Рефераты

Кредитование проектов малого предпринимательства

Кредитование проектов малого предпринимательства


Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ рОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ростовская Государственная Экономическая Академия

Кафедра “Банковское дело”

Утверждено зав. кафедрой д.э.н., проф.

Семенютой О.Г.

“___”____________1998г.

_______________________

(подпись)

Д И П Л О М Н А Я р а б о т а на тему

Кредитование проектов малого предпринимательства


|Студента 4 курса, | |
|Финансового института, | |
|Группа 44 |Бутырова Г.А. |
|Научный руководитель | |
|к.э.н., доц. |Высокова Т.Н. |
|Директор института | |
|к.э.н., доц. |Кочмола К.В. |
|Зав. кафедрой “Банковское дело” | |
|д.э.н., проф. |Семенюта О.Г. |

г. Ростов-на-Дону 1998
Утверждаю зав. кафедрой

Банковское дело д.э.н., проф.

Семенюта О.Г.

“___”____________1998г.

___________________

РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА БАНКОВСКОГО ДЕЛА

Задание на подготовку дипломной работы студенту
Бутырову Григорию Александровичу
1. Тема дипломной работы

Кредитование проектов малого предпринимательства утверждена приказом по Академии от ___________ № ________________.
2. Срок сдачи студентом законченной работы на кафедру 15 мая.
3. Исходные данные к работе

Оперативная информация по кредитованию проектов малых предприятий в ОАО КБ “Центр-инвест”
4. Перечень подлежащих разработке в дипломной работе вопросов а) Раскрытие сущности малого предпринимательства; б) Постановка основных проблем малого предпринимательства; в) Технология кредитования проектов малого предпрнимательства; г) Разработка рекомендаций для решения основных проблем, возникающих при кредитовании проектов малого предпринимательства.
5. Дата выдачи задания 10 декабря.


Научный руководитель дипломной работы Высокова Т.Н.

Задание принял к исполнению Бутыров Г.А.

Содержание
|Введение |4 |
|Глава 1|Основы функционирования малого предпринимательства и предпосылки |6 |
| |необходимости его кредитования | |
| |Экономическая сущность малого предпринимательства |6 |
|1.1. | | |
| |Малое предприятие в экономике страны |12 |
|1.2. | | |
| |Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения | |
|1.3. |кредитных ресурсов коммерческого банка |25 |
|Глава 2|Инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства в | |
| |коммерческом банке |30 |
| |Особенности кредита как одного из источников финансирования |30 |
|2.1. |проектов | |
| |Проектный цикл в банке |34 |
|2.2. | | |
| |Организация процесса отбора проектов |35 |
|2.2.1. | | |
| |Оценка инвестиционного проекта |36 |
|2.2.2. | | |
| |Кредитный договор |38 |
|2.2.3. | | |
| |Контроль за реализацией проекта |40 |
|2.2.4. | | |
| |Оценка результатов реализации инвестиционных проектов |42 |
|2.2.5. | | |
| |Основные методы оценки эффективности проектов |45 |
|2.3. | | |
| |Методы дисконтирования |45 |
|2.3.1. | | |
| |Традиционные методы |46 |
|2.3.2. | | |
|Глава 3|Пути решения основных проблем при кредитовании малого | |
| |предпринимательства |53 |
| |Гарантийные фонды как источник обеспечения кредитов малому | |
|3.1. |предпринимательству |53 |
| |Экспресс-анализ проектов |56 |
|3.2. | | |
|Заключение |65 |
|Список литературы |68 |
|Приложения |70 |

Введение

Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

Вышесказанное в полной мере относится и к российским банкам. Если в советское время малый бизнес не кредитовали из-за отсутствия указанного явления, то с началом реформ банки были озабочены в основном проблемами передела собственности, спекулятивными операциями на рынке ценных бумаг.
Выдаваемые же крупным предприятиям кредиты шли не на осуществления технического перевооружения и освоение новых рынков, а на выдачу зарплаты в счет будущих поступлений. В настоящее время можно говорить о том, что базовые предпосылки для роста интереса к проектам малого бизнеса со стороны кредитных институтов сформировались: произошло снижение доходности на рынках капитала, практика работы с небольшим числом крупных заемщиков (как правило, своих акционеров) подтолкнула средние и мелкие банки к осознанию необходимости диверсификации своих кредитных портфелей.

В контексте вышесказанного цель работы - изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающую специфику его становления в нашей стране и учитывающую мировой опыт работы кредитных организаций с малыми предприятиями. Автор сразу оговаривается, что акценты в Дипломной работе смещены в сторону работы с проектами.

Эта цель определяет логику построения дипломной работы. Задача изложения основ эффективной работы банка с малыми предприятиями требует определения экономической сущности малого предпринимательства, определения его роли в экономике, выявление интереса к нему со стороны коммерческого банка (первая глава). Вторая глава включает в себя описание технологии кредитования проектов малого предпринимательства в банке. Предложения по повышению эффективности кредитования проектов малого предпринимательства даны в третьей главе.

При использовании статистических данных автор имел доступ к материалам, подготовленным областным комитетом по статистике на 01.01.98г.
Учитывая, что выпуск общероссийских статистических сборников опаздывает как правило на год-два, автор анализирует отдельные процессы на основе данных по Ростовской области, полагая, что указанный регион достаточно репрезентативен.
Глава 1. Основы функционирования малого предпринимательства и предпосылки необходимости его кредитования

1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства

Направления анализа экономической сущности малого предпринимательства определяются двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и развивается как сектор экономики (национального, регионального, местного масштабов); во-вторых, оно является особым типом предпринимательской деятельности.

Подход к малому предпринимательству как сектору экономики основан на выявлении единства двух сторон общественного производства: организационно- технической и социально-экономической. Вторая представлена производственными отношениями (образующими общественную форму производства), а первая - производительными силами, то есть совокупностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм организации производства. При этом последние, как отмечалось в литературе,
“отражают (в соответствии со сложившимися уровнями кооперирования и разделения труда) способы и систему концентрации, централизации и специализации производства” (14, с.84).

Размерная структура отрасли (экономики) по определению предполагает сосуществование предприятии различных размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производственных единиц мелкого масштаба характеризует понятие “мелкое производство”. Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными экономическими чертами которого являются:

1) обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск);

2) специализация на каком-либо виде деятельности;

3) реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.

Речь, следовательно, идет о малом товарном предприятии.

Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства дополняется тем, что оно (малое предприятие) может основываться на:

1) личном труде владельца и членов его семьи;

2) использовании наемного труда в сочетании с производственно- управленческой деятельностью хозяина (его семьи).

Малое предприятие является “единицей” малого предпринимательства.
Отсюда следует, что последнее - особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Таким образом, мелкое производство в качестве особого размерного уклада характеризует организационно-техническую сторону производства
(плоскость производительных сил), а малое предпринимательство относится к его социально-экономической стороне и в этом конкретном смысле совпадает с понятием “малый бизнес”.

Малое предпринимательство как тип предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта, то есть предпринимателя. Предприниматель - это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым, рациональным образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный доход (21, с.69).

Вышеуказанные характеристики можно отнести и к малому предпринимательству. Однако количественные факторы - относительно небольшие масштабы - порождают качественные особенности малого предпринимательства.
Очевидно, что рисковость, неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости, восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь - отсутствие в сфере малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход
(естественно, по сравнению с первоначальными вложениями, которые у них, как правило, невелики).

Сущностные черты малого предпринимательства, охарактеризованные выше, образуют его ядро. Логика дальнейшего анализа малого предпринимательства предполагает формулирование системы критериев, на основе которых производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их принадлежности к данному сектору экономики. По этому поводу в отечественной литературе ведется дискуссия, однако ясно, что в качестве таких признаков выступают устойчивые, характерные черты типичного малого предприятия.
Систематизация этих критериев требует определенной основы, и таковой может выступить структура внутренней и внешней среды малого предприятия. а) Структура внутренней среды малого предприятия может быть рассмотрена как совокупность областей деятельности малого предприятия, каждая из которых характеризуется особыми объектом (объектами) деятельности, технологией, отношениями и т.п. Эти области можно разделить на три группы.

Первая представлена стадиями процесса производства: снабжением, собственно производством, сбытом.

Вторая включает в себя фазы управленческого цикла: планирование, оперативное управление (организация, координация, мотивация), контроль
(бухгалтерский учет и отчетность, анализ, собственно контроль).
Объединяющим фактором, обеспечивающим целостность системы управления малым предприятием, является руководство, персонифицированное как правило в предпринимателе-собственнике. Руководитель призван объединить все области деятельности предприятия в единое целое, а также обеспечивать его развитие и совершенствование.

Третья группа объединяет компоненты малого предприятия: кадры, социальные отношения, инновации, финансы, правовые отношения и т.д. б) Внешняя среда малого предприятия - это совокупность элементов
(рынков, рыночных институтов, процессов, контрагентов и т.д.), непосредственно влияющих на становление и функционирование малого предпринимательства. Такие элементы характеризуются рядом признаков
(параметров), конкретные состояния которых представляют собой факторы внешней среды. Например, законодательство как элемент может быть охарактеризовано следующими признаками:

- устойчивость;

- полнота;

- действенность и т.д.

Конкретное состояние законодательства - скажем, его нестабильность, несовершенность, недейственность - негативный фактор внешней среды малого предприятиям.

Разнообразные элементы внешней среды можно подразделить на пять групп:

Первая охватывает совокупность ключевых для малого предпринимательства рынков: ресурсных (средств производства, информации, рабочей силы, финансовых ресурсов) и сбытовых.

Вторая группа элементов внешней среды представлена важнейшими (с точки зрения малого предприятия) рыночными институтами и контрагентами.

В третью группу включаются комплексы (блоки) общественных отношений: правовых, социокультурных и политических, выраженных соответственно в законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил.

Четвертая группа объединяет прочие относящиеся к малому предпринимательству социально-экономические процессы и явления: экономическую конъюнктуру, преступность, экологию, научно-технический прогресс, структуру народного хозяйства, и т.п.

В отдельную группу стоит выделить особый элемент внешней среды малого предприятия -систему поддержки малого предпринимательства.

В соответствии со структурой внутренней и внешней среды малого предприятия могут быть сформированы несколько групп его критериев
(устойчивых черт), обусловленных:

1) характером производственного процесса;

2) спецификой системы управления и руководства;

3) состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);

4) особенностями внешних воздействий.

Первая группа характерных черт малого предприятия такова: 1) ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов; 2) небольшая номенклатура выпускаемых изделий, то есть узкая специализация; 3) упрощенность системы сбыта.

Вторая группа критериев малого предприятия включает в себя: 1) единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
2) особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включение практически во все функциональные области; 3) компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров; 4) отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля; 5) быстроту принятия решений.

В составе третьей группы признаков выделяются: 1) особый, характер отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия;
2) гибкость, восприимчивость к нововведениям; 3) небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов; 4) низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую часть доходов; 5) высокая оборачиваемость капитала; 6) существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

Четвертую группу образуют следующие устойчивые характеристики малого предприятия: 1) локальность ресурсных и сбытовых рынков; 2) неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей; 3) положение
“ведомого” в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями; 4) чувствительностъ к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства, обусловленная низким барьеров вхождения в бизнес, а следовательно, и выхода из него; 5) ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов
(если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников); 6) большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

Значение вышеперечисленных характеристик будет проанализировано в третьей части первой главы при рассмотрении вопроса о целесообразности выделении работы по кредитованию малых предприятий в банке в отдельную составляющую деятельности кредитного отдела (или отдела инвестиций).

Необходимость определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства стоит и перед государством. Как было уже сказано, малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, вместе с тем этот сектор в силу объективно менее благоприятных по сравнению с крупными фирмами условий хозяйствования характеризуется неустойчивостью, а значит, нуждается в государственной поддержке.

Как же государство решает этот вопрос? Несомненно, относить предприятие к малому для целей налогообложения, отчетности, применения процедур организации было бы достаточно проблематично на основе вышеуказанных критериев. Основной показатель для государства – количество работающих на предприятии: Закон “О предприятиях СССР” в промышленности и строительстве к малым предприятиям относил вновь создаваемые и действующие предприятия с численностью до 200 человек, в науке – до 100 человек, в других отраслях производственной сферы – до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек, в розничной торговле – до 15 человек; принятый 14 июня 1995 г. Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” снизил этот показатель в 2 раза: теперь “под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации .., в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней
(малые предприятия):

- в промышленности – 100 человек;

- в строительстве – 100 человек;

- на транспорте – 100 человек;

- в сельском хозяйстве – 60 человек;

- в научно технической сфере – 60 человек;

- в оптовой торговле – 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности –
50 человек” (1, ст. 3).

Ужесточение критериев отнесения к малым предприятиям представляется недальновидным шагом, так в развитых странах уже давно осознана социальная и экономическая ценность этого сектора экономики, количественные критерии расширены и речь идет о малых и средних предприятиях в системе господдержки. Так, в США интегральное понятие “малый бизнес” включает в себя рыночную деятельность семейного бизнеса, малых предприятий (до 100 человек) и средних предприятий (от 100 до 499 человек).

Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации” устанавливает также ограничения на участие в уставном капитале малого предприятия прочих предприятий и организаций. Так “доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов …
, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства” не может превышать 25 %” (1, ст.3).

В качестве количественных критериев в некоторых странах развитой экономики помимо описанных показателей может применяться размер уставного капитала, размер валовой выручки предприятия (в России предельный размер этого показателя (100 000 минимальных размеров оплаты труда) устанавливается для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения учета и отчетности).

Таким образом, определяя сущность малого предпринимательства, мы выявили, что это – сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем. Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер- хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство является также особым видом предпринимательской деятельности.

1.2. Малое предприятие в экономике страны.

Как уже было сказано, малые предприятия играют значительную роль в экономике страны. Возвращаясь к сказанному выше, можно говорить о влиянии малого предприятия на свою внешнюю среду.

При рассмотрении качественных характеристик малого предпринимательства можно говорить о его влиянии на:

- ресурсно-сбытовые рынки;

- на агентов рыночных отношений;

- на политические и социокультурные процессы.

С точки зрения влияния малого предпринимательства на ресурсные и сбытовые рынки есть основания говорить о его роли как: а) важного потребителя, осуществляющего значительные закупки для собственных производственных нужд; б) гибкого производителя, оперативно реагирующего на изменения конъюнктуры рынка и придающего рыночной экономике необходимую эластичность;

в) крупного работодателя, к тому же использующего рабочую силу социально уязвимых слоев (женщин, иммигрантов, инвалидов) и выполняющего в силу этого важную социальную функцию.

В аспекте воздействия малого предпринимательства на важнейших агентов рыночных отношений целесообразно выделить следующие моменты: а) малое предпринимательство играет значительную роль в формировании конкурентной среды; б) выступает как амортизатор колебаний экономической конъюнктуры; в) играет роль катализатора научно-технического и технологического прогресса (по оценкам специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений и научных разработок).

Воздействие малого предпринимательства на политические и социокультурные процессы выражается в его роли: а) амортизатора социальной напряженности, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования
“среднего класса” и, следовательно, ослабления присущей рыночной динамике тенденции к социальной дифференциации; б) источника обученных кадров, охватывающего подавляющее большинство мест производственного обучения.

В дополнение к вышеперечисленным, так сказать общим функциям малого предпринимательства, в России добавляются новые, обусловленные общеэкономической ситуацией, необходимостью смягчения кризиса в экономике и социально-политической сфере. Роль малого предпринимательства возрастает в силу того, что оно призваны: значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; принять активное участие в конверсии через кооперирование как с малыми (то есть внутри размерной группы), так и более крупными предприятиями; обеспечить эффективное использование высвобождающихся ресурсов; приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов; вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления; создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов; послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.

Не менее весомо социально-политическое значение малого предпринимательства: малые предприятия служат базой развития “среднего” класса, который в состоянии выступить гарантом стабильности в обществе.

Что касается количественных характеристик малого предпринимательства, к ним относят: абсолютное и удельное количество малых предприятий, число занятых на малых предприятиях, доля малых фирм в ВВП и др.

Таблица 1.1
Сравнительная характеристика масштабов развития малого предпринимательства в ведущих странах мира, в России и в Ростовской области
|Страны |Количество |Количество |Число |Доля малых |Доля малых |
| |малых и |малых и |занятых, |и средних |и средних |
| |средних |средних |млн. чел. |фирм в |фирм в ВВП,|
| |фирм, тыс. |фирм на | |общей |% |
| | |1000 | |численности| |
| | |жителей | |занятых, % | |
|Великобритания |2630 |46 |13,6 |49 |50-53 |
|Германия |2290 |37 |18,5 |46 |50-54 |
|Италия |3920 |68 |16,8 |73 |57-60 |
|Франция |1980 |35 |15,2 |54 |55-62 |
|США |19300 |74,2 |70,2 |54 |50-52 |
|Япония |6450 |49,6 |39,5 |78 |52-55 |
|Россия* |838 |5,7 |6 (12***) |9 |12 |
|Ростовская | | |0,206 | | |
|область** |27 |6 |(0,255***) |11 |- |
|г. | | | | | |
|Ростов-на-Дону |12,7 |13 |- |- |- |


* на 1 июля 1997г.
** на 1 октября 1997г.
*** с учетом вторичной занятости

Как видно из таблицы 1.1, малые предприятия в развитых странах (на место среди которых претендует Россия) производят в среднем чуть более половины ВВП, при этом малое предпринимательство в большинстве стран более эффективно, чем прочие сектора экономики. Учитывая, что данная выборка репрезентативна для развитых стран, и в данных странах в основном только экономические (то есть базисные) предпосылки формирования малого предпринимательства были схожи, а культурные и исторические разнились, можно утверждать, что в стране с рыночной экономикой весомая роль малого предпринимательства – объективна.

На данный момент в России малым предпринимательством занимается только 9 % населения, производя 12 % ВВП. Исходя из вышесказанного можно утверждать, что в России существует большой потенциал развития малого предпринимательства.

Учитывая выявленный потенциал можно было бы предположить, что малое предпринимательство должно развиваться сверхбыстрыми темпами с начала реформ и по сегодняшний день; что должен включиться механизм саморегуляции рыночной экономики, стимулируя создание и развитие малого предпринимательства экономическими методами. Однако этого не происходит, как видно на рисунке 1.1.

[pic]

Рис. 1.1 Динамика численности малых предприятий в РФ в 1992-1997гг.

Анализ официальной статистики обнаруживает резкое замедление темпов роста числа субъектов малого предпринимательства: если за 1992 г. их количество увеличилось в 1,2 раза (560 тыс. против 268 тыс.), а за 1993 г.
- в 1,5 раза (865 тыс. на конец года), то за 1994 г. прирост составил лишь
3,7% (896,9 тыс. на конец года). В 1995 г. впервые наблюдалось абсолютное сокращение количества малых предприятий - до 877,3 тыс., или на 2,2%.
Падение продолжилось и в 1996 г.: по данным Госкомстата РФ, в сентябре 1996 г. показатель составил 829,5 тыс. единиц субъектов малого предпринимательства, или 92,5% от уровня 1994г., самого удачного в новейшей истории российского малого предпринимательства. Незначительный рост в 1997 г. (на 1,02 %) можно отнести на счет общей экономической стабилизации.

Таким образом сопоставляя качественные и количественные характеристики малого предпринимательства можно выявить следующее противоречие: с одной стороны, налицо возрастание отмечавшейся выше значимости малых предприятий, а с другой – стагнация малого предпринимательства. Очевидно, что если не включаются экономические стимулы развития малого предпринимательства, значит этому мешают различные элементы надстройки: административные, правовые, культурные. На отсутствие предпринимательского образа мышления, выкорчеванного у советского человека административно-командной системой накладывается нежелание малых предпринимателей играть по правилам государства: “перерегистрацию многие предприятия не прошли, спрятались “в тень”, подтверждает и Генеральный директор Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Высоков
В.В. (15, стр.1).

Сложившаяся тревожная ситуация усугубляется рядом обстоятельств: негативная динамика численности малых фирм сопровождается консервацией неблагоприятной отраслевой и региональной структуры российского малого предпринимательства (см. табл. 1.2 и 1.3).

Таблица 1.2

Распределение и динамика численности малых предприятий по ведущим отраслям в 1994-1996гг.
|Регион |1994г. |1995г. |Сентябрь 1996г.|Сентябрь |
| | | | |1996г. к |
| | | | |1994г. абс. |
| | | | |прирост, тыс. |
| |Тыс.|В % к |Тыс.|В % к |Тыс. |В % | |
| | |итогу | |итогу | |итогу | |
|Всего |896,|100 |877,|100 |829,5|100 |-67,4 |
|предприятий |9 | |3 | | | | |
|В том числе: | | | | | | | |
|Промышленность |127,|14,2 |128,|14,6 |129,8|15,6 |+2,6 |
| |2 | |5 | | | | |
|Строительство |123,|13,8 |145,|16,6 |136,9|16,5 |+13,4 |
| |5 | |5 | | | | |
|Торговля и | | | | | | | |
|общественное | | | | | | | |
|питание |419,|46,7 |374,|42,7 |347,6|41,9 |-71,8 |
| |4 | |6 | | | | |
|Общая | | | | | | | |
|коммерческая | | | | | | | |
|деятельность по | | | | | | | |
|обеспечению | | | | | | | |
|функционирования| | | | | | | |
|рынка |51,9|5,8 |42,4|4,8 |35,8 |4,3 |-16,1 |
|Наука и научное | | | | | | | |
|обслуживание |51,7|5,8 |48,8|5,6 |47,9 |5,8 |-3,8 |

По состоянию на сентябрь 1996г. 42 % малых предприятий России было сосредоточено в сфере торговли и общественного питания, по 16 % приходилось на промышленность и строительство. По Ростовской области доля малых предприятий, сосредоточенных в торговле и общественном питании ещё выше –
49 % ( на 1 июля 1997г.) Таким образом доля промышленных малых предприятий застыла на отметке 14-16%.

[pic]

Рис. 1.2.
В региональном аспекте сохраняется сверхконцентрация малых предприятий в
Центральном районе России (30-32 % всех зарегистрированных в РФ малых предприятий, в том числе доля Москвы стабильно составляет 21-22 %).

Таблица 1.3

Распределение и динамика численности малых предприятий по регионам

России в 1994-1996 гг.
|Регион |1994г. |1995г. |Сентябрь 1996г.|Сентябрь |
| | | | |1996г. к |
| | | | |1994г. абс. |
| | | | |прирост, тыс. |
| |Тыс. |В % к |Тыс. |В % к |Тыс. |В % | |
| | |итогу | |итогу | |итогу | |
|РФ, всего |896,9|100 |877,3 |100 |829,5|100 |-67,4 |
|Северный |26,4 |2,9 |25,7 |2,9 |17,6 |2,1 |-8,8 |
|Северо-Запад| | | | | | | |
|ный |78,6 |8,8 |84,6 |9,6 |96,9 |11,7 |+18,3 |
|Центральный |296,6|30,1 |267,6 |30,5 |270,3|32,6 |+0,7 |
|в т.ч. |159,4|17,8 |175,8 |20,0 |183,1|22,1 |+23,7 |
|Москва | | | | | | | |
|Волго-Вятски| | | | | | | |
|й |26,6 |2,9 |25,4 |2,9 |27,8 |3,4 |+1,2 |
|Центрально-Ч| | | | | | | |
|ерноземный |26,9 |3,0 |23,7 |2,7 |23,1 |2,8 |-3,8 |
|Поволжский |88,4 |9,9 |84,6 |9,6 |72,4 |8,7 |-16,0 |
|Северо-Кавка| | | | | | | |
|зский |79,5 |8,9 |86,5 |9,9 |68,9 |8,3 |-10,6 |
|Уральский |101,5|11,3 |93,7 |10,7 |73,1 |8,8 |-28,4 |
|Западно-Сиби| | | | | | | |
|рский |100,9|11,2 |91,7 |10,5 |90,2 |10,9 |-10,7 |
|Восточно-Сиб| | | | | | | |
|ирский |45,0 |5,1 |45,4 |5,2 |43,9 |5,3 |-1,1 |
|Дальне-восто| | | | | | | |
|чный |47,7 |5,3 |43,8 |5,0 |39,3 |4,7 |-8,4 |
|Калинин-град| | | | | | | |
|ская обл. |5,8 |0,6 |4,7 |0,5 |6,0 |0,7 |+0,2 |

Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях еще более негативна: показатель сентября 1996 г. (6,01 млн. человек) составил лишь
70,9% от уровня 1994 г. Абсолютное падение за 1996 г. по сравнению с 1995 г. достигло, по оценкам Госкомстата РФ, 2,9 млн. человек, а в отраслевом разрезе от этого больше всего пострадали промышленность и строительство
(см. рис. 1.3 и табл. 1.4).

Таблица 1.4

Распределение и динамика численности постоянно работавших на малых предприятиях по ведущим отраслям в 1994 - 1996гг.
|Регион |1994г. |1995г. |Сентябрь |Сентябрь |
| | | |1996г. |1996г. к |
| | | | |1994г. абс. |
| | | | |прирост, тыс. |
| |Тыс.|В % к |Тыс.|В % к |Тыс.|В % | |
| | |итогу | |итогу | |итогу | |
|Всего постоянно| |100 |8,94|100 |6,01|100 |-2,47 |
|работавших |8,48| | | | | | |
|Промышленность |2,38|28 |2,59|29,0 |1,37|22,8 |-1,01 |
|Строительство |2,63|31 |2,62|29,3 |1,55|25,7 |-1,08 |
|Торговля и | | | | | | | |
|общественное | | | | | | | |
|питание |2,1 |25 |2,20|24,6 |1,77|29,4 |-0,33 |
|Наука и научное| | | | | | | |
|обслуживание |0,2 |2 |0,23|2,6 |0,17|2,8 |-0,03 |
|Общекоммерческа| | | | | | | |
|я деятельность | | | | | | | |
|по обеспечению | | | | | | | |
|функционировани| | | | | | | |
|я рынка |0,3 |4 |0,32|3,6 |0,22|3,6 |-0,08 |

[pic]

Рис. 1.3. Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях
РФ в 1991-1997гг.

Кризисное положение дел в сфере российского малого предпринимательства во многом обусловлено силой отрицательных процессов, происходящих во внешней среде. В чем же суть деструктивного действия основных факторов внешней среды российского малого предпринимательства?

Первая из групп факторов связана с состоянием важнейших ресурсных рынков. Характерные черты ситуации с факторами производства для малых предприятий следующие:

- усложненность процедуры доступа к ресурсам (в первую очередь к земле и производственным помещениям), обусловливающая существенные потери времени и финансовых средств;

- отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним;

- недостаточная степень конкурсности и открытости в предоставлении ресурсов со стороны государства, ведущая к созданию неравных условий доступа к ним субъектов малого предпринимательства;

В настоящее время на первое место по значимости для малого предпринимательства в отношении ресурсного обеспечения выходит нехватка производственных площадей. Имеющиеся на крупных предприятиях избытки оборудования и неиспользуемых производственных мощностей только в ограниченном объеме включаются в рыночный оборот. Наиболее часто встречающимся вариантом взаимоотношений малых предприятий и основных владельцев недвижимости (крупных предприятий и муниципальных органов) стал договор краткосрочной аренды и, как правило, на неблагоприятных для малого предприятия условиях (срок такого договора 3-5 лет с правом заключения долгосрочной аренды в дальнейшем, однако реализация этого права по мнению многих предпринимателей проблематична, что сдерживает и заставляет их работать с оглядкой на возможность расторжения договора аренды). В дополнение к этому можно отметить высокую монополизированность рынка недвижимости.

Выход из данной ситуации видится в дальнейшем развитии рынка недвижимости. Уже сейчас есть достаточно эффективные проекты, позволяющие инициаторам окупить вложения в недвижимость в течение 2-3 лет. Развитие кредитно-финансового рынка позволяет уже сегодня привлекать заемные ресурсы на такой срок. К сожалению, большинство таких проектов относится к торговой сфере.

На начальном этапе развития малого предпринимательства (конец 80-х - начало 90-х годов) весьма острым был дефицит специализированного оборудования для малых предприятий, поскольку отечественные производители ориентировались на удовлетворение потребностей крупных государственных предприятий. С развитием рыночных преобразований и активизацией внешнеэкономической деятельности предложений по поставкам отечественного и импортного оборудования стало во многих случаях достаточно. Однако теперь трудности в приобретении малыми предприятиями подобного оборудования связаны прежде всего с финансовыми проблемами и информационным вакуумом
(малый предприниматель зачастую не может выйти на импортного производителя оборудования, не имеющего представительства в России). В связи с этим актуален опыт поддержки инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, предлагаемый банком “Центр-инвест” в рамках “программы поддержки малых предприятий Дона”: специалисты банка могут помочь малому предприятию в поисках партнера, заключении контракта, оформлении сделки, осуществлении платежей на наиболее выгодных условиях.

Ситуация на рынке сырья и вспомогательных материалов в последнее время стабилизировалась: если раньше рост цен на продукцию базовых отраслей, используемую малыми предприятиями, опережал рост цен на продукцию малого предприятий, трудно было получить информацию по интересующим позициям, то сейчас цены стабилизировались, а соответствующие каталоги подбирают информацию практически по всем интересующим предпринимателя видам сырья и комплектующих.

В последнее время наблюдаются положительные сдвиги на финансовом рынке: расширяется набор услуг, предлагаемых банками малым предприятиям, снижается “цена” кредитных ресурсов, увеличиваются сроки кредитования.
Вместе с тем продолжается концентрация капиталов в крупных городах, периодически повторяющиеся кризисы различной природы и глубины, доступ российских банков к недорогим долгосрочным ресурсам для кредитования не снимает вопрос обеспечения кредитов.

По данным Центра социального прогнозирования и маркетинга в качестве основных трудностей во взаимоотношениях с банками малые предприниматели называют: 1) требование залога имущества - 14,6 %; 2) длительность процедуры оформления кредита - 11,5% (14, стр.87).

Трудности взаимоотношений с банками побуждают представителей малого предпринимательства обращаться к неформальному рынку ссудных ресурсов, в частности, одалживать деньги у родных и знакомых или даже у ростовщиков
(такие случаи имеют место в основном в сфере торговли, где оборачиваемость средств достаточно велика). Автор работы знаком с ситуацией, когда достаточно известное торговое предприятие уже в 1998г. пользовалось ссудой под 10 % в месяц в долларах США.

Свидетельством неблагополучного положения дел является также гипертрофированная роль личных сбережений в структуре финансовой базы начинающих предпринимателей. Это достаточно серьезная проблема: банки очень осторожно подходят к рассмотрению стартовых проектов.

При характеристике рынка труда необходимо отметить, что он отличается серьезными региональными и отраслевыми диспропорциями. Трудовые ресурсы недостаточно мобильны. Относительная же их дешевизна “компенсируется” недостаточной квалифицированностью.

Особенно негативно отражается на развитии малого предпринимательства нехватка подготовленных специалистов в области маркетинга и финансов.
Решение этой проблемы видится в создании консультационных служб при банках для работы с малыми предпринимателями. Финансы малого предприятия не настолько сложны, чтобы руководитель предприятия не справился со своими денежными потоками, а бухгалтерский учет и оптимизацию налогообложения может взять на себя банк (такая услуга предлагается аудиторской фирмой
“Центр-аудит”, входящей в инновационно-финансовую группу “Центр-инвест”).

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты