Государственный контроль за деятельностью страховых организаций
Государственный контроль за деятельностью страховых организаций
Содержание
1. Государственный контроль за
деятельностью страховых организаций
2. Тест
3. Задача
Список литературы
1 Государственный
контроль за деятельностью страховых организаций
Как ни в какой другой
отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль
государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет
государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду
предпринимательства связано с социальной значимостью функции страхования, т.к.
страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь
приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке
производства.
Государственное
регулирование страховой деятельности – воздействие государства на участников
страховых отношений по нескольким направлениям:
законодательное
обеспечение деятельности страховых компаний;
установление в интересах
общества и отдельных категорий граждан обязательного страхования;
проведение специальной
налоговой политики;
государственный надзор за
страховой деятельностью;
защита добросовестной
конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Выполнение регулирующей
функции, как правило, возлагается на специальный орган – государственный
страховой надзор. Цель и полномочия страхового надзора установлены в законе РФ
«Об организации страхового дела», а также в постановлениях Правительства РФ от
8.04.2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора», от
30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового
надзора». Они состоят в обеспечении соблюдения требований действующего
законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты
прав и интересов страхователей, страховщиков и иных заинтересованных лиц и
государства.
Государственное
воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую
отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и
нормативное регулирование страховой деятельности (рис.1).
Современная система
страхового надзора опирается на Федеральную службу страхового надзора
Министерства финансов РФ, которая помимо лицензирования страховщиков и
последующего контроля за их деятельностью, готовит предложения по изменению и
дополнению страхового законодательства, а также законов и законодательных
актов, оказывающих влияние на целостность страхового рынка и его дальнейшее
развитие.
Юридические основания
осуществления надзора за страховой деятельностью и основной перечень
контрольных функций, осуществляемых надзором, установлены в ст. 30, 31, 33
Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
К основным функциям
органа страхового надзора относят:
лицензирование
деятельности субъектов страхового дела, аттестация страховых актуариев и
ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра
объединений субъектов страхового дела;
контроль за соблюдением
страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок
деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими
отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и
платежеспособности;
выдача в течение 30 дней
в предусмотренных Федеральным законом «Об организации страхового дела в
Российской Федерации» случаях разрешений на увлечение размеров уставных
капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на
совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций
страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых,
перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в
сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными
инвестициями;
разработка и утверждение
нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов
страхового дела;
обеспечение в
установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере
страхового дела.
С точки зрения
результативности осуществления надзора необходимо соблюдение следующих
принципов:
стабильность системы
органов;
стабильность,
прозрачность и ясность законодательства, обеспечивающего осуществление
надзорных функций;
соответствие функций,
структуры и методов надзора задачам, установленным в законодательстве;
обеспечение эффективного
взаимодействия с другими органами исполнительной и законодательной власти;
неотвратимость и
обязательность применения предусмотренных законодательством санкций.
В отечественной практике
можно выделить три формы осуществления государственного надзора за
деятельностью страховых организаций: предварительный (лицензионный), текущий
(контрольный), последующий (статистический).
Лицензионная форма
надзора регулируется процедурой принятия решения о выдаче лицензии на право
осуществления страховой деятельности. Полученная страховщиком лицензия дает
право на проведение тех видов страхования, которые указаны в ней с учетом
правил страхования, зафиксированных в приложении к лицензии. При необходимости
расширения перечня предоставляемых страховых услуг (видов страхования)
страховщик вновь проходит процедуру лицензирования и наряду с этим подвергается
контролю со стороны надзорного органа за соблюдением нормативного соотношения
между активами и обязательствами.
Предметом контрольной
формы надзора является ведение страховщиками финансовых операций, связанных с
формированием страховых резервов, размещением активов, обеспечением наличия
свободных активов в размере установленных нормативов, а также соответствие
деятельности выданной лицензии.
Статистическая форма
базируется на финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы
страхового надзора. Состав и формы бухгалтерской отчетности, принципы
бухгалтерского учета и план счетов утверждены соответствующими нормативными
документами. Согласно российскому законодательству страховые компании обязаны
публиковать в средствах массовой информации годовую отчетность о своей
деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности ее
содержания независимыми аудиторами.
Российское
законодательство предусматривает двухступенчатую процедуру «появления»
страховой организации. Нормами гражданского законодательства регулируется
процедура учреждения страховой организации, а нормами административного права –
получение лицензии на право осуществления страховой деятельности.
Лицензирование страховой
деятельности на территории РФ регламентируется Федеральным законом от 8 августа
2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензирование осуществляется органами страхового надзора.
Основные условия
получения лицензии на право осуществления деятельности в сфере страхового дела
предусматривают:
регистрацию соискателя на
территории РФ;
наличие уставного
капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством;
выполнение определенных
нормативных соотношений между собственными средствами и размерами страховой
премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности;
выполнение ограничения по
показателю максимальной ответственности по отдельному риску.
В соответствии с
директивами Европейского Союза при лицензировании страховой деятельности
действуют различные регламентации и состав документов для осуществления
страхования жизни и иных страхований. Более того, установлен запрет на
осуществление одним юридическим лицом этих отраслей страхования одновременно.
Такой запрет связан с необходимостью различного регулирования формирования
страховых резервов и размещения активов, их покрывающих. В Российской
Федерации, в отличие от большинства стран, сохраняется возможность проведения
одним страховщиком, как страхования жизни, так и других видов страхования.
За последние годы
сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора
в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем
законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно
осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система
регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового
рынка.
2 Тест
1. Страховая деятельность
— это
А. Деятельность по защите
имущественных интересов юридических и физических лиц и государства.
Б. Деятельность по защите
интересов государства.
Ответ: А.
2. Назовите отрасли
страхования
А. Страхование от
несчастного случая.
Б. Личное страхование.
В. Страхование
космических рисков.
Д. Имущественное
страхование.
Е. Страхование на случай
смерти.
Ответ: Б; Д.
3. Страхователь — это
А. Лицо, имеющее
имущественный интерес и уплачивающее страховые взносы.
Б. Лицо, обеспечивающее
защиту имущественных интересов и выплачивающее страховое возмещение.
В. Лицо, указанное в
завещании.
Ответ: А.
4. Страховые резервы
страховщиков могут быть размещены в:
А. Ценные бумаги,
выпущенные другим страховщиком.
Б. Банковские вклады.
В. Государственные ценные
бумаги.
Ответ: Б; В
5. Какие виды страхования
относятся к личному страхованию?
А. Страхование грузов.
Б. Страхование жизни.
В. Страхование имущества
физических лиц.
Г. Страхование от
несчастных случаев.
Ответ: Б; Г.
6. Получат ли наследники
страхователя страховое возмещение, если договор страхования заключен в пользу
выгодоприобретателя, не являющегося наследником?
А. Да.
Б. Нет.
В. Да, как наследники по
закону.
Г. Да, в равных долях с
выгодоприобретателем.
Ответ: Б.
3 Задача
Сельскохозяйственное
предприятие заключило договор страхования урожая трав, страховая сумма
составляет 100% стоимости урожая. Площадь посевов – 100 га сена и 20 га семян клевера. Средняя урожайность за последние 5 лет – сена 24 ц/га, семян
клевера – 1,7 ц/га. В результате неблагоприятных погодных условий урожайность
составила: сена 18 ц/га, семян клевера – 1,0 ц/га. Определить размер страхового
возмещения, если стоимость 1ц сена – 55 руб, 1ц семян клевера – 4200 руб.
Дано:
Страх. Сумма = 100% ст-ти
урожая
ПП1 = 100 га сена
ПП2 = 20 га семян клевера
СУ1 = 24 ц/га сена
СУ2 = 1,7 ц/га семян
клевера
У1 = 18 ц/га сена
У2 = 1,0 ц/га семян
клевера
РЦ1 = 55 руб.
РЦ2 = 4 200 руб.
Найти:
Страх. возмещение - ?
Решение:
1) Страх. возмещение1 =
(СУ1 – У1) * ПП1 * РЦ1
Страх. возмещение1 = (24
ц/га – 18 ц/га) * 100 га * 55 руб. = 33 000 руб.
2) Страх. возмещение2 =
(СУ2 – У2) * ПП2 * РЦ2
Страх. возмещение2 = (1,7
ц/га – 1,0 ц/га) * 20 га * 4 200 руб. = 58 800 руб.