Рефераты

Договор страхования грузоперевозок

Договор страхования грузоперевозок

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(РГУПС)

Кафедра «Экономика и финансы»

Дисциплина «Страховое дело на транспорте»








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Договор страхования грузоперевозок»












г. Ростов-на-Дону

2008г.

Содержание


Введение

1.       Общие положения, условия договора страхования

2.       Принципы формирования договора страхования

3.       Страховые интересы

4.       Страхуемые риски

5.       Виды договоров страхования грузоперевозок

Список используемой литературы


Введение


Страхование грузов (карго) – это одна из старейших подотраслей транспортного страхования, развитие которой началось вместе с историей торгового мореплавания.

В России в 60-70-е гг. XIX в. Интенсивно развивается страхование грузов (кладей), перевозимых по волжско-каспийским водным путям, а также страхование экспортных отправок (транспортов). В самостоятельный вид имущественного страхования страхование грузов оформилось во второй половине XX в.

Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с сохранностью перевозимого груза от воздействий множества рисков, возникающих в холе транспортировки. В рамки страхового интереса страхователя включается не только груз, но и плата за перевозку и ожидаемая прибыль.

Страхование осуществляется на основании договоров страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Договорные отношения в страховании строятся на основе норм Гражданского кодекса РФ, регулирующего все гражданско-правовые договоры, и специально гл. 48 «Страхование», а так же Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Договор страхования – это соглашение между страхователем и страховщиком. По этому соглашению страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю, а страхователь обязуется выплачивать страховые взносы в установленные сроки.

Обязанности сторон в договоре страхования устанавливаются в зависимости от того, как оговорены обязанности грузоотправителя и грузополучателя в договоре поставки товара.

Страховое покрытие по договору страхования грузов распространяется на :

·     Стоимость грузов, транспортные расходы (фрахт), ожидаемую прибыль;

·     Целесообразные расходы, которые предприняты страхователем для предотвращения или уменьшения ущерба при наступлении страхового случая;

·     Расходы и жертвы по общей аварии;

·     Затраты на перегрузку, складирование и дальнейшее движение груза после страхового случая.

Ниже рассмотрены: условия договора страхования; порядок заключения договора; права и обязанности страхователя и страховщика; прекращение договора страхования; виды договоров страхования грузоперевозок.


1.      Общие положения, условия договора страхования


Содержание договора страхования составляет совокупность его условий и пунктов, выражающих волю сторон. В юридической практике условия договора принято делить, с одной стороны, на существенные и обычные, с другой стороны, на обязательные и инициативные.

Существенными считаются те условия договора, которые признаются таковыми в соответствующих законодательных и нормативных актах. В страховой практике для договоров страхования существенны следующие условия:

·          События, при наступлении которых страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму);

·          Территория, на которую распространяется действие договора страхования;

·          Объект страхования;

·          Страховая сумма;

·          Порядок и сроки выплаты страхового возмещения;

·          Период ответственности страховщика по обязательствам;

·          Размер и порядок уплаты страховой премии (взноса);

·          Порядок внесения изменений в условия договора;

·          Правовые последствия в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору;

·          Порядок урегулирования споров между сторонами по договору.

При не достижении соглашения между сторонами хотя бы по одному из этих условий договор считается незаключенным. А незаключенный договор не действует просто потому, что его нет.

Обычные условия договора – это условия, имеющиеся во всяком договоре и предусмотренные законодательством на тот случай, если стороны не пожелают установить что-либо иное. Это сведения о месте заключения договора, форме договора, моменте вступления его в силу.

Обязательные условия договора предписываются сторонами для согласования законодательством. В договорах страхования это страховая сумма, срок начала страховой защиты и т.д.

Инициативные условия вносятся в договор по желанию сторон. Законодательством разрешено устанавливать в договоре по взаимному согласию любые не противоречащие закону условия, что способствует максимальному учету пожеланий сторон.


2.     Принципы формирования договора страхования

Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя, которое должно содержать следующие сведения:

·          Точное название, род упаковки, число мест и вес груза;

·          Номера и даты коносаментов и других перевозочных документов;

·          Вид транспорта ( при морской перевозке – название, год постройки, флаг и тоннаж судна);

·          Способ отправки груза (в трюме, на палубе, насыпью, наливом и др.;

·          Пункты отправления, перегрузки, назначения груза;

·          Дату отправки груза;

·          Страховую сумму груза;

·          Условия страхования (вид договора).

Страхователь несет ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в заявлении. Кроме того, страхователь обязан сообщить все другие известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для оценки риска.

При неполноте имеющихся у страхователя данных договор страхования может быть заключен предварительно на основании сообщенных сведений о роде груза, пунктах отправления и назначения, предполагаемой дате начала перевозки, приблизительной общей страховой сумме груза и основных условиях страхования. Окончательное оформление договора будет произведено после предоставления недостающих сведений.

Договор страхования может быть заключен на конкретную единичную партию груза или перевозки грузов в течении определенного времени (генеральный полис).

Договор считается заключенным с момента, когда принятие на страхование подтверждается страховщиком в письменном виде. Факт заключения договора удостоверяется выдачей страхователю страхового полиса с приложением условий страхования.

Договор страхования может быть заключен в пользу третьего лица – выгодоприобретателя. Выгодоприобретатель имеет право на получение страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Договор страхования вступает в силу со дня, следующего за днем уплаты страхователем страховой премии. Днем уплаты страховой премии считается день списания денежных средств со счета страхователя.

Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не выше стоимости, указанной в счете поставщика, с включением расходов по перевозке, если в договоре не обусловлено иное.

В ходе действия договора страхователь обязан сообщить страховщику о всех изменениях в риске, как только ему стало о них известно. Например, о значительном замедлении отправки груза, отклонения от маршрута следования, задержке рейса, изменением пунктов перегрузки, выгрузки или назначения груза и т.д. Изменения, происшедшие в риске после заключения договора страхования, дают страховщику право изменить условия страхования и потребовать уплаты дополнительной премии. Если страхователь не согласен с этими предложениями, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске.

При прекращении договора страхования следует различать основания, которые ликвидируют его на будущее, и основания, по которым он считается недействительным с самого начала.

Договор страхования прекращается на будущее:

·                    По истечении срока своего действия;

·                    Досрочно, при возникновении определенных обстоятельств.


3.     Страховые интересы


Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с сохранностью перевозимого груза от воздействия множества рисков, возникающих в ходе транспортировки. В рамки страхового интереса страхователя включается не только груз, но и оплата за перевозку и ожидаемая прибыль.

Страховой интерес к грузу могут иметь не только собственник и перевозчик, но и другие лица, например, получатель груза. Перевозчик, несущий ответственность за сохранность и доставку груза перед грузовладельцем, обязан возместить убытки, причиненные нарушением договора перевозки. Поэтому он может заключить со страховщиком отдельный договор страхования ответственности перевозчика.

Право собственности на груз переходит от продавца к покупателю в соответствии с договором купли-продажи. Договор купли-продажи или договор поставки, лежащий в основе договора страхования, определяет переход собственности на груз и, следовательно, переход рисков от продавца к покупателю. В зависимости от обязанностей грузоотправителя и грузополучателя устанавливаются обязанности сторон в договоре страхования.

Наряду с грузом предметом договора страхования может быть всякая провозная плата, а также все дополнительные сборы транспортных организаций за выполнение ими дополнительных работ и операций.

Третий вид имущественного интереса в договоре страхования грузов – ожидаемая прибыль от реализации груза в пункте назначения. Эту прибыль добавляют к стоимости груза, подлежащего страхованию. Она определяется соглашением между страхователем и страховщиком исходя из рыночной стоимости груза в месте его получения.


4.     Страхуемые риски


По договорам страхования грузоперевозок страхуются следующие опасности:

· Повреждение или полная гибель груза или его части по следующим причинам: стихийные бедствия; крушения, столкновения перевозочных средств, удар транспортных средств о неподвижные или подвижные предметы; посадка судна на мель, повреждение судна льдом; огонь, молния, пожар, взрыв и другие опасности;

· Пропажа груза без вести вместе с перевозочным средством;

· Повреждение или полная гибель груза в следствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке, при заправке перевозочного средства топливом;

· Расходы, произведенные с целью спасения груза или уменьшения убытка, а также по установлению размеров ущерба;

· Убытки, расходы и взносы по общей аварии.

Исключения из страхового покрытия кроме обычных для договоров имущественного страхования включают: порчу груза, не связанную с условиями транспортировки; производственные дефекты и недостачу груза при целостности наружной упаковки; задержки в доставке груза и изменения цен.


5.     Виды договоров страхования грузоперевозок


В практике страхования существуют два принципа формирования страхового покрытия в договоре страхования, т.е. набора страхуемых рисков. Первый принцип построен на методе исключения, т.е. в договоре написано, что груз страхуется от всех рисков за исключением некоторых перечисленных. Второй принцип построен по методу включения т.е. в договоре перечислены все страхуемые риски.

В зависимости от полноты страхового покрытия предлагается три вида договора страхования грузов:

1) Договор «с ответственностью за все риски». По договру страхования заключенному на данных условиях, возмещаются убытки:

·          От повреждения или полной гибели всего или части груза, произошедшие по любой причине, кроме случаев, указанных в исключениях из покрытия;

·          Убытки, расходы и взносы по общей аварии;

·          Все необходимые и целесообразные расходы, произведенные с целью спасения груза или уменьшения убытка и установления его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям страхования.

Не возмещаются убытки, произошедшие по следующим причинам:

·          Всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, вследствие гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;

·          Прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиационного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием расщепляющих материалов;

·          Злого умысла или грубой небрежности страхователя или выгодоприобретателя и их представителей, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;

·          Влияния температуры трюмного воздуха или особых свойств и естественных качеств груза, включая усушку;

·          Несоответствующей упаковки или укупорки грузов и отправления грузов в поврежденном состоянии;

·          Огня или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя или их представителей, но без ведома страховщика, веществ и предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания;

·          Недостачи груза при целостности наружной упаковки;

·          Повреждение груза червями, грызунами или насекомыми;

·          Замедление в доставке грузов или падения цен, кроме тех случаев когда убытки подлежат возмещению по условиям страхования.

2) Договор «с ответственностью за частную аварию». По договору страхования грузов, заключенному на таких условиях, возмещаются:

·     Убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, а также вследствие мер принятых для спасения или тушения пожара;

·     Убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести;

·     Убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;

·     Убытки, расходы и взносы по общей аварии;

·     Все необходимые и целесообразные расходы, произведенные с целью спасения груза или уменьшения убытка и установления его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям страхования.

3) Договор «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения». По договору возмещается:

·     Убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, а также вследствие мер принятых для спасения или тушения пожара;

·     Убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести;

·     Убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;

·     Убытки от повреждения груза вследствие крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой или со всякими неподвижными или плавучими предметами (включая лед), посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне, самолете или другом перевозочном средстве;

·     Убытки, расходы и взносы по общей аварии;

·     Все необходимые и целесообразные расходы, произведенные с целью спасения груза или уменьшения убытка и установления его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям страхования.

По договорам «с ответственностью за частную аварию» и « без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» не возмещаются убытки, перечисленные в первых пяти пунктах исключений для договора страхования «с ответственностью за все риски», а также произошедшие вследствие:

·     Наводнения и землетрясения;

·     Отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками;

·     Обесценения груза вследствие загрязнения ил порчи тары при целостности наружной упаковки;

·     Выбрасывания Зв борт или смытия волной палубного груза или груза , перевозимого в беспалубных судах;

·     Кражи или недостачи груза.

Ответственность по договору страхования начинается с момента когда груз будет взят со склада в пункте отправления для перевозки, и продолжается в течение всей перевозки, включая перегрузки и перевалки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок, до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный склад в пункте назначения, но не более 60 дней после выгрузки груза из морского судна в окончательном порту разгрузки.

Список использованных источников

1.       Федорова Т.А. Основы страховой деятельности. / М.: БЕК, 1999.

2.       Басаков М.И. Страховое дело /М.: Изд-во ПРИОР, 2001

3.       Рябикин В.И. Страхование. /Учебное пособие/М.: Экономистъ, 2006

4.       Федорова Т.А. Страхование / учебник/ М.: Экономистъ, 2006

5.       Шахов В.В. Введение в страхование: учебник. М.: ЮНИТИ. Страховой полис, 1997.

6.       www.expert.ru

7.       www.renins.ru




© 2010 Современные рефераты