5. Порядок
проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности утвержден
Правительством РФ 6 мая 1994 г.
Организация
проведения аттестации возложена:
на Министерство
финансов РФ - по аудиту предприятий, объединений, товарных и фондовых бирж,
инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан,
осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность;
на Федеральную
службу России по надзору за страховой деятельностью - по аудиту страховых
организаций и обществ взаимного страхования;
на ЦБ РФ - по
аудиту банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций.
Аттестация на
право осуществления аудиторской деятельности предусматривает сдачу за
определенную плату претендентом квалификационного экзамена специально созданной
аттестационной комиссии. К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие
изложенным в п. 21 Правил требованиям. В частности, претенденты должны иметь
высшее либо среднее специальное экономическое, либо юридическое образование,
специальный стаж работы не менее трех лет из последних пяти (в качестве
аудитора, бухгалтера, экономиста, научного работника или преподавателя по
экономическому профилю и т.д.), не иметь судимости с применением наказания в
виде лишения права деятельности в сфере финансово-хозяйственных отношений (в
течение отбывания наказания и до снятия судимости).
6. Аудиторы,
работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы могут заниматься
аудиторской деятельностью только после получения лицензии, т.е. разрешения
компетентного государственного органа на осуществление данного вида
предпринимательской деятельности.
“Порядок выдачи
лицензии на осуществление аудиторской деятельности” утвержден постановлением
Правительства РФ от 6 мая 1994 г. Лицензирование проводится с целью обеспечения
контроля государства за соблюдением требований законодательства РФ,
предъявляемым к аудиторской деятельности.
а) для
самостоятельно работающего аудитора - квалификационный аттестат и копии
свидетельства о государственной регистрации;
б) для
аудиторской фирмы - учредительных документов, копии свидетельства о
государственной регистрации, сведений о ее руководителях, их заместителях и
аудиторах, имеющих квалификационный аттестат.
Аудиторы имеют
право оказывать следующие услуги:
а) осуществлять
независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности,
платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых
обязательств и требований экономических субъектов (п. 3 Правил);
б) оказывать
другие аудиторские услуги, а именно услуги по постановке, восстановлению и
ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и
бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой
деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта,
консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного
хозяйственного законодательства РФ, а также проводить обучение и оказывать
другие услуги по профилю своей деятельности (п. 9).
Аудиторы и
аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо другой предпринимательской
деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней.
7. Аудиторская
проверка может быть обязательной и инициативной. Инициативная проверка
проводится по решению экономического субъекта. Обязательная аудиторская
проверка осуществляется:
а) в случаях,
прямо установленных актами законодательства РФ. Так, в соответствии с п. 45
Закона РФ “О банках и банковской деятельности в РСФСР” деятельность банков
подлежит ежегодной проверке аудиторскими организациями, уполномоченными в
соответствии с законодательством РФ на осуществление таких проверок. В
соответствии с п. 37 Положения об инвестиционных фондах, финансовый отчет фонда
по итогам года удостоверяется независимым аудитором.
В соответствии с
п. 10 ст. 9 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”
предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица обязаны
в установленном порядке представить налоговым органам помимо бухгалтерского
отчета или декларации о доходах заключение аудитора о достоверности отчета.
б) по поручению
государственных органов дознания и следователя (при наличии санкции прокурора),
прокурора, суда, арбитражного суда (п. 19 Правил).
При осуществление
инициативной аудиторской проверки между экономическим субъектом и аудитором
(аудиторской фирмой) складывается относительное оперативно-хозяйственное
обязательство, объектом которого является действие по оказанию аудиторских
услуг.
Юридическим фактом
возникновения данного правоотношения следует считать заключаемый между
экономическим субъектом и аудитором (фирмой) договор услуг.
8. При
осуществлении обязательного аудита в случаях, прямо установленных актами
законодательства РФ, между экономическим субъектом и аудитором (фирмой) также
складывается оперативно-хозяйственное обязательство. Основанием его
возникновения является юридический состав: требование законодательства и
обязательно заключаемый договор на оказание услуг.
9. Иной характер
имеет правоотношение, возникающее в случае проведения обязательной аудиторской
проверки по поручению государственных органов. Инициатива проведения аудита в
данном случае исходит от государственного органа. Например, арбитражный суд, в
установленных законодательством случаях, может дать аудитору или аудиторской
фирме поручение о проведение аудиторской проверки, при наличии в производстве
дела в отношении проверяемого предприятия.
10. За уклонение
экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо
препятствование ее проведению на него по решению суда или арбитражного суда по
искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами
государственной налоговой службы и органами налоговой полиции (действующими в
интересах государства в защиту его публичных интересов), могут быть наложены
меры имущественной ответственности перед государством в виде взыскания штрафа,
суммы которого зачисляются в доход республиканского бюджета.
Кроме того,
административному штрафу подвергается руководитель экономического субъекта.
11. Результатом
аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы). Этот
документ имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц,
органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и
судебных органов. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам
проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к
заключению экспертизы.
2.3.
Аудиторское заключение
Аудиторское
заключение является независимым свидетельством достоверности и объективности
финансовой отчётности предприятия.
Аудиторское
заключение может быть положительным (т. е. безусловным); условно положительным,
- подтверждающим финансовую отчётность с определёнными ограничениями; отрицательным,
когда аудитор не может с полной уверенностью подтвердить достоверность
финансовой отчётности. Если аудитор не может дать никакого заключения, он
принимает решение об отказе от него.
Положительное
аудиторское заключение подтверждает, что финансовая отчётность предприятия в основном правильно
отражает его финансовое положение, прибыль и убытки, движение денежных средств,
а бухгалтерский учёт отвечает требованиям законодательства и нормативных актов
бухгалтерского учёта.
Положительное
аудиторское заключение выдаётся, если аудитор убеждён, что:
Финансовая
отчётность подготовлена добросовестно, на основе достоверных и объективных
данных бухгалтерского учёта;
Бухгалтерский
учёт соответствует определённым принципами требованиям, а учётная политика предприятия
выбрана правильно;
Своевременно и
полностью внесены налоги и другие обязательные платежи;
Соответствующим
образом в приложениях и пояснениях к отчётам раскрыты все вопросы, имеющие
отношение к финансовой отчётности;
Внутренний
контроль надёжно подтверждает эффективность и целесообразность хозяйственных
операций;
Данные финансовой
отчётности не противоречат известным аудитору сведениям о предприятии.
Условно
положительное аудиторское заключение подтверждает достоверность финансовой отчётности с ограничениями,
если неуверенность и несогласие аудитора имеют значимое, но не существенное
значение.
Аудитор может
быть не в состоянии сделать безоговорочный положительный вывод, если существует
неуверенность в возможности его сформулировать или имеет место несогласие, при
котором мнение аудитора расходится или противоречит содержанию финансовой
отчётности.
Отрицательное
аудиторское заключение выдаётся в тех случаях, когда неуверенность аудитора в достоверности
финансовой отчётности настолько велика, что, по его мнению, может ввести в
заблуждение пользователей и не позволяет сделать вывод о правильности и
объективности финансовой отчётности.
Отказ от
аудиторского заключения возможен в тех случаях, когда неуверенность или ограничения объёма
проверки настолько существенны, что не дают аудитору оснований для вывода о
состоянии финансовой отчётности. В заключении необходимо чётко и определённо
указать, почему вывод невозможен.
Если предприятие
в ходе аудиторской проверки или после неё устранит существенные недостатки и
нарушения в бухгалтерском учёте, в соблюдении законодательства и других
нормативных актов, внесёт изменения в финансовую отчётность, то аудитор может
заменить отрицательное или условно положительное заключение соответственно на
условно положительное (или даже положительное) и положительное.
Замене
аудиторского заключения должна предшествовать проверка исправлений, уточнений и
дополнений, внесённых в бухгалтерский учёт, во внутренний контроль и в
финансовую отчётность предприятия. Об этой проверке составляется отдельный
отчёт аудитора.
3.
Взаимоотношения Банка России и органов государственной
власти
3. 1. Понятие
и организационная структура Банка России
В банковской системе России ЦБ РФ ( ЦБР ) определён как главный банк
страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной
собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности
каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны.
Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей
экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной
денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую
очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях
административные.
Принципы организации и деятельности Центрального
банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия
определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке
и другими федеральными законами.
Банк России образует
единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат,
территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные
центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия,
учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и
Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности
банка.
Органы управления Банком России
Высшим органом Банка России является Совет директоров
- коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка
России и осуществляющий руководство и управление Банком России.
Совет директоров
выполняет следующие функции:
1) во
взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает
выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной
политики;
2)
утверждает годовой отчет Банка России и представляет его
Государственной Думе;
3)
рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной
год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
4)
определяет структуру Банка России;
5) принимает
решения:
о создании и
ликвидации учреждений и организаций Банка России;
об
установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;
о величине
резервных требований;
об изменении
процентных ставок Банка России;
об
определении лимитов операций на открытом рынке;
об участии в
международных организациях;
об участии
в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его
учреждений, организаций и служащих;
о купле и
продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его
учреждений, организаций и служащих;
о применении
прямых количественных ограничений;
о выпуске и
изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных
денег;
о порядке
формирования резервов кредитными организациями;
6)
утверждает внутреннюю структуру Банка России;
7)
определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему
Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
3.2. Цели и задачи деятельности ЦБР
Основными целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение
устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса
по отношению к иностранным валютам;
- развитие и
укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и
бесперебойного функционирования системы расчетов.
Основными
задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно -
кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за
деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление
операций по внешнеэкономической деятельности.
Получение прибыли не является
целью деятельности Банка России.
Банк
России выполняет следующие функции:
1) во
взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и
проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную
на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2)
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3)
является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,
организует систему рефинансирования;
4)
устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает
правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и
отчетности для банковской системы;
6)
осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и
отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их
аудитом;
7)
осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8)
регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии
с федеральными законами;
9) осуществляет
самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все
виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка
России;
10)
осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже
иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными
государствами;
11)
организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через
уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
12)
принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской
Федерации и организует составление платежного баланса Российской
Федерации;
13) в
целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование
состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде
всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует
соответствующие материалы и статистические данные;
Для реализации возложенных на него
функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства
Российской Федерации.
Банк России
и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых
действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику,
проводят регулярные консультации.
Банк России
консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных
ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на
состояние банковской системы и приоритетов единой государственной
денежно-кредитной политики.
3.3. Функции
Центрального Банка
Рассмотрим
функции, которые традиционно выполняет любой ЦБ: осуществление монопольной
эмиссии банкнот; проведение денежно-кредитного регулирования, валютной
политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов; регулирование
деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора;
функция финансового агента правительства.
Эмиссия банкнот.
За Банком России как представителем государства
законодательно закреплено осуществление эмиссия наличных денег, организация
их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.
Совет директоров принимает решение о выпуске в
обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и
образцы новых денежных знаков.
В целях организации наличного денежного обращения
на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие
функции:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и
монеты, создание их резервных фондов;
установление
правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных
организаций;
установление
признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных
банкнот и монеты, а также их уничтожения;
определение
порядка ведения кассовых операций.
Проведение
денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная
политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на
изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок
и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель -
регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного
денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и
безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
Денежно-кредитная
политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии -
кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства),
либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов
- кредитная рестрикция.
ЦБ использует при
проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые
различаются:
по форме их
воздействия (прямые и косвенные);
по объектам
воздействия (предложение денег и спрос на деньги);
по характеру
параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).
Все эти методы
используются в единой системе.
Основными
инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:
- изменение норм
обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;
- регулирование
официальной учетной ставки;
- проведение операций
с ценными бумагами и иностранной валютой.
Определение
приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей,
которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.
Изменение норм
обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1 “О порядке регулирования деятельности
коммерческих банков” и Указания о порядке формирования централизованных фондов
банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует
резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет
резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками
средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных
ресурсов.
Фонд обязательных
резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ,
устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей
суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости
обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед
клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств
за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в
качестве кредитных ресурсов.
ЦБР, изменяя
нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих
банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы
обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств,
находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения
активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в
более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е.
увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.
Регулирование
официальной учетной ставки ЦБ.
Учетная ставка
используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных
государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг,
отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным инструментом государственного
влияния на рынок ссудных капиталов (в зависимости от его состояния может
меняться в течение года ).
Официальная
учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение
по предоставленным центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение
кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.
Исходя из учетной
ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и
размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам.
Широкое применение изменения учетной ставки обусловлено простотой применения.
Повышение ( в антиинфляционных целях ) учетного процента , т.е. политика
«дорогих денег»
ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в центробанке и
одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими
банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и,
следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение
учетной ставки, политика “ дешевых денег “, наоборот, выступает фактором
развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.
Поскольку
практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние
устанавливаемых им ставок распостраняется на всю экономику.
Операции на
открытом рынке,
т.е. купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе
государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом
регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции
центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных
ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение,
либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на
ликвидность банков ( соответственно уменьшая или увеличивая её ). Это
воздействие осуществляется посредством изменения центробанком цены покупки у
коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.
При жесткой
рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного
рынка, центробанк уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её
отклонение от рыночного курса.
Операции на
открытом рынке различаются в зависимости от:
условий сделки:
купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей -
обратные операции;
объектов сделок:
операции с государственными или частными бумагами;
срочности сделки:
краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными
бумагами;
сферы проведения
операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на
небанковском секторе рынка;
способа
установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.
При проведении денежно-кредитной
политики
Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и
иностранными кредитными организациями:
1)
предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение
ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным
законом о федеральном бюджете;
2) покупать
и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное
происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
3) покупать
и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать
и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со
сроками погашения не более одного года;
5) покупать
и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и
обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными
кредитными организациями;
6) покупать,
хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
7) проводить
расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление
ценные бумаги и иные ценности;
8) выдавать
гарантии и поручительства;
9)
осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для
управления финансовыми рисками;
10)
открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на
территории Российской Федерации и иностранных государств;
11) осуществлять другие банковские операции от
своего имени, если это не запрещено законом.
Обеспечением для кредитов Банка России могут
выступать:
золото и
другие драгоценные металлы в различной форме;
иностранная
валюта;
векселя в
российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;
государственные ценные бумаги.
Проведение
валютной политики.
Банк России представляет интересы Российской Федерации
во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в
международных банках и иных международных валютно-финансовых
организациях.
ЦБ является проводником государственной валютной
политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление
внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в
соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и
валютном контроле" и федеральными законами.
От имени
правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является
традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он
осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов,
участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как
правило, предоставляет свою страну в международных и региональных
валютно-кредитных организациях.
Для осуществления своих функций Банк России
может открывать представительства в иностранных государствах.
Рефинансирование
коммерческих банков.
Рефинансирование
коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они
испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие
на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ
выступает в качестве банка банков.
Кредиты
рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим
временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:
формы обеспечения
(учетные и ломбардные кредиты);
методов
предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения
аукционов);
сроков
предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или
несколько дней);
целевого
характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).
Регулирование
деятельности кредитных институтов.
Банк России является органом банковского
регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Регулирование
кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через
ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает
дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за
деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных
банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением
банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Главная цель банковского
регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы,
защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается
в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами.
При осуществлении
функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков Банк России:
- устанавливает обязательные для кредитных
организаций правила проведения банковских операций, ведения
бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и
статистической отчетности.
- регистрирует кредитные организации в Книге
государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным
организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
В целях обеспечения устойчивости кредитных
организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:
1) минимальный
размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций,
минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных
организаций;
2)
предельный размер не денежной части уставного капитала;
3)
максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
4) максимальный
размер крупных кредитных рисков;
5)
максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
6) нормативы
ликвидности кредитной организации;
7) нормативы
достаточности капитала;
8)
максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
9) размеры
валютного, процентного и иных рисков;
10)
минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
11)
нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей
(акций) других юридических лиц;
12)
максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком
своим участникам (акционерам).
Для осуществления своих функций в области
банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных
организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения
предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и
применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушения кредитной организацией
федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России,
непредставления информации, представления неполной или недостоверной
информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения
выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой
процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать
проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае
невыполнения в установленный ч срок предписаний об устранении нарушений, а
также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной
организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов
(вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать
с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного
капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;
2)
потребовать от кредитной организации:
а)
осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации,
в том числе изменения структуры активов;
б) замены
руководителей кредитной организации;
в)
реорганизации кредитной организации;
3) изменить
для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
4) ввести
запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских
операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а
также на открытие филиалов на срок до одного года;
5)
назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией
на срок до 18 месяцев;
6) отозвать
лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном
федеральными законами.
Функция
финансового агента правительства.
Являясь по своему
статусу финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по
размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета,
ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием
из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств
при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Важная роль ЦБ в
решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных
расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции
кредитора государства. Основная форма государственных заимствований,
используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного
бюджета - государственные займы.
Государственные
займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции
временно свободных денежных средств физических и юридических лиц,
предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются
удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Выполняя функцию
финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета -
прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и
отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства
кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый
счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для
осуществления государственных расходов, таким образом ЦБ выступает кассиром
правительства.
Единство кассы
предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный
контроль за поступлением средств на его счет и за движением кассовой
наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и
балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного),
образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить
операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны.
Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность
отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами,
которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих
средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые
условия для контроля за целевым использованием бюджетных средств.
3.4. Отчетность и аудит Банка России
Банк России ежегодно не позднее 15 мая
представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом
директоров.
Годовой
отчет Банка России включает:
1) отчет о
деятельности Банка России, анализ состояния экономики РФ, в том числе
анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения
и платежного баланса РФ, а также перечень мероприятий по единой
государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;
2) годовой баланс, счет прибылей и убытков,
распределение прибыли;
3) порядок
формирования и направления использования резервов и фондов Банка России;
4)
аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.
(Решение об аудите ЦБР и определение
аудиторской фирмы, имеющей лицензию на осуществление банковского аудита
Государственная Дума принимает до завершения отчетного года. В
соответствии с заключенным с аудиторской фирмой договором Банк России обязан
представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения
аудиторской проверки.)
По итогам рассмотрения годового отчета Банка России
Государственная Дума принимает решение.
Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50
процентов фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после
утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль
Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного
назначения.
4. Что представляет собой денежная
реформа?
а) это полное или частичное
преобразование денежной системы, проводимое государством для упорядочения
денежного обращения;
б) это денежная операция, содержание
которой: укрупнение национальной денежной единицы путем обмена старых денег на
новые
Ответ – а)
5. Какие из нижеперечисленных
элементов закона,
устанавливающего налог являются
факультативными:
а) единица налогообложения;
б) налоговые льготы;
в) ответственность за налоговые
правонарушения
Ответ – а)
6. Задача
Лицо без гражданства Н., на законном
основании находящееся на территории России, обратилось в Сберегательный банк с
просьбой заключить с ним договор банковского вклада. При этом вклад
предполагалось сделать в иностранной валюте.
Решение:
Гражданин, не имеющий гражданства Российской
Федерации, но находящийся на законном основании на территории Российской
Федерации, имеет право открыть счет в иностранной валюте. Это регулируется
Законом «О Центральном Банке РФ» и внутренними инструкциями банков, например,
Инструкция № 1-2Р от 16.10.2000г
Заключение
Итак,
сделаем вывод, финансы составляют целостную систему, включающую несколько
взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов.
Наличие
различны институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы
обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием
всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой
системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов,
каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих
денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений,
осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Совокупность
финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование
фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает
особенности развития государства в условиях перехода к рынку.
Так,
финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных
средств и соответствующие им правовые институты:
1.
Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов
Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
2.
Государственные внебюджетные фонды (гл. 17 БК РФ).
Если
рассматривать систему как понятие, то это расположение в определенном порядке
событий, фактов, отраслей, институтов, органов, непосредственно занимающихся
какой-либо деятельностью в их диалектической взаимозависимости и
взаимообусловленности.
Состав
финансовой системы показывает, что в ее формировании в условиях развития
рыночной экономики стал использоваться зарубежный опыт. Так, именно используя
зарубежную практику стали создаваться различные внебюджетные фонды и
соответствующие им правовые институты. Перестало быть государственной
монополией имущественное и личное страхование, банковский кредит. Вопрос о
том, как это отразилось на развитии общества и государства, будет рассмотрен в
специальных главах учебника. Для того чтобы пополнить централизованные и
децентрализованные фонды денежных средств, используются специальные методы обязательных
и добровольных платежей. Это, во-первых, налоги, сборы, пошлины; во-вторых,
кредит (государственный и банковский); в-третьих, страхование; в-четвертых,
эмиссия денег.
При
уплате налогов часть прибыли или накоплений предприятий и граждан
перераспределяется в общегосударственный фонд денежных средств, в бюджетную
систему или во внебюджетные фонды. Вся бюджетная деятельность государства и
деятельность государства по аккумуляции налогов, сборов и пошлин
регламентируется специальным законодательством, в основе которого лежат нормы
Конституции РФ, Бюджетного и Налогового кодексов, где система бюджетная:
федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты
обеспечиваются системой налоговой: федеральные налоги и сборы, региональные
налоги и сборы и местные налоги и сборы.
Государственный
кредит основан на добровольности платежей. Это деятельность государства по
получению в кредит (т.е. взаймы) средств от юридических, физических лиц и
других государств. Государственный кредит осуществляется прежде всего через
размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и
денежно-вещевых лотерей. Государственный кредит широко применяется при
дефиците бюджета. Облигации государственного займа размещаются на добровольной
основе среди населения и юридических лиц. В условиях становления рынка
происходит и становление рынка ценных бумаг, и в связи с этим увеличивается
выпуск государственных ценных бумаг в виде государственных краткосрочных
обязательств (ГКО), облигаций краткосрочных займов и других ценных бумаг,
размещаемых среди коммерческих структур. Реализация государством этих ценных
бумаг обеспечивает поступление в бюджет безинфляционных денег.
Государственный
кредит — это также и внешние займы государства, когда для покрытия бюджетного
дефицита, а иногда и для инвестиционных вложений государство берет кредиты у
зарубежных государств по совместным соглашениям или у международных фондов,
таких как Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и
развития (ЕБРР) и др. В последующие годы государство в законе о бюджете
предусматривает регулярно расходы на покрытие государственного долга как внутри
страны, так и за рубежом.
Банковский
кредит — это сложная многосторонняя деятельность, предполагающая как
мобилизацию денежных средств, где вся банковская система использует как ресурс
для целей кредитования добровольные вложения вкладчиков на условиях
возвратности, срочности и возмездности, так и расходование средств путем выдачи
кредитов на тех же условиях.
Методом
мобилизации денежных средств служат платежи по обязательному и добровольному
страхованию, имущественному и личному.
Ни
одно государство не может избежать стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии и
других трагических неожиданностей, на ликвидацию которых необходимо тратить
дополнительные денежные средства, резервные фонды которых должны быть
образованы заранее. Эта деятельность является одной из функций государства.
Она практически служит трем целям: восстановление понесенного ущерба — выплаты
по страховым случаям; аккумуляция средств для проведения профилактических
мероприятий и дополнительное аккумулирование финансовых ресурсов в фонды
денежных средств.
Обязательное
государственное страхование жизни и имущества граждан служит всем трем
вышеуказанным целям.
Широко
распространенное сейчас коммерческое страхование также важно в целом для
государства, так как оно служит покрытию расходов по страховым случаям, что
является государственной задачей, а также для образования дополнительных
денежных фондов в государстве, которые связаны с бюджетной системой через
налоги, которые они выплачивают в повышенном размере и тем самым пополняют
казну. Кроме того, размещая свои средства в банках, они также служат источником
пополнения финансовых ресурсов банков. Поэтому государство всемерно поощряет
данный вид коммерческой деятельности.
Методом
мобилизации средств служит и эмиссия денег. Этот способ аккумуляции средств в
бюджет широко используется при переходе к рыночной экономике. Так было в период
нэпа, так же происходит и сейчас. Отпуск цен потребовал увеличения денежной
массы в обращении и, следовательно, повлек за собой эмиссию денег, которые в
свою очередь стали дополнительным бюджетным ресурсом. Кроме того, в рыночной
экономике возможна точечная, регулируемая эмиссия денег, имеющая даже инфляционную
основу, которая может быть использована при дефиците бюджетных средств, когда
не выплачивается заработная плата. Такая эмиссия может послужить оживлению
спроса на рынке, который в свою очередь стимулирует рыночное предложение и
соответственно положительно влияет на развитие производства. По Федеральному
закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение (п. 2
ст. 4, ст. 29).
Основные
формы использования фондов денежных средств — это финансирование и кредитование
выплаты по госкредиту и страхованию.
Финансирование
— это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на содержание всей
социальной сферы, инвестиции, оборону, управление. Финансирование
осуществляется за счет как централизованных, бюджетных и внебюджетных фондов,
так и децентрализованных фондов, в соответствии с различными государственными
программами.
Второй
способ использования денежных средств — банковское кредитование. Банковский
кредит служит использованию денежных средств на условиях возвратности,
возмездности, срочности и имеет целевое назначение. Использование фондов
денежных средств осуществляется путем выплат страховых возмещений при
наступлении страховых случаев, а также выделении средств для профилактических
мероприятий.
Можно
считать, что в настоящее время возник новый метод использования денежных
средств — бюджетное кредитование. Так, в соответствии со ст. 62 Федерального
закона «О федеральном бюджете на 2000 год» Правительство РФ вправе осуществлять
в 2000 г. расходы федерального бюджета на условиях возвратности на
агропромышленный комплекс, а также на условиях возвратности и платности
расходов на целый ряд мероприятий, предусмотренных этой статьей Закона.
Государство
использует фонды денежных средств также для погашения своих задолженностей как
внутри страны, так и за рубежом.
Финансовая
система как совокупность государственных органов и учреждений — это
разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих
непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых
органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), который является
органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной
политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.
Система
кредитных учреждений возглавляется Центральным банком РФ, который осуществляет
руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов.
3. «Финансы. Кредит» под редакцией профессора РАЕН Л. А. Дробозиной
Издательство «Юнити», Москва, 2000 г.
4. Финансовое право:
Учебник/ответственный редактор Н. И. Химичева. 2-е издание, переработанное и
дополненное. Москва. «Юрист», 2000 г.
5.
Бюджетная
система Российской Федерации: Учебник/М. В. Романовский. 2-е издание
исправленное и переработанное. Москва. «Юрайт», 2000 г.
6.
Экономическая
теория: Учебник для вузов. Под редакцией А. И. Добрынина. 3-е издание,
дополненное и исправленное «Питер», 1999 г.
7. Аренс Э. А., Лоббек Дж. К. Аудит.
– М.: 2001
8. Робертсон Джек К. Аудит М.: 2003
9. Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит:
учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000
10. Годме Поль-Мари. Финансовое право.
- М., 2004
11. Роде Эрвин. Банки, биржи,
валюты современного капитализма. -
М., 2001
12. Геращенко В. В. Банковская система в условиях перехода к
регулируемой рыночной экономике // Деньги и кредит, 1991, № 1, с. 5.
13. “Банковское дело” под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П., М.,
“Финансы и статистика”, 2003
14. В.П.Поляков, Л.А.Московкина “Основы денежного обращения и кредита”
М., “ИНФРА - М”, 2002
15. “Общая теория денег и кредита” под ред. Жукова Е.Ф., М., “Банки и
биржа”, 2004
16. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1"О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 27 декабря
1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г.)