Государственно-правовое регулирование банковской деятельности в РФ
Публичные
полномочия Банка России по предупреждению банкротства реализуются путем издания
нормативных актов о финансовом оздоровлении кредитной организации, о введении
временной администрации или о реорганизации кредитной организации. Банк России
осуществляет общее руководство деятельностью по предупреждению банкротства. В
соответствии с нормативными актами Банка России реализует полномочия по
предупреждению банкротства. Мероприятия по предупреждению банкротства Банк
России осуществляет совместно с Агентством[41]
по реструктуризации кредитных организаций путем направления взаимных
предложений, например, о передаче кредитной организации под управление
Агентства по реструктуризации кредитных организаций.
Публичные
полномочия Банка России по ликвидации кредитных организаций осуществляются на
основании федерального закона «О банках и банковской деятельности в РФ»,
которым закрепляются публичные полномочия по регистрации кредитной организации
по поводу ликвидации, а также публичные полномочия по отзыву лицензии. Банк
России наделен правом издавать нормативные акты по вопросам банкротства
кредитных организаций в том случае, если отношения связанные с банкротством
кредитной организации не урегулированы федеральным законом.
Полномочия
Банка России в области банкротства кредитных организаций достаточно широки и
осуществляются Банком России по следующим направлениям: полномочия
непосредственно по банкротству кредитных организаций, например, право подать
заявление в арбитражный суд о признании кредитной организации банкротом; а
также публичные полномочия, направленные на организацию процесса банкротства
кредитных организаций, например, полномочия по аттестации арбитражных управляющих[42].
Как и
иные публичные полномочия в области банковского регулирования и надзора,
публичные полномочия в области ликвидации и банкротства кредитных организаций
направлены на защиту прав кредиторов (вкладчиков) а, следовательно, и на защиту
прав граждан, поддержание единого экономического пространства в Российской
Федерации, свободное перемещение финансовых средств.
Публичные
полномочия в области регулирования государственного долга Банк России реализует
только по поручению Правительства РФ. Банк России не вправе самостоятельно
возлагать на себя обязанности по обслуживанию государственного долга[43].
В
Российской Федерации отсутствует единый центр по управлению государственным
долгом, поэтому общее руководство обслуживанием государственного долга осуществляет
Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. Банк России свои
полномочия по обслуживанию государственного долга осуществляет по согласованию
с Министерством финансов РФ. Полномочия Банка России в этой области реализуются
путем выполнения Банком России функций оператора на рынке государственных
ценных бумаг, а также консультаций Министерства финансов РФ по поводу выпуска
государственных ценных бумаг с учетом их воздействия на состояние банковской
системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Банк
России не является специализированным органом по обслуживанию государственного
долга, и свои публичные полномочия в этой области он подчиняет задачам, которые
имеют для него принципиальное значение: контроль над денежной массой, защита
рубля, поддержка банковской системы. Политика Банка России по обслуживанию
государственного долга вполне оправданна, так как управление государственными
ценными бумагами, как и вся деятельность Банка России направлена на реализацию
денежно-кредитной политики РФ.
Публичные
полномочия Банка России в области управления золотовалютными резервами[44] можно рассмотреть
как деятельность Банка России по официальному управлению высоколиквидными
финансовыми активами, находящимися в распоряжении Банка России по состоянию на
отчетную дату. По общему правилу золотовалютные резервы включают: монетарное
золото; специальные права заимствования; резервную позицию в МВФ; остатки на
текущих счетах; краткосрочные депозиты в банках; ценные бумаги иностранных
правительств; другие ликвидные валютные активы. Однозначного определения
содержания золотовалютных резервов не существует, так как их содержание
формируется в зависимости от функций их использования и может меняться.
Собственником
золотовалютных резервов является Российская Федерация, Банк России осуществляет
полномочия по владению, пользованию и распоряжению золотовалютными резервами.
От имени государства интересы собственника представляет Правительство РФ,
которое вправе определять приоритетные направления деятельности Банка России по
управлению золотовалютными резервами. Поэтому доходы, получаемые Банком России
от сделок, связанных с управлением золотовалютными резервами также являются
собственностью Российской Федерации.
Публичные
полномочия Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля
предусмотрены федеральным законом о валютном регулировании и валютном контроле[45]. Как орган
валютного регулирования, Банк России наделен правом издавать нормативные акты
по вопросам регулирования расчетов, порядка совершения сделок с валютными
ценностями, а также предоставления иностранным юридическим и физическим лицам
кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу.
Банк
России не определяет общих направлений валютного регулирования и валютного контроля,
а является органом валютного регулирования и валютного контроля кредитных
организаций. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации
осуществляются Правительством РФ[46]
в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами Президента РФ. Банк России должен осуществлять
свои полномочия в области валютного регулирования и валютного контроля в
соответствии с принципами единого экономического пространства, свободного
перемещения финансовых средств, защиты и обеспечения устойчивости рубля.
Законами РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ могут
определяться и иные задачи, направленные на достижение конституционных целей
валютного регулирования и контроля.
Публичные полномочия
Банка России в области регулирования деятельности валютных бирж заключаются в
установлении порядка и условий осуществления валютными биржами деятельности по
организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты,
осуществления выдачи, приостановления и отзыва разрешений валютным биржам на
организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.
Нормы[47], предусматривающие
функции Банка России по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным
биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной
валюты, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении
соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов
деятельности». Поэтому на сегодняшний день эти публичные полномочия Банка
России не реализуются.
Полномочия
Банка России в области международной и внешнеэкономической деятельности
осуществляются для эффективного выполнения полномочий Банка России как
государственного органа. Банк России представляет интересы Российской Федерации
на международной арене в соответствии с основными направлениями деятельности
Правительства РФ в области осуществления банковского регулирования и надзора и
взаимодействия с центральными банками иностранных государств и валютно-финансовыми
организациями. Деятельность Банка России по данному направлению носит
вспомогательный характер по отношению к деятельности Правительства РФ[48].
Учитывая
двойственный статус Банка России необходимо рассмотреть, также частные
полномочия, переданные Банку России как юридическому лицу. Данные полномочия не
нашли своего отражения в Конституции РФ, так как прямо не направлены на
реализацию конституционных функций Банка России и являются производными от
основных (публичных) полномочий.
Несмотря
на то, что Банк России по своему статусу кредитной организацией не является,
гл. 8 Федерального закона о Центральном банке РФ он наделен правом совершать
как банковские операции, так и иные сделки, разрешенные кредитным организациям.
В
отличие от кредитных организаций Банк России не является коммерческой
организацией, поэтому доходы, получаемые Банком России от банковских операций и
иных сделок, должны быть направлены на выполнение публичных функций Банка
России. В то же время, как и кредитные организации, Банк России не имеет права
заниматься торговой и производственной деятельностью, и вправе защищать свои
интересы в суде или арбитражном суде.
Банковские
операции и иные сделки Банк России может совершать только при соблюдении
ограничений предусмотренных законом о Центральном банке РФ. Банк Росси наделен
правом совершать банковские операции и иные сделки только с российскими и
иностранными кредитными организациями, а также Правительством РФ. Банк России
не имеет право обслуживать физических лиц и юридических лиц, не имеющих
лицензии на совершение банковских операций, за исключением случаев, когда в
регионе отсутствуют кредитные организации. В этом случае Банк России обязан
осуществлять банковское обслуживание для реализации принципа единого
экономического пространства в Российской Федерации и свободного передвижения
финансовых средств.
Ограничения
при осуществлении банковской деятельности по субъектному составу связаны,
прежде всего, с неравным положением Банка России и иных кредитных организаций
на рынке банковских услуг[49].
Банк России имеет более выгодное положение по сравнению с иными участниками
рынка банковских услуг, поэтому наделение его правом совершать банковские
операции с физическими и юридическими лицами, не имеющими лицензии Банка
России, может привести к сокращению количества кредитных организаций в
Российской Федерации и созданию монополии Банка России на рынке банковских
услуг, что противоречит п. 2 ст. 34 Конституции РФ.
Банк
России вправе осуществлять банковские операции, в том числе сделки с иностранной
валютой с драгоценными металлами и иными валютными ценностями как
самостоятельно, так и по поручению Правительства РФ, но только для защиты и
обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы,
обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Однако
даже банковские операции, осуществляемые Банком России для реализации стоящих
перед ним целей, не могут совершаться без ограничений. Являясь кредитором
последней инстанции для кредитных организаций, Банк России может принимать в
качестве обеспечения исполнения обязательств только установленные законом виды
вещей при сроке кредитования не более одного года.
Таким
образом, полномочия Банка России необходимо рассматривать как предусмотренные
Конституцией РФ и федеральными законами права и обязанности, направленные на
реализацию целей деятельности Банка России.
Полномочия Банка России
могут быть как частными, так и публичными в зависимости от того, направлены ли
они на выполнение полномочий государственного органа или на обеспечение
деятельности непосредственно Банка России. Однако реализация публичных
полномочий без выполнения частных невозможна, так как они взаимосвязаны.
Особое
место среди публичных полномочий занимают конституционные полномочия, направленные
на выполнение конституционных функций Банка России. Полномочиями по проведению
финансовой, кредитной и денежной политики, обладает не только Центральный банк
РФ, но и Правительство РФ. Банк России обязан реализовывать[50] свои публичные
полномочия в соответствии с экономической политикой Правительства РФ. Однако
российским законодательством не предусмотрены четкие механизмы преодоления
разногласий между ними.
Основным
способом реализации публичных полномочий Банка России является издание
подзаконных нормативных актов, обязательных для всех субъектов. Они издаются по
строго определенному кругу вопросов и не могут противоречить нормативным актам
высших органов государственной власти. Однако Банк России не полностью
реализует свои нормотворческие полномочия, принимая решения о выдаче лицензии
на осуществление банковской деятельности, и не издавая при этом
нормативно-правового акта[51].
Частные полномочия Банка
России прямо не направлены на реализацию публичных полномочий. Банк России
наделен правом осуществлять банковские операции и иные сделки, но только для
реализации публичных полномочий.
Глава 2. Особенности
государственно-правового регулирования банковской деятельности
2.1. Лицензирование и
регистрации деятельности коммерческих банков
Любой коммерческий банк в России как
субъект гражданско-правовых отношений, в первую очередь, представляет собой
юридическое лицо. Это означает, что на правовой статус таких организаций
распространяются все нормативные положения, касающиеся юридических лиц, в том
числе порядка их создания и возникновения у них правоспособности.
Согласно гражданскому
законодательству правоспособность 1) юридического лица возникает в момент его
создания, которым в свою очередь признается момент государственной регистрации
(п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ). Таким образом, действующее гражданское
законодательство не признает решение физических и (или) юридических лиц –
учредителей о создании юридического лица юридическим фактом, т.е. такое решение
само по себе не влечет никаких юридических последствий, Для того, чтобы создать
юридическое лицо, помимо решения учредителей, необходим факт государственной
регистрации. И только с момента регистрации юридического лица в соответствующих
государственных органах оно приобретает гражданскую правосубъектность.
Необходимо
отметить, что ГК РФ 1994 г. не связывает момент создания юридического лица с
внесением его в единый государственный реестр юридических лиц, т.е. не признает
эти действия уполномоченных государственных органов в качестве юридического
факта[52].
В связи с этим
основанием возникновения гражданской правосубъектности юридического лица
является сложный юридический состав: учредительный договор о создании
конкретного юридического лица и государственная регистрация данного
юридического лица. Необходимость государственной регистрации юридических лиц
объясняется не столько важностью определения момента создания юридического
лица, после чего оно имеет право вступать в различные гражданские
правоотношения, т.е. становится их субъектом. Основное назначение государственной
регистрации -обеспечение финансового (налогового) контроля за деятельностью
юридических лиц.
Большая часть
юридических лиц регистрируется в регистрационных палатах. Однако из этого
правила есть законодательно закрепленные исключения. К такого рода исключениям
относятся и кредитные организации. В соответствии с действующим российским
банковским законодательством регистрация кредитных организаций осуществляется
Центральным банком РФ.
Снабжение Банка
России регистрационными полномочиями относительно кредитных организаций
объясняется тем, что ЦБ РФ является верхним звеном всей банковской системы
России и на сегодняшний день единственным специальным органом государственной
власти одной из основных целей деятельности которого является развитие и
укрепление банковской системы России. В рамках реализации названной цели он
наделен законодательством весьма широкими полномочиями в сфере регулирования
всей кредитной системой государства. В свою очередь, полномочия по управлению и
регулированию банковской системой немыслимы без возможности контроля за
созданием новых кредитных организаций. Поэтому, являясь единственным органом
банковского регулирования и надзора, Банк России наделен полномочиями по
регистрации всех вновь создаваемых кредитных учреждений.
Законом о банках[53] предусмотрены ограничения на
виды денежных средств, привлекаемых для формирования уставного капитала: для
этой цели, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, не
могут быть использованы привлеченные денежные средства, средства федерального
бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и
иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов
государственной власти. Указанные ограничения, таким образом, устанавливают
обязанность учредителей (участников) нести риск при наступлении неблагоприятных
имущественных последствий только за счет собственного капитала. Кроме того,
обязанность учредителей (участников) нести такой риск для кредитной организации
определяется еще и тем, что в соответствии ГК РФ[54] все учредители (участники)
кредитной организации должны участвовать в образовании ее уставного капитала
путем оплаты акций или внесения вклада и не могут быть ни при каких условиях
освобождены от выполнения этой своей обязанности.
Кроме того, в устав кредитной
организации включаются:
·
·
сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных и органов
внутреннего контроля, о порядке их образования и полномочия, о порядке принятия
мим решений , в том числе по вопросам, решения по которым принимаются
единогласно, квалифицированны большинством или простым большинством голосов.
Руководство текущей деятельностью кредитных организации должно осуществляться
одновременно коллегиальным и единоличным исполнительными органами;
·
·
данные о размере вклада, дающего право одного голоса на собрании участников
кредитной организации;
·
·
положение, касающееся учета и сохранности документов, а также своевременной
передачи их на государственное хранение в установленном Росархивом порядке[55] при реорганизации и ликвидации
кредитной организации.
·
·
Положения, регламентирующие порядок ликвидации и реорганизации кредитной
организации;
·
·
Иные положения, не противоречащие действующему законодательству.
Устав кредитной организации,
создаваемой в форме акционерного общества, кроме перечисленных выше положений,
должен также содержать сведения о:
·
·
Типе акционерного общества (открытое или закрытое);
·
·
Количестве, номинальной стоимости, категории (обыкновенные, привилегированные)
акции и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
·
Права
акционеров – владельце акций каждой категории (типа);
·
·Иные
положения, предусмотренные Федеральным законом “Об акционерных обществах”.
Следующим этапом в довольно
длительном организационном процессе создания кредитной организации является
государственная регистрация вновь создаваемого юридического лица.
Как уже
отмечалось органов, осуществляющим государственную регистрацию всех кредитных
учреждений на территории Российской Федерации, является Центральный банк
России. Поэтому ходатайство о государственной регистрации и все необходимые для
этого документы, исчерпывающий перечень[56]
которых установлен законом о банках, подаются в территориальное учреждение
Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации. Подача
документов должна быть осуществлена не позднее чем через месяц после подписания
учредительного договора о создании акционерного общества[57].
Для государственной регистрации
кредитной организации представляются следующие документы:
·
Заявление
с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче
лицензии на осуществление банковских операций. В заявлении должно быть дано
экономические обоснования создания кредитной организации и обоснование
технической возможности и квалификационной готовности кредитной организации
совершать банковские операции. Кроме того, в ходатайстве предоставлена
информация об учредителях кредитной организации, сфере их деятельности,
финансовом состоянии, перспективах их развития, цели создания, приоритетные
направления кредитной организации, планируемое управление деятельностью
кредитной организации;
·
Учредительный
договор (для кредитных организаций, создаваемых в организационно-правовой форме
общества с ограниченной ответственностью). Сведения, содержащиеся в
учредительном договоре были перечислены выше;
·
Устав. Не
менее 50 % уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью должно
быть оплачено на момент государственной регистрации;
·
Протокол
собрания учредителей о принятии Устава и об утверждении кандидатур для
назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного
бухгалтера;
·
Свидетельство
об уплате государственной пошлины. В соответствии с законом о банках за
регистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом
Банком России, но не более 1 % от объявленного уставного капитала кредитной
организации. Уже упоминавшейся Инструкцией Банка “О порядке регистрации
кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности” установлен сбор
в размере 1 % от объявленного уставного капитала. Указанный сбор поступает в
доход федерального бюджета;
·
Копии
свидетельств о государственной регистрации учредителей –юридических лиц
(нотариально удостоверенные), аудиторские заключения о достоверности их
финансовой отчетности, а также подтверждение органами Государственной налоговой
службы РФ выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед
федеральным бюджетом, бюджетам субъектов РФ и местными бюджетами за последние
три года;
·
Декларации
о доходах учредителей – физических лиц, заверенные органами Государственной
налоговой службы РФ, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в
уставный капитал кредитной организации;
·
Анкеты
кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного
бухгалтера кредитной организации, заполняемых лично кандидатами и содержащие
следующие сведения:
o
- О
наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с
представлением копии диплома или заменяющего его документа об образовании) и
опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации,
связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при
отсутствии специального образования – опыта руководства таким подразделением не
менее двух лет;
o
- О
наличии (отсутствии) судимости.
Как уже
отмечалось, все перечисленные документы представляются в территориальное
учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной
организации в двойном экземпляре (устав представляется в четырех экземплярах).
В свою очередь, территориальное учреждение выдает учредителям кредитной
организации письменное подтверждение о принятии от них всех необходимых
документов для регистрации и получения лицензии на осуществление банковских
операций.
Если представленные не все
необходимые для регистрации документы или они не содержат всю требуемую
информацию, территориальное управление Банка России возвращает их учредителям с
письменным заключением. После внесения соответствующих изменений, дополнений и
представления всего перечня документов они считаются вновь поступившими и
рассматриваются в обычном порядке.
Действующее
законодательство не связывает принятие решения о государственной регистрации
кредитной организации с принятием какого-либо правового акта. Предполагается,
что сам факт внесения кредитной организации в Книгу регистрации является
правовой формой принятого Банком России индивидуально-правового решения. Вместе
с тем, такая практика представляется не вполне приемлемой. Факт регистрации
является лишь следствием принятого решения. Само это решение все же должно быть
сформулировано в надлежащей правовой письменной форме. Целесообразно решение о
регистрации кредитной организации оформлять приказом ЦБ РФ с последующим его
опубликованием[58].
Однако в
регистрации кредитной организации может быть отказано. Основаниями к отказу
могут быть:
1) Несоответствие кандидатов на
должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера
квалификационным требованиям, установленным в законе. Под таким несоответствием
понимается отсутствие у них высшего юридического или экономического
образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной
организации, связанного с осуществлением банковских операций, либо опыта
руководства таким подразделением не менее двух лет; а также наличие судимости
за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных
преступлений; совершение в течение года административного правонарушения в
области торговли, финансов, установленного вступившим в законную силу
постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных
правонарушениях; наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с
указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации в
связи с совершением виновных действий работником, непосредственно обслуживающим
денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты
доверия к нему со стороны администрации;
2) Неудовлетворительное финансовое
положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих
обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными
бюджетами за последние три года;
3) Несоответствие документов,
поданных для государственной регистрации и получения лицензии, требованиям
федеральных законов.
Решение об отказе в государственной
регистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации в
письменной форме и должно быть мотивировано. Отказ в государственной
регистрации, а также непринятие Банком России в установленный срок
соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд (ст. 16 Закона
о банках).
2.2 Контроль и надзор
Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков
В современной России государственное
управление банковской системой предусматривает использование рыночных
механизмов опосредованного (косвенного) управления ею. В этих условиях
становится актуальным государственное регулирование банковской деятельности,
которое призвано решать следующие задачи:
1) повысить эффективность
государственного влияния на экономику России, включая денежно-кредитную сферу;
2) обеспечить целостность Российской Федерации, единство системы ее
государственной власти и экономического пространства; способствовать
устойчивости экономики России, ее банковской системы и национальной валюты,
т.е. способствовать соблюдению публичных интересов в процессе банковской
деятельности;
3) обеспечить свободу предпринимательства, конкуренцию кредитных
организаций в банковской сфере, их оперативную (хозяйственную) независимость и,
наряду с этим, создать правовые гарантии прав и законных интересов потребителей
банковских услуг.
Анализ нормативных правовых актов
Российской Федерации, регулирующих банковскую деятельность, а также научной
литературы по данному вопросу позволяет выделить следующие направления
государственного регулирования этой сферы деятельности:
а) нормотворчество, в процессе
которого устанавливаются правовые нормы, регулирующие организацию и принципы
функционирования банковской системы Российской Федерации, порядок создания,
регистрации и лицензирования кредитных организаций; порядок осуществления
банковской деятельности; порядок осуществления банковского надзора и контроля;
б) регистрация и лицензирование
деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств
иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного
капитала при создании кредитных организаций в Российской Федерации,
согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций;
в) банковское регулирование с
использованием инструментов и методов денежно-кредитной политики;
г) осуществление
государственного контроля и надзора за банковской системой и банковской
деятельностью;
д) принятие судами судебных
решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных
организаций, назначения арбитражных управляющих и т.п.
Таким образом, осуществление
государственного надзора и контроля за банковской системой и банковской
деятельностью является одним из важнейших направлений государственного
регулирования банковской деятельности, направленной на обеспечение надежности и
эффективности функционирования банковской системы.
В широком смысле контроль, как
социально-правовое явление, проявляется в виде двух самостоятельных
направлений: собственно контроль и надзор. При этом наблюдение и проверка
исполнения правовых норм и принятых решений, с точки зрения юридической науки и
практики, несомненно, являются контрольной деятельностью.
В банковском законодательстве
используются термины “банковский надзор“ (ст. 55 Закона о Банке России),
“валютный контроль“ (ст. 4, 53 указанного закона, “антимонопольный контроль“
(ст. 32 Закона о банках), “исполнение лицензионных, надзорных и контрольных функций“
(ст. 26 упомянутого закона). Однако их содержание и особенности в
законодательстве не раскрываются. В юридическом смысле проблемы банковского
надзора и банковского контроля также разработаны явно недостаточно. Поэтому
особенности контрольно-надзорной деятельности в банковской системе могут быть
познаны на основе анализа федерального законодательства с учетом имеющихся в
отечественной юридической науке концептуальных представлений о контроле и
надзоре. Теория и практика банковской деятельности настоятельно требуют не
только экономического, но и юридического анализа особенностей
контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере. Между тем в научных
работах, посвященных проблемам банковского контроля и надзора, анализируются,
как правило, экономические, а не юридические проблемы. Понимание юридической
сущности банковского контроля и надзора требует комплексного подхода,
предполагающего, что особенности того или иного вида контрольно-надзорной
деятельности обусловлены его объектом, субъектом, предметом и методом.
Анализ федерального законодательства
позволяет утверждать, что в банковской системе России используются несколько
различных направлений государственной и негосударственной контрольно-надзорной
деятельности. Конечно же, основным направлением контрольно-надзорной
деятельности в банковской сфере является государственный банковский контроль и
надзор за кредитными организациями.
При выделении банковского контроля и
надзора как самостоятельных направлений государственной деятельности следует
учитывать:
а) особую сферу их применения
(банковская система и банковская деятельность);
б) специальный состав контрольно-надзорных органов, наделенных
соответствующими полномочиями в банковской сфере;
в) строго определенный круг лиц, признаваемых объектами такого контроля и
надзора (например, кредитные организации);
г) наличие особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное
образование, именуемое банковским правом;
д) специальные методы и формы контрольно-надзорной деятельности.
Но помимо банковского надзора и
банковского контроля федеральное законодательство предусматривает и другие виды
государственной контрольно-надзорной деятельности за банковской системой.
Например, государство контролирует деятельность не только кредитных
организаций, но и самого Банка России, как элемента банковской системы России
(контроль со стороны ГД РФ, Счетной палаты РФ, внешний аудит по назначению ГД
РФ). За Банком России, как государственным контрольным органом, ведется
прокурорский надзор, возложенный на органы прокуратуры.
Широко используются в банковской
сфере налоговый, таможенный, финансовый, валютный контроль. Применяются и
негосударственные формы контроля, например, внешний и внутренний аудит,
внутренний контроль в кредитных организациях (ст. 95 Закона о Банке России, ст.
24 Закона о банках), а также общественный контроль. Общественный контроль за
функционированием банковской системы и кредитных организаций проявляется в
процессе деятельности Национального банковского совета при Банке России, а
также общественных организаций по защите прав потребителей, вкладчиков и
кредиторов. Кроме того, в процессе банковской деятельности Банк России и
кредитные организации активно применяют гражданско-правовой контроль за своими
клиентами (например, контроль за целевым расходованием банковских кредитов).
В рамках банковской системы
применяются государственный или негосударственный финансовый и валютный
контроль. Причем валютный контроль, осуществляемый кредитными организациями,
неправомерно отождествляется некоторыми авторами с государственным финансовым
контролем.
Помимо Банка России, являющегося
органом валютного контроля, такой контроль осуществляется Правительством РФ
(ст.11 Закона о валютном контроле). Таким образом, валютный контроль в России
существует в двух видах: валютный контроль Банка России и валютный контроль
Правительства РФ.
Следует отметить, что не вся
деятельность Банка России в сфере валютного контроля является банковской с
точки зрения предмета и объекта такого контроля, ибо в действующем
законодательстве можно выделить два самостоятельных направления валютного
контроля Банка России: банковский валютный контроль и собственно валютный
контроль.
Первое направление валютного контроля
связано с осуществлением контроля за проводимыми кредитными организациями
валютными операциями, предметом которых являются банковские правоотношения и
нормы банковского права. Оно нацелено на обеспечение законности банковских
операций, а также на обеспечение соблюдения кредитными организациями норм
банковского законодательства при осуществлении ими операций с валютными
ценностями (п.4 ст.1 Закона о валютном контроле).
Второе направление валютного контроля
реализуется Банком России в отношении валютных операций, совершаемых
физическими и юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями.
Правоотношения между Банком России и упомянутыми лицами в связи с
осуществлением ими операций с валютными ценностями имеют характер не
банковских, а исключительно валютных правоотношений.
Таким образом, Банк России
осуществляет контрольные и надзорные полномочия в сфере валютного контроля в
соответствии с банковским и валютным законодательством.
Как отмечает профессор Гейвандов
Я.А., Банк России согласно закону может действовать исключительно как орган
валютного контроля. Его контрольная деятельность в сфере валютных
правоотношений, если она напрямую не связана с банковской деятельностью и
нормами банковского права, а осуществляется в интересах достижения целей
налогового, таможенного и валютного законодательства, является частью единого
валютно-правового режима государства. Это касается, в частности, полномочий
Банка России по оформлению и выдаче всевозможных валютных разрешений
юридическим и физическим лицам на вывоз (ввоз) из (в) РФ валютных ценностей не
в связи с осуществлением ими банковских операций, а по иным основаниям,
закрепленным в валютном законодательстве.
Некоторые авторы рассматривают
банковский контроль как составную часть государственного финансового контроля.
Однако анализ законодательства, в частности Бюджетного кодекса РФ (далее — БК
РФ), Закона о Банке России, Закона о банках показывает, что законодательство
России не содержит норм, устанавливающих контрольные полномочия Банка России в
сфере государственного финансового контроля. В БК РФ он определен как орган денежно-кредитного
регулирования (п.3,4 ст.151 БК РФ). Согласно действующему законодательству Банк
России не вправе контролировать движение бюджетных средств по банковской
системе. В соответствии со ст. 23 Закона о Банке России он лишь “хранит“
средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, если иное
не установлено федеральными законами, а также осуществляет соответствующие
банковские операции. Более того, с 1 января 2000 года в России упразднена
банковская система кассового исполнения бюджета и введено казначейское
исполнение бюджетов (ст. 215 БК РФ).
Таким образом, с вступлением в силу
БК РФ Банк России юридически утратил возможность осуществлять даже ту часть
полномочий в сфере финансового контроля, которые могли бы быть ему
предоставлены в связи с кассовым исполнением бюджета. В этой связи положения
Указа Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 “О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля в Российской Федерации“, возлагающие на
Банк России функции по осуществлению государственного финансового контроля в
соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и
полномочий, не основаны на действующем законодательстве. Таких функций и
полномочий у Банка России нет.
Между тем, как отмечает профессор
Гейвандов Я.А., потребность в наделении Банка России полномочиями в сфере
государственного финансового контроля объективно существует. Причем упомянутое
направление деятельности Банка России в действительности могло бы иметь
характер именно государственного финансового контроля, а не банковского
надзора. На Банк России могли бы быть возложены полномочия вневедомственного
(надведомственного) государственного финансового банковского контроля за
целевым расходованием бюджетных средств, обслуживаемыми им государственными
органами и организациями. Такой контроль мог бы выражаться в предварительном
банковском наблюдении, проверке и оценке обоснованности расчетов бюджетными
средствами по гражданско-правовым сделкам, путем сопоставления предполагаемых
платежей и сметы, установленной для получателей бюджетных средств,
обслуживаемых Банком России. Соответствующее право могло бы быть предоставлено
тем учреждениям Банка России, которые осуществляют банковское обслуживание
государственных органов, органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность
РФ, а также в некоторых иных случаях. Автор разделяет указанную точку зрения и
считает необходимым начать подготовку соответствующего проекта Федерального
закона.