II.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ
КРЕДИТОВАНИИ
III.ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОПЕРАЦИЙ С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
V.СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В В Е Д Е Н И Е
В отличие от других
социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство
при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина
практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины.
Решение этой задачи связано не только с созданием современного
законодательства, обеспечением
законности деятельности государства и
его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной,
быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением
достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани
беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное,
формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимым условием развития
этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством -
единственной на территории страны политической организации, осуществляющей
суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют
не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность.
Одновременно это
право жить цивилизованной жизнью и
средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели
общество придет только через повышение ответственности, возложенной " на
институты государственной власти", решительные действия по
экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию
качественной " правовой базы для таких
действий".
Это потребует
высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности
государственных служащих и других лиц, занятых юридической деятельностью.
Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает
в период революционных преобразований, социальной конструкции общества, его новых
экономических и
политических ориентаций.
Профессионализм юриста
заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права.
Финансовое право занимает ведущее место среди остальных отраслей права,так
как в повседневной жизни между физическими и юридическими лицами возникают
постоянно товарно-денежные отношения и любой юрист обязан знать как по закону
разрешать споры возникающие при этих отношениях.
Предложенная ниже тема -
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ
наиболее интересна в связи с переходам нашего общества от социалистических к
капиталистическим отношениям и как следствие этого интересна глубокая
правовая реформа вокруг финансово-правовых отношениях.
II.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ
КРЕДИТОВАНИИ
Кредит (credit) -
предоставление кредитором ссуды в денежной или товарной форме при условии
возврата в определенный срок и, как правило, с уплатой процентов. Существуют
три формы кредита - коммерческий, банковский и государственный. Коммерческий
кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с
отсрочкой платежа и имеет товарную форму. Банковский кредит предоставляется
банками в денежной форме. Государственный кредит предоставляется юридическими и
физическими лицами государству, которое является заемщиком для мобилизации
государством средств для финансирования государственных расходов, особенно,
когда государственный бюджет является дефицитным. Государственный кредит
выступает в разных формах: натурального займа; выпуска государством облигаций,
казначейских обязательств и иных кредитных документов, в частности сертификатов
Государственного банка.
Рассмотрим виды
ответственности при нарушении кредитования первых двух форм кредита, так как
при государственном кредите заемщиком выступает государство и нарушений в
данном случае, как правило, не встречается.
Согласно
ст.4ст.Законом Украины “О банках и банковской деятельности”1 Украина
формирует и использует собственные кредитные ресурсы, которые составляются из
средств банков, излишки средств на банковских счетах предприятий, учреждений и
организаций республики, вкладов граждан, средств в межбанковских расчетах и
других денежных ресурсов.
Коммерческие
банки осуществляют кредитные операции в пределах кредитных ресурсов , которые
они создают в процессе своей деятельности. Коммерческие банки при
необходимости могут на договорных началах занимать ресурсы один у другого,
привлекать и размещать деньги в форме депозитов, вкладов и осуществлять
взаимные операции, предусмотренные их уставами (ст.29 Закона Украины “О банках
и банковской деятельности).
В настоящее время
одним из основных видов деятельности банков в Украине является выдача кредитов
физическим и юридическим лицам. Как правило, эти кредиты выдаются под залог в
соответствии с Законом Украины “О залоге”2 . При этом стоимость
залога должна быть не ниже самого кредита и суммы процентов, оговоренных в
договоре. При этом в договоре также предусматриваются штрафные санкции в
случае не возвращение кредита и процентов по нему в оговоренные сроки.
Клиент, который
не выполнил обязанностей по своевременному возвращению кредита, объявляется
неплатежеспособным.
При объявлении
клиента неплатежеспособным банк обязан оповестить клиента, его учредителей и
основных кредиторов, орган, который зарегистрировал устав клиента и
опубликовать объявление о неплатежеспособности клиента в прессе.
В отношении
клиента, объявленного неплатежеспособным, банк имеет право использовать
следующие меры:
- досрочно
взыскать выданные кредиты и приостановить выдачу новых ссуд;
- изменить
очередность платежей, направив непосредственно на погашение просроченной
задолженности по кредиту выручку клиента от реализации продукции, работ и
услуг согласно уставного права банка;
- передавать
оперативное управление администрации, назначенной с участием банка;
- реорганизовать
должника;
- ликвидировать
должника с реализацией заложенного в банке имущества в соответствии с
законодательством(ст.35 Закона Украины “О банках и банковской деятельности”).
Однако существует
и уголовное ответственность за противоправные действия в сфере кредитования.
Так, в ст. 148-5 УК Украины ( Мошенничество с финансовыми ресурсами)
закреплено, что предоставление гражданином - предпринимателем или учредителем
либо собственником субъекта предпринимательской деятельности, а также
должностным лицом субъекта предпринимательской деятельности заведомо ложной
информации государственным органам, банкам или другим кредиторам с целью
получения субсидий, субвенций, дотаций кредитов либо льгот по налогам при
отсутствии признаков хищения - наказывается лишением свободы на срок до трех
лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет.
Те же действия,
если они совершенные повторно или причинили крупный материальный ущерб
государству либо кредитору, - наказываются лишением свободы на срок от трех до
десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до пяти лет с конфискацией имущества.
III.ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ
Действующим
валютным законодательством Украины предусмотрено, что к валютным ценностям
относятся монетарные металлы - золото и металлы иридиево-платиновой группы в
каком бы то ни было виде и состоянии, за исключением ювелирных, промышленных и
бытовых изделий из этих металлов, а также лома этих металлов. Они
накапливаются в банке в виде афинованных (доведенных до наивысших проб
согласно стандарту) запасов1 .
Операции с
монетарными металлами на внешнем рынке проводит Национальный банк Украины либо
через банки уполномоченные им на ведение внешнеэкономических операций.
Банк, который
желает осуществлять операции с монетарными металлами должен иметь в лицензии
Национального банка Украины либо в дополнении к ней соответствующее решение на
право проведения этих операций.
К заявлению на
получение разрешения на право проведения операций с монетарными металлами
прилагаются надлежащим образом утвержденные следующие документы:
- заверенный
руководителем банка заявителя бизнес-план, который предусматривает работу с
монетарными металлами;
- рекомендация
регионального управления Национального банка Украины на выдачу разрешения;
- рекомендация
Государственной сокровищницы Национального банка Украины;
- справка о
соответствии квалификационным требованиям экспертов, которые непосредственно
осуществляют операции с монетарными металлами;
- справка о
наличии технических средств, которые необходимы для выполнения операций с
монетарными металлами.
Для получения
разрешения на право проведения операций с монетарными металлами коммерческий
банк должен иметь необходимое помещение для приема и хранения монетарных
металлов, а также соответствующее оборудование. Перечень этого оборудования
приводится в приложении N1 к Инструкции N243 от 27 09 1995 г. “О порядке
выдачи лицензии Национального банка Украины на право осуществления
коммерческими банками операций с валютными ценностями”.
В частности в
этом приложении приведен исчерпывающий перечень указанного оборудования для
проведения операций с монетарными металлами необходимы:
- весы для
взвешивания монетарных , которые должны иметь соответствующие свидетельства об
их проверке, которая проводится не реже одного раза в год;
- инструменты
(лупы, шаберы, скальпели, плоскогубцы, надфили, напильники и т.п.);
- химические
реактивы для определения проб драгоценных металлов;
- сейфы или
металлические шкафы для хранения монетарных металлов;
- эксперта,
уровень подготовки которого соответствует квалификационным требованиям, которые
необходимы ему для осуществления операций с монетарными металлами.
Квалификационные
требования к эксперту коммерческого банка, который осуществляет операции с
монетарными оговорены в Приложении N2 той же инструкции. Так, в частности
там закрепляется, что для экспертов, которые осуществляют операции с монетарными
металлами необходимы:
- навыки работы с
монетарными металлами;
- знание
действующих нормативно-технических документов на монетарные металлы,
промышленные и ювелирные изделия из драгоценных металлов;
- знания
физико-химических особенностей драгоценных металлов и владение
физико-химическими методами их исследования;
- умение
определять содержание недрагоценных металлов и других металлов в промышленных
и ювелирных изделиях из драгоценных металлов;
- знание
устройства весов и умение их использовать при определении веса драгоценных
металлов.
Решение о выдачи
лицензии и виды операций с монетарными металлами, которые может осуществлять
коммерческий банк, принимает комиссия Национального банка Украины по
лицензированию коммерческих банков на право проведения операций с валютными
ценностями, к работе в которой могут привлекаться специалисты Государственного
хранилища Национального банка Украины.
Коммерческий
банк, после получения лицензии, обязан ежемесячно давать отчет про наличие и
движение монетарных металлов в управление валютного контроля и лицензирования
Национального банка Украины.
После выдачи
лицензии коммерческому банку на осуществление операций с монетарными металлами
с ним может быть заключен договор на их поставку в Государственное хранилище.
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно,в объеме 1-й контрольной
работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему как
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ И ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ,
однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе
приведены. Несмотря на то,что правотворческий подход к финансовым отношениям
по-российскому и по-украинскому законодательству несколько отличаются друг от
друга,но эти отличия не столь существенные и к тому же по ряду объективных и
субъективных причин российская правотворческая мысль немного опережает
украинскую,что дает нашим законодателям использовать положительный опыт
накопленный российскими юристами после принятия тех или иных нормативных актов,
и избегать ошибок,обязательно встречающихся на таком тернистом пути как
правотворчество.
Используя положительный опыт не
только России ,но и других развитых государств,учитывая национальные и
исторические особенности нашего народа Украина станет демократическим и
правовым государством.
V. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Гражданское право.Часть 1.Учебник/ Под
ред.Ю.К.Толстого,А.П.
Сергеева.- М.:Издательство ТЕИС,1996. - 292-300с.
2.Гражданский кодекс Украинской ССР:
Нучн.-практ.коммент. Пер. с
укр. /И.Г.Агапов,М.И.Бару,И.А.Беленчук и др. -К:
Политиздат Украи-
ны,1981.- 639 с.
3.Конституция (Основной Закон) Украины - Принятая
Верховным Сове-
том Украины 28.06.1996г.
4. О банках и банковской деятельности: Закон
Украины от 20 марта 1991 г.
5. О залоге: Закон Украины от 2 октября 1992 г.
6. О порядке выдачи лицензий Национального банка
Украины на право осуществления коммерческими банками операций с валютными
ценностями.// Инструкция N243 Национального банка Украины от 27 09 95 г.
8.Советское финансовое право: Учебник.-М.:
Юрид.лит.,1987.-464 с.
9.Юридический энциклопедический словарь. - М.:
СЭ. - 1984.
1 О
банках и банковской деятельности: Закон Украины от 20 марта 1991 г.// Ведомости
Верховного Совета Украины.- N28,- ст.234.
2 О
залоге: Закон Украины от 2 октября 1992 г.//Правда Украины,1992,11 ноября.
1 О
порядке выдачи лицензии Национального банка Украины на право осуществления
коммерческими банками операций с валютными ценностями.//Инструкция N243
Национального Банка Украины от 27 09 1995 г.