Рефераты

Диплом. Исследование рынка драгоценных металлов и камней

Диплом. Исследование рынка драгоценных металлов и камней

Введение

1. Теоретические основы формирования РДМ и ДК

1.1 Место России на мировом рынке ДМ и ДК

1.2 Сегментация продукции РДМ и ДК

1.3 Экспорт и импорт продукции на РДМ и ДК

1.3.1 Экспорт и импорт продукции

1.3.2 Проблемы реализации продукции российского производства

1.4 Ценовая политика на РДМ и ДК

1.5 Специальные СМИ и экспертные организации на рынке ДМ и ДК

2. Основные участники рынка ДМ и ДК. Банковские и биржевые операции на рынке ДМ и ДК

2.1 Основные участники рынка

2.1.1 Основные игроки Российского ювелирного рынка

2.1.2 Сегментация участников рынка золота по регионам РФ

2.1.3 Золотодобывающие компании. Реконструктуризация отрасли

2.2 Операции банков на рынке ДМ и ДК

2.2.1 Финансирование и рост РДМ и ДК

2.2.2 Способы инвестиций

2.2.3 Современное состояние законодательной базы в области драгоценных металлов и камней и ее влияние на функционирование отрасли

2.3 Организация биржевой торговли на рынке ДМ и ДК

2.3.1 Пути формирования биржевой торговли на РДМ и ДК

2.3.2 Биржевые операции

3. Развитие РДМ и ДК

3.1 Проблемы и рекомендации развития РДМ и ДК

3.2 Перспективы развития РДМ и ДК

Список литературы

Приложения


Введение

драгоценный метал ювелирный биржевой

В Российской Федерации отсутствовал свободный рынок драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако переход российской экономики к рыночным отношениям, начавшийся в 90-е годы , активизировал оборот драгоценных металлов и драгоценных камней. Ранее существовавшая государственная монополия была постепенно ликвидирована, а правовое обеспечение рынка драгоценных металлов и драгоценных камней практически сформировалось заново.

Так, Указ Президента РФ от 15 ноября 1991г. №214 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР" и Постановление Правительства РФ от 30 апреля 1992г. №279 "О расчетных и отпускных ценах на драгоценные металлы, алмазы и драгоценные камни" установили новый порядок ценообразования на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с мировым уровнем цен, расширили круг субъектов, которые могли осуществлять добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, добыча драгоценных металлов и драгоценных камней была разрешена всем юридическим лицам и гражданам России.

Дальнейшее развитие рынок драгоценных металлов и драгоценных камней получил с принятием Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (от 26 марта 1998 г. №41-ФЗ), который установил основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота).

В продолжение реформы рынка драгоценных металлов Правительство утверждает порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, который расширил круг сделок с минеральным сырьем, в том числе разрешил его использование в качестве залога или иного финансового обязательства.

Но, несмотря на ряд вышеуказанных нормативных правовых актов, достаточно подробно обеспечивших правовое регулирование рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, следует отметить, что в настоящее время существует множество факторов, отрицательно влияющих на функционирование рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Это обусловлено, прежде всего, тем, что оборот драгоценных металлов и камней регулируется нормами права, часто противоречащими не только друг другу, но и Закону РФ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

Целью данной дипломной работы является исследование рынка драгоценных металлов и драгоценных камей (РДМ и ДК) в современных рыночных условиях. Для России, крупнейшего в мире обладателя месторождений платины и платиноидов, золота, алмазов, изумрудов, александритов, определяется стабильным (в долгосрочной перспективе) поступлением налогов из данной сферы экономики в доходную часть бюджета, а также пополнением золотовалютных резервов Российской Федерации - Золотого запаса, Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, Алмазного фонда.

Проведенная работа должна показать, что процесс либерализации сферы добычи, производства, использования и обращения ДМ и ДК, должен вызывать не резкий спад объемов добычи и производства ДМ и ДК, не уменьшение спроса на отечественную продукцию из драгоценных материалов, не ухудшение социально-экономических условий в золото и алмазодобывающих и перерабатывающих регионов, а должен быть направлен на их улучшение.

В условиях нынешней кризисной экономики перед государством открываются новые задачи по развитию и регулированию РДМ и ДК. Это разработка новой государственной политики, создание и совершенствование законодательной базы, обеспечение доверия к РДМ и ДК со стороны инвесторов, корректировка движения инвестиционных ресурсов в соответствии с приоритетами социально-экономического развития и осуществление контроля над экономической безопасностью России. В связи с этим становится необходимым подбор правильных действенных, методов управления и государственного регулирования РДМ и ДК.

Проблема соотношения элементов административного и экономического регулирования РДМ и ДК наиболее актуальна в наше время и не может быть решена без учета специфических особенностей данной сферы:

·                    высокой капиталоемкости и сезонности добычи ДМ и ДК

·                    экспортной ориентированности продукции, невоспроизводимости природных ресурсов

·                    минимального присутствия государства в золотодобывающем секторе

·                    ограниченного участия частного капитала и большой роли естественных монополий в алмазодобывающей промышленности

·                    высокой удельной стоимости и ликвидности ДМ и ДК

·                    криминализированности их добычи

·                    производства и обращения

В отечественной экономической литературе в предыдущие годы был решен ряд теоретических проблем, касающихся финансовых и экономических аспектов добычи и обращения золота (которые были рассмотрены в фундаментальных трудах Борисова С.М., посвященных роли золота в экономике капитализма), сферы международных валютно-финансовых отношений и мирового хозяйства, экономики золота и алмазов (исследования проводились Аникиным А.В., Афанасьевым А.А., Кириллиным А.Д.). Боженко И.П. изучена специфика движения уровня цен на мировом и внутренних рынках основных золотодобывающих стран, рассмотрены налоговые методы стимулирования капиталовложений и рациональной разработки природных ресурсов - налоговый аспект государственного регулирования развития золотодобывающей промышленности, прослежена эволюция биржевой торговли золотом, рассмотрены методы биржевого страхования драгоценных металлов.

Однако до сих пор не осуществлено системное и целостное исследование системы регулирования российского РДМ и ДК, не понималась проблема поиска путей ее совершенствования. Данные вопросы должны быть решены на основе разработки принципиально новых теоретических и методологических положений.


1. Теоретические основы формирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России


1.1 Место России на мировом рынке ДМ и ДК


Российская Федерация, является одной из немногих стран, располагающих богатейшими природными запасами драгоценных металлов и драгоценных камней. В настоящее время она занимает второе место в мире по добыче алмазов, платины и металлов платиновой группы, шестое место - по добыче золота. Суммарный объем ежегодного производства этой отрасли составляет около 5,0 млрд. долларов США.В то же время многие российские организации и предприятия, способные уже сейчас выйти на мировой рынок с готовой продукцией, содержащей драгоценные металлы и драгоценные камни, и успешно работать на этом рынке, не могут этого сделать в силу несовершенства российского законодательства, дороговизны своей продукции и ряда других причин. Мы рассмотрим наиболее актуальные вопросы дальнейшего развития рыночных отношений в российской золотоплатиновой и алмазной отрасли.

Главная проблема для большинства предприятий и организаций состоит в том, что российский рынок драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них слишком зарегулирован и пока не имеет возможности нормально развиваться.

Более того, в результате деятельности различных ведомств идет лавинообразный рост нормативных документов. В настоящее время насчитывается 677 актов - законов, указов, постановлений, положений, инструкций, писем, приказов и прочих документов, регламентирующих работу отдельного предприятия в той части, которая связана с драгоценными металлами. Разве не понятно, что прочитать, запомнить и потом строго исполнять на практике все эти регламентации физически невозможно. На российском рынке драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них складывается ситуация, когда главными действующими лицами здесь становятся уже не субъекты этого рынка, не производители и не потребители, а различных рангов чиновники.

На самом деле, сегодня проблемами алмазной и золотоплатиновой отрасли занимаются чуть ли не десяток министерств и ведомств. У каждого из них свой собственный фрагмент работы, а в целом общего подхода как не было, так и нет. Всем давно ясно, что отрасль, включающую поиск и разведку месторождений, добычу и производство драгоценных камней и драгоценных металлов, изготовление из них самой различной продукции и торговлю этой продукцией, нельзя целиком отнести ни к геологии, ни к горному делу, ни к металлургии, ни к торговле, ни к среднему или малому бизнесу. В реальной действительности все эти подотрасли составляют единое целое.


1.2 Сегментация продукции рынка ДМ и ДК


Рынок драгоценных металлов и камней делится на три сегмента:

·                    производстводственно-технический

·                    товарно-сырьевой

·                    финансовый

Характерной чертой развития рыночных отношений в Российской Федерации за последние несколько лет является быстрое развитие финансового рынка и всех его звеньев в полном объёме .

Финансовый рынок -это сфера реализации финансовых активов и отношений между участниками сделок с этими активами . Финансовые активы представляют собой денежные средства и инвестиционные ценности ,служащие инструментом образования этих средств.

Финансовый актив - это рыночный товар. Отличительной особенностью финансового актива как рыночного товара ,является его высокая ликвидность. Это создаёт условия для спекулятивных операций и для игры на рынке .

Современный финансовый рынок РФ представляет собой семиблочную систему относительно самостоятельных звеньев. К таким звеньям финансового рынка относятся денежный рынок, рынок ссудных капиталов, рынок недвижимости, валютный рынок, рынок драгоценных металлов и камней.

Рынок драгоценных металлов и камней можно определить как сферу экономических отношений между участниками сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, котируемыми в золоте. К последним относятся золотые сертификаты , облигации, фьючерсы.

Как системное явление рынок драгоценных металлов можно рассматривать с двух точек зрения : с функциональной и институциональной.

С функциональной точки зрения рынок драгоценных металлов и драгоценных камней представляет собой торгово-финансовый центр, в котором сосредоточены торговля ими и другие коммерческие и имущественные сделки с этими активами.

С этой позиции функционирование рынка драгоценных металлов должно обеспечить промышленное и ювелирное потребление драгоценных металлов и драгоценных камней, создание золотого запаса государства, страхование от валютных рисков , получение прибыли за счёт арбитражных сделок и свопинга.

С институциональной точки зрения рынок драгоценных металлов представляет собой совокупность специально уполномоченных банков, бирж драгоценных металлов. Рынок драгоценных металлов как система состоит из отдельных секторов. Под сектором понимается рынок только одного финансового актива.

Согласно Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Приложение 6) к валютным ценностям, кроме иностранной валюты и ценных бумаг котируемых в валюте, относятся также следующие драгоценные металлы: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, и осьмий ) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий, а также "природные драгоценные камни: алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты, а также жемчуг"

Таким образом, рынок драгоценных металлов и камней состоит из следующих секторов:

·                   рынок золота (рис. 1)


Рис. 1 Металлогенные зоны и основные месторождения золота в России.


·                   рынок серебра

·                   рынок платины

·                   рынок палладия

·                   рынок изделий из драг. металлов

·                   рынок ценных бумаг , котируемых в золоте

·                   рынок алмазов

Потребители ювелирных изделий составляют не более 8–10% населения Земли, или около полумиллиарда человек. Относительная слабость российской экономики и затяжной кризис привели к тому, что данный рынок в нашей стране был значительно подорван. На сегодня эксперты оценивают объем рынка в 1,5–2 млрд. долларов США. Однако рынок динамично развивается: с 1994 г. его объем увеличился в 10 раз и в настоящее время продолжает расти такими же темпами – около 30% в год.

Ювелирная отрасль России сегодня развивается темпами, превышающими ВВП. В 2008 году объем розницы вырос на 25-30% и достиг, по оценкам экспертов Гильдии ювелиров России, $3, 6 млрд, причем половина (около $1,8 млрд) пришлась на ювелирные изделия с бриллиантами. Годовой оборот российского банковского золотого рынка оценивается примерно в $6 млрд. В начале 2009 года ситуация на рынке ювелирных украшений значительно ухудшилась, а вот в банковской сфере подросла. Это связанно с тем, что многие считают вложение в слитки и монеты актуальными на данный момент.

За 2008 год по сравнению с 2007 годом добыча и производство золота увеличилось на 13,3 %. и составило 184,5 тонны. По данным Союза золотопромышленников РФ, в 2007 году в России было добыто и произведено около 179 тонн золота (в том числе собственно добыча – 152 тонны). В том же 2007 году в России было произведено 32,3 млн. изделий из золота общей массой 88 тонн (в том числе 52 тонны чистого золота). Опробовано и заклеймено в 2007 году было 32,3 млн. шт. золотых изделий общей массой 88 тонн. Эти показатели превысили уровень 2006 года на 20%.По данным Пробирной палаты в 2008 году в России было опробовано и заклеймено 37 160 тыс. изделий из золота, в том числе 1470 тыс. импортных (3,95%). Общее количество опробованных и заклейменных изделий из золота увеличилось по сравнению с 2007 годом на 15%, из них отечественного производства на 13,36%, импортных на 77,5%. (Следует учесть абсолютные размеры увеличения: количество отечественных изделий из золота увеличилось на 4208 тыс. штук, импортных на 642 тыс. штук). Эти цифры не учитывают "скрытый импорт": изделия, изготовленные за рубежом по давальческим схемам. Федеральная таможенная служба отказывается давать цифры объемов такого ввоза, ссылаясь на Указ Президента, относящий экспорт-импорт немонетарного золота в разряд гостайны.


1.3 Экспорт и импорт продукции на рынке ДМ и ДК


Экспорт, импорт и производство продукции на РДМ и ДК установлен "ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ" от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ и "ПОЛОЖЕНИЕМ О ВВОЗЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ВЫВОЗЕ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ДРАГОЦЕНyЫЕ МЕТАЛЛЫ" от 21.06.2001г. №742.


1.3.1 Экспорт и импорт продукции РДМ и ДК

Справочная информация: Основными экспортерами алмазов в Российской Федерации являются Акционерная компания "АЛРОСА" (Республика Саха (Якутия)), АОА "АЛРОСА — Нюрба" (Республика Саха (Якутия)), ОАО "Алмазы Анабара" (Республика Саха (Якутия)) и ОАО "Нижнее Ленское" (Республика Саха (Якутия)). Не экспортировали алмазы Народное предприятие "Уралалмаз" (Пермская область) и ОАО "Севералмаз" (Архангельская область). "Уралалмаз" не обращался за квотами, "Севералмаз" впервые обратился за квотами в 2006 году. Экспортерами платины и металлов платиновой группы — палладия, иридия, осмия и рутения — в Российской Федерации являются ГМК "Норильский никель" (Красноярский край) и ГМК "Кольская горно-металлургическая компания" (Мурманская область).

Экспортерами руд и концентратов цветных металлов с содержанием драгоценных металлов являются 10 горнодобывающих предприятий, расположенных в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, где отсутствуют необходимые мощности для переработки указанных руд. Объем экспорта составляет несколько сотен тысяч тонн руд и концентратов с содержанием 1,5 тонн золота и до 130 тонн серебра. Объем вывозимых руд цветных металлов с содержанием драгоценных металлов составляет несколько процентов от объема российского производства. Руды и концентраты цветных металлов с содержанием драгоценных металлов экспортировались в Казахстан, Китай, Республику Южная Корея, Японию.

Совокупный объем экспорта алмазов из страны в 2006 году (с учетом поставок из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) составил 35 млн карат на сумму 1,7 млрд долларов США. Импортерами российских алмазов являются государства ЕС (58% по массе и 78% по стоимости), Израиль (19% по стоимости и 12% по массе), Объединенные Арабские Эмираты (12% и 3,4%), другие 9 стран – 11% по массе и 7% по стоимости.

Объем экспорта платины и металлов платиновой группы добывающими предприятиями (без поставок из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней) составил около 100 тонн на сумму до 1,5 млрд долларов США. Весь металл до настоящего времени вывозился в ЕС, в последующем он направлялся в основные центры потребления платиноидов – США, ЕС, Японию. В основном они использовались в производстве автокатализаторов.

В 2007 году на заседании "круглого стола" решался очень важный вопрос о изменение таможенного режима и порядка получения экспортных лицензий в соответствии с Указом Президента России "О совершенствовании государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней" №26 от 11 января 2007 года. (Приложение №5) квоты на экспорт необработанных природных алмазов, платины и металлов платиновой группы, руд и концентратов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы. Кроме того, отменен запрет на экспорт руд и концентратов драгоценных металлов, лома и отходов драгоценных металлов.

В дискуссии принимали учистие В.В.РУДАКОВА, главы отраслевого Комитета ТПП РФ, председателя Совета директоров ОАО "Полюс Золото". В ней приняли участие заместитель председателя Правления ОАО "ГМК Норильский никель" Ю.А.КОТЛЯР, президент НП "Центр развития международного сотрудничества производителей и потребителей драгоценных металлов" Е.М.БЫЧКОВ, председатель Союза золотопромышленников В.Н.БРАЙКО, президент Российского алмазного союза В.В.ПИСКУНОВ, генеральный директор НП "Межрегиональное объединение производителей драгоценных металлов" О.В.ПЕЛЕВИН, вице-президент Ассоциации производителей бриллиантов А.А.ЭВОЯН, генеральный директор Московского представительства "Джонсон Матти ЛТД" (Великобритания) Ю.М.ПИСКУЛОВ, директор по маркетингу ОАО "Мосэкспо-металл" В.Н.УСТИНОВ и другие.

В ходе дискуссии отмечалось, что отмена квот позволит добывающим компаниям выстраивать долгосрочную стратегию добычи и сбыта продукции, укрепить свои позиции на внутреннем и внешнем рынках. Прежняя процедура выделения экспортных квот предусматривала длительный (до 90 дней) период согласований в министерствах и ведомствах. Добывающие компании зависели в своих планах от решений чиновников, не успевали оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Отмена ограничений по квотам кардинально ситуацию не меняет из-за сохранения государственной монополии на внешнеторговые операции и прежней схемы получения экспортных лицензий.

У государства остается много рычагов для контроля над экспортом:

·                   одноканальная система экспорта через ФГУП "Алмазювелирэкспорт",

·                   лицензирование экспорта Министерством экономического развития и торговли РФ,

·                   осуществление экспорта через специализированные таможенные посты и участие государственных контролеров Министерства финансов РФ при оформлении поставок продукции за рубеж.

Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней продолжает оставаться одним из самым архаичных, сохраняя порядок, основы которого были заложены еще в советское время. Государство до настоящего времени сохраняет монополию на экспорт металлов платиновой группы и природных алмазов. Эта сфера является единственной во внешнеторговой деятельности (за исключением экспорта вооружений), где невозможно прямое заключение контрактов между продавцом и потребителем продукции. По мнению большинства участников рынка, темпы его либерализации должны быть ускорены. Отрасль надеется, что Правительство РФ воплотит в жизнь планы по дальнейшему реформированию рынка и приведению его в соответствие с международными нормами. Еще весной 2006 года Министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщал о намерении Правительства создать до конца года на базе Гохрана, Пробирной палаты и ФГУП "Алмазювелирэскпорт" федеральные агентство и службу, регулирующие деятельность рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Но эти планы по какой-то причине остались не реализованными. Указанная проблематика особенно важна в свете согласованных на Саммите-2006 "Группы восьми" документов по торговле и предстоящего присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). Данный рынок стоит перед необходимостью адаптации к сложившимся международным нормам регулирования экспортной деятельности драгоценных металлов и драгоценных камней. Так, в развитых странах этот рынок регулируется тремя способами:

·        экспортные пошлины;

·        налоги;

·        специализированные биржи;

Этого достаточно для обеспечения государственного контроля и саморегуляции рынка.

В этой связи в ближайшей перспективе особого внимания потребуют Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и вопросы присоединения России к ВТО. Министерство юстиции РФ, как известно, отклонило проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", разработанный группой депутатов Государственной Думы.

Импорт золотых изделий в прошлом году составил более 3 тонн, что больше, чем в предыдущем году на 20%. В то же время значительным оказался и экспорт золота – около 1 миллиона изделий. В 2006 году совокупный объем экспорта алмазов из России составил 25 миллионов карат на сумму 1,7 миллиарда долларов США. Главными покупателями российских алмазов являются государства ЕС, Израиль и Объединенные Арабские Эмираты. Совокупный объем экспорта платины и металлов платиновой группы из России составил 100 тонн на сумму 1,5 миллиарда долларов США. Главные импортеры: страны ЕС, США и Япония.

Но в то время, когда экспорт из Италии и Германии проходит через систему таможенного контроля, азиатский экспорт происходит посредством "челноков" и часто по тайным путям, трудным для контроля. По оценке независимых экспертов, "серый" импорт ювелирных изделий в Россию сравним или даже превышает официальный импорт. Масштабное производство украшений в Китае, Таиланде и Индии, которое достигает нескольких сотен тысяч тонн в год, и прозрачные границы способствуют росту незаконного рынка ювелирных изделий и камней. Но даже официально импортированные из юго-восточной Азии в Россию ювелирные изделия стоят меньше, чем аналогичная российская продукция. После преодоления всех таможенных процедур цена импортированного ювелирного изделия вырастает на 47%, в то время как на прилавках магазинов цена увеличивается на 200%. Но даже и после этих "трансформаций" азиатская продукция остается конкурентоспособной с украшениями "made in Russia". Цена же импортированных итальянских ювелирных изделий с учетом всех процедур поднимается на запретный уровень.

Импортируемые изделия составляют 30%-40% от общей массы продаваемых в России ювелирных изделий. Другими словами, импортные украшения начинают диктовать свои правила российскому рынку. Рост производства ювелирных изделий (23% в год) отстает от роста импорта (2-3 раза). Однако ситуация для российского рынка станет катастрофической после вступления России в ВТО. Российское правительство должно отменить защитные меры (среди которых и квоты на импорт, клеймение уже отменено), которые до сих пор защищали интересы российских производств. Азиатские производители победят российских коллег в отношении цены. Другая проблема связана с тем фактом, что Россия не производит технологического оборудования для ювелирной отрасли. Наконец, отсутствуют школы дизайна ювелирных изделий.

Объем экспорта юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ювелирных украшений из золота увеличился в 2007 году по сравнению с 2006 годом, на 42%. При росте экспорта заметна и устойчивая тенденция к росту ювелирного импорта. В 2006 году, по сравнению с 2007г., поступление золотых изделий иностранного производства увеличилось в 2 раза (с 401, 03 тыс. шт. в 2006 году до 829,9 тыс. шт. в 2007 году). По данным Пробирной палаты, за 11 месяцев 2006 года импорт ювелирных изделий вырос на 107,5%, в частности, золото продемонстрировало рост на 4% от общего объема. Большую часть импорта составляет продукция из Таиланда и Турции – 12% и 11% соответственно. Причем, основную опасность для российских ювелиров сегодня представляют именно азиаты: даже после уплаты всех налогов и пошлин их продукция остается более доступной по цене, чем отечественные аналоги.

Наряду с приватизацией и увеличением числа золотодобывающих предприятий с середины 90-х годов начались изменения в области финансирования золотодобывающей отрасли. Так, с 1994 года государственное финансирование стало платным (сначала под ставку кредита в рублях в размере до 120 % годовых, потом в увязке с валютной ставкой "ЛИБОР"). Наконец, в 1997 году Министерство финансов осуществляло авансирование с применением вексельной схемы кредитования и привлечением российских коммерческих банков. С 1998 году все авансирование золотодобывающей промышленности производилось через коммерческие банки. В период кризиса 2008 -2009 гг. золото ведет себя достаточно стабильно, в отличае от 1998 г.Когда завышенный курс рубля по отношению к доллару США в рамках проводившейся Центральным Банком России до 17 августа политики "валютного коридора". Применительно к золотодобывающей отрасли это приводило к существенному дисбалансу между ценами на сырьевые и материально-технические ресурсы и ценами произведенной продукции.


1.3.2 Проблемы реализации продукции на РДМ и ДК

Российские золотые изделия являются на мировом рынке эталоном качества, благодаря чему эта продукция пользуется на мировом рынке спросом в связи с высочайшим качеством материалов и их обработки. А вот изделия иностранных мастеров, особенно из Египта, Турции и Китая, напротив, отличаются низким качеством. Поэтому, при выборе изделий из золота очень рекомендуется проявлять здоровый патриотизм. В данном случае он будет еще и экономически оправданным, поскольку гарантирует наилучшее соотношение цена-качество. Приобретая ювелирные изделия, россияне преследуют по большей части не эстетические, а сугубо прагматические цели – сберечь свои средства от инфляции и возможных кризисов.

Но на нашем "драгоценном" рынке преобладают низкокачественные украшения, произведенные в странах "третьего мира" и ввезенные в обход таможни. Это объясняется недостаточно высоким уровнем дохода основной массы потребителей, особенно в регионах. Наши сограждане склонны вкладывать средства в золото и драгоценные камни. Помимо инвестиционных функций, золото покупают и в качестве подарков, как предмет коллекционирования и просто как элемент имиджа. Все это вместе взятое и разогревает рынок, подталкивая цены вверх.

Основные потребители ювелирной продукции – женщины, и львиная доля ассортимента приходится на дамские украшения. Доля ювелирной продукции, рассчитанной на мужчин, на сегодняшний день составляет 10–30% от продаж розничных точек, в зависимости от формата. Единственной компанией, имеющей четкую специализацию на ювелирных изделиях для детей, является небольшое питерское производство "Садко". По количеству продаваемых позиций на российском рынке традиционно лидируют кольца и цепочки. Однако из-за относительно низкой стоимости этих изделий сегментация по объему продаж на легальном рынке выглядит следующим образом: на кольца без камней и с полудрагоценными камнями приходится около 15% всего объема продаж; на цепи, ожерелья и браслеты аналогичного качества приходится около 40%; на прочие изделия (серьги, часы, художественные изделия) приходится 10–15%.На легальном рынке доля изделий без камней составляет около 50% от общего объема реализации. Доля ювелирных изделий с бриллиантами составляет около 15%. По оценкам представителей розничного сегмента, 90% объема продаж приходится на низкий и средний низкий ценовые сегменты. К сожалению, на этот счет не существует точной статистики, но эксперты рынка утверждают, что по объему продаж эти два сегмента примерно равны между собой, а по количеству продаж пока перевешивает низкий ценовой сегмент, на который приходится около 60% всех проданных позиций (прежде всего, за счет теневого рынка). В оставшихся 10% наиболее динамично растет доля продаж в средне-высоком ценовом сегменте.

Ювелирная промышленность России в последние годы, наряду с тенденцией роста промышленного производства, проявляет устойчивую тенденцию по интегрированию в международный ювелирный рынок ДМ и ДК. Все более увеличивается часть продукции, выпускаемая по кооперационным схемам с зарубежными ювелирными производителями. Существует устойчивая тенденция ввоза российскими производителями полуфабрикатов ювелирных изделий (цепи, замки, карабины и т.п.), используемых в качестве комплектующих или основы для изготовления ювелирной продукции.

К сожалению, при производстве и сбыте ювелирных изделий высока доля теневого оборота. Черный рынок контрабандной продукции продолжает удерживать по экспертным оценкам от 40 до 60% объема рынка.

Известно, что при выборе любого товара потребитель ориентируется по двум основным критериям – это качество товара и его цена. Известно, что в качественном отношении российские ювелирные изделия, как массового производства, так и эксклюзивные, не уступают продукции из Турции, Таиланда, Китая и других стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (а именно оттуда идет львиная доля как легальной, так и контрабандной продукции). Следовательно, остается ценовой критерий, по которому российские производители полностью проигрывают коллегам из названных регионов мира.

Выиграть борьбу за отечественного покупателя российским ювелирам одним, без помощи государства, невозможно. Речь не идет об ужесточении законодательных мер против легального импорта, таких как, например, увеличение таможенных пошлин или установленных искусственных преград. Нет, речь не об этом, тем более что в условиях неизбежного вступления России в ВТО эти преграды будут разом устранены. Помощь со стороны государства ювелиры России видят в главном – в более эффективном развитии наметившихся тенденций по пути радикальной либерализации рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.

Перенацеливание контролирующих и регулирующих функций государства с внутреннего производителя на внешнего вызывается необходимостью защиты потребителей от массы нелегальной недоброкачественной продукции из драгметаллов и драгкамней, заполонившей в последнее время рынок. Недоброкачественность импортных изделий заключается в том, что отечественный производитель, как правило, выпускает ювелирные изделия из сплавов, регламентируемых государственными стандартами Российской Федерации, в которых регулируется не только содержание самого драгоценного металла, но и множество других компонентов, нарушение пропорций которых может привести к физическому разрушению изделий. Для импортных изделий (особенно из стран Азии и Ближнего Востока) такие стандарты не предусмотрены.Решение этой проблемы лежит в области разработок таких технических регламентов на ювелирную продукцию, которые бы встали законной преградой на пути предстоящего наплыва недоброкачественных изделий.

В настоящее время ювелирная промышленность работает по стандартам и техническим условиям, разработанным НИИ ювелирпромом ОАО "Русские самоцветы", которые в соответствии с федеральным законом "О техническом регламенте" подлежат переработке в технические регламенты либо в стандарты организации.

Немаловажное значение имеет и возрождение в магазинах ювелирной торговли системы внутреннего контроля качества, какой она была во времена государственной монополии на производство и реализацию ювелирных изделий. Она включала в себя сочетание 2-х обязательных компонентов:

·                    проверку поступающих от изготовителя изделий на соответствие требованиям действующих стандартов, указанных на ярлыке; это осуществлялось, как правило, квалифицированными товароведами;

·                    вторичную проверку качества ювелирных изделий перед непосредственной выкладкой их на торговый прилавок – это обязанность продавцов.

Постоянное выполнение этих двух операций гарантирует от поступления в продажу недоброкачественной продукции.

Однако несмотря на стабильную динамику, в отрасли имеется много нерешенных проблем. И основные трудности прежде всего специалистами связываются с предстоящим вступлением России в ВТО. В этом случае, как полагают многие эксперты, отечественный производитель не сможет на равных конкурировать с западными коллегами, наплыв изделий которых увеличится. Помимо Европы, в ювелирной промышленности в которой сейчас наметился кризис, а цены практически приблизились к себестоимости, в качестве основных конкурентов также значатся Турция, вышедшая на первое место в производстве ювелирных изделий, Индия и соседний Китай.

Впрочем, проблема наплыва импортной продукции уже давно обсуждается в ювелирных кругах. Как отмечают специалисты, отечественные ювелиры сегодня даже при существующих показателях роста проигрывают импорту, объем которого в последнее время увеличился в два-три раза. В Северо-Западном округе, например, доля иностранной продукции от общей массы изделий уже составляет порядка 30 процентов. При открытии торговых границ это соотношение еще больше изменится в сторону импорта.2005 - 2008 годы стали особенно тяжелыми для ювелирной промышленности России. Рост производства ювелирных изделий отстает от роста импорта в 2-3 раза.


1.4 Ценовая политика


Ценовая политика на внутреннем рынке ЦБ РФ определяется задачами, которые ставятся при формировании золотовалютных резервов, - обеспечение внешней ликвидности, поддержание курса национальной валюты и функций, которые выполняет золото как актив, предназначенный к использованию для чрезвычайных государственных нужд и повышающий доверие к национальной денежной единице. Исходя из того, что степень ликвидности золота окончательно определяется в центрах мировой торговли драгоценных металлов (прежде всего на Лондонской, Нью-Йоркской и Токийской биржах), цена покупки золота ЦБ РФ привязана к его стоимости на мировых рынках. Традиционно разница между ценой золота на региональных рынках отличается от цен мировых рынков на стоимость накладных расходов (включая транспортировку, страхование, упаковку, таможенные сборы и т. д.) по перемещению золота между мировыми и региональными рынками, что было взято за основу и при установлении котировок ЦБ РФ по драгоценным металлам. В расчете были приняты также определяемые на мировых рынках значения изменчивости рынка, то есть возможные отклонения от фиксированной цены в течение определенного промежутка времени. В совокупности это составило порядка 2% от стоимости металла, что обуславливает разницу между ценой покупки ЦБ РФ и вечерним фиксингом цены золота на Лондонском рынке на день, предшествующий дате заключения сделки.

Подобную информацию ЦБ РФ начал предоставлять с 08.07.1997 г., приступив к официальному котированию драгоценных металлов. Цена на золото, серебро и платину устанавливается ежедневно в 10 ч утра на основе значений вечернего фиксинга на золото и дневного фиксинга - на серебро и платину на лондонском "спот"-рынке наличного металла предшествующего дня. Цена покупки на 2% ниже лондонского фиксинга, цена продажи не выше (разница, по расчетам ЦБ РФ, покрывает затраты на хранение металла). В настоящий момент ежедневные котировки ЦБ РФ являются основным ценовым индикатором для коммерческих банков.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты