Рефераты

Ипотечные банки и их роль в кредитовании предпринимательской деятельности

Как следует из опыта стран с развитой рыночной экономики, в системе сельскохозяйственного кредита ипотечные кредиты занимают важное место. Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что система соединения банковских и земельных капиталов выработала особые финансово-кредитные институты. Сюда можно включить земельные, сельскохозяйственные и коммерческие банки, товарно-кредитные корпорации, ассоциации производственного кредита, администрации по делам фермеров, небанковские кредитные организации (ипотечные агентства) и т. д.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИПОТЕЧНЫХ БАНКОВ В СИСТЕМЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ


2.1 Оценка современного состояния нормативно-правовой базы земельно-ипотечного кредитования предпринимательства


Система ипотечного кредитования является неотъемлемой частью экономики любой страны. Соответственно и законодательство, регулирующее взаимоотношения в области ипотечного кредитования, должно органично вписываться в законодательную систему страны. Оно должно уточнять, а не противоречить положениям гражданского, земельного, банковского и т. п. законодательств.

Важным шагом в развитии российского ипотечного законодательства стало принятие первой (1995 г.) и второй (1996 г.) частей Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Кодекс устанавливает общие правила обеспечения кредитов залогом недвижимости; положение о праве собственности и других вещных правах на недвижимость; основания обращения взыскания на заложенное недвижимое имущество. ГК РФ предусматривает ряд правил в отношении обязательной государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, а также возникновения, ограничения и перехода таких прав.

Во исполнение требования ГК РФ был принят Федеральный закон от 21.06.1997 г. № 122 «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Таким образом, была введена единая система регистрации недвижимого имущества и сделок с ним и начал создаваться единый банк информации в пределах регистрационного округа. В настоящее время стоит вопрос о создании единого по всей стране банка данных о правах собственности на недвижимое имущество и всех ограничений на него.

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере банковской и финансовой деятельности в 2004 году претерпели значительные изменения в связи с принятием пакета законов, касающихся реформы ЖКХ. В частности в рамках этого пакета были приняты новая редакция Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и Федеральный закон «О кредитных историях». Существенные изменения были внесены в Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об ипотечных ценных бумагах», «О рынке ценных бумаг». Эти изменения, главным образом, направлены на повышение эффективности использования ипотечных ценных бумаг в целях рефинансирования ипотечных кредитов, что открывает широкие возможности для выхода кредитных организаций на новый уровень – выпуск облигаций, обеспеченных залогом ипотечного покрытия.

В современном российском законодательстве ипотека является достаточно сложным правовым институтом. Его функционирование обеспечивается не только нормативными правовыми актами, непосредственно регулирующими ипотечные отношения, но и целым рядом других, регулирующих соответствующие виды деятельности – гражданский оборот и имущественные отношения, земельные отношения, оценочную, банковскую и финансовую деятельность и т. д. (рис. 2.1).

В целом современное законодательство в области регулирования земельно-ипотечных отношений предоставляет достаточно широкие возможности для использования земли в качестве надежного средства обеспечения кредита. В нем достаточно подробно урегулировано большинство важных проблем ипотечных отношений.

Рисунок 2.1 – Нормативно-правовые акты, регулирующие земельно-ипотечные отношения и сопутствующие виды деятельности


Урегулированные законодательством ипотечные отношения сегодня можно квалифицировать как стабильные, поскольку они мало подвержены риску, связанному с переменами в политике и законодательстве. Однако существующие правовые механизмы главным образом сориентированы на жилищную (точнее, квартирную) ипотеку. Что же касается ипотеки сельскохозяйственных земель, то в этой области сохраняется ряд вопросов, недостаточная урегулированность которых в дальнейшем может стать существенным препятствием на пути развития процесса земельно-ипотечного кредитования в сельском хозяйстве.

В частности к ним относятся:

-                   недостаточная проработанность процедуры существующего порядка обращения взыскания на заложенные земельные участки и их реализации;

-                   правовая неопределенность распоряжения земельным участком, который переходит к залогодержателю в случае невыполнения залогодателем своих обязательств;

-                   отсутствие законодательно закрепленных гарантий кредитной организации в том, что предмет ипотеки может быть обращен по стоимости, исходя из которой заключался кредитный договор;

-                   неурегулированность ряда положений законодательства о ценных бумагах в части легитимности отдельных их видов, статуса закладной, особенностей эмиссии и обращения на финансовом рынке, уточнения перечня денежных требований, обеспечиваемых ипотекой и т. д.

В частности, в перечне видов ценных бумаг, приведенном в статье 143 Гражданского кодекса Российской Федерации, закладная не предусмотрена. Она была введена в гражданский оборот Федеральным законом от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и конституируется как именная ценная бумага, удостоверяющая права залогодержателя по обеспеченному ипотекой денежному обязательству и договору об ипотеке.

В то же время в силу статьи 143 Гражданского кодекса Российской Федерации новый вид ценной бумаги, отсутствующий в указанном перечне, может быть отнесен к числу ценных бумаг только «законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке».

Соответственно легитимность отнесения закладной к числу ценных бумаг ставится под сомнение.

Кроме того, несмотря на то, что в основе закладной как ценной бумаги лежит ипотечной право, формально ее нельзя относить к ипотечным ценным бумагам в силу положений статей 1 и 2 Федерального закона Российской Федерации от 11.11.2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», что вступает в прямое противоречие с правовым и экономическим содержанием закладной.

Облигации с ипотечным покрытием (и одновременно с ними ипотечные сертификаты участия) были введены в гражданский оборот Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах» (статья 2). Облигация с ипотечным покрытием (далее – ипотечная облигация) определена как эмиссионная ценная бумага, исполнение обязательств по которой обеспечивается залогом ипотечного покрытия. При этом под ипотечным покрытием указанный закон (статья 3) понимает совокупность обеспеченных ипотекой денежных требований, денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, а также государственных ценных бумаг и недвижимого имущества. Таким образом, предусмотренный статьей 11 данного закона залог ипотечного покрытия означает залог всех его составляющих, хотя в тексте закона отсутствуют указания на то, как должен регистрироваться этот залог – в целом или по отдельным его составляющим. Возникает ряд серьезных правовых коллизий. Во-первых, денежные средства в валюте Российской Федерации не могут являться предметом залога. Во-вторых, залог бездокументарных ценных бумаг имеет иной правовой режим, нежели документарные эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. В-третьих, вместо залога ценной бумаги – закладной, предусмотренного статьей 49 Закона об ипотеке, был выбран залог имущественного права (денежного требования), вытекающего из кредитного договора или договора займа. Главное различие между залогом денежного требования, обеспеченного ипотекой, и залогом ипотечного права (закладной) заключается в том, что денежное требование в обязательном порядке имеет переменный (постоянно снижающийся) объем, в то время как объем ипотечного права изменяется незначительно, причем, как правило, возрастает за счет роста стоимости недвижимости.

Из этого следует, что в целях обеспечения защиты прав инвесторов, повышения надежности и ликвидности ипотечных облигаций, снижения транзакционных издержек более предпочтительной является модель залога закладных.

Вторая серьезная проблема, которая, очевидно, будет сдерживать земельно-ипотечный оборот, связана с тем, что Закон об ипотечных ценных бумагах ограничивает набор денежных требований только требованиями, вытекающими из кредитного договора или договора займа. При этом полностью игнорируется, в частности, такой вид денежного требования, как требование по оплате объекта недвижимости, приобретаемого по договору купли-продажи с рассрочкой (отсрочкой) платежа (статьи 488 и 489 Гражданского кодекса Российской Федерации). А как показывает мировой опыт, такого рода сделки более характерны именно для купли-продажи земельных участков, причем рассрочка, как правило, имеет долгосрочный характер.

В связи с этим целесообразно ставить вопрос о внесении изменений в Закон «Об ипотечных ценных бумагах» в части расширения перечня видов денежных требований, обеспечиваемых ипотекой. Причем эта формулировки должна быть более общей, допускающей оборот любых денежных требований, обеспечиваемых ипотекой.

В результате несовершенство действующего законодательства во многом тормозит развитие ипотеки земель сельскохозяйственного назначения, а также рынка недвижимости в стране.

Тем самым состояние правового регулирования ипотеки земель сельскохозяйственного назначения и, как следствие, организационно-экономических основ ипотечного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, не обеспечивает в настоящее время использование ипотечного механизма в сельском хозяйстве.

Поэтому необходимо принятие мер по совершенствованию действующего законодательства в направлении дальнейшего совершенствования правовых механизмов ипотечных отношений, привлечения долгосрочных ресурсов в систему земельно-ипотечного кредитования и создания благоприятной налоговой среды в сфере этой деятельности, поскольку с развитием масштабов земельной ипотеки «правовые риски» будут только усиливаться, что может существенно повлиять на кредитную политику банков.

Создание и работа ипотечных банков в сфере земельно-ипотечного кредитования во многом зависят от совершенствования банковского законодательства и создания необходимой нормативной базы, регулирующей их деятельность.

Ключевыми направлениями в развитии кредитно-финансовой системы являются:

-                   создание организационно-распорядительных, финансовых и правовых механизмов, обеспечивающих развитие системы земельно-ипотечного кредитования, формирование рынка ипотечных ценных бумаг и создание основ вторичного рынка для обязательств, обеспеченных ипотекой;

-                   приведение действующего законодательства в сфере банковской и кредитно-финансовой деятельности в соответствие с потребностями земельной ипотеки;

-                   стандартизация процедур выдачи и обслуживания ипотечных кредитов, правил оценки платежеспособности заемщиков, а также финансовых инструментов для привлечения средств;

-                   дальнейшее развитие механизма рефинансирования банков, выдавших ипотечные кредиты и совершенствование нормативно-правовой базы в части обеспечения механизма секьюритизации;

-                   снижение земельно-ипотечных рисков, для чего необходимо обеспечить банкам и другим кредитным организациям реальную возможность обращения взыскания и реализации заложенного земельного участка, создать условия для быстрого рассмотрения в судебных инстанциях дел, связанных с обращением взыскания на предмет залога;

-                   создание базы данных кредитных историй заемщика, что в будущем станет очень важным элементом для банков при анализе платежеспособности и выплат по кредитным долговым обязательствам кредиторов;

-                   создание благоприятной налоговой среды для земельно-ипотечного кредитования.


2.2 Анализ современного состояния финансово-кредитной базы земельно-ипотечного кредитования предпринимательства


Сегодня земельно-ипотечный рынок в России находится в состоянии развития. Рост масштабов ипотечного рынка неминуемо приведет к вовлечению в эту сферу финансовых услуг большое количество универсальных банков, а также созданию специализированных кредитных организаций, типа «ипотечных банков», ограничивающихся деятельностью в области земельно-ипотечного кредитования, что повысит качество услуг по земельно-ипотечному кредитованию. Однако в настоящее время в России земельно-ипотечные кредиты сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляет в основном ОАО «Россельхозбанк».

Условия выдачи кредитов ОАО «Россельхозбанк», возврат которых обеспечен залогом земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, касаются различных аспектов сделки и призваны обеспечить ее надежность для Банка и доступность для заемщика. Целевое использование кредитных средств, привлекаемых под залог земельного участка, должно быть непосредственно связано с развитием сельскохозяйственного производства. Также банком разработан порядок предоставления кредитов на приобретение земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Учитывая то обстоятельство, что по одному кредиту в залог могут передаваться транспортные средства, оборудование, сельскохозяйственные животные, земельные участки и прочее, Банком не установлена какая-либо зависимость суммы кредита от доли, которую составляет залоговая стоимость того или иного вида имущества в общем объеме обеспечения. Сумма кредита в первую очередь зависит от финансового состояния заемщика (и его возможных поручителей), а также от целевого использования кредитных средств.

Банком предоставляются земельно-ипотечные кредиты на срок от трех и более лет с льготным периодом по погашению суммы основного долга до 24 месяцев со дня выдачи кредита.

Процентная ставка по кредитам устанавливается в пределах действующих в банке процентных ставок на момент обращения заемщика. Уплата процентов за пользование кредитом осуществляется по выбору заемщика ежемесячными или ежеквартальными платежами.

Залогодателями по кредиту могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при этом в обязательном порядке Банком производится анализ документов, подтверждающих их государственную регистрацию и характеризующих их текущее финансовое положение. В исключительных случаях залогодателем может выступать и физическое лицо, например в случае, когда земельный участок находится в общей долевой собственности.

Объектом ипотечных сделок может являться только земельный участок, который не изъят из оборота или не ограничен в обороте. При этом земельный участок может выступать только в качестве индивидуально определенного участка, имеющего признаки, выделяющего его из других объектов гражданского оборота своими физическими и правовыми параметрами, включая уникальный кадастровый номер. Предмет ипотеки определяется указанием его наименования, местонахождения и достаточным для идентификации (как для сторон по договору, так и для регистрирующего органа и суда) этого предмета описанием.

Для получения земельно-ипотечного кредита потенциальный заемщик должен предоставить в Банк следующие основные документы:

-                   свидетельство о государственной регистрации права собственности;

-                   документы, подтверждающие возникновение у залогодателя права собственности на земельный участок (договор купли-продажи и др.);

-                   выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

-                   кадастровый план земельного участка/кадастровый паспорт;

-                   план землепользования с указанием смежных землепользований и экспликацией земельных угодий.

Залоговая стоимость участка определяется на основании анализа его балансовой стоимости на последнюю отчетную дату, кадастровой стоимости и рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, путем их сопоставления со стоимостью аналогичных участков, в отношении которых имеется информация о сделках с ними на открытом рынке. В настоящее время заемщик может предоставить в Банк отчет об оценке, составленный любым субъектом оценочной деятельности. С 1 января 2009 года сотрудники работают только с отчетами об оценке, составленными аккредитованными при Банке оценщиками.

Страхование земельного участка, передаваемого в залог, не является обязательным, однако по результатам анализа возможности установления банком ипотеки на земельный участок, кредитный эксперт может рекомендовать заемщику осуществить его страхование от риска утраты или повреждения, а также от риска утраты права собственности заемщика в аккредитованной при Банке страховой компании. В настоящее время Банком аккредитованы 23 страховые компании, имеющие свои представительства в большинстве субъектов Российской Федерации.

Срок рассмотрения заявки и принятия решения о возможности кредитования в среднем не превышает 10 дней с момента представления заемщиком последнего из требуемых документов. Банк осуществляет выдачу кредитных средств после вступления в силу договора о залоге, таким образом, при установлении ипотеки на земельный участок кредитные средства перечисляются на счет заемщика только после государственной регистрации договора об ипотеке.

Кроме ОАО «Россельхозбанк» некоторые банки сегодня также работают с программами кредитования земельных участков. В ряде банков можно взять обыкновенный потребительский кредит и на эти деньги купить участок, другие же работают именно с целевым кредитованием под залог земли.

В настоящее время под залог незастроенной земли средства дают несколько банков: Московский кредитный банк (МКБ), Сбербанк, банк «Зенит», банк «Сосьете Женераль Восток» и Райффайзенбанк. Условия покупки земли во всех банках практически одинаковы. Исключение составляет лишь Сбербанк, где необходимы поручители. В остальном же кредиты на землю приближены к ипотечным. Так, 30 % стоимости участка требуется внести единовременно, а остальные 70 % придется выплачивать в течение 10 – 15 лет по ставкам 11 – 16 % годовых в долларах и 16 – 18 % годовых в рублях (см. приложение Б).

В качестве традиционных источников финансовых ресурсов для земельно-ипотечного кредитования служат собственные средства кредитных организаций и заемные средства, привлекаемые на основе субординированных кредитов, депозитов физических и юридических лиц, вексельного и корпоративного облигационного финансирования.

Однако для обеспечения значительных объемов земельно-ипотечного кредитования в условиях слабо капитализированной банковской системы необходимым условием привлечения дополнительных долгосрочных ресурсов для проведения активных операций является эффективное использование прав требований по кредитным договорам.

Использовать права требования по кредитам можно двумя основными способами – в качестве залогового обеспечения для привлечения финансирования (например, в качестве ипотечного покрытия облигаций) и путем трансформации в ценные бумаги (ипотечные сертификаты участия или инвестиционные паи), которые, в свою очередь, могут быть выпущены на вторичный рынок для рефинансирования ипотечных кредитов.

Развитие земельно-ипотечного кредитования предпринимательских структур аграрного сектора экономики России в современных условиях в значительной мере зависит от развития рынка ипотечных облигаций, целью которого является содействие рефинансированию ипотечных ссуд.

В настоящее время ОАО «Россельхозбанк» готовится к выпуску ипотечных облигаций под залог земли. Выпуск планируется начать, когда количество земель, находящихся в залоге у банка, превысит 1 млн. га (сегодня в банке находится порядка 300 тыс. га земли). Такие облигации расширят возможности доступа сельхозпроизводителей к долгосрочным заемным средствам. Так как банк выдает кредиты на срок до 10 лет, то облигации планируются со сроком обращения от трех лет.

Необходимый для покрытия транзакционных издержек при секьюритизации земельно-ипотечный кредитный портфель банка, сформированный в экспериментальном режиме в рамках реализации основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства, составляет 85 млрд. руб. Однако, его нельзя характеризовать как полностью пригодный для целей секьюритизации. Так, анализ целевого использования кредитов и их обеспечения выявил в структуре портфеля высокую долю кредитов, практически не пригодных для формирования пула требований для последующей секьюритизации. Это либо комплексные кредиты, где земельные участки выступают в роли дополнительного обеспечения по кредиту, либо кредиты, предоставленные под залог земельных участков, оценка рыночной стоимости которых в силу слабого развития рынка сельскохозяйственных земель не производилась.

В условиях действующего законодательства, регулирующего эмиссию и обращение ценных бумаг, а также с учетом общего уровня развития ипотечного рынка, основным наиболее приемлемым инструментом рефинансирования применительно к земельно-ипотечным кредитам, обеспеченным залогом прав требования (закладными), становятся ипотечные ценные бумаги – облигации с залоговым обеспечением и облигации с ипотечным покрытием, удостоверенные закладными.

Ипотечные облигации благодаря жестко установленным законодательством требованиям к банкам-эмитентам, качеству ипотечного покрытия являются одним из самых надежных финансовых инструментов. Надежность достигается за счет нескольких составляющих, в числе которых:

-                   специализированный надзор;

-                   надзор от лица инвесторов, который осуществляет доверитель;

-                   гарантированность ипотечного покрытия за счет дополнительного покрытия в виде государственных обязательств;

-                   ограничение объемов эмиссии 60-кратным объемом капитала банка и т. д.

Хотя условия выпуска и обращения облигаций, обеспеченных ипотекой, и различаются в зависимости от законодательства конкретной страны, однако существует одна общая черта – это ценные бумаги, эмитируемые кредиторами и обеспеченные ипотечными активами, находящимися на их балансе. Функциональная специализация банков принципиальным образом влияет на характер их деятельности, который определяется особенностями формирования активов и пассивов, построения баланса банка, спецификой работы с клиентурой и т. д. Проводить такие операции могут только крупные специализированные кредитные организации с устоявшейся структурой и обладающие соответствующим опытом. Это связано с тем, что выпуск ипотечных облигаций и его обслуживание, необходимость согласовать потоки платежей по кредитам и облигациям на этапе первичной эмиссии, накладывает на эмитента дополнительные обязательства, связанные с необходимостью управления денежными потоками, поступающими от заемщиков, и трансформации их в денежные средства, которые направляются держателям ценных бумаг. Существенно усложняется контроль состояния обеспечения ипотечными активами и управление кредитным риском.

В качестве вспомогательных инструментов привлечения в систему долгосрочных финансовых ресурсов использование не эмиссионных ценных бумаг – ипотечных сертификатов участия и инвестиционных паев – возможно в России в среднесрочной перспективе по мере развития рынка земельно-ипотечного кредитования.

Таким образом, основой нормального функционирования ипотечного банка является наличие достаточного объема долгосрочных ресурсов, что определяет необходимость создания устойчивого и эффективного механизма, позволяющего привлечь ресурсы на рынке долгосрочных заимствований, трансформировать их в инвестиционные ресурсы и направить в реальный сектор экономики. До момента достижения устойчивого земельно-ипотечного кредитного процесса необходимо государственное регулирование залоговых операций.


2.3 Оценка потребности сельского хозяйства в кредитных ресурсах и ипотечные банки как источники их привлечения в систему земельно-ипотечного кредитования


Проблема расширенного воспроизводства основных отраслей сельского хозяйства имеет особое значение для формирования и развития российского рынка сельскохозяйственной продукции. Однако отставание в модернизации и техническом обновлении большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им выйти на высокий уровень производства, использовать экономические стимулы, предоставляемые государством.

В сложившихся условиях общей предпосылкой восстановления производственного потенциала агропромышленного комплекса страны, преодоления его экономического и технологического отставания является привлечение в аграрный сектор экономики долгосрочных инвестиций. Основным фактором притока инвестиций в сельское хозяйство становится банковский капитал. Но воспользоваться им могут не многие, поскольку существуют проблемы доступа к долгосрочным ресурсам, связанные с отсутствием у сельскохозяйственных товаропроизводителей залогового имущества, достаточного для обеспечения возврата кредита, и отсутствием программ долгосрочного кредитования.

Вопрос о рыночном обороте земель в настоящее время представляет особую актуальность и народно-хозяйственную значимость, если учитывать тот факт, что как в количественном, так и в качественном отношении имеет место ухудшение состояния земли как воспроизводственного ресурса и объекта залога в сельском хозяйстве.

В последние годы в аграрном секторе экономики можно выделить положительные тенденции: опережающий рост инвестиций в сельское хозяйство по отношению к их динамике в целом по экономике страны; соотношение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; рост среднемесячной начисленной заработной платы; улучшение финансовых результатов сельскохозяйственных организаций; прирост валовой продукции сельского хозяйства [47, с. 19 – 20]. Происходит постепенный поворот в сторону признания за агропромышленным комплексом приоритетного развития.

Значительную роль в изменении ситуации сыграл национальный проект «Развитие АПК». Этот проект, на наш взгляд, определил место агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике страны, создал хорошую стартовую площадку для создания условий его ускоренного экономического развития.

Благодаря проекту «Развитие АПК», начиная с 2006 года для сельскохозяйственных товаропроизводителей стали доступны инвестиционные кредиты на льготных условиях сроком до 5 – 8 лет.

В ходе реализации национального проекта особое внимание Минсельхоз России уделял стимулированию малых форм хозяйствования на селе. На сегодняшний день они производят 60 % объема всей сельскохозяйственной продукции и играют ключевую роль в обеспечении социальной стабильности на селе.

Однако, несмотря на то, что в последние годы в аграрном секторе удалось переломить ситуацию к лучшему и обеспечить рост производства продукции, не преодолены еще опасные тенденции:

1)                низкая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях сохраняющегося диспаритета цен. С начала 2008 года цены на удобрение выросли на 63,3 %, дизельное топливо – на 28 %, электроэнергию – 34 %. При сохранении таких тенденций вся дополнительная прибыль, полученная в сельском хозяйстве, будет «съедена» инфляцией;

2)                резкое снижение финансовых ресурсов для использования достижений научно-технического прогресса, освоения новейших технологий. Несмотря на то, что в 2007 году по сравнению с 2005 годом инвестиции в основной капитал на развитие АПК увеличились в 1,7 раза, их доля в общем объеме осталась практически неизменной, а удельный вес собственных средств предприятий и организаций уменьшился. Многие годы удельный вес сельского хозяйства в расходной части государственного бюджета не превышает 1 %.;

3)                низкая оплата труда, слабая социальная инфраструктура села и неравные с городскими условия жизни граждан. Оплата труда в отрасли почти вдвое ниже, чем в целом по экономике. За чертой бедности находится около 44 % сельского населения, уровень сельской безработицы достиг 11 % [22, с. 33 – 34];

4)                снижение производственного потенциала, особенно машинно-тракторного парка. Обеспеченность различными видами сельскохозяйственной техники в 2007 году по сравнению с 1990 годом снизилась в среднем в 3,5 раза. При этом предприятия сельскохозяйственного машиностроения сократили выпуск техники в среднем в 26,5 раза. Вследствие этого в разы возросла нагрузка на одну сельскохозяйственную машину;

5)                низкая конкурентоспособность продукции.

Из-за низких доходов почти три четверти сельскохозяйственных организаций не могут воспользоваться действующими экономическими механизмами, связанными с льготным кредитованием, предоставлением государством субсидий на приобретение семян, племенного скота, новой техники и др. Много нерешенных вопросов накопилось в регулировании земельных отношений. Также остро стоят проблемы вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенной пашни, функционирования агрохолдингов, экологизации агропромышленного производства [22, с. 33 – 34].

Банки сегодня не торопятся выдавать ипотечные кредиты на землю, ссылаясь на законодательные несовершенства. Сложности на пути аграрного сектора – это по сути своей проявления следующих рисков, которые условно можно разделить на две группы.

1)                Социально-политические и структурно-экономические:

-                   неполнота правовой базы, осторожная антиинфляционная аграрная политика, сравнительно малые объемы госинвестиций в сферу АПК;

-                   несовершенство механизма госрегулирования отрасли;

-                   низкая платежная дисциплина в отношениях между субъектами хозяйствования;

-                   недокапитализация банковской системы и недостаточный уровень защиты прав кредиторов, например в части «размытости» в законодательстве сроков обращения взыскания на имущество должника.

2)                Риски отраслевого характера:

-                   слабая проработка и низкая бюджетная и народно-хозяйственная эффективность подавляющей части инвестиционных проектов в сфере АПК;

-                   дефицит энергосырьевых ресурсов и квалифицированной рабочей силы;

-                   высокий уровень конкуренции со стороны иностранных производителей;

-                   значительная (более 60 % степень зависимости аграрного сектора от возможностей и ресурсов личных подсобных хозяйств).

Из ведущих банков страны только Россельхозбанк и Сбербанк России проявляют заинтересованность в наращивании и структурировании своих кредитных портфелей за счет агрокредитования. Но их участие в поддержке АПК – отчасти государственная необходимость, продиктованная решениями Правительства России.

Учитывая положительный опыт реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», для решения проблем в отрасли в 2006 г. был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». В соответствии с указанным законом Министерство сельского хозяйства РФ совместно с рядом научно-исследовательских организаций разработали Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (на 2008 – 2012 годы).

Программой предусмотрено достижение среднего уровня рентабельности по отрасли на уровне 10 %, сокращение удельного веса убыточных хозяйств до 30 %, а также увеличение доли отечественных продуктов на рынке, что позволит обеспечить продовольственную безопасность страны.

Однако, выделенных государственных бюджетных ресурсов (из федерального бюджета – 551 млрд. руб., из бюджетов субъектов РФ – еще 544 млрд. руб.), не достаточно для коренного изменения ситуации. В то же время сельское хозяйство как низко рентабельная отрасль пока слабо интересует кредиторов, хотя в сложившихся условиях основным фактором притока инвестиций в сельское хозяйство становится банковский капитал, а основным инструментом – кредитование под залог земли.

Россельхозбанк, созданный в 2000 году, входит в первую десятку крупнейших банков страны. Одним из ключевых направлений в кредитной политике Банка является комплексное развитие сельских территорий. Банк активно занимается кредитованием крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. С момента своего создания Россельхозбанк целенаправленно выстраивает тесные взаимоотношения с малым агробизнесом и, в том числе, организациями фермерского самоуправления. К настоящему времени в систему земельно-ипотечного кредитования вовлечено почти 300 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.

С 2006 по 2009 гг. в период реализации приоритетного нацпроекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства фермерские хозяйства получили в Россельхозбанке 26 тысяч кредитов на сумму 54 млрд. рублей, владельцы личных подсобных хозяйств – более 537 тысяч кредитов на сумму 83 млрд. рублей. Кредитами Банка сегодня пользуется каждое седьмое реально действующее крестьянское (фермерское) хозяйство. По заявлению Председателя Правления Россельхозбанка Ю. Трушина, сокращать масштабы кредитно-финансовой поддержки АПК страны Россельхозбанк не будет. Планируется, что до конца 2010 года будет выдано кредитов на 450 млрд. рублей.

Доля Россельхозбанка в объемах кредитной поддержки, оказываемой всеми банками страны малым формам хозяйствования, составляет 75 %, в том числе по сельскохозяйственным кооперативам – свыше 90 %.

Россельхозбанк активно развивает кредитование строительства в сельской местности, инженерного обустройства сельских территорий. В целом, в настоящее время Россельхозбанк предлагает около 30 кредитных продуктов и программ для фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Успешному продвижению банковских продуктов и динамичному росту клиентской базы Россельхозбанка во многом способствовало расширение филиальной сети. В настоящее время Россельхозбанк обладает второй по величине сетью территориальных отделений, в состав которой входят 78 региональных филиалов и более 1500 дополнительных офисов.

В 2011 году планируется увеличение кредитного портфеля Россельхозбанка в сфере малого агробизнеса до 100 млрд. рублей. На сегодняшний день размер кредитного портфеля в сфере малого агробизнеса составляет около 85 млрд. рублей.

Кроме того, в целях кредитования организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, проведения закупочных интервенций и формирования системы земельно-ипотечного кредитования в 2010 г. размер уставного капитала Россельхозбанка был увеличен до 107 млрд. 48 млн. руб. Доля государства в капитале банка в настоящее время составляет 100 %.

Таким образом, Россельхозбанк, как банк со стопроцентным участием государства, по праву можно считать основным исполнителем Программы развития сельского хозяйства в части финансово-кредитной поддержки сельхозпроизводителей.

Предполагается, что в перспективе кроме ресурсов Россельхозбанка могут использоваться различные схемы привлечения кредитных ресурсов на длительный срок.

1)                Заключение банками с юридическими и/или физическими лицами земельно-ипотечных кредитных договоров с оформлением ипотечных закладных.

2)                Эмиссия ипотечными банками ипотечных облигаций (эмиссионных ипотечных ценных бумаг) и их продажа на финансовом рынке.

3)                Рефинансирование ипотечных банков через механизм выпуска ипотечных облигаций.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты