Формы и методы привлечения денежных средств населения
Ссудный счет
с прикрепленной к нему кредитной картой - это банковский ссудный счет, на котором
банк учитывает предоставление и возврат кредита конкретного ссудополучателя. С
помощью кредитной карты, ее держатель осуществляет операции по ссудному счету в
пределах установленного ему банком лимита кредитования, другими словами -
расходует заемные средства.
Оформление
кредитной карты – это уникальный и самый простой способ получения нецелевого
кредита, который позволяет ссудополучателю рассчитываться за товары, оплачивать
различные услуги и снимать наличные в банкоматах.
Срок
кредитования по различным кредитным картам составляет, как правило, 2 – 3 года.
Это возобновляемое кредитование в пределах доступного (установленного банком)
Вам лимита кредитования. И если вы при первом получении кредита по кредитной
карте не исчерпали Ваш лимит кредитования, то вы в любой момент можете вновь
воспользоваться доступным остатком лимита для своих нужд (получить наличные
через банкомат или оплатить покупки и услуги).
Денежные
переводы физических лиц. Денежные переводы – в основном это словосочетание
применяется в отношении безналичных переводов денег физическими лицами, не
связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Денежные переводы
осуществляются физическими лицами как внутри одного государства (внутренние
переводы), так и с пересылкой в другие государства (внешние переводы). Переводы
денег осуществляются как в адрес физических лиц, так и в адрес юридических лиц.
Все денежные переводы физических лиц условно можно разделить на две
разновидности:
- Банковские
переводы – это безналичные расчеты, которые осуществляются через банки, имеющие
лицензию Банка России, предусматривающую открытие и ведение банковских счетов
физических лиц и/или осуществление переводов денежных средств по поручению
физических лиц без открытия банковских счетов.
- Почтовые переводы
– это безналичные расчеты, которые осуществляются Почтой России с помощью своей
почтовой сети.
Банковские
переводы, это денежные переводы физических лиц, осуществляемые через банковскую
систему. Денежные переводы физических лиц относятся к безналичным расчетам
граждан, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности и
осуществляются банками и небанковскими структурами только при наличии лицензии
Центрального Банка России на данный вид деятельности.
Безналичные
расчеты физических лиц осуществляются на основании Положения Центрального Банка
РФ от 01.04.2003 г. N 222-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 22.01.2008 N 1965-У) - «О
порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской
Федерации».
В
соответствии с этим Положением Центрального Банка РФ банковские переводы денег
физических лиц подразделяются на два вида:
1.
Переводы
по текущему счету. В этом случае, физическому лицу, на основании договора
банковского счета, открывается банковский текущий счет, на который зачисляются
все переводимые с других счетов или сдаваемые наличными средства. Осуществлять
денежные переводы с текущего счета можно с применением установленных
законодательством форм безналичных расчетов (платежными поручениями,
аккредитивами, чеками, по инкассо).
2.
Переводы
без открытия банковского счета. Денежные переводы осуществляются на основании
заполняемого физическим лицом документа. Форма документа устанавливается
банками, либо соответствующими получателями средств, в адрес которых
направляются переводы и платежи. В документе, составленном банком или в
договоре банка с получателем средств, предусмотрены все необходимые для
перечисления денежных средств реквизиты, а также идентификационный номер
налогоплательщика (ИНН) физического лица (при его наличии) либо иная информация
о плательщике, установленная законодательством. На основании этого документа
банк заполняет платежное поручение на бланке ф. 0401060.
Центральным
Банком России установлены и отдельные ограничения по сумме перевода. Так,
максимально допустимая сумма денежного перевода, осуществляемого за пределы
Российской Федерации, установлена Указанием ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. N 1412-У
«Об установлении суммы перевода физическим лицом – резидентом из РФ без
открытия банковских счетов». В нем Банк России устанавливает следующие
ограничения по международным переводам:
·
при
осуществлении валютных операций физическое лицо - резидент имеет право
перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета в
уполномоченном банке иностранную валюту или валюту Российской Федерации в
сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США, определяемой с
использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных
Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление
указанного перевода.
·
общая
сумма переводов физического лица - резидента из Российской Федерации без
открытия банковского счета, осуществляемых через банк в течение одного
операционного дня, не должна превышать сумму в эквиваленте 5000 долларов США.
Трастовые
операции.
Трастовые операции — это операции коммерческих банков и специальных финансовых
институтов, направленные на управление имуществом и осуществление других услуг
по поручению клиента и в его интересах. В трастовых операциях фигурируют
различные виды имущества клиентов.
В зависимости
от вида имущества и пожеланий его собственника меняется содержание трастовых
операций, а также функции коммерческого банка в них.
При
выполнении трастовых операций коммерческий банк может выступать в двух ролях:
— являться
полным представителем клиента, распоряжающимся его имуществом самостоятельно в
пределах договора;
— выполнять
строго конкретные операции с собственностью клиента по его поручению.
В условиях
рыночной экономики трастовые операции приобретают особую привлекательность для
банков. С их помощью банки приобретают возможность решить ряд задач по
упрочнению своих позиций на рынке.
В
соответствии в Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 21
июля 1995 г. коммерческие банки имеют право заниматься трастовыми операциями. В
статье 4 Закона к банковским операциям относится и «доверительное управление
денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими
лицами».
В ходе
осуществления трастовых операций между их участниками складывается система
финансово-экономических отношений, характер которых зависит от условий
трастового договора, типа имущества, передаваемого по трасту, содержания самой
операции, а также от роли отдельных участников.
В
практической деятельности понятия траст, трастовая операция стали
использоваться после появления Указа Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об
организационных мерах по преобразованию государственных предприятий,
добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». В
соответствии с указом трудовой коллектив имел право передать пакеты акций,
превышающие 50% уставного капитала, в трастовое управление.
В Указе
Президента РФ от 25 декабря 1993 г. № 2296 «О доверительной собственности
(трасте)» конкретизировались правовые отношения сторон, в частности, траст мог
распространяться только на пакеты акций приватизированных государственных
предприятий, находившихся ранее в федеральной собственности. В качестве
бенефициара рассматривался при этом государственный бюджет.
Гражданский
кодекс РФ, вступивший в действие с 1 января 1995 г., в статье № 209 (п. 4)
предусматривает возможность передачи собственником имущества «в доверительное
управление другому лицу (доверительному управляющему)». При этом
подчеркивается, что «передача имущества в доверительное управление не влечет
перехода права собственности доверительному управляющему, который обязан
осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им
третьего лица».
Однако данные
правовые документы оставили нерешенными многие вопросы, задерживающие
практическое осуществление трастовых операций (система бухгалтерского учета,
покупка ценных бумаг от лица доверительного управляющего (трастового фонда),
налогообложение трастовой деятельности и т.д.). Некоторые из этих вопросов освещены
в инструкции ЦБ РФ «О порядке осуществления операций доверительного управления
и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской
Федерации» от 2 июля 1997 г. № 02 — 287. В инструкции определены основные
участники трастовых операций, их права и обязанности, условия создания
трастовых компаний в банках, порядок отчетности и бухгалтерского учета операций
по доверительному управлению и другие вопросы.
Виды
трастовых операций.
Классификация
трастовых операций может быть разработана с учетом различных признаков. В
предлагаемой классификации учитывается вид трастовой операции и тип клиента
(рис 3).
Первый вид
трастовых операций — это доверительное управление, т.е. система отношений между
собственником имущества и другим лицом, доверительным управляющим, которое в
силу заключенного договора получило от собственника право на распоряжение его
собственностью. Это право может включать совершение сделок и иных юридических
действий при получении соответствующего поручения от собственника или без
предварительного согласования с ним (оставаясь в рамках договора и получая за
это комиссионное вознаграждение). Доверительный управляющий в своих действиях
выступает от своего имени, но по поручению и за счет средств клиента —
собственника имущества, и в случаях, предусмотренных договором, несет
материальную ответственность за результаты действий.
Второй вид
трастовых операций — агентские услуги. Участниками агентских услуг являются:
— принципал
(доверитель) — лицо, поручающее другому лицу выполнить какие-либо действия и
передающее ему свои полномочия;
— агент —
лицо, действующее от имени принципала и выполняющее в точности его поручение.
В агентских
услугах право собственности на имущество (имущественные права) остается у
принципала (доверителя). Агент выполняет лишь функции поверенного. В
соответствии с договором он несет ответственность только за качество исполнения
самого поручения, а не за конечные результаты, последствия данного поручения.
Агент может от имени клиента заключать договора, получать ссуды, выписывать
чеки, индоссировать векселя, оплачивать счета доверителя, оформлять страховые
полисы и пр. Агент действует за счет средств принципала и получает от него
вознаграждение.
Рис. 3. Виды
трастовых операций.
За выполнение
доверительных операций и агентских услуг трастовое подразделение получает доход
в виде комиссионных. Таким образом, по мере развития трастовых операций банки
могут существенно увеличить свою доходность и расширить клиентскую базу, круг
предлагаемых услуг.
«Home banking»
(электронный банкинг)- банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем
месте.
Наряду с использованием банкоматов, электронных систем расчетов и
платежей ведение банковских операций на дому («home banking») представляет
собой самостоятельную форму банковских услуг населению, основанных
использовании электронной техники.
Пользователи систем электронных банковских услуг на дому
самостоятельно приобретают необходимое оборудование, а банк консультирует
клиентов по вопросам оборудования домашних терминалов и приобретения
необходимого программного обеспечения. Подобные системы позволяют клиенту
банка, используя экран монитора или телевизора, персональный компьютер,
подключиться по телекоммуникационным линиям связи (телефон или видео) к
банковскому компьютеру. В данном случае банковские операции могут
осуществляться 7 дней в неделю круглосуточно. Перед началом каждой операции
владелец счета использует «ключ» в коде защиты от неправомочного подключения к
системе. Пользование данной системой позволяет управлять текущим счетом,
вкладом, расчетами клиента с бюджетом, счетами платежей и сбережений.
Среди операций, выполняемых при помощи подключения персонального
компьютера к банковской компьютерной системе, выделим следующие:
-
получение баланса
счета на текущий день;
-
ознакомление с
деталями инструкций, правил, в соответствии с которыми могут вноситься
изменения, исправления и т.д.;
-
возможность заказать
чековую книжку и отчет о движение средств на счете за определенный период
времени; осуществление перечислений по счетам клиентов;
-
оплата услуг различных
компаний (например, выпускающих кредитные и другие пластиковые карточки, причем
при помощи компьютера на дому можно оплатить счета вперед);
-
выполнение операций с
ценными бумагами и др. Кассовое обслуживание клиентов на дому в ряде случаев не
ограничивается их счетами в национальной валюте.
С точки зрения обслуживания клиентов -
юридических лиц, банки стараются придерживаться установленных правил введения
безналичных расчетов. Правила расчетно-кассового обслуживания клиентов, права и
обязанности сторон, оговоренные в договоре банковского счета, в основном
совпадают с нормами и отношениями между банком и клиентом при использовании
систем типа "Клиент-Банк".
Система «Клиент банк» позволяет (в
классическом варианте):
-
передавать в банк
платежные поручения;
-
получать выписки со
счетов клиентов;
-
получать электронные
копии платежных документов по зачислению средств на счета клиентов;
-
обмениваться с банком
электронными текстовыми сообщениями;
-
получать справочную
информацию (перечень выполняемых банковских операций, курсы валют и т.д.)
-
осуществлять импорт
(экспорт) информации с системой автоматизации предприятия клиента.
Система «Клиент – Банк» обладает многоуровневой системой защиты и
обеспечивает достоверность, сохранность и конфиденциальность передаваемой
информации.
Предлагая клиентам воспользоваться услугами системы «Клиент –
Банк», банк консультирует клиентов по вопросам приобретения необходимого
оборудования. Кроме того, банк гарантирует техническую поддержку: при установке
системы и начальном обучении персонала; обновлении программного обеспечения при
появлениях новых версий системы; консультации и рекомендации при работе системы
по телефону.
Для клиента банка, физического или юридического лица, важнейшим
сдерживающим моментом для вступления в число пользователей подобных систем
остается плата за пользование услугами системы. С позиций бизнесмена важнейшим
преимуществом этого вида электронных банковских услуг является возможность
получения любой информации в любое время суток наряду с использованием других
возможностей. Для банков относительно сложно оценить эффективность этих систем:
во-первых, с точки зрения сокращения расходов на содержание зданий, сооружений,
штата служащих, бумажного документооборота и т.д.; во вторых, из-за возможных
потерь в результате быстрого перевода клиентами своих денежных средств со
счетов, не приносящих процентов, на доходные счета. Серьезного анализа также
требует конкуренция со стороны зарубежных банков и других финансово-кредитных
институтов, предоставляющих аналогичные услуги по выполнению банковских
операций на дому и в офисе.
Обслуживание клиентов банка на дому с использованием
возможностей всемирной компьютерной сети интернет уже получило свое устоявшееся
название "Интернет-банкинг".
Классический вариант системы
интернет-банкинга включает в себя полный набор банковских услуг,
предоставляемых клиентам - физическим лицам в офисах банка, естественно, за
исключением наличных операций. Как правило, с помощью систем интернет-банкинга
можно открывать и закрывать депозиты, покупать и продавать безналичную валюту,
оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в Интернет, оплачивать счета
операторов сотовой и пейджинговой связи, проводить внутри- и межбанковские
платежи (по стране), переводить средства по своим счетам, включая картсчета,
оплачивать покупки, учебу, счета медицинских, страховых, юридических фирм и
любые другие счета и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим
счетам за любой промежуток времени.
В отличие от традиционного, виртуальный
интернет-банк работает круглосуточно. 24 часа в сутки можно контролировать
собственные счета и в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых
ранках мгновенно реагировать на эти изменения (закрыв вклады в банке, купив или
продав валюту и т.д.).
Удаленное обслуживание клиентов может
также производится с помощью использования телефона и специальных программ, с
помощью которых компьютер самостоятельно отвечает на вопросы клиента. Такой вид
обслуживания клиентов называют телефонный банкинг или кратко телебанк.
Телебанк предоставляет возможность клиенту
получать различную справочную информацию в речевом и факсимильном виде, а также
производить активные операции по своим счетам.
Действия, которые может производить
клиент, используя телебанк:
-
Получить информацию об
остатках за любой операционный день по рублевым и валютным счетам в речевом
виде.
-
Получить факсимильную
копию выписки по любому счету за любой операционный день. Выписки формируются
динамически на основании клиентских документов, хранящихся в базах телебанка.
Клиент имеет возможность получения выписки за произвольный период, в том числе,
за весь период обслуживания в банке.
-
Получить информацию о
суммах поступлений по счетам клиента за любой операционный день в речевом виде.
-
Производить движения
по счетам (рублевым и валютным). Каждому платежу, который клиент может
произвести, используя телебанк, присваивается определенный код, телебанк хранит
такие платежи в виде "макетов" платежных поручений с фиксированными
реквизитами и пустыми полями, подлежащими заполнению клиентом. При проведении
платежа телебанк запрашивает у клиента код платежа и предлагает ввести
незаполненные поля.
-
Производить отзыв
платежей, переданных в банк, до их передачи в ЦБ. Система телебанк по заявке
клиента формирует документ, отменяющий предыдущий платеж.
-
Производить плановые
платежи. Например, автоматический перевод средств в оплату транспортного
налога, в пенсионный фонд или обязательного медицинского страхования. Если на
счете у клиента неотрицательное и ненулевое сальдо, то телебанк в заданное
время автоматически формирует платежное поручение и проводит его прежним образом.
-
Производить заказ
наличности в любой валюте в кассе и обменном пункте банка. В этом случае клиент
заполняет по телефону заявку на приобретение валюты в любом ПОВ. Телебанк
выводит первичный документ со своей отметкой, который пересылается с прочими платежными
документами.
-
Передавать в банк
заявку на предоставление овердрафта (технического овердрафта). В случае
нехватки средств на счетах клиента на проведение ответственного платежа, с
помощью телебанка клиент может подать заявку на предоставление овердрафта на
определенную сумму и срок. При акцептовании договора у клиента прогнозируемый
остаток на счете, определенном в заявке на овердрафт, увеличивается на
запрашиваемую сумму, вследствие чего, клиент получает возможность проведения
платежей.
-
Ввести распоряжение о
передаче факсимильной копии платежного поручения, переданного через телебанк
либо стандартным способом, своему корреспонденту. Документ, введенный через
телебанк, передается с отметкой банка. При использовании данного режима клиент
имеет возможность получить оплачиваемый им товар (услуги), находясь в офисе
поставщика!!!
Телебанк может предоставлять клиенту
возможность использования удобных подсистем "Голосовая почта" и
"Факсимильная почта" для передачи или получения экстренных сообщений,
справочной информации либо документов, не определенных в структуре телебанк
(нормативно-правовых актов, бухгалтерских инструкций и т.п.).
Платеж, проведенный через телебанк,
обрабатывается в автоматическом режиме. а информацию об изменении остатка на
счете на банковский сервер передает администратор-операционист. Операционист
банка, обслуживающий того же клиента, имеет возможность определить остаток на
счете клиента.
Остатки по счетам клиентов рассчитываются
на основании проводок и могут быть получены за любые операционные дни (закрытые
и незакрытые). Выписки (реестры) по счетам клиентов телебанк формирует
динамически по запросу клиента. что исключает рутинный процесс их подготовки и
хранения. Клиент имеет возможность заказать выписку за любой день (период), в
том числе и за весь период своей деятельности. Стандартным образом производится
репликация баз данных операционного дня в устанавливаемый период. Возможно и
произведение телебанком модификации баз данных операционного дня.
Многие банки распространяют применение
телекоммуникаций не только для обработки операций со счетами клиентов, но и на
другие области. Такие как залоги, коммерческие и потребительские займы и
кредиты. Сейчас стало нормой, когда система передачи данных обрабатывает все
банковские операции. Вместо наличных, чеков и других платежных документов во
многих случаях целесообразно использовать электронные переводы средств (EFT -
electronic funds transfer). Например, корпорация Форд оплачивает счета
поставщиков и переводит заработную плату на счета своих служащих именно таким
способом.
Однако обмен такой важной и
конфиденциальной информацией, как банковская, требует особых средств защиты от
несанкционированного доступа, ошибочной передачи по неправильному адресу,
гарантии достоверности. Возникающие здесь задачи решаются с помощью специальных
способов соединения, передачи данных и шифрования, которые призваны исключить
нежелательные последствия.
Заключение
Благодаря внедрению новых
"безбумажных" технологий все операции постепенно автоматизируются.
Банкам остается только купить соответствующее техническое оборудование,
программное обеспечение, арендовать современные каналы связи, вступить в
действующие платежные системы, создать инфраструктуру собственной платежной
системы, нанять квалифицированный персонал и тогда бы электронные системы
расчетов практически бы были внедрены в абсолютном большинстве розничных
банковских услуг. Каждый банк может в любой последовательности внедрять новые
технологии расчетов с любого направления рынка розничных банковских услуг.
Каждое новое технологическое решение предъявляет банкам определенные новые
требования к технологии банковской работы. Возникают различные проблемы
технического, психологического, правового, финансового характера, проблемы
безопасности расчетов. Для того, что бы успешно решать их, необходимо
проанализировать системы электронных банковских не только с теоретической, но и
практической стороны, с позиции поиска возможных решений возникающих проблем.
Анализу работы систем электронных расчетов в банках посвящен второй раздел
настоящей работы.
Список
использованной литературы
1. Договорное право России /
Завидов Б.Д., Анохин В.С.. - М.; Лига Разум, 1998;
2. Банковское дело /
Жарковская Е.П 2006;
3. Банковское дело: Учебник.
- 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и.
статистика, 2005;
4. Деньги-Кредит-Банки –
Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина – 2000;
1.
Как
оценить риски при кредитовании инсайдеров банка? Кто такие инсайдеры банка?
2.
Используя
материалы, опубликованные в «Бюллетене банковской статистики – региональное
приложение», проанализируйте средства, размещённые кредитными организациями
Дальневосточного региона на начало текущего года. Рассчитайте структуру
размещённых средств. Сделайте выводы.
1. В связи с
поступающими от территориальных учреждений Банка России и банков вопросами Банк
России разъясняет, что к инсайдерам банка, то есть к физическим лицам,
способным воздействовать на принятие решения о выдаче кредитов банком, расчет
норматива совокупной величины риска по которым (Н10.1) установлен главой 7
Инструкции Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных
нормативах банков", зарегистрированной Министерством юстиции Российской
Федерации 6 февраля 2004 года N 5529 ("Вестник Банка России" от 11
февраля 2004 года N 11), могут быть отнесены:
члены совета
директоров (наблюдательного совета) банка;
единоличный
исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного
органа, члены кредитного совета (комитета);
главный
бухгалтер банка (филиала), руководитель филиала банка, лица, их замещающие;
единоличный
исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного
органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) управляющей компании
банковского холдинга, а также организаций банковского холдинга, банковской
группы, консолидированной группы, в которые входит банк, а также зависимых от
банка организаций и дочерних организаций банка, либо лица, их замещающие;
члены советов
директоров (наблюдательных советов) участников финансово-промышленной группы;
члены коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной
группы; физические лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного
органа участников финансово-промышленной группы, если банк является участником
финансово-промышленной группы, зарегистрированной в соответствии с Федеральным
законом "О финансово-промышленных группах" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4697);
супруг,
супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные
сестры, неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, дедушка,
бабушка, внуки лиц, перечисленных в абзацах втором - пятом настоящего пункта;
лица, которые
в момент получения кредита относились к лицам, перечисленным в абзацах втором -
шестом настоящего пункта, и не исполнившие обязательства по кредитным
требованиям на день, когда они перестали к ним относиться;
сотрудники
банка, а также иные физические лица, которые обладают возможностями
воздействовать на характер принимаемого решения о выдаче кредита банком (в том
числе сотрудники кредитной организации, имеющие в силу своего служебного положения
доступ к конфиденциальной информации, позволяющей воздействовать на принятие
решения о выдаче кредита банком).
В
соответствии с требованиями Инструкции 110-И норматив совокупной величины риска
по инсайдерам банка (Н10.1) рассчитывается только в отношении заемщиков,
являющихся инсайдерами банка, к которым относятся физические лица, способные
воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком.
Конкретный
перечень сотрудников, обладающих возможностями воздействовать на принятие
решения о выдаче кредита банком, кредитная организация определяет
самостоятельно с учетом рекомендаций Письма 31-ОР.
Таким
образом, если перечисленные в запросе сотрудники банка имеют в силу своего
служебного положения возможность воздействовать на принятие решения о выдаче
кредита банком, то таких сотрудников следует относить к категории инсайдеров и
включать в расчет норматива Н10.1. Например, к категории инсайдеров банка
следует помимо руководителей банка, его подразделений, участвующих в процедурах
принятия решений о выдаче ссуд, относить сотрудников банка, в функциональные
обязанности которых входит подготовка заключений о финансовом состоянии
заемщика - юридического лица.
Норматив Н10
устанавливает ограничения в области кредитных рисков в отношении инсайдеров.
Экономические нормативы Н7, Н9.1, Н10.1 позволяют регулировать крупные
кредитные риски в отношении заемщиков, акционеров, инсайдеров. Решение о выдаче
крупных кредитов обязательно должно приниматься Правлением банка (коллегиальный
исполнительный орган) либо его кредитным советом (комитетом) с учетом
заключения кредитного отдела и оформляться соответствующими документами.
Контроль за
соблюдением банком обязательных экономических нормативов возлагается на
территориальные учреждения Банка России по месту открытия корреспондентского
счета банка и осуществляется на начало каждого месяца на основании оборотной
ведомости за месяц, к которой прилагаются справки с расчетами фактических
значений нормативов и расшифровки отдельных балансовых счетов, подписанные
руководителем банка и главным бухгалтером.
На основании
п. 1.3 Инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных
нормативах банков» (далее - Инструкция № 110-И) обязательные нормативы
рассчитываются в соответствии с определенными в настоящей Инструкции методиками
их расчета на основании принципов достоверности и объективности,
осмотрительности, преобладания экономической сущности над формой и других
международно признанных принципов, позволяющих качественно оценить операции и
отразить их в отчетности.
В соответствии
с требованиями п. 7.1 Инструкции № 110-И банки обязаны рассчитывать норматив
совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1), который регулирует
(ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к
которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения
банком о выдаче кредита. При этом в Инструкции № 110-И не содержится указаний
на то, что в качестве критериев для отнесения заемщика к категории инсайдеров
имеют значение условия конкретного кредитного договора. Решающим моментом для
отнесения к категории инсайдеров в рассматриваемой ситуации и, следовательно,
основанием для расчета Н10.1 является возникновение у заемщика возможности
воздействовать на принятие решения банком об оотпествлении сделок, несущих
кредитный риск.
В случае
наличия информации относительно появления оснований для отнесения заемщика в
течение срока действия кредитного договора к категории инсайдеров, кредитная
организация обязана осуществлять расчет Н10.1 с момента наступления события
(или получения информации), в результате которого заемщик может быть отнесен к
категории инсайдеров.
Самым
эффективным средством минимизации рисков, связанных с инсайдерами, является
специальное программное обеспечение, осуществляющее динамическое управление
всеми устройствами и портами компьютера, которые могут использоваться для
копирования информации. Принцип их работы таков. Для каждой группы
пользователей или для каждого пользователя в отдельности задаются разрешения на
использование различных портов и устройств. Самое большое преимущество такого
ПО — гибкость. Вводить ограничения можно для конкретных типов устройств, их
моделей и отдельных экземпляров. Это позволяет реализовывать очень сложные
политики распределения прав доступа.
Например,
некоторым сотрудникам можно разрешить использовать любые принтеры и сканеры,
подключенные к USB-портам. Все же остальные устройства, вставленные в этот
порт, останутся недоступными. Если же в банке применяется система
аутентификации пользователей, основанная на токенах, то в настройках можно
указать используемую модель ключей. Тогда пользователям будет разрешено
использовать только приобретенные компанией устройства, а все остальные
окажутся бесполезными.
Исходя из
описанного выше принципа работы систем защиты, можно понять, какие моменты
важны при выборе программ, реализующих динамическое блокирование устройств
записи и портов компьютера. Во-первых, это универсальность. Система защиты
должна охватывать весь спектр возможных портов и устройств ввода-вывода
информации. Иначе риск кражи коммерческой информации остается недопустимо
высоким. Во-вторых, рассматриваемое ПО должно быть гибким и позволять создавать
правила с использованием большого количество разнообразной информации об
устройствах: их типов, производителей моделей, уникальных номеров, которые есть
у каждого экземпляра и т.п. Ну и, в-третьих, система защиты от инсайдеров
должна иметь возможность интеграции с информационной системой банка, в
частности с Active Directory. В противном случае администратору или офицеру
безопасности придется вести по две базы пользователей и компьютеров, что не
только неудобно, но и увеличивает риски возникновения ошибок.
2. Согласно
«Бюллетеню банковской статистики – региональное приложение» №1 (33) за 2009 год
все средства размещенные кредитными организациями Дальневосточного региона
можно представить в виде следующих таблиц.
Сведения об
объемах кредитования в рублях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
по видам экономической деятельности (млн.руб).
Таблица 1.
101.2009
всего
в том числе:
добыча полезных
ископаемых
в том числе: добыча
топливно-энергетических полезных ископаемых
обрабатывающие
производства
производство и
распределение электроэнергии, газа и воды
сельское хозяйство, охота
и лесное хозяйство
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
587 577,8
112 605,0
9 904,8
34 441,6
35 617,2
10 489,7
Сведения об
объемах кредитования в иностранной валюте юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей по видам экономической деятельности (млн.руб).
Таблица 2.
101.2009
всего
в том числе:
добыча полезных
ископаемых
в том числе: добыча
топливно-энергетических полезных ископаемых
обрабатывающие
производства
производство и
распределение электроэнергии, газа и воды
сельское хозяйство,
охота и лесное хозяйство
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
130 538,2
86 318,9
8 734,7
4 046,9
2 820,3
5 374,2
Также по
состоянию на начало 2009 года:
-
задолженность по кредитам в рублях юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей по видам экономической деятельности составила в общем
291 486,6
млн.руб.;
- в
иностранной валюте 61 035,3 млн.руб.;
- просроченная
задолженность по кредитам в рублях юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей по видам экономической деятельности составила 7 268,8
млн.руб.;
- в
иностранной валюте 7 287,6 млн.руб.;
- объем
предоставленных кредитов в рублях юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей составил 576731,4 млн.руб.;
- в
иностранной валюте 121 803,2 млн.руб.;
-
задолженность кредитов в рублях юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей составила 284 715 млн.руб;
- в
иностранной валюте 60 194,6 млн.руб;
- объем
предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства 175 752,8
млн.руб;
- задолженность
и просроченная задолжность 96 441,8 млн. руб;
Объем
кредитов предоставленных физическим лицам составил 140 371,7 млн.руб. в рублях
и 3 765,5 млн.руб в иностранной валюте.
Объем
размещения средств в ценные бумаги составил 4 578 млн. руб.
Особо
обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих
банков на территории огромного Дальневосточного Федерального округа, которое к
тому же существенно снизилось за период с 2007 по 2009 годы. На территории округа
расположены около 3,5% от общего количества российских банков и 6% филиалов.
Филиальная сеть развита слабо.
Наиболее развита банковская инфраструктура в
Амурской области, Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях. В
округе преобладают небольшие банки с уставным капиталом до 30 млн.руб., доля
которых составляет 45,65%. При этом 80% активов сосредоточено в 15 банках. Их
доля составляет 32,6% от общего количества, что является одним из минимальных
показателей среди федеральных округов.
Одним
из самых острых признаков финансового кризиса стал начавшийся в октябре 2008 г.
отток средств клиентов со счетов в
кредитных организациях при
одновременной конверсии рублевых вкладов в валютные (табл. 3).
Изменения
в динамике и структуре банковских вкладов (депозитов) юридических и физических
лиц
Таблица 3
Территориальные
сегменты банковского сектора
Приток
(+), отток (-) вкладов и депозитов в IV квартале 2008 г., %
За IV квартал 2008 г.
депозиты и вклады юридических и физических лиц уменьшились в российском
банковском секторе на 2,5%, но в трех федеральных округах ресурсная база кредитных
организаций по этим источникам не сократилась, а увеличилась: в Южном,
Северо-Западном и Дальневосточном. Кризис доверия клиентов к банкам в этих
регионах оказался самым краткосрочным и к концу года был практически преодолен.
В этот же период существенно трансформировалась структура вкладов и депозитов:
от соотношения 84% в рублях и 16% в иностранной валюте на начало IV
квартала к соотношению 70% и 30% на конец 2008 г. В ряде же российских регионов
(в Южном, Приволжском, Сибирском, Уральском и Дальневосточном округах) доля
средств, размещенных на рублевых счетах, не опускалась в этот кризисный период
ниже 85%. Максимальное же «бегство» в иностранную валюту (до 40% вкладов и
депозитов) было отмечено в банках Центрального федерального округа.
Другим
проявлением кризиса стало сокращение
объемов банковского кредитования реального сектора экономики и нарастание
просроченной задолженности (табл.
4).
Изменения
ссудной задолженности сектора нефинансовых предприятий перед кредитными
организациями
Рублевая
ссудная задолженность сектора нефинансовых предприятий перед банковским
сектором страны за IV квартал 2008 г. выросла лишь на 4,8%, в то время как в
докризисный период среднеквартальный рост был почти в два раза выше - 8,1%. В
разрезе же регионов наблюдался заметный разброс значений этого показателя: в
Северо-Западном округе кредитные вложения в экономику за этот период
сократились на 2,1%, а, например, в Дальневосточном - выросли сразу на 38,7%,
благодаря кредитованию проектов по добыче полезных ископаемых в Якутии. Но
одновременно с этим ссудная задолженность нефинансовых предприятий Северо-Западного
округа в иностранной валюте увеличилась за IV квартал 2008 г. на 37,8%, а на
Дальнем Востоке снизилась на 18,5%, что характеризует существенные различия в
структурах спроса и предложения на региональных кредитных рынках.
В
условиях острого дефицита ликвидности на межбанковском рынке, характерного для
первых месяцев кризиса, весомая часть привлеченных банками средств вынужденно
замораживалась в неработающих активах. А при резко выросших рисках кредитования
банкам пришлось значительно и в ускоренном порядке увеличивать резервы на
возможные потери по ссудам. Эти факторы в совокупности определили общее падение
рентабельности операционного капитала банков (табл. 5).
Объем
прибыли кредитных организаций России в IV квартале 2008 г. настолько снизился,
что вместо ожидавшегося (по динамике 9 месяцев) годового роста прибыли как
минимум на 3-5% произошло падение суммы годовой прибыли банковского сектора
страны на 20% по сравнению с 2007 г. Но и здесь проявилась региональная специфика.
В двух федеральных округах (в Сибирском и Дальневосточном) совокупный объем
прибыли региональных банков оказался больше уровня 2007 года.
По
концентрации капитала в одном банке Дальневосточный регион занимает в настоящее
время предпоследнее место среди федеральных округов Российской Федерации.
Средний действующий региональный банк Дальневосточного федерального округа
имеет активы в размере 4,7 млрд руб., что в 5,5 раза меньше соответствующего
показателя среднероссийского банка. Но по эффективности банковского бизнеса
кредитные организации, расположенные на Дальнем Востоке, занимают лидирующие
позиции: рентабельность их активов по итогам 2008 г. была выше, чем в среднем
по стране. Заметно выше средней была рентабельность активов и у банков Южного
федерального округа, в котором, как и на Дальнем Востоке, активы рассредоточены
по небольшим банкам.
Размер
банка, безусловно, повышает доверие клиентов к нему, создает лучшие
конкурентные условия, но, как видим, вовсе не является гарантом его высокой
эффективности и финансовой надежности.
Анализ
ситуации на Дальнем Востоке в кризисный период свидетельствует о том, что
региональные банки осуществляют более ответственную и консервативную политику
управления кредитными рисками, нежели присутствующие на территории филиалы
инорегиональных банков. У последних размеры резервов на возможные потери по
ссудам в процентах от суммы основного долга, как правило, в 1,5-2 раза ниже. Для
ведущих банков Дальневосточного региона граница критически допустимой доли
невозвращенных кредитов, при которой убытки банков начнут «съедать» их капитал,
находится у отметки 20%. Как нам представляется, с этой стороны
системообразующие банки региона пока защищены от кризиса так называемой «второй
волны». Но существует другая, возможно, менее очевидная угроза региональным
банкам, в частности, тем, которые входят в банковские группы в качестве
дочерних или зависимых структур. Есть вероятность того, что при нарастании
объемов невозврата кредитов в российском банковском секторе ресурсы и прибыль региональных
банков будут изыматься на нейтрализацию убытков материнских банков и банков -
мажоритарных акционеров.
Хотя
в общем случае не вызывает сомнения, что бизнес банковской группы на финансовом
рынке является более устойчивым по сравнению с независимыми банками. И те
региональные банки, которые входят в консолидированные банковские структуры или
имеют в составе акционеров крупные финансовые институты, чувствуют большую
защищенность в условиях дестабилизации финансовых рынков.
В
настоящее время субъекты регионального банковского сектора имеют возможность
активно пользоваться значительно более широким кругом инструментов
рефинансирования, чем в докризисный период.
В
качестве инструмента обеспечения финансовой устойчивости и поддержания
ликвидности кредитные организации активно применяют механизм усреднения
обязательных резервов, который был усилен в период кризиса посредством перехода
к использованию более весомого коэффициента усреднения (с 0,5 до 0,6). Это
позволяет банкам уменьшать суммы средств в обязательных резервах на объемы
неснижаемого остатка на своем корреспондентском счете. В результате кредитные
организации региона поддерживают на корреспондентских счетах от 55 до 60% суммы
обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России. Ощутимый вклад
в укрепление «ликвидной подушки» региональных банков внесли меры по
существенному снижению и унификации нормативов обязательного резервирования -
на корсчета кредитных организаций региона было возращено 65% депонированных в
Банке России средств.
В
самый острой фазе банковского кризиса - в IV квартале 2008 г. - два
системообразующих региональных банка получили 5,7 млрд руб. кредитов без
обеспечения.
В
текущем году наибольшим спросом пользуются внутридневные и ломбардные кредиты и
вместе с тем крайне слабо востребованы кредиты, обеспеченные нерыночными
активами, т. е. векселями и правами требования по кредитным договорам. При этом
почти все ведущие банки Дальнего Востока подписали генеральные кредитные
договоры с территориальным учреждением Банка России, однако формирование
залоговых пулов идет с большими сложностями. Несмотря на удлинение сроков
кредитования до 1 года и некоторое смягчение критериев при оценке заемщиков,
банкам непросто найти ссудозаемщиков и векселедателей, удовлетворяющих
необходимым критериям оценки финансового положения.
Основным
препятствием, мешающим банкам расширять кредитование экономики и населения,
становятся именно повышенные риски, а не дефицит средств. Хотя, безусловно,
сказывается и дороговизна привлекаемых ресурсов.
Ведь
в отличие от российских банков первой «тридцатки» в региональных кредитных
организациях не размещаются на депозитах средства федерального бюджета, они не
получали кредиты (займы) от Внешэкономбанка, в том числе субординированные, и с
этих позиций им сложнее формировать свою ресурсную базу и расширять
кредитование реального сектора. На наш взгляд, заслуживают внимания
подготовленные и обсужденные в регионах предложения Ассоциации региональных
банков «Россия», направленные на существенное расширение инструментария
рефинансирования, создание механизмов капитализации и консолидации кредитных
организаций.
Подчеркнем,
что для восстановления процессов
кредитования банкам требуются не только ресурсы, но и надежная бизнес-среда.
Таблица 6.
Концентрация кредитных
рисков в отраслях Дальнего Востока
(на 1 января 2009)
Вид
экономической деятельности
Уровень
долговой нагрузки на собственный капитал
Удельный
вес отрасли в общей сумме просроченной задолженности, %
Сельское
и лесное хозяйство
0,9
4,9
Добыча
полезных ископаемых
0,6
2,0
Обрабатывающие
производства
3,2
68,7
Строительство
1,1
1,2
Транспорт
и связь
0,5
4,9
Торговля
1,8
12,9
Сложность
текущей ситуации состоит в том, что в экономике региона есть отрасли и
отдельные структурообразующие предприятия, для которых заемные ресурсы
выступают основным источником финансирования как текущих потребностей
производственного цикла, так и завершения начатых инвестиционных проектов. По
данным мониторинга предприятий Банка России (табл. 5), наиболее высокий уровень
долговой нагрузки среди отраслей Дальнего Востока характерен для обрабатывающих
производств (металлургии, машиностроения, пищевой индустрии), а также
лесозаготовок и торговли. В их балансах на единицу собственного капитала
приходится в среднем от 2 единиц кредитов и займов в торговле до более чем 10
единиц на предприятиях судоремонта и судостроения. И это критически высокие
значения. Обслуживание и тем более погашение столь крупных долгов в условиях
рецессии - чрезвычайно сложная и болезненная проблема. Обрабатывающая
промышленность Дальнего Востока в настоящее время генерирует основные риски
невозврата банковских кредитов и наступления долговых дефолтов. На ее долю в
начале текущего года приходилось почти 70% всей просроченной задолженности по
кредитам, еще 13% - относилось к торговле.
Сырьевой
сектор и сектор услуг дальневосточной экономики пока справляются с прямыми
финансовыми угрозами. Однако экономическая конъюнктура на их рынках в первой
половине текущего года остается неблагоприятной, и сокращение производства
приводит к ухудшению экономического положения предприятий и, как следствие,
ухудшению качества обслуживания кредитов, ограничению доступа к новым кредитным
ресурсам.
Актуальной задачей для государственных структур всех
уровней, на наш взгляд, остается запуск механизмов стимулирования внутреннего
спроса сцелью оживления производства,
восстановления кредитоспособности предприятий.
К
сожалению, ряд предпринятых на рубеже 2008-2009 гг. мер, похоже, не
соответствует этой ключевой задаче, с позиций интересов жителей и
бизнес-сообщества Дальнего Востока. Так, введение заградительных таможенных
пошлин на иностранные автомобили наиболее ходового возрастного ряда привело к
свертыванию нескольких десятков тысяч рабочих мест на Дальнем Востоке (с учетом
смежных услуг), к постановке на прикол десятков судов-перевозчиков, к
сокращению на сотни миллионов долларов таможенных поступлений, и главное - к
падению денежных доходов населения и, соответственно, потребительского спроса.
Негативные
последствия вызвало и решение об ужесточении правил и норм ввоза физическими
лицами импортных товаров широкого потребления. В приграничных с Китаем
территориях сотни людей потеряли работу, туристические агентства - клиентов, а
торговые сети дальневосточных городов - относительно дешевую номенклатуру
товаров.
Вряд
ли хорошо просчитанным было решение Федеральной таможенной службы России о
запрете таможенного оформления экспорта металлолома в крупнейших морских портах
юга Дальнего Востока. Такое право было оставлено лишь одному порту на российском
тихоокеанском побережье - Петропавловску-Камчатскому, с которым, как известно,
отсутствует железнодорожное сообщение для доставки грузов с материка.
Естественно, что этот грузопоток просто «пересох», и едва ли от этой таможенной
новации выиграл один из металлургических комбинатов Дальнего Востока,
работающий на данном сырье.
Эти
примеры свидетельствуют о том, что некоторые меры «по поддержке отечественного
производителя» не только не решают задачу оживления экономики в проблемных
отраслях, но и угнетают деловую активность на конкретных территориях и в
конкретных видах деятельности.
Обращает на себя внимание
и такая особенность. Под предлогом принятия мер по выводу отраслей из кризиса
просматриваются усилия ряда ведомств по огосударствлению некоторых секторов
экономики без широкой общественной экспертизы. Государственный комитет по
рыболовству, например, активно продвигает проект создания нескольких
государственных корпораций (холдингов) по добыче рыбы и морепродуктов, по
перевозке, хранению и реализации этой продукции.
Сомнительно,
что осуществление этих преобразований будет способствовать повышению
прозрачности и эффективности рыболовного бизнеса, вместе с тем весьма вероятно,
что они подорвут конкуренцию на этом рынке со всеми вытекающими последствиями.
Как
нам представляется, государство обязано присутствовать во всех сферах
экономики, однако не в качестве игрока на рынке, а главным образом в качестве
регулятора. Причем государственное вмешательство в частный сектор возможно лишь
на основе закона, в котором была бы четко прописана процедура государственной
поддержки.
Низкая
эффективность государственных предприятий, на наш взгляд, в определенной
степени обусловлена сложившейся в последние годы практикой, при которой
интересы государства в акционерных и иных компаниях представляют исключительно
работники федеральных министерств и ведомств. Во многом утрачена практика
делегирования функций государственного управления региональным органам власти,
которые ближе к предприятиям, лучше знают специфику местного рынка, способны
более оперативно и предметно влиять на ситуацию.
В заключение позвольте
выразить надежду на то, что в нашей стране будут сделаны практические шаги по
созданию эффективного механизма взаимодействия банковского и реального секторов
экономики.