С началом реформ российские коммерческие банки,
находясь на переднем крае проводимых в стране экономических реформ, являются и
сейчас важным звеном в решении социально-экономических задач. Коммерческие
банки стали практически единственным институтом, осуществляющим
перераспределение финансовых ресурсов на рыночных принципах.
В настоящее время в России функционируют банки
различных видов - универсальные и отраслевые, вновь созданные и организованные
на базе специализированных банков, столичные и «провинциальные», банки с сетью
филиалов и банки, сконцентрировавшие весь объем операций в одном учреждении.
В современной экономической литературе
коммерческие банки рассматриваются в трех аспектах: как хранилища денежных
средств; как посредники совершения денежных операций; как органы управления
экономикой, генерирующие околобанковское рыночное пространство.
Необходимо особо отметить, что деятельность
коммерческого банка должна осуществляться в соответствии со ст.8 Конституции
Российской Федерации 1993 г. и в пределах ст. 140, 368-379 и 861, 862
Гражданского кодекса РФ.
Закрытое акционерное общество «Дрезднер Банк»
является ярким примером взаимовыгодного сотрудничества России со странами
Западной Европы в банковской сфере. Экономические связи ФРГ с Россией стали развиваться
после установления в 1955 г. дипломатических отношений между двумя странами,
что явилось основой для нормализации отношений, которые вплоть до 1959 г.
осуществлялись на основе отдельных коммерческих контрактов.
Дрезднер Банк был основан в 1872 году и получил
свое имя от исторического города Дрездена в Саксонии в восточной части
Германии. Сегодня Дрезднер Банк является ведущей европейской банковской группой
с совокупными активами в размере 483 млрд. евро по состоянию на 31 декабря 2000
г. Головной офис Дрезднер Банка находится во Франкфурт-на-Майне на
Юрген-Понто-Платц 1. Представительство Дрезднер Банка в Интернет на сайте
#"_Toc67139259">2. Стратегия
развития ЗАО «Дрезднер Банка»
Стратегия развития коммерческого банка ЗАО
«Дрезднер Банк» учитывает все изменения действующего в России законодательства
в области предпринимательства и банковской деятельности, а также складывающейся
рыночной конъюнктуры.
В последние годы расширен спектр услуг для
частных клиентов за счет распространения продуктов компании по управлению
паевыми инвестиционными фондами ДИТ с августа 2001 г.
В рамках новой стратегии усовершенствован
бизнес-процесс и разработана новая матричная организационная структура ЗАО
Дрезднер Банк, которая будет способствовать повышению эффективности и качества
обслуживания клиентов.
В области кадровой политики с 2000 г.
продолжается обучение персонала. А для повышения качества банковского
обслуживания создаются инновационные технологии, позволяющие выполнять и
превосходить самые высокие ожидание клиентов.
Начиная с 2000 года Дрезднер Банк фокусирует свои
усилия на выходе на новые сегменты рынка, а также на совершенствовании
клиентского обслуживания. Клиентам Банка предложены услуги по торговле
облигациями внутреннего государственного валютного займа и российскими
еврооблигациями в связи с достаточным уровнем ликвидности обоих инструментов на
отечественном и международных рынках.
Общая цель коммерческого банка ЗАО «Дрезднер
Банк» - доходность и рентабельность, ликвидность, минимизация рисков,
оптимизация портфеля (депозитного, кредитного и т.д.).
Основная работа по организации кредитного
процесса в банке осуществляется при соблюдении качественного
технико-экономического обоснования кредита (ТЭО), являющимся важнейшим
элементом в процессе оценки выдаваемого кредита.
Кредиты предприятиям в портфеле ЗАО «Дрезднер
Банк» составляют около 80%. Об этом сообщил на одной из пресс-конференций
главный координатор группы Дрезднер Банка в РФ, член совета директоров,
председатель правления и президент ЗАО «Дрезднер Банка» Маттиас Варниг.
Согласно балансу банка на 1 июля 2003г. сумма
выданных кредитов составила более 4,5 млрд. руб., в том числе 2,5 млрд. руб. по
Санкт-Петербургу. Прибыль на 1 июля составила около 258 млн. руб., по
Санкт-Петербургу 233 млн. руб.
По словам члена правления Дрезднер Банка АГ,
Франкфурт-на-Майне Хорста Мюллера, российское подразделение является одним из
самых прибыльных группы Дрезднер Банка. М.Варниг объяснил такой высокий
показатель прибыли комиссионными от специально разработанных продуктов банка.
Комиссионные составляют 37% от прибыли банка.
ЗАО «Дрезднер Банк», находясь на территории г.
Санкт-Петербурга, использует в своей деятельности одну из методик Ассоциации
российских банков, учитывая следующие параметры:
□ «солидарность» – ответственность
руководства предприятия – заемщика, своевременность расчетов по ранее
полученным кредитам;
□ «доходность» – предпочтительность
вложений в данного заемщика;
□ «реальность» – достижения результатов
проекта;
□ «обоснованность» - запрашиваемой суммы
кредита;
□ «возвратность» – за счет реализации
материальных ценностей заемщика, если проект не исполнится;
□ «информационность» – использование
современных телекоммуникационных и информационных систем.
Основные направления своего развития в сфере
кредитования Банк определяет следующим образом:
→ Повышение эффективности ссудных операций.
→ Улучшение качества портфеля за счет -
использования улучшения управленческой информации и контроля, определения
стандартов и установления границ ответственности, совершенствования основы для
управленческих решений.
→ Принятие всех мер как экономических, так
и юридических, для предотвращения невозврата кредитов клиентами банка.
→ Введение системы надбавок и премий
кредитным работникам (в определенной пропорции к сумме кредита, в случае его
возвратности) и разработка мер материального взыскания в случае невозврата ссуд
клиентом, произошедшим косвенно по вине сотрудника (ненадлежащий контроль за
заемщиком, неиспользование предупреждающих сигналов в случае ухудшения
финансово-экономического положения заемщика и т.п.).
→ Создание системы разрешений на превышение
суммы кредита, сравнимую с системой решений о выдаче кредита, которая должна
дублироваться надзором за отмеченными превышениями на централизованном или
региональном уровнях этих превышений.
→ Назначение по каждому клиенту
ответственного сотрудника, управляющего счетом клиента, в обязанности которого
должны входить следующие функции:
·
отслеживание положения клиента;
·
система информации для управления;
·
наблюдение за превышениями кредита;
·
идентификация неплатежей;
·
контроль за движением средств;
·
отслеживание гарантий;
·
ежегодный (или даже ежеквартальный, ежемесячный) пересмотр
кредитного досье.