Рефераты

Исследование деятельности Центрального банка Российской Федерации

·                   о порядке формирования резервов кредитными организациями;

·                   об осуществлении выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

·                   о размещении облигаций Банка России;

10) вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России;

11) утверждает порядок работы Совета директоров;

12) представляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России;

13) утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России;

14) определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;

15) утверждает перечень должностей служащих Банка России;

16) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, за исключением Банка России;

17) готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение:

·                   предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

·                   предложения по порядку формирования провизий Банка России и порядку распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

·                   отчет о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды;

17.1) утверждает решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России;

18) выполняет иные функции, отнесенные Федеральным законом к ведению Совета директоров. [2]

Итак, Совет директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Структуру и штаты Центрального аппарата Банка России, а также уставы его других структурных подразделений утверждает Совет директоров. К его полномочиям также отнесены:

§     изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов;

§     определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России;

§     другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы страны.

Решение Совета директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство членов. Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков в стране.


2.1.2 Национальный банковский совет

Наряду с Советом директоров вне банка функционирует и Национальный банковский совет. В его состав включаются представители президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых:

-                     двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации,

-                     трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы,

-                     трое - Президентом Российской Федерации,

-                     трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Члены Банковского совета утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной денежно-кредитной политики, включая регулирование денежных ресурсов. [2]

Состав Национального банковского совета:

1. Кудрин А.Л. — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Национального банковского совета.

2. Игнатьев С.М. — Председатель Банка России, заместитель Председателя Национального банковского совета.

3. Аксаков А.Г. — член Комитета Государственной Думы по финансовому рынку.

4. Ананьев Д.Н. — председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.

5. Набиуллина Э.С. — Министр экономического развития Российской Федерации.

6. Дворкович А.В. — помощник Президента Российской Федерации.

7. Парамонова Т.В.

8. Шувалов И.И.

9. Медведев П.А. — член Комитета Государственной Думы по финансовому рынку.

10. Резник В.М. — председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку.

11. Фетисов Г.Г. — первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.

12. Саватюгин А.Л. — директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации. [13]

В компетенцию Национального банковского совета входит:

1.                 рассмотрение годового отчета Банка России;

2.                 утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:

·                   общего объема расходов на содержание служащих Банка России;

·                   общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

·                   общего объема капитальных вложений;

·                   общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

3.                 утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

4.                 рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;

5.                 рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6.                 решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

7.                 назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

8.                 ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:

·                   реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

·                   банковского регулирования и банковского надзора;

·                   реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;

·                   организации системы расчетов в Российской Федерации;

·                   исполнения сметы расходов Банка России;

·                   подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;

9.                 определение аудиторской организации - аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;

10.            утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

11.            внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

12.            утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

13.            утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды. [2]


2.2 Организационная структура Банка России. Структура подразделений Банка России

2.2.1 Структурные подразделения Банка России

В настоящее время в Центральном банке Российской Федерации функционируют следующие структурные подразделения:

ü    Сводный экономический департамент

ü    Департамент исследований и информации

ü    Департамент наличного денежного обращения

ü    Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России

ü    Департамент регулирования расчетов

ü    Департамент бухгалтерского учета и отчетности

ü    Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций

ü    Департамент банковского регулирования и надзора

ü    Главная инспекция кредитных организаций

ü    Департамент операций на финансовых рынках

ü    Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках

ü    Департамент финансового мониторинга и валютного контроля

ü    Департамент платежного баланса

ü    Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

ü    Юридический департамент

ü    Департамент полевых учреждений

ü    Департамент информационных систем

ü    Департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом

ü    Финансовый департамент

ü    Департамент внутреннего аудита и ревизий

ü    Департамент международных финансово-экономических отношений

ü    Департамент внешних и общественных связей

ü    Административный департамент

ü    Главное управление недвижимости Банка России

ü    Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России

ü    Главное управление безопасности и защиты информации [13]

Таким образом, можно сказать, что структура Банка России и взаимодействие всех его звеньев опирается на принцип централизации. Высшим органом Банка России является Совет директоров.


2.2.2 Территориальные учреждения Банка России

Ведущими структурными подразделениями, через которые реализуют функции Банка России в рамках компетенции, определенной для них соответствующими нормативными документами, являются территориальные учреждения (главные управления Центрального банка и национальные банки республик РФ (ТУ ЦБ)).

Территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (в дальнейшем - территориальное учреждение) - обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с настоящим Положением, другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления. [8]

Территориальное учреждение действует на основании Федеральных законов "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", Положения от 29.07.98 № 46 «О территориальных учреждениях Банка России», и иных нормативных актов Банка России.

Структура территориальных учреждений ЦБ создается на принципах построения структуры центрального банка. Но как подразделения Банка России, территориальных учреждений ЦБ не имеют самостоятельного статуса юридического лица, поэтому не имеют права:

o        принимать нормативные акты,

o        выдавать гарантии, поручительства, вексельные и другие обязательства,

o        предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального, краевого, местного бюджетов, бюджета государственных внебюджетных фондов.

Территориальные учреждения не вправе без разрешения Банка России осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами. Территориальное учреждение осуществляет полномочия по пользованию и владению имуществом, находящимся на его балансе, а также по распоряжению им в пределах, определяемых Банком России.

Задачами ТУ ЦБ являются:

- проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы РФ;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов;

- осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

- организация и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке

ценных бумаг;

- организация валютного контроля;

- проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

Начальник территориального учреждения назначается и освобождается от должности Председателем Банка России и осуществляет общее руководство деятельностью территориального учреждения и обеспечивает реализацию функций Банка России на территории субъекта Российской Федерации или экономического района. Территориальное учреждение ЦБ владеет и пользуется имуществом, которым его наделяет Банк России, а также распоряжается им в пределах, определяемых Банком России.

Полномочия территориального учреждения делятся на полномочия в области:

1.                 денежно-кредитного регулирования;

2.                 организации денежного обращения и расчетов;

3.                 по обслуживанию счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

4.                 экономического анализа и статистики;

5.                 по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций;

6.                 организации банковского санирования и ликвидации кредитных организаций;

7.                 по регулированию и контролю за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг;

8.                 валютного контроля;

9.                 в правовой области;

10.            в сфере информатизации банковской деятельности;

11.            обеспечения безопасности и защиты информации;

12.            связей со средствами массовой информации и общественностью. [5]


2.2.3 Расчетно-кассовые центры Банка России

Расчетно-кассовые центры являются составной частью единой централизованной системы с вертикальной структурой управления Центрального Банка РФ. В систему помимо РКЦ входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка.

Особое место в деятельности территориального учреждения занимают расчетно-кассовые центры (РКЦ). РКЦ функционируют в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол от 06.09.96 № 45) и приказом Центрального банка Российской Федерации от 07.10.96 № 336 «О типовом положении о расчетно-кассовом центре Банка России». [7]

РКЦ и головной РКЦ (ГРКЦ) являются структурными подразделениями Банка России, действующими в составе территориального учреждения ЦБ РФ. Создание РКЦ (ГРКЦ), реорганизация и ликвидация производятся по решению Совета директоров Банка России. РКЦ (ГРКЦ) возглавляет начальник, назначаемый начальником территориального учреждения ЦБ РФ. Штатное расписание РКЦ утверждается также по вертикали начальником территориального учреждения ЦБ РФ.

Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.

Функции и операции, осуществляемые расчетно-кассовыми центрами Банка России определены «Типовым положением о расчетно-кассовом центре Банка России» №336 от 07. 10. 1996г.

Основные функции РКЦ:

1.                 Осуществление расчетов между кредитными организациями(филиалами).

2.                 Осуществление кассового обслуживания кредитных организаций(филиалов).

3.                 Хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности.

4.                 Обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам).

5.                 Обеспечение учета и контроля осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам).

6.                 Расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

7.                 Обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа.

8.                 Разработка и представление в территориальное учреждение Банка России прогноза по эмиссионному результату на предстоящий квартал в целом по обслуживаемой территории.

9.                 Установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком.

10.            Осуществление контроля за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями.

11.            Составление на основании данных кредитных организаций календаря выдач денег на оплату труда и представление его в территориальное учреждение Банка России.

12.            Проверка в кредитных организациях работы по соблюдению порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре.

13.            Регулирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России, осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверка достоверности расчетов обязательных резервов.

14.            Участие в реализации функциональных задач территориального учреждения Банка России:

- в порядке передоверия права по предоставлению банкам кредитов Банка России в установленном порядке;

- по его распоряжению участие в проведении инспекционных проверок кредитных организаций (филиалов), применение к обслуживаемым кредитным организациям санкций в виде штрафа в соответствии со статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и др.

РКЦ осуществляет операции в соответствии с возложенными на него функциональными задачами. [6]

Основные операции РКЦ:

Ø    Открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам), по месту их нахождения, а также других счетов юридическим и физическим лицам.

Ø    Списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц.

Ø    Контроль соблюдения правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами.

Ø    Контроль осуществления платежей в пределах средств, имеющихся на счетах кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц.

Ø    Учет списания (зачисления) средств посредством отражения на корреспондентских счетах (субсчетах), расчетных и текущих счетах, счетах МФО, а также других счетах, открытых на балансе РКЦ.

Ø    Выверка отражения расчетных операций на корреспондентских счетах (субсчетах) и других счетах, открытых на балансе РКЦ и на балансе кредитных организаций (филиалов).

Ø    Защита расчетно-денежных документов с применением специальных средств.

Ø    Прием и выдача ценностей из резервных фондов.

Ø    Учет эмиссионных операций.

Ø    Прием и выдача наличных денег кредитным организациям (филиалам) и другим юридическим и физическим лицам.

Ø    Обработка денежной наличности.

Ø    Открытие и закрытие ссудных счетов по рефинансированию банков Банком России на основании кредитных договоров, заключенных территориальным учреждением Банка России.

Ø    Начисление процентов по кредитным операциям, контроль за их своевременным и полным перечислением.

Эффективность структуры Центрального банка на каждом из этапов своей деятельности определяется полнотой выполнения задач, стоящих перед главным органом банковской системы страны.

3. Анализ деятельности Центрального Банка по развитию банковской системы Российской Федерации

3.1 Анализ процессов формирования и развития банковской системы

В течение периода рыночных реформ, то есть с начала 90-х годов, в России сформировалась новая банковская система, построенная на основе разгосударствления и развития кредитных институтов различных форм собственности. Срок функционирования современной банковской системы России составляет не более 15 лет. За этот небольшой период времени кредитные организации современной России успели пережить не одну волну финансовых кризисов, сопровождавшихся обесценением национальной валюты и, соответственно, банкротством огромного числа коммерческих банков. Количество кредитных организаций, обслуживающих потребности растущей экономики с 1990 года менялась волнообразно (табл. 3.1).

Таблица 3.1 Количество кредитных организаций, зарегистрированных Банком России и другими органами[4]

Годы

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Количество кредитных организаций

1215

1414

1789

2019

2517

2295

2181

2242

2198

2378

2126

2003

1828

1668

1518

1409

1345


1 136


1108


Из таблицы видно, что наибольшее количество кредитных организаций было зарегистрировано Банком России в 1995 году. В 1996 году началось снижение количества зарегистрированных кредитных организаций и главная причина этому то что Центральный банк повысил входные барьеры на рынок, постепенно ужесточая требования к размерам собственного капитала с 500 млн.руб. до 4 млрд. в январе 1995 года и до 12 млрд. в 1996 году. Участился отзыв лицензий в связи с нарушением правил проведения банковской деятельности. Вследствие более жестких требований безопасности увеличилась стоимость оборудования для банковских офисов, что также неблагоприятно отразилось на деятельности мелких банков. Последующее снижение, продолжающееся до 1999 года было связано с чередой банкротств кредитных организаций, которая была вызвана неустойчивостью национальной валюты и отсутствием грамотного управления ресурсной базой. Последующее небольшое увеличение кредитных организаций было связано с уходом с рынка крупных банков, таких как АКБ «Инкомбанк», «СБС-АГРО», «Менатеп» и возникновение на их месте мелких, более манёвренных коммерческих банков. Устойчивая тенденция сокращения числа кредитных организаций, работающих в банковской системе страны, возникла с 2001 года. Этому способствовали изменения в банковском законодательстве, направленные на укрупнение банковских организаций и усиление банковского надзора со стороны Банка России. [14]

Таким образом, число кредитных организаций в банковской системе страны сократилось с 2378 до 1108.

Эффективное функционирование банковской системы страны обуславливается развитостью филиальной сети банковских учреждений (см. табл. .2).

Таблица 2.2 Институциональная характеристика банковской системы Российской Федерации


1.01.00

1.01.01

1.01.02

1.01.03

1.01.04

1.01.05

1.01.06

1.01.07

01.01.08

01.01.09

Т.р. 2009/2000, %

Банков, всего

2 378

2 126

2 003

1 828

1 668

1 518

1 409

1345

1136

1 108

46,6

Филиалы банков, всего

2 894

2 978

2 749

2 827

2 880

3 019

3 124

3281

3 455

3 470

119,9

Количество филиалов, приходящихся на один банк

1,22

1,40

1,37

1,55

1,73

1,99

2,2

2,44

3,04

3,13

256,5


Из приведенных данных в таблице 2.2 видно, что за 9 лет (с 2000 г. по 2009 г.) общей тенденцией институциональной структуры российской банковской системы, является сокращение числа банков с одновременным ростом филиальной сети. Эти тенденции в банковской системе России имеют свои особенности.

Во-первых, сокращение числа кредитных организаций в России происходит из-за интенсивного процесса слияния и поглощения крупными банками более мелких.

Во-вторых, рост числа филиалов в российской банковской системе происходит не значительными темпами. Так, за период с 2000 г. по 2009 г. число филиалов в российской банковской системе возросло на 19,9%. Медленное развитие филиальной сети объясняется сложностью процедуры их открытия и регистрации.

Перечисленные особенности способствовали поддержанию высокой положительной динамики изменения количества филиалов, приходящихся на один банк.

Немаловажной характеристикой развитости банковской системы страны является показатель обеспеченности населения банковскими учреждениями. Расчёт этого показателя представлен в таблице 3.3.

Таблица 3.3 Расчёт показателя обеспеченности населения страны банковскими учреждениями[5]


1.01.06

1.01.07

1.01.08

1.01.09

Количество действующих в стране кредитных организаций, шт.

1 409

1345

1136

1108

Численность населения, тыс. чел.

142489

141852

142105

141984

Показатель обеспеченности населения страны банковскими услугами на 100 тыс. чел.

0,99

0,95

0,79

0,78


Данные показывают, что на 100 тыс. человек приходится в среднем 0,8 кредитных организаций. При этом немаловажным фактором, влияющим на количество банковских учреждений, является степень разброса населения по стране. Россия – страна с большой площадью, высокой степенью концентрации населения возле крупных мегаполисов и его низкой мобильностью, где высока доля региональных специализированных банков, а потребность в банковских продуктах и услугах относительно низка, не требует открытия новых финансовых учреждений, т.к. ресурсы уже действующих использованы не полностью.

Итак, проведённый анализ процессов развития банковской системы России позволил проследить некоторые положительные тенденции в развитии банковской системы и выявить ее недостатки.

Положительные изменения в банковской системе произошли по следующему направлению: Изменение институционального характера банковской системы. Процесс сокращения общего числа банков с одновременным ростом их филиальной сети за последние 9 лет. Это связано с процессами слияния и поглощения более крупными банками мелких, а так же этому способствовало ужесточение законодательства и вследствие этого череда банкротств.

К недостаткам банковской системы России можно отнести: Развитие процесса слияния и поглощения. Слабость процесса укрупнения банковских учреждений в России путём слияния и поглощения крупными банками более мелких. Структура активных и пассивных операций Центрального банка Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2009 года выглядит следующим образом: (табл. 3.4)

Таблица 3.4 Баланс Банка России по состоянию на 1 октября 2009 года[6]

Статьи баланса

Млн. руб.

%

АКТИВЫ

1. Драгоценные металлы

619 827

4.1

2. Средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещённые у нерезидентов и ценные бумаги иностранных эмитентов

11 555 204

77,3

3. Кредиты и депозиты

2 177 035

14,6

4. Ценные бумаги, из них:

453 176

3,0

- долговые обязательства Правительства РФ

344 420

2,3

5. Прочие активы, из них:

142 086

0,9

- основные средства

60 217

0,4

- авансовые платежи по налогу на прибыль



ВСЕГО АКТИВОВ

14 947 328

100

ПАССИВЫ

1. Наличные деньги в обращении

3 879 150

25,9

2. Средства на счетах в Банке России, из них:

8 341 563

55,8

- Правительства РФ

5 847 789

39,1

- кредитных организаций – резидентов

1 050 462

7,0


3. Средства в расчётах

50 737

0,3

4. Выпущенные ценные бумаги

18 408

0,1

5. Прочие пассивы

707 197

4,7

6. Капитал

1 950 273

13,0

7. Прибыль отчетного года



ВСЕГО ПАССИВОВ

14 947 328

100

Как видно из приведенных данных, решающий удельный вес в активах Центрального банка Российской Федерации на октябрь 2009 года занимали средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги, выпущенные нерезидентами. На их долю приходилось 77,3% всех активов. В основном это долговые обязательства Казначейства США, государственные долговые обязательства Германии, Франции, Бельгии и других зарубежных стран.

Среди ценных бумаг Правительства Российской Федерации преобладают облигации федеральных займов (ОФЗ).

Наибольшая доля пассивов Центрального банка Российской Федерации на октябрь 2009 года приходится на денежные средства, сосредоточенные на его счетах (55,8%), и наличные деньги в обращении (25,9%) [13].

По итогам 2008 года прибыль Банка России составляла 97,8 млрд. руб. В основном она была получена за счет доходов от размещения валютных резервов, а также доходов по его операциям с государственными ценными бумагами. В соответствии с российским законодательством Банк России перечисляет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов, в федеральный бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении Банка России, направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. [11]


3.2 Совершенствование деятельности Банка России по укреплению банковской системы страны


Проведенный анализ банковской системы России позволил выявить проблемы функционирования отечественной банковской системы, ключевыми из которых являются:

1.         Слабая развитость банковской филиальной сети, связанная со сложностью процедуры их открытия и регистрации.

2.         Большое число мелких региональных банков, с небольшой величиной уставного капитала, осуществляющих ограниченное число операций и работающих с небольшим кругом субъектов экономики (низкая универсализация банковской системы).

3.         Присутствие на рынке оказания банковских услуг одного крупного, практически государственного банка, сосредоточившего 80 % всех финансовых ресурсов этого сектора.

4.         Высокая доля участия государства в банковской системе.

5.         Высокая концентрация банковской системы в Центральном регионе страны.

6.         Непопулярность банковских институтов вследствие низкой степени доверия к ним населения.

7.         Неразвитость рынка кредитования нефинансового сектора экономики.

8.         Высокий уровень процентных ставок по кредитам, являющийся следствием высокорискованности бизнеса кредитования населения и реального сектора экономики.

9.         Высокая норма резервирования обязательств коммерческих банков.

10.     Узость задач, выполняемых Центральным банком страны.

Выявленные проблемы развития банковской системы России являются актуальными, некоторые из которых требуют незамедлительного решения, т.к. ставят под угрозу её финансовую безопасность, а решение остальных будет способствовать ускоренному развитию отечественных банков, внедрению новых продуктов и услуг, а также их выходу на международные рынки капиталов.

В соответствии с Программой «Национальная банковская система России 2010-2020», разработанной Ассоциацией российских банков, выявленные проблемы также являются актуальными, и их решение является приоритетной задачей правительства при интеграции в мировую экономику.

Приоритетной задачей правительства является укрепление национальной банковской системы, опорой которой должно стать региональное развитие крупных федеральных банков, способных предоставлять услуги своим клиентам по всей стране. В связи с этим планируется принятие решения об отмене государственной пошлины, которую уплачивают кредитные организации за открытие филиалов. Важным шагом в этом направлении должна стать разрабатываемая программа развития банковской инфраструктуры каждого региона страны, которая будет охватывать использование возможностей крупных банков федерального масштаба и банков регионального значения в открытии новых филиалов в районах удаленных от мегаполисов.

Приход крупных федеральных банков в большинство российских регионов будет способствовать усилению конкуренции на региональном уровне, внедрению новых продуктов и развитию уникальных услуг.

Существенным шагом со стороны правительства в развитии рынка банковских услуг будет создание более благоприятных условий для консолидации, слияния и присоединения кредитных организаций.

Правительством планируется разработка мер по обеспечению гарантий прав потребителей при использовании потребительского кредита, формированию механизмов защиты указанных прав в случае их нарушения. Для решения проблемы кредитования банками малого и среднего бизнеса усилия правительства будут направлены на разработку и реализацию подходов, способствующих упрощенной процедуре его кредитования, в частности облегчения процедур предоставления небольших по объему ссуд (в том числе на предоставление банкам права осуществлять кредитование субъектов малого предпринимательства в размере до 300 тыс. рублей по упрощенной схеме) и списания с баланса безнадежных к взысканию малых кредитов.

Кредитование наиболее рискованных направлений нефинансового сектора экономики – ипотечного и сельхозтоваропроизводителей планируется стимулировать созданием двух банков, капитал которых будет принадлежать государству. Деятельность первого – ипотечного банка будет заключаться в выпуске и размещении ипотечных ценных бумаг, средства, от реализации которых будут направляться на финансирование ипотечных кредитов. Роль второго – ОАО “Россельхозбанк” сосредотачивается на увеличении уровня кредитоспособности сельхозтоваропроизводителей на основе земельной ипотеки. Одна из ключевых его целей состоит в разработке концепции ее развития в сфере агропромышленного комплекса и включении в систему ее реализации широкий круг банков на всей территории страны.

Высокий уровень процентных ставок в современной России объясняется высокими рисками ведения бизнеса по предоставлению кредитов, связанными с высоким процентом невозврата ранее взятых на себя обязательств, фиктивностью залога и необработанностью процедур судебного взыскания долгов. Для снижения вышеназванных рисков при осуществлении этих операций Правительством РФ и Центральным банком планируется осуществление следующих шагов:

1.      Усовершенствовать систему регистрации имущества и имущественных прав.

2.      Сократить срок разбирательств по взысканию кредиторской задолженности до 5 – 6 месяцев.

3.      Упростить процедуру доказательства самого факта наличия задолженности.

4.      Законодательно закрепить приоритет банков в процедуре банкротства при распределении имущества заёмщика путём вывода заложенного банку имущества из общей массы задолженности.

Осуществление подобных мер будет не только способствовать привлечению инвестиций в отечественную банковскую систему, но и укреплению доверия населения к частным коммерческим банкам, что приведёт к сокращению доли государства в банковской системе страны. Тем не менее, в ближайшие несколько лет с учётом переходного характера экономики и степени устойчивости банковского сектора государство будет сохранять своё участие в капитале отдельных российских банков.

Содействие Банка России и Правительства РФ в реализации перспективных направлений по увеличению капитализации российских банков будет способствовать её ускоренному росту и преодолению пороговых значений экономической безопасности уже к 2010 году.

Рассмотренная “Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года” и программа “Российская банковская система 2010-2020”, являются своевременными документами, затрагивающими большинство из проблем, стоящих на пути развития отечественных банков, однако при всем своём позитивном значении они пока не гарантируют проведения реформ, обеспечивающих создание конкурентоспособного банковского сектора. Хотя в этих документах отмечается возможное изменение структуры банковской системы, однако остается неясным, как и когда, например, планируется переход от мелких, корпоративных и специализированных банков к более мощным, универсальным, более активно заработают иностранные банки, будут выстроены все необходимые блоки инфраструктуры. Нет ответа и на главный вопрос: каким образом будет сформирована мощная региональная банковская система, решены проблемы более равномерного размещения банков адекватно экономическому потенциалу субъектов РФ. [9]

Заключение

Подводя итог проведенной работе необходимо еще раз отметить, что Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

По результатам проведенной работы мною были сделаны следующие выводы:

Основные функции Центрального банка РФ – эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства.

Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Цели, задачи, функции и операции Центрального банка России отвечают его сущности. Все те цели и задачи, которые стоят перед ним, предоставленные ему полномочия, в конечном счете, определяются тем, что Центральный банк выступает общенациональным центром, призванным регулировать денежное обращение в стране.

Деятельность Центрального банка России по развитию банковской системы и ее анализ показал, что за более чем пятнадцатилетний период становления и развития банковской системы страны были как возрастание процессов развития, так и их падение (в виде банковских кризисов).

Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

Банк России образует единую централизованную систему, в основе которой лежит принцип вертикального построения. Вертикальная структура включает: центральный аппарат, территориальные учреждения, в т.ч. национальные банки республик, расчетно-кассовые центры, полевые учреждения и др.

Основные задачи Правительства и Банка России в соответствии с Программой «Российская банковская система 2010-2020»:

ü    укрепление национальной банковской системы, опорой которой должно стать региональное развитие крупных федеральных банков, способных предоставлять услуги своим клиентам по всей стране.

ü    создание более благоприятных условий для консолидации, слияния и присоединения кредитных организаций

ü    разработка мер по обеспечению гарантий прав потребителей при использовании потребительского кредита, формированию механизмов защиты указанных прав в случае их нарушения

ü    кредитование наиболее рискованных направлений нефинансового сектора экономики – ипотечного и сельхозтоваропроизводителей планируется стимулировать созданием двух банков, капитал которых будет принадлежать государству

Таким образом, роль Центрального банка в современных условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации.


[1] Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

[2] Статья 46 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»

[3] Статья 49 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»

[4] Источник: по данным официального сайта Центрального банка Российской Федерации: #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Россия в цифрах. Краткий статистический сборник / Госкомстат. Россия. – М., 2007.

[6] Официальный сайт ЦБ РФ: http://cbr.ru


Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты