Рефераты

Бухгалтерский учет и аудит затрат в строительстве

Д-т 20 К-т 69 – 30836 (118600*26%) – Начислен ЕСН с заработной платы каменщиков.

Согласно п.1 ст. 5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ (с изм. и доп.) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, т.е. работодателем. Страховые взносы уплачиваются исходя из установленных страховых тарифов. Страховые тарифы в свою очередь устанавливаются исходя из класса профессионального риска, устанавливаемого для отдельных видов экономической деятельности.

Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а именно Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска» от 31.08.1999 г. № 975 (с изм. и доп.) в соответствии с которыми строительство относиться к 12 классу профессионального риска, которому определен страховой тариф 1,2 % к фонду оплаты труда. Однако в соответствии с ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» от 22.12.05 № 179-ФЗ утверждены новые страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В 2006 году они установлены для 32 классов профессионального риска, а не для 22 (как раньше). Однако не ясно, к какому классу в этом году относить тот или иной вид деятельности страхователей. Поэтому пока страховые взносы нужно платить по прошлогоднему тарифу [42].

Если организацией применяется позаказный метод учета затрат на производство СМР, то в аналитических регистрах бухгалтерского учета (разработочная таблица №2 «Распределение заработной платы в строительных организациях» в приложении к письму Минфина СССР от 08.03.60) необходимо будет распределить начисленную заработную плату основных рабочих по объектам строительства.

Таким образом, при учете труда и его оплаты в строительстве следует руководствоваться нормативными актами, действующих и в других отраслях.


2.4 Расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и

механизмов


При производстве строительно-монтажных работ необходимо применение строительных машин и механизмов: землеройной техники, башенных и автомобильных кранов и другого специализированного строительного оборудования.

При производстве работ в строительстве используются специальные строительные машины и механизмы (далее – СМиМ), которые или числятся на балансе строительно-монтажной организации, или привлекаются для работы по договорам со специализированными организациями - трестами (управлениями) механизации.

СМиМ включают в себя следующие группы:

- Землеройные и планировочные строительные машины (экскаваторы, бульдозеры)

- Подъемно-транспортная техника (башенные краны)

- Прочие механизмы

- Транспортная техника (технологический транспорт (трейлеры); грузовой транспорт; пассажирский транспорт).

Если строительная техника принадлежит организации, т.е. учитывается в составе ее основный средств, то затраты по содержанию учитываются непосредственно в составе затрат на производство строительно-монтажных работ по статье «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования строительных машин и механизмов».

Если работы по производству строительно-монтажных работ выполняются совместно с управлением механизации, т.е. общестроительная организация привлекает строительную технику для производства работ принадлежащую управлению механизации. Такой способ производства работ принято называть совместным (условным) субподрядом. В этом случае все затраты по эксплуатации СМиМ учитываются в управлении механизации. Ежемесячно в соответствии с условием договора управление механизации предъявляет счета общестроительной организации на оплату отработанных машино-смен на данном объекте конкретной строительной машины (по договорной стоимости).

Суммы, предъявленные к оплате по счетам в общестроительной организации относятся на статью «Расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов».

Если управление механизации предоставляет свою технику общестроительной организации в аренду, то в этом случае общестроительная организация осуществляет учет затрат по эксплуатации СМиМ как по собственной технике. Только вместо амортизации будут учитываться затраты по аренде этой техники.

В бухгалтерском учете затраты на содержание строительных машин и механизмов собираются на дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы».

К данным расходам относятся:

·                   Заработная плата сотрудников организации, занятых управлением строительными машинами и механизмами (механиков, машинистов, мотористов и других рабочих, занятых управлением машинами и механизмами), и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад):

Д-т 25 К-т 70 – начислена заработная плата работникам, занятым обслуживанием строительных машин и механизмов;

·                   Начисление единого социального налога и страхового сбора от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на указанную выше заработную плату, что отражается проводкой: Д-т 25 К-т 69;

·                   Затраты материальных ресурсов, включая топливо и энергию на эксплуатационные цели, отражаемые проводкой:

Д-т 25 К-т 10, 60 – на стоимость материальных ресурсов, электроэнергии, топливо;

Расход горюче-смазочных материалов должен осуществляться по нормам, разработанным и утвержденным организацией на основании паспортных данных, или по централизованно утвержденным отраслевым нормам.

·                    Амортизационные отчисления по строительным машинам и механизмам, а также производственным приспособлениям и оборудованию, учитываемых в составе основных средств:

Д-т 25 К-т 02 – начислены амортизационные отчисления;

·                    Арендная плата (включая лизинговые платежи) за пользование арендованными строительными машинами и механизмами в размерах, установленных договором: Д-т 25 К-т 60;

·                    Затраты на техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов: Д-т 25 К-т 76, 60;

·                     на проведение всех видов ремонтов строительных машин и механизмов, производственных механизмов: Д-т 25 К-т 76, 60, 23 (при наличии собственного ремонтно-механического цеха);

·                    затраты на перебазирование строительных машин и механизмов,

·                    затраты на перевозку и перемещение материалов и строительных конструкций в пределах стройки (объекта), включая заработную плату рабочих, занятых на погрузке и разгрузке, а также затраты на вывоз и ввоз грунта. Отражаются следующей бухгалтерской записью: Д-т 25 К-т 23 ,60;

·                     затраты на проведение всех видов ремонтов СМиМ в том случае, если учетной политикой организации предусмотрено создание резерва: Д-т 25 К-т 96;

Действующим законодательством для покрытия затрат, связанных с ремонтом машин и механизмов, относящимся к основным средствам подрядной строительной организации, предусмотрена возможность создания следующих видов резервов:

- ремонтный фонд – для покрытия затрат на проведение всех видов ремонтов. Размер фонда определяется исходя из балансовой стоимости СМиМ производственного назначения и нормативов отчислений, утверждаемых в установленном порядке строительной организации;

- резерв на капитальный ремонт машин и механизмов, в том числе и арендованных, если по условиям договора он производится за счет средств подрядной организации, и (или) на текущий и средний ремонты машин и механизмов.

Резерв на капитальный ремонт образуется ежемесячно в течение года исходя из размера предполагаемых расходов. Резерв на текущий и средний ремонты образуется в том случае, если их проведение предусмотрено в течение или в конце отчетного года и затраты на них составляют значительные суммы. В том случае, если строительная организация имеет структурное подразделение, которое осуществляет ремонтные работы, формирование резерва ежемесячно отражается проводкой Д-т 23 Кт- 96.

К вспомогательным производствам относятся организационно обособленные подразделения хозяйствующего субъекта, выделяемые при планировании и учете в состав неосновного производства.

Наличие различных видов вспомогательных производств является особенностью деятельности организаций строительного комплекса. Многие строительные организации, помимо осуществления основной деятельности, имеют в своем составе вспомогательные производства, такие как: цеха по изготовлению кирпичей, блоков и железобетонных изделий, специализированные транспортно—механизированные подразделения, ремонтные мастерские и др. [2]. Указанные расходы, как правило, учитываются по дебету счета 23 «Вспомогательные производства». При отпуске продукции (работ, услуг) основному производству списываются на счет 20 с кредита счета 23.

·                    прочие затраты на содержание строительных машин и механизмов.

Организация должна вести учет использования строительных машин и механизмов на объектах строительства, применяя унифицированные формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78:

- рапорт о работе башенного крана (форма ЭСМ - 1). Используется для учета работы мостовых, шлюзовых, самоходных, портально-стреловых, стационарных, козловых и башенных кранов при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы машинистам. Рапорт выписывается на декаду в одном экземпляре прорабом или уполномоченным лицом участка управления механизации и заполняется ежесуточно машинистами башенного крана.

Рапорт рассчитан для внесения данных о работе четырех машинистов при трехсменной работе башенного крана. Фамилия четвертого машиниста записывается при замене одного отсутствующего машиниста по причине болезни, отпуска и т.д., который будет продолжать работу на башенном кране. При последующей замене выписывается новый рапорт.

Объем выполненных работ заполняет должностное лицо, ответственное за нормирование и расчеты, на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.

Результаты работы и простоев крана, а также претензии к работе машинистов подтверждает заказчик подписью и штампом.

- путевой лист строительной машины (форма ЭСМ - 2). Для учета работы строительной машины на автомобильном ходу при почасовой оплате, а также является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу. Путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом и выдается на смену, на день или декаду. Выезд и возвращение строительной машины оформляет диспетчер, механик, машинист.

Результаты работы и простоев строительной машины отражаются на оборотной стороне путевого листа и ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика. Оформленный путевой лист подписывается машинистом, прорабом, начальником участка управления механизации, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, и передается в бухгалтерию.

- рапорт о работе строительной машины (механизма) (форма ЭСМ-3). Для учета работы строительной машины (механизма) при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу. Рапорт выписывается в одном экземпляре должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, прорабом или уполномоченным лицом.

Выдача горюче-смазочных материалов подтверждается подписью заправщика или машиниста (если получены талоны на горючее). Передача остатков горючего оформляется подписями ответственных лиц.

Результаты работы и простоев строительной машины (механизма) отражаются на оборотной стороне рапорта и ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика.

В конце декады рапорт подписывается машинистом, прорабом, начальником участка, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, и передается в бухгалтерию.

- рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (форма ЭСМ-4). Применяется в специализированных организациях, имеющих строительные машины (механизмы) на балансе, для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы, измеряемые в натуральном выражении, и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу.

Заполняется в одном экземпляре должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, или уполномоченным лицом и выдается машинистам на весь период выполнения работы. Рапорт-наряд заполняется на одного заказчика.

Описание работ и условий производства, учет выполнения задания отражаются на оборотной стороне формы.

Выполнение работы строительной машиной (механизмом) подтверждается подписью и штампом заказчика.

При использовании документа в организациях, имеющих строительные машины (механизмы) на балансе, выполненные работы подтверждаются лицом, ответственным за их выполнение.

Заполненный рапорт подписывается должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, прорабом, начальником участка и передается в бухгалтерию.

- карта учета работы строительной машины (механизма) (форма ЭСМ-5). Применяется при ручной обработке данных для учета отработанного времени строительной машиной (механизмом), а также для учета выполненного объема работ. Карта ведется в одном экземпляре. Заполняется на основании форм N ЭСМ-1, ЭСМ-2, ЭСМ-3, ЭСМ-4.

Целодневные простои на длительный период, связанные с планово-предупредительным ремонтом и т.д., записываются одной общей строкой.

При изготовлении бланков форм в типографии они могут быть сброшюрованы в виде журнала на соответствующей бумаге.

-  журнал учета работы строительных машин (механизмов) (форма ЭСМ-6). Применяется для учета и контроля ежедневной работы больших и малых строительных машин (механизмов). Журнал ведется у заказчика строительных машин и в организациях, имеющих строительную технику на балансе. Журнал заполняется прорабом строительного участка.

- справка о выполненных работах (услугах) (форма ЭСМ-7).Применяется для производства расчетов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами).

Составляется в одном экземпляре представителями заказчика и организации - исполнителя работ (услуг) на основании данных путевого листа (форма N ЭСМ-2) или рапортов (формы N N ЭСМ-1, ЭСМ-3).

Справка заверяется печатью заказчика, передается в бухгалтерию организации, которая использует ее как приложение к документу, выставляемому заказчику для оплаты.

На каждый рапорт (путевой лист) работы строительной машины (механизма) выписывается отдельная справка.

Стоимость работ (услуг) указывается в договорных ценах, по которым осуществляются расчеты заказчика с исполнителем (управлением механизации) [22].

Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов распределяются по видам или группам машин и механизмов. Ежемесячно рассчитывается фактическая себестоимость машино-часа (машино-смены) работы каждой группы машин.

Учтенные фактические затраты ежемесячно распределяются по объектам строительства (заказам) пропорционально отработанной каждой группой машин машино-часам (машино-сменам) или другим принятым методами.

Основанием для распределения затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов служат данные первичных документов, сменных рапортов или отчетов механика. Для ежемесячного списания указанных затрат необходимо определить фактическую себестоимость одной машино-смены (машино-часа). После этого фактическая себестоимость машино-смены (машино-часа) умножается на количество машино-смен (машино-часов), отработанных каждой машиной на строительном объекте.

Отнесение данных затрат на себестоимость строительно-монтажных работ в регистрах бухгалтерского учета отражается Д-т 20 К-т 25.

Если принадлежащая организации техника сдана в аренду или в течение отчетного периода выполняла заказы других организаций, то затраты на ее содержание списываются как расходы по оказанию услуг, что отражается Д-т 90 (субсчет «Себестоимость продаж») К-т 25.[11, с. 95-97]


2.5 Учет накладных расходов


В строительстве расходы по организации и управлению производством называются накладными.

В соответствии с п. 1.2 Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, утвержденных постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6, накладные расходы как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.

В учете они подразделяются на накладные расходы основного производства и накладные расходы вспомогательного производства (если в организации есть вспомогательное производство). Накладные расходы основного производства включают в себестоимость строительных работ по каждому строящемуся объекту, а накладные расходы вспомогательных работ относят на себестоимость продукции (работ и услуг) подразделений организации.

Строительно-монтажные организации в пределах сумм накладных расходов, определенных в установленном порядке по объемам строительных и монтажных работ, планируемых к выполнению, составляют смету накладных расходов на отчетный год.

В состав накладных расходов включаются:

1.                 административно-хозяйственные расходы:

- расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала (руководителей, служащих, старших производителей работ, рабочих, осуществляющих хозяйственное обслуживание работников аппарата управления): Д-т 26 К-т 70;

- сумма уплаты ЕСН, исчисляемая от расходов на оплату труда административно-хозяйственного персонала: Д-т 26 К-т 69;

- почтово-телеграфные расходы, оплата услуг связи: Д-т 26 К-т 76;

- расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение и пр.), а также расходы, связанные с платой за землю: Д-т 26 К-т 76, 60;

- расходы на оплату лицензионных, юридических и информационных услуг: Д-т 26 К-т 76;

- расходы на оплату консультационных и иных аналогичных услуг: Д-т 26 К-т 76;

- расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ: Д-т 26 К-т 76;

- расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы: Д-т 26 К-т 76;

- расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом: Д-т 26 К-т 96;

- расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного персонала в пределах пункта нахождения организации;

- расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации, включая оплату труда (с отчислениями на единый социальный налог) работников, обслуживающих легковой автотранспорт (Д-т 26 К-т 70 ,69) стоимость горючего, смазочных и других материалов, технического обслуживания автотранспорта (Д-т 26 К-т 10, 76);

- представительские расходы, связанные с деятельностью организации.

2.                 расходы на обслуживание работников строительства:

- затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров. К расходам на подготовку и переподготовку кадров относятся расходы, необходимые для обеспечения деятельности организации, связанные с оплатой предоставляемых в соответствии с договором с общеобразовательным учреждением образовательных услуг, предусмотренные уставом образовательного учреждения, а также дополнительного образования кадров этой организации. Вышеуказанные расходы подлежат включению в себестоимость СМР при условии заключения договора с государственным и негосударственным профессиональными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию: Д-т 26 К-т 76;

- расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий, включая расходы на содержание санитарно-бытовых помещений (на оплату труда с отчислениями на ЕСН уборщиц, дежурных слесарей, электриков и других категорий обслуживающего персонала, расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда);

- расходы на охрану труда и технику безопасности (затраты на взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний Д-т 26 К-т 69; затраты на проведение медицинских осмотров, на проведение аттестации рабочих мест и др.)

3.                 расходы на организацию работ на строительных площадках:

- износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве строительных работ: Д-т 26 К-т 02, 60, 23;

- износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств, к которым относятся: приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров; складские помещения и навесы при объекте строительства; сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности; леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, предохранительные козырьки и т.п.

- содержание пожарной и сторожевой охраны;

- расходы по проектированию производства работ (расходы на оплату труда проектно-сметных групп и групп проектирования производства работ, оплата услуг проектных организаций по составлению проектов производства работ и оказанию технической помощи;

- расходы по подготовке объектов строительства к сдаче;

- расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок (на оплату труда и другие расходы по уборке и очистке территории строительства и прилегающей к ней уличной полосы; на электроэнергию и другие расходы, связанные с освещением территории).

4.                 прочие накладные расходы:

- амортизация по нематериальным активам: Д-т 26 К-т 05;

- расходы, связанные с рекламой Д-т 26 К-т 76;

5.                затраты, не учитываемые в нормах накладных расходах, но относимые на накладные расходы:

- платежи по обязательному страхованию имущества строительной организации, отдельных категорий работников и др. Д-т 26 К-т 68;

- расходы на создание страховых фондов в пределах норм, установленных законодательством РФ для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации последствий пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

- налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

- расходы на сертификацию продукции и услуг;

- суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполнение сторонними организациями работы;

- затраты на платежи по добровольному страхованию средств транспорта, строительных грузов и прочее, а также по добровольному страхованию работников по договорам долгосрочного страхования жизни, пенсионного и личного медицинского страхования.

Строительная организация в учетной политике может выбрать один из двух вариантов списания накладных расходов отчетного периода:

1)                 отнесение накладных расходов по окончании отчетного периода непосредственно на уменьшение финансового результата, что отражается записью:

Д-т 90-«Себестоимость продаж» К-т 26;

2)                 отнесение накладных расходов на себестоимость строительно-монтажных работ и вспомогательного производства:

Д-т 20 К-т 26 – накладные расходы отнесены на увеличение себестоимости СМР;

Д-т 23 К-т 26 – накладные расходы отнесены на увеличение затрат вспомогательного производства.

При этом распределение накладных расходов между основным и вспомогательным производствами осуществляется по прямому признаку, т.е. на затраты вспомогательного производства относятся непосредственно те расходы, которые связаны с его управлением и обслуживанием.

Распределение накладных расходов на себестоимость выполненных работ по заказам (объектам строительства) организация имеет право производить тем способом, который она выберет самостоятельно, закрепив его в учетной политике.

Накладные расходы можно распределять пропорционально выручке от реализации СМР. Но в этом случае в невыгодном положении оказываются те участки, которые выполнили (и сдали) наибольший объем работ, т.к. на них приходится и большее количество накладных расходов. По тем же объектам, где реализации не было, накладные расходы в этом случае в стоимость работ вообще не включаются.

Другой способ, это пропорционально прямым расходам, т.е. стоимости материалов, заработной платы основных рабочих и затратам на содержание строительных машин и механизмов.

Таким образом, в состав накладных расходов включаются: административно-хозяйственные расходы; расходы на обслуживание работников строительства; расходы на организацию работ на строительных площадках; прочие накладные расходы; затраты, не учитываемые в нормах накладных расходах, но относимые на накладные расходы;

В регистрах бухгалтерского учета накладные расходы учитываются на дебете счета 26 в корреспонденции кредитом счетов 02,23,60,69,70,71,76,96,97 и др.



ГЛАВА 3. АУДИТ ЗАТРАТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


3.1 Цели и задачи аудита затрат в строительстве. Источники информации


Строительные организации в качестве хозяйствующих субъектов экономики характеризуются рядом отраслевых особенностей в технологии производства, организационно-правовых основах деятельности, порядка ценообразования и учета себестоимости, системе бухгалтерского учета и налогообложения и, как следствие, в аудите.

Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается такая степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Для осуществления строительства требуются большие финансовые ресурсы, поэтому многие строительные организации подпадают под экономический критерий деятельности, при котором отчетность подлежит обязательному аудиту. Согласно ст. 7 ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит осуществляется в случаях, если объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) (с 1 мая 2006 года МРОТ составляет 1100 руб.) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз МРОТ. Для подобного аудита также нужна специфическая методика проверки. Данная проверка может быть только комплексной, охватывающей все сферы деятельности организации, все разделы и счета бухгалтерского учета, все виды имущества [36].

Целью аудита расходов подрядных организаций на производство строительно-монтажных работ (далее - СМР) является установление правильности отнесения затрат и формирования себестоимости строительной продукции в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету.

Основными задачами аудита затрат на производство СМР являются:

-  проверка обоснованности осуществления расходов на строительство;

- правильности группировка затрат по статьям калькуляции и распределения их по объектам учета;

- оценить обоснованность применяемого метода учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

- подтверждение соответствия представленной отчетности нормативным документам и принятым положениям учетной политики и др.

Как указано ранее себестоимость строительной продукции состоит прямых и косвенных затрат. К прямым затратам относятся материальные затрат и затраты на оплату труда производственных рабочих, к косвенным – расходы на содержание строительных машин и механизмов, накладные расходы.

Аудит затрат в строительных организациях представляет собой трудоемкий процесс, в ходе которого можно выделить следующие разделы аудиторской проверки:

- аудит использования материальных ресурсов в строительстве;

- аудит расходов на оплату труда;

- аудит операций по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;

- аудит накладных расходов;

Для качественного проведения аудита затрат в строительной организации аудитор должен уделить особое внимание источникам информации, на основании которых в последующем он выразит мнение о достоверности такого рода операций в организации. Информационная база, используемая аудитором при проверке расходов на производство СМР, включает в себя первичные документы, оформляющие операции, связанные с учетом затрат в строительстве. Необходимо, чтобы они удовлетворяли общим требованиям, которые предъявляют к документам согласно Закона о бухгалтерском учете. Документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Источниками информации для проведения аудита материальных затрат являются договора строительного подряда, заключенные с заказчиками и субподрядчиками; производственные нормы расхода основных строительных материалов, разрабатываемые непосредственно строительной организацией и утверждаемые ежегодно ее руководителем; журнал учета выполненных работ по форме № КС-6 по каждому объекту строительства; материальные отчеты (форма № М-19) по материально ответственному лицу – производителю работ, начальнику строительного участка; форма № М-29 – ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам; приказ об учетной политики строительной организации, в котором содержится информация о порядке учета МПЗ, способа определения стоимости материальных ресурсов при отпуске их в производство и т.д., регистры бухгалтерского учета по счету и другие документы необходимые для аудита.

Для проведения аудита расходов на оплату труда необходимы следующие документы: положения об оплате труда и премировании, разработанные и утвержденные организацией; наряды на выполнение работ (при сдельной оплате труда); штатное расписание управленческого и линейного персонала организации; табеля учета использования рабочего времени; налоговые карточки; расчетно-платежные или расчетные ведомости; приказы организации о приеме и увольнении работников, на выплату премий; регистры бухгалтерского и налогового учета по счету 70 « Расчеты с персоналом по оплате труда» и другие документы необходимые для проведения аудита.

Аудит операций по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов основывается на договорах на оказание транспортных услуг или выполнение субподрядных строительно-монтажных работ; сменных рапортах о работе машин и механизмов; путевые листы; корешках путевых листов (при оказании услуг сторонней организацией); авансовых отчетах (если ГСМ приобретались за наличный расчет); заправочные ведомости; акты на установку и списание запчастей; расчеты начисления амортизации, регистры бухгалтерского учета по счету 25 «Общепроизводственные расходы» и других документах, необходимых для его проведения.

В ходе проведения аудита накладных расходов источниками информации служат положения об оплате труда и премировании, разработанные и утвержденные организацией; наряды на выполнение работ (при сдельной оплате труда); штатное расписание управленческого и линейного персонала организации; табеля учета использования рабочего времени; налоговые карточки; расчетно-платежные или расчетные ведомости; приказы организации о приеме и увольнении работников, на выплату премий; регистры бухгалтерского учета по счету 26 «Общехозяйственные расходы» и другие документы необходимые для проведения аудита накладных расходов [6].

Данные источники информации должны быть кропотливо изучены аудитором, только на этом основании можно быть уверенным в достоверности о выражаемом им мнении.


3.2 Планирование аудита затрат в строительстве


Международный и отечественный опыт доказывают, что аудиторская проверка не может быть проведена качественно, если она не спланирована должным образом. Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выбор процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели – выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Общие принципы планирования в российском аудите регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита», в котором указано, что аудиторы обязаны планировать свою работу так, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит затрат до написания письма-обязательства и до заключения договора со строительной организацией о проведении аудита

Планирование аудита включает в себя следующие основные этапы:

§     Предварительное планирование аудита;

§     Подготовка и составление общего плана аудита;

§     Подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию:

1)                О внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

2)                О внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Аудитору также следует ознакомиться с организационно-управленческой структурой экономического субъекта; видами производственной деятельности; технологическими особенностями производства СМР; уровнем рентабельности; порядком распределения чистой прибыли; существованием дочерних и зависимых организаций; организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля.

Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться: устав, документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее, бухгалтерская отчетность, контракты, договоры, соглашения организации, внутренние отчеты аудиторов, консультантов, материалов проверок налоговых органов и др.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливается приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позволяющий считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются значимые для аудита области, намечается объем и последовательность выполнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты