Рефераты

Классификация ценных бумаг

Классификация ценных бумаг

1.  Ценная бумага − документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

ценная бумага вексель акция

2.  Свойства ценных бумаг: обращаемость как способность продаваться и покупаться на рынке, а также выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента; доступность для гражданского оборота как способность быть предметом гражданских сделок; стандартность как наличие стандартного представления, реквизитов, что делает ее товаром, способным обращаться; документальность — ценная бумага есть документ; регулируемость и признание государством, что обеспечивает снижение рисков по ценной бумаге и повышение доверия инвесторов; рыночность — неразрывно связаны с соответствующим рынком, являются его отражением; раскрытие информации — должен быть обеспечен равный доступ к информации о ценных бумагах различных эмитентов; ликвидность; риск; доходность.


3.  Функции: способствуют перетеканию капитала между отраслями и сферами экономики; перераспределительная функция, которая характерна для финансовых отношений, входящих во вторичную часть финансовой системы; реализация прав владельца ценной бумаги на часть дохода, получаемого от вложения капитала, а также на возврат капитала, если это предусмотрено условиями эмиссии и конкретным видом ценной бумаги; предоставление дополнительных прав, кроме права на сам капитал, заключается в том, что владельцу ценной бумаги предоставляются некоторые дополнительные права, например, право на участие в управлении, первоочередность возврата долга по сравнению с другими кредиторами и т.п.


4. В случаях, определённых законом или в установленном им порядке, лицо, получившее специальную лицензию, может производить фиксацию прав, закрепляемых именной или ордерной ценной бумагой, в том числе в бездокументарной форме (с помощью средств электронно-вычислительной техники и т. п.). К такой форме фиксации прав применяются правила, установленные для ценных бумаг, если иное не вытекает из особенностей фиксации. Лицо, осуществившее фиксацию права в бездокументарной форме, обязано по требованию обладателя права выдать ему документ, свидетельствующий о закреплённом праве проведённых операциях.


5.                Основные ценные бумаги — это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др. Основные ценные бумаги, в свою очередь, можно разбить на две подгруппы: первичные и вторичные ценные бумаги. Первичные ценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги (обеспеченные активами). Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др. Вторичные ценные бумаги — это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.


6.                Производная ценная бумага − это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.), свободно обращающиеся опционы и свопы.


7.                Акция − эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Свойства: титул собственности, отсутствие конечного срока погашения, ограниченность ответственности, неделимость прав, возможность расщепляться и концентрироваться.


8.                Сертификат акции – это ЦБ которая является свидетельством владения указанного в нем лица, определенным числом акций.


9.                Простые акции − дают право на участие в управлении обществом (1 акция соответствует одному голосу на собрании акционеров, за исключением проведения кумулятивного голосования) и участвуют в распределении прибыли акционерного общества. Источником выплаты дивидендов по обыкновенным акциям является чистая прибыль общества. Размер дивидендов определяется советом директоров предприятия и рекомендуется общему собранию акционеров, которое может только уменьшить размер дивидендов относительно рекомендованного советом директоров.


10.           Привилегированные акции − могут вносить ограничения на участие в управлении, а также могут давать дополнительные права в управлении (не обязательно), но приносят постоянные дивиденды (часто — фиксированные в виде определенной доли от бухгалтерской чистой прибыли или в абсолютном денежном выражении). Как правило, в России существуют значительные ограничения на участие в управлении компаниями, что вызвано тем, что массовая приватизация предприятий согласно 2 и 3 типу предусматривала передачу Привилегированных акций трудовому коллективу, при этом лишая его права голоса на собраниях акционеров.

11.           Дивидендом является часть чистой прибыли акционерного общества, подлежащая распределению среди акционеров, приходящаяся на одну простую или привилегированную акцию. Чистая прибыль, направляемая на выплату дивидендов, распределяется между акционерами пропорционально числу и виду принадлежащих им акций. 1. Дивиденд может выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год. 2. Фиксированный дивиденд (либо его минимальная величина) по привилегированным акциям устанавливается обществом при их выпуске. При выплате дивидендов в первую очередь выплачиваются дивиденды по привилегированным акциям, затем дивиденды по простым акциям.


12.           К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.) и свободнообращающиеся опционы. Под видом ценных бумаг будем понимать такую их совокупность, для которой все признаки, присущие ценным бумагам, являются общими, одинаковыми.


13.           Варрант – а) документ, выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе; б) документ, дающий его владельцу преимущественное право на покупку акций или облигаций какой-то компании в течение определенного срока времени по установленной цене;


14.           Подписные права − производная ценная бумага, дающая право уже существующим акционерам приобретать новые выпуски акций компании по ценам более низким, чем те, по которым они размещаются на первичном рынке.

Характеристика подписных прав: эмитент акции и подписных прав - одно и то же акционерное общество; подписные права дают возможность покупать акции компании "по определенной цене в определенный период", т.е. являются производной ценной бумагой (соответствует ее определению в российском законодательстве); в отличие от варранта, это - традиционно краткосрочная ценная бумага, дающая возможность осуществить подписные права в течение 2-4 недель внутри подписного периода; это - обращающаяся ценная бумага;


15.           Облигация − эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальную стоимость или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент или дисконт.


16.           Купонная облигация − облигация, доход по которой выплачивается по купонам с фиксированной процентной ставкой. Информация о купонах указывается в проспекте эмиссии облигации. К этому типу облигаций относятся Облигации Федерального Займа, Облигации внутреннего государственного валютного займа, большинство еврооблигаций.


17.           Именные облигации − большинство облигаций корпораций регистрируются на имя их владельца, при этом ему выдается именной сертификат. Платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый − с указанием нового владельца облигаций.


18.           «Балансовые» облигации. Их выпуск не сопряжен с такими формальностями, как выдача сертификатов и т. п., просто все необходимые данные об облигационере вводятся в компьютер.

19.           В зависимости от обеспечения облигации разделяются на:

1. Обеспеченные облигации. Эти облигации имеют реальное обеспечение активами. Их можно разбить на три подтипа: а) облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом корпорации; б) облигации с залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другой; в) облигации с залогом оборудования − выпускаются транспортными корпорациями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например, транспортные средства.

2. Необеспеченные облигации − не обеспечиваются какими-либо материальными активами, они подкрепляются добросовестностью компании-эмитента. В случае банкротства компании держатели таких облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации менее надежны, а ставка процента по ним более высокая.


20.           Котировка облигаций - определение курсов иностранных валют, ценных бумаг (акций и облигации) или цен товаров на бирже; обращение ценных бумаг или товаров на бирже; официальная публикация о биржевых курсах ценных бумаг, иностранной валюты, товаров. К. проводится обычно специальным органом товарной, фондовой или валютной биржи (котировальной комиссией). Курсы иностранных валют устанавливаются государственными органами. Котировка ценных бумаг объявляется на определенный срок, в течение которого данный дилер совершает операции с ценными бумагами в точном соответствии с объявленными ценами покупки и продажи. Котировка ценных бумаг может быть двусторонней или односторонней.


21.           Рейтинг надежности корпоративных облигаций − комплексная оценка способности эмитента полностью и своевременно выполнить свои обязательства по рейтингуемому выпуску облигаций в течение периода их обращения с учетом прогноза возможных изменений в экономической среде. В основу методики заложена модель зависимости рейтингового функционала от четырех интегральных факторов, характеризующих различные аспекты деятельности компании и связанные с ними риски невыполнения рейтингуемого обязательства. В качестве интегральных факторов рассматриваются следующие группы показателей: а) производственный потенциал и динамика развития компании; б) позиции эмитента на рынках; в) уровень корпоративного управления; г) финансовое состояние компании и его соответствие основным параметрам эмиссии.


22.           Вексель − строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму в конкретном месте. Вексель может быть ордерным (на предъявителя) или именным. В обоих случаях передача прав по векселю происходит путём совершения специальной надписи − индоссамента, хотя для передачи ордерного векселя индоссамент не обязателен.

 /



© 2010 Современные рефераты