Рефераты

Финансовые основы обязательного медицинского страхования в России

Продолжалась подготовка и утверждение нормативных правовых документов, направленных на развитие и модернизацию системы обязательного медицинского страхования, в том числе:

- по предложению Федерального фонда обязательного медицинского страхования внесены изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», позволяющий получать в системе обязательного медицинского страхования ОМС информацию от органов ЗАГС о регистрации смерти и рождении с целью своевременной актуализации информации;

- приняты изменения в Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования в части наделения Федерального фонда обязательного медицинского страхования правом осуществлять защиту информации ограниченного доступа.

- приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования о межтерриториальных расчетах, устанавливающий источник финансирования по межтерриториальным расчетам, условия их осуществления, а также форматы, структуры и порядки ведения реестров и соответствующих актов сверки;

- приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования об обеспечении информированности прав граждан при получении медицинской помощи по программе ОМС, предусматривающий унификацию подходов к обеспечению информированности со стороны территориальных фондов и страховых медицинских организаций;

В установленные сроки принимались нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию национального проекта «Здоровье» [25].


2.2 Роль Фондов обязательного медицинского страхования в организации обязательно медицинского страхования в России


Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - самостоятельные государственные финансово-кредитные учреждения, созданные для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Фонды подотчетны соответствующим органам законодательной и исполнительной властей. Задачами фондов являются:

1) обеспечение реализации Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и предусмотренных им прав граждан;

2) достижение социальной справедливости и равенства граждан в получении медицинской помощи определенного объема и качества;

3) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

В задачи Федерального фонда входит также участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области медицинского страхования.

В функции фондов входят:

1. аккумулирование финансовых средств;

2. осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

3. выравнивание направляемых в сферу медицинского страхования финансовых ресурсов территорий, городов, районов[10].

Финансовые средства фондов образуются за счет страховых взносов работодателей и граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой; страховых платежей органов исполнительной власти субъектов Федерации и местной администрации на страхование неработающего населения (поступают в территориальные фонды); ассигнований из государственных и местных бюджетов; доходов от использования временно свободных финансовых средств; иных поступлений. Общий страховой тариф взносов работодателей и граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе размер взносов, поступающих в Федеральный фонд, устанавливается федеральным законом. Платежи на страхование неработающего населения (детей, пенсионеров, учащихся и студентов дневных форм обучения, безработных) производятся органами исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Сбор страховых взносов (платежей) осуществляется в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г [18].

В целях обеспечения граждан медицинской помощью в гарантированном на федеральном уровне объеме Федеральный фонд выделяет дотации территориальным фондам. Территориальные фонды дотируют свои филиалы с недостаточным объемом собранных средств до достижения установленного на территории среднедушевого норматива. Территориальный фонд осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями; накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования; организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов; совместно с органами Государственной налоговой службы РФ осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов; согласовывает с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию и т.п. Федеральный фонд финансирует целевые программы развития обязательного медицинского страхования, организацию подготовки специалистов, научно-исследовательские работы в области обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд утверждает Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан, организует разработку нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию закона, изучает и обобщает практику применения нормативных актов и вносит предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных актов по вопросам медицинского страхования. Территориальный фонд разрабатывает и представляет на утверждение в органы государственной власти правила обязательного медицинского страхования на соответствующей территории, иные нормативные акты [23].


2.3 Динамика источников финансирования и расходования средств обязательного медицинского страхования в России за период 2008-2009гг.


В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2007 года № 547-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010года».

Этим же распоряжением руководитель Федерального фонда ОМС Д.В. Рейхарт назначен официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года».

Накануне и.о. директора Федерального фонда ОМС Д.В. Рейхарт принял участие в заседании Правительства РФ, на котором были доложены основные параметры бюджета Федерального фонда ОМС на 2008-2010 годы.

Проект бюджета сбалансирован по доходам и расходам и составляет соответственно на 2008 год — 123,1 млрд рублей; 2009 год — 120,0 млрд. рублей; 2010 год — 104,4 млрд рублей (без средств федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами).

Из налоговых доходов ФОМС поступления единого социального налога в бюджет Фонда, рассчитанные исходя из прогнозируемого фонда оплаты труда на 2008-2010 годы (прогноз Минэкономразвития России), эффективной ставки единого социального налога — 1,0%, коэффициента сбора в размере 0,96, составят:

в 2008 году — 76,7 млрд. рублей,

в 2009 году — 87,6 млрд. рублей,

в 2010 году около 99, 0 млрд. рублей.

В доходной части бюджета Фонда также предусмотрены средства из федерального бюджета, в том числе:

1. на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) на 2008-2010 годы;

2. на денежные выплаты участковым педиатрам, врачам общей (семейной практики), медицинским сестрам соответствующих врачей на 2008-2009 годы;

3. на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан на 2008-2009 годы;

на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2008 год;

на проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях на 2008-2010 годы.

Общий объем средств федерального бюджета в бюджете ФОМС составит:

в 2008 году — 45,5 млрд рублей (37,0% доходов)

в 2009 году — 31,4 млрд рублей (26,2% доходов)

в 2010 году — 4,4 млрд рублей (4,2% доходов).

В 2009 в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году.

Динамика поступлений средств в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2008-2009 гг. представлена в таблице 5.

Основными источниками доходов являлись налоговые платежи: единый социальный налог и другие налоги в части, зачисляемой в ТФОМС, и средства бюджетов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. В 34-х субъектах Российской Федерации налоговые поступления снизились, из них в 22-х при одновременном исполнении годовых бюджетных назначений менее чем на 100%. Наибольшее снижение произошло: в Липецкой области (на 4,8%, годовые бюджетные назначения исполнены на 72,1%), Пермском крае (4,5%, 85,5%), Костромской области (0,8%, 84,4%), Республике Марий Эл (0,3%, 86,8%).

Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей. При этом в 16-и субъектах Российской Федерации допущено снижение поступлений. Наибольшее снижение произошло в Республике Северная Осетия-Алания (на 9,5%, годовые бюджетные назначения исполнены на 84,1%), Удмуртской Республике (6,1%, 86,7%), Саратовской области (20,6%, 95,6%), Ненецком автономном округе (годовые бюджетные назначения исполнены на 72,5%), Калужской области (91,7%).

Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2009 год по сравнению с 2008 годом сократилась на 18,2% и на 1 января 2010 года составила 6,3 млрд. рублей.

Поступление налоговых платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля (без учета районного коэффициента – 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента - 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год) [20].

Расходование средств ФОМС осуществляется во исполнение возложенных на него задач и в соответствии с утвержденным бюджетом.

Расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования за 2009 год составили 550,8 млрд. рублей, или 98,6% от суммы расходов, утвержденных в бюджетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования (таблица 6).

В 2009 году в структуре расходов территориальных фондов 94,4% составляют расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (2008 год – 84,0%).

Снижение доли средств федерального бюджета в 2010 году по сравнению с 2008 и 2009 годами объясняется отсутствием в 2010 году расходов на финансирование мероприятий в рамках национального проекта в сфере здравоохранения.

Основную часть расходов Фонда в 2008-2010 годах составят расходы, связанные с долевым финансированием территориальных программ обязательного медицинского страхования и расходы, направленные на реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках национального проекта в сфере здравоохранения.

Объемы финансирования по указанным направлениям в 2008-2010 годах будут существенно увеличены.

При этом необходимо отметить, что в 2008-2009 годах при отсутствии на территории муниципального образования (городского округа) учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета осуществлялись денежные выплаты медицинским работникам первичного звена, оказывающим дополнительную медицинскую помощь в медицинских организациях, в которых в порядке, установленном законодательством, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных ФМБА и РАМН.

Проектом закона не предусмотрены расходы на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, так как средства на указанные цели предусмотрены в составе расходов на ежемесячные денежные выплаты, учитываемые в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством отдельные категории граждан ежегодно до 1 октября заявляют о желании пользоваться набором социальных услуг за счет вычета соответствующей суммы из ЕДВ.

Вместе с тем, бюджетом Фонда предусмотрено, что в 2008 году финансирование дополнительного лекарственного обеспечения в рамках действующего законодательства осуществляется через систему обязательного медицинского страхования, при этом объем средств на указанные цели в 2008-2010 годах будет определяться ежегодно в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» после 1 октября соответствующего года, исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, содержащейся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи с внесением изменений в Федеральный закон о бюджете Фонда в установленном порядке.

В 2008-2010 годах Фонд продолжит направление средств Фонду социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в 2008 году и сумме 16,6 млрд. рублей, в 2009-2010 годах — до 17,0 млрд. рублей ежегодно.

Необходимо также отметить, что законопроект определяет средства на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году, в том числе из федерального бюджета на выполнение территориальных программ в рамках базовой программы ОМС в размере 15,0 млрд. рублей, из средств нормированного страхового запаса Фонда, определенного на 2008 год в сумме 18,3 млрд. рублей [24].


2.4           Роль системы фондов обязательного медицинского страхования в реализации задач национального проекта «Здоровье»


Приоритетный национальный проект "Здоровье" положил начало достаточно глубоким преобразованиям в сфере здравоохранения. Впервые за многие годы отрасль здравоохранения получила достаточно большие государственные вложения.

Федеральным фондом обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение следующих направлений приоритетного национального проекта «Здоровье»:

1. финансовое обеспечение выполнения учреждениями здравоохранения государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи (дополнительные денежные выплаты участковым медицинским работникам);

2. проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;

3. финансовое обеспечение «Родовых сертификатов;

Финансирование приоритетного национального проекта «Здоровье» и мероприятий по улучшению демографической ситуации в 2009 году осуществлялось в соответствии с Законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и сводной бюджетной росписью расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по направлениям, представленным в таблице 7.

Дополнительная диспансеризация работающих граждан в 2009 году проводилась во всех субъектах Российской Федерации. В ее реализации принимало участие 3 555 учреждений здравоохранения муниципальной и государственной систем здравоохранения. Из них 1 238 (34,8%) – сельские учреждения здравоохранения, 2 317 (65,2%) – городские, так же для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан были организованы 243 выездные бригады.

По итогам реализации за период 2006 – 2009 годов общая численность граждан, прошедших диспансеризацию, составляет 17,4 млн. человек. Динамика проведения диспансеризации представлена на рисунке 2 .


 

Рисунок 2.


Плановые показатели численности работающих граждан подлежащих дополнительной диспансеризации в 2009 году в целом по Российской Федерации составили 3 838 771 человек.

По данным мониторинга, осуществляемого Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, в 2009 году дополнительную диспансеризацию прошло 4 172 879 человека (108,7 % от плана).

Среди граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию в 2009 году, более половины (78,3%) составляют городские жители, сельские – 19,4% соответственно. Выездными бригадами осмотрено 2,3 % от числа осмотренных.

Структура заболеваемости по результатам проведения диспансеризации представлена в таблице 8.


 Среди сопутствующих заболеваний у 298 человек из 1 000 осмотренных обнаружены болезни глаза и его придаточного органа.

Снижение диагностики заболеваний эндокринной системы более чем в два раза по сравнению с 2008 годом связано с тем, что в 2009 году из списка специалистов, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации, был исключен врач-эндокринолог.

Структура выявленных социально-значимых заболеваний по результатам проведения диспансеризации в период 2006 – 2009 годов на 10 000 обследованных представлена на рисунке 3.

Структура выявленных социально-значимых заболеваний по результатам проведения диспансеризации (количество больных на 10 000 обследованных)

 

Рисунок 3


Данные по группам здоровья граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию, представлены в таблице 9.

Как видно из таблицы 9, результаты проведенной дополнительной диспансеризации свидетельствуют о том, что подавляющее количество осмотренных граждан имеют III группу здоровья и нуждаются в высококвалифицированной амбулаторно-поликлинической помощи.

Показатели проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2009 году в разрезе субъектов Российской Федерации представлены в таблице 10 приложения.

Диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2009 году проводилась во всех субъектах Российской Федерации. Для реализации данного направления ТФОМС заключили 1 792 договора с учреждениями здравоохранения из них 1 580 муниципальных учреждений здравоохранения и 212 - государственных. С целью привлечения специалистов для оказания отдельных видов работ (услуг), необходимых для проведения диспансеризации в полном объеме, учреждения здравоохранения заключили 3 643 договора, из них 89 договоров было заключено с учреждениями, расположенными на территории других субъектов Российской Федерации.

Динамика проведения диспансеризации детей-сирот представлена на рисунке 4.


Рисунок 4.


Плановые показатели численности детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих диспансеризации в 2009 году в целом по Российской Федерации составили 365 888 человек.

По данным мониторинга, осуществляемого ФОМС, в 2009 году диспансеризацию прошло 361 165 человек (98,7 % от плана).

В 2009 году на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни было направлено 17 000,0 млн. рублей (100,0 % от предусмотренных в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования средств) [25].

Динамика финансирования данного направления представлена на рисунке 5.


Рисунок 5.



Глава 3. Проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования в России

3.1 Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения

Основной задачей национального проекта “Здоровье” является решение на федеральном уровне ряда проблем, стоящих перед муниципальными и субъектными учреждениями здравоохранения. В первую очередь усилия были акцентированы на первичном звене оказания медпомощи, которое является стержнем всех проблем, стоящих перед отраслью. Пациент, нуждающийся в медпомощи, прежде всего сталкивается с врачами первичного контакта, к которым относятся участковые терапевты, педиатры, врачи общей практики либо семейные врачи.

С 2006 по 2011 годы вклад России в решение проблем, связанных с распространением инфекционных болезней, составит более 450 млн. долларов США. Около половины этой суммы (217 млн. долларов США) идет на возмещение Глобальному фонду для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией средств, выделенных им на проекты в России. Значительная часть бюджетных денег направляется на реализацию нацпроекта «Здоровье». В то же время, несмотря на принимаемые меры, недостаточно масштабная реализация программ профилактики ВИЧ-инфекции и поведения, связанного с высоким риском распространения ВИЧ-инфекции, не позволяет остановить распространение ВИЧ-инфекции. В Российской Федерации число новых случаев ВИЧ-инфекции, выявленных за 2009 год, составило 57 911 случаев, что на 7,3% превысило аналогичный показатель предыдущего, 2008 года.

Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодня тариф страхового взноса 3.1% от фонда оплаты труда (федеральный фонд 1.1% и территориальный фонд 2%) – не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть – это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждающиеся в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально-значимые виды медицинской помощи.

Платежи за неработающее население из средств выделенного бюджета здравоохранения ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую службы, чего нельзя допустить так как рост активного туберкулеза среди детей за последние пять лет увеличился почти на 30% и т.д.. Сегодня становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной. В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями.

Внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения что-либо менять.

Результаты сборов страховых взносов и наличие задолженности по уплате страховых взносов фондам обязательного медицинского страхования показывают необходимость значительной работы по совершенствованию методов сбора страховых взносов.

Сложившаяся в России ситуация, когда система здравоохранения не получает необходимого количества финансовых ресурсов, отчасти обусловлена неспособностью собирать страховые взносы вовремя.

Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц.

Еще одна острая проблема – это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей.

В связи с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо:

1) исполнение Закона РФ « О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным;

2) в связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях 10 – 20 %, целесообразно рассмотреть об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС;

3) разработать систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страховании.

Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения представлены в таблице 10.

Таким образом, проводимая в России реформа здравоохранения, введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи [23].

3.2 Перспективы развития обязательного медицинского страхования в России


Перспективы развития обязательного медицинского страхования планируется реализовать по нескольким основным направлениям:

1) Увеличение финансирования отрасли здравоохранения. В сценарии инновационного развития в условиях высоких темпов экономического роста ожидается значительное повышение не только государственных, но и частных расходов на здравоохранение. Расходы государства на здравоохранение к 2020 году увеличатся до 4,8% ВВП, частные расходы – до 1,1-1,5% ВВП. При этом дифференциация регионов по уровню финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней на душу населения сократится с 4-5 раз до 2 раз.

2) Пересмотр законодательства в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону увеличения тарифа на ОМС.

3) Формирование новых подходов для планирующегося значительного вброса денег в систему ОМС (увеличение % ВВП на здравоохранение, трансформация национальных проектов в долгосрочные программы, введение одноканального финансирования) и как один из наиболее реальных путей – введение накопительных счетов граждан России.

4) Принятие закона о государственных гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. При этом, ответственность за финансовое обеспечение финансовых обязательств государства в сфере здравоохранения возлагается на систему ОМС, в которой концентрируется большая часть финансовых ресурсов.

Необходимость принятия нового закона диктуется следующими соображениями:

- государственные гарантии оказания гражданам страны бесплатной медицинской помощи должны быть: а) максимально конкретными, б) ясными для населения, в) финансово сбалансированными. Для людей жизненно важно знать, что можно получить на бесплатной основе и за что придется заплатить. Обращаясь в медицинскую организацию, пациент должен иметь ясное представление о мере своих гарантий. И она должна быть единой для всех;

- среди возможных вариантов реформирования государственных гарантий в настоящее время четко обозначился один главный – конкретизировать гарантии оказания бесплатной медицинской помощи по видам, объемам, порядку и условиям ее оказания. По каждому заболеванию устанавливается набор услуг и лекарственных средств, предоставление которых гарантируется государством на бесплатной основе;

- люди должны быть уверены в том, что эти гарантии будут реально обеспечены;

- ясность государственных гарантий обеспечивается информированием пациента о том, что ему положено;

5) Обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи Базовой (территориальной) программы ОМС с ее финансовыми ресурсами.

Механизмы осуществления этого важного перспективного направления следующие:

- увеличение страховых взносов (в 2011 году взнос в фонды обязательного медицинского страхования составит 5,1%), зачисляемой в систему ОМС с учетом стоимости «страхового года» работающих граждан;

- установление четких требований к размеру и механизмам уплаты страховых взносов за неработающее население, вносимых из региональных бюджетов;

- установление единого порядка определения субсидий и дотаций регионам не только из средств ФОМС, но и федерального бюджета.

- увеличение доли государственного финансирования здравоохранения в ближайшие годы не менее чем в 2,5 раза.

6) Внедрение единых, наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи:

-отказ от методов сметного финансирования сети медицинских организаций;

-переход от метода ретроспективного возмещения расходов на медицинскую помощи (метод «зарабатывания»), не позволяющего достаточно четко контролировать затраты, к методу предварительной оплаты согласованных (планируемых) объемов медицинской помощи, сориентированных на конкретный результат по критериям доступности и качества оказанной МП;

- в первичной медико-санитарной помощи – сочетание подушевого метода финансирования прикрепленного населения с ориентацией на заинтересованность медицинских работников в улучшении показателей здоровья населения, доступности и результативности не только амбулаторно-поликлинической, но и стационарной медицинской помощи.

7) Совершенствование деятельности СМО в системе ОМС.

Для совершенствования деятельности СМО в системе обязательного медицинского страхования предлагается ряд действенных мер следующего порядка:

- Нормативно закрепить приоритет права выбора страховщика по ОМС за застрахованным гражданином.

- Придать деятельности по ОМС исключительный характер, т.е. запретить ее совмещение с иными видами страхования, сохранив некоммерческий статус.

- Отменить повышенные требования к уставному капиталу, составу и структуре активов СМО, занимающихся исключительно ОМС, облегчив вхождение на рынок ОМС независимым субъектам страховой деятельности и создав условия для разукрупнения СМО, занимающих доминирующее положение на рынке ОМС.

- Создать условия для заинтересованного участия СМО в защите прав застрахованных и эффективном использовании ресурсов ЛПУ путем создания конкурентной среды между СМО застрахованных.

- Обеспечить реальное участие СМО в планировании и организации медицинской помощи населению с целью эффективного использования материальных и кадровых ресурсов медицинских организаций, а следовательно – существенного повышения эффективности системы ОМС.

- Реализовать систему разделения финансовых рисков между ТФОМС и СМО.

- Обеспечить сбалансированность финансовых обязательств СМО в системе ОМС. Без этого система ОМС будет обречена на дальнейшую профанацию страхового принципа. Без такой сбалансированности невозможно сделать СМО реальным носителем финансовых рисков. Он так и останется индифферентным транслятором государственных средств от территориального фонда ОМС в медицинское учреждение.

- Правила работы страховщиков и оплаты ими работы медицинских организаций должны стимулировать и тех, и других к более эффективному использованию ресурсов. Лучший способ для этого – развитие конкурентной модели страхования – то есть создать конкуренцию между СМО и между медицинскими организациями везде, где такая конкуренция осмысленна. Но для того, чтобы этого добиться, потребуется много усилий. Прежде всего, от государства. В мировой практике пока доминирует модель «одного покупателя», в роли которого выступает либо государственный, либо частный страховщик. Эта модель проще, но и потенциал роста эффективности в такой модели меньше.

- Проблема качества оказания медицинской помощи не должна быть сведена к проверкам СМО и наказаниям ЛПУ - это дорого и непродуктивно. Решающую роль в обеспечении качества должны играть сами врачи – через различные формы самоорганизации и корпоративного контроля. Профессиональные врачебные организации должны взять на себя распространение современных медицинских технологий, создание современных систем обеспечения качества, обеспечение этических норм поведения врачей.

8) Совершенствование деятельности медицинских организаций:

- В финансировании медицинских организаций из государственных источников планируется реализация принципа «деньги следуют за пациентом». Это означает концентрацию 80-90% государственных средств в системе ОМС и финансирование медицинских учреждений по результатам их работы. Из бюджета целесообразно финансировать лишь наиболее дорогостоящие высокотехнологичные виды помощи, а также часть социально значимых услуг (например, психиатрическую помощь в стационарных условиях).

Для усиления стимулов медицинских учреждений к повышению эффективности их работы, необходимо предоставить им больше хозяйственной самостоятельности. Для этого необходимо законодательно закрепить статус автономного медицинского учреждения.

-Изменение системы оплаты труда медицинским работникам – давно назревшая необходимость.

-Обеспечение полностью бесплатного лекарственного лечения в условиях стационара. Больные не должны приходить в больницу со своими лекарствами – предоставление всех лекарств, включенных в стандарт лечения, должно стать бесспорной обязанностью больницы.

Чтобы начать серьезные структурные преобразования, нужны крупные стартовые вложения, прежде всего в сектор первичной медицинской помощи. Чрезмерные объемы и недостаточная интенсивность стационарной помощи во многом определяются тем, что первичное звено пока не способно взять на себя основную нагрузку по лечению больных.

9) Гражданин, как основное заинтересованное лицо в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи достойного качества.

С точки зрения пациента все эти изменения важны только тогда, когда они реально улучшают его положение в системе ОМС: не нужно платить за то, что финансирует государство, можно положиться на страховщика в решении любых проблем, возникающих с медиками, страховщик предоставит нужную информацию и обеспечит высокое качество медицинской помощи [5].

Особенно важно привлечь население к различным формам общественного контроля за деятельностью медицинских учреждений. С этой целью необходимо начать создание общественных советов в медицинских организациях. Они призваны обеспечить максимальную гласность в отношении показателей деятельности учреждений (в том числе и выбор некоторых показателей), исключить чрезмерную их коммерциализацию, привить прозрачные формы распределения поступлений от платных форм обслуживания.

Столь же важно развитие общественных организаций, способных участвовать в определении приоритетных направлений развития местного здравоохранения, защите прав пациентов, информировании граждан. Эти и многие другие функции могут выполнять различные общества, в том числе, организации, объединяющие больных с определенными заболеваниями (например, общества больных астмой, диабетом; общества больных, ожидающих плановую операцию). За рубежом такие организации уже давно существуют.

Необходимо также повысить роль застрахованного в системе ОМС. Он должен реально выбирать страховщика и обеспечивать обратную связь в этой системе – по результатам своего лечения давать «сигналы» страховщикам, какие медицинские организации и какие врачи пользуются его доверием. Только так можно поддержать наиболее эффективные звенья оказания медицинской помощи.

Столь же важно развитие общественных организаций, способных участвовать в определении приоритетных направлений развития местного здравоохранения, защите прав пациентов, информировании граждан. Эти и многие другие функции могут выполнять различные общества, в том числе, организации, объединяющие больных с определенными заболеваниями (например, общества больных астмой, диабетом; общества больных, ожидающих плановую операцию). За рубежом такие организации уже давно существуют.

В настоящее время, в соответствии с программой реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2009-2012 годы, предусмотрено достижение следующих основных показателей:

По направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний» – компонент «Улучшение вакцинопрофилактики, диагностики и лечения инфекционных заболеваний. Обеспечение населения групп риска необходимыми иммунобиологическими препаратами»:

·                     повысить долю охвата полным курсом профилактики ВИЧ беременных женщин, с 81,3% до 85,0%

·                     снизить заболеваемость острым гепатитом В с 2,9 до 2,6 случаев на 100 000 населения

·                     снизить смертность от туберкулеза с 16,9 до 15,6 на 100 000 населения

·                     повысить охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез с 64,0% до 75,0% [19].



Заключение


В результате проведения исследования получены следующие выводы:

1. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

2. В системе обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января 2010 года осуществляли деятельность Федеральный фонд и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования, 107 страховых медицинских организаций, имеющих статус юридического лица, и 246 филиалов страховых медицинских организаций, 8142 самостоятельные медицинские организации.

3. Комплексная работа с обязательным и добровольным медицинским страхованием позволит решить, стоящую, прежде всего, перед страховыми компаниями задачу - оптимизировать затраты на оплату лечения больных.

4. Согласно Закону "О медицинском страховании граждан в РФ", ОМС "обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования".

5. Начиная с 2006 года, система обязательного медицинского страхования участвует в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», который является наиболее масштабным событием в отечественном здравоохранении за последние несколько десятилетий.

6. Проводимая в России реформа здравоохранения, введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.

В ходе проведения курсовой работы было рассмотрено:

В первой главе рассмотрены теоретические основы обязательного медицинского страхования в России.

Во второй главе была рассмотрена организация и тенденции развития обязательного медицинского страхования государства.

В третьей главе рассмотрено современное состояние обязательного медицинского страхования в России. Рассмотрены основные проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования.

Данная курсовая работа базируется на теории, изложенной в трудах российских и зарубежных ученых по вопросам обязательного медицинского страхования в России.

В условиях кризисного состояния здравоохранения большое значение должно придаваться социальной значимости медицинского страхования, изысканию дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан.

Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций, критерии оценки возможной сферы страховых операций, размера основного капитала, запасных фондов. Задачей страховых организаций является придание медицинскому страхованию более гибкой, удобной и выгодной формы.

Важным аспектом развития ОМС является разработка схемы взаимодействия между страховой медицинской организацией и лечебно-профилактическим учреждением. Подобное взаимодействие в условиях рыночных отношений может быть основано либо на договоре о подряде, либо на договоре о совместной деятельности. При этом страховая медицинская организация выступает в роли заказчика, лечебно – профилактическое учреждение – исполнителя. Такой механизм реализации ОМС будет способствовать развитию рыночных отношений в здравоохранении, обеспечит финансовую устойчивость этой формы медицинского страхования.



Список используемой литературы:


1.                 Конституция РФ: по состоянию на 2010 г.

2. Закон РФ от 28.06.91 № 1499-1 (ред.23.12.2003) «О медицинском страховании граждан в РФ»

3. ФЗ «О страховых взносов в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ» //М.:Проспект,2010

4. Российский статистический ежегодник 2009: Стат.сб./Госкомстат России. – М., 2009

5. Андреева О., Тэгай Н. «Контроль качества медицинской помощи – основа защиты прав пациентов» //Медицинский вестник 2007 № 32

6. Алексеев. А.А. «Страхование: учебное пособие для вузов» // РнаД.: Феникс 2008

7. Брызгалин. А.В., Головкин. А.Н. «Страховые взносы в 2010 году» //

Омега-Л,2010

8. Гейц. И.В. «Новый порядок исчисления и уплаты страховых взносов» // М.:ДИС,2009

9. Гришин В. «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Здравоохрание РФ,2005 №4

10. Иванников. И.А., Рубанова. Н.А. «Медицинское право. Учебное пособие» // Дашков и К,2009

11. Колоколов Г.Р. «Медицинское обслуживание» // М.:ЮРАЙТ-ИЗДАТ,2007

12. Косаренко.Н.Н. «Современное страховое право: Учебное пособие» //М.:Экономика,2009

13. Кузнецова. О.В. «Добровольное страхование» // М.:Издательство "Юрайт", 2008

14. Полетаев А.В. «Расходы на страхование работников. Методическое пособие»// М.:ДИС,2009

15. Рыбин В.Н. «Основы страхования: Учебное пособие для вузов» // М.:КноРус 2010

16. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. « Страхование» //«ИНФРА-М»2006

17. Федорова. Т.А. «Основы страховой деятельности» // М.: БЕК, 2007

18. Шихов А.К. Страхование: Учебное пособие для вузов. // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

19. http://www.medcompany.ru

20. http://top.medlinks.ru/

21. http://www.webmedinfo.ru

22. http://www.medvestnik.ru

23. http://www.rosmedstrah.ru

24. http://www.minzdrav-rf.ru



Приложение


Таблица 1.

Принципы обязательного и добровольного медицинского страхования:

Принципы обязательного медицинского страхования:

Принципы добровольного медицинского страхования:

1.Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи - вносить причитающиеся страховые платежи.

1. Добровольное страхование действует и в силу закона, и на добровольных началах.

2. Сплошной охват обязательным страхованием указанных в законе объектов.

2. Выборочный охват добровольным страхованием.

3. Автоматичность распространения обязательного страхования на объекты, указанные в законе.

3. Добровольное участие в страховании в полной мере характерно только для страхователей.

4. Действие обязательного страхования независимо от внесения страховых платежей.

4. Добровольное страхование действует только при уплате разового или периодических страховых взносов.

5. Бессрочность обязательного страхования.

5. Добровольное страхование действует только при уплате разового или периодических страховых взносов.

6. Нормирование страхового обеспечения по обязательному страхованию.

6. Страховое обеспечение по добровольному страхованию зависит от желания страхователя.


Таблица 2.

п/п

Перечень органов занимающихся обеспечением и защитой прав застрахованных граждан:

1.

 скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;

2.

 амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах)

3.

 оказание дорогостоящих видов медицинской помощи, перечень которых утверждается Комитетом по здравоохранению;

4.

 льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, глазное, ушное);

5.

 вакцинопрофилактика декретированного контингента и населения по эпидемиологическим показаниям;

6.

 проведение профилактических флюорографических обследований в целях раннего выявления заболевания туберкулезом;

7.

 медицинская помощь при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях

8.

 стоматологическая и онкологическая медицинская помощь, в соответствии с перечнем, утверждаемым Комитетом по здравоохранению Российской федерации


Таблица 3.

п/п

Перечень органов занимающихся обеспечением и защитой прав застрахованных граждан:

1.

 орган законодательной власти субъекта РФ

2.

орган исполнительной власти субъекта РФ

3.

 страхователи (работодатель)

4.

 Территориальный фонд Обязательного Медицинского Страхования (для соответствующей системы)

5.

 страховые медицинские организации и их ассоциации

6.

 орган управления здравоохранением

7.

 профессиональные медицинские ассоциации

8.

 лечебно-профилактические учреждения (поликлиники, больницы)

9.

 лицензионно-аккредитационные комиссии

10.

 органы государственного контроля (прокуратура, антимонопольный комитет, Уполномоченный по правам человека, Представитель Президента РФ, росздравнадзор)

11.

 субъекты общественного контроля (профсоюзные органы, Общество защиты прав потребителей, СМИ, гражданин)

12.

 субъекты досудебного и судебного разрешения споров.


Таблица 4.

п/п

Перечень платных медицинских услуг:

1.

 виды медицинской помощи, не включённые в перечень гарантированных государством и субъектом РФ;

2.

 медицинские услуги, предоставляемые по желанию граждан, свыше установленных стандартов объемов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

3.

медицинские услуги, предоставляемые в плановом порядке гражданам, не имеющим права на их бесплатное получение.



Таблица 5.

Поступление средств в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2008-2009 гг.

Показатели

2008 год

2009 год

млрд. рублей

млрд. рублей

в % к 2008г

 Поступило средств всего, из них:

537,0

551,5

102,7

 Налоги, страховые взносы всего, из них:

341,9

363,3

106,3

- единый социальный налог

153,0

153,1

100,1

- страховые взносы на ОМС неработающих граждан

178,9

200,4

112,0

- недоимки и пени по страховым взносам на ОМС неработающих граждан

0,6

0,5

83,3

 - единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

6,2

5,9

95,2

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

2,8

2,9

103,6

- единый сельскохозяйственный налог, млн. руб.

0,1

0,1

87,5

- недоимки, пени и штрафы по взносам в государственные внебюджетные фонды

0,3

0,4

133,3

 Безвозмездные поступления всего, из них:

185,2

176,2

95,1

 дотации из средств ФОМС

71,3

91,6

128,5

 субсидии и субвенции из средств федерального бюджета, из них:

80,0

20,8

26,0

- на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами

45,9

 - на денежные выплаты медицинским работникам

21,0

-

 - на ОМС неработающего населения (детей)

3,5

3,8

108,6

 - на проведение пилотного проекта в субъектах РФ, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения

3,4

- на проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в стационарных учреждениях

0,5

0,8

165,1

- на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

5,7

3,8

- на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

12,4

- средства бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС на денежные выплаты медицинским работникам

19,0

- безвозмездные поступления из бюджетов субъектов РФ, муниципальных, городских бюджетов, государственных организаций

33,9

44,8

165,1

Прочие поступления

9,5

12,1

165,1


Таблица 6.

Структура расходов средств территориальными фондами обязательного медицинского страхования в 2008-2009 ГГ.

Расходы

2008 год

2009 год

млрд. рублей

в % к

млрд. рублей

в % к

итогу

итогу

Израсходовано средств всего, из них:

531,2

100,0

550,8

100,0

 -на финансирование территориальной программы ОМС всего, из них:

446,1

84,0

520,1

94,4

-на выполнение управленческих функций фонда

7,2

1,4

7,5

1,4

-на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами

47,3

8,9

-

-на денежные выплаты медицинским работникам

18,2

3,4

17,7

3,2

-на проведение пилотного проекта в субъектах РФ, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения

5,8

1,1

-

-на проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в стационарных учреждениях

0,5

0,1

0,9

0,2

 -на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

5,1

1,0

4,4

0,8

-прочие расходы

8,3

1,6

7,7

1,4



Таблица 7.

Финансирование приоритетного национального проекта «Здоровье» и мероприятий по улучшению демографической ситуации в 2009 году

Показатели

Предусмотрено

Исполнено (по состоянию на 31.12.2009)

% исполнения плана

Дополнительная диспансеризация работающих граждан

Объем финансовых средств (тыс. руб.)

4 050 270,1

3 788 890,2

93,5 %

Численность (чел.)

3 838 771

4 172 879

108,7 %

Диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Объем финансовых средств (тыс. руб.)

926 382,5

823 626 ,2

88,9 %

Численность (чел.)

365 888

361 165

98,7 %

Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни

Объем финансовых средств (тыс. руб.)

17 000 000,0

17 000 000,0

100,0 %


Таблица 8.

Структура заболеваемости по результатам проведения диспансеризации (количество больных на 1 000 осмотренных)

Системы органов кровообращения

Эндокринной системы

Костно-мышечной системы

Мочеполовой системы

Нервной системы

Пищеварительной системы

2006 год

248

187

170

127

86

79

2007 год

274

199

220

163

76

74

2008 год

292

234

188

180

80

80

2009 год

286

103

184

156

82

85



Таблица 9.

Группы здоровья по результатам проведения диспансеризации (%)

I группа – практически здоровые

II группа – риск развития заболевания

III группа – нуждающиеся в амбулаторно-поликлиническом лечении

IV группа – нуждающиеся в стационарном лечении

V группа – нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи

2006 год

18,6

19,2

57,4

4,6

0,2

2007 год

19,7

16,1

61,2

2,9

0,1

2008 год

23,1

16,2

59,0

1,7

0,04

2009 год

25

16

57,5

1,5

0,02


Таблица 10. Проблемы обязательного медицинского страхования в России пути их решения.

Проблемы ОМС

Пути решения проблем ОМС

1. Сокращение бюджетного финансирования отрасли ОМС, при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения, что затрудняет реализацию закона ОМС;

1.Пересмотр законодательства в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону увеличения тарифов;

2.Сокращение бюджетного финансирования здравоохранения;

2. Увеличение финансирования отрасли здравоохранения;

3. Проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи;

3. Обеспечить граждан РФ получение гарантированной государством бесплатной медицинской помощи достойного качества;

4. проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС;

4.Ужесточить функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом;

5. В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями;

5. Для усиления стимулов медицинских учреждений к повышению эффективности их работы, необходимо предоставить им больше хозяйственной самостоятельности;



Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты