Закон подробно
разграничивает функции временной администрации в случаях ограничения полномочий
исполнительных органов кредитной организации, а также в случаях приостановления
их полномочий.
В случае ограничения полномочий
исполнительных органов кредитной организации временная администрация проводит
обследование кредитной организации; устанавливает наличие оснований для отзыва
лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20
Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; участвует в
разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и
контролирует их реализацию; контролирует распоряжение имуществом кредитной
организации в пределах, установленных законом.
При этом временная администрация получает
от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы,
касающиеся деятельности кредитной организации; дает согласие на совершение
органами управления кредитной организации сделок, связанных с недвижимостью, а
также с заинтересованными или аффилированными лицами.
В случае приостановления полномочий
исполнительных органов кредитной организации временная администрация реализует
полномочия исполнительных органов кредитной организации; проводит обследование
кредитной организации; устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на
осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального
закона «О банках и банковской деятельности»;
разрабатывает мероприятия по финансовому
оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение и
другие согласно ст. 23 Закона.
При осуществлении своих функций временная
администрация получает от руководителя, других работников кредитной
организации, а также иных лиц необходимую информацию и документы, касающиеся
деятельности кредитной организации; предъявляет от имени кредитной организации
иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды; назначает
представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, а также
в органы управления ее дочерних организаций; согласовывает решения совета
директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания
ее учредителей (участников), за исключением решений о совершении сделок,
предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи; вправе отстранить членов исполнительных
органов кредитной организации от работы (освободить от занимаемой должности) и
приостановить выплату им заработной платы; вправе собирать собрание учредителей
(участников) кредитной организации в порядке, установленном федеральными
законами (ст. 22 Закона).
Последней из 3-х
мер, призванных предотвратить банкротство кредитной организации является
реорганизация. Она осуществляется в форме слияния или присоединения.
Основные
преимущества ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», заключаются,
в том, что этот Закон:
· признает необходимость применения ряда мер по предупреждению банкротства
кредитной организации в ситуации, когда она еще не находится в состоянии
неплатежеспособности (банкротства);
·содержит достаточно объемную и достаточно тщательно урегулированную
систему мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности кредитных
организаций.[4]
Также следует
отметить особенности процедуры банкротства кредитной организации связанной с
тем, что согласно действующему законодательству при рассмотрении арбитражным
судом дел о банкротстве кредитной организации применяется только процедура
конкурсного производства. При банкротстве кредитной организации наблюдение,
финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение,
предусмотренное Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» не
применяются.
Глава II. Конкурсное производство в отношении кредитной организации:
проблемы и пути их решения
Конкурсное
производство является конечной стадией в процедуре банкротства кредитной организации.
В результате конкурсного производства прекращается существование кредитной
организации как юридического лица. Данная процедура применяется к кредитной
организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения
требований кредиторов за счет реализации имущества должника и распределения
полученных средств (конкурсной массы) между кредиторами в определенной Законом
о банкротстве очередности. Таким, образом, принятие арбитражным судом решения о
признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного
производства означает окончательную невозможность восстановления ее
платежеспособности.
В целом указанная
процедура регламентируется в Законе о банкротстве, однако Федеральный закон «О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в главе 6 устанавливает
особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной
банкротом. Федеральный закон о банкротстве кредитных организаций специального
определения такой процедуре банкротства, как конкурсное производство, не дает,
но Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в статье 2 дает
определение конкурсного производства, применимое в том числе и к кредитным
организациям-должникам, так как в Законе о банкротстве кредитных организаций из
понятия «несостоятельности (банкротства) банка» исключается возможность
добровольного объявления им о своем банкротстве и ликвидации.
Ряд авторов
отмечают, что конкурсное производство является системой мероприятий, отмечают
системный характер процедуры конкурсного производства[5]. К числу элементов (или этапов)
данной системы можно отнести: формирование конкурсной массы и реализация имущества
должника в целях обращения его в денежные средства; выявление требований
кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих
требований[6].
Также к числу этих мероприятий относят и ликвидацию юридического лица-банкрота[7].
Каждый из данных
этапов конкурсного производства характеризуется наличием специфических правил,
закрепленных законодательством о несостоятельности. Данные правила часто
порождают серьезные проблемы на практике, в связи с чем необходимо остановиться
на основных этапах процедуры конкурсного производства, установленных для
кредитных организаций, а также проблем ее применения.
Согласно ст. 50.16
Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника
банкротом влечет открытие конкурсного производства.
С момента
признания кредитной организации банкротом Закон предусматривает ряд правовых
последствий. Продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии
на осуществление банковских операций, предусмотренные статьей 20 Федерального
закона «О банках и банковской деятельности», в том числе в случае вступления
после открытия конкурсного производства в законную силу решения арбитражного
суда о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у кредитной
организации такой лицензии. Сведения о финансовом состоянии кредитной
организации не относятся к сведениям, признанным конфиденциальными или
составляющими коммерческую тайну. Совершение сделок, связанных с отчуждением
имущества кредитной организации или влекущих за собой передачу ее имущества
третьим лицам во владение и пользование, допускается исключительно в порядке,
установленном законом. Все требования кредиторов по денежным обязательствам, об
уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением
требований о признании права собственности, о компенсации морального вреда, об
истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании сделок
недействительными, о применении последствий их недействительности, а также
требований по текущим обязательствам могут быть предъявлены только в порядке,
установленном законом. Исполнительные документы, исполнение по которым
прекратилось в соответствии с Федеральным законом, подлежат передаче судебными
приставами-исполнителями, а также органами и организациями, исполняющими
требования судебных актов и актов других органов, конкурсному управляющему в
порядке, установленном федеральным законом. Снимаются ранее наложенные аресты
на имущество кредитной организации и иные ограничения распоряжения имуществом
кредитной организации. Основанием для снятия ареста на имущество кредитной
организации является решение арбитражного суда о признании кредитной
организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых
арестов на имущество кредитной организации и иных ограничений распоряжения ее
имуществом не допускается. Исполнение обязательств кредитной организации
осуществляется в случаях и порядке, которые установлены законом.
Со
дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации
банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия
руководителя кредитной организации, иных ее органов управления, за исключением
полномочий органов управления в части принятия решения о заключении соглашений
об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения
обязательств кредитной организации.
Все
имущество кредитной организации, имеющееся на день открытия конкурсного
производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет
конкурсную массу.
Из
имущества кредитной организации, которое составляет конкурсную массу,
исключается имущество, составляющее ипотечное покрытие в соответствии с
Федеральным законом от 11 ноября 2003 года № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных
бумагах».
Ипотечным
покрытием согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ
«Об ипотечных ценных бумагах» могут быть обеспеченные ипотекой требования о
возврате основной суммы долга и об уплате процентов по кредитным договорам и
договорам займа, в том числе удостоверенные закладными, и(или) ипотечные
сертификаты участия, удостоверяющие долю их владельцев в праве общей
собственности на другое ипотечное покрытие, денежные средства в валюте
Российской Федерации или иностранной валюте, а также государственные ценные
бумаги и недвижимое имущество в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 13 данного
Закона.
Требования
кредиторов по облигациям с ипотечным покрытием после исключения ипотечного
покрытия из конкурсной массы удовлетворяются в порядке, предусмотренном
указанным Федеральным законом. В ст. 15 урегулировано обращение взыскания на
ипотечное покрытие в случае неисполнения обязательств по облигациям. Ст. 16 при
банкротстве кредитной организации также может применяться, но с учетом того,
что право потребовать досрочного погашения облигаций существует, направлять на
расчеты с кредиторами — владельцами облигаций какое-либо имущество кроме
ипотечного покрытия кредитная организация не вправе, поскольку иначе произойдет
преимущественное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, что
недопустимо.
Следующая
проблема касается вопросов инвентаризации и оценки имущества кредитной
организации, которые должны быть произведены не позднее 6 месяцев со дня
признания кредитной организации банкротом и открытия конкурсного производства.
А.Егоров[8],
в комментарии к закону считает этот срок излишне длительным, аргументируя это
следующим. Поскольку Закон о банкротстве банков не устанавливает никаких
особенностей применительно к сроку конкурсного производства, по истечении
указанных шести месяцев останется еще полгода на реализацию имущества кредитной
организации и расчеты с кредиторами. Срок конкурсного производства может
продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, вплоть до шести месяцев,
о чем говорится в п. 2 ст. 124 общего Закона о банкротстве. Однако разъяснение
данной нормы, которое содержится в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 8
апреля 2003 года № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие
Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», сформулировано
достаточно четко: по истечении установленного годичного срока конкурсное
производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью
завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного
управляющего.
В
результате возможно жесткого подхода к сроку конкурсного производства отведение
на стадию оценки и инвентаризации имущества кредитной организации половины
годичного срока выглядит явно преувеличенным, продолжает автор. Например, если
банк обладает в большей части однородным имуществом (ценные бумаги),
инвентаризация может произойти в течение одного месяца. Чем раньше она
завершится, тем быстрее управляющий перейдет к продаже конкурсной массы. А
норма, указанная выше, дает ему возможность ждать еще пять месяцев. То же самое
касается оценки. Совершенно не обязательно заказывать оценку у одного и того же
оценщика, рынок оценочных услуг в настоящее время в России достаточно развит, и
если одновременно привлечь несколько оценщиков, общий срок на оценку также
составит не более одного-двух месяцев. Автор полагает, что абз. 2 п. 1 ст. 5032
Закона нужно понимать следующим образом: инвентаризация и оценка имущества
кредитной организации должны происходить в максимально сжатые (но при этом
разумные) сроки, но в любом случае не позднее шести месяцев со дня признания
кредитной организации банкротом.
На
заседаниях Президиума ВАС РФ, посвященных рассмотрению не конкретных
арбитражных дел, а актуальных вопросов правоприменительной практики, дважды
рассматривалась проблема оспаривания заключений оценщиков. Это один из ключевых
вопросов реализации конкурсной массы, поскольку пока не найдено эффективное
средство борьбы с умышленным занижением оценки имущества. Основные сферы, где
оценка является обязательной, — исполнительное производства, корпоративные
отношения (внесение вкладов в уставный капитал) и банкротство. Именно здесь
наблюдается большинство злоупотреблений.
Согласно
ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной
стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и
рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не
установлено иное. Часть 3 ст. 6 указанного ФЗ допускает возможность обжалования
результатов проведения оценки заинтересованными лицами в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Спор о достоверности величины рыночной
или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщика, подлежит
рассмотрению судом в соответствии с установленной подведомственностью (ч. 1 ст.
13 названного Федерального закона).
Возможно
ли предъявление и рассмотрение судом самостоятельных требований об оспаривании
достоверности заключения оценщика? Неясно, как поступать в случае, если на
основании данного заключения уже состоялась сделка отчуждения имущества.
Повлияет ли на действительность данной сделки признание заключения оценщика
недостоверным? Если да, то на каком основании, и не будет ли в таком случае иск
об оспаривании сделки подменяться иском о признании оценки недостоверной?
В
Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2004 года,
утвержденном постановлением Президиума ВС РФ от 23 и 30 июня 2004 года (вопрос
№17), предлагается разделить случаи, когда заключение оценщика является
обязательным и необязательным для какого-либо лица. В первом случае, по мнению
ВС РФ, «самостоятельное» обжалование допускается, во втором — стороны вправе
оспорить результат оценки при рассмотрении конкретного спора, где заключение
независимого оценщика будет одним из доказательств.
Позиция
А. Егорова (к которой присоединяется и автор дипломной работы) заключается в
том, что такое оспаривание может происходить только до определенного момента, а
именно до совершения сделки по отчуждению имущества. После совершения сделки
оспаривание заключения оценщика теряет практический смысл, за исключением
случаев, когда требуется установить его недобросовестность в целях предъявления
к нему самостоятельного иска (хотя и здесь необходимость в двух исках также не
усматривается, достаточно предъявить иск о возмещении убытков и в этом процессе
доказывать нарушения оценщика). Верховный Суд РФ высказался прямо только по
поводу одного случая — когда оценка не обязательна: если сделка совершена, оспорить
заключение оценщика можно только в процессе рассмотрения спора. Тем не менее
такой же подход ВС РФ подразумевал и применительно к другому случаю (когда
заключение оценщика обязательно). Верховный Суд РФ отметил, что оспаривание
возможно, если лицо считает, что при заключении соответствующей сделки его
права могут быть нарушены. Таким образом, в момент оспаривания права лица еще
не нарушены. Если бы имелась в виду ситуация, когда сделка на основе заключения
оценщика уже состоялась, лицу требовалось бы ссылаться на уже произошедшее
нарушение его прав.
С
учетом этого следует рассматривать правило п. 3 ст. 5032 Закона о
банкротстве банков, согласно которому конкурсные кредиторы, уполномоченные
органы, Банк России вправе обжаловать результаты оценки имущества кредитной
организации в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в порядке,
установленном федеральным законом.
Жалоба
на заключение оценщика может подаваться как в самостоятельном виде, так и
входить в состав жалобы на действия конкурсного управляющего, но в любом случае
она должна быть рассмотрена до отчуждения имущества, ставшего предметом оценки.
Чтобы предотвратить отчуждение после подачи жалобы, следует прибегать к
обеспечительным мерам.
Оценка
имущества должника обязательна не во всех случаях. В п. 2 ст. 5032
Закона о банкротстве банков указано, что рыночная цена принадлежащих кредитной
организации ценных бумаг, допущенных к обращению на организованном рынке ценных
бумаг, может определяться без привлечения независимого оценщика в соответствии
с порядком, установленном федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным Правительством РФ. Поскольку ценная бумага обращается на
организованном рынке, существуют механизмы определения средней цены продажи за
определенный период и обращение к услугам оценщиков становится излишним.
В
составе имущества кредитной организации отдельно учитывается и подлежит
обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.
При наличии в
составе имущества кредитной организации имущества, относящегося к социально
значимым объектам в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности
(банкротстве)», а также жилищного фонда социального использования, которые не
включаются в конкурсную массу в соответствии с Федеральным законом «О
несостоятельности (банкротстве)», передача (реализация) указанного имущества
осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые
установлены указанным Федеральным законом.
Особенностью
конкурсного производства кредитных организаций является установленная в законе
очередность удовлетворения требований кредиторов.
Исполнение
обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного
производства осуществляется в очередности, установленной Федеральным законом «О
несостоятельности (банкротстве)».
Вне очереди за
счет конкурсной массы исполняются текущие обязательства кредитной организации,
а именно:
·обязанности по уплате задолженности,
образовавшейся до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление
банковских операций, за произведенные работы (оказанные услуги), связанные с
продолжением функционирования кредитной организации, в пределах сметы расходов,
утверждаемой Банком России в соответствии с Федеральным законом «О банках и
банковской деятельности»;
·денежные обязательства, основания которых
возникли в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на
осуществление банковских операций до дня завершения конкурсного производства, в
том числе:
обязательства
по оплате расходов, связанных с продолжением функционирования кредитной
организации, включая оплату труда лиц, работающих по трудовому договору,
выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения;
обязательства
по выплате вознаграждения конкурсному управляющему, аккредитованному при Банке
России;
судебные
расходы кредитной организации, расходы на опубликование сообщений, являющихся
обязанностью конкурсного управляющего, а также расходы, связанные с проведением
конкурсного производства;
·обязанности по уплате обязательных
платежей, возникшие в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на
осуществление банковских операций до дня открытия конкурсного производства, а
также обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного
производства при оплате труда работников кредитной организации;
·обязанности по удержанию денежных средств из заработной платы работников
кредитной организации в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии
на осуществление банковских операций и до дня завершения конкурсного
производства, а также обязанности по перечислению сумм таких удержаний в
соответствии с законодательством Российской Федерации (алименты, налог на
доходы физических лиц, профсоюзные взносы и иные платежи, возложенные на
работодателя в соответствии с федеральным законом).
Очередность
исполнения текущих обязательств кредитной организации определяется в
соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В
первую очередь удовлетворяются:
·требования физических лиц, перед которыми
кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или
здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также
осуществляется компенсация морального вреда;
·требования физических лиц, являющихся
кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского
вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие
счета открыты в связи с указанной деятельностью);
требования
Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета,
перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года
№ 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
·требования Банка России, перешедшие к нему
в соответствии с федеральным законом в результате осуществления выплат Банка
России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих
в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской
Федерации.
Требования
кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной
организации, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно
перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и
второй очереди.
Требования
физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с
ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета, по
возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых
санкций включаются в состав требований кредиторов, удовлетворяемых в третью
очередь.
Требования
кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным
займам) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов,
включенных в реестр требований кредиторов.
Особенностью
конкурсного производства кредитной организации является, прежде всего,
очередность удовлетворения требований кредиторов, а именно: в новом Законе к
перечню требований, которые удовлетворяются в первую очередь добавились
требования физических лиц по заключенным договорам банковского вклада и/или
договорам банковского счета.
А.
Егоров[9]
в комментарии к Закону о банкротстве кредитных организаций указывает в этой
связи на ряд проблем. Первая заключается, по его мнению, в том, что банки могут
привлекать средства граждан не только путем заключения договоров банковского
вклада или счета, но и путем размещения облигаций или векселей. Автор задает
вопрос: почему вкладчик должен пользоваться преимуществом перед тем лицом,
которое отдало сбережения в обмен на долговые ценные бумаги кредитной
организации? Или могут быть случаи, когда физическое лицо станет кредитором, но
не сможет получить удовлетворение в первую очередь. Например, лицо будет
хранить денежные средства в банковской ячейке, но потом эти средства пропадут,
и, в связи с этими возможными обстоятельствами, по мнению автора, стоило бы
уравнять правовой режим требования такого лица о возмещении убытков с
требованием вкладчиков и попытаться справедливо учесть большее число способов
привлечения кредитной организацией средств граждан.
Вторая
проблема, которая видится автору — юридическое лицо размещает депозит в
кредитной организации, которая среди прочего принимает средства граждан. Потом
кредитной организации угрожает банкротство и юридическое лицо уступает свое
право требования по депозиту физическому лицу. Тогда такое физическое лицо
начинает отвечать признакам, указанным в ГК РФ поскольку теперь оно, физическое
лицо, является кредитором. Может возникнуть ситуация, что при таком подходе
едва ли не все требования кредиторов третьей очереди (юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей) «перекочуют» в первую очередь.
Закон
предусматривает два исключения из общего режима (удовлетворение в первую
очередь) для требований физических лиц по заключенным договорам банковского
вклада и банковского счета. Первым являются требования лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие
счета открыты в связи с указанной деятельностью. Специальный режим для
требований граждан — индивидуальных предпринимателей может вступить в действие
только в отношении банковских счетов указанных лиц, но не в отношении их
банковских вкладов.
К
сожалению, по мнению А Егорова, законодатель не установил, кто должен
доказывать, что тот или иной счет используется индивидуальным предпринимателем
в своей основной деятельности, а не открыт ему для частных целей как физическому
лицу. Автор предлагает разрешить ситуацию следующим образом: поскольку
специальный режим сформулирован в качестве исключения, индивидуальному
предпринимателю не нужно ничего доказывать, бремя доказывания должно
возлагаться на тех лиц, которые попытаются обосновать, что конкретный расчетный
счет использовался для предпринимательской деятельности. Если конкурсный
управляющий посчитает, что счет использовался для предпринимательской
деятельности, и откажет во включении требований индивидуального предпринимателя
в первую очередь кредиторов, он вправе обжаловать действия конкурсного
управляющего в суд, и здесь начнет действовать предложенный подход в
распределению бремени доказывания.
Второе
исключение относится к требованиям физических лиц, вытекающим из договора
вклада или счета, по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по
уплате сумм финансовых санкций (п. 5 ст. 5036 Закона). Указанные
требования удовлетворяются не в первую очередь, в третью очередь.
По
мнению автора данная позиция законодателя является верной. После банковского
кризиса 1998 года в процедуры банкротства попали многие банки и большинству из
них средств не хватало даже на полные расчеты с вкладчиками. В такой ситуации
несправедливо, чтобы вкладчики получили обратно не только сумму вклада, но и
неустойку, убытки и прочие компенсации, а кредиторам третьей очереди не
доставалось ничего. Более того, перед третьей очередью есть еще кредиторы
второй очереди, работавшие по трудовым договорам, и получение вкладчиками сумм
неустоек в ущерб получению работниками заработной платы выглядит совершенно
нелогично.
После
рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах
проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о
завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов
— определение о прекращении производства по делу о банкротстве, которые
направляются конкурсному управляющему и в Банк России.
Определение
о завершении конкурсного производства и определение о прекращении производства
по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению.
В
случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве
решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об
открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.
Конкурсный
управляющий обязан в тридцатидневный срок со дня вынесения определения о
завершении конкурсного производства представить в Банк России определение
арбитражного суда и другие документы в соответствии с Федеральным законом от 8
августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей» и Федеральным законом «О банках и банковской
деятельности».
Далее
происходит внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о
государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией в
порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей указанной
регистрации, установленных Федеральным законом «О банках и банковской
деятельности».
§2.2. Функции и задачи конкурсного
управляющего кредитной организации
Закон о
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в статье 5020
говорит о двух видах конкурсных управляющих: конкурсных управляющих при
банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение
денежных средств физических лиц во вклады, – ими в силу закона является
Агентство по страхованию вкладов, а также о конкурсных управляющих при
банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на
привлечение денежных средств физических лиц во вклады, – в этом качестве
утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям,
установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», и
аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при
банкротстве кредитных организаций.
Физические лица
утверждаются конкурсными управляющими в порядке, установленном общим Законом о
банкротстве, с особенностями, предусмотренными Законом о банкротстве банков.
Во-первых, они могут утверждаться лишь для управления кредитной организацией,
не имевшей лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц
во вклады (п. 2 ст. 5011). Во-вторых, они не могут утверждаться в
условиях, когда прежде от управления кредитной организацией — должником
отстранен другой управляющий — физическое лицо. (п. 3 ст. 5011).
В-третьих, если своевременно не представлена кандидатура конкурсного
управляющего — физического лица, больше физические лица в качестве
потенциальных управляющих не рассматриваются (п. 3 ст. 5011).
В-четвертых, они никогда не могут быть назначены для управления организацией, в
которую когда-либо назначалось Агентство, поскольку Агентство даже теоретически
не может быть отстранено. В-пятых, конкурсным управляющим кредитной организации
— отсутствующего должника также может назначаться только Агентство (п. 2 ст.
52).
Требования закона
«О несостоятельности (банкротстве) следующие.
Арбитражным
управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который зарегистрирован
в качестве индивидуального предпринимателя; имеет высшее образование; имеет
стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; сдал
теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошел
стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного
управляющего; не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за
преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; является
членом одной из саморегулируемых организаций.
Арбитражным
судом не могут быть утверждены в качестве конкурсных управляющих арбитражные
управляющие: которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику,
кредиторам; в отношении которых введена процедура банкротства; не возместившие
убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении
обязанностей арбитражного управляющего; дисквалифицированные или лишенные в
порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие
должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению
юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или)
управлять делами и (или) имуществом других лиц; не имеющие заключенных в
соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров
страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в
деле о банкротстве.
Конкурсный
кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) к кандидатуре
арбитражного управляющего вправе предусмотреть следующие требования: наличие у
кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по
специальности, соответствующей сфере деятельности должника; наличие у кандидата
определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в
соответствующей отрасли экономики; установление количества процедур
банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего.
Конкурсный
кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) не вправе выдвигать не
предусмотренные законом требования к кандидатуре арбитражного управляющего.
Арбитражный
управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право:
созывать
собрание кредиторов;
созывать
комитет кредиторов;
обращаться
в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных
Федеральным законом;
получать
вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены Федеральным законом;
привлекать
для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с
оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено
Федеральным законом, собранием кредиторов или соглашением кредиторов;
подать
в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих
обязанностей.
Арбитражный
управляющий обязан:
принимать
меры по защите имущества должника;
анализировать
финансовое состояние должника;
анализировать
финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение
на товарных и иных рынках;
вести
реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных
Федеральным законом;
предоставлять
реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания
кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях,
предусмотренных Федеральным законом;
возмещать
убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при
исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу
судебного акта о возмещении таких убытков;
выявлять признаки
преднамеренного и фиктивного банкротства.
Одним из
требований к утверждению конкурсным управляющим физического лица является его
аккредитация в Банке России. Статья 6 в прежней редакции Закона
предусматривала, что арбитражный управляющий кредитной организации должен
получить аттестат Банка России. Правило Закона на практике толковалось Банком
России следующим образом: аттестат выдавался для управления конкретной
кредитной организацией. В результате возникала ситуация, при которой Банк
России, а не арбитражный суд имел возможность кардинально влиять на выбор лица,
могущего стать управляющим.
Как справедливо
отмечает А. Егоров[10],
в новой редакции Закона о банкротстве банков порядок аккредитации устанавливает
иное — аккредитация арбитражных управляющих в Банке России происходит
безотносительно к какой-либо конкретной кредитной организации, а их выбор
осуществляется саморегулируемой организацией арбитражных управляющих.
Арбитражный суд утверждает управляющего в общем порядке – из трех кандидатур,
представленных заявленной саморегулируемой организацией.
Благодаря
аккредитации арбитражных управляющих в Банке России, пришедшей на смену
аттестации, управляющие находятся под тройным контролем. Управляющий может
быть: а) отстранен арбитражным судом в связи с допущенным нарушением; б)
исключен саморегулируемой организацией арбитражных управляющих из числа ее
членов (и тогда он подлежит отстранению арбитражным судом) и, наконец, в) лишен
Банком России аккредитации на основании п. 7 ст. 5020 Закона. Равным
образом Банк России может не продлить аккредитацию по истечении года, на
который было выдано свидетельство об аккредитации. В последних двух случаях
арбитражный управляющий подлежит отстранению арбитражным судом по заявлению
Банка России (п. 8 ст. 5020).
Обязательными
условиями их аккредитации при ЦБ являются:
·соответствие требованиям к арбитражным
управляющим, установленным Федеральным законом «О несостоятельности
(банкротстве)»;
·отсутствие в течение трех лет,
предшествующих аккредитации, нарушений законодательства Российской Федерации о
несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав
кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы кредитной организации
(конкурсной массы), непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а
также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей конкурсного
управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких
обязанностей;
·прохождение обучения по утвержденной Банком России программе.
А. Егоров в
указанной выше работе, описывая статус Агентства, останавливается на проблеме
«конфликта интересов» в случае когда Агентство осуществляет полномочия
конкурсного управляющего и одновременно является специально созданной
организацией по страхованию вкладов в банках.
Согласно
указанному ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской
Федерации» (п. 1 ст. 16) имущество Агентства формируется за счет имущественного
взноса со стороны государства при его учреждении. Страховые взносы за счет
которых в основном должно формироваться имущество Агентства — это сумма, на
которую банки, привлекающие вклады, снизят процентную ставку, или иначе сумма,
которую вынужден заплатить каждый вкладчик, доверивший деньги банку,
участвующему в системе страхования вкладов, за собственную безопасность
(безопасность в пределах 100 тыс. рублей). Но если за счет этих денежных
средств Агентство начнет содержать штат лиц, которые будут реальными
арбитражными управляющими, действуя «по доверенности» Агентства, получится, что
этих лиц содержат вкладчики. Это не совсем соотносится с принятым в
законодательстве о банкротстве подходом — расходы на банкротство (в том числе
на выплату вознаграждения арбитражным управляющим) должны нести кредиторы лица,
ставшего банкротом. Почему-то к этим расходам опосредованно привлекаются
вкладчики других банков. Интересно (указывает А. Егоров в своем комментарии к
Закону) через год или два работы Агентства в новом качестве посмотреть, какова
среди его затрат доля расходов на содержание штата арбитражных управляющих. По
его мнению лучше было бы создать другое Агентство и разделить между ними
функции страховщика и конкурсного управляющего, что на наш взгляд также
является обоснованным.