Кредитование малых и средних предприятий Казахстана
Во-первых, объем выданных кредитов в 2008 году превысил этот же
показатель за 2007 год. Разница составила 50176 млн. тенге. Это может быть
связано с понижением процентной ставки по кредитам на 0,2 % в 2008 году, а
также с улучшением других условий кредитования.
Во-вторых,
видно, что в 2007 году кредитов в иностранной валюте выдано больше, чем в
национальной. Их удельный вес составляет 54,3 % от общей суммы кредитов. В 2008
же году ситуация обратная. Кредиты, выданные в иностранной валюте, составляют
44,5 %. Это можно объяснить укреплением курса тенге и снижением уровня доверия
к определенным иностранным валютам, например, к доллару США.
Процентные
ставки по кредитам, выданным в национальной валюте, снизились в 2008 году по сравнению
с 2007 годом на 0,4 %, в иностранной валюте – на 0,3 %.
Также
нельзя не отметить, что по срочности доминирующую позицию занимают кредиты,
выданные на краткосрочной основе. В 2007 году их удельный вес в общем объеме
составил 70%, а в 2008 году – 68,6 %.
Данный
факт объясняется тем, что субъекты малого предпринимательства в основном берут
кредиты на пополнение оборотных средств, а так как это малые предприятия, то
объем и срок оборота невелики и, следовательно, денежные средства относительно
быстро высвобождаются и могут быть направлены на погашение кредита.
В
апреле-мае 2008 года Центром изучения общественного мнения (ЦИОМ) по заказу Ассоциации
«Форум предпринимателей Казахстана» было проведено исследование среди
предпринимателей в Акмолинской, Костанайской, Карагандинской областях и в г.
Астане. В задачи исследования входило получение информации, мнений, отношений
предпринимателей региона по разным аспектам предпринимательства, в том числе и
по отношению доступа к финансовым инструментам, кредитам.
По
результатам исследования было выявлено, что в течение последних двенадцати
месяцев примерно половина предпринимателей (48 % в Астане, 45 % в Костанае, 41
% в Караганде, 55 % в Кокшетау) обращались в коммерческие банки для получения
кредитов; 36 % респондентов, или 77 % от числа обратившихся, получили его.
Такой показатель, как соотношение получивших к обратившемся, в Астане составил
77 %, в Костанае – 69 %, в Караганде – 88 %, в Кокшетау – 74 %.
В
таблице 8 отражена степень доступности банковских кредитов для разных
предпринимателей.
Таблица
6. Оценка доступности банковских кредитов для разных предпринимателей
Доступны
Скорее доступны, чем нет
Скорее не доступны, чем доступны
Не доступны
Затруднились ответить
Для вас лично
44,5 %
30,8 %
10,8 %
8,8 %
5,3 %
Для начинающих предпринимателей
16,0 %
21,8 %
27,5 %
23,8 %
11,0 %
Для малого
Бизнеса
25,0 %
42,8 %
12,5 %
8,5 %
11,3 %
Для среднего
Бизнеса
43,3 %
37,8 %
5,0 %
4,5 %
9,5 %
Для крупного
Бизнеса
59,0 %
24,8 %
2,3 %
4,0 %
10,0 %
В
целом, примерно 75 % респондентов считают, что для них банковские кредиты
доступны. Лишь в начале предпринимательской деятельности доступ к кредитам
ограничен. По мнению 51 % респондентов кредиты недоступны для начинающих
предпринимателей.
В
таблице 9 отражена приемлемость различных характеристик банковских кредитов для
предпринимателей.
Оцените приемлемость требований и
характеристик выдачи банковских кредитов лично для себя.
Совсем не приемлемо
Скорее не приемлемо
Скорее приемлемо
приемлемо
Сумма кредита
6,8 %
15,3 %
43,0 %
34,9 %
Срок кредита
6,8 %
16,6 %
44,7 %
31,9 %
Процентная ставка
21,1 %
39,4 %
23,6 %
11,8 %
Размер залога
21,6 %
37,9 %
20,4 %
20,1 %
Оценка стоимости залога
25,1 %
41,7 %
19,1 %
14,1 %
Процедура выдачи кредита
11,6 %
34,4 %
32,9 %
21,1 %
Согласно
результатам исследования, сумма и срок кредита не вызывают нареканий со стороны
предпринимателей малого и среднего бизнеса. Наибольшей критике подвергается
оценка стоимости залога, его размер и процентная ставка по кредиту.
Но
не смотря на то, что коммерческие банки являются основным источником заёмных
финансовых средств, такую возможность малому и среднему бизнесу представляют
также специализированные финансовые и инвестиционные организации. По мнению
респондентов, их существование оправдано и необходимо. В отношении
микрокредитных организаций так считают 69 % опрошенных, Инвестиционного фонда
Казахстана – 80 %, Банка Развития Казахстана – 82 %. Опыт взаимодействия с
государственными институтами развития имеют лишь 16 % опрошенных
предпринимателей, в том числе 11 % - положительный и 5 % - отрицательный; 15 %
предпринимателей не знали, что в эти организации можно обратиться, 69 %
осведомлены о существовании этих организаций, но не имели никакого опыта
взаимодействия с ними.
О
значении разных источников финансовых средств говорит распределение ответов на
вопрос, каким из них в случае необходимости попытаются воспользоваться
предприниматели: 79 % опрошенных предпринимателей собираются прибегнуть к
личным сбережениям, 51 % попросят деньги взаймы у друзей и родственников, 48 %
попытаются получить банковский кредит, 29 % - кредит микрокредитных
организаций, 38 % - кредит Банка Развития Казахстана, 26 % - средства Инвестиционного
фонда Казахстана.
Итак,
изучив точку зрения предпринимателей, необходимо ознакомиться со взглядом на
процесс кредитования субъектов малого и среднего бизнеса самих коммерческих
банков.
2.2
Анализ
банковского участия в кредитовании малых и средних предприятий на примере АО
«Народный банк Казахстана»
Проведем
анализ кредитования субъектов малого и среднего бизнеса банками второго уровня на
примере АО «Народный банк Казахстана» и рассмотрим этот процесс с позиции
конкретного коммерческого банка.
Осуществляя
финансирование малого и среднего бизнеса и строя свою внутреннюю политику на
определенных принципах, банк определяет некоторые приоритеты в своей кредитной
деятельности. Понимая всю важность работы с крупными корпоративными клиентами,
менеджмент банка в то же время отдает отчет о невозможности достижения
доходности банка без привлечения средних корпоративных клиентов и создания из
их числа надежной клиентской базы. Данная задача обусловлена размерами банка,
без ориентации на среднего корпоративного клиента региональная сеть банка не
может быть доходной. Основными направлениями работы с такими клиентами является
предоставление им всего спектра банковских услуг на стандартных условиях. Что
касается работы с малым бизнесом, с учетом перспектив банк не может оставить
вне зоны своих приоритетов малый бизнес. Имея широкую региональную сеть и
традиционно сильные позиции в розничном бизнесе, банк в состоянии произвести
привлечение и отбор наиболее жизнеспособных субъектов малого
предпринимательства и предложить им соответствующий спектр услуг. Работу с
малым бизнесом банк строит на основе различного рода кредитных программ. При
этом банк по возможности принимает участие в программах, направленных на
поддержку малого бизнеса государством и международными финансовыми институтами.
Кредитование
фермерских хозяйств и предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность в
сельской местности, проводится АО «Народный банк Казахстана» по таким
программам как /15.C.467/:
- Проект
«Постприватизационной поддержки сельского хозяйства» (ППСХ);
- Программа
«Малый и средний агробизнес» (МиСАБ)
- Программа
«Софинансирование» (СОФ).
Целью
проекта ППСХ является ускорение коммерциализации сельскохозяйственных
предприятий в Акмолинской и Алматинской областях.
Займ,
предоставляемый финансовому учреждению, подлежит финансированию в направлении
земледелия и прочей аграрной деятельности, такой как агропереработка,
агрослужбы, которые непосредственно связаны с сельскохозяйственными
предприятиями, получающими субкредиты в рамках данного проекта, а также
нефермерской коммерческой деятельности в сельских районах, включающей поставку,
торговлю, прокат оборудования и предоставление таких услуг, как кафе, мелкая
торговля, аптеки и т.д. При этом следует учесть, что кредитные ресурсы не могут
быть использованы на цели финансирования покупки или аренды земли,
строительства или ремонта жилых зданий или рефинансирования долга. В настоящее
время было принято положение от Европейского Банка Реконструкции и Развития
(ЕБРР) об открытии кредитной линии для производителей сельскохозяйственной
продукции, которые отвечают требованиям ЕБРР. Основными условиями данной
кредитной линии являлись следующие элементы:
- Предоставление
кредитной линии – производителям сельско- хозяйственной продукции, использующих
зерно (урожай масличных, зерновых и бобовых культур) для потребления
населением, или будущего посева, либо для выращивания скота или для технических
целей, хранящиеся как залог в Государственных хранилищах, имеющие лицензию
Министерства сельского хозяйства;
- Сумма
и валюта – 5 млн. долларов США;
- Процентная
ставка – ЛИБОР + 3,5 %;
- Дата
определения процентов – на месячной основе;
- Организационная
комиссия – 1 %
- Минимальная
сумма выплаты по кредиту – 500 тыс. долларов США;
- Проценты
в случае дефолта – 2 % годовых сверх процентной ставки плюс стоимость
финансирования просроченной суммы;
- Комиссия
за неиспользованную часть кредитной линии – 0,5 % годовых от невыплаченной
суммы кредита, начиная с 30-го дня после заключения Кредитного соглашения;
Учитывая
условия финансирования малого и среднего бизнеса, требованиями по залогу
являются земельный участок (за исключением сельскохозяйственных угодий): право
собственности (пользования), площадь, тип (пашня, сенокос), обводненность,
здания и сооружения, участвующие в производственном процессе, вспомогательные
здания и сооружения (склады, дороги, передаточные устройства), незавершенное
капитальное строительство, объекты социально-культурной сферы, рабочие машины,
вычислительная техника, силовое оборудование, металлорежущие станки,
электронное оборудование, автотранспорт, производственный инвентарь, прочее.
Перечень
основных документов, представляемых для проведения правовой экспертизы и оценки
имущества, предлагаемого в залог, состоит из акта на право собственности на
земельный участок; договора купли-продажи земельного участка; платежного
документа об оплате права собственности на земельный участок; расчета стоимости
земельного участка; справки об отсутствии задолженности по налогу на землю /15.C.468/.
Далее
приведем методику расчета оценки финансового состояния заемщика АО «Народный
банк Казахстана». В качестве наглядного примера рассчитаем согласно методике
кредитоспособность заемщика – субъекта малого предпринимательства ТОО «Тритон»
– действующей карагандинской фирмы. Все финансовые показатели, представленные в
Приложении 2 и на основании которых будет проводиться расчет параметров,
являются достоверными.
Данная
система скоринга разработана для определения уровня финансового положения
корпоративных заемщиков АО «Народный банк Казахстана» в целях установления их
класса, в соответствии с утвержденными 16 ноября 2002 года Правлением
Национального банка РК Правилами классификации активов, условных обязательств и
создания провизий против них, с отнесением их к категории сомнительных и
безнадежных.
Оценка
производится на основе балансового отчета (прил. 1), отчета о доходах и
расходах (прил. 2), отчета о движении денежных средств (прил. 3), а также
первичной документации предприятия.
1. При оценке скоринга используются
пять параметров, характеризующих финансовую деятельность заемщика.
2.Исходные данные определяются на
основе бухгалтерской отчетности заемщика, первичной финансовой документации
предприятия.
3.Каждому оценочному параметру
присваивается соответствующий балл, устанавливаемый экспертным или расчетным
путем, и устанавливается вес значимости.
4.Скоринг рассчитывается как сумма произведений
баллов и соответствующих весов. Полученное значение находится в интервале между
нулем и единицей, то есть не требует нормировки.
5.Полученное значение используется
для определения уровня финансового состояния предприятий и присвоения
соответствующего балла по данной категории, который в дальнейшем принимает
участие в процессе установления класса заемщиков.
Расчет
параметров.
Динамика
изменения финансовых показателей.
Данный
анализ производится на базе следующих показателей:
1.
«Изменение отношения затрат на производство к выручке от реализации»
вычисляется по следующей формуле:
(1)
В нашем
случае в данную формулу подставляем следующие значения:
(2)
Значение
данного коэффициента нормируется следующим образом:
Значение показателя (доли)
Балл
Ниже
-20 %
1
От -20 % до -5 %
В зависимости от полученного
значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,8 и
1
От -5 % до 5 %
В зависимости от полученного
значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,2 и
0,8
От 5 % до 20 %
В зависимости от полученного
значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0 и
0,2
Свыше 20 %
0
Как
видим, рассчитанное нами значение попадает в диапазон свыше 20 %.
Соответственно балл, который необходимо присвоить при данном значении, будет
равен 0.
1.
«Изменение
стоимости основных средств» вычисляется по формуле:
(3)
где
ОСпред, ОСнаст - стоимость основных средств за предыдущий
завершенный финансовый год и на дату анализа соответственно.
Подставив
в формулу (18) значения ТОО «Тритон», получим следующее выражение:
( (999(99
В
соответствии с характером изменения показателю присваивается балл
Значение показателя
Балл
Уменьшение
0,5
Без изменения
0,75
Увеличение
1
При
этом переоценка в качестве изменений не учитывается.
Подставив
в оценочную таблицу полученное нами значение, приходим к выводу, что изменения
стоимости основных средств за анализируемый период не произошло. Поэтому
присваиваем балл, равный 0,75.
2.
«Изменение
собственного капитала» за последний период вычисляется по следующей формуле:
(4)
где
СКпред, СКнаст - величина собственного капитала за
предыдущий завершенный финансовый год и на дату анализа соответственно.
Подставим
в формулу значения предприятия
В соответствии с характером
изменения показателю присваивается балл
Значение показателя
Балл
Резкое уменьшение (более чем на
20 %)
- 0,2
Уменьшение
В зависимости от полученного
значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,1 и
0,3
Увеличение
В зависимости от полученного
значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,8 и
1
Существенное увеличение (более
чем на 20 %)
1
В
соответствии с предложенным разделением полученных значений относим полученный результат
(- 2 %) ко второй группе «уменьшение» и присваиваем балл 0,3.
3.
«Общее изменение обязательств» за последние 12 месяцев вычисляется по
следующей формуле:
(5)
где
ОБпред, ОБнаст - сумма обязательств, состоящая из
кредиторской задолженности, кратко- и долгосрочных кредитов, за предыдущий
завершенный финансовый год и на дату анализа соответственно.
Подставим
в указанную формулу значения предприятия:
В
соответствии с характером изменения показателю присваивается балл:
Значение показателя
Балл
Резкое уменьшение (более чем на
20 %)
-1
Уменьшение
В зависимости от полученного
значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,1 и
0,3
Увеличение
В зависимости от полученного
значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,8 и
1
Существенное увеличение (более
чем на 20 %)
1
Подставив
в оценочную таблицу полученное нами значение, приходим к выводу, что балл,
который необходимо присвоить, будет равен 1.
Составим
сводную таблицу значений вышеприведенных показателей для ТОО «Тритон».
Таблица
8 Значения финансовых показателей ТОО «Тритон»
Показатель
Значение
Балл
1.
Изменение
отношения затрат на производство к выручке от реализации
2. Изменение стоимости основных
средств
3. Изменение собственного капитала
4. Общее изменение обязательств
23 %
0
-2 %
42 %
0
0,75
0,3
1
Итак,
мы рассмотрели процесс кредитования субъектов малого и среднего бизнеса и
анализ кредитоспособности заемщика на примере АО «Народный банк Казахстана».
Как видим, казахстанские коммерческие банки идут на кредитование малого
предпринимательства. Но действующая практика показывает, что банки
придерживаются консервативного подхода в кредитовании.
Во-первых,
основная масса кредитов используется предприятиями на пополнение оборотных
средств. Снизилась доля кредитов на приобретение основных фондов на 8,4 % за
последние 12 месяцев /16.C.55/,
возросла часть займов на потребительские цели и кредиты, направляемые на
приобретение ценных бумаг.
Во-вторых,
банки по-прежнему в основном избегают в качестве залога отдельных активов,
предпочитая требования к компаниям в целом, что по мнению экспертов из МВФ
связано с высокой долей «неформальной экономики» в общей деятельности компаний.
Именно нежелание банков кредитовать приобретение основных средств демонстрирует
их пессимистическую оценку надежности долгосрочных кредитов, а с другой стороны
– высокую степень зависимости «кредитного бума» от краткосрочных тенденций
экономического роста. Однако, со стороны предприятий необходимо признать низкую
квалификацию менеджеров в области разработки жизнеспособных, эффективных,
рентабельных проектов. Управляющий должен улучшить коммерческую организацию и
повысить качество изделий. Самой большой проблемой сегодня является нехватка
управленческих команд, необходимых для овладения потенциалом рынка и
удовлетворения экономических и социальных потребностей различных групп
населения, то есть в области исследований и разработки новых товаров,
организации продаж и послепродажного обслуживания, маркетинга, финансового
контроля, а также методов управления персоналом, направленных на усиленную
мотивацию служащих.
Среди
предприятий выявляется устойчивость предрассудка, согласно которому
заимствовать средства необходимо лишь тогда, когда дела идут плохо, тогда как
при устойчивости финансового положения потребность в привлечении кредитных
ресурсов отпадает. В результате, относительно благополучные предприятия,
способные добиться положительной рентабельности задействования банковских
кредитов даже при существующих высоких ставках, весьма вяло пользуются или
вообще не пользуются ссудами банков, ограничивая темпы своего роста. А
кризисные предприятия, стараясь возвратить взятые ранее кредиты, в большинстве
получают ссуды на невыгодных для себя условиях, наращивая кредитную
задолженность, усиливая финансовую неустойчивость. Неслучайно, анализ
сложившейся ситуации в ряде стран СНГ позволил сделать вывод, что 50-60 %
проблем предприятия – это проблемы менеджмента /16.C.55/.
Остальные причины – несовершенство налоговой системы, неблагоприятный инвестиционный
климат, нехватка оборотных средств, высокие процентные ставки – составляют
около 40 %. Все же коренное изменение характера взаимосвязи кредитной системы и
реального сектора экономики является важнейшим условием не только оздоровления
производственного комплекса, но и укрепления самой банковской системы.
3
ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА С УЧЕТОМ
ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
Ознакомившись с теоретической
частью и проведя анализ кредитования малого и среднего бизнеса в Казахстане,
необходимо подробнее остановиться на проблемах, которые возникают при данном
процессе. А также сделать предложение некоторых путей решения этих проблем,
дать рекомендации.
Очевидно,
что усиление взаимосвязи кредитной системы и реального сектора экономики
является важнейшим условием не только оздоровления производственного комплекса,
подъема малого и среднего бизнеса, но и укрепления самой финансово-банковской
системы /18.C.23/. Но реализация
данного предложения является на сегодняшний день проблематичной для
государства. Для этого, прежде всего, необходимо устранение диспропорций в
распределении денежных капиталов между финансовым и нефинансовым сегментами
экономики. Очень важно разработать меры, способствующие усилению доверия
населения к операциям на экономическом рынке и пополнению за счет этого средств
пассивов банка, для активизации инвестиционной деятельности которых необходимо
законодательно закрепить за ними право на пропорциональное размерам
авансированных средств снижение резервных требований, либо на льготное
налогообложение прибыли, полученной в результате подобной деятельности, чтобы
осуществлять долгосрочное инвестирование, в том числе посредством кредитования.
Возможность выбора одного из предложенных вариантов льготного режима функционирования
следует предоставить непосредственно банкам, но принятое ими решение после
соответствующих согласований не должно меняться в течение всего периода
реализации проекта.
Национальный
банк РК (НБ РК) может сократить ставки резервирования при условии, что
остающиеся средства направляются под льготные проценты на инвестирование
предприятий реального сектора, определяемых в соответствии с программой
структурной реорганизации экономики. Другая разновидность этого же подхода –
так называемое процентное резервирование, когда НБ РК выплачивает кредитным
учреждениям за использование резервов проценты, но при условии направления их
на льготное кредитование предприятий малого и среднего бизнеса.
Нельзя
не согласиться с тем, что в качестве приоритетных направлений деятельности
кредитных учреждений и организаций рассматривается финансирование внешней
экономической деятельности и проектов в сфере экспортного производства.
Очевидно, что эффективность банковской системы республики неразрывно связана с
полноценным функционированием национальной экономики, внутренних товарных
рынков. Следовательно, политика НБ РК должна быть направлена на формирование
безусловных приоритетов отечественных заемщиков, деятельность по расширению
внутренних рынков; не поддерживать стремление отечественных производителей и
банков зарабатывать валюту (а затем, используя различные каналы, перевести её в
зарубежные банки), а формировать доверие к стабильности и покупательной
способности тенге.
В
этих условиях особенно важно применение не только традиционных каналов
кредитования, но и использование новых возможных способов финансирования
проектов, обновления и расширения производств, направленных на более полное
удовлетворение потребностей населения. Так, способ уплаты сумм основного долга по
кредиту, как переоценка, предусматривает, что каждый очередной платеж
переоценивается в зависимости от курса валюты, принятой в качестве базиса для
расчета этих платежей. В то же время низкая процентная ставка начисляется от
остатка задолженности, переоценивающейся в течение всего срока действия
кредитного договора. Это позволило бы банку покрыть операционные расходы,
обеспечить минимальные накопления и уплатить налог на доходы, образовавшиеся
при переоценке. Основными предпосылками, позволяющими поставить вопрос о
возможности применения в кредитных операциях переоценки суммы основного долга
на момент платежа, являются:
1. При
существующей практике кредитования банк закладывает риск обесценивания
кредитных ресурсов в процентную ставку. Ее размер устанавливается при
заключении кредитного договора. Естественно, что в этот момент нельзя точно
предсказывать уровень инфляции на весь срок выдачи кредита с тем, чтобы
объективно определить маржу, необходимую для восстановления источника кредитных
ресурсов. Банк, страхуя этот риск, как правило, устанавливает повышенную
процентную ставку, что отталкивает клиента, делая привлечение кредита для него
дорогим и невыгодным. Нередко по этой же причине клиент попадает в ранг
некредитоспособных, и тогда сам банк отказывает ему в предоставлении данной
операции. Кроме того, используемая практика является косвенным способом
воссоздания ресурсной базы банка, в то время как переоценка платежей – прямым
способом.
2. В
долгосрочном кредите нуждаются предприятия всех отраслей народного хозяйства. В
то же время по роду своей деятельности некоторые из них (особенно в
агропромышленном комплексе) являются низко рентабельными. Это вызывает
необходимость выработки наиболее гибких условий кредитования на период
осуществления инвестиционного кредитования. В качестве основного источника
ресурсов, используемых для долгосрочного кредитования проектов, рассматривается
уставной фонд банка. В этих условиях установление низкой процентной ставки
должно соответствовать такой схеме финансирования, когда не обесценивается
собственный капитал, и обеспечиваются минимально необходимые накопления.
Проектное финансирование (ПФ) – это
относительно новая форма кредитования в реальный сектор экономики. Тем не менее
она широко применяется коммерческими банками США, Японии, Западной Европы и
существенно отличается от традиционного кредитования. ПФ характеризуется особым
способом обеспечения предоставляемых ресурсов. Основным, а нередко и
единственным, источником обеспечения долговых обязательств перед банком и другими
кредиторами является сам инвестиционный проект, иначе говоря, доходы, которые
принесет создаваемое или реконструируемое предприятие в будущем. Поэтому весьма
важным моментом является проверка банком реальности предусмотренного в
бизнес-плане потока денежной наличности от реализации инвестиционного проекта.
Необходимость
совершенствования и усиления воздействия финансово-банковской системы на
регулирование потоков инвестиций и повышение эффективности их использования в
реальном секторе экономики стала очевидной, когда предпринимательство
выдвинулось главной движущей силой рыночных преобразований.
В
настоящее время необходимость расширения финансовой поддержки государством
реального сектора экономики связана с благосостоянием страны, ее экономической
и политической безопасностью /19.C.10/.
Для
подъема малого предпринимательства требуется долгосрочное кредитование в
основные средства. Это связано с длительностью производственного цикла в
отраслях материального производства, потребностью в модернизации, расширении и
техническом перевооружении основных фондов на современной технологической
основе. Только в этом случае казахстанские товары смогут конкурировать с
зарубежными на мировом рынке.
Объем
кредитования реального сектора экономики Казахстана пока недостаточен для его
радикального развития и улучшения. Банки готовы увеличить кредитование в случае
создания государством такого механизма распределения рисков, предоставления
гарантий по кредитам и страхования залогового имущества, который смог бы
отвечать интересам эффективной деятельности товаропроизводителей реального
сектора экономики.
Механизм
кредитования реального производства может включать в себя пять основных частей
или элементов, которым свойственны соответствующие им методы /20.C.66/:
1)
краткосрочного
кредитования;
2)
долгосрочного
кредитования;
3)
поддержки
инноваций в производство;
4)
поддержки
малого предпринимательства;
5)
страхование
кредитов и гарантий (поручительств).
Первая система фактически уже
существует, представленная коммерческими банками и небанковскими учреждениями.
Ведущим направлением ее развития является более полное использование
разветвленной сети почтово-телеграфных учреждений, правомочных выполнять
отдельные виды банковских операций, за счет пространственного приближения к мелким
инвесторам.
Перспективным направлением является
использование механизма вексельного рефинансирования Национальным банком РК
банков второго уровня, занимающихся учетом качественных коммерческих векселей
предприятий, а также возобновление практики кредитных банковских аукционов.
Несмотря на принятие по вексельному обращению ряда постановлений, товарные
векселя все еще не получили широкого применения.
Более трудной задачей в усилении
влияния финансово-банковской системы на эффективное регулирование потоков
кредитования реального сектора экономики представляется создание системы
долгосрочного кредитования. Как нам кажется, она должна состоять из двух
основных элементов: государственного Банка развития и частных банков
долгосрочного кредитования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключение исследуемой темы курсовой работы
необходимо отметить, что в процессе изучения мы абсолютно удостоверились в ее
актуальности, выявив множество проблем, связанных с кредитованием субъектов
малого и среднего бизнеса. Заключаются эти проблемы в несовершенстве
казахстанского банковского законодательства, банковской системы, а также низком
уровне менеджмента самих заемщиков.
В
целом по работе можно сделать следующие заключения.
Рассмотрев
роль малого и среднего бизнеса в экономике, а также теоретические основы
кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, мы сделали следующие выводы:
Во-первых,
трудно переоценить роль малого предпринимательства для дальнейшего успешного
развития казахстанской экономики, так как опыт развитых стран показывает, что
именно малый и средний бизнес явился основой стабильности страны, включающей в
себя обеспечение населения рабочими местами, производство качественных товаров
и услуг, составляющих почти половину ВВП, формирование здоровой конкурентной
среды, стимулирование НТП.
Таким
образом, все эти и другие свойства предпринимательства делают его развитие
существенным фактором и составной частью реформирования экономики.
Во-вторых,
несмотря на осознанность важности развития малого и среднего бизнеса,
существуют различные барьеры, препятствующие дальнейшему развитию. В их число
входят: несовершенство налоговой политики, нестабильность общеэкономической
ситуации, проблемы сбыта и обеспечения сырьём, взаимодействие с
государственными органами и, наконец, недоступность кредитных средств. Данная
проблема связана с нежеланием кредитных учреждений кредитовать мелкие и не
всегда стабильные фирмы из-за высокого риска невозврата таких кредитов. Поэтому
субъектам малого и среднего бизнеса часто отказывают. Но не всегда отказ бывает
полностью обоснованным. Для того, чтобы решить давать или не давать кредит,
банки должны применить систему оценки кредитоспособности потенциального
заёмщика, состоящую из анализа основных финансовых показателей, анализа
денежных потоков фирмы и её делового риска.
Исходя
из анализа кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан, можем
сделать следующие выводы:
Во-первых,
кредитованием субъектов малого и среднего бизнеса занимаются различные
кредитные учреждения, и наибольший удельный вес приходится на коммерческие
банки в связи с их разветвленностью и надежностью.
Во-вторых,
по мнению предпринимателей, самыми распространенными причинами неполучения
банковских кредитов являются отсутствие достаточного залога и отказ от кредита
вследствие неприемлемых условий его получения.
В-третьих,
проанализировав методику оценки кредитоспособности заемщиков АО «Народный банк
Казахстана» на примере ТОО «Тритон», мы выяснили, что методы оценки,
применяемые данным банком, не могут дать полную характеристику заемщика, так
как не учитывают факторов, не связанных с финансовыми коэффициентами. Отсюда
можем предположить, что и другие коммерческие банки пользуются неполной
системой анализа кредитоспособности заемщиков, что, вероятнее всего, искажает
реальную картину. Отсюда высокий процент невозврата кредитов, а также жесткий
подход к оценке заемщиков на предмет их кредитоспособности и, как следствие,
частый отказ кредитовать малые и средние предприятия.
Завершив
рассмотрение различных аспектов темы кредитования малого и среднего бизнеса в
Казахстане, мы смогли сделать предложения по совершенствованию механизма этого
процесса, а также рассмотрели зарубежный опыт кредитования субъектов малого и
среднего бизнеса.
В
связи с этим можем сделать следующие выводы:
Во-первых,
необходимо усиление взаимосвязи кредитной системы и реального сектора
экономики, так как это послужит не только оздоровлению производственного
комплекса, но и укреплению финансово-банковской системы. В связи с этим
утверждением приведем рекомендации по осуществлению данного предложения.
Для
эффективного взаимодействия финансово-кредитного механизма с частным
предпринимательством нами были предложены следующие меры:
1.
усовершенствовать
действующие методы и формы кредитования;
2.
активнее
использовать небанковское кредитование, внедрять новые формы и методы
небанковского кредитования;
3.
расширить
применение финансового лизинга, развивать лизинговое кредитование;
4.
расширить
сферу и создать условия для предоставления гарантий (поручительств);
5.
ввести
эффективный механизм страхования рисков.
6.
дифференцировать
политику в отношении малого и среднего бизнеса;
7.
создать
равные условия для организации деятельности малых и крупных финансовых
институтов;
8.
всесторонне
учитывать региональные особенности в кредитном обеспечении малого
предпринимательства;
9.
повышать
роль региональных банков в развитии реального сектора экономики.
Во-вторых,
применение зарубежного опыта в вопросах недостатка обеспечения по кредиту может
положительно сказаться на его решении посредством создания в Казахстане
гарантийных фондов, переняв опыт Small
Business Administration
– организации, задачей которой является поддержка малого бизнеса в США. SBА
предлагает пакет программ, направленных на финансирование и гарантирование займов
малого бизнеса в США.
Размещение
средств SBA производится через
коммерческие кредитные институты, получившие соответствующие лицензии SBA.
Опыт
SBA представляет ценность в силу того,
что в рамках Фонда развития малого предпринимательства в Казахстане уже ведется
работа по созданию гарантийных фондов.
Создание
гарантийных фондов и развитие разнообразных схем гарантирования займов малым
предприятиям ощутимл повысят заинтересованность кредитных организаций в
кредитовании проектов малых предприятий.
Ценность
для казахстанских банков представляет также методика кредитования малого и
среднего бизнеса ЕБРР, которая отличается от методики кредитования
отечественных банков. Ее применение могло бы снизить риски, связанные с
кредитованием малого предпринимательства, повысить его качество и
эффективность.
Подводя
итоги всего вышесказанного, можем сделать вывод о том, что все задачи, которые
автор ставил перед собой в начале работы, были выполнены, и тем самым была
достигнута цель дипломной работы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Бекназарова
А.Т. Современное состояние, тенденции и перспективы развития
предпринимательства в РК // Хабаршы Вестник. 2001. №5 (27), с. 77-81.
2.
Байтанаева
Б. Государственная поддержка развития предпринимательства в Казахстане // Аль-Пари.
2000. №6, с. 19.
3.
Тутенов
Б. Роль малого бизнеса в решении проблемы занятости // Транзитная экономика.
2000. №3, с 63.
4.
Банковское
дело: Учебник / Под ред. Г.С. Сейткасимова. – Алматы: Каржы-каражат, 1998.-576
с.
5.
Банковское
дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М: Финансы и статистика, 1999.-576
с.
6.
Калиева
Г.Т. Кредитное дело. Алматы: Каржы-каражат, 1997.-128 с.
7.
Жонкин
Т.Р. Проблемы развития малого и среднего бизнеса и пути их решения // Проблемы
развития экономики и финансов в Республике Казахстан. 2003, с 469.
8.
Сарбасова
Т.С., Каппаров К.Н. Состояние и проблемы малого бизнеса в Республике Казахстан.
9.
Сирополис
Н.К. Управление малым бизнесом. – М: 2004 – 246 с.
14.
Байниетова
М. Основные препятствия деятельности субъектов малого и среднего бизнеса //
Саясат-Policy. 2004. №8, с.
14.
15.
Салькова
Т.С. Финансирование малого и среднего бизнеса на примере АО «Народный банк
Казахстана» // Проблемы развития экономики и финансов в Республике Казахстан.
2003, с 466.
16.
Новиков
В., Шеречи Ш. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся? // РЭЖ. 2003.
№9-10, с. 51-58.
17.
Волобуева
Л.С. Кредитование малого бизнеса через микрокредитные организации // Проблемы
развития экономики и финансов в Республике Казахстан. 2003, с 473.
18.
Нурсеитова
Р.А. Теоретические аспекты воздействия финансово-банковской системы Казахстана
на реальный сектор экономики // Вестник КазНУ. 2003. №2 (36), с. 23-26.
19.
Ташенова
С., Ким Г. О проблемах кредитования малого и среднего бизнеса // Саясат-Policy.
2004. №8, с. 10.
20.
Калкабаева
Г. Новые подходы к определению возможности предоставления банковского кредита
// Каржы-каражат. 2002. №2, с. 55.
21.
Томпиев
М.К. Административные барьеры в малом бизнесе: пути их устранения // Хабаршы
Вестник. 2004. №7 (11), с. 120-124.
22.
Карибаева
А. Повышение роли региональных банков в развитии реального сектора экономики //
Проблемы развития экономики и финансов в Республике Казахстан. 2003, с 390.
23.
Банковская
деятельность. Сборник нормативных актов Республики Казахстан. – Алматы: ЮРИСТ,
2007. – 223 с.