Отличительной чертой
Японии является не только наличие большого числа государственных финансовых
институтов, где государство представлено самым большим долевым участием, но и
тем, что в стране нет большого количества законодательных предписаний для
банков и в этом состоит особенность банковского дела в этой стране.
Коммерческие банки руководствуются в своей деятельности так называемыми
направляющими указаниями, т.е. устными предписаниями Министерства финансов.
Хотя эти направляющие указания не имеют силы закона, все коммерческие банки их
неукоснительно придерживаются.
Коммерческие банки ФРГ
делятся на универсальные и специализированные. Существует также деление банков
на «крупные» или «госбанки». «Крупные банки» имеют правовой статус акционерного
общества и располагаю фискальной сетью на всей территории ФРГ.
Универсальные банки
включают прежде всего так называемые гроссбанки (Коммерцбанк, Дрезднербанк),
региональные банки, филиалы банков на территории ФРГ.
Специализированные
кредитные институты общественного права: земельные институты со специфическими задачами.
Коммерческим банкам ФРГ
предоставлено право проводить все виды операций с ценными бумагами. Поскольку
посреднических брокерских фирм в Германии не существует, все функции на себя
берут банки и что собственно характерно банки выпускают наибольшее число
облигаций, выступают крупнейшими инвесторами и держателями (собственниками)
инвестиционных групп, проводят большую часть операций с ценными бумагами,
включая их распространение.
Примечателен также и тот
факт, что большая часть облигаций, выпускаемых немецкими банками,
обеспечивается залогом или государственными гарантиями. Причем в отличие от
России период обращения долговых инструментов чаще всего составляет 5 и 10 лет.
Кроме того, банки могут выпускать и некоторые другие кредитные инструменты, большей
частью необеспеченных залоговыми гарантиями. Разрешение на выпуск облигации
выдает Министерство финансов ФРГ при выполнении условий: соблюдение ряда
пропорций в его финансовых показателях; открытость финансового положения банка.
Большая часть сделок по купле по купле-продаже государственных бумаг
совершается во внебиржевом обращении часть примеру, облигации со сроком свыше
трех лет, может котироваться на фондовых биржах.
Универсальные
коммерческие банки ФРГ всего являются базой или ядром, на основе которых могут
формироваться относительно самостоятельны подразделения, ориентированные на
отдельные какие-либо регионы страны, и в которых концентрируется наибольшее
число филиалов.
В целях эффективного
использования высококвалифицированных специалистов и технических средств
сформированных для осуществления операций с ценными бумагами, специальные
структурные подразделения, как правило, сосредоточены в центрально аппарате
банка. Другим же подразделениям, находящимся в отделениях банка, отводится
вспомогательная роль - прием поручений от клиентов на осуществление тех или
иных операций на фондовом рынке. Понятно, что при всех строго ограниченных
обязанностях структурных подразделений как находящихся в центральном аппарате
банка, так и в его филиалах отделениях, успех банка в целом зависит от его
материальных возможностей, понимания руководстве банка задач и места кредитного
учреждения на фондовом рынке. Типичная структура подразделений универсального
банка, связанных с операциями на рынке ценных бумаг.
Правление банка,
осуществляет руководство через систему функциональных подразделений, которые
включают в себя отделы, непосредственно осуществляющие обслуживание клиентов и
внешние связи, а также выполняющие исследования.
Центральный аппарат
немецких банков по каналам связи стремится ежедневно обеспечить свои деления на
местах оперативной информацией и новыми инвестиционными рекомендациями.
Исследовательские отделы
немецких банков изучают конъюнктуру и выполняют прогнозы. Результаты прогноза и
экономического анализа широко используются отделениями на местах для
консультирования многочисленных клиентов.
Практически каждое
подразделение работает на конечный результат, тщательно контролируя издержки
как в разрезе всех видов услуг, оказываемых банках и в разрезе структурных подразделений
центрального аппарата, филиалов и отделений на местах.
Ряд коммерческих банков
ФРГ являются учредителями инвестиционных фондов, которые пользуются услугами и
инфраструктурой управлений ценных бумаг.
Наиболее интересным для
исследования деятельности банка на рынке ценных бумаг является период кризиса -
с конца 2008 года по декабрь 2009 года. Исследована статистическая отчетность,
представленная в бюллетене банковской статистики Центрального Банка РФ.
Согласно представленных в
бюллетене данных всего по состоянию на 01.01.2008 год на территории РФ было
зарегистрировано 1296 кредитных организаций. В разгар разразившегося кризиса на
01.01.2009 года только 68 кредитных организаций прекратили свое существование.
В течение всего 2009 года продолжалась ликвидация кредитных учреждений и по
состоянию на 01.05.2010 года на рынке осталось зарегистрировано только 1170
кредитных учреждений из них действующих только 1047, что составляет 90% от
числа всех зарегистрированных.
В Уральском федеральном
округе по состоянию на 01.01.2008 года было зарегистрировано 63 банка. К концу
2008 года ликвидировано почти 8% кредитных организации и по состоянию на
01.01.2009 года было зарегистрировано только 58 кредитных организаций. В 2009
году еще 12% банков было ликвидировано. На конец 2009 года действовало только
55 банков. При этом доля кредитных организаций в Уральском федеральном округе в
течении всего анализируемого периода составляла в среднем не более 5%.
Согласно представленной в
бюллетене структуры активов кредитных организаций можно сказать, что Валюта
баланса по состоянию на 01.01.2008 год составляла – 20125 млрд. рублей, по
состоянию на 01.01.2009 год произошло увеличение на 39% и валюта баланса
составила 28022 млрд. рублей. Мировой кризис все таки сказался на банковском
секторе так как валюта баланса по состоянию на 01.11.2009 год составила – 27999
млрд. рублей или практически равно показателю по состоянию на начало года.
Оценить значимость
отдельных показателей баланса позволяют данные по структуре актива и пассива
баланса
Значительную долю в
структуре Актива и Пассива кредитных организаций занимают ценные бумаги. Так
например, доля ценных бумаг приобретенных кредитными организациями в период
2008-2009 год в активе баланса в среднем составила 11%. По состоянию на
01.01.2008 года доля приобретенных ценных бумаг составляла – 11,2% (или 2250
млрд.рублей). По состоянию на 01.01.2009 произошло значительное снижение
вложений в ценные бумаги на 20% по приобретению ценных бумаг кредитными
организациями их доля в активе составила только 8,4% (или 2365млрд. руб.). В
2009 году в связи с тенденцией стабилизации наметился рост по приобретению
ценных бумаг и доля ценных бумаг в активе кредитных организаций составил на
01.11.2009 года – 13,3%, рост относительно начала года на58 процентов.
Структура активов кредитных организаций в процентном и суммовом выражении
представлена в Приложениях №№2, 3.
Если анализировать какие
из инструментов предпочитают приобретать кредитные организации, то очевидно,
что наибольшая доля приходится на такие финансовые вложения как долговые
обязательства. Так например, по состоянию на 01.01.2008 года доля вложений в
долговые обязательства активов кредитных учреждений составила 7,7%, тогда как
вложения в долевые ценные бумаги составили только 1,6%. В 2008 году в период
разгара кризиса вложения в долговые обязательства значительно снизились и
составили 6,3% в структуре актива баланса, а вложения в долевые ценные бумаги составили
вообще менее 1% (0,7%). В 2009 году наметилась тенденция к увеличению доли
финансовых вложений очевидно со стабилизацией экономики. По состоянию на
01.11.2009 год доля вложений в долговые обязательства составила 10,2%, а доля
вложений в ценные бумаги также имеет тенденцию к росту и составила 1,4%.
Не менее интересным
является и анализ структуры Пассива баланса. Анализ структуры пассива кредитных
организаций показал, что доля долговых ценных бумаг и собственных облигаций в
структуре пассива кредитных организаций составила по состоянию на 01.01.2008
год – 5,5 процента. В 2008 году произошло значительное снижение данного
показателя на 27% что составило только 4% от общей суммы валюты баланса. К
концу 2009 года (на 01.11.2009) доля облигаций, векселей и банковских акцептов
в структуре пассива осталась практически неизменной (имеется незначительное
снижение) и составила 3,9%.
Интересным в структуре
баланса является и показатель прибыли (убытка) текущего года. Так по состоянию
на 01.01.2008 года показатель прибыли текущего года составлял 2,5% в структуре
пассивов кредитных организаций или 508 млрд. рублей. В период кризиса – 2008
год показатель побыли значительно уменьшился и по состоянию на 01.01.2009 год
доля прибыли в структуре баланса составляла только 1,5% или 409 млрд. рублей. В
2009 году падение показателя прибыли продолжилось, и если по состоянию на
01.07.2009 год текущая прибыль отсутствовала, то по состоянию на 01.11.2009
года наметилась тенденция к увеличению и доля прибыли в пассиве баланса составила
0,2 % или 67,7 млрд. рублей, что в 6 раз меньше величины прибыли, полученной по
итогам 2009 года или почти в 8 раз меньше прибыли, полученной по итогам 2008
года.
Прибыль 30 крупнейших
банков России на 1 мая 2010г. составила 971 452 890 тыс.руб (с учетом
финансовых результатов предыдущего года). В т.ч. прибыль текущего года
равнялась 117 620 844тыс.руб. Об этом свидетельствует агрегированный балансовый
отчет 30 крупнейших банков РФ, опубликованный сегодня Центральным банком
России. Совокупные активы 30 крупнейших банков на 1 мая 2010 года достигали 21 479
719 181тыс.руб.
Вложения в ценные бумаги
на 1 мая 2010 года составили 3,826 трлн.руб, в т.ч. в долговые обязательства –
3,083 трлн.руб. Для сравнения средства клиентов в 30 крупнейших банках составляли
13,26 трлн.руб, в т.ч. средства бюджетов – 24,952 млрд. руб, внебюджетных
фондов – 18,492 млрд.руб, вклады физических лиц – 6,139 трлн.руб, депозиты и
другие привлеченные средства юридических лиц (кроме банков) – 4,304 трлн.руб.
Структура пассивов кредитных организаций представлена в Приложении №4.
В период кризиса
наблюдается тенденция расчетов такими инструментами как ценные бумаги, кроме
того ценные бумаги являются и финансовыми вложениями, позволяющими при
определенных условиях получать доход. На основании имеющейся отчетности
Центрального Банка проведен Анализ структуры вложений кредитных организаций в
ценные бумаги, который показал, что общий объем вложений кредитных организаций
в ценные бумаги в рублях по состоянию на 01.02.2008 год составил – 1808,8млрд.
рублей, в иностранной валюте – 304,9млрд.рублей (или только 14,5% от общей
суммы вложений). По состоянию на 01.01.2009 года общий объем вложений
незначительно увеличился на 3% и составил 2165,7 млрд.рублей.
При этом объем вложений в
рублях снизился на 7%, а вложения в иностранной валюте, а оборот увеличились на
61% относительно 01.02.2008 года. В том числе стоимость ценных бумаг,
оцениваемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток составила по
состоянию на 01.02.2008 год – 1595,3 млрд. рублей или 75,8% от суммы общих
вложений. К 01.01.2009 сумма таких вложений значительно на 61% снизилась и
составила в денежном выражении 623, млрд. рублей. Весь 2009 год стоимость
ценных бумаг, оцениваемых по справедливой стоимости увеличивалась и по состоянию
на 01.11.2009 года составила 1293 млрд. рублей. При этом доля таких ценных
бумаг в общем объеме вложений составила не более 37 процентов. Ценные бумаги,
имеющиеся в наличии для продажи по состоянию на 01.02.2008 года оценивались в
сумме 310 млрд. рублей. За период 2008 год количество и стоимость ценных бумаг,
имеющихся в наличии для продажи увеличилось в почти в 3 раза и составила по
состоянию на 01.01.2009 года 1154 млрд. рублей. Тенденция к увеличению
сохранилась и в течении всего 2009 года и по состоянию на 01.11.2009 года
стоимость ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи составила 1782 млрд.
рублей.
Интерес представляет
информация о переоценке ценных бумаг. Из выше представленных в таблице данных
установлено, что по состоянию на 01.01.2008 года переоценка ценных бумаг
производилась в сторону увеличения, т.е в течении 2007 года имелась тенденция к
росту рыночной стоимости ценных бумаг. По состоянию на 01.01.2009 года
переоценка ценных бумаг произведена в сторону снижения стоимости т.е. данная
ситуация как раз характеризует падение спроса на ценные бумаги в период кризиса
с конца 2008 года и в течении 2009 года. Так по состоянию на 01.01.2009 года
снижение при переоценке ценных бумаг составило «-» 177 млрд. рублей. Ситуация в
течении 2009 года претерпела изменения и по состоянию на 01.05.2010 года по
произведенной переоценке стоимость ценных бумаг кредитных организаций имеет
тенденцию роста ( 74 млрд. рублей).
Общий объем вложений
кредитных организаций в долевые ценные бумаги по состоянию на 01.02.2008
составил 286 млрд. рублей, в том числе переоценка – 2 млрд. рублей. Таким
образом объем вложений в долевые ценные бумаги по балансовой стоимости составил
284 млрд.рублей. В период кризиса произошло незначительное снижение на 12%, что
в денежном выражении составило 250 млрд. рублей по состоянию на 01.01.2009
года. В течении всего 2009 и 2010 года относительно 01.01.2009 года имелась
тенденция к увеличению объема вложений в долевые ценные бумаги и по состоянию
на 01.04.2010 года общая сумма составила 493 млрд. рублей. Таким образом можно
сделать выводы, что несмотря на финансовый кризис для кредитных организаций
вложения в долевые ценные бумаги остается приоритетным направлением вложений в
целях получения дохода. Из таблицы также следует сделать вывод, что в основном
вложения в долевые ценные бумаги кредитные организации производили и в
настоящее время производят в долевые ценные бумаги, оцениваемые в рублях.
По состоянию на
01.01.2009 стоимость долговых ценных бумаг в рублевом эквиваленте в портфеле
кредитных организаций составляла 1760млрд.руб. За 2009-2010 годы произошло
значительное увеличение данного показателя, почти в два раза, и общая сумма
долговых ценных бумаг в портфеле банка по состоянию на 01.04.2010 составила
3886млрд.руб.
Структура вложений в
ценные бумаги представлена в Приложениях №6, 7.
Сейчас, когда
в основном решены наиболее острые проблемы банковского сектора, порожденные
финансовым кризисом, и завершен первый, наиболее трудный этап реструктуризации
кредитных организаций, остро стоит вопрос определения стратегии дальнейшего
развития банковской системы, ее места в экономике страны. Сегодня необходимо
решить проблему повышения финансовой устойчивости банковского сектора,
определить принципы его регулирования, необходимые изменения в структуре
банковской системы, роль государства, частного сектора, иностранных инвесторов
в развитии банковской деятельности, создать стимулы для переориентации
взаимодействия банков с экономикой.
В результате
кризиса 2008 года банки понесли значительные убытки. Увеличилось количество
финансово неустойчивых кредитных организаций, в число которых попали банки, до
тех пор входившие в группу крупнейших и не внушавшие особых опасений. Из-за
кризиса ликвидности банковская система перестала выполнять одну из основных своих
функций - проведение зачетов в экономике. Нельзя не отметить и кризис доверия -
как банков друг к другу, так и клиентов к банкам, что вызвало отток средств с
банковских счетов. Одним словом, кризис банковского сектора был кризисом
системы.
Банк России участвует
в реструктуризации банковской системы в рамках своих полномочий. Под контролем
Банка России кредитными организациями самостоятельно разрабатываются и
осуществляются планы финансового оздоровления, направленные на восстановление
их капиталов и реструктуризацию банковских активов и пассивов. Банк России
поддерживает ликвидность платежеспособных банков путем использования
стандартных механизмов при наличии залогового обеспечения и отзывает лицензии
только у нежизнеспособных банков.
Анализ
складывающихся тенденций развития банковского сектора показывает, что меры
первого этапа реструктуризации, принятые в 2009 году исполнительной и
законодательной властью и Банком России, дали положительные результаты.
Создание благоприятных условий для реструктуризации кредитных организаций, а
также проведение активной политики по отзыву лицензий у неплатежеспособных
банков позволило создать фундамент роста капитала банковской системы.
В 2010 году
наблюдается восстановление масштабов банковской деятельности. Достигнутый
прогресс по ряду ключевых показателей не означает полного преодоления
последствий финансового кризиса. Несмотря на то что меры по реструктуризации
кредитных организаций, принятые на первом ее этапе, принесли положительные
результаты, банковская система нуждается в продолжении этого процесса. Прежде
всего, не восстановлен в реальном выражении капитал банковской системы.
В
настоящее время возникла необходимость определения приоритетных направлений
деятельности государственных органов в сфере регулирования рынка ценных бумаг,
целью которых должно стать обеспечение экономического развития операций
коммерческого банка с ценными бумагами посредством качественного повышения
конкурентоспособности фондового рынка.
Условия
развития деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг осложнились в
2009 году в связи с ухудшением мировой конъюнктуры и обострением кризисных
явлений в отечественной экономике. Сложившаяся ситуация на мировых финансовых
рынках, рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к
российскому финансовому рынку в конце 2007 - начале 2008 требуют от
законодательной и исполнительной власти принятия долгосрочных мер по
совершенствованию финансового рынка в Российской Федерации.
Некоторые
действия уже свидетельствуют о попытке решить данную проблему. Например, для
обеспечения доступности информации о ценных бумагах и прозрачности сделок с
ними в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» подготовлены изменения,
направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных
обществ, подлежащих публичному раскрытию.
Также,
в Налоговый Кодекс с 2010 года внесены изменения, направленные на совершенствование
режима налогообложения операций с ценными бумагами и производными финансовыми
инструментами налогом на прибыль организаций, налогом на доходы физических лиц
и налогом на добавленную стоимость.
К
первоочередным задачам формирования фондового рынка, и тем самым
количественного и качественного роста банковских операций с ценными бумагами,
можно отнести:
- Повышение емкости и прозрачности
рынка, путем внедрения механизмов, обеспечивающих участие розничных инвесторов
и защиту их инвестиций; Расширением спектра деривативов (производных финансовых
инструментов) и укреплением нормативно-правовой базы срочного рынка; Созданием
возможности для секьюритизации широкого круга активов; Повышения уровня
активности информирования населения о возможностях инвестирования в ценные
бумаги;
- Обеспечение эффективности
инфраструктуры, путем унификации регулирования сегментов организованного рынка;
созданием нормативно-правовых и организационных условий для возможности
консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры; созданием четких
правовых рамок осуществления клиринга; повышением уровня предоставления услуг
по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты;
- Формирование благоприятного
налогового климата для внутренних и внешних участников, как для юридических
лиц, так и для населения, путем совершенствования режима налогообложения услуг
операций как с ценными бумагами, так и с производными финансовыми
инструментами;
- Совершенствование правового
регулирования на финансовом рынке, путем развития системы пруденциального
надзора и отношений участников рынка; унификации принципов и стандартов
деятельности участников его рынка, а также взаимодействия государственных
органов с саморегулируемыми организациями; снижения административных барьеров и
значительное упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных
бумаг; обеспечения эффективной системы раскрытия информации; развития и
совершенствования корпоративного управления; принятия действенных мер по
предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности участников рынка;
Помимо
решения указанных задач, должна повышаться эффективность контрольно-надзорной
деятельности, должен систематически проводиться анализ применения норм
действующего законодательства и на этой основе совершенствоваться нормативная
база.
Участие
населения на фондовом рынке является одним из признаков не только повышения
уровня жизни в стране, но и показателем зрелости финансового рынка,
обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике
инвестиции. Государственное регулирование в этой области должно быть направлено
на усиление защиты прав и законных интересов розничных инвесторов и создание
условий для снижения рисков индивидуальных инвестиций.
Важным
средством стимулирования участия населения на рынке ценных бумаг является
определение четких правовых рамок для создания компенсационных механизмов.
Кроме
этого, с целью защиты прав и законных интересов розничных инвесторов требуют
урегулирования вопросы, связанные с установлением гражданско-правовой и
административной ответственности лиц, оказывающих розничные услуги на фондовых
рынках.
Число
индивидуальных инвесторов, напрямую работающих на финансовом рынке, не
превышает 1 миллион человек. При этом в России достаточно высока норма сбережений,
определяющая емкость рынка розничных финансовых услуг.
Недостаточная
степень вовлеченности населения в финансовую сферу отчасти объясняется низким
уровнем информированности и доверия к финансовым инструментам. Это приводит к
тому, что сбережения граждан осуществляются преимущественно в виде вложений в
иностранную валюту или на краткосрочные депозиты банков.
В
настоящее время информация по вопросам развития финансовых рынков и
возможностей их использования для повышения благосостояния граждан не систематизирована
и предназначена в большей степени для специалистов, работающих на этих рынках,
чем для обычных граждан.
Характерной
чертой российского фондового рынка является наличие существенных объемов
внебиржевых сделок. В связи с этим актуальной задачей является регулирование не
только биржевых институтов, но и организованного рынка в целом независимо от
того, в какой форме он существует.
С
количественным ростом и качественным усложнением финансового рынка возникает
объективная потребность в развитии функций саморегулирования, для чего
необходимо повышение эффективности взаимодействия саморегулируемых организаций
и государственных органов. Нормы и правила, разрабатываемые саморегулируемыми
организациями, нужны для дополнения и детализации норм государственного
регулирования, причем следует стимулировать саморегулируемые организации к
установлению более жестких требований к деятельности участников финансового
рынка.
Также, необходимо
разработать комплекс мер, направленных на укрепление роли профессионального
сообщества в осуществлении контроля на рынке ценных бумаг и снижении
инвестиционных рисков.
Целью данной курсовой
работы является изучение видов ценных бумаг, деятельности банка, как участника
рынка ценных бумаг в целях получения дохода. Эта тема является довольно
актуальной на сегодняшний день, потому что в развитой рыночной экономике ценные
бумаги и их видовое и типовое разнообразием играют огромную роль в мобилизации
свободных денежных средств как для нужд кредитных учреждений, предприятий и
государства. В России в условиях экономического кризиса восстановление и
регулирование развития рынка ценных бумаг является одной из первоочередных
задач, стоящих перед кредитными учреждениями.
Анализ количественных и
экономических показателей кредитных организаций России в части использования в
своей деятельности таких финансовых инструментов как долевые и долговые ценные
бумаги показал, что в период финансового кризиса (конец 2008 года – 2009 год)
структура финансовых вложений в ценные бумаги претерпела значительные
изменения. В настоящее время наметилась положительная тенденция и кредитные
учреждения активно выступают инвесторами на рынке ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг играет
важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и
необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поставленные
задачи при написании курсовой работы выполнены в полном объеме в связи с
заданной темой. Сведения и анализ произведенный выше позволяет сделать вывод,
что ценные бумаги, операции с ними и рынок ценных бумаг на территории
Российской Федерации находятся в стадии становления после финансового кризиса.
Следует отметить, что имеет место свои положительные и отрицательные моменты, а
именно совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы в отношении
ценных бумаг, регулированию финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих
субъектов которые находящихся в условиях рыночной экономики