Финансовые аспекты деятельности Фонда социального страхования РФ
Кроме
того, в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ не содержится льгот, которые
были предусмотрены гл. 24 НК РФ. Дело в том, что в ст. 239 НК РФ было
установлено освобождение от уплаты ЕСН для налогоплательщиков, производящих
выплаты физлицам-инвалидам, а также для общественных иных организаций
инвалидов, учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных,
научных и иных социальных целей. После завершения переходного периода, во время
которого для данной категории плательщиков страховых взносов предусмотрено
применение пониженных тарифов (п.2 ч.2 ст.57 и ст.58 ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ),
начиная с 2015 г. все организации и индивидуальные предприниматели с выплат и
иных вознаграждений в пользу физлиц (в том числе инвалидов) будут перечислять
страховые взносы в общем порядке.
Страховые
взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются:
·
бюджетными
учреждениями - один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной
платы за вторую половину месяца;
·
всеми
предприятиями и внебюджетными организациями - два раза в месяц в сроки,
установленные для получения заработной платы, как за первую, так и вторую половину
месяца;
·
лицами,
нанимающими отдельных граждан по договорам - ежемесячно 5-го числа месяца,
следующего за месяцем выплаты заработной платы;
·
крестьянским
хозяйствам с 1 января 1995 г. - один раз в год не позднее 1 апреля следующего
года.
Законодательство
РФ предусматривает применение к работодателями и другим плательщикам страховых
взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при
начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же
суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере [38, c.
20].
Средства,
полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20%) ,
являются базой развития ФСС.
Расчетной базой для начисления
страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют
страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие
источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах
обязательного социального страхования [3]. Виды выплат, на которые не
начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для
назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является
наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственной
гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система
дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для
обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи,
санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из
федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные
федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных
денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только
под обязательства Правительства РФ [36, c. 232].
При перечислении
определенного процента средств социального страхования в фонды эти средства
остаются на счетах фондов, открытых на имя каждого страхователя.
Неизрасходованные в текущем бюджетном году средства поступают в распоряжение
страхователей, которые, не изымая их из фондов, направляют на обеспечение
потребностей застрахованных. Этим обеспечивается принцип возвратности
неизрасходованных средств. Фонды социального страхования могут получать доходы
за счет не только коммерческого управления средствами, но и
контрольно-ревизионной деятельности и производимых с ее помощью взысканий в
виде штрафов, пени и других регрессивных мер [39, c. 8].
Страховые взносы по
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний. Тарифы взносов по этому виду социального страхования устанавливаются в
процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу)
застрахованных, а в соответствующих случаях — к сумме вознаграждения по
гражданско-правовому договору, и дифференцированы в зависимости от класса
профессионального риска. Класс профессионального риска для отрасли (подотрасли)
экономики определяется по специальной методике, учитывающей соотношение
фактической величины выплат по социальному страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний к фонду оплаты труда в данной
отрасли. Органы управления Фондом социального страхования Российской Федерации
имеют право применять скидки и надбавки к установленным страховым тарифам в
качестве стимула создания работодателями условий, приводящих к снижению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
При ликвидации юридических лиц - страхователей по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний они вносят в Фонд социального страхования
Российской Федерации капитализированные платежи.
Размер субвенций из федерального бюджета Фонду социального
страхования Российской Федерации определяется ежегодно федеральным законом о
федеральном бюджете на соответствующий год [27, c. 16].
Доходы от размещения временно свободных денежных средств. В соответствии с Положением о Фонде
социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) временно свободные
денежные средства Фонда могут инвестироваться в банковские депозиты и ликвидные
ценные бумаги. В 2002 г. утвержден порядок формирования и размещения резерва по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, согласно которому средства резерва размещаются в
высоколиквидные государственные ценные бумаги [41, c.376].
Положение о порядке
формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством
Российской Федерации.
Средства ФСС направляются
на:
·
выплату пособий
по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на
учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении
ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также
социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного
перечня ритуальных услуг;
·
оплату
дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с
детства до достижения им возраста 18 лет;
·
частичное
содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
·
частичное
содержание детско-юношеских спортивных школ;
·
оплату проезда к
месту лечения и обратно;
·
создание резерва
для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
·
обеспечение
текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
·
проведение научно
- исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
·
участие в
финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального
страхования.
Средства
Фонда используются только на целевое финансирование. Не допускается зачисление
средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Расходы Фонда в первую
очередь связаны с обязанностью по выплате гарантированных пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет, на погребение и других пособий, а с 2000 г. — по выплатам в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний [5]. По решению комиссии по
социальному страхованию, создаваемой на каждом предприятии, работникам на
льготных условиях могут выдаваться путевки в санатории, профилактории, детям —
в оздоровительные лагеря.
Рисунок
1.1 - Структура расходов бюджета Фонда социального страхования за 2007 год
(млрд.руб.)
Наибольший удельный вес в
расходах Фонда социального страхования Российской Федерации (95%) занимают
непосредственно выплаты по социальному страхованию [31, c. 3].
Размер пособия по
временной нетрудоспособности при общем заболевании и заболевании члена семьи
зависит от среднемесячной заработной платы за предшествующий год, причины
заболевания, трудового стажа.
Пособия на детей,
выплачиваемые из Фонда социального страхования РФ. Размер пособия по
беременности и родам устанавливается в зависимости от среднемесячного заработка
за предшествующий год и срока отпуска по беременности и родам. Размеры
единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в
ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, а
также ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет определены законодательством в абсолютных суммах [47, c. 62].
Обеспечение по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний. Социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний было призвано заменить
действовавшую ранее в нашей стране практику компенсации утраты заработка в
результате производственной травмы или профессионального заболевания,
произошедшего по вине работодателя. Рассматриваемый вид социального страхования
позволяет не только компенсировать потери заработка в связи с временной или
постоянной утратой трудоспособности или потерей кормильца, но и, что очень
важно, проводить профилактические мероприятия, связанные со снижением травматизма
и профессиональных заболеваний. Основными видами обеспечения по социальному
страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний являются: выплата пособий по временной нетрудоспособности (его
размер не зависит от трудового стажа и ориентирован на полное возмещение
утраченного заработка); единовременная страховая выплата и ежемесячная
страховая выплата, дифференцируемая в зависимости от степени утраты
профессиональной трудоспособности; оплата дополнительных медицинских услуг, а
также услуг, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией [46, c. 8].
В качестве превентивных
мероприятий по профилактике утраты трудоспособности в результате заболеваний
можно рассматривать расходы Фонда социального страхования РФ на санаторно-курортное
лечение работников и членов их семей. В последнее время эти расходы значительно
сокращены. Так, в 2003 и 2004 гг. были предусмотрены лишь расходы на
долечивание в санаториях-профилакториях по специальному перечню заболеваний и
частично мероприятия по оздоровлению детей [24, c. 27].
1.3 Система контроля
за финансовыми поступлениями в ФСС
С 1 января 2010 года
контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения
взносов в Фонд социального страхования РФ, уплачиваемых в составе единого
социального налога (взноса), осуществляется Фондом социального страхования (статья
9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ) [*].
Страховые взносы на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний уплачиваются отдельно в соответствии с
федеральными законами об этом виде социального страхования.
Контроль за полнотой и
своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных
платежей осуществляется Фондом, а за правильным и рациональным расходованием
этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов [25, c. 53].
Для налогоплательщиков страховых
взносов в ФСС применяются ставки налога, предусмотренные ст. 241 НК. Причем,
налоговая база на каждого работника и ставка налога определяются в зависимости
от налогооблагаемой базы отдельного работника. Сумма налога исчисляется
налогоплательщиком отдельно в отношении каждого Фонда, и определяться как
соответствующая процентная доля налоговой базы [2].
Сумма налога, подлежащая
уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению
налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели
государственного социального страхования.
В основу работы Фонда
социального страхования РФ заложены принципы солидарности и остаточного
перечисления страховых взносов, то есть страховые взносы начисляются на
предприятии и расходуются на выплату пособий так же на предприятии, остаток
перечисляется в Фонд социального страхования. В случае, если расходы превышают
сумму начисленных взносов в ФСС, то исполнительные органы Фонда социального
страхования выделяют дотации на выплату гарантированных пособий по социальному
страхованию (п. 2.7. Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального
страхования, утвержденной Постановлением ФСС № 11 от 09.02.01 г.) [*]. Заявки
на дотацию (в случае недостаточности средств) оформляются страхователем
ежемесячно. Например, если пособие назначено в сентябре и суммы взносов в ФСС,
начисленных за сентябрь недостаточно, то заявка на недостающую сумму должна
быть оформлена в этом же месяце [34, c. 41].
Таким образом, работник
имеет возможность своевременно получить причитающиеся им суммы пособий.
Налогоплательщики -
организации, в состав которых входят обособленные подразделения. В целях
упрощения порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ФСС, сокращения
времени поступления сумм налога на лицевые счета региональных отделений
государственных социальных фондом, ФНС России считает целесообразным применение
централизованного порядка исчисления и уплаты налога в целом организацией
(включая обособленные подразделения) по месту его нахождения: за обособленные
подразделения, которые не имеют расчетных счетов, не начисляют и не производят
выплаты в пользу работников и физических лиц. Расходы по социальному
страхованию (в том числе дотации) включаются в отчет головной организации.
Финансовые санкции
(штрафы и пени) по платежам в Фонд социального страхования РФ, уплачиваемые
предприятиями и банками, относятся ими на чистую прибыль после налогообложения.
Пеня и финансовые санкции применяются только в части сумм страховых платежей,
которая подлежит непосредственному перечислению в Фонд социального страхования
РФ по договору между Фондом социального страхования РФ и страхователем.
Контроль
финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых
отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и
проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность
на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного
председателем Фонда.
Работники
контрольно-ревизионной службы, осуществляющие контроль за полнотой и
своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных
платежей Фонда, подлежат обязательному государственному личному страхованию и
имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях,
установленных Положением о ФСС РФ [41, c. 381-382].
Проверка
финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется
не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей
соответствующую лицензию.
Глава 2 Анализ работы фонда
социального страхования (на примере филиала № 1 Государственного учреждения –
Воронежского регионального отделения ФСС РФ)
2.1 Организационно – экономическая
характеристика Государственного учреждения Воронежское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации
Государственное учреждение - Воронежское региональное
отделение Фонда социального страхования Российской Федерации создано в
соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994
года № 101.
Отделение Фонда является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетный и иные счета в
банках, гербовую печать, штамп и бланки со своим наименованием.
Юридический адрес
отделения Фонда: Россия, 394006, г.Воронеж, ул. Станкевича, д. 43.
Отделение Фонда может
иметь филиалы и уполномоченных.
Филиал № 1 Государственного учреждения - Воронежского регионального
отделения Фонда социального страхования Российской Федерации является
обособленным структурным подразделением, входящим в состав Государственного учреждения
- Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской
Федерации и осуществляет деятельность в пределах предоставленных отделением
полномочий (ГУ ВРО ФСС РФ).
В своей деятельности филиал руководствуется законодательством
Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями Правительства Российской Федерации, Положением о Фонде
социального страхования Российской Федерации, приказами, распоряжениями и иными
документами Фонда социального страхования Российской Федерации, регионального
отделения и настоящим положением.
Филиал № 1 не является юридическим лицом. Имеет круглую
печать и штамп. На печати и штампе
указан номер филиала ГУ-ВРО ФСС РФ осуществляет оперативное управление
средствами социального страхования в зарегистрированных предприятиях,
организациях, учреждениях независимо от организационно-правовой формы.
Денежные средства, находящиеся в оперативном управлении
филиала являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов
соответствующих уровней других фондов, хранятся на счетах в банке.
Филиал имеет текущий и транзитный счета в банке.
На текущий счет поступают страховые взносы от добровольного
социального страхования и дотация от регионального отделения на возмещение
страхователям расходов по государственному социальному страхованию и по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний (оплата отпуска для санаторно-курортного лечения,
листков нетрудоспособности предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма).
На транзитный счет поступают от страхователей суммы страховых
взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на
производстве, профессиональных заболеваний с последующим перечислением их на
текущий счет регионального отделения Фонда социального страхования один раз в
неделю.
Распорядителем средств на текущем счете филиала являются директор,
заместитель директора, главный бухгалтер, зам.главного бухгалтера филиала,
которые несут персональную ответственность за правильность использования
средств социального страхования.
Региональное отделение для обеспечения деятельности филиала
выделяет ему имущество, компьютерную и другую технику, автомобиль. Директор
(замдиректора) филиала обеспечивает сохранность выделенного имущества и несет персональную
ответственность за него. Филиал располагается по адресу г.Воронеж,
ул.Станкевича.43.
Основные функции филиал № 1:
- осуществление учета базы данных страхователей - физических
лиц, юридических лиц и их обособленных подразделений по государственному социальному
страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний. Выдача Страхового свидетельства и Уведомления о
размере страховых тарифов по установленной форме, формирует банк данных по всем
категориям страхователей, находящихся на учете в филиале, взаимодействует с
отделом учета и регистрации страхователей в рамках «Единого окна»;
- несение ответственности за полноту и достоверность базы
данных в подсистемах системы ЕИИС;
- обеспечение финансовой устойчивости филиала, полноту и
своевременность уплаты страхователями взносов на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
взаимодействие в этой работе с федеральным казначейством, государственными
налоговыми службами и органами местного самоуправления;
- ведение оперативной работы с банками и органами федерального
казначейства по учету налоговых и неналоговых поступлений;
- определение и доведение до страхователей в соответствии с
«Инструкцией о порядке расходования средств Фонда социального страхования
Российской Федерации» размер ассигнований па оздоровление детей;
- в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 125-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний» и Федеральным законом от 07.07.2003 года № 118-ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний» принятие участия в расследовании несчастных случаев на
производстве, подготовке дел пострадавших, в том числе сборе документов на реабилитацию
пострадавших и направляет их в выплатной филиал по страхованию от несчастных
случаев па производстве и профессиональных заболеваний;
- на основе нормативных документов разработка проекта бюджета
на очередной финансовый год и представление его на утверждение в региональное
отделение Фонда;
- обеспечение исполнения доходной и расходной части бюджета филиала
но обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве профессиональных
заболеваний и расходной части бюджета по государственному социальному
страхованию;
- ежеквартальное проведение анализа исполнения бюджета в разрезе
районов, страхователей, анализ причины перерасхода средств социального
страхования на выплату пособий у страхователей. Подготовка предложения по
эффективному расходованию средств социального страхования и разработка
мероприятия по устранению выявленных недостатков;
- в установленные сроки прием от страхователей «Расчетные ведомости
по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (формы - 4 ФСС
РФ)»;
- составление сводных отчетов и представление в региональное отделение.
Ведение в соответствии с нормативными актами и распоряжениями документацию и
бухгалтерский учет по средствам государственного социального страхования и обязательного
социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний:
- из средств, полученных от регионального отделения, осуществляет
возмещение страхователям средств на выплату пособий, предусмотренных
Федеральными законами, Положением о Фонде социального страхования Российской
Федерации и Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление
обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний:
- ведение работы с отделами судебных приставов по взысканию
недоимки, пени и штрафов за счет имущества страхователей на основании принимаемых
директором филиала постановлений;
- проведение проверки страхователей по расходованию средств
социального страхования и по обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В случаях,
предусмотренных нормативными документами, принятие решения о применении к
страхователям финансовых санкций, в том числе о непринятии к зачету расходов по
социальному страхованию, о списании средств в бесспорном порядке, подготовка
документов для принудительного взыскания задолженности и передает отделу
правового обеспечения;
- внесение предложений о предоставлении отсрочек и рассрочек погашения
задолженности сельскохозяйственных производителей;
- принимает решение о предоставлении отсрочек и рассрочек
страхователям; принимает решения об установлении им скидок и надбавок;
- оказание содействия в создании и организации работы
комиссии (уполномоченных) по социальному страхованию у страхователей, оказывает
им методическую помощь. Организация обучения членов комиссий (уполномоченных) по
социальному страхованию. Проведение разъяснительных работ. Рассмотрение заявлений
страхователей на финансирование предупредительных мер и направление им решений
о финансировании или отказе;
- в целях реализации Федерального закона №122-ФЗ от
22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» [*] и «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [*] проводит
работу по обеспечению путевками льготной категории граждан также бесплатным
проездом к месту лечения и обратно за счет средств Федерального бюджета;
- подготовка предложений по совершенствованию
государственного социального страхования и представляет их в региональное
отделение;
- рассмотрение в
установленные законодательством сроки спорные вопросы между работниками и работодателями
по обеспечению пособиями и другими выплатами по государственному социальному
страхованию, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
- регулярно информирует о своей деятельности и состоянии дел
в обеспечении государственным социальным страхованием в филиале региональное
отделение Фонда.
Средства филиала образуются за счет целевого финансирования
региональным отделением и поступлением от страхователей. Средства филиала направляются
на финансирование мероприятий, предусмотренных сметой расходов филиала, в том
числе:
- перечисление дотаций страхователям на выплату пособий и
оздоровление детей в случае недостаточности начисленных страховых взносов и
единого социального налога;
- осуществление иных мероприятий в соответствии с Положением
о Фонде социального страхования Российской Федерации.
Рассмотрим некоторые
данные, характеризующие работу филиала № 1 ГУ-ВРО ФСС РФ по итогам трех лет –
2007, 2008 и 2009.
На 1 января 2009 года в базе данных филиала числится 17315
страхователей с числом работающих 315084 человек, что на 1878 страхователей
больше 2007 года.
На 1 января 2010 года в базе данных филиала числится 18586
страхователя с числом работающих 312192 человека, что на 7,33 % больше, чем на
1.01.2009 года (таблица 2.1.).
Как видно из табл. 2.1 численность по страхователям на 1.01.09
года сократилась на 6691 человек за счет переданных страхователей - 873 чел. и
за счет фактического уменьшения численности по 19 страхователям (ОАО
«Холдинговая компания «Мебель Черноземья» - 1204 чел., ОАО «Воронежский завод
полупроводниковых приборов» - 1105 человек, главное управление образования -
1255 чел. и др.)
Численность работающих на 1.01.10 года в сравнении с 1.01.2009
года сократилась на 2892 человека, в том числе по Рамонскому р-ну на 262 чел.,
по г. Нововоронеж на 962 чел, по Эртильскому р-ну на 1161 чел. При увеличении
страхователей на 601 в Центральном р-не, произошло уменьшение численности на
1842 человека, за счет сокращения численности у страхователей Воронежское
отделение ЮВЖД филиала ОАО «РЖД», ГУП учреждение ОЖ -118/2 УИН Воронежской
обл., Воронежский филиал ОАО «Центртелеком». По г. Нововоронеж кол-во
страхователей увеличилось на 22, а численность сократилась на 962 чел. Это
произошло за счет уменьшения численности у Филиала концерна «Росэнергоатом» НВ
АЭС.
Диапазон численности работающих распределяется по филиалу
следующим образом (табл. 2.2):
Таблица 2.2 – Численность работающих по страхователям за 2009
и 2010 гг.
№ п/п
Диапа-зон числен-ности
Число страховате-лей на 1.01.09
г.
В % к итогу
Число страхователей на 1.01.10 г.
В % к итогу
Численность работающих
на 1.01.09г.
на
1.01.10 г.
1
0
7509
43,4
9184
49,41
0
0
2
от 0 до 10
6289
36,3
6080
32,71
23978
22261
3
от 10 до 100
3055
17,6
2874
15,46
99895
96777
4
от 100 до 500
387
2,28
378
2,03
73122
86103
5
от 500 до 1000
44
0,25
40
0,22
31081
28206
6
от 1000 до 2000
18
0,1
18
0,1
25171
25735
7
свыше 2000
13
0,07
12
0,07
61837
53110
Итого
17315
18586
315084
312192
По данным за 2008 год страхователи с нулевой численностью
составляли 43,4%. В основном это страхователи не ведущие хозяйственную
деятельность, находящиеся на конкурсном производстве, в процессе ликвидации,
наблюдения.
17315 страхователей находились в состоянии:
• «зарегистрировано» - 13308
• введено конкурсное производство - 209
• не ведут хозяйственную деятельность - 3159
• введено наблюдение - 42
• в процессе ликвидации - 278
• зарегистрировано адвокатов – 1.
В 2009 году 49,4 % в филиале составляли страхователи с
нулевой численностью или 9184. В основном это страхователи, не ведущие хозяйственную
деятельность и находящиеся на различных стадиях банкротства.
Из 18586 страхователей находились в состоянии:
• «зарегистрировано» - 14037;
• введено конкурсное производство - 354
• не ведут хозяйственную деятельность - 3851
• введено наблюдение - 22
• внешнее управление - 1
• в процессе ликвидации – 321.
В 2009 году филиалом постоянно проводилась работа по снижению
дебиторской задолженности. В результате этого на 1 января 2010 года
просроченная задолженность в сравнении с 1 января 2009г. снизилась на сумму
2901,6 тыс. рублей.
2.2 Формирование
средств филиала № 1 ГУ ВРО ФСС РФ
На 1 января 2009 года бюджет Фонда социального страхования по
филиалу №1 в целом исполнен по доходам 669586,8 тыс. рублей и по расходам 496366,5
тыс.рублей. На 1 января 2010 года бюджет Фонда социального страхования по
филиалу №1 в целом исполнен по доходам 715006,9 тыс. рублей и по расходам
568992,3 тыс. рублей.
Рисунок 2.1 Величины доходов и расходов по филиалу №1 за
2007, 2008 и 2009 гг.
Рассмотрим подробнее источники формирования средств филиала №
1 ГУ ВРО ФСС РФ за 2007-2009 годы. В таблице 2.3 показана динамика доходов по
филиалу: указаны плановые показатели, утвержденные законом о бюджете на
соответствующий год, исполнение бюджета и отклонения от плановых показателей.
Таблица 2.5 - Динамика плановых и фактических показателей
доходов за 2009 и 2009 годы по отношению к базовому 2007 году, %.
Наименование основных
показателей доходов бюджета
Отклонения от плановых и
фактических показателей к
базовому 2007 году, в %
2008
2009
план
факт
план
факт
Доходы, всего
6,18
4,36
13,48
11,44
в том числе:
ЕСН
3,77
-0,29
11,00
8,03
Страховые взносы на
обязательное социальное
страхование от несчастных
случаев на производстве
10,75
20,51
17,40
37,77
Налог на совокупный доход
75,23
45,79
139,95
-24,67
Задолженность по отмененным
налогам и сборам
77,64
9,80
-60,3
-76,45
Прочие неналоговые доходы
-3,91
37,59
111,78
33,01
Как показала динамика исполнения бюджета, основу доходной
части составляют поступления от единого социального налога и страховых взносов
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профзаболеваний. В 2007 году ЕСН составил 81% от общей суммы доходов, в 2008
году – 77%, в 2009 году – 79%. Доля страховых взносов на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев растет с каждым годом: в 2007 году
она составила 16% всех источников доходов бюджета, в 2008 и 2009 годах –
соответственно 19% и 20%. Увеличение начисления ЕСН объясняется тем, что по
организациям с каждым годом увеличивается фонда оплаты труда, на который этот
налог начисляется. Но в целом исполнение бюджета по ЕСН не достигает плановых
показателей, утвержденных законом о бюджете за все рассматриваемые годы. Как
видно из таблицы 2.5., доходы в 2009 году по сравнению с 2007 возросли на
11,44%, в том числе по страховым взносам на обязательное социальное страхование
на 37,77%. Поступление налога на совокупный доход так же уменьшилось на 24,67%
в сравнении с 2007 годом.
Если сравнивать сумму фактического поступления средств в
филиал с утвержденными по плану, то за все анализируемые годы доходная часть
бюджета не выполняется в соответствии с плановыми показателями. В 2007 году
фактическая сумма доходов была ниже запланированной на 12628,7 тыс. руб., в 2008
году снизилась на 25076,9 тыс. руб., а в 2009 – на 27394,9 тыс. руб. Это
происходит за счет сокращения численности и не сложившегося фонда оплаты труда
по предприятиям банкротам, а также в некоторой степени из-за уменьшения ставки
ЕСН.
В 2009 году увеличилось количество страхователей, перешедших на
специальные режимы налогообложения на 29,7%.
По страхователям, перешедшим на льготное налогообложение
доходы увеличились в 2007 году на 87% и в 2009 г на 55,5% в сравнении с
плановыми показателями.
В 2008 году увеличилась сумма прочих неналоговых доходов,
которые состоят из:
- в т.ч. по несчастным случаям на производстве - 18,0
тыс.руб.
- списана задолженность по снятым с учета страхователям,
имеющих задолженность с истекшими сроками исковой давности - 3,3 тыс.руб.
Поступило страховых взносов:
- в связи с материнством - 0,7 тыс.руб.
- на случай временной нетрудоспособности - 1429,1 тыс.руб.
Доля страховых взносов в 2008 году в общем объеме доходов
составляет 18,8%, а отчисления от единого социального налога - 76,6%. Поступление
налог на совокупный доход составило 3,16%.
На рост доходной части влияет так же и дебиторская
задолженность.
Суммы сложившейся задолженности по ЕСН в филиал №1 показаны в
таблице 2.6.