Рефераты

Кредитование малых предприятий в Российской Федерации и перспективы его развития

ФОРА предлагает своим клиентам два разных вида продуктов: индивидуальные ссуды и ссуды трастового банка. Последние представляют собой групповые ссуды и являются эффективным средством обслуживания микропредпринимателей с низкими доходами, имеющих потребность и возможность брать взаймы, но не располагающих приемлемым (в физическом смысле) обеспечением. Траст-банковские ссуды представляют собой эффективный, с точки зрения затрат, способ предоставления кредитов ФОРА, и повышают нагрузку на каждого служащего, занимающегося оформлением ссуд.

Сейчас ФОРА работает в девяти регионах (областях) Европейской территории России (Белгород, Липецк, Нижний Новгород, Новгород Великий, Ростов-на-Дону, Саратов, Санкт-Петербург, Тамбов и Воронеж). Головной офис фонда находится в Нижнем Новгороде.

ФИНКА – Самарская региональная программа микрокредитования

Фонд помощи международному сообществу (ФИНКА) приступил к реализации программы микрокредитования в Самарской области с финансовой помощью со стороны Американского агентства международного развития (ААМР) в 1999 г. ФИНКА применяет групповой метод микрокредитования, известный под названием «банковское обслуживание деревни». В Самаре такие деревенские группы образуют пять – десять соседей, которые сообща гарантируют получаемые друг другом ссуды, контролируют групповое кредитование и накопление сбережений, а также оказывают взаимную помощь. Собрания групп проводятся еженедельно, и ссуды выдаются без предоставления обеспечения.[29]

Сеть организаций микрофинансирования женщин России (СМЖР)

СМЖР была создана в 1998 г., и начало ей положил грант, выделенный Фондом Форда для поддержки создания учреждений микрофинансирования на территории всей России, причем для работы преимущественно с женщинами. Эту сеть образуют четыре партнерских МФИ:

- Калужский фонд «Микрокредит», функционирующий в Калужской области;

- «Женские инициативы» в Московской области;

- Фонд поддержки женщин-предпринимателей в Тверской области;

- Фонд поддержки женщин-предпринимателей в Костромской области;

Организации СМЖР применяют метод индивидуальных ссуд под залог. Ссуды выдаются в среднем на два месяца. Предельный размер первой ссуды составляет 500 долларов США.

Программа мобилизации сельскохозяйственных кредитов (МСК) МРСК/ВПЗК

МРСК/ВПЗК – это частная некоммерческая организация развития в США, уходящая своими корнями в сельскохозяйственное кооперативное движение. Она осуществляет программу МСК с помощью трехлетнего гранта ААМР. МРСК/ВПЗК реализует эту программу совместно с Фондом развития сельских кредитных кооперативов. Фонд развития сельских кредитных кооперативов – это частная российская некоммерческая организация, способствующая развитию кредитных кооперативов в сельских местностях России путем распространения соответствующей информации, организации семинаров и оказания помощи.

Фонд родственных предприятий (ФРП)

«Каунтерпарт интернэшнл» осуществляет Хабаровскую региональную программу микрокредитования. В ее рамках ссуды уже получили 1200 микропредпринимателей. Предполагается, что в рамках программы ссуд будет выдаваться на сумму 600 тыс. долларов США.

Обобщенная характеристика деятельности вышеназванных фондов в России представлена в таблице 4.


Таблица 4

Обзор действующих в России микрофинансовых институтов

МФИ

Источник и условия финансирования

Регионы

Текущий бюджет и количество клиентов

Сеть организаций микрофинансирования женщин России

Грант от Фонда Форда.

Последующее кредитование партнеров

Калуга

Москва

Тверь

Кострома

Казань

586 тыс. долларов США

2535 клиентов

средний размер ссуды - 500 долларов США

возврат - 98%

ставка - 60%-96%

ФИНКА

Грант от ААМР

Самара

570 тыс. долларов США

600 клиентов

«Оппортьюнити»/ФОРА Возможность

Сопричастность

Новый союз

Перспектива

Доверие

Грант от ААМР

Нижний Новгород

Ростов

Воронеж

Новгородская обл.

Саратов

2300 клиентов

1,3 млн. долларов США

МРСК/ВПЗК

Грант от ААМР

Южносахалинск

-

«Каунтерпарт интернэшнл»

Программа микрокредитования

Грант от ААМР

Хабаровск

1200 клиентов

600 тыс. долларов США

 

Государственные фонды поддержки малых предприятий. В соответствии с Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятым в июне 1995 г., Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (называемый далее Федеральным фондом) является государственной некоммерческой организацией. Это учреждение обязано внедрять финансовые инструменты федеральной политики в области государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации. Фонд расположен в Москве.

Федеральный фонд отвечает за реализацию финансовых компонентов Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, принимает участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, проектов и мер, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса.

Федеральный фонд имеет сеть региональных фондов в более чем в 70 регионах России. Однако в связи с тем, что Федеральный фонд владеет лишь небольшим пакетом акций большинства региональных фондов, последние в большей степени зависят от соответствующих региональных властей, которые обеспечивают их средствами, необходимыми для работы. Что касается микрофинансирования, то применяемая в настоящее время схема исключительно проста.

Федеральный фонд ссужает региональным фондам деньги, поступающие из федерального бюджета на поддержку предпринимательства. Как правило, распределение средств осуществляется на конкурсной основе.

На начальном этапе становления рыночной экономики органы управления еще могут оказывать помощь тем сегментам рынка, которые не получают необходимые услуги вовсе или получают в недостаточной степени. Одним из таких сегментов в настоящее время можно считать кредитование малых предприятий. Однако кредитование предприятий – это деятельность, которой должен заниматься частный сектор, а государство должно постепенно возвращаться к исполнению своей роли регулирующего и помогающего агента. В предстоящее десятилетие региональным фондам также придется столкнуться с этой дилеммой. Региональным фондам придется снова проанализировать стратегию своей деятельности в отношении сектора малого предпринимательства и решить, на каком сегменте рынка требуется их участие, поскольку частные организации пока его не обслуживают. Мировой опыт позволяет предположить, что роль государства в финансовой сфере, как правило, не должна сводиться к оказанию непосредственной финансовой помощи. Его функция – помогать делать это частным организациям.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РФ

 

2.1. Анализ состояния малых предприятий в Российской Федерации. Особенности привлечения малыми предприятиями кредитных ресурсов.

Российский малый бизнес – именно тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Дата его рождения – 18 июля 1991 года, когда Постановлением Правительства Российской Федерации № 446 были введены критерии отнесения предприятий к категории малых, определены общие условия и правила их функционирования.

На начало реформ пришелся мощный отток людей в сферу частного предпринимательства, прежде всего, в его малых формах.

Одним из ключевых показателей распространения малого предпринимательства в стране является показатель числа субъектов малого предпринимательства на 10000 жителей.

В России ежегодно идет увеличение плотности распространения малого предпринимательства. В 2006 г. на 10000 россиян приходилось 73 субъекта малого предпринимательства, а в 2007 на 10000 россиян приходилось уже 80 субъектов.

Увеличение плотности распространения идет за счет предпринимателей без образования юридического лица.

Общее число постоянно работающих на  малых предприятиях на 1 января 2007 года составило порядка 10157,3 тыс. человек.

До настоящего времени  сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 36% всех действующих МП расположены в Центральном районе. Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 7% всех российских малых предприятий.

Неравномерно распределены малые предприятия и по отраслям экономики. Отраслевая структура малых предприятий (по состоянию на 1 января 2008 г.) (Рис.3)


Рис. 3. Отраслевая структура малых предприятий


В течение двух последних лет происходит закрепление положительных тенденций наращивания объемов производства в малом бизнесе (таблица 5).

Немаловажным является то обстоятельство, что темпы роста производства значительно превышают темпа роста занятых, то есть увеличение объемов происходит за счет роста производительности труда, и, следовательно, это свидетельствует об увеличении эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства.

Таблица 5

Оборот малых предприятий по федеральным округам

Российской Федерации за 2007 - 2008гг.

Федеральные округа

Оборот малых предприятий в 2007 г.

Оборот малых предприятий в 2008 г.

Млрд. руб.

В процентах к итогу

Млрд. руб.

В процентах к итогу

Российская Федерация

12099,2

100

15468,9

100

Центральный

5470,5

45,2

6817,7

44,1

Северо-Западный

1256,4

10,4

1744,5

11,3

Южный

1034,1

8,5

1400,2

9,0

Приволжский

1849,4

15,3

2336,1

15,1

Уральский

976,7

8,1

1263,5

8,2

Сибирский

1165,0

9,6

1237,1

9,3

Дальневосточный

347,2

2,9

469,9

3,0


Малые предприятия в целом показывают лучшие финансовые результаты, чем остальные предприятия. В 2007 г. 2/3 малых предприятий закончили год с положительным финансовым результатом. Доля убыточных предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов среди малых предприятий ниже, чем среди крупных и средних предприятий. В общем объеме прибыли по итогам доля малых предприятий составила чуть более одной десятой части, однако в таких отраслях, как строительство и торговля, малые предприятия формируют более 70% положительного финансового результата. Каждый работник малого предприятия внес практически вдвое больший вклад в формирование положительного финансового результата по сравнению с занятыми на всех предприятиях в среднем. В смысле рентабельности активов малые предприятия, как правило, эффективней крупных и средних предприятий.

2.2. Анализ состояния банковского кредитования малых предприятий


Все вышеприведенные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что малое предпринимательство в России динамично развивается.

Источниками стартового капитала при создании компаний в подавляющем большинстве случаев (75 %) являются «Средства основателей». Некоторое значение имеют и такие источники, как «Средства частных инвесторов» (не входящих в число учредителей компании), названные 14 % опрошенных, а также банковские кредиты. «Банковские кредиты для физических лиц» (13 % опрошенных) более значимы, чем «Банковские кредиты для компаний» (11 % опрошенных) (Рис.4).

При финансировании развития бизнеса ключевое значение имеют два источника – средства частных инвесторов (23 %) и банковские кредиты для компаний (21 %). Однако важное значение сохраняют и банковские кредиты для частных лиц (15 %).


Рис.4. Источники стартового капитала


Коммерческие кредиты со стороны поставщиков сырья, комплектующих, товаров (для торговых организаций) и других предприятий-контрагентов являются значимым источником финансирования для 11% опрошенных.

Государственная поддержка как источник финансирования для бизнеса имеет значение на уровне статистической ошибки: в качестве источника средств для старта бизнеса ее отметили только 3 % опрошенных, и в качестве  источника средств для развития компании – 4 % опрошенных. Также мало используется лизинг – только 6 % опрошенных назвали этот источник финансирования развития компании. Венчурные фонды пока не работают как источник средств для старта бизнеса или для развития компании (Рис.5).


Рис.5 Источники финансирования малых предприятий в Росии


Основным источником финансирования развития малого и среднего бизнеса (МСБ), являются банковские кредиты для компаний – их отметили 79 % опрошенных в Евросоюзе в целом и 66% опрошенных в «новых» членах ЕС. Второе место по значимости имеет        лизинг, особенно в «новой» Европе, где его назвали в качестве источника финансирования 35% опрошенных (в «старой» Европе только 24% опрошенных предприятий МСБ). Достаточно большое значение имеет государственная поддержка и в «старой», и в «новой» Европе она является источником финансирования развития компаний для 11% опрошенных предприятий МСБ. Интересно, что и в России, и в европейских странах венчурные фонды не играют значимой роли в финансировании развития МСБ в целом, так как они ориентированы на финансирование лишь узкого сегмента технологических компаний. В сравнении с США, где венчурные инвестиции являются важным источником финансирования компаний малого и среднего бизнеса, в России и Европе венчурное финансирование МСБ не получило пока значительного распространения (Рис.6).


Рис.6 Источники финансирования МСБ

Российские предприятия МСБ редко обращаются в банки за получением кредита, предпочитая находить иные возможности для финансирования старта и развития бизнеса – прежде всего из собственных средств, финансовых ресурсов самой компании или средств частных лиц.

Только 30% опрошенных предпринимателей подавали за последние 2 года заявку на получение кредита в банк. Остальные 70% по различным причинам не делали этого. Из предпринимателей, не подававших заявку в банк (70% от всех опрошенных), 61% (43% от всех опрошенных) назвали в качестве одной из двух возможных причин отсутствие такой необходимости.

Высокий уровень процентных ставок в качестве причины назвали 28% не подавших заявку (20% опрошенных). Кроме того, многим предпринимателям мешает слишком неудобная процедура получения кредита – сложная (12 % не подавших заявку или 8% опрошенных) и долгая (11 % не подавших заявку или 8 % опрошенных). Только 7 % от не подававших заявки в банк отметили в качестве одной причины отсутствие залога (Рис.7).


Рис.7 Обращения за кредитом

При этом, как показывают результаты опроса, зачастую предприниматели предпочитают брать кредиты в банке как физические лица, а не от лица компании: во многих случаях кредиты для физических лиц оказываются доступнее и выгоднее.

С другой стороны, недоверие предпринимателей не подтверждается практикой тех, кто всё же обратился в банк и потратил время и средства на подготовку заявки. У 75% респондентов, обращавшихся в банк, заявки на получение кредита были удовлетворены, отказ получили 25%.

Главной причиной неполучения кредита является проблема отсутствия залога: в 34% случаев отказ был мотивирован     отсутствием залога, гарантии у предпринимателя, еще 33% предпринимателей получили отказ в выдаче кредита без объяснения причины. В 24% случаев причиной отказа стали неудовлетворительные финансовыепоказатели предприятия. Определенные сложности возникают у тех предприятий, которые не брали раньше кредитов, и, следовательно, не имеют хорошей кредитной истории (10% отказов). Важно отметить, что только в 1% отказов причиной стало неправильное оформление заявки (Рис.8).


Рис.8 Получение кредита

Анализ целей использования кредита показывает, что в России малый и средний бизнес исходит из тех же рациональных соображений, что и малый и средний бизнес в странах Евросоюза. Чаще всего полученные кредиты используются в России на пополнение оборотного капитала (53%) и на покупку оборудования (47%). К сожалению, как показал анализ для пополнения оборотного капитала предпринимателям, приходится брать достаточно дорогие и сложные для получения кредиты на среднесрочный период, т.к. на российском кредитном рынке предприятиям сложно найти простые в получении и недорогие кредиты на краткосрочный период.

На строительство / ремонт зданий и сооружений получаемые кредиты используются только в 15% случаев. Как показали результаты опроса, малый и средний бизнес практически не может получить кредиты на срок более 7 лет, а в большинстве своем проекты, связанные со строительством зданий и сооружений, имеют срок окупаемости не менее 7 лет.

Ситуация в «новой» и «старой» Европе достаточно похожа на российскую. Как в «новых странах», так и в Евросоюзе в целом основное назначение кредитов – это покупка оборудования (68% в ЕС в целом и 62,7% в «новых странах»). Для пополнения оборотного капитала используются только 46,3% кредитов в «новых» странах и 34% кредитов в Евросоюзе в целом. Большая разница между Россией и Европейским Союзом наблюдается в доле кредитных ресурсов, используемых на маркетинговые расходы. В целом в европейских странах МСБ тратит на маркетинговые программы 12% привлекаемых кредитов. Еще более агрессивную маркетинговую политику проводят «новые» страны Европы – в них на маркетинговые программы расходуется почти 1/3 всех кредитов (29%). В России на эти цели расходуется только 5% кредитных ресурсов, поэтому неудивительно, что в маркетинговой составляющей российские предприниматели, как правило, проигрывают своим европейским конкурентам.

Возможно, одна из причин состоит в том, что кредиты в России выдаются под залог и практически никогда – под бизнес-план. Для предпринимателей, получивших кредитпод залог материальных ценностей, наиболее рациональное поведение заключается в том, чтобы потратить этот кредит на материальные ценности и снизить возможные риски. Если же кредиты выдаются под бизнес-планы, в которых маркетинговая составляющая занимает важное место, имеет запланированные бюджетные статьи, то и приоритетность маркетинговых программ при осуществлении финансирования повышается.

Подавляющее большинство малых и средних предприятий берут кредиты в рублях, а не в какой-либо другой валюте. В 42% случаев размер кредита находился в пределах от 1 до 10 млн. руб.


Кредиты размером менее 1 млн. рублей получила примерно половина (48%) предпринимателей, при этом «микрокредиты» в размере до 250 тыс. руб. были востребованы только 13% предпринимателей (Рис.9).


Рис. 9 Размер полученного рублевого кредита


Разброс процентных ставок по кредиту при этом очень велик, почти половина кредитов была предоставлена по ставке выше 15% годовых по рублевому кредиту. Только 5% из опрошенных малых и средних предприятий смогли получить кредит по ставке менее 9% годовых по рублевому кредиту.

Самый распространенный период кредитования – больше полугода, но меньше трех лет. В этом временном промежутке берется более 75% всех кредитов для МСБ. На срок больше трех лет берется только 17% кредитов, на срок больше семи лет (а именно такой срок окупаемости обычно имеют более или менее серьезные инвестиционные проекты в промышленном производстве, связанные со строительством новых производственных участков и обновлением оборудования) берется только 3% кредитов.

С другой стороны, краткосрочные кредиты, которые важны для малого и среднего бизнеса при пополнении оборотного капитала, также слабо развиты – на срок менее 6 месяцев берут кредит только 7% всех предпринимателей из тех, кто в принципе берет кредиты. К сожалению, долгая и сложная процедура оформления кредита, величина общих расходов на привлечение кредита не позволяют предпринимателям оперативно пользоваться этим инструментом для пополнения оборотного капитала, что, безусловно, ограничивает возможности бизнеса (Рис 10).

Ситуация с залогом для получения кредита сравнительно удобна для малого и среднего бизнеса. Три четверти предприятий, взявших кредит, предоставили залог, составлявший не более 100% от величины кредита, при этом для более чем половины предприятий (54%) размер залога составил менее 75% от величины кредита. Только в 10% случаев залог более чем в 1,5 раз превышал размер кредита.


Рис.10 Срок и процентная ставка по кредиту

К сожалению, финансовые инструменты, в том числе и страховые, в России пока недостаточно развиты, поэтому залогом, как правило, являются реальные материальные ценности, имеющиеся у МСБ. В 41% случаев в качестве залога использовались товары в обороте, практически настолько же распространено использование в качестве залога транспортных средств и оборудования малых и средних предприятий (40%) или зданий и сооружений (37%). Предприниматели в России предпочитают разделять бизнес и личное имущество – этот вид залогов использовался только в 13% случаев. Ценные бумаги использовались в качестве залога только в 8% случаев предоставления кредитов.

С другой стороны, такая ситуация вполне выгодна для большинства российских малых и средних предприятий с учетом реального образовательного уровня и знаний предпринимателей. Для состоявшегося предприятия, обладающего материальными ценностями, предоставление залога не является большой проблемой, если предприятие смогло пройти через сложную и не всегда адекватную процедуру в банке. Размер залога обычно бывает меньше, чем размер кредита, а в качестве залога могут выступать любые материальные ценности, которыми владеет предприятие.

Однако такая практика залогов, вполне подходящая для предприятий в сфере материального производства или потребительских услуг, совершенно не годится для предприятий, работающих в «нематериальной» сфере, в том числе, для инновационных малых компаний. Для новых только начинающих свою деятельность компаний предоставить требуемый залог совершенно невозможно.

Вывод заключается в том, что в основном МСБ за информацией о финансировании идет непосредственно к тем, кто и предоставляет само финансирование – к банкам. Значение данного источника информации является основным. Вместе с тем, большим авторитетом у МСБ пользуются люди и организации, которые на регулярной основе предоставляют услуги для предпринимателя – бухгалтер, юрист и внешний консультант. Совокупно эти три источника имеют значение для 30% опрошенных представителей МСБ в России, 35% опрошенных в Евросоюзе и 28% опрошенных в «новых странах» ЕС – т.е. значимость этих источников почти сопоставима с банками. Значительно меньшее значение имеют родственники и деловые контакты – в совокупности их значимость отмечают 21% опрошенных в России, 16% – в «новых» странах ЕС и только 8% опрошенных в «старой» Европе. При этом такие потенциальные источники информации, как отраслевая ассоциация и специализированные издания практически не имеют значения.

Малый и средний бизнес в России достаточно рационально подходит к

поиску и привлечению финансирования. Многие стороны банковского кредитования малого и среднего бизнеса также соответствуют обычной мировой практике. Проблема состоит в следующем:

1) процедура подготовки и рассмотрения заявок в банках не всегда удобна для малого и среднего бизнеса;

2) высокая стоимость кредитов для МСБ;

3) недоступность получения долгосрочных кредитов и неудобные условия получения краткосрочных кредитов; 4) практическое отсутствие кредитных возможностей для только, что стартовавших предприятий и предприятий, действующих в «нематериальной» сфере производства.

Статистика свидетельствует, что вот уже три года банковский сектор демонстрирует бурный рост объемов кредитования. Но на последнем этапе темпы заметно снизились. На наш взгляд, это обусловлено тем, что наиболее привлекательная часть рынка кредитования крупного и среднего бизнеса практически полностью освоена, а также возрастающей конкуренцией со стороны иностранных банков.

Это существенно укрепляет позиции малого бизнеса. Особенно в сочетании с наметившейся тенденцией его легализации и повышения устойчивости.

Однако в настоящее время  участие банков в кредитовании малого бизнеса весьма ограничено. Тем не менее, и здесь уже отмечаются некоторые подвижки, и со временем банки будут в большей степени удовлетворять потребности малых предприятий.

Российская банковская система остается недостаточно капитализированной. Совокупный капитал банковской системы не превышает 4% от ВВП, что значительно ниже, чем в большинстве развитых стран.

Банковская система России отличается высоким уровнем концентрации. В 2006 г. активы пяти ведущих российских банков составляли порядка 40% совокупных активов банковской системы России. Доля активов трех банков, прямо или косвенно контролируемых государством (Сбербанк, Внешторгбанк и Газпромбанк), составляет порядка 32%. Доля государства в совокупных активах банковской системы России достигает примерно 35%.  Более того, Сбербанк обладает монополией на рынке розничных вкладов, поскольку на него приходится 67% всех частных вкладов и примерно 87% рублевых вкладов.

В общем, можно сделать вывод, что в плане уровня капитализации, кредитования реального сектора, качества кредитного портфеля и депозитной базы ситуация в российском банковском секторе улучшается. Это открывает возможности для расширения операций, связанных с кредитованием малых предприятий. Однако недостаточная капитализация, краткосрочный характер депозитной базы и высокая концентрация активов неблагоприятно сказываются на развитии кредитования малого бизнеса.

Менее половины банков предоставляют кредиты в форме овердрафта, и их удельный вес в портфеле является незначительным. Это объясняется тем, что такой вид кредитования выгоден для торговых предприятий, которым необходим быстрый оборот и одновременно экономия на процентах. Однако для банков, при небольших оборотах на счете заемщика, рентабельность этого вида кредитования является минимальной в связи с большей трудоемкостью по сравнению с оформлением стандартных ссуд.

В своих кредитных заявках малые предприятия часто уменьшают сроки несоразмерно периоду оборота, с целью показать банку планы быстрой реализации и возврата кредита. В результате возникает необходимость пролонгации и переоформления ссуд, что ухудшает качество кредитного портфеля. Удлинение сроков кредитования явилось результатом применения как более взвешенного подхода к кредитованию со стороны банков, так и более серьезного и ответственного отношения со стороны заемщиков. В то же время срок финансирования до 1 года является слишком коротким для становления бизнеса, все еще основывающегося на заемных средствах.

Анализ случаев невозврата показывает, что основные причины можно свести к трем:

недостаток информации – из-за непрозрачности отчетности заемщика и отсутствия кредитной истории;

недобросовестность клиента;

несовершенство законодательного поля, что позволяет недобросовестному заемщику оставаться безнаказанным. Однако в целом приведенные данные свидельствуют, что банки положительно оценивают практику и перспективы работы с малым бизнесом и предполагают в дальнейшем расширять кредитование малых предприятий.


2.3. Небанковское кредитование малых предприятий: состояние, тенденции развития


Ограниченный доступ к банковским источникам финансирования является одной из причин, сдерживающих развитие сектора малого предпринимательства. Как свидетельствует мировой опыт, альтернативным инструментом доступа к финансовым услугам малых предприятий, индивидуальных частных предпринимателей являются программы микрофинансирования.

Логика услуг микрокредитования обращена к потребностям малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, постоянно нуждающихся в финансовых ресурсах, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков. Однако рынок микрофинансовых услуг в России только начинает складываться. При значительном числе потенциальных потребителей микрокредитов рынок со стороны предложения остается крайне узким.

Первые программы микрофинансирования в России были запущены в 1994 г., когда в г. Арзамасе Нижегородской области был создан кредитный кооператив «Возможность» – организация-партнер «Opportunity International». За все эти годы, несмотря на объективные трудности: отсутствие необходимой нормативно-правовой базы, недостаток опыта, ограниченность в финансовых ресурсах, – ежегодно происходило увеличение числа действующих микрофинансовых организаций (МФО).

Достаточно активный процесс создания МФО за последние годы во многом обусловлен реализацией программ международной помощи, в рамках которых предусмотрено предоставление реальных финансовых средств для этих целей, расширение возможностей российских организаций по кредитованию малого бизнеса, совершенствование систем и механизмов кредитования, обучение и повышение квалификации российского персонала организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги. Такие программы и проекты в России реализует Агентство международного развития США (ААМР) на средства, выделяемые Правительством США. Компоненты микрофинансирования есть в проектах, реализуемых Всемирным банком, Правительством Канады, Правительством Швейцарской Конфедерации, Фондом «Евразия», европейской программой Тасис, различными частными фондами.

Распределение МФО по сроку функционирования на российском рынке показывает, что основной фундамент организаций уже сформирован. Причем, они рассматривают этот вид деятельности достаточно рентабельным и в дальнейшем планируют наращивать объемы работ в данной области. Рынок участников микрофинансирования имеет тенденцию к расширению. На сегодняшний день 6% от попавших в выборку МФО (3% – кооперативы и 3% государственные фонды) рассчитывают уже в скором времени приступить к запуску программ микрофинансирования.

Микрофинансирование является рентабельным видом деятельности, находящим все большее распространение на российском рынке, что наглядно подтверждается данными о динамичном расширении масштабов хозяйственных операций каждой отдельной МФО

Примерно одинаковыми темпами с ростом объема микрофинансовых ресурсов в расчете на одну МФО происходило увеличение числа договоров на получение микрофинансовых услуг.

Можно говорить о росте активности деятельности каждой отдельной МФО, увеличивающей совокупное предложение ресурсов не за счет укрупнения средних размеров выдаваемых займов, а за счет увеличения числа договоров. С точки зрения микрофинансирования, это положительная тенденция. Российские МФО продолжают оставаться нацеленными на работу с мелкими предпринимателями, нуждающимися в небольших по объему займах. С другой стороны, выдавая небольшие займы, кредитующая организация испытывает меньший финансовый риск в случае невозврата.

Наиболее крупные кредиты предоставляют государственные фонды поддержки. Фонды предпочитают иметь дело с уже успешно функционирующими субъектами малого бизнеса (прежде всего, с малыми предприятиями), имеющими несколько большие масштабы деятельности, по сравнению с основной массой предпринимателей, для которых, следовательно, требуются и большие заемные средства.

С мелкими заемщиками наиболее активно работают кооперативы. В большинстве своем кооперативы предоставляют совсем небольшие по размеру средства, что в наибольшей степени соответствует идее микрофинансирования. Однако, безусловно, оптимальный размер кредита определяется целями, на которые он берется, масштабами бизнеса, а также отраслью, в которой работает заемщик, характером и продолжительностью производственного цикла.

Одной из основных характеристик доступности кредитов является процентная ставка. Процент, под который предоставляются микрозаймы, сопоставим с процентом по обычным банковским кредитам.

Это несколько не согласуется с зарубежной практикой, где ставка процента за пользование микрофинансовыми ресурсами достаточно высока. Ведь эффективно работающие финансовые посредники вынуждены взимать высокие проценты, чтобы покрывать расходы на маленькие ссуды. Деньги международных доноров и целевые государственные средства не могут являться долгосрочными источниками финансирования.

В России ставки достаточно низкие, особенно у государственных фондов поддержки предпринимательства. С одной стороны, это результат того, что фонды работают за счет бюджетных средств и не являются коммерческими структурами. С другой стороны, государственные фонды сознательно занижают ставку, стремясь снизить финансовое бремя для субъектов малого предпринимательства. Ведь с точки зрения государственной политики, субъекты малого бизнеса – льготная категория, следовательно, и денежные займы они должны получать под более низкий процент. Но мировой опыт показал, что малые предприятия не нуждаются в такого рода льготах. Подавляющая часть предпринимателей берут короткие кредиты на текущие расходы, а полученной выручки обычно достаточно для уплаты высоких процентов. Предпринимателю с низким доходом нужен быстрый и постоянный доступ к финансовым ресурсам. Именно в этом задача таких программ, как микрофинансирование. Более того, льготное кредитование подчас может сыграть отрицательную роль, создавая мягкие условия хозяйствования, снижая рыночную жизнеспособность хозяйствующего субъекта. Таким образом, основная проблема не в высоких ставках на микрофинансовые услуги, а в том, что микрофинансовых институтов в России функционирует на данный момент пока еще мало. Предприниматели вынуждены обращаться в ломбарды, к теневым ростовщикам. Как показали интервью с руководителями ломбардов Кемеровской области, ставка процента по таким займам колеблется от 0,5 до 1,5% в день. Эти ставки можно расценивать как «верхний потолок» платы за пользование микрокредитами. В этом случае предпринимателю предпочтительнее будет обращаться в легально функционирующую МФО.

При анализе процентных ставок четко прослеживается их зависимость от сроков предоставления займов. Чем короче срок, тем выше стоимость ресурсов. Это вполне согласуется с общепризнанным подходом предоставления денежных средств: чем они «короче» – тем дороже (Рис.11).


Рис. 11. Зависимость ставки процента по рублевым кредитам от срока предоставления


В ходе анализа между средней ставкой и видом деятельности выявлена следующая зависимость: предприниматели, работающие в сфере услуг и в торговле, заимствовали средства под более высокие проценты, нежели занятые в промышленности и в сельском хозяйстве. Это связано с тем, что хозяйственный цикл в торговле короче, вложенные деньги быстро приносят прибыль. В этом случае предприниматель готов платить повышенную ставку процента, для него главное – бесперебойная работа, наличие требуемых оборотных средств.

Традиционно принято считать, что микрофинансовые ресурсы – это краткосрочные средства. В России основная масса микрокредитных ресурсов предоставлялась на срок шесть и более месяцев. Данные сроки были предпочтительны для всех типов МФО, за исключением кооперативов. Указанная особенность наиболее ярко проявляется у государственных фондов поддержки предпринимательства.

Объясняется данный факт тем обстоятельством, что данный тип МФО работает с более крупными клиентами среди предпринимателей, которым нужны деньги на более длительные сроки. Прежде чем предоставить кредит, эти финансовые институты проводят серьезную процедуру рассмотрения заявки.

Требуются достаточно тщательный разработанный бизнес-план, технико-экономическое обоснование. Ради получения краткосрочных займов составление подобного рода документов является весьма обременительным для предпринимателей.

Наиболее типично, с точки зрения мировой практики микрофинансирования, в России ведут себя кооперативы. Здесь основная масса займов предоставлялась на срок до шести месяцев. Причем, как показали опросы, проведенные Тасис, действовал принцип: по погашению короткого займа клиенту выдавался более длительный. Таким образом, у заемщика была заинтересованность в своевременном возврате полученных денег, что выступало своего рода гарантией для кредитующей организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты