Рефераты

Депозиты физических лиц как основа банковских ресурсов

Несмотря на то, что снижение ставок по средствам в национальной валюте осуществлялось значительными темпами, их доходность для клиентов оставалась более высокой, чем по средствам в иностранной валюте. Так, годовая валютная доходность вклада в белорусских рублях для населения, исчисленная в долларах США, составляла 38 процентов в 2002 году, а в 2003-2004 годах – около 25 процентов. Это способствовало трансформации структуры привлеченных средств в разрезе валют в сторону преобладания рублевых депозитов.

На 01.01.2006 в филиале сложились высокие показатели стабильности депозитной базы:

Коэффициент прилива средств в банк по депозитам физических лиц составил 90%. Это означает, что банком за 2005 год привлечено средств населения в белорусских рублях на 90% больше, чем за 2004 год.

Таким образом, на основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

-за 2005 год произошло увеличение привлеченных ресурсов на 76,5% или на 79125,8 млн. рублей, что в целом является положительным моментом для банка;

-наибольший удельный вес в структуре банковских привлеченных средств занимают средства физических лиц (66,3%);

-за 2005 год изменился удельный вес счетов до востребования с 13,6% до 12,8% и срочных депозитов с 82,6% до 79,2%, так как филиал активизировал свою деятельность по предложению новых банковских продуктов: пластиковых карточек, сберегательных сертификатов, облигаций АСБ «Беларусбанк»;

-у физических лиц наибольшей популярностью пользуются срочные депозиты в национальной валюте;

-самым востребованным видом вклада на 01.01.2006 является срочный вклад «Победа» со сроком хранения 1 год и 1 месяц и доходом савка рефинансирования плюс два процентных пункта.


3. Проблемные вопросы и перспективы формирования устойчивых депозитов в Республике Беларусь


Проблема формирования привлеченных ресурсов является одной из наиболее актуальных в работе банка в настоящее время. Если раньше для целей технического перевооружения, расширения, реконструкции производства, нового строительства преимущественно использовались бюджетные средства, а не долгосрочные или среднесрочные банковские ссуды, то и потребность в аккумуляции срочных вкладов, а также поиск других источников средне и долгосрочных кредитных вложений, отсутствовали. Переход к двухуровневой банковской системе, создание экономически самостоятельных коммерческих банков, перевод хозяйства на принципы самофинансирования привели к увеличению заинтересованности банков в привлечении свободных денежных средств на свои счета. Теперь размеры активных операций определяют не установленные государством лимиты кредитных вложений, а реально привлеченные на банковские счета ресурсы. [43,с.137]

Однако возможности банка в привлечении средств не безграничны и регламентируются со стороны центрального банка в любом государстве. В целях ограничения рисков банковской деятельности и предотвращения создания положения, угрожающего интересам вкладчиков, для банков Национальным банком устанавливаются нормативы:

максимального размера привлеченных средств физических лиц;

соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском.

Норматив максимального размера привлеченных средств физических лиц представляет собой предельное процентное соотношение общей суммы привлеченных денежных средств физических лиц и собственных средств (капитала) банка. В расчет принимаются привлеченные денежные средства физических лиц, учитываемые на балансовых счетах в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь, от остатков на которых в установленном законодательством порядке производятся отчисления в гарантийный фонд защиты средств физических лиц. В расчет не принимаются привлеченные денежные средства физических лиц, сохранность и возврат которых гарантируется государством в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Максимальный размер привлеченных средств физических лиц устанавливается в размере 100 процентов собственных средств (капитала) банка.

В целях поддержания банками достаточности объема средств в надежных активах для выполнения своих обязательств перед физическими лицами устанавливается норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском. Предельное соотношение привлеченных средств физических лиц и активов с ограниченным риском не должно превышать 1. К активам с ограниченным риском относятся:

- наличные денежные средства и драгоценные металлы;

- средства в Национальном банке;

-средства на счете фонда обязательных резервов в Национальном банке;

-ценные бумаги Правительства Республики Беларусь, Национального банка, номинированные в белорусских рублях;

-кредитная задолженность органов государственного управления Республики Беларусь (за исключением местных органов управления и самоуправления) в национальной валюте, возникшая в соответствии с отдельными постановлениями Правительства;

-кредитная задолженность, межбанковские кредиты и депозиты в белорусских рублях, обеспеченные гарантиями Правительства, Национального банка, залогом ценных бумаг Правительства, Национального банка, номинированных в белорусских рублях;

-ценные бумаги Правительства, Национального банка, номинированные в иностранной валюте;

-кредитная задолженность органов государственного управления Республики Беларусь (за исключением местных органов управления и самоуправления) в иностранной валюте, возникшая в соответствии с отдельными постановлениями Правительства;

-кредитная задолженность, межбанковские кредиты и депозиты в иностранной валюте, обеспеченные гарантиями Правительства, Национального банка;

- кредитная задолженность, межбанковские кредиты и депозиты в иностранной валюте, обеспеченные залогом ценных бумаг Правительства, Национального банка, номинированных в белорусских рублях;

кредитная задолженность, обеспеченная залогом драгоценных металлов в слитках;

-кредитная задолженность, образовавшаяся в результате предоставления физическим лицам кредитов на строительство (приобретение) жилых помещений, полностью обеспеченная залогом жилых помещений, принадлежащих на правах собственности физическим лицам, залогом прав физических лиц на строящиеся (приобретаемые) жилые помещения. [8]

Кроме рассмотренных выше ограничений, для защиты вкладчиков от негативных последствий банкротства банков коммерческие банки Республики Беларусь в обязательном порядке участвуют в формировании Гарантийного фонда защиты вкладов и депозитов физических лиц, который создается при Национальном банке Республики Беларусь. Этот фонд формируется всеми банками республики, имеющими право привлекать средства физических лиц. Целью создания Гарантийного фонда является возмещение физическим лицам возможных потерь их средств в случае несостоятельности банков по погашению своих обязательств перед вкладчиками. Фонд формируется за счет ежемесячных взносов и аккумулируется в Национальном банке.

Средства гарантийного фонда используются для возврата физическим лицам средств, размещенных в банках, в случае невозможности банка самостоятельно исполнить свои обязательства перед физическими лицам и при банкротстве.

Предоставление средств из гарантийного фонда производится только в том случае, если банком приняты все меры, предусмотренные законодательством, по взысканию и реализации имущества в целях погашения им своих обязательств перед физическими лицами. [9]

В настоящее время Белагропромбанк и Беларусбанк не входят в систему гарантирования, созданную при Национальном банке, и не уплачивают взносы в Гарантийный фонд подобно другим банкам. Сохранность и возврат вкладов в этих банках, причем вкладов в полном объеме гарантирует государство. Вкладчикам еще четырех банков (Белпромстройбанка, Белвнешэкономбанка, Приорбанка и Белинвестбанка) государство гарантирует полный возврат вкладов, размещенных в этих банках в иностранной валюте. [3]

Национальным банком установлен предельный размер вклада или депозита физического лица, хранящегося в одном банке, подлежащий возмещению. Эта сумма, эквивалентная 1 тыс. дол. США, независимо от количества и видов вкладов и депозитов данного лица.

Существуют и другие методы регулирования Национальным банком деятельности по привлечению средств:

- проводимая процентная политика Национального банка и установление им определенного уровня ставки рефинансирования оказывает воздействие на стоимость привлекаемых банком ресурсов;

- установленные процентные ставки за хранение свободных денежных средств на счетах в Национальном банке Республики Беларусь также влияют на процентные ставки по депозитам и кредитам банков;

- соблюдение конкретных нормативов (показателей) ликвидности требует от коммерческих банков поддержания соответствия между сроками, на которые привлекаются и размещаются средства.

Очень важным этапом при анализе эффективной работы любого банка является оценка правильного управления имеющимися банковскими ресурсами, в том числе и привлеченными или заемными.

Управление банковскими ресурсами - это деятельность, связанная с аккумуляцией денежных средств, определением размера и соответствующей структуры источников этих средств в тесной увязке с их размещением. Обычно основная цель управления активами и пассивами банка состоим в максимизации маржи банка – разности между процентными поступлениями и процентными издержками. Стратегия управления банковскими ресурсами – это постоянно решать задачу как и куда вкладывать (размещать ) имеющиеся у банка ресурсы с целью максимизации прибыли. В соответствии с этой стратегией менеджерам банка следует тщательно отслеживать соотношения или пропорции между краткосрочными и долгосрочными пассивами и сопоставлять их с аналогичной структурой активов. Если ресурсы банка сформированы за счет краткосрочных источников, то большая часть их должна размещаться в краткосрочные кредиты и ценные бумаги, и наоборот. [43, с.118]

Коммерческий банк должен поддерживать определенное соотношение между собственными и привлеченными средствами. Избыточное количество привлеченных средств усиливает риск потери банковской ликвидности и повышает потенциальную угрозу неплатежеспособности коммерческого банка. Преобладание в составе банковских ресурсов собственных средств банка также нельзя назвать положительным явлением. Это связано, в частности, с возможным снижением уровня выплачиваемых дивидендов и рыночной стоимости акций. Несбалансированность структуры источников банковских ресурсов может являться причиной ухудшения показателей деятельности коммерческого банка и снижения имиджа на рынке денежных ресурсов.

Для определения соотношения собственных и привлеченных ресурсов рассчитывается коэффициент финансового рычага (Кр):


 (3.1)


Он показывает, насколько обеспечены привлеченные ресурсы банка его собственными средствами.

Процесс управления ресурсами, мобилизованными коммерческим банком, имеет не только количественную, но и качественную сторону. Предположим, что мы привлекли большую сумму и теперь перед банком стоит задача эффективного размещения этих ресурсов, которое возместило бы затраты по их привлечению и обеспечило бы банку прибыль, а также одновременное выполнение требований Национального банка Республики Беларусь по ликвидности. Это становится возможном при осуществлении коммерческими банками тесной взаимоувязки пассивных операций с активными. Банк должен обеспечить количественное и качественное соответствие между размерами и характером имеющихся в его распоряжении ресурсов и направлениями и сроками кредитных вложений, а также вложений в иные активы.

Важным показателем для оценки полноты размещения привлеченных ресурсов является эффективность использования банком привлеченных средств. Ее можно рассчитать по формуле (3.2):


 , (3.2)


где Эпс - эффективность использования привлеченных средств; ПС- объем привлеченных средств; КБ - сумма кредитных вложений.

Этот показатель характеризует размер привлеченных средств, приходящийся на 1 рубль кредитных вложений. Данный показатель может определять процент суммы кредитных вложений, осуществляемой за счет привлеченных ресурсов. Если его значение, например, равно 75 %, то это говорит о недостаточной эффективности использования привлеченных средств. Но значение показателя может быть и больше 100 % (в случае, когда темпы формирования портфеля депозитов опережают темпы роста кредитных операций). Этот факт свидетельствует об использовании привлеченных средств в качестве не только кредитных ресурсов, но и источника других активных операций. Иначе говоря, банк привлекает ресурсов больше, чем кредитует, и привлеченные им средства реализуются не только для кредитования, но и в иных целях, в том числе для покрытия собственных затрат банка.. [34]

В Республике Беларусь часто используются административные методы управления экономикой. Принудительное кредитование Государственных программ поддержки сельского хозяйства, жилищного строительства крупными банками сказывается не только на их работе, но и на работе всей банковской системы. Восполнить потери можно только с помощью эффективного управления другими ресурсами.

Между банками ведется серьезная конкурентная борьба за клиентов. Методами борьбы являются: расширение перечня услуг, их удешевление, снижение процентов по кредитам и увеличение процентов по депозитам и др.

Но уступки клиенту не должны влиять на прибыль работы банка в целом. Поэтому в условиях конкуренции банк не может себе позволить неэффективное управление активами и пассивами. Структура пассивов практически одинакова во всех коммерческих банках, но доля каждой части пассивов может существенно меняться в зависимости от целей и направления деятельности банка, обслуживаемой клиентуры региона и т.д. Соответственно, общих методов управления пассивами (в т.ч. привлеченными ресурсами), одинаково подходящих всем банкам, быть не может - каждый банк должен разработать свои методы.

Одной из проблем, связанных с привлечением банками средств является прохождение колоссального денежного оборота в наличной форме, т.е. вне банковских счетов.

Следует отметить, что одним из наиболее важных ресурсов банка является депозит, поскольку, по сути, он представляет собой кредит населения. Однако депозитам, как источнику формирования банковского капитала отдельно взятого коммерческого банка, присущи некоторые недостатки. Во-первых, операции по привлечению денежных средств во вклады связаны со значительными маркетинговыми усилиями, денежными и материальными затратами коммерческого банка. Это не позволяет коммерческому в случае необходимости получить средства для проведения активных операций, осуществления непредвиденных платежей. Во-вторых, часть привлеченных депозитов и вкладов коммерческие банки обязаны хранить в Национальном банке. В-третьих, мобилизация денежных средств во вклады и депозиты в большинстве случаев зависит от вкладчика, а не от банка, которому зачастую бывает трудно, а то и невозможно добиться дополнительного привлечения средств посредством депозитов.

Итак, банк сегодня должен проводить активную политику, направленную на привлечение средств и использование их в качестве ресурсов. Она должна опираться на интересы вкладчиков, чтобы максимально заинтересовать их в хранении средств на банковских счетах. И главным стимулом, конечно, является плата по депозитам, размер которой, безусловно, должен быть выше уровня инфляции.

Для расширения ресурсной базы банков и повышения ее стабильности, защиты сбережений населения от инфляции и увеличения привлекательности белорусского рубля как средства сбережений банкам необходимо активизировать работу по привлечению средств населения. Ориентируясь на потребность конкретных социальных и возрастных групп населения в банковских услугах, следует расширить перечень и разнообразие видов депозитных счетов физических лиц, различающихся по срокам привлечения сбережений, условиями хранения и возврата средств, начисления и выплаты процентов. С этой целью возможно более широкое внедрение в практику работы банка привлечения средств населения на такие виды депозитных счетов физических лиц, как:

- условные депозиты, предполагающие размещение средств физических лиц до наступления определенного условия;

- пенсионные вклады, накапливаемые до определенного размера и в дальнейшем выплачиваемые ежемесячно по уходе на пенсию;

- ритуальные депозиты, предназначенные для накопления средств на бракосочетание, погребение и другие, сумма которых определяется исходя из стоимости перечня включенных в соответствующий ритуал услуг, а доход выплачивается в форме индексации суммы депозита при изменении цен на оказание услуги, но не менее процентной ставки по иным срочным вкладам;

- премиальные депозиты, часть дохода по которым выплачивается в виде премий при соблюдении вкладчиком определенных условий пополнения депозита;

- накопительные депозиты, предназначенные для накопления средств на строительство или приобретение жилья, либо на приобретение товаров длительного пользования. Владелец такого депозита может также иметь право на получение целевого кредита на строительство или приобретение жилья. В настоящее время Беларусбанк разрабатывает систему стройсбережений. В общих чертах это выглядит так: прежде чем получить право на строительство жилья, человек в течение 3 или 5 лет накапливает определенную сумму, ежемесячно вкладывает деньги под проценты (не ниже индекса цен на строительно–монтажные работы). Затем банк предоставляет такому вкладчику преференции и льготный кредит. Первыми оценить преимущества нововведения смогут жители г. Жодино. [16]

Целесообразно также разработать целостный пакет мер по развитию системы долгосрочных сбережений физических и юридических лиц в стране. В нем необходимо предусмотреть следующее:

-разработку порядка создания специальных целевых инвестиционных депозитных счетов физических и юридических лиц для финансирования конкретных инвестиционных проектов и программ за счет сбережений населения с соответствующей защитой вкладов от инфляции;

-осуществление целенаправленного развития банковских услуг по формированию долгосрочных целевых вкладов граждан физических лиц), вложения в разного рода страховые полисы (пенсионное, медицинское и страхование жизни), в акции и другие инвестиционные инструменты на уровне отдельного банка, имеющего статус универсального;

-приближение услуг сберегательных учреждений к населению (особенно в сельской местности) посредством формирования почтовых сбережений, что широко используется в мировой практике;

-соответствующие льготы вплоть до освобождения от налогообложения части доходов физических лиц, которая направляется на целевые долгосрочные формы вкладов и инвестиций;

-для стимулирования наращивания долгосрочной составляющей ресурсной базы универсальных банков следует обеспечить: контроль со стороны Национального банка за формированием долгосрочной составляющей его пассивов; реальную экономическую заинтересованность банков в реструктуризации пассивов с целью удлинения сроков использования привлеченных ресурсов.

В частности, желаемый эффект могут дать такие меры, как:

-дифференциация требований по фонду обязательных резервов в зависимости от структуры привлеченных средств и освобождение от обязательного резервирования средств, привлекаемых на срок свыше трех лет;

-в целях поощрения процессов капитализации банков (что является способом наращивания долгосрочной ресурсной базы) можно в порядке эксперимента снизить ( вплоть до полного освобождения) норму отчислений в фонд обязательных резервов по срочным вкладам физических лиц в иностранной валюте для тех банков, которые сформировали собственные капиталы в размере 10 млн. евро и выше;

-мерой по стимулированию инвестиционных кредитов может стать также разработка механизма, позволяющего компенсировать банкам разницу между рыночной стоимостью привлекаемых от населения денежных средств и ставкой размещения их в инвестиционных кредитах.

Банки должны иметь свою стратегию поддержания устойчивости депозитов. Частью такой стратегии является маркетинг- повышение качества обслуживания клиентов, с тем, чтобы они оставались верными банку и во время кризисных ситуаций. Повышение сроков сберегательных депозитов, их средней суммы также смягчает колебание депозитов во время кризисов. Следует также развивать спектр банковских услуг для вкладчиков, что будет стимулировать внесение средств на счета банка.

Следовательно, основная цель банка – выбрать такую структуру банковского капитала, которая при наименьших затратах на формирование банковских ресурсов будет способствовать поддержанию стабильного уровня дивидендов и доходов, а также репутации банка на уровне, достаточном для привлечения им необходимых денежных ресурсов на выгодных условиях.

Следует отметить, что колебания денежно-кредитного рынка, инфляция, спад деловой и инвестиционной активности, общее негативное состояние экономики приводят к обесценению ресурсов и падению доходов коммерческих банков. По мере подъема деловой активности растут вклады и кредиты, и наоборот, в фазе экономического спада сокращаются вклады и кредиты. Поэтому банковские специалисты должны уметь сбалансировать предложение вкладов и спрос на кредиты при любом состоянии экономики, регулируя процентные ставки. [38]

Заключение


В результате проделанной работы можно сделать ряд выводов различной степени обобщения.

Коммерческие банки для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. Они образуются за счет собственных и привлеченных, в том числе заемных источников. Привлеченные средства банков покрывают от 80 до 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Привлеченные средства – одна из составляющих той основы, на которой банки развиваются и достигают успеха. Основу банковских ресурсов составляют депозиты физических лиц.

Депозит – это денежные средства (в наличной и безналичной форме в национальной и иностранной валюте) или ценные бумаги, переданные в банк их собственником или третьим лицом по поручению и за счет собственника для хранения на определенных условиях в банковское учреждение. С точки зрения экономического содержания депозиты можно подразделить на три группы: до востребования, срочные, разновидностью которых являются сберегательные вклады. В настоящее время операции по привлечению ресурсов коммерческих банков приобретают важное значение в их деятельности:

во-первых, потому что в условиях значительного сужения ресурсов общегосударственного фонда, усиления конкуренции банкам приходится много сил и времени уделять привлечению свободных денежных средств;

во-вторых, именно реально привлеченные банком ресурсы определяют размеры активных операций, которые ведут к получению основных банковских доходов;

в-третьих, ресурсы банков - это сбережения и депозиты граждан и предприятий, и их неэффективное использование и утрата чревата обвалом всей экономики.

Раскрытию темы дипломной работы в значительной мере способствовало изучение депозитов населения на примере филиала №503 АСБ «Беларусбанк». В результате исследования и анализа, очевидно, что суммарный объем привлеченных филиалом денежных средств на 1 января 2006 года составил 182484,1 млн. рублей и реально вырос относительно начала 2005 года на 76,5%. Основным источником пополнения ресурсной базы филиала являются средства физических лиц, остатки которых занимают 121081,7 млн. рублей или 66,3% в общем, объеме привлеченных средств против 11405,4 млн. рублей или 6,2% средств юридических лиц и бюджета. За 2005 год произошло увеличение привлеченных ресурсов на 76,5% или на 79125,8 млн. рублей, что в целом является положительным моментом для банка.

На 01.01.2006 в филиале сложились высокие показатели стабильности депозитной базы:

Коэффициент прилива средств в банк по депозитам физических лиц составил 90%. Это означает, что банком за 2005 год привлечено средств населения в белорусских рублях на 90% больше, чем за 2004 год.

Наибольший удельный вес в структуре банковских привлеченных средств занимают средства физических лиц (66,3%). За 2005 год изменился удельный вес счетов до востребования с 13,6% до 12,8% и срочных депозитов с 82,6% до 79,2%, так как филиал активизировал свою деятельность по предложению новых банковских продуктов: пластиковых карточек, сберегательных сертификатов, облигаций АСБ «Беларусбанк». У физических лиц наибольшей популярностью пользуются срочные депозиты в национальной валюте, самым востребованным видом вклада на 01.01.2006 является срочный вклад «Победа» со сроком хранения 1 год и 1 месяц и доходом савка рефинансирования плюс два процентных пункта.

В целях обеспечения стабильной базы для проведения активных операций, снижения риска ликвидности большое внимание уделяется привлечению денежных средств населения на депозитные счета. Банком проводится гибкая политика, учитывающая интересы вкладчиков: принимаются меры по обеспечению конкурентоспособного уровня процентных ставок, внедряются новые виды вкладов, различающиеся по срокам привлечения сбережений, условиям хранения и возврата средств, начисления и выплаты процентов.

Совершение вкладных операций регламентируется Банковским Кодексом Республики Беларусь, Правилами и Положениями Национального банка Республики Беларусь и АСБ «Беларусбанк».

Активность банков по мобилизации временно свободных средств населения в виде вкладов приобретает все большее значение, поскольку от объема привлеченных ими средств зависят их возможности по кредитованию клиентов и величина прибыли банка.

С целью создания ресурсной основы для расширения активных операций, инвестиций в реальный сектор экономики и снижения собственных процентных рисков в качестве основных приоритетов, направлений совершенствования политики формировании ресурсной базы банка необходимо выделить:

1) активизация работы по привлечению денежных средств физических лиц, широкое внедрение новых форм и видов вкладов, повышение качественного уровня обслуживания населения;

2) увеличение срочных ресурсов с длительными сроками привлечения;

3) оказание принципиально новых услуг, отличных от существующих;

4) внедрение услуг с использованием интернет-банкинг, мобильной связи, информационных киосков;

5) повышение уровня информационно-справочного и консультационного обслуживания населения (звуковая реклама, бегущая строка, внедрение справочного телефонного номера);

6) ведение конкурентной борьбы за привлечение средств, используя методы рекламы и опыт других государств;

7) обеспечение вложений привлеченных ресурсов в высокоэффективные и окупаемые проекты в целях обеспечения их своевременного возврата.

Исполнение всех вышеизложенных приоритетов приведет к закреплению за АСБ «Беларусбанк» имиджа надежного банка, обеспечит приток средств в банк, в том числе и иностранных, что создаст предпосылки для успешной работы как в настоящем так и в будущем.

В Республике Беларусь часто используются административные методы управления экономикой. Принудительное кредитование Государственных программ поддержки сельского хозяйства, жилищного строительства крупными банками сказывается не только на их работе, но и на работе всей банковской системы. Восполнить потери можно только с помощью эффективного управления другими ресурсами.


Список использованных источников


1.                 Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт.2000г., № 441-З: Принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г., одобр. Советом Респ.12 окт.2000 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.11.2002г., №148 //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ.Беларусь. – Минск,2002.

2.                 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек.1998 г., №218-З: Принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г., одобр. Советом Респ.19 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2005г., №76 //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ.Беларусь. – Минск,2002.

3.                 Декрет Президента Республики Беларусь «О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах) в банках Республики Беларусь», 20 апреля 1998г., №4 с изменениями и дополнениями на 30 сентября 2005 г.

4.                 Концепция развития банковской системы на 2001-2010 годы: одобрена Указом Президента Республики Беларусь от 28.05.2002 №274, зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 29 мая 2002 г. № 1/3717.

5.                 Правила открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 28 сентября 2000г. №24.12.

6.                 Правила организации кассовой работы в банках Республики Беларусь. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 27 декабря 2001 г. №345.

7.                 Правила организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 31 октября 2001 г. №288.

8.                 Инструкция об экономических нормативах для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (с учетом изменений и дополнений на 31.01.2006). Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь , 28.06.2004 №92.

9.                 Правила гарантирования возврата привлекаемых банками средств физических лиц..Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 29 марта 2001 г. №75.

10.            Правила формирования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями фонда обязательных резервов, размещаемых в Национальном банке Республики Беларусь ( см учетом изменений и дополнений по состоянию на 16.12.2005). Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 15 ноября 2002 г. №220.

11.            Положение о порядке выплаты пенсий (пособий) путем перечисления на счета физических лиц в подразделениях АСБ «Беларусбанк». Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 03.10.2002г. №1239.

12.            Информация о структуре привлеченных ресурсов и процентных ставках по вкладам физических лиц в АСБ «Беларусбанк». [Электронный ресурс] – 01 января 2006. – Режим доступа: www.belarusbank. minsk.by.

13.            Тарифы за услуги, оказываемые АСБ «Беларусбанк» с изменениями и дополнениями по состоянию на 03 апреля 2006г.Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 16 февраля 2002г. №32.18.

14.            Инструкция по выпуску и обращению сберегательных сертификатов АСБ «Беларусбанк». Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 27 мая 2003г. №19.9.

15.            Положение по совершению операций по счетам физических лиц. Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 11 ноября 2003г. №45.14.

16.            Стратегия деятельности АСБ «Беларусбанк» на 2006 год. Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 22 декабря 2005 г. №84.

17.            Особенности осуществления операций по вкладным счетам физических лиц структурными подразделениями АСБ «Беларусбанк» в единой базе данных по вкладам физических лиц. Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 06 декабря 2003 г. №48.11.

18.            Порядок выполнения операций по текущим (расчетным) банковским счетам физических лиц. Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 26 июня 2001 г.№24.25.

19.            Условия выполнения операций по вкладам в белорусских рублях «Пенсионный». Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 10 января.2004г.№1.4.

20.            Правила приема и совершения операций по выигрышным вкладам в белорусских рублях. Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 27 сентября.2001г.№38.6.

21.            Условия приема и совершения операций по срочному вкладу «Детский». Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 25 июня 2002г. № 25.7.

22.            Условия выполнения операций по срочному вкладу в белорусских рублях «Юбилейный». Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 06 декабря 2002 г. №48.1.

23.            Условия выполнения операций по срочным вкладам физических лиц в белорусских рублях с фиксированной процентной ставкой выплаты дохода «Гарантированный доход». Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 27сентября 2001г. № 38.8.

24.            Условия выполнения операций по срочным вкладам в белорусских рублях «ХХI век» Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 10.января.2004г. № 1.4.

25.            Условия срочного банковского вклада «Победа». Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 17января.2005г. № 3.1.

26.            Условия срочного банковского вклада «К отпуску». Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 10 января 2004. № 1.4.

27.            Условия приема и совершения операций по срочным банковским вкладам физических лиц в иностранной валюте на срок 3,6 и 12 месяцев. Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 10 января 2004г. №1.4.

28.            Условия срочного банковского вклада «Накопительный (в российских рублях).Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 10.01.2004г. №1.4.

29.            Условия приема и совершения операций по срочному вкладу в иностранной валюте на 380 дней. Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 07 апреля 2003г. №13.16.

30.            Условия приема и совершения операций по срочному вкладу в иностранной валюте на 40 месяцев. Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 02 июля.2003г. №25.1.

31.            Условия срочного банковского вклада в иностранной валюте «Капитал». Протокол заседании Правления АСБ «Беларусбанк», 06 июля.2004г. №33.14.

32.            Условия срочного банковского вклада в иностранной валюте «Универсальный». Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 25января 2005г. №5.2.

33.            Условия срочного банковского вклада в иностранной валюте «С правом пополнения». Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк», 10 января 2004г. №1.4.

34.            Депозитный портфель по вкладам физических лиц в национальной валюте филиала 503 АСБ «Беларусбанк» на: 01 января 2005г., 01апреля 2005г., 01 июля 2005г., 01 октября 2005г., 01 января 2006г.

35.            Челноков В.А. Банки и банковские операции: Учебник.– М.: «Высшая школа», 1998. – 240 с.

36.            Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: Учебник. – М.: «Финансы и статистика», 2003. – 592с.

37.            Е.Ф.Жуков. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник. – М: «Высшая школа», 2005. – 491с.

38.            Румас С., Плешкун А. Средства населения в ресурсной базе банков.//Банковский вестник.- 2006 -№3. – С.12-19.

39.            Банковские операции. Учебник / С.И. Пупликов, М.А.Коноплицкая, С.С. Шмарловская и др.; Под ред. С.И.Пупликова. – Мн.: «Высшая школа», 2003 – 351с.

40.            Организация деятельности коммерческих банков./ Под редакцией Г.И.Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2002. - 512 с.

41.            Деньги, кредит, банки. / Под редакцией Г.И. Кравцовой.- Мн.: «Мисанта», 1997. – 358с.

42.            Каллаур П. Банк народного доверия // Народная газета. - 01апреля 2006г. – С.3.

43.            Тагирбекова К.Р. Основы банковской деятельности: Учебник. – М: «Инфа – М», 2001. – 720с.

44.            Смирнов А.В. Управление ресурсами и финансово-аналитическая работа в коммерческом банке: Учебник. – М: «БДП-пресс», 2002. – 176с.


Приложение 1

Состав и структура привлеченных ресурсов филиала № 503 АСБ «Беларусбанк»


Таблица П.1.2 Состав и структура привлеченных ресурсов филиала № 503 АСБ «Беларусбанк»

Наименования показателей

01.01.03 млн.руб.

Уд. вес, %

01.01.04 млн.руб.

Уд.вес, %

01.01.05 млн.руб.

Уд. вес, %

01.01.06 млн.руб.

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

10

11

Средства НБ РБ

0,0

-

0,0

-

0,0

-

0,0

-

Кредиты Правительства

0,0

-

0,0

-

0,0

-

0,0

-

Средства банков и кредитных учреждений

0,0

-

0,0

-

0,0

-

0,0

-

Средства бюджетов, внебюджетных фондов и организаций, состоящих на бюджете

312,6

0,6

405,7

0,6

646,5

0,6

784,9

0,4

Средства юридических лиц

2178,8

5,2

3738,1

6,0

6019,5

5,8

10620,5

5,8

Средства физических лиц

25238.7

60,0

43937,0

70,5

83811,8

81,1

121081,7

66,3

Облигации, выпущенные банком

0,0

-

0,0

-

0,0

-

2081,1

1,1

Ресурсы, привлеченные в системе АСБ «Беларусбанк»

11471,8

27,2

10844,9

17,3

9649,6

9,3

43615,4

23,9

Прочие пассивы

2835,5

6,7

3426,6

5,5

3230,9

3,1

4300,5

2,3

ИТОГО:

42037,4

100

62352,3

100

103358,3

100

182484,1

100

Примечание. Источник: отчетность филиала (собственная разработка.)


Приложение 2

Состав и структура привлеченных средств физических лиц филиала № 503АСБ «Беларусбанк»


Таблица П.2.2 Состав и структура привлеченных средств физических лиц филиала № 503 АСБ «Беларусбанк»

Наименования показателей

01.01.05 млн.руб

уд. вес, %

01.04.05 млн.руб

уд. вес, %

01.07.05 млн.руб

уд. вес, %

0110.05млн.руб

уд. вес, %

01.01.06 млн.руб

уд. вес, %

Темп роста за год %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Срочные депозиты

68949,3

82,6

74779,6

80,9

79728,9

77,6

87231,9

79,5

98146,7

79,2

42,3

Депозиты до востребования

11425,3

13,6

13026,3

14,1

15431,4

15,0

15075,9

13,7

15848,5

12,8

38,7

Карт-счета

2823,0

3,4

3786,0

4,1

6228,1

6,1

6172,3

5,6

7147,2

5,8

153,1

Сберегат. сертификаты

208,8

0,2

233,2

0,2

215,2

0,2

206,6

0,2

604,4

0.5

189,4

Облигации, выпущенные банком

-

-

552,4

0,6

1085,1

1,1

1009,6

0,9

2221,2

1,7

183,3

ИТОГО:

83406,4

100

92377,5

100

102688,7

100

109696,3

100

123968

100



Примечание. Источник: отчетность филиала (собственная разработка)


Приложение 3

Структура вкладов (депозитов) по видам валют филиала № 503 АСБ «Беларусбанк»


Таблица П.3.2 Структура вкладов (депозитов) по видам валют филиала № 503 АСБ «Беларусбанк»

Виды вклада

01.01.2005

01.04.2005

01.07.2005

01.10.2005

01.01.2006

сумма млн.руб.

уд. вес %

сумма млн.руб.

уд. вес %

сумма млн.руб.

уд. вес %

сумма млн.руб.

уд. вес %

сумма млн.руб.

уд. вес %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Вклады в белорусских рублях

58184,0

69,4

66586,5

62,6

75728,7

64,9

80597,7

62,3

90817,7

75,2

Вклады в иностранной валюте

25627,8

30,5

25589,0

37,4

26251,9

35,1

28458,8

37,7

29966,7

24,8

Итого

83811,8

100

92175,5

100

101980,6

100

102307,8

100

120784,4

100

Примечание. Источник: отчетность филиала (собственная разработка)


Приложение 4

Депозитный портфель по рублевым вкладам физических лиц филиала №503 АСБ «Беларусбанк»


Таблица П.4.2 Депозитный портфель по рублевым вкладам физических лиц филиала №503 АСБ «Беларусбанк»

Виды депозитов

 01.01.2005

01.04.2005

 01.07.2005

01.10.2005

 01.01.2006

сумма млн.руб.

уд. вес %

сумма млн.руб.

уд. вес %

сумма млн.руб.

уд. вес %

сумма млн.руб.

уд. вес %

сумма млн.руб.

уд. вес %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

До востребования – 0,5%

4374,7

11,37

4548,1

9,66

6219

9,8

5958,6

8,53

6205,5

7,7

Пенсионный – 70% ставки рефинансирования

6271,6

13,97

6257,0

13,29

6563,3

10,36

6076,6

8,7

6502,3

8,06

К отпуску – ставка рефинансирования минус один процентный пункт

155,7

0,4

117,5

0,25

81,9

0,12

66,9

0,09

38.4

0,05

ХХI-век – 11-14%

21108,5

55,7

21953,3

46,6

24823,4

39,18

23448,2

29.78

22004,8

27,29

Накопительный – 16%

2364,2

3,5

1336,3

2,8

1192,6

1,8

1223,5

1,75

2510,0

3,11

Победа – ставка рефинансирования плюс два процентных пункта

-

-

7092,2

15,06

19958,5

31,5

27864,4

39,89

37538,1

46,55

Гарантированный доход – 13%

5905,9

15,41

5659,7

12,02

4389,3

6,9

4941,2

7,07

5562

6,9

Детский – 6-9%%

35,9

0,09

45,2

0,09

49

0,07

62,8

0,08

68,6

0,09

Юбилейный – 10%

41,3

0,1

74,5

0,15

86,8

0,13

202,9

0,29

209,8

0,26

Всего:

38332,2

100

47083,8

100

63363,8

100

69845,1

100

80639,5

100

Примечание. Источник: Депозитный портфель филиала (собственная разработка)



Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты