Рефераты

Ликвидация кредитных организаций

p> При подаче заявления о ликвидации кредитной организации создается ликвидационная комиссия, состоящая из учредителей или ответственных работников предприятия в целях выявления кредиторов и получения дебиторских задолженностей.

При ликвидации организации составляется промежуточный ликвидационный баланс. После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс, который подлежит утверждению участниками (акционерами) юридического лица или руководящим органом, который принял решение о ликвидации юридического лица и согласован с государственным органом по регистрации. Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между участниками (акционерами) в соответствии с очередностью, определенной в учредительных документах юридического лица, с учетом требований законодательства, применимого к конкретной организационно- правовой форме юридического лица (ООО, АО).

Хотя Закон сделал значительный шаг вперед в обеспечении интересов кредиторов, вместе с тем сохранена норма, предоставляющая возможность арбитражному суду возбудить дело о банкротстве кредитной организации только после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Поэтому при получении заявления, отвечающего по содержанию требованиям закона, с применением документов, предусмотренных законом, и с подтверждением направления копии заявления Банку России, судья предлагает Банку России письменно представить соответствующее заключение или копию приказа об отзыве лицензии. Поскольку арбитражный суд выносит письменное определение в случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве, а в указанном случае не предусмотрено вынесение определения, судья направляет свое предложение письмом.

Документы, указанные в п.п. 1 и 2 ст. 6 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", могут быть переданы кредитором должнику под расписку, поэтому возвращение судом заявления без рассмотрения по мотиву несоблюдения кредитором процедуры извещения должника является необоснованным.

Арбитражный суд не вправе оставлять без рассмотрения заявление территориального агенства Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, выступающего в интересах государства, по мотиву несоблюдения досудебных процедур, предусмотренных
Указом президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий".

После возбуждения производства по делу о банкротстве арбитражный суд не принимает заявление другого кредитора о признании несостоятельности того же должника.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о несостоятельности
(банкротстве) в том случае, если организация ликвидирована и запись об этом внесена в государственный реестр.

Полномочия арбитражного управляющего по распоряжению имуществом должника не ограничены рамками полномочий, установленных для руководителя организации-должника.

Участник хозяйственного общества-должника не вправе обжаловать действия (решения) арбитражного (конкурсного) управляющего.

Арбитражный суд по собственной инициативе вправе назначить нового конкурсного управляющего при невыполнении прежним управляющим своих обязанностей.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о несостоятельности
(банкротстве) организации в случае заключения должником мирового соглашения с кредиторами в период проведения внешнего управления

Закон о банкротстве не лишает арбитражный суд права обязать кредитора, имеющего наибольшую сумму требований, провести собрание кредиторов для определения кандидатуры конкурсного управляющего.

Назначение внешнего управления является основанием для снятия по ходатайству арбитражного управляющего ареста с денежных средств и имущества должника.

В решении арбитражного суда о признании должника несостоятельным могут устанавливаться сроки представления отчета конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий осуществляет продажу имущества должника в форме, определяемой собранием (комитетом) кредиторов.

Арбитражный суд при назначении внешнего управления имуществом должника одновременно назначает арбитражного управляющего.

При назначении аудиторской проверки арбитражный суд руководствуется
Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации и требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Со дня открытия конкурсного производства арбитражный суд не вправе принимать к рассмотрению исковые заявления о взыскании с должника-банкрота денежных сумм.

Конкурсный управляющий не вправе отклонить требования кредитора, основанные на решении арбитражного суда общей юрисдикции, вступившем в законную силу.

Конкурсный управляющий не вправе включать в основную очередь незаявленные требования кредиторов, самостоятельно выявленные им в период двухмесячного срока со дня публикации решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

В отношении денежных средств клиента, снятых по его поручению с расчетного счета, однако не перечисленных по назначению банком, впоследствии признанным банкротом, право требования остается у клиента, давшего банку соответствующее поручение.

Конкурсный управляющий как лицо, уполномоченное выступать от имени должника-банкрота, вправе распоряжаться находящимися на его счете денежными средствами.

Отстранение руководителя должника от должности является правом, но не обязанностью арбитражного управляющего.

Организация-должник не может быть участником собственной санации.

Оказание финансовой поддержки организации-должнику путем предоставления ей отсрочки, рассрочки и (или) скидки с долгов, является предметом мирового соглашения и не может рассматриваться как средство санации должника.

Налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанности по уплате которых возникли после открытия конкурсного производства, подлежат уплате в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. при назначении арбитражного управляющего арбитражный суд не должен рассматривать предложения по кандидатам, являвшимся должностными лицами администрации должника или кредитора на дату возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

Арбитражными управляющими не могут назначаться лица, находящиеся на государственной службе.

Мировое соглашение не может быть утверждено арбитражным судом, если должником не покрыты внеочередные расходы предусмотренные п. 1 ст. 30
Закона о банкротстве, и не погашена задолженность перед кредиторами, отнесенными к первой, второй и четвертой очередям, установленным п. 1 ст.
64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Общее число действующих кредитных организаций за 1999 год сократилось на 127 и составило 1349 (на 01.03.2000). Отозвано лицензий по состоянию на
01.01.2000 г. за нарушение банковского законодательства и нормативных актов
России ( 1028. Кредитные организации, по которым принято решение о ликвидации ( 910 (88,5 %). Кредитные организации, в которые назначены конкурсные управляющие (согласован состав ликвидационной комиссии) ( 622
(60,5 %). Количество кредитных организаций, исключенных из Книги государственной регистрации в связи с отзывом лицензии за нарушение банковского законодательства и нормативных актов Банка России ( 258 (25,1
%). Кроме того, исключены в связи с реорганизацией ( 338, в том числе в форме присоединения ( 338, из них путем преобразования в филиалы других банков ( 311, в связи с добровольным решением участников о ликвидации.

По Новосибирской области:

> отозвано лицензий по состоянию на 01.03.2000 года (с 1994 года) за нарушение банковского законодательства и нормативных актов России (

21 (2 % от общего числа банков с отозванными лицензиями);

> исключены из Книги государственной регистрации кредитных организаций в связи с отзывом лицензии за нарушение банковского законодательства и нормативных актов России ( 6 (то есть процент

"законченной ликвидации" составляет 28,6 %), в том числе в 1998 году ( 2, 1999 году ( 1. Кроме того, удельный вес исключенных банков от общего количества банков России ( 2,3 %;

> исключены в связи с реорганизацией в форме присоединения ( 1 (1998 г.).

Формы ликвидации:

> банкротство по решению арбитражного суда ( 17;

> добровольная ликвидация по банкротству в соответствии с решением участников и кредиторов ( 3;

> добровольная ликвидация в связи с решением участников ( 1.

По состоянию на 01.03.2000 г. в Главном управлении числятся 15 кредитных организаций, подлежащих ликвидации, из них в 7 практически ликвидационные процедуры завершены.

ПРИЛОЖЕНИя

Приложение 1

В случае банкротства
Заявление в арбитражный суд Процесс ликв. в соотв. с

Законом о несостоятель-

Принятие решения о ликвидации Решение учредителей ности (банкростве)

Решение суда
Недостаточно

Проведение инвентаризации и оценки имущества на предмет выяснения, достаточно ли у предприятия для кредиторов удовлетворения потребностей


Достаточно

Обычное

Создание ликвидационного комитета

. Уведомление органа о ликвидации предприятия

. Переоформление карточек с образцами подписей

. Публикация о ликвидации

. Уведомление работников предприятия об увольнении

. Извещение инспектора внебюджетных органов о ликвидации предприятия

. Выявление кредиторов и письменное уведомление их о ликвидации

. Выявление дебиторов и принятие мер к взысканию задолженностей

. Составление промежуточного ликвидационного баланса

. Продажа имущества

. Выплата денежных сумм кредиторам

. Составление ликвидационного баланса

. Получение согласия внебюджетных фондов и органа Госкомстата

Приложение 2

[pic]

Приложение 3

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТЗЫВЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ У БАНКОВ

И ИНЫХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 апреля 1996 г. № 264 (в редакции Указания от 10.03. 99г. № 509-У; от

25.03.99г. № 528-У; утв. ЦБ РФ 26.04.99г. № 75-П; Указания ЦБ РФ от

07.07.99г. № 601-У).

I. Основные положения

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций, действующих на правах юридического лица (далее -
"банков"), производится Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О банках и анковской деятельности",
Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)", настоящим Положением и указаниями Банка России.

Решение Центрального банка Российской Федерации об отзыве лицензии на осуществление банковских операций оформляется приказом Центрального банка
Российской Федерации (далее по тексту - Приказ) на основании соответствующего ходатайства территориального Главного управления
(Национального банка) Центрального банка Российской Федерации или
Центрального операционного управления (ЦОУ) при Центральном банке
Российской Федерации. Основанием для издания Приказа может явиться также решение Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, а также соответствующие предложения структурных подразделений Банка России. (в ред. письма ЦБ РФ от 26.07.96 № 309). Издание Приказа об отзыве лицензии на осуществление банковских операций означает запрещение данной организации совершать какие-либо банковские операции, но не является решением о ее ликвидации как юридического лица.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций является исключительной мерой воздействия, которой, как правило, предшествуют иные меры воздействия предупредительного характера, предусмотренные статьей 75
Федерального закона "О Централбном банкет Российской Федерации (Банке
Росси)".

Лицензия на осуществление банковских операций может быть отозвана в следующих случаях:
. установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
. задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
. установления фактов недостоверности отчетных данных;
. осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
. неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Росийской

Федерации (Банке России)";
. неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации. Кроме этого, основанием для отзыва лицензии может быть решение учредителей (участников) о реорганизации (в случае прекращения деятельности юридического лица) или ликвидации банка;

Административный департамент Центрального банка Российской Федерации в двухдневный срок направляет Приказ всем территориальным Главным управлениям
(Национальным банкам) Центрального банка Российской Федерации, ЦОУ при
Центральном банке Российской Федерации, Государственной налоговой службе
Российской Федерации, а также Государственному таможенному комитету
Российской Федерации (при отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций в иностранной валюте).

Территориальные Главные управления (Национальные банки), ЦОУ
Центрального банка Российской Федерации в двухдневный срок в официальном порядке доводят содержание Приказа до сведения всех банков и иных кредитных организаций, расположенных на подведомственной территории. В день получения
Приказа территориальные Главные управления (Национальные банки)
Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ в официальном порядке направляют его банку, у которого отозвана лицензия на осуществление банковских операций. После получения Приказа Центрального банка Российской
Федерации об отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций территориальное Главное управление (Национальный банк) Центрального банка
РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ изымают у банка подлинный экземпляр лицензии. Банк России в недельный срок публикует сообщение об отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций в официальном органе
Центрального банка Российской Федерации "Вестнике Банка России". Пресс- служба Центрального банка Российской Федерации в недельный срок дает сообщение в прессе об отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций, а территориальное Главное управление (Национальный банк)
Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ по месту расположения банка и его филиалов - в местных средствах массовой информации.
II. Порядок отзыва лицензии и прекращение деятельности банка

При получении Приказа Центрального банка РФ об отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций территориальные Главные управления
(Национальные банки) Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ, банки и иные кредитные организации прекращают все приходные и расходные операции по балансовым и забалансовым счетам банка (как в валюте Российской
Федерации, так и в иностранной валюте), включая начисление процентов по ссудам (кроме операций, предусмотренных в пунктах 5, 6 настоящего
Положения). Все операции по счетам клиентов банка прекращаются. В том случае, если банк имел лицензию на осуществление банковских операций в иностранной валюте, одновременно прекращаются операции по купле-продаже иностранной валюты.

Имеющаяся в операционной кассе банка денежная наличность в полной сумме должна быть инкассирована в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ для дальнейшего зачисления ее на корреспондентский счет банка. Имеющаяся в кассе банка денежная наличность в иностранной валюте должна быть инкассирована банком в полной сумме на счет, ранее открытый им в одном из уполномоченных банков-резидентов. В случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у банка, в структуре которого имеются филиалы, территориальные Главные управления (Национальные банки) Центрального банка
РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ, на территории которых расположены филиалы указанных банков, и кредитные организации прекращают все приходные и расходные операции по их счетам в рублях и иностранной валюте, включая начисление процентов по ссудам. Кредитовые (дебетовые) остатки по корреспондентским субсчетам филиалов банка в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка
РФ перечисляются (передаются) на корреспондентский счет банка, открытый в
РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ.

При наличии остатка средств в операционной кассе филиала они предварительно в полной сумме перечисляются филиалом на его корреспондентский субсчет в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ. Все операции филиалов по счетам клиентов прекращаются. Корреспондентские субсчета филиалов в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ закрываются. Имеющаяся в кассе филиала денежная наличность в иностранной валюте должна быть инкассирована филиалом на счет, открытый в уполномоченном банке-резиденте.

Территориальные Главные управления (Национальные банки) Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ, на территории которых расположены филиалы указанных банков, направляют документы, подтверждающие задолженность по всем обязательствам филиалов перед Банком России, территориальному Главному управлению (Национальному банку) Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ по месторасположению головного банка. В соответствии со статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской
Федерации ликвидация банка осуществляется его учредителями (участниками).
Добровольная ликвидация банка производится на основании решения общего собрания учредителей (участников) с учетом соблюдения требований статей 92 и 104 Гражданского кодекса Российской Федерации. На момент принятия решения о добровольной ликвидации банком должны быть погашены все его обязательства перед кредиторами. Решение о добровольной ликвидации не может быть принято в случае, если банк фактически является неплатежеспособным. Если банк, у которого отозвана лицензия на осуществление банковских операций, не в состоянии полностью удовлетворить требования кредиторов, его ликвидация производится только в порядке, предусмотренном ст. 65 Гражданского кодекса
РФ.

При внесудебной процедуре ликвидации банка учредители (участники) назначают ликвидационную комиссию, предварительно согласовав ее состав с территориальным Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ или ЦОУ при Центральном банке РФ, а также устанавливают порядок и сроки ликвидации банка. При судебной процедуре ликвидации несостоятельного банка (банкрота) состав ликвидационной комиссии формирует конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом. Состав ликвидационной комиссии также согласовывается с территориальным Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном банке РФ. В состав ликвидационной комиссии должны входить учредители (участники) банка.

В ее состав могут быть также включены кредиторы банка, должностные лица исполнительного органа банка и другие лица. Работники Центрального банка Российской Федерации не могут являться членами ликвидационной комиссии банка. Главное управление (Национальный банк) Центрального банка
РФ или ЦОУ при Центральном банке РФ после отзыва лицензии у кредитной организации вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.
(аьзац в ред. письма ЦБ РФ от 26.07.96 № 309)
III. Основные процедуры и расчеты

После создания в установленном законодательством порядке ликвидационной комиссии банка, у которого отозвана лицензия на осуществление банковских операций, ей открывается лицевой счет на балансовом счете 161 "Корреспондентские счета в рублях российских коммерческих банков и других кредитных учреждений в учреждениях
Центрального банка Российской Федерации". Основанием для открытия счета ликвидационной комиссии в валюте Российской Федерации являются следующие документы:
- решение учредителей (участников) о назначении ликвидационной комиссии, согласованное с территориальным Главным управлением (Национальным банком)

Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ;
- ходатайство об открытии счета за подписью председателя ликвидационной комиссии;
- нотариально заверенная карточка с образцами подписей председателя (первая подпись) и одного из членов ликвидационной комиссии и оттиском печати.

На лицевой счет ликвидационной комиссии, открытый в РКЦ (ЦОУ)
Центрального банка РФ, перечисляются:
- остатки средств с корреспондентского счета банка, открытого в РКЦ (ЦОУ)

Центрального банка РФ;
- кредитовые остатки средств, находящиеся на счетах указанного банка (его филиалов) в банках и иных кредитных организациях (по запросу ликвидационной комиссии).

Корреспондентский счет банка, открытый в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка
РФ, а также корреспондентские счета банка (его филиалов) в банках и иных кредитных организациях, закрываются после перечисления остатка средств на счет ликвидационной комиссии.
В тот же день территориальное Главное управление (Национальный банк)
Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ направляют Департаменту информатизации Центрального банка РФ информацию о закрытии корреспондентского счета банка в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ и одновременном открытии счета ликвидационной комиссии для внесения соответствующего изменения в Справочник "РКЦ и обслуживаемые ими учреждения банков на территории Российской Федерации". В случае наличия у банка дебетового сальдо по корреспондентскому счету в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ остаток средств с этого счета не перечисляется на счет ликвидационной комиссии.

На следующий рабочий день после согласования территориальным Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ, ЦОУ при
Центральном банке РФ промежуточного ликвидационного баланса на счет ликвидационной комиссии перечисляются средства банка, депонированные в фонде обязательных резервов в Центральном банке РФ. После создания в установленном законодательством порядке ликвидационной комиссии остатки и все дальнейшие поступления средств на валютные счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации по распоряжению ликвидационной комиссии подлежат продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации и переводятся на счет ликвидационной комиссии. Счета "НОСТРО" ликвидируемого банка в уполномоченных банках закрываются по распоряжению ликвидационной комиссии банка при завершении ее деятельности. Расходы на содержание ликвидационной комиссии производятся из средств ликвидируемого банка в пределах сметы, утвержденной участниками (учредителями). В случае признания банка несостоятельным (банкротом) смета на содержание ликвидационной комиссии утверждается конкурсным управляющим, назначенным арбитражным судом. Все операционные расходы ликвидационной комиссии, включая оплату труда, аренду помещения, командировочные и другие расходы, должны оформляться как кредиторская задолженность и отражаться по соответствующим статьям промежуточного ликвидационного баланса и учитываться в Приложении № 1. Ликвидационная комиссия проводит следующие мероприятия:
- помещает в печати объявление о ликвидации банка, в котором указывается адрес, по которому располагается ликвидационная комиссия, реквизиты своего счета, порядок и срок (не менее 2-х месяцев) предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемому банку;
- решает вопрос о создании подразделений ликвидационной комиссии по месту расположения филиалов;
- выявляет всех кредиторов ликвидируемого банка и персонально уведомляет их о ликвидации банка;
- принимает меры к сохранению наличного имущества, в том числе путем востребования имущества, находящегося в обороте;
- осуществляет работу по выявлению и взысканию дебиторской задолженности в соответствии с действующим законодательством;
- принимает меры к реализации заложенного имущества по просроченным кредитам и исполнению иных форм обязательств третьих лиц (гарантия, поручительство, страховка) по указанным кредитам;
- оценивает имущество, имеющееся в наличии, составляет список активов и пассивов;
- рассматривает требования, заявленные кредиторами;
- составляет промежуточный баланс;
- при недостаточности у ликвидируемого банка денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляет продажу с публичных торгов на аукционной основе имущества для удовлетворения признанных требований кредиторов;
- выплачивает кредиторам ликвидируемого банка денежные суммы по признанным требованиям на основании утвержденного учредителями (участниками) промежуточного ликвидационного баланса, согласованного с территориальным
Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ, ЦОУ при
Центральном банке РФ;
- передает имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, учредителям (участникам), имеющим обязательственные права в отношении имущества этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами;
- составляет отчет, ликвидационный баланс и представляет указанные документы на утверждение учредителям (участникам) ликвидируемого банка, а затем на согласование в территориальное Главное управление (Национальный банк) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном банке РФ.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется по форме баланса банка. В промежуточном ликвидационном балансе отражаются заявленные требования кредиторов и результаты их рассмотрения. Требования кредиторов должны учитываться в балансе в размере, принятом ликвидационной комиссией с учетом заключенных договоров и решений судебных органов. В том случае, если обязательства банка, признанные ликвидационной комиссией, ранее не были учтены в балансе банка, то эти суммы должны быть отражены на соответствующих счетах пассива баланса (счета 711, 734 и т. п.) в корреспонденции с балансовым счетом 904.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого банка, реализация которого должна осуществляться после утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями
(участниками) и согласования его с территориальным Главным управлением
(Национальным банком) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном банке
РФ. Согласование промежуточного ликвидационного баланса осуществляется при условии соблюдения Плана счетов бухгалтерского учета, требований настоящего
Положения и других нормативных актов Банка России. При этом остатки по
Фонду обязательных резервов, задолженность по предоставленным Банком России кредитам и начисленным по ним процентам, включая дебетовое сальдо по корреспондентскому счету банка в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ, а также остаток средств на счете ликвидационной комиссии в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ должны соответствовать аналогичным данным РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ. К промежуточному балансу должен быть приложен перечень кредиторов, составленный по форме Приложения 1. За достоверность промежуточного ликвидационного баланса отвечают учредители (участники) банка и ликвидационная комиссия.

Обязательные резервы банка, депонированные в Банке России и перечисленные на счет ликвидационной комиссии, должны быть в полной сумме использованы ликвидационной комиссией для погашения обязательств банка перед вкладчиками и кредиторами. Выплаты кредиторам осуществляются в валюте
Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством ( в иностранной валюте в соответствии с п. 3 ст. 17 Гражданского кодекса
Российской Федерации. Удовлетворение требований кредиторов, включая затраты ликвидационной комиссии, осуществляется после согласования с территориальным Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном банке РФ утвержденного собственниками промежуточного ликвидационного баланса.
В случае ликвидации банка в соответствии с Законом РФ "О несостоятельности
(банкротстве) предприятий" выплаты, связанные с конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим, а также все расходы, связанные с продолжением функционирования банка, могут осуществляться за счет средств, находящихся на счете ликвидационной комиссии, до составления промежуточного ликвидационного баланса, т. к. не рассматриваются как кредиторская задолженность. Удовлетворение требований кредиторов производится в порядке очередности, которая установлена ст. 64
Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 30 Закона Российской
Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".

Требования каждой очереди удовлетворяются лишь после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Удовлетворение требований кредиторов пятой очереди производится по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При недостаточности имущества ликвидируемого банка для удовлетворения всех признанных требований оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. В ликвидационном балансе невыполненные обязательства и неудовлетворенные требования отражаются на тех счетах, на которых они были оприходованы в промежуточном балансе. Перечисление остатков с этих счетов на счет 904
"Прочие дебиторы и кредиторы" не допускается.

К ликвидационному балансу должен быть приложен перечень кредиторов с указанием сумм удовлетворенных претензий, очередности удовлетворения требований в соответствии со ст. 64 ГК РФ (Приложение № 2), а также
Перечень дебиторской задолженности (Приложение № 3) с указанием причин ее невостребованности. Утвержденный учредителями (участниками) банка ликвидационный баланс согласовывается с территориальным Главным управлением
(Национальным банком) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном банке
РФ при наличии приложений по форме 2 и 3 и соблюдении в ходе ликвидации банка требований Гражданского кодекса РФ и Закона РФ "О несостоятельности
(банкротстве) предприятий".

При этом ликвидационный баланс должен соответствовать Плану счетов бухгалтерского учета, а порядок удовлетворения претензий кредиторов ( требованиям законодательства РФ. За достоверность ликвидационного баланса отвечают учредители (участники) банка и ликвидационная комиссия. Все претензии к ликвидируемому банку должны быть предъявлены в срок, указанный в сообщении ликвидационной комиссии. Претензии, предъявленные после истечения срока, установленного для их предъявления, могут быть удовлетворены ликвидационной комиссией в рамках сроков ее работы после удовлетворения всех претензий, заявленных в срок. Центральный банк
Российской Федерации является кредитором ликвидируемого банка:
- в размере дебетового сальдо по корреспондентскому счету в РКЦ (ЦОУ)

Центрального банка РФ и начисленных по нему процентов;
- в размере задолженности по предоставленным Банком России кредитам и начисленным по ним процентам;
- в размере любой иной задолженности перед Банком России. Начисление процентов по дебетовому сальдо и предоставленным Банком России кредитам прекращается с даты прекращения всех операций по счетам банка.

В случаях, когда кредитором ликвидируемого банка является Центральный банк РФ, соответствующее территориальное Главное управление (Национальный банк) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном банке РФ должно предъявить ликвидационной комиссии банка соответствующую претензию и представлять интересы Банка России при рассмотрении вопроса о погашении задолженности банка Центральному банку Российской Федерации. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостатка имущества и денежных средств у ликвидируемого банка, считаются погашенными. Погашенными считаются также претензии, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы в течение одного месяца со дня получения сообщения о полном или частичном непризнании их претензий не предъявили иски в суд или арбитражный суд об удовлетворении их требований. Взаимные претензии клиентов и ликвидационной комиссии в отношении остатков средств или задолженности по счетам клиентов рассматриваются в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации. Учредители (участники) ликвидируемого банка до завершения работы ликвидационной комиссии имеют право осуществить реорганизационные процедуры (слияние с другим банком, присоединение к другому банку и т. д.), согласовав проведение указанных мероприятий с территориальным Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ или ЦОУ при Центральном банке РФ. При наличии реальной возможности восстановить платежеспособность банка его учредители (участники) могут осуществить процедуры санации. Осуществление указанных процедур возможно до принятия судом решения по делу о несостоятельности (банкротстве). Санация банка должна проводиться в соответствии со ст. 13 Закона Российской
Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".

При положительном решении арбитражным судом вопроса о санации банка, удовлетворении всех требований кредиторов и полном восстановлении платежеспособности кредитной организации Банк России рассматривает в установленном порядке полный пакет документов, связанных с выдачей банку новой лицензии на осуществление банковских операций. Территориальное
Главное управление (Национальный банк) Центрального банка РФ или ЦОУ при
Центральном банке РФ в случае восстановления платежеспособности банка и наличии реальной возможности деятельности его в соответствии с нормами, установленными банковским законодательством, направляет в Банк России ходатайство о выдаче банку в установленном порядке новой лицензии.
IV. Заключительные процедуры

Территориальное Главное управление (Национальный банк) Центрального банка РФ (ЦОУ) представляет Департаменту банковского надзора Центрального банка Российской Федерации свое заключение о результатах работы ликвидационной комиссии, подлинные экземпляры лицензии и устава коммерческого банка, зарегистрированного в Банке России, для внесения записи о ликвидации юридического лица в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. После принятия Центральным банком Российской
Федерации решения о внесении записи о ликвидации банка лицевой счет ликвидационной комиссии закрывается.

Информация о закрытии лицевого счета ликвидационной комиссии в тот же день направляется территориальным Главным управлением (Национальным банком)
Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ Департаменту информатизации Центрального банка РФ для внесения соответствующих изменений в Справочник "РКЦ и обслуживаемые ими учреждения банков на территории
Российской Федерации". В случае наличия дебетового остатка на корреспондентском счете банка в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ заключение о результатах работы ликвидационной комиссии представляется территориальным
Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ, ЦОУ при
Центральном банке РФ Департаменту методологии и организации расчетов
Центрального банка РФ для закрытия лицевого счета банка и внесения в установленном порядке изменений в Справочник "РКЦ и обслуживаемые ими учреждения банков на территории Российской Федерации". Одновременно экземпляр заключения о работе ликвидационной комиссии, подлинные экземпляры лицензии и устава коммерческого банка представляются в Департамент банковского надзора Центрального банка РФ для внесения записи о ликвидации юридического лица в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Ликвидация коммерческого банка или небанковской кредитной организации считается завершенной с момента внесения записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Председатель Центрального банка Российской Федерации С. К. ДУБИНИН

Список использованной литературы


1. Конституция РФ.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.94 г. № 51-ФЗ, ред.

08.07.99.
3. Федеральный Закон от 02.12.90 № 395-1 (ред. от 08.07.99) «О банках и банковской деятельности» с изменениями и дополнениями.
4. Федеральный закон от 26.04.95 №65-ФЗ «О Центральном банке Российской

Федерации (Банке России)» с изменениями и дополнениями.
5. Федеральный Закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ (ред. от 02.01.2000) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (принят ГД ФС РФ

18.09.98).
6. Указ Президента РФ от22.12.93 №2263 «О временных правилах аудиторской деятельности».
7. Приказ ЦБ РФ от 18.06.97 № 02-263 (ред. от 30.12.99) "Об утверждении правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, и дополнений и изменений к плану счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях

Российской Федерации № 61".
8. Приказ ЦБ РФ от 18.09.97 № 02-398 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке

России) и дополнений и изменений к Плану счетов бухгалтерского учета в

Центральном банке Российской Федерации № 66»
9. Указание ЦБ РФ от 15.07.99 № 608-У «О порядке рассмотрения в Банке

России документов на получение аттестата руководителя временной администрации и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации»
10. Положение ЦБ РФ от 14.05.99 № 76-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией»
11. Положение ЦБ РФ от 20.08.99 № 87-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией назначаемой на период ее обследования в соответствии с Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций»
12. Инструкция ЦБ РФ от 01.10.97 №1 «О порядке регулирования деятельности банков» с изменениями и дополнениями.
13. Инструкция ЦБ РФ от 23.07.98 №75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» с изменениями и дополнениями
14. Инструкция ЦБ РФ от 31.03.97 № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности» с изменениями и дополнениями.
15. Письмо ЦБ РФ от12.04.99 № 126-Т «Об аттестации руководителя временной администрации и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации».
16. Письмо ЦБ РФ от23.07.96 №308 «По отзыву лицензий на осуществление банковских операций».
17. Письмо ЦБ РФ от 23.04.99 №136-Т «О порядке инициирования отзыва у кредитных организаций лицензий».
18. Бюллетень банковской статистики № 11 (78).
19. . Бюллетень банковской информации за 1999 год.
20. Основные направления денежно-кредитной политики на 1999г.
21. Основные направления денежно-кредитной политики на 2000г.
22. Мишальченко Ю. В. Центральные банки в системе международного права. (

Журнал международного частного права, 1995, № 2(8), с. 3-4.
23. Лифшиц Н. Г. Банкротство кредитных организаций // Вестник Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации. ( № 4. ( 1999.
24. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк. ( М.: ИПЦ "Вазар-Ферро",

1994.
25. Яковлев В. Ф. Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Право и экономика №

23-24, 1997.

-----------------------
[pic]

[pic]


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты