Рефераты

Формирование и оценка депозитной политики коммерческого банка

С другой стороны, можно понять и мотивы вкладчиков, пытающихся срочно и в массовом порядке изъять свои деньги из банков, о которых стала известна тревожная информация, т.е. спасающих свои средства, доверенные банкам.

Восстановление платежеспособности банковского сектора и доверия к банкам после прокатившегося кризиса всегда требует от общества значительных затрат. Для уменьшения таких затрат давно уже изобретен действующий в упреждающем порядке способ борьбы со вспышками массового изъятия вкладов и предотвращения кризисных ситуаций в экономике. Этот механизм называется государственным гарантированием (страхованием) банковских вкладов населения. Главной целью такого механизма, финансируемого преимущественно за счет средств самих же банков, является компенсация вкладов населения в случае банкротства конкретного банка (банков).

В России проблема создания механизма гарантирования банковских вкладов населения весьма нервно обсуждалась много лет, но к ее практическому решению приступили только в 2004 году.

Закон № 117-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" был подписан Президентом 23 декабря 2003 года. В соответствии с данным Законом в России впервые создаются общенациональный фонд обязательного страхования банковских вкладов физических лиц и соответствующий орган управления в форме государственной корпорации – Агентство страхования вкладов (ст. 38 Закона "О банках и банковской деятельности").

Целями Федерального закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

Участие в системе страхования вкладов в России в соответствии с Федеральным законом обязательно для всех банков. Банки, не участвующие в системе страхования вкладов, не имеют права на получение лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц.

На сегодняшний день число банков-участников системы страхования вкладов в Российской Федерации составляет 941 банк (всего Банком России или на основании его решения уполномоченным регистрирующим органом по состоянию на 01 февраля 2009 г были зарегистрированы 1225 кредитных организаций, 1170 являлись банками и 55 - небанковскими кредитными организациями.

Требования к участию банков в системе страхования вкладов:

Банк, имеющий разрешение Банка России признается удовлетворяющим требованиям к участию в системе страхования вкладов при соответствии им одновременно следующим условиям:

если учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными;

если банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;

если финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной;

если меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", статьей 3 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", к банку не применяются, а также отсутствуют основания для их применения по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной в соответствии с частью 4 статьи 45 настоящего Федерального закона.

Предназначение и смысл существования агентства заключается в защите прав и законных интересов вкладчиков. И для этого государство предоставило необходимые полномочия и инструментарий.

Во-первых, в России существует и успешно функционирует система страхования вкладов граждан. Это означает, что при банкротстве банка агентство максимально быстро обеспечивает доступ граждан к получению страхового возмещения.

Во-вторых, создана дополнительная защита прав и интересов вкладчиков в виде системы финансового оздоровления банков, оказавшихся в затруднительном положении. Эта система новая, она стала функционировать с октября 2008 года, и при помощи агентства принимаются меры по предупреждению банкротства банков и обеспечению бесперебойного обслуживания и вкладчиков, и других клиентов банка. То есть в России действует комплексная система защиты прав вкладчиков.

Размер Фонда страхования вкладов составляет 83 миллиарда рублей. И в абсолютном, и в относительном выражении это – вполне достаточная сумма.

Механизм страхования вкладов в России похож на те механизмы, которые применяются в большинстве стран мира при создании подобной системы. Механизм заключается в накоплении регулярных взносов коммерческих банков – участников этой системы. Банки РФ обязаны ежеквартально отчислять в фонд страхования вкладов определенный процент от суммы всех привлекаемых вкладов физических лиц в данном банке, не более 0,15% расчетной базы.

При наступлении страхового случая будут производиться выплаты вкладчикам из фонда страхования вкладов. Администрирует этот фонд Агентство по страхованию вкладов. При наступлении страхового случая, когда у банка будет отозвана лицензия, или когда Центральным Банком России будет введен мораторий на выплату вкладчикам, Агентство должно будет осуществлять выплаты вкладчикам этого банка. Механизм достаточно простой, Агентство получает регулярно формируемый банком реестр вкладчиков. Реестр должен быть получен в течение недели после наступления страхового случая. По истечении двух недель вкладчики имеют право обратиться в Агентство за выплатой компенсации в оговоренных законом объемах. В течение трех дней после обращения агентство обязано выплатить эти деньги. Если в фонде не будет хватать средств, то закон предусматривает пополнение фонда из федерального бюджета. Другими источниками формирования фонда являются: первоначальный имущественный взнос государства в размере 2 млрд. руб, доходы от инвестирования средств фонда. В случае, если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая.

Сумма возмещения по вкладам поменялась со времени принятия закона уже 4 раза. По вкладам в банке, в котором страховой случай наступил:

до 9 августа 2006 г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 100 тысяч рублей;

с 9 августа 2006 г. по 25 марта 2007 г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 190 тысяч рублей;

с 26 марта 2007 г по 1 октября 2008 г. – максимальная сумма страхового возмещения составляет 400 тысяч рублей;

после 1 октября 2008 г. – максимальная сумма страхового возмещения составляет 700 тысяч рублей.

Кроме того, отменена шкала выплат, что упростило восприятие населением самой системы страхования вкладов. Это уже третье повышение суммы страхового возмещения.

Каждый раз, когда происходило такое повышение, то фиксировалась положительная реакция населения.

Как уже было сказано, механизм страхования вкладов в России похож на механизмы страхования вкладов в других странах. В России и в других странах она построена на примере Федеральной корпорации по страхованию депозитов США (Federal Deposit Insurance Corporation – FDIC), которая была создана еще 75 лет назад. В США в отличие от России, страхуются вклады не только физических лиц, но и депозиты юридических лиц.

Размер фонда страхования депозитов в США на 1 октября 2008 г. составлял 45.2 млрд. долларов. В настоящее время размер фонда обязательного страхования вкладов РФ составляет 77.6 млрд. руб. (еще в ноябре 2008 размер фонда составлял около 86 млрд. руб).

В начале октября совет директоров FDIC принял решение о повышении ставок взносов в среднем в 2 раза - до 0,135% в год от суммы страхуемых депозитов.

В России 23 сентября 2008 г. размер страховых взносов банков был снижен с 0,13% до 0,1% расчетной базы в квартал (что все равно больше, чем в большинстве европейских стран, США).

Государственная дума России одобрила законопроект, в соответствии с которым с 01.10.2008 производится 100 % возмещение по вкладам, не превышающим 700 000 рублей.

В США в октябре 2008 г. увеличен со 100 тыс. дол. до 250 тыс. дол. лимит страховых выплат по банковским депозитам - на период до конца 2009 г., также 7 октября о повышении страховки объявили министры финансов стран-членов Евросоюза. В них объем 100-процентного возмещения был увеличен с 20 тысяч до 50 тысяч евро.

Отметим, что в прошедшем году система страхования вкладов оказала положительное влияние на рынок банковских вкладов, способствовала сохранению положительных тенденций в сфере банковских сбережений населения, сложившихся в последние годы.

Не исключено что предприниматели без образования юридического лица смогут получать возмещение по банковским вкладам так же, как и физические лица.

То есть в случае банкротства банка государство гарантирует им выплату 700 тысяч рублей по депозиту. Такая идея обсуждается сейчас в Агентстве по страхованию вкладов.

Но параллельно Агентство по страхованию вкладов предлагает ужесточить некоторые нормы законодательства, касающиеся таких выплат. Беспокойство агентства вызывают участившиеся попытки получить возмещение по вкладам, когда это не предусмотрено законодательством.

Речь идет о том, что, почуяв в банке проблемы, юридические лица в срочном порядке "перебрасывают" деньги со своего счета на счета физических лиц, обычно руководителей и учредителей предприятия, либо зачисляют деньги на зарплатные счета сотрудников. То есть они "дробят" свои счета и благодаря такой схеме пытаются получить страховое возмещение по вкладам, которое полагается физическим лицам. Иногда к махинациям прибегают и граждане, вклады которых составляют более 700 тысяч рублей. С августа прошлого года сумма такого возмещения, предъявленного Агентством по страхованию вкладов, составила 1,4 миллиарда рублей, а всего было открыто 2,5 тысячи "псевдовкладов", подсчитали в агентстве. Но такую нагрузку ни система страхования вкладов, ни бюджет не выдержат, говорит директор агентства. Правда, пока ни одной копейки по "псевдовкладам" Агентство по страхованию вкладов не выплатило.

Решить проблему, считают в агентстве, можно несколькими способами.

Например, предлагает А.В. Турбанов, внести изменения в закон о страховании вкладов и исключить выплату возмещения по вкладу, обязательства по которому возникли в течение трех месяцев до наступления страхового случая, если при этом не было фактического поступления денежных средств в банк.

Не исключено, что жесткие меры затронут и добросовестных вкладчиков либо спровоцируют новую волну оттока вкладов, предупреждают некоторые эксперты. В любом случае доказать, что дробление проводилось по злому умыслу и при "пособничестве" банкиров, будет сложно.

По мнению директора Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Центрального банка Российской Федерации Михаила Сухова, пока надо пытаться пользоваться действующими нормами законодательства, а если судебная практика покажет, что это невозможно, тогда уже вносить поправки в закон.

Что касается предложения о государственных гарантиях по вкладам индивидуальных предпринимателей, по подсчетам А.В. Турбанова, увеличение страховой ответственности Агентства по страхованию вкладов составит 3,5 миллиарда рублей. И это не будет существенной нагрузкой на агентство. По мнению А.В. Турбанова, можно подумать и о подключении к этой схеме малых предпринимателей. Как правило, суммы вкладов индивидуальных и малых предпринимателей не превышают 700 тысяч рублей, говорит директор агентства.

При банкротстве любого по размеру банка агентство в состоянии выплатить вкладчикам соответствующую сумму страхового возмещения.

И даже если представить какой-то кошмарный сценарий массового банкротства банков, то и в этом случае предусмотрен механизм поддержки Фонда страхования средствами федерального бюджета.

Сейчас по уровню защиты мы вышли на европейский стандарт, Евросоюз рекомендует размер страхового возмещения на уровне 20 тысяч евро. 700 тысяч рублей – это как раз эквивалент данной суммы.

Из интервью генерального директора Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" А.В. Турбанова:

"Я бы хотел пожелать не волноваться за сохранность своих вкладов в банках, поскольку они защищены системой страхования. Я бы пожелал не поддаваться паническим настроениям, и если вы поспешили в банк для того, чтобы досрочно расторгнуть договор вклада, это означает, что вы поспешили усилить то напряжение, которое мы сейчас все ощущаем: и вы, и банки, и агентство. Сегодня вы забираете досрочно свои деньги из банка, завтра ваш близкий родственник идет в банк, чтобы получить потребительский кредит, и ему говорят: "Извините, мы не имеем возможности". Или предприятие, на котором вы работаете, обращается в банк с тем, чтобы получить оборотные средства для выплаты заработной платы вам и другим работникам предприятия, и у банка опять может не оказаться этих средств. Как бы мы не относились к банкирам, надо понимать, что банки – это кровеносная система и для экономики, и для наших домашних хозяйств. Пусть эта кровеносная система функционирует нормально под общественным контролем и под надзором государства".

Сам факт существования системы страхования вкладов оказывает стабилизирующую роль и беспокойство вкладчиков было бы в наше несколько напряженное время намного большим, если бы такой системы не существовало.


3.2 Развитие рынка депозитов и изменения в условиях кризиса


Россияне стали неохотно делать сбережения и предпочитают сразу тратить полученные деньги. Банки перешли к активным рекламным кампаниям и завлекают население прежде всего высокими процентными ставками по вкладам. Однако аналитики отмечают, что «эра высоких ставок» может в скором времени закончится.

Агентство по страхованию вкладов подвело итоги социсследования «Инвестиционно-сберегательное поведение населения России в условиях глобальной социально-экономической нестабильности», проведенного ВЦИОМ в марте 2009 года. Опасения подтвердились: кризис «съел» доходы россиян, что не лучшим образом отразилось на сберегательной активности граждан.

О снижении своих доходов заявили 44% респондентов, об их увеличении – лишь 9%. В результате сберегательная активность населения пошла на спад. В течение этого года открывать новые банковские вклады или пополнять уже существующие намерены только 9% опрошенных. При этом 8% респондентов указали на то, что они вообще не видят смысла делать сбережения. Среди наиболее весомых причин фигурируют инфляция, низкий уровень доходов, недоверие к банкам, основанное на негативном опыте 90-х годов и нестабильная экономическая ситуация.

Однако в целом изменение экономической ситуации не оказало чрезмерного негативного влияния на доверие граждан к банковской системе. Вкладчиками по-прежнему являются 36% взрослого населения страны и практически никто из респондентов не намерен закрывать депозиты до истечения срока действия договора. Те же, кто все-таки забрал деньги из банка или собирается это сделать в ближайшее время, а это 6% опрошенных или 17% вкладчиков, свое решение обосновывают по-разному. 38% респондентов ссылаются на нехватку средств на жизнь, 19% на перевод накоплений в наличную валюту, еще 19% – собираются потратить деньги на крупную покупку.

Наиболее сильно разнятся мотивы изъятия денег из банка у двух возрастных групп: 18–24 года и 45–59 лет. В первой возрастной группе доминирующим стало намерение вложить деньги в крупную покупку, в то время как во второй – нехватка средств на жизнь. Больнее всего кризис ударил по гражданам предпенсионного возраста. А поскольку они проводят наиболее активную сберегательную политику, то ухудшение их материального положения является дополнительным фактором негативного воздействия на рынок банковских вкладов.

Очевидно, что роль сбережений граждан в фондировании банковской системы имеет тенденцию к краткосрочному снижению. При этом зависимость от средств населения уже привела к тому, что банки повысили ставки по вкладам, в среднем, на 1-2%.

«Повышение ставок по депозитам связано с тем, что для банков этот вид пассивов является одним из самых дешевых, даже несмотря на кажущиеся высокими ставки, – комментирует вопрос начальник аналитического отдела УК «КапиталЪ» Сергей Карыхалин. – Для того, чтобы занять средства у Банка России нужны подходящие залоги, а на рынке ставки высокие, да и долгосрочные деньги найти сложно. Поэтому привлечение средств на депозиты является на данный момент одним из самых удобных инструментов получения долгосрочных ресурсов»[9].

С начала года в банках наметилась тенденция перевода частными клиентами средств с срочных рублевых вкладов в срочные депозиты в иностранной валюте. В связи с этим, доля вкладов в иностранной валюте в общем объеме привлеченных средств физических лиц резко увеличилась.

В начале марта 2009 года впервые зафиксирован небольшой приток средств в рублевые вклады. Привлечению внимания вкладчиков по-прежнему способствуют маркетинговые акции и подарки. Однако на сегодняшний день гарантированный приток клиентов по программам депозитов дает репутация банка и его стабильное финансовое положение. Помимо высоких ставок и удобных условий по вкладам, банки применяют креативный подход в политике продвижения вкладов, делая упор на стабильность и надежность банковской системы в целом и конкретных банков в частности.

Аналитики полагают, что на рынке в течение этого года рост частных депозитов хоть и будет медленным, но все же сохранится. Агентство по страхованию вкладов, в свою очередь, подтвердило свой прежний прогноз увеличения депозитной базы в текущем году на 14–18%. Между тем, из-за политики снижения ставки рефинансирования, к которой перешел Банк России, и замедления темпов инфляции, нельзя исключать вероятности того, что общий вектор движения ставок по банковским депозитам уже в ближайшем будущем может измениться в сторону снижения.

Кризис заставляет как банки, так и их клиентов пересмотреть свои отношения. Встречаются случаи, когда кредитные учреждения не спешат возвращать вкладчикам суммы их вкладов, вводят дополнительные ограничения. Со своей стороны некоторые заемщики рассматривают сложившуюся экономическую ситуацию как повод для изменения своих обязательств.

В связи с этим мы решили рассмотреть вопрос о правомерности подобных действий и их последствиях для банков и их клиентов.

Согласно пункту 1 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. В соответствии с пунктом 1 статьи 837 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры банковского вклада могут содержать условия о выдаче вклада по первому требованию (вклад до востребования) либо условие о возврате вклада по истечении определенного договором срока (срочный вклад). Но независимо от вида вклада банк обязан выдать сумму вклада или ее часть по первому требованию вкладчика, что предусмотрено пунктом 2 статьи 837 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исходя из норм Гражданского кодекса Российской Федерации, банк обязан вернуть вкладчику сумму вклада, как только он обратится с подобной просьбой. Оснований для отказа клиенту в его обращении гражданское законодательство не содержит. Более того, пунктом 2 статьи 837 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условие договора об отказе гражданина от права на получение вклада по первому требованию ничтожно.

Исключение из правила о возвращении внесенных средств - вклады, которые внесены юридическими лицами на иных условиях возврата, предусмотренных договором (п. 2 ст. 837 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, если банк включает в договор условие о запрете на досрочное снятие вклада и клиент-организация принимает такое ограничение, оно будет действовать. Например, из постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.10.98 N Ф04/1414-374/А70-98, N А70-1836/26-98 следует, что в отношении юридических лиц условия о ничтожности сделки в связи с отказом от возврата вклада по первому требованию пункт 2 статьи 837 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит. Поэтому, заключая договор банковского вклада и дополнительные соглашения к нему, юридические лица свободны в определении условий банковского вклада, что согласуется с правилами статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, вкладчик не убедил суд в том, что у него есть право требовать досрочного расторжения договора банковского вклада по причине неустойчивого финансового положения банка. В отличие от этого банк представил суду доказательства систематического начисления и выплаты вкладчику процентов на сумму банковского вклада и балансовые отчеты банка, согласно которым собственный капитал банка имел тенденцию к росту, что, по мнению суда, свидетельствует о стабильном состоянии банка.

Пункт 3 статьи 837 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если вкладчику будет возвращен срочный или другой вклад до истечения срока либо до наступления иных обстоятельств, указанных в договоре банковского вклада, проценты по вкладу выплачиваются в размере, соответствующем размеру процентов, выплачиваемых банком по вкладам до востребования. Исключения составляют случаи заключения договоров по вкладам до востребования либо когда договором предусмотрен иной размер процентов. Следовательно, при возврате вклада вкладчику - физическому лицу банк может лишь выплатить ему проценты в меньшем размере, чем он получил бы при обращении за вкладом в оговоренные сроки.

При этом неясно, в какой срок банк обязан вернуть клиенту деньги по его вкладу. Так, согласно пункту 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Если же обязательство не будет исполнено в разумный срок, то должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении. Исключение - случаи, когда обязанность исполнения в другой срок вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Нужно отметить, что пункт 2 статьи 837 Гражданского кодекса Российской Федерации говорит о том, что банк обязан выдать вкладчику сумму по вкладу по первому требованию вкладчика. В связи с этим возникает вопрос о соотношении понятий "по первому требованию" и "семидневный срок". Представляется, что выдача вклада по первому требованию должна быть произведена быстрее, чем в течение семи дней, поскольку специальная норма говорит о возврате денег именно после обращения вкладчика, а не через семь дней после его запроса. Следовательно, при обращении клиента в банк последний должен незамедлительно выдать ему вложенные суммы и полагающиеся проценты.

Несвоевременный возврат вкладчикам сумм вкладов, а также неправомерное удержание дополнительных сборов может повлечь за собой негативные последствия для банка. Недовольный клиент может потребовать выплатить проценты за неправомерное удержание его средств.

Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей по местонахождению юридического лица учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При этом если должник будет взыскивать долг в судебном порядке, то суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Но нужно учитывать, что недовольный вкладчик может потребовать либо проценты, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо неустойку за ненадлежащее исполнение договора. Применение двух мер ответственности за одно и то же нарушение недопустимо (постановление Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 08.10.98 N 13/14 "О практике применения положения ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами"). В связи с этим суды отказывают во взыскании договорной неустойки, если истец уже получил проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами (например, постановление ФАС Московского округа от 05.04.04 N КГ-А40/2315-04).

Вкладчики могут потребовать возместить им моральный вред. Правда, в этом случае физическое лицо должно будет доказать, какие именно моральные и нравственные страдания были ему причинены несвоевременным возвратом его вклада или незаконными удержаниями из него. При определении размеров компенсации морального вреда суд примет во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Также суд должен будет учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации). Так, суды отказывают в возмещении морального вреда, если лицо, считающее, что ему такой вред причинен, не представляет соответствующих доказательств этого факта (например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.07 N Ф08-8534/2007-3221А, Московского округа от 01.09.08 N КГ-А40/7788-08).


Заключение


Пассивные операции играют в коммерческих банках первичную роль по отношению к активным. Именно за их счет происходит привлечение средств для дальнейшей инвестиционной деятельности банков.

В то же время нельзя не сказать, что такому источнику формирования банковских ресурсов, как депозиты присущи и некоторые недостатки. Речь идет о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. Кроме того, мобилизация средств во вклады зависит в значительной степени как от клиентов так и от самих банков. Поэтому конкурентная борьба межу банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов. Для этих целей коммерческим банкам важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из их целей и задач. Укрепление депозитной базы очень важно для банков. За счет увеличения общего объема вкладов и расширения круга вкладчиков юридических лиц и физических лиц, можно улучшить организацию депозитных операций и систему стимулирования привлечения вкладов.

В дипломной работе рассмотрены теоретические аспекты деятельности коммерческих банков в сфере привлечения ресурсов, более детально рассмотрена классификация депозитных счетов, выявлены их особенности, а также преимущества и недостатки для обеих сторон депозитных операций. В рамках первого раздела также уделено внимание процессу формирования депозитной политики коммерческих банков, определена роль депозитной политики в системе управления банковскими ресурсами.

За 2008 год совокупный объем вкладов физических лиц увеличился на 14,5% — до 5907,0 млрд. руб. (за 2007 г. — на 35,4%). На них на 01.01.2009 приходилось 21,1% пассивов банковского сектора (на 01.01.2008 — 25,6%) (приложение 10). При этом на долю вкладов на срок свыше 1 года приходилось 65,2% от общего объема привлеченных вкладов физических лиц (на 01.01.2008 — 62,4%) (приложение 11).

Наибольший отток вкладов российский банковский сектор испытал в октябре и ноябре (за два месяца отток составил 366,3 млрд. руб., или 6,2%). Восстановить объем вкладов удалось лишь в декабре (прирост составил 383,1 млрд. руб., или 6,9%).

Что касается деятельности объекта исследования дипломной работы ОАО «Россельхозбанк», то здесь можно отметить позитивные тенденции. К положительным моментам в работе банка можно отнести постоянно расширяющуюся клиентскую базу, рост активов, собственного капитала и привлеченных средств.

В течение прошлого 2008 года физическим лицам выдано 203 тысячи кредитов. Объем розничного кредитного портфеля к январю текущего года составил 58 млрд. рублей. За год объем привлеченных вкладов населения вырос на 92% и достиг 44 млрд. рублей. Даже в период обострения финансового кризиса фиксировался ежемесячный прирост вкладов. По итогам 2008 года прирост средств на депозитах и счетах юридических лиц составил 34 млрд. рублей.

На ближайшую перспективу основные задачи клиентской политики Банка сводятся к следующему:

- расширение продуктового ряда на основе использования новых банковских и информационных технологий в соответствии с потребностями клиентов с учетом видов их деятельности и региональной специфики;

- оптимизация бизнес-процессов;

- структурирование системы взаимоотношений с корпоративными клиентами на основе совместных планов и программ развития бизнеса и сотрудничества;

- выработка и реализация конкурентоспособной и гибкой ценовой и тарифной политики с учетом специфики сельскохозяйственного производства и рыночной конъюнктуры регионов;

- анализ взаимоотношений Банка и клиентов, оперативное выявление и устранение причин, ограничивающих объемы бизнеса клиентов;

- реализация комплексных межрегиональных проектов и программ развития бизнеса с клиентами, имеющими межрегиональный характер деятельности и разветвленную инфрастуктуру в регионах присутствия Банка;

- внедрение проектной формы работы с наиболее важными для Банка клиентами;

- тесное взаимодействие с органами исполнительной власти и управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в ходе разработки и реализации программ развития АПК;

- активное сотрудничество с отраслевыми союзами производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции для получения полной и объективной информации о потребности предприятий АПК в услугах Банка;

- экономически оправданное и целесообразное дальнейшее развитие региональной инфраструктуры Банка с целью выхода на новые рынки и расширения клиентской базы;

- создание единой информационной базы данных по имеющимся и потенциальным клиентам Банка.

В работе был обозначен ряд проблем, стоящих в настоящее время перед российскими банками. В их числе можно выделить проблему формирования ресурсной базы банков, а так же совершенствование страхования вкладов в России.

Россияне стали неохотно делать сбережения и предпочитают сразу тратить полученные деньги. Банки перешли к активным рекламным кампаниям и завлекают население прежде всего высокими процентными ставками по вкладам. Однако аналитики отмечают, что «эра высоких ставок» может в скором времени закончится.

Вкладчиками по-прежнему являются 36% взрослого населения страны и практически никто из респондентов не намерен закрывать депозиты до истечения срока действия договора. Те же, кто все-таки забрал деньги из банка или собирается это сделать в ближайшее время, а это 6% опрошенных или 17% вкладчиков, свое решение обосновывают по-разному. 38% респондентов ссылаются на нехватку средств на жизнь, 19% на перевод накоплений в наличную валюту, еще 19% – собираются потратить деньги на крупную покупку.

Наиболее сильно разнятся мотивы изъятия денег из банка у двух возрастных групп: 18–24 года и 45–59 лет. В первой возрастной группе доминирующим стало намерение вложить деньги в крупную покупку, в то время как во второй – нехватка средств на жизнь. Больнее всего кризис ударил по гражданам предпенсионного возраста. А поскольку они проводят наиболее активную сберегательную политику, то ухудшение их материального положения является дополнительным фактором негативного воздействия на рынок банковских вкладов.

Очевидно, что роль сбережений граждан в фондировании банковской системы имеет тенденцию к краткосрочному снижению. При этом зависимость от средств населения уже привела к тому, что банки повысили ставки по вкладам, в среднем, на 1-2%.

Механизм страхования вкладов в России похож на те механизмы, которые применяются в большинстве стран мира при создании подобной системы. Механизм заключается в накоплении регулярных взносов коммерческих банков – участников этой системы. Банки РФ обязаны ежеквартально отчислять в фонд страхования вкладов определенный процент от суммы всех привлекаемых вкладов физических лиц в данном банке, не более 0,15% расчетной базы.

При наступлении страхового случая будут производиться выплаты вкладчикам из фонда страхования вкладов. Администрирует этот фонд Агентство по страхованию вкладов. При наступлении страхового случая, когда у банка будет отозвана лицензия, или когда Центральным Банком России будет введен мораторий на выплату вкладчикам, Агентство должно будет осуществлять выплаты вкладчикам этого банка. Механизм достаточно простой, Агентство получает регулярно формируемый банком реестр вкладчиков. Реестр должен быть получен в течение недели после наступления страхового случая. По истечении двух недель вкладчики имеют право обратиться в Агентство за выплатой компенсации в оговоренных законом объемах. В течение трех дней после обращения агентство обязано выплатить эти деньги. Если в фонде не будет хватать средств, то закон предусматривает пополнение фонда из федерального бюджета. Другими источниками формирования фонда являются: первоначальный имущественный взнос государства в размере 2 млрд. руб, доходы от инвестирования средств фонда. В случае, если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая.

Сумма возмещения по вкладам поменялась со времени принятия закона уже 4 раза. По вкладам в банке, в котором страховой случай наступил:

до 9 августа 2006 г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 100 тысяч рублей;

с 9 августа 2006 г. по 25 марта 2007 г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 190 тысяч рублей;

с 26 марта 2007 г по 1 октября 2008 г. – максимальная сумма страхового возмещения составляет 400 тысяч рублей;

после 1 октября 2008 г. – максимальная сумма страхового возмещения составляет 700 тысяч рублей.

Сам факт существования системы страхования вкладов оказывает стабилизирующую роль и беспокойство вкладчиков было бы в наше несколько напряженное время намного большим, если бы такой системы не существовало.


Список использованной литературы:


I. Нормативные акты:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации

2. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 20.08.2004. №106-ФЗ, от 29.12.2004. №197-ФЗ, от 20.10.2005. №132-ФЗ).

3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями) .

4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 28-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

5. Положение ЦБ РФ № 39-П от 26.06.98 «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств»

6. Положение ЦБ РФ от 26 марта 2007 года № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»

7. Инструкция ЦБР от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».

8. Инструкции ЦБР от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банка» (с изм. и доп. от 13 августа 2004г., 18 февраля, 6, 29 июля 2005г., 20 марта 2006г.).

9. Письмо ЦБ РФ «О депозитных и сберегательных сертификатах банков» от 10.02.92г. №14-3-20.

10. Годовой отчет Банка России за 2008 год [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.cbr.ru

11. Вестник Банка России от 25 марта 2009 года № 20 (1111).

12. Правила открытия, ведения и закрытия в ОАО «Россельхозбанк» счетов по вкладам (депозитам) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 172-П.

13. Устав ОАО «Россельхозбанк»

2. Литература:

1. Ахметов А. Е. Как оценить ликвидность и платежеспособность банка. – Саратов: ЗАО «Финиз», 2000. – 78с.

2. Балабанова И. Т. Банки и банковская деятельность. – СПб.: Питер, 2006.

3. Букато В.И. Банки и банковские операции в России - М.: Финансы и статистика, 2005.

4. Батракова Л. Г. Анализ процентной политики коммерческого банка: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 152с.: ил.

5. Белоглазова Б. Н., Толоконцева Г. В. Денежное обращение и банки. – М.: «Финансы и статистика», 2000. – 355с.

6. Емельянов А. М. и др. Финансы, налоги и кредит: Учебное пособие. – М.: РАГС, 2001. – 180с.

7. Жуков Е. Ф. Банки и банковские операции. – СПб.: Питер, 2006. – 234с.: ил.

8. Лаврушин О.И. Банковское дело: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006.

9. Лаврушин О.И. Управление деятельностью коммерческого банка -М.: Юристъ, 2005.

10. Парфенов К. Г. Банковский учет и операционная техника в коммерческих банках (кредитных организациях). – М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень», 2001. – 289с.: ил.

11. Тавасиев А.М. Банковское дело: управление и технологии. - М ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

12. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Под ред. профессора Дробозиной Л.А. – М.: «ЮНИТИ», 2001. – 479с.

13. Черкасов В. Е. Банковские операции: финансовый анализ. – М.: Издательство «Консалтбанкир», 2005

3. Периодическая литература:

1. Буйлов М. Т., Потоцкая Е. А. Две большие розницы. // Коммерсант- Деньги. – 2003. – №14. – С. 27.

2. Виноградов А. В. Основные модели построения системы гарантирования вкладов в мире // Деньги и кредит. – 2002. – №6. – С. 62-67.

3. Грозовский Б. Г. Полная взаимонепригодность // Компания. – 2000. – №22. – С. 23.

4. Долженкова Р. АСВ снижает ставки. // Бизнес. -16.02.2007.

5. Заславская О. Д. Надежность в обмен на доход // Деловая хроника. – 2002. – №30. – С. 12.

6. Зорина Е. Е. Обзор рынка депозитов юридических лиц // Конкурент. – 2002. – №9. – С. 18.

7. Кирьян П. Р. Банки не отдадут вклады. // Эксперт. – 2002. – №24. – С. 31.

8. Кукол, Е. /Е. Кукол// Российская газета. – 2009. – 31 марта.

9. Мазин Е. Вкладчики не мелочатся // Бизнес. - 22.02.2007.

10. Серебряков С. В. Финансовая экология: будет ли безопасно хранить деньги в России // Банковское дело. – 2001. – №5. – С. 15-20.

11. Ситникова Е. Депозиты и кредиты: изменения в условиях кризиса// Бухгалтерия и банки. – март 2009 г. - № 3.

12. Солнцев О.М. Источники роста кредитных ресурсов // Эксперт. – 2002. – №38. – С. 41.

13. Сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России) – Режим доступа: www.cbr.ru

14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.grs.ru

15. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.116dengi.ru


[1] Вестник Банка России от 25 марта 2009 года № 20 (1111)

[2] Лаврушин О.И. Банковское дело: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006 г.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации

[4] Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности»

[5] Положение Банка России от 26.06.1998 № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета»

[6] Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – СПб.: Питер, 2006 г.

[7]             Балабанова И.Т. Банки и банковская деятельность. – СПБ.: Питер, 2006

[8]  Устав ОАО «Россельхозбанка»

[9] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.116dengi.ru


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты