Рефераты

Деньги, кредит и банки

p> Роль банков – количественный и качественный аспект: Количественная сторона: объём и разнообразие банковского продукта, предоставляемого и реализуемого на рынке. Качественная сторона: значение для роста и увеличения эффективности общественного воспроизводства.
Основы деятельности центральных банков. Взаимосвязь центральных банков и пра-вительств.

Назначение ЦБ имеет тройственный характер.
1) ЦБ – прежде всего – гос. банк, созданный и действующий в интересах государства и его экономической политики.
2) ЦБ – банк банков, обеспечивающий операции всех банков и служащий для них кредитором последней инстанции.
3) ЦБ – это банк правительства, обслуживающий его счета и управляющий его долгами.

Возрастание роли ЦБ относится к 30 г. ХХ века. Именно тогда выявилась целесообразность расширения их деятельности, и необходимость не ограничиваться простым контролем за выпуском денег и обеспеченности их конвертируемости по золотовалютному курсу.

ЦБ стал одним из проводников экономической политики правительства. 2-я мировая война даёт второй толчок усиления роли ЦБ и развития инструмента денежно-кредитного регулирования, в сочетании с ещё большим вмешательством правительства в политику ЦБ. С этого момента гл. роль ЦБ состоит в обеспечении сочетания вне уровня производства и занятости и стабильности цен национальной валюты и внешней торговли. Кроме того правительство делегирует ЦБ ответственность за валютный контроль, фискальные сборы, управление гос. долгом и обслуживанием своих счетов.

Содержание и формы взаимосвязи ЦБ с правительством могут представляться
2-мя способами:

ЦБ выступает агентом правительства и проводником его ДКП.

ЦБ независим от правительства и самостоятельно определяет ДКП. Однако в действительности в чистом виде эти модели практически не встречаются.

В идеале ЦБ должен быть независим, влиятелен, действовать на основе закреплённых законом полномочий с целью осуществления денежно-кредитного регулирования и обеспечение стабильного функционирования БС.
Задачи центральных банков. регулирующие контрольные обслуживающие

Денежно-кредитное регулирование (ДКР) – посредством определения границ
ЦБ и правил работы ЦБ. ЦБ влияет на поведения его клиентов (всех хоз. субъектов практически), регулируя т.о. ход эк. развития страны.

ДКР представляет собой совокупность мероприятий, направленных на регулирование денежной массы, кредитов, инфляции, валютного курса, процентных ставок и др. показателей денежного рынка и рынка капиталов.
Основными инструментами ДКР являются определение целевой ориентированной денежной базы, минимальных резервных требований, рефинансирование КБ, регулирование официальных % ставок и операций на открытом рынке. Также ЦБ устанавливает КБ кредитные и портфельные ограничения, предельные уровни % ставок.

Контроль за банковской системой – следующая функция ЦБ, т.к. стабильность национальной денежной единицы безусловно предполагает наличие устойчивых и эффективно работающих банковских институтов. Осуществление валютного контроля является необходимым дополнением ДКР, обеспечивающим его действенность, побуждающих хоз. субъектов строить свои внешнеэкономические связи, валютные расчёты и use валютные средства, исходя из особенностей валютного экономического положения страны.

Обслуживающая функция системы наличных и безналичных расчётов – одна из обслуживающих функций. Первоначально деятельность ЦБ в этой сфере ограничивалась выпуском в обращение бумажных денег, в дальнейшем по мере развития безналичных расчётов ЦБ стало выступать в качестве организатора и участника расчётных отношений.

Другая обслуживающая функция – кредитование КБ и правительств. Являясь кредитором последней инстанции ЦБ содействует преодолению финансовых затруднений банков, которые испытывают временный недостаток ликвидных средств. Посредством кредитования правительства ЦБ осуществляет финансирование дефицита гос. бюджета и реструктуризацию гос. долга.

Ещё одна обслуживающая функция – фин. агент правительства – т.е. ведение счетов по консолидации и расходованию гос. средств и управление активами различных правительственных учреждений и бюджетных организаций.

ЦБ поддерживает корреспондентские отношения с КБ, другими ЦБ и между финансовыми организациями. Многие ЦБ исследуют экон. конъюнктуру, изучают финансовое положение предприятия и предоставляют также данные КБ и всем желающим.
Основные операции центральных банков: определение учетной ставки
Устанавливается по результатам проведения учётных, депозитных операций, операций на открытом рынке и операций рефинансирования. ЦБ выступает по отношению к КБ кредитором последней инстанции. Кредитование банков в соответствии с принципами кредитов осуществляется под определенный %, который и считается базовым. Ставка рефинансирования - % за кредит.
Депозитная ставка – плата за ресурсы, размещенные КБ в ЦБ или наоборот.
Учётная ставка – величина дисконта по приобретённым ЦБ ценным бумагам.
Процентная ставка – как результат операций ЦБ на открытом рынке определяется в результате операции (спекуляция) ЦБ.

Несмотря на различные названия цель этих операций и суть этих ставок единая. Официально процентная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам, барометром экон. обстановки и опред. базовую цену капитала. Масштабность кредитных возможностей ЦБ, его главенствующее положение в БС обеспечивает высокую концентрацию кредитных сделок. Широкая возможность выбора ЦБ инструментов и заёмщиков позволяет минимизировать кредитные риски. Официально процентная ставка максимально очищена от индивидуальных особенностей конкретных кредитных сделок, от характера его участников и частной рыночной ситуацией. Поэтому она считается базовым для него показателем.

Изменение официальной процентной ставки влечёт за собой изменение деловой активности, уровня производства и потребления.

Цепочка реакций на повышение учётной ставки: официальное увеличение % ставки ? увеличение доходности фин. инструментов и ст-ти кред. ресурсов ? увеличение ст-ти кредитов конечн. заёмщикам? понижение рентабельности производственных проектов ? сворачивание нерентабельного пр-ва, проектов ? уменьшение совокупного объёма пр-ва ? уменьшение доходов и платёжеспособного спроса населения.

Напротив уменьшение базовой % ставки способно оживить деловую активность и стимулировать рост экономики. Такая закономерность действует при постоянном или нейтральном действии др. факторов, таких как стабильность денежного обращения и развитость кредитных отношений.
Основные операции центральных банков: обязательные резервы коммерческих банков.

У банков не все привлечённые средства задействуются в кредитных операциях, часть из них свободна и находится в денежной форме на корсчетах.
Свободные деньги необходимы для проведения текущих платежей и покрытия непредвиденных оттоков средств или невозврата кредитов. Они служат первейшим резервом ликвидности. Усиление ДКР привело к определению денежных резервов как обязательных требования к банковскому бизнесу.

Обязательные резервы – часть клиентских средств банка, в обязательном порядке депонируемых в денежной форме на счетах КБ в ЦБ.
Обязательные резервы создают условия для текущего распределения банковской ликвидности одновременно являются ограничителем денежной массы. В ряде стран обязательные резервы депонируют на текущих корсчетах и в определенных случаях могут использоваться для поддержания платежеспособности банков, по сути заменяя собой кредитное рефинансирование. Депонирование части клиентских средств выводит их из банковского бизнеса, понижает кредитное возможности банков. Нормы резервов прямо определяет пределы кредитных мультипликаторов. Нормы обязательных резервов обычно различаются в зависимости от степени денежности того или иного компонента клиентских средств банка или в макропонимании компонентов денежной массы. Как правило, на средства до востребования (текущие счета) устанавливается более высокая норма резервных требований, по сравнению со срочными и сберегательными депозитами. Нормы резервов могут устанавливаться в зависимости от соц. значимости отдельных категорий групп клиентов банка, когда эти резервы обеспечивают первоочередные расчёты с такими клиентами (Украина – 100% резервирование бюджетных средств). Большинство ЦБ не практикует выплату % по обязательным резервам.
Основные операции центральных банков: операции на открытом рынке

Суть операций на открытом рынке заключается в проведении ЦБ договорных, а не принудительных сделок купли-продажи. Объекты сделки обычно соответствует признакам квази-денег, а сами сделки совершаются с такими субъектами, которые согласны с условиями ЦБ. Механизм операций на открытом рынке не сложен, так в случае получения ЦБ ценных бумаг на открытом рынке объём денежных средств на распр-е КБ увеличился, а в случае продажи, наоборот, уменьшился. Увеличение ликвидности средствв по БС улучшает доступность кредита и снижает его стоимость, что усиливает кредитную экспансию банков и приводит к повышению денежной массы. Операции на открытом рынке наиболее действенны и гибкий инструмент ДКР, на их совершение не требуется много времени и реакция рынка достигается быстро.
Впрочем реакция рынка на подобные инструменты ДКР всегда зависят от развитости денежного рынка и БС. При сравнительно небольших масштабах и краткосрочной перспективе, операции на открытом рынке призваны изменять % ставки, т.е. в основном качественное воздействие. По мере расширения такие операции превращаются в действенное средство регулирования денежного обращением и экономики в целом, уже оказывая воздействие на положительный характер денежного рынка.
Основные операции центральных банков: административное регулирование де- нежно - кредитной сферы.

Мера административного воздействия (прямого) ЦБ на денежно-кредитную сферу заключается в регулировании (директивного определения): уровня % ставок; прироста кредитов; объёма портфельных операций.

Ограничение верхнего уровня % ставок в целом стимулирует инвестиции и способствует повышению деловой активности, снижению V высокорискового предприятия и повышение устойчивости банк системы. Завышенное ограничение ставок облегчает доступ к кредитам конкретных категорий заёмщиков, развитие которых считается приоритетами структурной и социальной политики государства. В комплексе селективной политики также входит увеличение количественных параметров на кредиты приоритетным отраслям, создание и рефинансирование спец. банков кредитования этих отраслей. Селективное ограничение обычно более действенное, если применяется в комплексе с резервными требованиями и рефинансированием. Портфельные ограничения могут регулировать состав вложений и обязательств банка. 1. В качестве примера – требования по обяз. вып. части ср-в банка в гос. ц/б, определяемые задачами регулирования ликвидности банка и управлением гос. долга. 2. В нашей стране величина инвестиций в корпоративные ц/б ограничивается размером собственного капитала банка. 3. Требования по ограничению V эмиссии собственных внесений банков также размерами собственного капитала.
Основные операции центральных банков: рефинансирование коммерческих банков.

Предоставление кредитов рефинансирования – форма денежно-кредитной эмиссии. Их V определяет денежную базу и действие кредитного мультипликатора. Так снижение кредитов рефинансирования побуждает КБ увеличить свою ликвидность, т.е. увеличить остатки свободных средств на корсчетах и снизить V кредитования. ЦБ не допускает использование средств рефинансирования на спекулятивные операции. В дальнейшем по мере расширения задач ЦБ рефинансирование стало активно использоваться как инструмент оказания помощи КБ. По аналогии с кредитом, кредитное рефинансирование повышает эффективность использования временно свободных ДС банков. Имея возможность пополнить свою ликвидность за счёт средств ЦБ, КБ уменьшают остатки денег на корсчетах и увеличивают / кредитования. Для каждого отдельного банка лимит рефинансирования определяется его величиной и ролью в банковской системе и его финансовым положением. Срок кредита рефинансирования зависит от их целей. Так краткосрочный кредиты до нескольких дней предоставляются на покрытие платежного разрыва при незначительных внезапных колебаниях корсчёта (овердрафт). Среднесрочные кредиты – до нескольких месяцев направляются обычно на покрытие циклических
(сезонных) колебаний платежного оборота. Долгосрочные кредиты до нескольких лет предоставляются на стабилизацию платёжности банка. Процент по кредиту рефинансирования обычно соответствует официальной % ставке и только в особых случаях бывает ниже её ил отсутствует вообще. Ставка может определяться по результатам предоставления кредитов рефинансирования, для чего предоставление этих кредитов может осуществляться на аукционной основе.

Кредитное рефинансирование предоставляется только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Такие кредиты обеспечиваются законом или сделкой – РЕПО (своего рода залог, но право на объект сделки переходит к той или иной стороне). Ценные бумаги удовлетворяют признакам квази-денег, что гарантирует надлежащий возврат кредита, позволяет избежать чрезмерной денежно-кредитной эмиссии.
Основные операции центральных банков: валютная политика

В развитых странах на делается различий между валютной и денежно- кредитной политикой – обе считаются составными частями ДКР.

Валютная политика – комплекс мероприятий по стимулированию внешнеэкономических позиций государства, по уравновешиванию платного бизнеса и устойчивости курса национальной валюты. В наиболее общем виде валютная политика включает в себя следующие элементы:
142. регулирование валютного курса;
143. управление официальными валютными резервами;
144. валютный контроль;
145. м/н валютное сотрудничество;
146. участие в м/н валютных организациях.
Для эффективного валютного регулирования ЦБ призван быть крупнейшим игроком валютного рынка и аккумулировать в своих руках наиб. вал. Ликвидность
(валютные резервы). Валютные резервы – средства, предназначенные для покрытия резерва валютоплатёжного оборота и изменение равновесия на валютном рынке. Валютные резервы необходимо поддерживать на должном уровне.
Так их чрезмерный объем снижает эффективность использования ограниченных кредитных ресурсов экономики. Управление валютными резервами подразумевает формирование их оптимальной величины и рациональное, доходное размещение, в частности, определение валютной корзины и состава финансовых инструментов.
В первую очередь важна сохранность и ликвидность, и только во втором – доходность средств резервов. Обычно, валютные резервы размещаются в наиболее ликвидных и безрисковых бумагах (напр., казначейские облигации
США).
Основные операции центральных банков: ) регулирова1тие_дедежной массьг, управление государственным долгом
ЦБ обладая монопольным правом на денежную эмиссию, устанавливает в соответствии с торгентоми величину денежной базы. В условиях относительно стабильного набора и действенности кредитных инструментов кредитная активность КБ и технического оснащения расчётов между величинами денежной базы и различными показателями денежной массы прослеживается достаточно высокая корреляция. Это позволяет ЦБ регулировать любой из показателей денежной массы через денежную базу. Т.о. ЦБ полностью контролирует объём денежной массы в обращении, оперативно регулируя их величину, в зависимости от конкретных целей ДКП.

Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства ЦБ активно участвует в кредитовании правительства, содействует размещению и обслуживанию гос. облигаций в оптимизации структуры гос. долга.

Формы прямого финансирования дефицита гос. бюджета включают:
147. зачисление в бюджет эмиссионного дохода;
148. предоставление кредитов на покупку ц/б правительства;
149. н/о операций ЦБ;
150. посредничество при размещении и погашении гос. облигаций (напр., организация аукционов, определение для КБ обязательных нормативов портфеля ц/б);
151. оптимизация структуры гос. долга.

Осуществление в ходе операций ЦБ на открытом рынке, когда ЦБ изменяет портфель своих ц/б в нужную для правительства сторону. В частности выпуская с рынка наиболее дорогие и короткие выпуски. Изменение спроса и предложения позволяет правительству размещать новые выпуски с мелкой доходностью.
Банковский надзор. Цели. Лицензирование.

Основными макроориентированными целями ЦБ здесь являются:
- защита клиентов-вкладчиков от неэффективного управления банка;
- поддержание стабильности банковского сектора;
- предотвращение системного риска (авг. 1998).

Регулирование и контроль банков в первую очередь нацелен на заблаговременное выявление и предотвращение затруднительных ситуаций, на правильное и своевременное оперативное информирование клиентов КБ о текущем состоянии и отд. тенденциях БС и отдельных её представителях.

Регулирование банковской деятельности – это разработка и издание конкретных правил и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве, которое определяет структуру и способы ведения банковского дела. Контроль за деятельностью банка проводится с целью обеспечения надёжности и устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный, непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

Банковский надзор осуществляется поэтапно, состоит из следующих этапов:

лицензирование. дистанционная проверка отчётности банков, инспектирование банков на местах, контроль за соблюдением банками требований надзорных органов, прямое управление санацией или ликвидация банка.
Лицензирование – цель – ограничить совершение банковских операций только специализированными, профессиональными уполномоченными предприятиями, обладающими для этого кадрами и необходимыми технологиями. На практике лицензируется не банковский бизнес в целом, а отдельные операции, напр.: внутренние или внешние расчёты, привлечение частных вкладов, операции по хранению ц/б, операции с золотом.

Сначала банкам разрешают ограниченный круг наиболее простых банковских операций. Затем, вследствие длительной позитивной работы круг разрешённых операций увеличивается. Лицензия м.б. аккумулирована, если банк длительное время не способен осуществить разрешённые операции, выполняет операции на недостаточном технологическом уровне, нарушает условия обладания лицензией, имеет неустойчивое финансовое положение. Разрешительный характер банковской деятельности также включает в себя: - особый порядок развития фискальной сети; - изменение структуры капитала или состава собственников банка; - назначение руководства.
Банковский надзор. Дистанционная проверка. Проверка на местах. Контроль за соблюдением предписаний. Неофициальные контакты.

Дистанционная проверка отчётности банка – заключается в оперативной оценке финансового состояния банка по общепринятым принципам и укрупнённым позициям, без детального изучения состояния дел в самом банке. На основе такой оценки делается заключение об общем состоянии банка, вырабатывается позиция ЦБ по расширению бизнеса КБ или принятие мер по превентивной санации – система мер, проводимых банками для предотвращения банкротства и повышении конкурентоспособности предприятия; инструментами дистанционного
“чекинга” служат: - б/у отчётность; - данные об оборотах по корсчетам КБ.

Отчётность банков включает в себя:

1. балансовый отчёт,

2. отчёт о прибылях и убытках,

3. отчёт о соблюдении экономических нормативов,

4. различные расшифровки балансовых статей и операций КБ.
Отчётность создаётся ежемесячно, в более полной форме ежеквартально.
Годовая отчётность обязательно заверяется аудитором. Достоверность отчётности проверяется при инспектировании банка. За непредоставление отчётности или искажение оной “идут” санкции вплоть до отзыва лицензии, что обеспечивает соответствие отчётности действующим технологиям б/у.

Проверка банков на местах – включает в себя:
152. проверка степени достоверности предоставляемой надзорными органами информации;
153. формирование максимально точного представления и положении конкретного банка;
154. о качестве руководства;
155. корректировка методологической поддержки и норм регулирования банковской деятельности.

В связи с трудоёмкостью проведения ревизии на местах, органы надзора осуществляют их периодически. Частота и объем проведения ревизий варьируют в зависимости от степени доверия надзорных органов кредитной организации, их роли в кредитной системе, наличию у них проблем, значимости для банка отдельных операций. Напр.: в проблемных банках постоянно находится бригада представителей ЦБ; Оценка качества крупных кредиторов осуществляется постоянно.

Во время общей проверки выявляются: соблюдение банками законов, правильное составление отчетов, наличие эффективной системы управления банком, производится детальная оценка финансового состояния банка.

4. Завершающий этап банковского надзора – контроль за соблюдением предписаний органов надзора по устранению обнаруженных недостатков.

Официальные меры воздействия включают в себя: предупреждение и директивы по устранению недостатков; штрафные санкции; снятие с должностей руководства банка; передача банка под опеку надзорных органов; принудительная организация слияния или поглощения банка; лишение банка лицензии; ликвидация.

Санация или ликвидация – крайние меры, так как это затрагивает интересы вкладчиков, отражается на общем имидже банковской системы.

5. Располагая достаточно широким диапазоном мер воздействия на банки, органы предпочитают поддерживать постоянный неофициальный контакт с банками для обсуждения общих вопросов, о возникающих затруднениях. Такие контакты обеспечивают обратную связь – банкиры информируют органы о своих проблемах
– идет процесс совершенствования банковского законодательства. Во многих странах поощряется обмен специалистами между ЦБ и комбанками.
Место коммерческих банков в банковской системе. Конкуренция и< имущественная угветственность коммерческих банков.

При анализе сущности и функций банков целесообразно укрупнить КБ до совокупности. Однако при детальном анализе КБ можно найти большое количество отличий у каждого банка.

КБ занимают промежуточное место между ЦБ, обеспечивающим основы жизнедеятельности БС, и клиентами, потребляющими банковские услуги. КБ обслуживают массового клиента, не вторгаясь в прерогативы ЦБ по обеспечению стабильности БС и денежно-кредитной сферы.

ЦБ действует в интересах государства и по своим операциям занимает в БС монопольное положение крупнейшего оператора денежного рынка. КБ действуют в интересах своих частных клиентов и вкладчиков. КБ исчисляются тысячами и они осуществляют массу разнообразных клиентских операций.
Эти различия определяют разграничения ролей КБ и ЦБ, степень концентрации и централизации конкретных банковских операций. Если бы ЦБ занимался повсеместным обслуживанием клиентов, то он не смог бы оперативно реагировать на текущую ситуацию на денежном рынке и новшества Б технологий.
Регулируя клиентскую работу КБ, ЦБ формирует конкурентное поле банковского бизнеса, побуждает КБ постоянно совершенствоваться. Госстатус ЦБ опреляет ответ-ть гос-ва за его операции и обязательства.
Место коммерческих банков в банковской системе. Системные рискы^и надзор

/ за банковской системой,^монопольные функции центральных банков.

Сейчас большую часть ответ-ти за эффективность банковского бизнеса ЦБ возлагает на КБ за счет чего обеспечивается экономия гос. средств и более эффективное построение банковского капитала на основе частных инициативы и собственности. Когда в нашей стране функционировал единый банк, государство охватывало весь банковский бизнес, сейчас когда клиентской работой занимаются тысячи КБ, неплатежеспособность нескольких из них не подорвет работоспособности БС в целом. Множественность КБ более стабильна, чем единство ЦБ. Некоторые КБ выживают даже в случаях банкротства политики ЦБ.

Эффективность банковского бизнеса и стабильность БС зависят от действенности банковского надзора. Надзор считается эффективным, если он отдален от субъектов надзора. Сами КБ или их ассоциации не смогут осуществить надзор лучше ЦБ, находящегося на расстоянии от банковского бизнеса. Такой же принцип разделения свойственен ДКР, когда выработка соответствующей политики ложится на ЦБ, а ее практическая реализация осуществляется через операции КБ. Так как ЦБ не имеет интересов в конкретных клиентских операциях, то он может независимо ограничивать и контролировать деятельность КБ. Ряд монопольных функций ЦБ оправдан, так, концентрируя у себя ресурсы и специалистов, имея информацию о лучших достижениях и разработках КБ, ЦБ имеет возможность гарантировать развитие передовых технологий. Такой подход наиболее действенен в построении системы безналичных расчетов, тогда как конкурентная борьба КБ не позволяет им раскрывать перед своими конкурентами свои лучшие достижения. ЦБ, обладая рычагами воздействия на КБ, в большей степени обеспечивает имущественную ответственность КБ за результаты их работы и перед их клиентами.

Монопольное положение ЦБ способствует концентрации в его руках крупных кредитных ресурсов, в том числе необходимых для поддержки и санации проблемных банков, что не в состоянии сделать КБ.

Право ЦБ на денежную эмиссию и ДКР бесспорно: оно определяется интересами всего общества в лице государства, а не отдельных банковских кланов, как если бы и эти функции отдавались на откуп КБ. Концентрация в руках ЦБ крупных ресурсов и распространение этих ресурсов между сотнями КБ делает ЦБ крупнейшим игроком денежного рынка, способствует проведению ДКР рыночными методами.
Сущность операций коммерческих банков. Классификация операций коммерче-ских банков.

Состав КБ достаточно пестрый.

Признаки классификации:
I. Спектр предоставляемых банковских услуг: универсальные (комплексное обслуживание); специализированные (отдельные виды услуг). Они определяют развитие отдельных направлений Б бизнеса. Наиболее часто встречаются:
А) Расчетные – осуществляют преимущественно безрисковые некредитные операции,
Б) Инвестиционные – осущ-ют спекулятивные операции на денежном и фондовом рынках,
В) Сберегательные – аккумулируют средства населения и передают их другим банкам, осуществляют развитие определенных сфер и отраслей общественного воспроизводства,
Г) Розничные – специализируются на обслуживании населения,
Д) Оптовые – работают с корпоративной клиентурой.
II. Круг обслуживаемой клиентуры: универсальные – обслуживают клиентов любой отрасли; отраслевые - обслуживающие: преимущественно внешнеторговые операции; капстроительство; промышленность и т.п.
III. Величина банковского капитала: системообразующие; крупные; средние; мелкие; очень мелкие.
IV. Значение Б для окружающих: уровень региональной экспансии (охваченная филиалами территория); широта ориентированности: работа в интересах узкого круга лиц (холдинговые - "карманные"); обслуживание широкого дифференцированного состава владельцев;
V. Стадия жизненного цикла: создание; экспансия; стабильное проведение операций; стагнация; ликвидация
Операции коммерческих банков по формированию собственного капитала

Формально капитал называют собственными средствами банка, но которые в отличие от привлеченных средств кредиторов и вкладчиков не имеют срока возврата. В реальности капитал не следует понимать как безвозвратное финансирование банка. Как любые инвестиции, вложения в банковские акции должны приносить доход, уровень которого должен окупить вложенное за 6-8 лет. Для банка собственный капитал – самый дорогостоящий ресурс, зачастую в
2-3 раза более дорогой, чем привлечение средств на депозитные и текущие счета. Для инвесторов вложения в банковские акции достаточно рисковое дело
– они требуют дополнительную премию в виде дополнительного дохода.
Несмотря на дороговизну капитала, он жизненно необходим банку. Капитал является наименее срочным ресурсом, своего рода последним запасом ликвидности. За счет средств капитала банк формирует свою имущественно технологическую базу, осуществляет ресурсное покрытие своих наиболее рисковых и неликвидных активов. Капитал страхует кредитный риск клиентов банка, т.к. без учета капитала активов будет больше, чем обязательств перед кредиторами-вкладчиками. Дороговизна и необходимость капитала требуют от банка оптимизации его величины. Так, капитал не играет главенствующей роли в структуре пассивов КБ. Его удельный вес по международным стандартам обычно не превышает 9-12%. Капитал должен формироваться в денежной форме путем размещения на финансовом рынке акций или паев банка. Это происходит на начальной стадии работы Б или в дальнейшем, при размещении дополнительной эмиссии. Блок операций с капиталом также включает блок, комплекс операций по поддержанию котировок акций на соответствующем уровне.
В процессе работы банка величина капитала постоянно меняется: уменьшение за счет уценки качества активов банка; при расходовании прибыли; увеличение за счет перераспределения прибыли и невозврата проблемных активов.
Расчетно - кассовые операции коммерческих банков

Суть расчетных операции заключается в зачислении, списании средств по банковским счетам клиента, кассовых – в приеме и выдаче наличных средств; расчетные операции осуществляются по счетам различных хоз. субъектов в различных валютах, в корреспонденции внутри страны и за рубежом.

Для осуществления расчетных операций банку необходимы корреспондентские отношения, в том числе и за бугром. Особенностью расчетных операций по счетам предприятия является: использование аккредитивов, гарантий и других документарных операций. Расчетные операции по счетам населения во многом осуществляются посредством пластиковых карт, чеков, денежных переводов.
Расчетное обслуживание осуществляется также по ценным бумагам, когда Б вкл депозитарные операции.

Кассовые операции помимо выдачи и приема денег включают в себя услуги по инкассации и ответственному хранению различных ценностей (драгметаллы, документ ценные бумаги).

Расчетно-кассовое обслуживание разрешается в самой первой банковской лицензии. С него начинается банковский бизнес. Эти операции массово и хорошо стандартизации, менее рискованы, они не требуют высококлассных специалистов и эксклюзивно дорогостоящих банковских технологий. Впрочем, развитие интернет-технлогий в первую очередь затрагивает совершенствование именно этого блока операций, требует от банков существенных изменений в кадрах и технологиях.

За предоставление расчетно-кассовых услуг банки получают не %, а комиссионные доходы.
Операции коммерческих банков по привлечению денежных средств

Остатки на текущих счетах не в первую очередь определяют пассивно- ресурсную базу банков. Банки целенаправленно занимаются формированием ресурсной базы, которой можно использовать в срочных активных операциях, они вкладывают только в высоколиквидные низкодоходные активы.

Операции по формированию срочных пассивов включают в себя:
– привлечение средств депозита и во вклады средств населения под размещаемые на рынке собственные векселя банков;
– привлечение межбанковских кредитов и кредитов рефинансирования на целевые программы.

Особой формой привлечения ресурсов является расширение отданных на Б лимитов по документарным операциям, в счет которых банк проводит внешнеторговые операции своих клиентов без отвлечения их дохода.
Высвободившиеся за счет этого клиентские доходы банк использует в своих активных операциях.

В структуре пассивов КБ: средства на счетах предприятий, вклады населения, депозиты предприятия, "меж банков". В системе лимитов документарные операции играют примерно равную роль и составляют около 20% всех банковских ресурсов.

Банки организуют специальные консалтинговые подразделения по привлечению крупных корпоративных и частных клиентов, созданию для них особых условий обслуживания. Требования к персоналу: коммуникабельность, профессионализм, убедительность.

Привлеченные средства обычно более дорогие, чем остатки на текущих счетах. На первый взгляд эти операции недостаточно выгодны, но они обеспечивают ресурсную базу кредитных операций, от которых банки получают больший доход.
Кредитные операции коммерческих банков

В отличие от инвестиционных операций при предоставлении кредитов банк не становится кредитором последней очереди. Возврат ссужаемой стоимости происходит в строго фиксированном размере и гарантируется всем имуществом заемщика. Кредитные операции - одни из основных операций банков, которые формируют порядка 50% его активов и 35% его прибыли. Кредитные операции осуществляются по строгим кредитным правилам. Эти операции наиболее сложны с точки зрения банковских технологий. Над кредитом обычно трудятся наиболее высококвалифицированные специалисты следующих отраслей знаний (финансисты, юристы, товароведы, охрана и пр.). Поэтому важна продуктивная организация их работы. Технологические сложности кредитных операций вытекают из их высокой рисковости. В первую очередь определяют финансовое состояние банка.

Обычно классификация и распределение кредитов по подразделениям банка определяется категорией заемщика, целью кредита, его технологической особенностью.

Банковские кредиты предприятиям бывают в форме: овердрафта (на разрыв платежного оборота сроком 1-2 недели), кредит в оборот (на пополнение оборотных средств в рамках месячной величины денежного оборота заемщика) инвестиционный кредит (на частичное финансирование капиталовложений действующего предприятия, не более 3-4 месячных денежных оборотов и сроком не более 2 лет). кредит проектного финансирования (на полное финансирование капиталовложений вновь создаваемого предприятия, сроком до 5 лет). кредитное финансирование торговли (на полное финансирование конкретной торговой сделки).

Исходя из технологических аспектов кредиты могут предоставляться: перечислением денег на счет заемщика по кредитному договору, под получение его облигаций или векселя, по форме выкупа векселей, обязательства у третьих лиц (факторинг), по форме неденежных гарантий или аккредитивов, авансирования (гарантирование) векселей заемщиков, по форме арендных отношений (лизинг).
Средства могут предоставляться единовременно, траншами, в рамках возобновляемых кредитных линий. С точки зрения организационной структуры банка отдельно выделяют потребительский и ипотечный кредиты населения; кредиты различным гос. образованиям.
Инвестиционные операции коммерческих банков, операции на денежном рынке.

Включают в себя главным образом операции на фондовом рынке с целью получения дохода от их курсовой стоимости по дисконтам, реже в виде дивидендов. В этих операциях главным является не кредитный, а рыночный риск, т.е. риск изменения курсовой стоимости ценной бумаги и базовых макропоказателей. Если в кредитных операциях от банкиров нужно знание микроэкономики, то в инвестиционных – макроэкономики. Необходимо умение анализировать массу статистических данных и ориентироваться в поведении своих коллег- конкурентов.

Вложения могут осуществляться в гос. облигации своей страны, ее регионов и местных администраций, в облигации других государств и их образований, корпоративные ц/б отечественных и зарубежных эмитентов.
Объектами инвестиций могут быть масса производных финансовых инструментов на ценные бумаги и поставку биржевого товара. Ц/б могут приобретаться в портфель с целью извлечения дохода из долгосрочного роста их котировок или для спекулятивных арбитражных операций с целью получения дохода от краткосрочных колебаний на курсовой стоимости. Ц/б могут приобретаться по поручению банка или в интересах его клиентов. Приобретение ц/б может сопровождаться условием ее обратного выкупа (сделка репо). В инвестиционные операции включают также вложения в нерыночные акции (компании одного с Б холдинга, когда банк осуществляет все операции в интересах всего холдинга).

Заключаются в купле-продаже одной денежной единицы за др.

Технология осуществления таких операций схожа во многом с осуществлением инвестиционных операций. Зачастую этими двумя операциями ведает одно подразделение банка, поскольку различие заключается лишь в объекте операции. Операции могут осуществляться на наличном и безналичных
(ММВБ) денежных рынках, биржевом и межбанковском рынке. Со свободно, ограниченно и неконвертируемыми валютами; позиционные (покупка собственного портфеля) и арбитражные; по собственному желанию и по поручению клиентов.
Консультационные операции коммерческих банков.

Главная особенность - банки не принимают у себя риски этих операций, т.к. не проводят их по своему балансу. Банки продают свои информационные и организационные ресурсы за комиссионное вознаграждение. Такие операции, как расчетно-кассовое обслуживание приносят небольшой доход, но имеют массовых характер, консультационные же операции наоборот слаботиражируемы, эксклюзивны и требуют высококлассных специалистов с огромным информационным обеспечением.

Консультационные операции: управление инвестициями клиентов; оптимизация денежных потоков предприятия; разработка и организация финансирования инвестиционных проектов, в том числе привлечение капитала с мировых рынков; организация привлечения кредитов и размещения акций, облигаций клиентов; консультирование по вопросам бизнеса (слияния, поглощения); юридическое и силовое сопровождение отдельных сделок или бизнеса в целом.
Оценка финансового состояния коммерческого банка. Неформальные критерии.
Оценка финансового состояния коммерческого банка. Экономические нормати-вы структуры баланса.
1. необходимую величину капитала Б и способы его формирования
Нормативы Н-1, Н-9, Н-10, Н-12, где Н-1 – норматив достаточных средств в банке – соотношение капитала и рисковых активов. Определяет вероятность потери активов в банке. В мировой практике не превышает 8%.
Н-9.1 – макс совокупная величина кредитов акционеров. Не более ? капитала банка.
Н-10 – макс размер кредитов инсайдеров. Не более 2% капитала банка.
Н-12 – макс размер вложений в капитал других предприятий. Не более ? капитала Б.
2. ликвидность банковского баланса (Н-2 – Н-5), где Н-2 – норматив мгновенной ликвидности. Задает отношение денежных средств банка к обязательствам до востребования на уровне не менее 20%.
Н-3 – норматив текущей ликвидности. Задается исходя из вероятностного востребования в течение месяца краткосрочных обязательств банка. До 70%.
Н-4 – норматив долгосрочной ликвидности. Определяет величину долгосрочных вложений банка, которые не должны превышать 120% от всех долгосрочных пассивов банка.
Н-5 – норматив общей ликвидности. Задает мин величину ликвидности на уровне не менее 20% всех активов банка;
3. диверсификацию вложений и обязательств банка (Н-6 – Н-8) Множество небольших вложений и обязательств банка по закону больших чисел определяет лучшую устойчивость банка, нежели отсутствие диверсификации, когда банк попадает в зависимость от своих немногих крупных клиентов.
Н-6 – норматив макс риска на одного заемщика. Ограничивает величину предлагаемых продуктов одному лицу до ? капитала банка.
Н-7 – норматив макс размера крупных кредитных рисков. Ограничивает совокупную величину крупных кредитов (крупный, когда больше 5% от капитала
Банка) 8-кратной величиной капитала банка.
Н-8 – макс размер риска на одного кредитора. Требует от банка принятия индивидуальных обязательств в размерах не более ? капитала;
4) нормативы денежно-кредитного регулирования (Н-11, Н-13, Н-14). Не раскрываются.
Роль международных финансового - кредитных институтов, их классификация.

МФКИ функционируют по аналогии с ЦБ, со схожими задачами, но только на мировом или региональном уровне. С одной стороны, ЦБ делегирует этим организациям часть своих функций, а с другой – они помогают ЦБ в решении ряда задач. Из функций ЦБ МФКИ наиболее присуще денежно-кредитное регулирование, а именно поддержка стабильности мировой валютной системы, выравнивание социально-экономического развития стран на основе углубления
МРТ и роста мир торговли. Регулирующая функция зачастую пересекается с контрольной, когда МФКИ следит за соблюдением межгосударственных договоренностей, за уровнем развития и платежеспособности стран. У МФКИ практически не проявляются обслуживающие функции. МФКИ можно классифицировать - по масштабу их деятельности на мировые и региональные; - по степени полноты делегирования функций ЦБ; - по направлению деятельности.
Международный валютный фонд. Международные и региональные банки разви-тия.

МВФ

Главная задача – содействие стабильному развитию мировой валютной системы. Для этого МВФ определят и контролирует соглашения в области мир валютных отношений, представляет государствам членам возможность для изучения проблем друг друга и ведения переговоров, кредитует страны для выравнивания платежного баланса. Принципы организации и жизнедеятельности фонда схожи с АО. Страны-члены формируют его УК. Голоса при принятии решения находятся в прямой зависимости от суммы взносов. Поэтому развитые страны контролируют деятельность фонда, а развивающиеся выступают в роли заемщиков. Основная причина обострения валютного кризиса в развивающихся странах – чрезмерный уровень внешнего долга. Кризис приводит к оттоку иностранного капитала, к дефициту платежного баланса и исчерпанию валютных резервов. В таких случаях фонд помогает восстановить валютные резервы страны. Средства фонда предоставляются на возвратной основе. По сути они расходуются на разблокирование и репортацию (?) частных капиталов инвесторов из развитых стран. Параллельно страны-заемщики обещают корреляцию своей макроэкономической политики в сторону уменьшения внутреннего потребления и увеличения экспорта, что приводит к увеличению валютных поступлений для обслуживания внешнего долга. МВФ и его основные акционеры обладают существенно большими рычагами воздействия на нерадивых должников, чем ассоциации частных инвесторов и по сути проводят санацию стран-должников. Недоброжелатели фонда отмечают, что его средства расходуются не производственно, т.к. не способствуют структурным изменениям в экономике, что ухудшает долговые проблемы стран-должников. С другой стороны, страхование средствами МВФ частных инвестиций противоречит принципу материальной ответственности инвесторов за свои решения, понижает осторожность инвесторов и эффективность использования ресурсов. Практика показывает, что число успешных проектов фонда меньше несостоявшихся. Обычно развивающиеся страны платят фонду частью своей независимости, передавая ПРС наиболее ценные промышленные активы. ПРС решают свои проблемы минуя МВФ прямыми соглашениями и согласованными действиями нац ЦБ.

Всемирный банк (МБРР)

Он призван оказывать долгосрочную финансовую помощь в рамках структурной политики стран-должников. Страны-получатели помощи обязуются проводить определенную экономическую политику. Капитал МБРР на 10% формируется в денежной форме, а на 90% в виде гарантий, займов банка на мировом рынке капитала. Общая сумма программных займов – 40 млрд. долларов.

ЕБРР

Создан в 90-м году способствовать переходу к рыночной экономике стран
Восточной Европы. Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР, но доля денежного акционерного капитала 30%. В отличие от Всемирного банка кредитуются конкретные проекты в существенно меньших суммах. Средства могут предоставляться в виде инвестиций в акции предприятий по форме проектного или инвестиционного кредитования. ЕБРР преимущественно работает в финансовом и банковском секторах, транспортной и телекоммуникационной сетях, с/с (?). Большое внимание уделяется поддержке приватизированных предприятий и развитию малого бизнеса. Региональные банки развития созданы во всех крупных регионах (Азия, Африка, Латинская Америка). Решаются вопросы регион интеграции местные специфические проблемы. Доля развитых стран велика



Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты