Депозитные и сберегательные операции коммерческих банков и их развитие
Остатки подлежащих страхованию денежных средств
физических лиц, размещенных во вклады, составляют 435,3 млрд. руб. При этом
общая сумма обязательств по вкладам, размер которых не превышает 100 тыс. руб.,
составляет 106,9 млрд. руб. или 24,6% объема застрахованных депозитов. Средний
размер вклада в банках-участниках системы страхования вкладов - 13,6 тыс. руб.
Организация процесса выплат вкладчикам возмещения по
вкладам при наступлении страхового случая в банке – участнике системы обязательного
страхования вкладов является важнейшим направлением деятельности Агентства. Для
ее осуществления Агентством разработан пакет соответствующих регулятивных и
организационно-методических документов. Разработана система организации выплаты
возмещения по вкладам, которая устанавливает порядок выплат и урегулирования
разногласий о размере возмещения, а также определяет процедуру восстановления
пропущенного срока для обращения вкладчиков с требованием о возмещении по
вкладам. Кроме того, документ содержит основные положения, касающиеся участия
банков-агентов в организации выплат вкладчикам. Согласно закону Агентство
вправе осуществлять выплаты самостоятельно или привлекать для этого
банки-агенты, действующие от имени Агентства и за его счет.
Выплата возмещения по вкладам через банки-агенты
рассматривается Агентством как основной, наиболее эффективный и быстрый способ
расчетов с вкладчиками. Такой подход позволяет сохранять депозитную базу
банковской системы и в то же самое время воспитывать доверие населения к
банковским услугам. В данной работе Агентство будет опираться на сетевые банки
федерального уровня и крупные региональные кредитные организации, что позволит
создать гибкий механизм выплат. Для привлечения банков-агентов к сотрудничеству
по выплате страхового возмещения по вкладам разработан порядок их конкурсного
отбора, который прошел обсуждение с банковскими ассоциациями в рамках
заключенных соглашений о взаимодействии, согласован с Федеральной
антимонопольной службой и утвержден Советом директоров Агентства (протокол № 6
от 17.09.04 г.).
Установлено, что банки-агенты федерального уровня
должны иметь капитал не менее 1 млрд. руб. и не менее 10 обособленных
структурных подразделений. Требование к региональным банкам-агентам - доля
вкладов граждан и капитала не менее 10% в масштабе субъекта Российской
Федерации. Данным требованиям в настоящее время в совокупности соответствуют
примерно 150 кредитных организаций. Для проведения отбора банков-агентов в
Агентстве создана постоянно действующая конкурсная комиссия. Она состоит из 11
человек и наряду с работниками Агентства включает представителей Ассоциации
российских банков и Ассоциации региональных банков «Россия». Утвержден порядок
взаимодействия с банками-агентами при проведении выплаты возмещения по вкладам.
В соответствии с указанным документом банк-агент осуществляет выплату
возмещения по вкладам без взимания с вкладчиков вознаграждения за свои услуги.
Размер оплаты Агентством услуг банка-агента определяется в соответствии с
предложенными им в ходе конкурса финансовыми условиями в пределах установленной
Советом директоров нормы компенсации затрат - не более 1,5% от выплаченных сумм
возмещения по вкладам (протокол № 7 от 27.10.04 г.).
Закон о страховании вкладов предусматривает
взаимодействие между Агентством и Банком России в рамках закрепленных за ними
полномочий, связанных с функционированием системы обязательного страхования
вкладов. Так, распоряжением Банка России от 17 октября 2003 г. создана
совместная рабочая группа по подготовке нормативной базы регулирования
страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, состоящая из
представителей Агентства и Банка России. Этой группой, в частности, было
разработано Соглашение о координации деятельности и обмене информацией,
заключенное между Агентством и Банком России 29 сентября 2004 г. Соглашением
определены основные направления совместной работы по вопросам участия банков в
системе страхования вкладов, уплаты банками страховых взносов, выплаты
возмещения по вкладам, проведения проверок банков по вопросам страхования
вкладов и применения к ним мер ответственности, ликвидации банков, а также в
решении других задач, возникающих в связи с функционированием системы
страхования. Кроме того, 1 ноября 2004 г. заключено Соглашение об обмене информацией
в электронном виде между Банком России и Агентством, позволяющее ускорить
документооборот между организациями и получение из банка при возникновении
страхового случая реестра обязательств перед вкладчиками по каналам связи Банка
России.
Банком России с участием Агентства подготовлен
проект Указания «Об особенностях проведения проверок кредитных организаций (их
филиалов)» в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации» от 13 января 2005 г. № 1542-У.
Документ регламентирует порядок привлечения Банком России служащих Агентства к
участию в проверках банков, их права и обязанности. Целью проведения таких
проверок является оценка соблюдения банком требований, установленных Законом о
страховании вкладов и нормативными актами Банка России, принятыми в
соответствии с ним. Подготовленное с участием Агентства постановление
Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. N 548 «Об
уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования
вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» устанавливает, что
Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, представляющим в делах о банкротстве банков права
требования к банку, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения
по вкладам.
В соответствии с указанным постановлением ФНС России
совместно с Агентством подготовлен проект положения о порядке представления
Федеральной налоговой службой прав требования государственной корпорации
«Агентство по страхованию вкладов» в делах о банкротстве банков-участников
системы обязательного страхования вкладов, которое предположительно вступит в
силу в 2005 году. Важнейшим фактором эффективного функционирования системы
страхования вкладов является взаимодействие Агентства с банковскими
ассоциациями. В отчетном году Агентством были заключены соглашения о
взаимодействии и сотрудничестве по вопросам страхования вкладов с Ассоциацией
российских банков, Ассоциацией региональных банков «Россия» и Ассоциацией
банков Северо-Запада. Основными направлениями в совместной работе являются
формирование единых подходов к применению законодательства о страховании
вкладов, обеспечение защиты прав вкладчиков при соблюдении интересов банков,
повышение прозрачности привлекающих вклады банков, а также оказание банкам
организационной, методической и консультационной помощи по вопросам страхования
вкладов.
Агентство взяло на себя обязательство направлять в
банковские ассоциации проекты своих регулятивных документов по вопросам участия
банков в системе страхования вкладов, расчета и уплаты взносов, а также иных
документов, затрагивающих интересы банков-участников системы страхования
вкладов. В мае 2004 г. Агентство также организовало семинар для разработчиков программного
обеспечения банков и работников, использующих собственные автоматизированные
банковские системы. Целью семинара было улучшение подготовки данных систем к
формированию реестра обязательств перед вкладчиками и расчету страховых
взносов.
В соответствии с Законом о
страховании вкладов в качестве финансовой основы системы страхования
формируется фонд обязательного страхования вкладов. По состоянию на 1 января
2005г. размер фонда составил 4623 млн. руб. В 2004 г. фонд формировался в
основном за счет имущественных взносов Российской Федерации. Первоначальный
имущественный взнос был перечислен в установленные сроки государственной
корпорацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» в
соответствии со статьей 50 Закона о страховании вкладов и составил 2000 млн.
руб. Из них 1894 млн. руб. поступили в форме денежных средств и 106 млн. руб. -
в форме государственных ценных бумаг.
Кроме того, в течение 2004 г. имущественные взносы
Российской Федерации в фонд вносились в соответствии с Федеральным законом «О
признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных
организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации,
а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агентство по
реструктуризации кредитных организаций». Их общая сумма составила 2 619 млн.
руб. Согласно принципу накопительного характера формирования фонда
обязательного страхования вкладов, вторым источником его пополнения в
2004 г. помимо имущественного взноса Российской Федерации, были регулярные
страховые взносы банков. В соответствии с фактическим ходом формирования
состава банков-участников системы страхования вкладов в 2004 г. обязанность по
уплате страховых взносов должны были исполнить 26 банков, принятых в систему в
III квартале 2004 г. В установленный Федеральным законом срок все указанные
банки перечислили страховые взносы в сумме 4,1 млн. руб.
Существенных нарушений порядка расчета и уплаты
страховых взносов за III квартал 2004 г. со стороны банков Агентством не
выявлено. Четыре банка несвоевременно перечислили в полном объеме страховые
взносы за III квартал 2004 г. Требования о погашении недоплаты страхового
взноса и уплате пени выполнены этими банками в установленный срок. Средства
фонда обязательного страхования вкладов учитывались на специальном счете
Агентства в Банке России. Отчет о движении денежных средств фонда обязательного
страхования вкладов за 2004г. включен в состав годового отчета. Доходы от
размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда в
соответствии с учетной политикой Агентства будут зачислены в фонд после уплаты
налогов и распределения прибыли в установленном Советом директоров Агентства
порядке. Планируется, что общая сумма этих доходов составит 47,1 млн. руб.
Использование денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в 2004г.
не осуществлялось в связи с отсутствием выплат возмещения по вкладам.
В сентябре 2004 г. в соответствии с Законом о
страховании вкладов Агентством были рассчитаны возможные показатели системы
страхования вкладов на 2005 г. Их оценка производилась на основе прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 г., исходя из:
·
предположения об
устойчивом экономическом росте и отсутствии предпосылок финансового или
системного банковского кризиса в России;
·
опыта
государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных
организаций», полученного в ходе создания «локальной» системы гарантирования
вкладов в 5 банках и позволяющего оценить соотношение возможных выплат из фонда
к размеру обязательств перед вкладчиками для среднестатистического банка;
·
анализа отношения
суммы вкладов в банках с отозванной лицензией к общей сумме вкладов в банках за
последние 12 лет.
Проверка в 2004 г. финансового состояния всех банков,
включаемых в систему страхования вкладов, в соответствии с правилами,
установленными федеральным законом и нормативными актами Банка России,
учитывалась как дополнительный фактор стабильности системы страхования вкладов.
По расчетам Агентства, в текущем году средств фонда обязательного страхования
вкладов должно быть достаточно для осуществления статистически прогнозируемых
выплат возмещения по вкладам. В этой связи необходимость расходов федерального
бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в 2005 г.
отсутствует. Вопрос достаточности средств фонда страхования вкладов был
рассмотрен Советом директоров Агентства (протокол № 6 от 17.09.04 г.).
В целях обеспечения сохранности (защиты от инфляции)
и пополнения фонда обязательного страхования вкладов Агентство осуществляет
размещение (инвестирование) временно свободных денежных средств на рынке на
принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. В отчетном периоде
размещение средств фонда обязательного страхования осуществлялось в
соответствии с Положением об инвестировании временно свободных денежных средств
фонда обязательного страхования вкладов на 2004 год, утвержденным Советом
директоров Агентства, исключительно в государственные ценные бумаги Российской
Федерации (протокол № 3 от 03.02.04г.). Общая сумма доходов от инвестирования
средств фонда за отчетный период составила 186,1 млн. руб. Общая
доходность инвестирования средств фонда за отчетный период составила 10,8%
годовых, что сопоставимо с приростом стоимости паев паевых инвестиционных
фондов с аналогичной инвестиционной декларацией – в государственные ценные
бумаги.
Заключение
На
основе проведенного анализа деятельности Центрального ОСБ № 4257 Сбербанка РФ
по привлечению сбережений населения, делаются следующие выводы и рекомендации.
Организация
сбережений населения путем их привлечения во вклады коммерческих банков
является весьма выгодной с позиций экономики и государства, так как именно
благодаря такой форме организации сбережения кратчайшим путем превращаются в
инвестиционный потенциал.
Вклады
являются рентабельным размещением средств.
Организация
сбережений как никакая другая форма приспособлена для накопления и является
весьма высоколиквидной. А значительное разнообразие видов вкладов позволяет не
только прогнозировать доход от созданных сбережений, но и маневрировать суммой
вложенного капитала и осуществлять расчеты.
Привлеченные
средства юридических и физических лиц, сосредоточенные на банковских счетах в
результате проведения депозитных и сберегательных операций, а также остатки
средств на расчетных, текущих и других счетах клиентов являются основой
ресурсной базы коммерческого банка. Сбережения населения могут быть привлечены
коммерческим банком, как в виде депозитов, так и виде не депозитных средств,
например, путем продажи долговых ценных бумаг, в том числе сберегательных
сертификатов, векселей и облигаций.
В
экономической литературе отсутствует единая позиция относительно определения
сбережений населения, исходя из практического исследования, в работе дается следующее
определение сбережений, учитывающее два основополагающих момента: 1)
периодичность получения дохода порождающая временной разрыв между доходами и
расходами, и несоответствие уровня заработной платы уровню цен, побуждающие
формировать страховой запас денежных средств; 2) иерархия потребностей не
позволяющая перейти к удовлетворению более высоких потребностей, без
удовлетворения потребностей физиологических. Исходя из вышесказанного,
сбережения населения - это часть дохода, которая не была израсходована на
текущее потребление. Таким образом, в условиях рыночной экономики, основой
сбережений являются доходы населения.
Анализ
факторов влияющих па формирование сбережений позволяет сделать вывод о том, что
сбережения населении формируются под воздействием факторов внутреннею и
внешнего воздействия. Причем факторы внешнего воздействия являются объективными
и подлежат лишь изучению и оценке, а факторы внутреннего воздействия
непосредственно связаны со сберегателем, складываются в процессе его жизни и
могут существенно мeнятьcя, а потому следует их не только учитывать, но и
определить возможные пути воздействия на них.
Для экономики
в целом образование сбережений означает возникновение источника инвестирования хозяйства,
которое реально осуществляется через класс финансовых посредников. Следствием
процесса трансформации сбережений населения в ссуды и инвестиции является
перераспределение спроса из сферы потребительского рынка в сферу оборота
денежных ресурсов предприятий, благодаря чему возникают дополнительные стимулы
экономического развития. Перераспределение личных сбережений через финансово-кредитную
систему означает вовлечение их в сферу управления профессиональных финансовых
посредников (банков, страховых компаний и т.п.)- что в целом повышает степень
обоснованности движения капитала в экономике.
При
исследовании сущности сбережений следует исходить из определенных
основополагающих условий, к которым относятся:
- сущность сбережений как субъекта
исследования;
- место сберегательной политики в
деятельности коммерческого банка;
- роль государства в создании социальной
защиты интересов сберегателей (вкладчиков);
Формирование
оптимальной процентной политики банка основывается на следующих принципах:
- уровень процентных ставок по
операциям коммерческого банка должен находиться в полной зависимости от
состояния спроса на кредитные ресурсы. Любое возрастание спроса должно
определять степень повышения процентных ставок как по активным, так и по
пассивным операциям банка;
- величина процентной ставки должна быть
увязана со сроком хранения средств во вкладах;
- размер процентных ставок должен
учитывать необходимость обеспечения рентабельности банковской деятельности,
исключить или ограничить возможность работы банка в условиях процентного риска;
- соблюдение принципа «социальной»
дифференциации процента по вкладам. В условиях роста цен и инфляционных
процессов процент по вкладам должен выполнять гарантийно-страховую функцию,
т.е. быть формой социально-экономической защиты вкладчиков.
При
формировании эффективной процентной политики банка эти принципы следует
учитывать в комплексе.
Можно
сделать вывод о многоаспектном характере понятия сберегательной политики
коммерческого банка и определить основные направления деятельности по
реализации сберегательной политики. В работе выделены три основных направления
реализации сберегательной политики коммерческого банка:
- с точки зрения государства;
- с точки зрения самого банка;
- с точки зрения клиентов банка.
Из этого
следует, что роль сберегательной политики различна в зависимости от субъектов
ее определяющих. Поэтому можно говорить о наличии макро и микроуровня
сберегательной политики. На макроэкономическом уровне сберегательная политика
является частью политики государства.
На
макроэкономическом уровне cбеpeгательная политика выступает как
регулятор деятельности банка по привлечению сбережений населения и как основа
действий сберегателя по сохранению накопленной стоимости. Сберегательная
политика коммерческою банка представляет собой стратегию и тактику банка по привлечению
сбережений населения на возвратной основе.
Список литературы
1.
Конституция РФ. -
М.: Норма, 2005.
2.
Гражданский
кодекс РФ. - М.: Юрайт, 2005.
3.
Федеральный закон
от 3.02.1996 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках
и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями от 30.06.2004 г.).
4.
Федеральный закон
от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке
России)» (с изменениями от 10.01.2005 г.).
5.
Федеральный закон
от 08.07.1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций».
6.
Федеральный закон
от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
(с изменениями и дополнениями от 21.03.2004 г.).
7.
Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ «О внесении дополнения
в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
8.
Федеральный закон
«О страховании вкладов физических лиц и банках Российской Федерации» от 23
декабря 2003 г. № 177-ФЗ.
9.
Инструкция
Центрального банка РФ № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих
процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской
деятельности».
10.
Инструкция
Центрального банка РФ от 12.07.1999 г. № 84-И «О порядке осуществления мер по
предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» (в ред.
Указания ЦБ РФ от 11.06.2002 г. № 1164-У).
11.
Инструкция Центрального
банка РФ от 31.03.1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер
воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» (в ред. Указания ЦБ РФ
от 11.02.2002 № 1098-У).
12.
Положение Банка
России от 14.05.1999 г. № 76-П «О временной администрации по управлению кредитной
организацией (с изменениями и дополнениями от 17.09.2001 г.).
13.
Заявление
Правительства РФ и Центрального банка РФ от 21.11.1998 г. № 5580п-П13 «О
реструктуризации кредитных организаций».
14.
Официальное
разъяснение от 26 июля 2000 г. № 1-ОР «Об отдельных вопросах, связанных с применением
Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций».
15.
Агентство по реструктуризации
кредитных организаций в первом полугодии 2004 года. - М., Деньги и кредит,
2004, № 8 с.24-29.
16.
Балабанов И.Т.
Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2004. -192 с.
17.
Банковское дело. Под
ред. О.И. Лаврушина. – М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр,
2005. - 475 с.
18.
Банковское дело.
Справочное пособие. Под ред. Бабичевой Ю.А. - М.: Экономика, 2004. - 396 с.
19.
Банковский
портфель (в 3-х книгах) / Отв. ред. Коробов Ю.И., Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. -
М., «СОМИНТЭК», 2003 750 с.
20.
Белых Л.П.
Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. - М.: Байки
и биржи, 2004 - 192 с.
21.
Беляков А.В. Банковские
риски: проблемы учета, управления и регулирования. - М.: Издательская группа
«БДЦ-пресс», 2003. - 256 с.
22.
Бор М.З., Пятенко
В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия планирование. - М.: ИКЦ «ДИС»,
2004. - 288 с.
23.
Брэддик У.
Менеджмент в организации. - М.: «ИНФРА-М», 2003. – 344 с.
24.
Василишен Э.Н., Маршавина
Л.Я. Механизм регулирования деятельности коммерческих банков в России на макро-
и микроуровне. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2004. - 271 с.
25.
Василишен Э.Н.
Регулирование деятельности коммерческого банка. – М.: Финстатинформ, 2005. –
138 с.
26.
Гамза В.А.,
Ткачук И.Б. Безопасность коммерческого банка: Учебно-практическое пособие. –
М.: Изд-ль Шумилова И. И., 2005. – 216 с.
27.
Гамидов Г.М. Банковское и кредитное депо. - М.: Объединение «ЮНИТИ», Банки и
биржи, 2004 – 96 с.
28.
Горбунов А.Р. Управление
финансовыми потоками и организация финансовых служб предприятий, региональных администраций
и банков. Издание второе, дополненное и переработанное. - М.: Издательская
фирма «Анкил». 2005. - 224 с.
29.
Горбунов И. Реформа
на доверии. Банкиры хотят гарантий от государства. - М., Известия, 12.12.2002,
с. 5.
30.
Горбунов И. За
чистоту финансовых потоков. Гарантирование вкладов нужно и клиентам, и банкам.
- М., Известия, 15.11.2002, с. 5.
31.
Гражданско-правовое
регулирование банковской деятельности. Учебное пособие. Под ред. Е.А. Суханова.
- М.: Учебно-консультационный центр ЮрИнфоР, 2004. - 256 с.
32.
Денежное
обращение и кредит капиталистических стран / Под ред. Красавиной Л.Н. - М.,
Финансы, 1977.
33.
Деньги, кредит,
банки: Учебник/ под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2004 – 448
с.
34.
Долан Э. Дж. и
др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В.
Лукашевича и др.: Под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. - СПб, 2005. - 496 с.
35.
Екушов А.И.
Модели учета и анализа в коммерческом банке/ под общ. ред. А.В. Евтюшкина. -
Калининград: Янтар. сказ, 2004, 208 с.
36.
Иванов В.В.
Анализ надежности банка: практическое пособие. - М.: РДЛ, 2004. – 227 с.
37.
Камиовский С.А.
Менеджмент в российском банке: опыт системного анализа и управления / Общая
ред. и предисловие Д.М. Гвишиани. - М.: «УРСС», 2004. - 112 с.
38.
Ларионова И.В.
Реорганизация коммерческих банков. - М.: Финансы и статистика, 2004 - 368 с.
39.
Ларичев В.Д.
Злоупотребления в сфере банковского кредитования. Методика их предупреждения. -
М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2005. – 224 с.
40.
Масленченков Ю.С.
Финансовый менеджмент в коммерческом банке: Фундаментальный анализ. – М.:
Перспектива, 2004. - 160 с.
42.
Ольшаный А.И.
Банковское кредитование: российский и зарубежный опыт / Под ред. Е.Г. Ищенко,
В.И. Алексеева. - М.: Русская Деловая Литературы, 2004. - 352 с.
43.
Основы банковской
деятельности (Банковское дело) / Под ред. Тагирбекова К.Р. - М.: Издательский
дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2005. - 720 с.
44.
Основы
банковского менеджмента: учебное пособие. Пол общ. ред. О.И. Лаврушина. - М.:
ИНФРА-М, 2003, 144 с.
45.
Шеремет А.Д.
Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: Финансы и статистика, 2005, 256
с.
46.
Барсукова С.
Время собирать банки// Финансы, 14.01-20.07.2004, № 18, с. 10-14.
47. Батюк
Д.В. Финансовый и банковский кризис в России: причины и поиски выхода. – М.,
Банковские услуги, 2005, № 11-12, с. 18-22.
48.
Виноградов А.В. Некоторые
аспекты применения федеральных законов «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» и «О реструктуризации кредитных организаций». - М., Деньги
и кредит, 2004, №10, с. 11-15.
49.
Воронин Д.В.
Россия накануне введения системы гарантированных вкладов граждан. - М.,
Банковское дело, 2004, № 3.
50. Геращенко В.В. О состоянии
и перспективах развития банковской системы России. – М., Деньги и кредит, 2005,
№ 7, с. 8-12.
51.
Грядовая О.В. О
реорганизации деятельности коммерческих банков (опыт США). – М., Деньги и
кредит, 2005, № 11, с. 68-72.
52. Захаров В.С. России необходима
стабилизация банковской системы. - М., Экономика и жизнь, 2004, № 35.
53. Канаматов К.М. Страхование банковских депозитов и АРКО.
- М., Деньги и кредит, 2005,№ 4, с. 36-42.
54.
Литук О.Н.
Стратегический подход к реструктуризации коммерческих банков. – М., Деньги и
кредит, 2004, №11. с. 28-29.
55.
Лунтовский Г.И. Проблема
оздоровления коммерческих банков: российская практика и зарубежный опыт. - М.,
Деньги и кредит, 2003, № 6, с. 8-13.
56.
Парамонова Т.В.
Проблемы развития банковской системы России. - М., Деньги и кредит, 2004, № 11,
с. 3-9.
57.
Пашковская И. В. Зарубежная
практика зашиты банковских вкладчиков. - М., Сберегательное дело за рубежом,
2004, № 2-3, с.17-21.
58.
Пашковская И.В. Методы
страхования вкладов в зарубежных банковских системах. - М., Сберегательное Дело
за рубежом, 2005, № 3-4, с. 20-25.
Приложение 1
Данные об объемах привлеченных депозитов и вкладов
кредитными организациями РФ