фирмы работают на рынке более года. Таблица 2 Основные источники финансирования малого бизнеса (в % от числа опрошенных) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источники финансирования |
Для |
Для |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доходы от деятельности предприятия |
92 |
84 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личные средства учредителей |
24 |
33 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кредиты финансовых учреждений, банков |
24 |
21 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заемные средства у родственников и друзей |
33 |
17 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансовая поддержка местных властей и |
8 |
11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имущество физических и юридических лиц |
9 |
9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ссуды других организаций и предприятий |
9 |
5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гранты |
2 |
3 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Займы кредитных кооперативов и союзов |
1 |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Источник: данные общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ".
В настоящее время число потенциальных заемщиков - субъектов малого предпринимательства оценивается на уровне 2 млн клиентов, а объем спроса на кредитные ресурсы, по разным оценкам, колеблется в пределах 10 - 30 млрд долл. США. Несмотря на то что кредитование малого бизнеса развивается ускоренными темпами (в 2003 - 2005 гг. темпы прироста составляли примерно 50%), банки удовлетворяют не более 20 - 30% потенциального спроса. В кредитных портфелях универсальных российских банков доля заемщиков, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, колеблется в пределах 10 - 25%.
Согласно экспертным оценкам, кредитование МБ в ближайшие годы станет одним из наиболее быстрорастущих сегментов рынка банковских услуг. Работа с малым бизнесом открывает для банков возможность существенно нарастить объемы активно-пассивных операций. Это особенно актуально для крупных банков, которые сталкиваются со снижением спроса на кредиты со стороны крупных корпоративных заемщиков, получивших возможность кредитоваться под более низкий процент на западных рынках капитала, а также для региональных кредитных организаций, которые испытывают все большую конкуренцию со стороны "столичных" банков, проводящих региональную экспансию.
Кредитование малого бизнеса представляет для банков значительный интерес в силу высокой доходности этих операций (средние годовые ставки по рублевым кредитам - 20 - 25%, по валютным - 12 - 20%) и сравнительно небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала (в среднем 1 - 2 года). По данным исследования Рабочего центра экономических реформ, свыше 90% коммерческих банков выразили заинтересованность в кредитовании малого бизнеса.
Сегодня рынок кредитования МБ характеризуется относительно невысокой степенью конкуренции, так как вплоть до последнего времени в России действовало ограниченное число банков, преимущественно региональных, специализирующихся в этой сфере деятельности. Большинство крупных российских банков готовятся к запуску программ массового кредитования МБ. Наибольшую активность проявляют Альфа-Банк, МДМ-Банк, Промышленно-строительный банк, Сбербанк, УРАЛСИБ и Внешторгбанк.
Крупнейшим игроком на рынке кредитования малого бизнеса является Сбербанк - его доля составляет не менее 30% рынка. В последние годы темпы роста кредитования МБ в Сбербанке опережают темпы роста его совокупного кредитного портфеля. Доля ссудной задолженности МБ в кредитном портфеле банка за последние 4 года почти удвоилась и превысила уровень в 10%. В отраслевой структуре кредитов Сбербанка малому бизнесу ведущее место занимает торговля (более 50%), а также промышленность, строительство и транспорт.
Активными участниками этого рынка являются региональные банки. До 20% рынка приходится на программу кредитования малого бизнеса, финансируемую за счет средств ЕБРР. Среди банков - участников программы: Сбербанк, Банк кредитования малого бизнеса (КМБ-Банк, Москва), Национальный банкирский дом (НБД-Банк, Нижний Новгород), Дальневосточный банк (Владивосток), Уралтрансбанк (Екатеринбург), Челиндбанк (Челябинск), банк "Центр-инвест" (Ростов-на-Дону) и Сибакадембанк (Новосибирск).
Наиболее активным региональным банком на рынке кредитования малого бизнеса является КМБ-Банк, который за последние 5 лет выдал около 50 тыс. кредитов на общую сумму в 450 млн долл. США. Кредитный портфель банка составляет около 140 млн долл. США. В настоящее время КМБ-Банк выдает примерно 3 тыс. кредитов в месяц при среднем размере кредита около 6 тыс. долл. США. Кредиты малому бизнесу составляют 80% активов банка.
К основным тенденциям на рынке кредитования малого бизнеса относятся:
1) постоянно растущий спрос со стороны малого бизнеса на банковские услуги;
2) снижение ставок по рублевым и валютным займам, увеличение сроков кредитования;
3) стандартизация процесса кредитования путем развития скоринговых технологий;
4) смягчение банковских требований к заемщику;
5) активизация деятельности иностранных банков;
6) расширение круга кредитных продуктов.
Причины, препятствующие росту кредитования МБ,
и способы их устранения
Можно выделить несколько причин, препятствующих массовой работе кредитных организаций с малым бизнесом.
Высокая степень риска
Широко распространено мнение о высокой степени риска при работе с малыми заемщиками. Однако данные ряда банков, специализирующихся на кредитовании малого бизнеса, опровергают этот стереотип. Доля просроченных кредитов составляет в среднем около 1,0 - 1,2% от общей суммы кредитов, выданных МБ. Так, уровень просрочки взносов в КМБ-Банке никогда не поднимался выше 1,5%, в Сбербанке России - выше 1%. Этот же показатель, рассчитанный для 30 банков, лидирующих по выдаче кредитов негосударственным предприятиям, равен 1,9%. Доля невозвращенных малым бизнесом займов - примерно 1,3 - 1,5%.
В мировой практике широко применяются механизмы, направленные на снижение банковского риска при кредитовании МБ. Как правило, выделяют две основные модели:
1. Кредитная организация напрямую работает с заемщиком, производя оценку его платежеспособности, оценку залога и т.д. Согласно опросу владельцев МБ данная схема применяется в 80 - 85% случаев. При этом банк сам берет на себя все риски, связанные с невозвратом кредита.
2. В цепочке "предприниматель - кредитная организация" появляется третий участник (государство, международные организации, кредитные кооперативы), который берет на себя обязательства частично субсидировать процентную ставку, вносить собственное имущество в качестве залога, гарантировать возврат займа. В ряде регионов России происходит активное внедрение данной схемы кредитования МБ. Созданные механизмы взаимодействия позволяют снизить банковские риски и увеличить объемы кредитования.
Особого внимания заслуживает комплексная программа развития МБ в Ленинградской области. В 2003 - 2005 гг. на эти цели из областного бюджета выделено 126 млн руб. Основной статьей расходов (92,8 млн руб., 74%) стала финансовая поддержка МБ. Предусмотрены также отчисления на развитие системы взаимного кредитования и страхования предпринимателей в размере 6,9 млн руб. (5,5%).
Уже на первом этапе разработки программы было принято решение отказаться от прямых механизмов финансовой поддержки МБ, то есть распределения денег между отдельными предпринимателями. Вместо этого были созданы косвенные механизмы финансовой поддержки, направленные на устранение основных препятствий, возникающих у МБ при взятии кредитов. К ним относятся: высокая процентная ставка, отсутствие залогового обеспечения и кредитной истории, трудности при составлении бизнес-плана и ТЭО.
Государство в лице администрации Ленинградской области взяло на себя следующие финансовые обязательства:
- оплачивать областным структурам поддержки малого предпринимательства разработку бизнес-планов и ТЭО для МБ;
- частично субсидировать процентную ставку по банковским кредитам. Размер субсидии меняется в зависимости от проекта, которому предназначается кредит. Общая сумма, выделенная на субсидирование, превысила 36 млн руб. (40% всех средств, отпущенных на финансовую поддержку МБ);
- предоставлять залог в качестве гарантии возврата кредита. Для этого была создана специализированная гарантийная организация, обладающая финансовыми ресурсами в размере 56 млн руб. (более 60%).
В свою очередь администрация Белгородской области весной 2003 г. подписала соглашение со Сбербанком России, согласно которому областные власти обязуются субсидировать 50% процентной ставки по кредитам для МБ. Кроме того, создан гарантийный имущественный фонд из муниципальной собственности (недвижимость, земля), которая будет являться залогом. Аналогичная схема выдачи кредитов применяется в Ставропольском и Краснодарском краях.
Данные механизмы взаимодействия кредитных организаций и местных властей позволили увеличить объемы кредитования МБ путем создания более благоприятных условий для деятельности банков. Опыт функционирования кредитных организаций в вышеназванных четырех регионах показывает, что есть два пути, которые могут выбрать банки, желающие расширить свою сферу деятельности путем кредитования МБ.
1. Подписание между банком и отдельными субъектами РФ соглашений, в соответствии с которыми власти региона вносят залог и субсидируют процентную ставку по кредитам банка. Именно такой вариант применен в Белгородской области. В этом случае банк получает практически монопольное право на выдачу кредитов малому бизнесу, так как его условия кредитования будут существенно отличаться от условий других банков.
2. Расширение деятельности банка в регионе, власти которого создали одинаковые условия для кредитной деятельности всех банков (например, Ленинградская область). При этом возникает конкуренция между банками, осуществляющими кредитование МБ.
В обоих случаях банки, имеющие развитую сеть филиалов и отделений, такие, как Сбербанк, Внешторгбанк, Альфа-Банк и другие, получают преимущества по сравнению с остальными.
Высокий уровень издержек
Трудозатраты, возникающие при работе с малым бизнесом, значительно выше, чем при работе с крупными корпоративными клиентами. Например, средний кредит крупного предприятия равен 20 млн долл. США, среднего - 5 - 6 млн долл. США, малого - 10 - 20 тыс. долл. США. Гораздо удобнее и менее затратно выдать один кредит крупному корпоративному клиенту, чем несколько сотен кредитов малому предприятию.
Выход из создавшейся ситуации заключается в переходе на так называемые поточные технологии кредитования с использованием скоринговых моделей оценки кредитоспособности заемщика. Скоринговые модели получили широкое распространение в западных странах, а недавно их начали использовать и российские банки. В основе скоринга лежит анкетирование потенциального заемщика, причем каждому пункту анкеты соответствует определенное количество очков. Кредитоспособность клиента определяется кредитным рейтингом, который выставляется в соответствии с набранным количеством очков.
Ведущие кредитные бюро США - Experian, Trans Union и Equifax - для определения кредитного рейтинга заемщика используют модель, разработанную компанией Fair Isaac & Co. Модель носит название Fair Isaac Credit Organization (FICO). Кредитный рейтинг FICO составляется на основе ряда показателей, удельный вес каждого из которых в итоговом результате засекречен. К ним относятся:
- задержка выплат по предыдущим банковским кредитам;
- период времени, в течение которого существует кредитная история;
- соотношение использованных средств к оставшейся кредитной линии;
- продолжительность проживания по последнему адресу;
- трудовой опыт, квалификация, уровень образования и др.
Страны Евросоюза применяют скоринговые системы, разработанные европейскими организациями. Российские банки либо используют собственные системы оценки кредитоспособности заемщика, либо приобретают их за рубежом.
Использование скоринга, в основе которого лежит анкетирование заемщика, позволяет выдавать малому бизнесу экспресс-кредиты в течение одного дня. Так, КМБ-Банк, применяя скоринговую модель, ссужает до 30 тыс. руб. (1000 долл. или евро) без залога в течение одного дня, требуя лишь поручительство собственников фирмы. Московский кредитный банк решает вопрос о выдаче экспресс-кредитов в течение 3 - 5 дней, ссужая от 5 до 50 тыс. долл. США и оформляя в качестве залога товары, оборудование, автотранспорт и личное имущество. В Национальном банке развития за день можно получить сумму до 100 тыс. руб.
Для оптимизации процедуры выдачи кредитов банки разрабатывают стандартизированные (поточные) технологии кредитования, позволяющие максимально сократить трудозатраты и время принятия решения. В частности, представляет интерес опыт создания поточной системы кредитования КМБ-Банка, наиболее активного игрока на рынке кредитования малого бизнеса.
Помимо экспресс-кредитов, КМБ-Банк выдает микрокредиты (1 - 20 тыс. долл., евро, 30 - 600 тыс. руб.), малые кредиты (20 - 100 тыс. долл., евро, 600 тыс. - 3 млн руб.) и средние кредиты (100 - 500 тыс. долл., евро, 3 - 15 млн руб.). С момента подачи заявки до выдачи кредита проходит не более 14 дней. Для каждого вида сроки жестко регламентированы. Так, по экспресс-кредиту решение должно быть принято за один день, по микрокредиту - за три дня, по малому кредиту - в течение недели, по среднему - в течение 14 дней.
Для каждого вида кредита существует стандартная методика кредитного анализа, отличающаяся степенью детализации. Однако в любом случае кредитный эксперт обязательно выезжает на место бизнеса клиента и проводит анализ финансового состояния и уровня менеджмента компании. Таким образом, в представлении бизнес-плана и ТЭО нет необходимости, ибо решение о выдаче кредита принимается на основании анализа прошлого и настоящего, а не будущего.
Для заемщика вся предварительная процедура сводится к нескольким предельно простым действиям. Сначала клиент обращается в банк, беседует с экспертом (лично или по телефону), затем присылает заявку на кредит и договаривается с экспертом о дате его визита. Эксперт после проведенного на месте анализа составляет резюме клиента. Если мнение эксперта положительное, то резюме выносится на кредитный комитет, который принимает окончательное решение о выдаче ссуды.
Залоговое обеспечение обязательно по всем видам займов, кроме экспресс-кредита. Однако подход к обеспечению достаточно гибкий. Залогом может быть любое движимое и недвижимое имущество заемщика или третьих лиц: квартиры, машины, бытовая и офисная техника, оборудование, драгоценности и другое имущество.
Важным элементом кредитной технологии КМБ-Банка является выплата основной суммы кредита и процентов равными долями ежемесячно или с иной установленной периодичностью (аннуитет). Для клиента такая ситуация выгодна, так как он не должен копить деньги или отдавать всю свою выручку в конце срока, при этом реальная ставка по кредиту для него снижается, поскольку на выплаченную сумму кредита проценты не начисляются. Банку же это позволяет поддерживать достаточно высокий уровень ликвидности.
Анализ опыта кредитования малого бизнеса российскими банками показал, что успех на данном рынке зависит в первую очередь от используемой технологии предоставления кредитов и уровня подготовки кредитных экспертов. Отличительными особенностями технологии кредитования предприятий малого бизнеса являются быстрая обработка заявок на получение кредита, упрощенные, но четко регламентированные и стандартизированные процедуры обработки запросов и получения кредита, четкая сегментация спроса с предложением каждой группе клиентов соответствующих условий кредитования.
Опыт финансовой поддержки МБ
в экономически развитых странах
Важным условием становления развитого сектора МБ является наличие национальной программы, направленной на поддержку малого предпринимательства. Определенный интерес представляет опыт ряда зарубежных стран, добившихся наибольших успехов в этой области.
Испания
В Испании действуют более ста различных программ поддержки МБ европейского, национального и регионального уровня. Региональные программы имеют наибольший удельный вес и предлагают в общей сложности 70 вариантов финансирования. Приоритет получают предприятия, которые способствуют повышению занятости и экономическому подъему слаборазвитых районов, а также стратегически важные для данного региона отрасли. Государственные программы направлены на поддержку районов с наметившимся спадом производства, на развитие новых технологий и содействие выходу испанских предприятий на международный рынок. В последнее время в сфере финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в Испании увеличилась доля европейских программ. Евросоюз предлагает около 20 программ, делая акцент на крупные проекты, развитие высоких технологий, международное экономическое сотрудничество.
Весьма эффективным механизмом поддержки МБ являются общества взаимного гарантирования (ОВГ), которые широко развиты в Испании и других странах Евросоюза. В отличие от обществ взаимного финансирования (ОВФ) ОВГ не предоставляют кредиты, а только предлагают гарантии финансовым учреждениям при выдаче кредитов своим членам. При этом ОВГ проводят экспертную оценку окупаемости и рентабельности проектов. Таким образом, ОВГ не выполняют финансовых операций и поэтому не нуждаются в солидном стартовом капитале.
Государство всячески стимулирует развитие ОВГ. В частности, если им не хватает собственных средств для предоставления гарантии по кредиту для финансирования крупного проекта, государство само выдает гарантию на недостающую сумму.
США
Наибольшую роль в поддержке американского предпринимательства играет Администрация малого бизнеса (АМБ), которая предоставляет малому бизнесу финансовую поддержку, содействие в получении государственных заказов, оказывает консультации по вопросам управления. АМБ осуществляет следующие виды финансовой поддержки МБ:
- предоставляет гарантии по кредитам (АМБ может гарантировать коммерческим банкам до 90% кредита малым предприятиям, не превышающего 750 тыс. долл. США);
- выделяет прямые и долевые ссуды малым предприятиям из собственного бюджета;
- участвует в капитале инвестиционных компаний малого бизнеса и компаний промышленного развития, а также предоставляет гарантии на выпускаемые ими ценные бумаги.
Япония
В Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий: центральное правительство, местные органы власти, крупный бизнес и самостоятельные объединения мелких предприятий.
Центральные и местные органы власти поощряют становление и развитие компаний малого бизнеса при помощи кредитных гарантий, налоговых льгот, предоставления субсидий и займов. В подавляющем большинстве случаев (80%) субсидии предоставляются исключительно на научно-технические программы, в том числе:
- подъем технического уровня производства малых предприятий;
- совершенствование производственных технологий в легкой и пищевой промышленности;
- разработку совместно с университетами и НИИ новой наукоемкой продукции.
Займы под льготные проценты предоставляются на осуществление следующих проектов:
- разработку принципиально новых технологий и видов продукции;
- возрождение малых предприятий для развития экономики отдельных регионов;
- содействие технической и производственной кооперации среди предприятий малого бизнеса.
При Министерстве внешней торговли и промышленности Японии действуют три специализированных учреждения, которые занимаются оказанием финансовой помощи малым и средним предприятиям: Финансовая корпорация малого бизнеса, Национальная финансовая корпорация, а также банк Соко-Чукин, специально учрежденный государством для финансирования кооперативов малых и средних предприятий, а также организаций, созданных этими кооперативами.
Меры по созданию благоприятных условий
для кредитования малого бизнеса
С учетом зарубежного опыта представляется целесообразным принять в России следующие меры стимулирования финансовой поддержки предприятий МБ.
1. Увеличить в федеральном и региональных бюджетах объем финансовых средств на развитие системы гарантийных фондов.
Широкое применение гарантийных механизмов позволило бы многократно увеличить объемы кредитования МБ. Мировой опыт показывает, что происходит повсеместный отказ государства от прямых денежных дотаций в пользу косвенных мер поддержки, среди которых основную роль играют гарантии возврата выданных финансовыми организациями кредитов.
Учитывая ограниченные финансовые возможности государства, необходимо активно привлекать дополнительные источники финансирования, в частности международные финансовые институты и организации. В России можно выделить несколько международных структур, активно работающих в сфере кредитования МБ: Агентство США по международному развитию, ЕБРР, МФК, МБРР, Министерство международного развития Правительства Великобритании, Фонд Евразия, Швейцарское Агентство развития и сотрудничества и др.
Заслуживает внимания и дальнейшего распространения опыт ряда российских регионов (Белгородская обл., Краснодарский и Ставропольский края) по созданию специального имущественного фонда, средства которого выступают в качестве залога по выдаваемым кредитам.
2. Увеличить в федеральном и региональных бюджетах объем финансовых средств на субсидирование процентных ставок по кредитам.
По мнению представителей банковского сообщества и малого бизнеса, государство должно субсидировать 60% процентной ставки банка, сами банки - 20%, предприниматели - 20%.
Большинство экспертов отмечает крайнюю неэффективность системы господдержки малого бизнеса через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Действующая система предусматривает перечисление средств из Федерального фонда в его региональные отделения, далее происходит прямое ("точечное") финансирование отдельных предпринимателей. Необходимо создать механизмы, позволяющие использовать денежные средства и имущество ФФПМП для субсидирования процентной ставки по кредитам, а также в качестве залогового обеспечения (с возможной передачей части государственного имущества в собственность ФФПМП).
3. Всемерно поощрять создание и развитие страховых объединений предпринимателей - обществ взаимного страхования. Подобные организации успешно действуют в Испании и других странах Евросоюза.
4. Содействовать созданию специализированных банков (государственных или коммерческих) по кредитованию малого бизнеса (аналогичных банку Соко-Чукин в Японии). Деятельность таких банков могла бы осуществляться не только за счет собственных средств, но и с опорой на систему государственного рефинансирования. Альтернативный вариант может предусматривать государственное рефинансирование специально отобранных для этой цели банков.
5. Развивать сотрудничество мелких и крупных банков в целях расширения банковского кредитования малого бизнеса и снижения кредитных рисков.
В частности, крупные банки могли бы выделять своим партнерам из числа небольших банков целевые кредитные линии для финансирования МБ. Таким образом, мелкие банки смогут более эффективно удовлетворять спрос на кредиты со стороны малого бизнеса, а крупные - получать доход, не неся существенных затрат на кредитование большого количества малых предприятий.
Для улучшения условий банковского кредитования МБ необходимо также внести ряд изменений в действующее законодательство. В частности:
- исключить из налогооблагаемой базы банков доход от кредитов, выданных малому бизнесу;
- снизить плату за регистрацию договоров залога транспорта и недвижимости у нотариусов путем установления фиксированной платы, а не процента от стоимости имущества;
- способствовать развитию сети кредитных бюро;
- установить внеочередной порядок списания средств со счета для погашения ссудной задолженности и процентов по ней;
- при ликвидации должника исключить заложенное имущество из конкурсной массы;
- признать обеспеченными кредиты, предоставленные МБ под гарантии и поручительство региональных фондов поддержки малого предпринимательства, а также крупных российских и зарубежных компаний/банков.
Литература
1. Анализ роли и места малых и средних предприятий России: Статистическая справка по итогам 2003 г. Ресурсный центр малого предпринимательства по заказу Агентства США по Международному Развитию. М., 2004.
2. Достаточно одной бумажки. Почему банки не жалеют средств на автоматизацию отбора заемщиков // Smart Money. 2006. N 2.
3. Ибадова Л.Т. Правовые проблемы банковского кредитования малого бизнеса // Банковское дело. 2006. N 1.
4. Кредитование малого бизнеса и закон: тенденции, проблемы, перспективы. Интервью с А.Г. Аксаковым // Банковское кредитование. 2006. N 1.
5. Условия и факторы развития малого предпринимательства в России. Отчет по результатам всероссийского исследования "ОПОРЫ РОССИИ". ВЦИОМ. М., 2005.
6. www.opera.ru - сайт общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ".
7. www.rcsme.ru - сайт Ресурсного центра малого предпринимательства.