На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое
разграничение между центральными и коммерческими банками.
Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из
источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил
процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих
банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за
одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи
банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.
Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в
дальнейшем - центральным банком, что соответствовало его главенствующему
положению. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы.
С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются
на:
¾
государственные,
капитал которых принадлежит государству;
¾
акционерные;
¾
смешанные - акционерные
общества, часть капитала которых принадлежит государству.
Независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству,
исторически между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство
заинтересовано с надежности центрального банка в силу особой роли последнего в
проведении экономической политики правительства.
Независимо от принадлежности капитала, центральный банк является
юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному
органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом.
Существенная степень независимости центрального банка является необходимым
условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в
противоречие с краткосрочными целями правительства.
В тоже время независимость центрального банка от правительства имеет
относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть
успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов:
денежно-кредитной и финансовой политики.
Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный
Банк Республики Казахстан представляет собой верхний уровень банковской системы
страны.
Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком страны
и отвечает за функционирование денежно-кредитной сферы. Основной целью деятельности Национального Банка является
обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан.
Достижение Национальным Банком основной цели, направленной на обеспечение
стабильности цен в стране, всецело зависит от реализации таких основных задач
как разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;
осуществление валютного регулирования и валютного контроля, а также содействие
обеспечению стабильности финансовой системы.
Сегодня, когда экономика Казахстана вместе с другими странами переживает
мировой финансовый кризис, тема настоящего курсового исследования является
актуальной и современной.
Целью курсовой работы является изучение функций и операций Национального
Банка Республики Казахстан как центрального банка страны.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи курсовой
работы:
¾
изучить сущность,
функции и операции центральных банков;
¾
определить место
и роль центрального банка в кредитной системе страны;
¾
рассмотреть
правовой статус, структуру, цели и задачи Национального Банка Республики
Казахстан;
¾
проанализировать
функции и операции Национального Банка Республики Казахстан как центрального
банка страны;
¾
изучить
денежно-кредитную политику Национального Банка Республики Казахстан.
1.1 Сущность, функции и операции центральных банков
Банк (от итал.
banco — скамья) — финансовая организация, учреждение, производящее
разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее
финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу [14,
231]. Банки выпускают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают,
обменивают деньги и ценные бумаги, контролируют движение денежных средств,
обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и расчетам.
Различают две основные разновидности банков, образующих вместе
двухуровневую банковскую систему страны [18, 209]:
1) центральный банк — главный государственный банк страны, основное звено
денежно-кредитной системы государства; наделен особыми функциями, в особенности
правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих
банков. Центральный банк является «банком банков», органом, помогающим
государству, правительству налаживать денежное обращение, управлять бюджетом.
Основными функциями являются эмиссия денег, хранение золотовалютных резервов
государства, кредитование и ведение счетов коммерческих банков и правительства,
регулирование денежного обращения, контроль за деятельностью кредитных
учреждений;
2) коммерческие банки — чаще всего негосударственные банки, выполняющие
широкий круг банковских операций, обслуживающие преимущественно предприятия, фирмы,
организации, учреждения и оказывающие банковские услуги населению. Основные
функции коммерческих банков — прием вкладов и предоставление кредитов, ведение
счетов, осуществление безналичных платежей, выплата денег по вкладам, покупка и
продажа ценных бумаг, валюты, оказание услуг.
В двухуровневой банковской системе банком первого уровня может являться
только Центральный банк. В разных странах он называется по-разному:
Государственный, Центральный, резервный, Национальный и т.д.
С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают [12,
57]:
¾
государственные,
капитал которых принадлежит государству (Великобритания, ФРГ, Франция, Россия);
¾
акционерные (США,
Италия);
¾
смешанные –
акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (Япония,
Бельгия).
Некоторые
центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в Германии,
России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в
Великобритании, Франции). Но не зависимо от того, принадлежит ли капитал
центрального банка государству, исторически между банком и правительством
сложились тесные связи. Правительство заинтересовано с надежности Центрального
банка в силу особой роли последнего в проведении экономической политики
правительства. Однако не во всех странах правительство может диктовать свои
условия Центральному банку, примеры приведены в Приложении 2 [3, 121].
Как
правило, во главе Центрального банка стоит директорат со штатными и/или
нештатными его членами, которые назначаются правительством или президентом
государства на определенный период времени.
Обычно
Центральный банк выполняет следующие функции:
¾
во взаимодействии
с Правительством своей страны разрабатывает и проводит единую государственную
денежно-кредитную политику, направленную на защиту, укрепление и обеспечение
устойчивости национальной валюты;
¾
монопольно
осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
¾
устанавливает
правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для
банковской системы;
¾
осуществляет
государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии
кредитных организаций и организаций, занимающихся аудитом;
¾
осуществляет
надзор за деятельностью кредитных организаций;
¾
регулирует
эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с законами;
¾
осуществляет
самостоятельно или по поручению Правительства все виды банковских операций;
¾
осуществляет
валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной
валюты;
¾
определяет порядок
расчетов с иностранными государствами;
¾
организует и
осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные
банки в соответствии с законодательством.
Рассмотрим
более подробно некоторые из основных функций Центрального банка.
Сохранение
стабильной покупательской способности денежной единицы и обеспечение
эффективности системы денежных платежей и расчетов – являются основными
задачами, которые Центральные банки преследуют в области денежно-кредитной
политики.
Кроме
того политика Центрального банка является одной из важных частей
макроэкономического регулирования, направленного на достижение экономического
роста, низкого уровня инфляции и безработицы.
Выделяются
следующие основные инструменты, которыми оперирует Центральный банк для
регулирования денежно-кредитной политики [2, 89]:
¾
изменение учетного процента;
¾
изменение норм обязательных резервов коммерческих банков;
¾
операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных
обязательств).
Вследствие
изменения учетного процента происходит регулирование способности коммерческих
банков пополнять резервы за счет краткосрочных кредитов Центрального банка.
Ставка учетного процента — это ставка процента, под который центральный банк
предоставляет кредиты коммерческим банкам для пополнения их денежных резервов и
кредитования клиентов. Чем выше учетная ставка центрального банка, тем более
высокий процент взимают коммерческие банки за предоставляемый ими кредит, и
наоборот.
Обязательный
резерв — устанавливаемые законодательными и другими нормативными актами нормы
резервирования средств, ресурсов хозяйствующими субъектами, организациями.
Между размером резервов и способностью банков к предоставлению кредитов
существует взаимосвязь. Рост кредитов, (и обязательств по депозитам), обуславливает
необходимость увеличения резервов, и наоборот сокращение кредитов (депозитов)
высвобождает резервы.
Поэтому,
осуществляя регулирование норм обязательных резервов банков, Центральный банк
воздействует на рынок ссудного капитала и кредитные операции.
Операции
на открытом рынке — один из элементов осуществления денежно-кредитной политики
государства, заключающейся в том, что центральный банк покупает и продает
ценные бумаги (векселя, казначейские обязательства, облигации) на открытом
рынке, влияя тем самым на курс ценных бумаг и получая прибыль. Посредством
таких операций увеличивается или уменьшается объем денежной массы в обращении.
На открытом рынке Центральный банк может продавать государственные
обязательства в случае, когда преследуется цель ограничения эмиссии денег и
ограничения способности банков к предоставлению кредитов и наоборот.
Помимо
основных инструментов регулирования денежно-кредитных обращений Центральный
банк применяет и так называемые селективные методы регулирования, в качестве
которых могут выступать:
¾
изменение маржи по сделкам с биржевыми, ценными бумагами и т.д..
В рыночной экономике Центральный
банк осуществляет покупку и продажу как отечественной так и иностранной валюты.
Когда правительство допускает переменный курс национальной валюты, Центральный
банк может осуществлять интервенцию для покупки или продажи валюты, если
правительство считает, что обменный курс стал выше или ниже желаемого уровня.
Когда правительство осуществляет политику фиксированного валютного курса,
Центральный банк продает часть резервов иностранной валюты и покупает
отечественную, если прогнозируется девальвация. В случае ревальвации
(официальное повышение золотого содержания национальной валюты или фактическое
повышение ее валютного курса) осуществляется обратная операция. Если же
правительство допускает ограниченные колебания обменного курса на свою валюту,
Центральный банк лишь периодически вступает в «игру», когда изменение курса
национальной валюты превышает определенный пороговый уровень.
Таким образом, денежно-кредитная политика — это проводимый правительством страны посредством
Центрального банка курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и
кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования
экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными
составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная
политика, наличие обязательных резервов.
Денежная
эмиссия. Эмиссия (от лат. emissio — выпуск) — выпуск в обращение ценных бумаг,
денежных знаков во всех формах [14, 278]. Эмиссия денег означает не только
печатание денежных знаков, но и увеличение всей массы наличных и безналичных
денег в обращении. Основные формы эмиссии: эмиссия кредитных денег — банкнот,
депозитно-чековая эмиссия, эмиссия ценных бумаг.
Во всех
странах с течением времени соответствующим Центральным банком было
монополизировано право печати и выпуска денег. Хотя право чеканки монет было
частично предоставлено Центральному банку, а частично соответствующему
правительству. Однако и в этом случае монеты запускаются в оборот через
Центральный банк [12, 134].
Банкноты
только Центрального банка являются неограниченно «законным платежным средством»
и тем самым средством погашения долгов. Также Центральный банк устанавливает
правила обращения с денежной массой и создает систему резервных фондов
наличности. В условиях усиливающейся инфляции это означает сохранение
централизованной системы лимитирования и оперативного регулирования наличной
эмиссии. Средствами, находящимися в резервных фондах, могут распоряжаться
только Правление Центрального банка и его областные управления. Только с их
разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в оборотную
кассу (или операционную кассу филиалов банков, при которых не открыты резервные
фонды). Собственно эта операция и означает эмиссию – выпуск наличных денег в
обращение. Перемещение денежных знаков из оборотной кассы в резервные фонды
обусловливает изъятие денег из обращения. Эта операция, в соответствии с
правилами кассового регулирования, осуществляется автоматически – при
превышении лимитов оборотных (операционных) касс.
Организация
межбанковских расчетов. Межбанковские расчеты являются составным элементом
платежного механизма государства. Безналичные платежи между субъектами
предпринимательской деятельности никак не могут быть завершены в пределах
одного банка. Так как, в основном, у субъектов предпринимательской деятельности
счета открыты в разных банках, отсюда неминуемо возникают межбанковские
расчеты. Они представляют собой систему осуществления и регулирования платежей
по денежным требованиям и обязательствам, которые возникают между банковскими
организациями.
В
мировой практике сложились общие принципы организации межбанковских расчетов,
которые основаны на следующих моделях:
¾
по счетам межфилиальных оборотов;
¾
путем организации корреспондентских отношений между банками;
¾
через корреспондентские счета в учреждениях Центрального бака;
¾
через клиринговые учреждения;
Сегодня
большинство банков различных стран перешли на электронную систему платежей,
которая работает в режиме реального времени и позволяет завершать расчеты между
банками в течение операционного дня.
В составе
Центральных банков есть такое подразделение как расчетная палата, на которую
возложено техническое проведение межбанковских расчетов на основе электронных
технологий. Расчетная палата построена по двухуровневому принципу:
¾
Центральная расчетная палата, которая подчиняется непосредственно
Центральному банку;
¾
Региональные расчетные палаты, которые являются структурными
подразделениями территориальных управлений Центральных банков.
В
центральной расчетной палате открываются технические счета региональных
расчетных палат, по которым фиксируются проведенные за день операции. Ведение
счетов позволяет проводить контроль за правильностью осуществления операций по
техническим корреспондентским счетам региональными расчетными палатами. Кроме
того, обобщение отражаемой по этим счетам информации позволяет получить
довольно четкую и ясную картину состояния платежного оборота между регионами.
Контроль
над деятельностью коммерческих банков является одной из важнейших функций
Центрального банка. В условиях рыночной экономики, банки, являющиеся
коммерческими предприятиями, вполне могут обанкротиться. А банкротства банков
подрывают доверие населения к банковской системе страны в целом и
дестабилизируют экономическую ситуацию. Поэтому основной задачей Центрального
банка страны является контроль над деятельностью коммерческих банков с целью
недопущения банкротства кредитных учреждений. Данная задача реализуется с
помощью дифференцированной системы мероприятий, связанных с надзором,
контролем, подачей заявок и профилактикой.
Система
контроля направлена на сокращение внешних и внутренних банковских рисков. К
внешним банковским рискам относятся:
¾
риск ликвидности (неспособность банка обеспечить бесперебойную
оплату своих обязательств перед клиентами);
¾
валютный риск (убытки от неблагоприятного изменения валютного
курса в условиях открытой валютной позиции);
¾
риск учетной ставки (убытки от изменений процентной ставки,
устанавливаемой по кредитам Центрального банка, в условиях фиксированной
процентной ставки по предоставленным кредитам);
¾
риск по ценным бумагам (убытки от изменения курса ценных бумаг,
находящихся в портфеле банка).
Внутренними
факторами банковского риска считают коммерческие, связанные с человеческим
фактором - квалификация персонала и деловые качества руководителей,
исполнительская дисциплина, качество аудиторской службы и др., а также
операционно-технические риски, отражающие степень работоспособности систем,
обеспечивающих внутреннюю работу банка: системы безопасности, бухгалтерского
учета, материально-технических средств, средств связи, транспорта и т.п.
Для
снижения внутренних рисков проводятся такие процедуры, как лицензирование,
аудиторские проверки, инспектирование деятельности коммерческих банков
сотрудниками Центрального банка.
Коммерческие
банки обязаны ежемесячно предоставлять Центральному банку следующую информацию:
¾
баланс с приложением расчета экономических нормативов;
¾
отчет о кредитном портфеле;
¾
отчет о портфеле ценных бумаг;
¾
отчет о валюте и валютной позиции;
¾
отчет о риске процентной ставки;
¾
отчет о предоставлении и погашении родственными лицами кредита
банка.
Управление
банковского надзора также вправе потребовать от банка предоставление любой
другой информации, даже если она отнесена к банковской служебной или
коммерческой тайне. Сюда, в частности, относится информация о крупных кредитах.
Работа
по банковскому надзору делится по трем основным направлениям: общий надзор,
интенсивный надзор и надзор высокой степени.
Общий
надзор распространяется только на стабильно работающие банки, которые финансово
устойчивы, соблюдают экономические нормативы, нормы действующего
законодательства, указания Центрального бака и т.д. Одним словом имеют хорошую
репутацию. Его осуществляют региональные управления Центрального банка.
Интенсивный
надзор применяется к тем банкам, которые периодически нарушают экономические
нормативы и допускают незначительные другие нарушения, а также не отличаются
финансовой стабильностью.
Надзор
высокой степени применяется в отношении банков, которые систематически (два и
более раз в течение квартала) нарушают экономические нормативы, а также
допускают другие грубые нарушения или имеют неудовлетворительное финансовое
состояние.
Полномочия
Центрального банка в устранении нарушений выражаются в следующих мерах:
¾
обязательность для коммерческих банков выполнения указаний
Центрального банка;
¾
требования к учредителям банков по финансовому оздоровлению
банков, замене их руководителей, реорганизации или ликвидации банков;
¾
взыскание штрафов;
¾
повышение норм обязательных резервов;
¾
назначение временной администрации по управлению банком на
период, необходимый для его финансового оздоровления;
¾
отзыв лицензий на совершение банковских операций.
Наделение
центрального банка указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное
функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных
функций центральному банку необходима обширная сеть региональных учреждений, а
так же центральный аппарат.
Организационная
структура центрального банка представлена его основными органами управления,
службами и подразделениями, каждое из которых наделяется соответствующими
полномочиями и выполняет строго определенные функции. Примерная структура
Центрального банка приведена в Приложении [12, 265].
Таким образом, особая роль центрального банка в кредитной системе состоит
страны в том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и
государство, являясь для них кредитором последней инстанции. Он находится в
государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования
деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой кредитной системы
страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с
общей экономической стратегией государства, и выступает ключевым агентом
государственной денежно-кредитной политики.
1.2 Операции центральных банков
Центральный банк осуществляет свои функции путем проведения банковских
операций, которые, как и у любого другого банка, делятся на пассивные и
активные. Пассивные – это операции по формированию и привлечению банковских
ресурсов. А активные – операции по размещению и выдаче банковских ресурсов [8,
106].
К пассивным операциям центральных банков относятся:
¾
эмиссия банкнот (доля до 90-95% от всех пассивов)
является важным источником ресурсов центрального банка. В наше время отменено
золотое обеспечение банкнот. Современный механизм эмиссии банкнот основан на
кредитовании коммерческих банков, покупке государственных бумаг и увеличении
золотовалютных резервов. Обеспечением банкнотной эмиссии служат активы
центрального банка. В этом проявляется взаимосвязь его пассивных и активных
операций. Размеры пассивной операции «эмиссия банкнот» зависят от его активных
операций: ссуд банкам, покупки государственных ценных бумаг, иностранной валюты
и золота;
¾
прием депозитов
кредитных учреждений
составляют значительную часть пассивов центральных банков. Центральные банки
принимают от коммерческих депозиты, по которым выплачиваются проценты;
¾
хранение
капиталов и резервов коммерческих банков. На счетах центральных банков хранятся средства казначейства
(министерства финансов) и других правительственных ведомств. Коммерческие банки
открывают в центральных банках беспроцентные корреспондентские счета и
специальный резервный счет;
¾
привлечение средств
из-за границы.
Центральные банки могут получать кредиты от международных финансово-кредитных
организаций или других центральных банков. В ряде стран центральные банки
прибегают к займам: выпускают собственные долговые ценные бумаги (облигации,
векселя). Они используются для проведения операций на открытом рынке и
принимаются центральными банками в залог при кредитовании коммерческих банков.
К активным операциям центральных банков относятся:
¾
купля/продажа
золота и иностранной валюты;
¾
учетно-ссудные - купля/продажа
и учет государственных и коммерческих векселей и обязательств. Центральные банки предоставляют
ссуды правительству и банкам. Для покрытия кассовых разрывов (между текущим
поступлением доходов и расходами бюджета) могут быть предоставлены ссуды
казначейству сроком не более одного года;
¾
ломбардное
кредитование – ссуды под залог ценных бумаг. Краткосрочные ссуды для поддержания ликвидности коммерческих
банков обычно предоставляются центральным банком под залог простых и переводных
векселей, государственных ценных бумаг и других активов;
¾
инвестиционные –
долгосрочные вложения в государственные ценные бумаги. Осуществляются центральными банками
с различными целями. Во-первых, покупка ими государственных обязательств служит
главной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. В
портфеле центрального банка обычно находится очень незначительная часть
государственных ценных бумаг. Основными кредиторами государства выступают не
центральные банки, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные
учреждения, компании и население. Во-вторых, покупка центральными банками
государственных ценных бумаг осуществляется с целью регулирования ликвидности
банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе
проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих
банков центральные банки используют покупку векселей у коммерческих банков. Эта
операция называется переучетом, так как центральный банк осуществляет вторичную
покупку векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Другой
метод расширения ликвидности коммерческих банков – покупка у банков
государственных ценных бумаг с обязательством центрального банка последующей их
продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене;
Банковские
инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка
состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком
государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит
главной и даже единственной формой кредитования правительства. Прямое
кредитование государства, то есть предоставление банковской ссуды, в этих
странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии,
Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции,
Нидерландах).
Следует
обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишь
незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса
перепродается банком на рынке ценных бумаг.
Соответственно
основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие
банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население.
Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком
государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской
системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной
политики.
Операции центрального банка отражаются в его балансе, который состоит из
активов и пассивов [6, 120]. К активным статьям пассива относятся:
¾
драгоценные металлы;
¾
средства в
иностранной валюте, размещенные у нерезидентов;
¾
кредиты в рублях,
в том числе кредиты кредитным организациям – резидентам и нерезидентам;
¾
ценные бумаги,
включая государственные бумаги;
¾
прочие активы.
К пассивным статьям относятся:
¾
наличные деньги в
обращении;
¾
средства на
счетах в Центральном банке, в том числе Правительства, кредитных организаций –
резидентов и нерезидентов;
¾
средства в
расчетах;
¾
капитал;
¾
прочие пассивы.
Кредитные
операции Центрального банка не ограничиваются суммой аккумулированных кредитных
ресурсов. Как банк первого уровня он осуществляет выдачу ссуд на эмиссионной
основе независимо от состояния пассивной части своего баланса на дату выдачи
кредита. Пассивы Центрального банка автоматически увеличивается по мере
предоставления кредита.
Осуществляемые
Центральным банком кредитные операции играют подчиненную роль по отношению к
организации платежного механизма и денежного обращения страны: они призваны
обеспечить наличие остатка средств на корреспондентских счетах коммерческих
банков в сумме, достаточной для бесперебойного функционирования межбанковской
системы и удовлетворения потребностей оборота в наличных деньгах.
Кредиты
Центрального банка – это основной источник государственного внутреннего долга
страны.
Безусловно,
непосредственное кредитование предприятий Центральным банком ограничено.
Конечно, не каждый предприниматель и далеко не каждое предприятие может
получить кредит у центрального банка, это доступно не всем. Кредит выдается
хозяйствующим субъектам, обеспечивающим деятельность Центрального банка
(включая создание материально-технической базы для выпуска собственной валюты).
Практикуется выдача ссуд сотрудникам Центрального банка из средств фонда
материального поощрения.
2.1 Правовой статус, структура, цели и задачи Национального
Банка Республики Казахстан
В настоящее время Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую
систему. Национальный Банк Республики Казахстан представляет собой верхний
(первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки
представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением
Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус.
Организационно-правовое оформление двухуровневой банковской системы
произошло с принятием Закона Казахской ССР от 7 декабря 1990 года «О банках и
банковской деятельности в Казахской ССР». Дальнейшее совершенствование и
реорганизация банковской системы, оформление изменений происходило с принятием
Закона Республики Казахстан от 13 апреля 1993 года «О Национальном банке
Республики Казахстан», Закона Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года «О
банках в Республике Казахстан», Постановления Президента Республики Казахстан
от 15 февраля 1995 года N 2044 «Об утверждении Программы реформирования
банковской системы в Казахстане на 1995 год», Указа Президента Республики
Казахстан, имеющего силу закона, от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке
Республики Казахстан», Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу
закона, от 31 сентября 1995 года «О банках и банковской деятельности в
Республике Казахстан».
Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики
Казахстан.
Задачи,
принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка
регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «О
Национальном банке Республики Казахстан» [9].
Национальный Банк Казахстана является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс, действует на принципах полного хозрасчета и, совместно
с подведомственными ему подразделениями, представляет собой единую
централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения.
Национальный Банк Казахстана имеет печать с изображением Государственного
герба Республики Казахстан и со своим наименованием. Структурные подразделения
Национального Банка Казахстана, имеющие статус юридического лица, имеют свою
печать. Национальный Банк Казахстана имеет собственную эмблему (рисунок 1).
Центральный аппарат Национального Банка Казахстана располагается в г.Алматы.
Рисунок 1. Эмблема Национального Банка Республики Казахстан
Структура и общая штатная численность
Национального Банка утверждены Указом Президента от 31 декабря 2003 года № 1271
«Об утверждении Положения и структуры Национального Банка Республики
Казахстан».
Согласно статье 12 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке
Республики Казахстан» органами Национального Банка являются Правление и Совет
директоров.
В соответствии Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке
Республики Казахстан» и Положением о Национальном Банке Республики Казахстан,
утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года №
1271 Правление является высшим органом Национального Банка Республики Казахстан
и вправе рассматривать и принимать решения по любому вопросу, входящему в
компетенцию Национального Банка.
Правление состоит из 9 человек. В состав Правления входят Председатель
Национального Банка и четыре должностных лица Национального Банка (заместители
Председателя), один представитель от Президента Республики Казахстан, два
представителя от Правительства Республики Казахстан и председатель Агентства
Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых
организаций (статья 16 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке
Республики Казахстан»). Члены Правления от Президента Республики Казахстан,
Правительства Республики Казахстан и Национального Банка назначаются и
освобождаются, соответственно, Президентом Республики Казахстан, Правительством
Республики Казахстан и Председателем Национального Банка.
Порядок работы Правления Национального Банка определяется его Регламентом
[16]. Правление Национального Банка Казахстана находится в городе Алматы.
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан «О Национальном
Банке Республики Казахстан» органом оперативного управления Национального Банка
является Совет директоров Национального Банка Казахстана.
В состав Совета директоров входят Председатель, его заместители,
руководители структурных подразделений Национального Банка по представлению
Председателя. Состав Совета директоров утверждается Правлением Национального
Банка (статья 19 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики
Казахстан»). В настоящее время в его составе 14 членов (Таблица 1).
Совет директоров, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О
Национальном Банке Республики Казахстан», принимает решения по вопросам,
находящимся в ведении Национального Банка, за исключением тех вопросов, которые
входят в компетенцию Правления и Председателя Национального Банка (или его
заместителей). Порядок работы Совета Директоров определяется его Регламентом
[15].
Таблица 1 - Состав
Совета директоров Национального Банка РК