Направления и тенденции развития социального страхования в РФ
Бюджетное
финансирование идет за счет налогов – то есть безвозвратного изъятия доходов
физических и юридических лиц в пользу государства. Куда пойдет каждый собранный
рубль – решает правительство и парламент, а в тоталитарных обществах – вождь.
Он может пойти и на социальные расходы, но с такой же вероятностью и на оборону,
содержание чиновничества и т.п.
Страховой
взнос имеет совершенно другую природу. В нашем случае это отложенная часть
фонда заработной платы, которая возвращается конкретному человеку при
наступлении страхового случая – пенсионного возраста, временной
нетрудоспособности по состоянию здоровья, несчастного случая на производстве,
профессионального заболевания.
Но
разница между налогом и страховым взносом не исчерпывается только формами
изъятия и использования. Величину налога устанавливает власть – депутаты
совместно с правительством. А страховой взнос – в идеальной схеме – это
договоренность между работником и работодателем. Поэтому если мы хотим
ограничить роль государства в жизни страны, то переход на преимущественно
страховое финансирование социальной сферы это наиболее эффективный
стратегический путь. Но, как это часто у нас бывает, тактика противоречит
стратегии. Имеется в виду прежде всего введение ЕСН, который заменил
обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и
фонды обязательного медицинского страхования. Но эта ошибка была усугублена
двумя сопутствующими обстоятельствами: были ликвидированы страховой взнос на
случай безработицы, а также 1-процентный страховой взнос в Пенсионный фонд
непосредственно из заработной платы работника. Тем самым, во-первых, исчез один
из классических видов страхования, а, во-вторых, остановлен процесс вовлечения
работника в формирование ответственности за собственное благополучие.
Необходимо напомнить, что в подавляющем большинстве развитых стран успешно
функционирует обязательное страхование от безработицы и все страховые взносы
равномерно распределены между работником и работодателем. Аргумент сторонников
введения ЕСН были прост: улучшится администрирование поступление денег в
социальные фонды. Однако, как показала практика, этого не произошло. Да, сбор
ЕСН постоянно растет - за счет прежде всего естественной причины – роста фонда
оплаты труда.
Но если
при введении ЕСН доводы о недопустимости замены страховых сборов налогом
рассматривались как сугубо теоретические, то сейчас эта подмена привела к
вполне конкретным негативным последствиям. Если бы институт страховых взносов
был бы сохранен, то следующим шагом можно было бы передать установление их
величины, как упоминалось, в сферу переговоров профсоюзов и работодателей.
Кроме подтверждения на деле стратегии разгосударствления нашей
общественно-экономической жизни этот шаг имел бы еще одно важнейшее
последствие: не было бы предмета дискуссии между бизнесом и властью о
«налоговом прессе» в части ЕСН. Считаете, что страховые взносы накладны –
выясняйте отношения с работниками, но не с правительством, которое может, если
необходимо, выступить в качестве посредника. Вместо этой простой и
по-настоящему демократической схемы мы получили непрерывное давление
предпринимателей на власть – на встречах и с Президентом, и с Председателем
Правительства, и в Думе, и в СМИ – одно и то же: снизьте ЕСН! Наконец, это
произошло. С 1 января 2005 года базовая ставка этого налога снижена с 35,6 до
26% от фонда оплаты труда. И тут же возникла масса вполне конкретных проблем.
1.
Никакого
упрощения налогового администрирования не произошло. Напредприятиях как
заполняли отдельную платежку в каждый социальный внебюджетный фонд, так и
продолжают их заполнять в том же количестве.
2.
Если раньше
представитель Пенсионного или любого другого внебюджетного фонда «вытряхивал»
даже небольшие долги, то теперь инспектор налоговой службы львиную долю своего
времени посвящает контролю за сбором НДС, налога на прибыль, которые напрямую
поступают в бюджет, а не в автономные от него фонды. В результате задолженность
предприятий по выплате ЕСН постоянно растет. Например, Пенсионному фонду, все
более теряющему собственные доходные источники, наши работодатели должны уже
более 80 миллиардов рублей. В расчете на 1 российского пенсионера это более 2
тысяч рублей – сумма немалая.
3.
И главное –
абсолютно не оправдался расчет на то, что бизнес ответит на фактически двойное
снижение социальных затрат (через введение регрессной шкалы выплат, а затем,
как упоминалось, и радикального снижения базовой ставки ЕСН) выводом зарплат из
тени. Со всей очевидностью это стало ясно в первой половине 2006 года, когда
объемы сбора ЕСН практически перестали расти. Из-за этого сел на мель
Пенсионный фонд, наполняемость которого уже чуть ли не наполовину
поддерживается прямыми субсидиями федерального бюджета. Какая уж тут «страховая
пенсионная система»!
4.
Не менее важно и
то, что превращение страховых взносов в налог нанесло мощный удар по
только-только зарождающемуся механизму социального партнерства. Вместо того,
чтобы передать полномочия по установлению размеров этих взносов в сферу
договоренностей между профсоюзами (или другими представителями трудящихся по
найму) и работодателями, государство взяло эту ответственность на себя со всеми
вытекающими отсюда негативными финансовыми, социальными и политическими
последствиями. Например, ему приходится постоянно отбивать атаки со стороны
предпринимателей, требующих дальнейшего снижения ЕСН.
Однако
дело не только в чисто фискальных трудностях. Оказались нарушенными два
фундаментальных принципа современной социальной политики. Во-первых, роль
государства в распределении ВВП не только не уменьшилась, но и существенно
увеличилась. Во-вторых, можно говорить о наметившейся устойчивой тенденции
возвращении к модели финансирования социальной политики преимущественно на базе
принципов социального обеспечения.
2.3 Предложения по реформированию системы страхования в РФ
Для
разработки сценария по развитию системы социального страхования необходимо
определить набор вопросов, на которые должны быть даны ответы. Эти вопросы
следующие:
- судьба
ЕСН, в т.ч. его ставки;
-
механизмы установления ставки ЕСН и (или) страховых взносов;
-
изменения в структуре социальных внебюджетных фондов и в управлении ими;
-
развитие внутренней ситуации в каждом из социальных внебюджетных фондов (набор
обязательств и выплат, внешние источники их финансирования).
Основное
содержание общественного сценария – всемерное развитие системы обязательного
социального страхования, дополненное добровольным социальным страхованием. ЕСН подвергается
глубокой реформе:
-
отменяется регрессная шкала по уплате ЕСН. Это серьезно упростит администрирование
этим налогом. Кроме того, будет ликвидирован социально несправедливый перекос -
ведь подоходный налог выплачивается по единой 13-процентной ставке;
- ставка
ЕСН снижается до уровня, чтобы за счет этого налога обеспечивалась минимальные
государственные гарантии - базовая часть пенсии, пособие по временной
нетрудоспособности в размере МРОТ, а также достойный набор общедоступных
бесплатных медицинских услуг;
-
вводятся обязательные страховые платежи во внебюджетные социальные фонды для
обеспечения страховой и накопительной частей пенсии, выплат по больничным
листам сверх величины МРОТ, для обеспечения пособий по безработице и других
действий в отношении безработных;
-
вводится обязательное социальное страхование от инвалидности, чего в российской
истории никогда не было;
- в
качестве одного из вариантов необходимо рассмотреть вопрос об максимальном
ограничении уровня дохода работника, с которого берутся обязательные страховые
взносы. Тем самым создается мощным стимул для обеления зарплат, особенно
высоких, и создается обширный рынок для дополнения обязательного социального страхования
дополнительным страхованием через частные компании.
Размер
каждого из обязательных страховых взносов можно было бы утверждать Генеральным
соглашением между профсоюзами, работодателями и правительства один раз в
три-четыре года. При этом постепенно, но неуклонно нужно перераспределять – по
взаимной договоренности - страховое бремя с работодателя на работника. Эта
схема активизирует гражданское общество, частью которого являются и профсоюзы и
работодатели, что соответствует стратегии обеспечения конкурентоспособности
России.
Наряду с
существующими социальными внебюджетными фондами (пенсионным, социального
страхования и медицинского страхования) воссоздается Фонд занятости, в который
аккумулируются взносы на страхование от безработицы. Из сферы компетенции
фондов в бюджет выводят нестраховые выплаты – базовую часть пенсии, льготные
детские путевки, средства реабилитации инвалидов. Фонд социального страхования
берет на себя функции обязательного страхования от инвалидности. Управление
фондами становится реально трипартийным – председателя правления фонда избирают
поочередно сами же члены правления из своих рядов. Пенсионная реформа
подвергается ревизии с учетом опыта ее реализации. Упор делается на
внутрисемейные и индивидуальные формы пенсионного страхования: всячески
поощряется открытие индивидуальных счетов в пользу родителей, а также в
отношении самого работника. Государство дает жесткие политические гарантии
защиты этих денег от инфляции, создает условия для их выгодного инвестирования.
В обязательную накопительную систему возвращаются лица средних возрастов. Для
обеспечения высокой базовой части пенсии (минимального пенсионного пособия)
используется ЕСН.
С 01.01.2010 года вступил в силу новый Федеральный закон
Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования".
Указанный Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением)
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное
пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на
обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное
медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления
контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и
привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской
Федерации о страховых взносах.
В связи с этим, статьей
24 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О
страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования" в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации внесены изменения, а именно, глава 24 «Единый социальный
налог» признана утратившей силу.
Соответственно с
01.01.2010 работодатели-страхователи уплачивают страховые взносы на
обязательное социальное страхование непосредственно в Фонд социального страхования
РФ.
В соответствии с
указанным Федеральным законом, в 2010 предусмотрен тариф страховых взносов,
подлежащий уплате в Фонд социального страхования РФ в размере 2,9% от базы для
начисления страховых взносов, которая устанавливается в сумме, не превышающей
415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. Выплаты в пользу
работника свыше этой суммы облагаться взносами уже не будут.
Для страхователей,
применяющих специальные налоговые режимы, в 2010 году сохраняется действующий
механизм налогообложения.
В связи с переходом с 1
января 2010 года на уплату страховых взносов на обязательное социальное
страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
расчёты по единому социальному налогу должны были быть завершены до конца 2009
года. Для этого организациям необходимо было провести сверку данных о наличии и
размере задолженности по единому социальному налогу в части, зачисляемой в Фонд
социального страхования РФ, с данными территориальных налоговых органов по
итогам первого полугодия 2009 года. Особое внимание следует обратить на
переплату единого социального налога, допущенную страхователем при перечислении
денежных средств. По итогам сверки необходимо выяснить причины расхождений,
внести соответствующие изменения.
По задолженности за
Фондом социального страхования РФ, сложившейся в результате превышения расходов
над начисленным единым социальным налогом, организациям необходимо своевременно
обратиться за возмещением средств в отделение Фонда, по возврату допущенной переплаты
по единому социальному налогу в налоговый орган по месту регистрации.
По задолженности за
страхователями организациям необходимо произвести перечисления задолженности и
ежемесячно до конца года уплачивать текущие платежи.
Федеральным законом от 24
июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" установлен единый тариф страховых взносов,
подлежащих уплате в бюджет Фонда социального страхования РФ страхователями —
плательщиками страховых взносов (2,9%), и предельная величина базы для
начисления страховых взносов (415 000 рублей за календарный год), которая
подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы
в Российской Федерации. При этом, в отличие от прежнего порядка, база для
начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого
физического лица с начала расчётного периода по истечении каждого календарного
месяца нарастающим итогом. Уплата страховых взносов страхователями производится
на соответствующие счета Федерального казначейства.
Законом о страховых
взносах предусмотрено, что в 2010 году не уплачивают страховые взносы
организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему
налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, уплачивающих единый налог
на вменённый доход для отдельных видов деятельности. Указанные страхователи
уплачивают в 2010 году налоги в порядке, действующем по состоянию на 2010 год.
Однако, поскольку Федеральный закон от 31.12.2002 №190-ФЗ утратил силу с
01.01.2010 года, назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности
застрахованным лицам будет осуществляться вышеуказанными категориями страхователей
в общем порядке, то есть, за первые два дня временной нетрудоспособности — за
счёт средств работодателя, с третьего дня — за счёт средств Фонда социального
страхования РФ.
Предусмотрено
предоставление плательщиками страховых взносов расчётов по начисленным и
уплаченным страховым взносам по установленным форматам в электронной форме с
электронной цифровой подписью: для плательщиков, у которых среднесписочная
численность за предшествующий расчётный период превышает 100 человек — с
01.01.2010 года; для плательщиков, у которых среднесписочная численность
превышает 50 человек — с 01.01.2011 года.
Установлены состав
правонарушений и меры ответственности (штрафы), применяемые за нарушение
плательщиками страховых взносов законодательства по обязательному социальному
страхованию.
Кроме того, Законом №
213-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006
года № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному
страхованию".
Во-первых, изменилось
само название закона. В новой редакции закон называется "Об обязательном
социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством".
Во-вторых, в Закон №
255-ФЗ включены нормы, определяющие условия, размеры и порядок обеспечения
ежемесячным пособием по уходу за ребёнком лиц, подлежащих обязательному
социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством.
В-третьих, изменён состав
заработка, из которого будут исчисляться пособия по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за
ребёнком застрахованным лицам. Так, введена норма об исчислении пособий из
фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые
взносы на обязательное социальное страхование с учётом установленной предельной
величины базы для обложения страховыми взносами (415 000 рублей в год). В
результате введения такого ограничения предельные суммы выплат, которые смогут
получить застрахованные лица в 2010 году, составят:
- от 20 750 рублей до 34
583 рубля — предельные суммы пособия по временной нетрудоспособности в
зависимости от страхового стажа застрахованного лица;
- 34 583 рубля — предельная
сумма пособия по беременности и родам;
- 13 833 рубля —
предельная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребёнком.
Необходимо обратить
внимание на нормы, регулирующие порядок выплаты пособий застрахованным лицам,
занятым у нескольких страхователей. В частности, начиная с 2010 года, выплата
пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам указанным
лицам, как и до 2010 года, будет осуществляться по всем местам работы, а
ежемесячного пособия по уходу за ребёнком — только по одному месту работы по
выбору застрахованного лица.
Начиная с 2010 года, в
страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности,
включаемыми в страховой стаж до 2010 года, будут засчитываться нестраховые
периоды: прохождение военной службы или иной службы, предусмотренной Законом
Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.
Изменился порядок и срок
уплаты страховых взносов для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по
обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и
в связи с материнством. С 01.01.2010 указанная категория лиц приобретает право
на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за
календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой
случай.
Изменения коснулись и
порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если застрахованное
лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед
наступлением указанных страховых случаев в связи с временной
нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за
ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка
застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы
(службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу
наступления предыдущего страхового случая.
Важно отметить, что
Федеральный закон № 255-ФЗ теперь регулирует правоотношения в системе
обязательного социального страхования не только на случай временной
нетрудоспособности, но и в связи с материнством, определяет круг лиц,
подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им
обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности
субъектов обязательного социального страхования на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия,
размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан,
подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством.
Претерпел изменения и
Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний».
В рамках обязательного
социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний предусматривается финансирование медицинской,
социальной и профессиональной реабилитации пострадавших работников, а также
предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и
профессиональных заболеваний. Фонд продолжит осуществлять единовременные и
ежемесячные страховые выплаты. На 2010 год установлены максимальный размер
ежемесячной выплаты 49520 рублей и единовременная выплата в сумме 64400 рублей.
Тарифы страховых взносов не изменились. С 2010 года из перечня расходов ФСС
исключены выплаты «нестрахового» характера. Соответственно, за счет получаемых
страховых взносов на обязательное социальное страхование с 2010 года Фондом социального
страхования будут осуществляться расходы на следующие выплаты застрахованным
(работающим) гражданам:
- пособие по временной
нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию;
- пособие по беременности
и родам;
- единовременное пособие
женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки
беременности;
- пособие при рождении
ребенка;
- пособие по уходу за
ребенком до достижения им возраста полутора лет, гражданам, подлежащим обязательному
социальному страхованию;
- социальное пособие на
погребение.
Контроль за уплатой
страховых взносов, а также за расходованием средств на выплату пособий будет
осуществляться путем проведения камеральных и выездных проверок страхователей
территориальными органами Фонда. Установлены состав правонарушений и меры
ответственности, которые будут применяться к плательщикам страховых взносов и
банкам, при нарушении ими законодательства [16].
Кроме того, введены
нормы, предусматривающие ответственность Фонда за нарушение сроков возврата
излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, за излишнее взыскание
страховых взносов, за причинение страхователям убытков вследствие неправомерных
действий или бездействия Фонда.
Хотелось бы отметить, что
основной целью системы обязательного социального страхования является
формирование средств фонда социального страхования, направляемых на
материальную поддержку нуждающихся в определенных случаях.
Важно отметить, что в
переходный период 2011- 2014 годов для отдельных категорий плательщиков
страховых взносов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Тарифы
страховых взносов в ФСС РФ на переходный период отражены в таблице
Таблица Тарифы страховых
взносов в ФСС РФ на переходный период 2011- 2014 г.г
ПОКАЗАТЕЛИ
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
Для основной категории налогоплательщиков
и в организациях, имеющих статус организаций, осуществляющих деятельность в
области информационных технологий (%)
2,9
Для сельхозпроизводителей (%)
1,9
2,4
2,9
В организациях, имеющих статус
резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (%)
-
1,9
2,4
2,9
В организациях, использующих труд
инвалидов (%)
-
1,9
2,4
2,9
В организациях, применяющих специальные
налоговые режимы, в том числе:
Единый налог, взимаемый в связи с
применением упрощенной системы налогообложения (%)
-
2,9
Единый налог на вмененный доход для
отдельных видов деятельности (%)
-
2,9
Единый сельскохозяйственный налог
(%)
-
1,9
2,4
2,9
Принятые законы позволят
в полной мере начать реализацию основных принципов социального страхования,
направленных на установление прямой зависимости между заработком работника и
размером пособия, а также на формирование достаточно серьезного источника
доходов Фонда социального страхования. В конечном итоге главная задача
изменений — улучшение социального обеспечения граждан России.
Специалистами Фонда
социального страхования РФ в городах и районах проводятся семинары со
страхователями-работодателями по изменениям в законах. Разработаны памятки
страхователям, которые раздавались работодателям в филиалах регионального
отделения, а также в отделениях Пенсионного фонда и налоговых инспекциях.
Особое внимание было обращено на необходимость проведения сверки и завершения
расчетов по ЕСН до конца 2010 года. [8]
Хотелось бы обратить
внимание на еще одно важное нововведение. В случае невозможности выплаты
страхователем пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам,
ежемесячного пособия по уходу за ребенком по причине недостаточности денежных
средств на его счете в кредитной организации, назначение и выплата указанных
пособий осуществляется территориальным органом страховщика, то есть ФСС.
Подводя итог
вышеизложенному, можно особенно подчеркнуть - система обязательного социального
страхования в нашем государстве постоянно совершенствуется, и это позволяет
гражданам чувствовать себя более защищенными. Тюменское региональное отделение
Фонда социального страхования прилагает все усилия, чтобы повысить доверие
жителей области к новым принципам обязательного социального страхования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ и проведенного
исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Социальная защита -
политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических,
политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола,
национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Появилось множество
категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а
потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения
состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку
нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
2. Государство играет
важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное
обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную
помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите
населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и
рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая
внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя
уровень жизни различных категорий населения.
3. Социальная защита
населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и
социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по
Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека.
4. Основными формами
социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение
социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения,
государственное социальное страхование, социальное обслуживание.
5. Адресная социальная
помощь предоставляется нуждающимся, если среднедушевой совокупный доход членов
малообеспеченной семьи ниже прожиточного минимума и только при наличии трудной
жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно.
Для решения поставленных
задач по развитию социальной защиты населения необходимо:
1. Улучшение порядка
взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами
исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органами местного
самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;
2. Повышение
ответственности всех органов власти за ее реализацию;
3. Развитие
негосударственного сектора в социальной защите населения;
4. Совершенствование
кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение
социальной защищенности социальных работников;
5. Организация
лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и
государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;
6. Обеспечение
максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной
защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда,
максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного
человека.
Социальное страхование -
важнейшее достояние цивилизованного общества. 2 июня 1903 года считается
официальной датой рождения государственного социального страхования.
Фонд социального
страхования был создан на основании указа президента РФ от 7 августа 1992 года
№ 822 «О Фонде социального страхования РФ».
В Фонд социального
страхования РФ входят следующие исполнительные органы:
- региональные отделения,
управляющие средствами государственного социального страхования на территории
субъектов Российской Федерации;
- центральные отраслевые
отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в
отдельных отраслях хозяйства;
- филиалы отделений,
создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по
согласованию с председателем Фонда.
В соответствии с
Положением о ФСС основными задачами ФСС являются: обеспечение гарантированных
государством пособий; участие в разработке и реализации государственных
программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального
страхования; осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в
том числе создание резерва; разработка предложений о размерах тарифа страховых
взносов на государственное социальное страхование; организация разъяснительной
работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
С 1 января 2010 года
вступила в силу новая редакция Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ "О
страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования", согласно которой изменился порядок исчисления пособий по
временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по
уходу за ребенком.
Анализ деятельности Фонда
социального страхования Российской Федерации филиала показал, что, несмотря на
наметившиеся положительные тенденции реализации социальных программ еще
существует множество недостатков и проблем (например, нехватка собственных
средств), которые требуют дальнейшего реформирования как в целом по России, так
и в отдельных областях.
Важно отметить, что
Федеральный закон № 255-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования" теперь регулирует правоотношения в
системе обязательного социального страхования не только на случай временной
нетрудоспособности, но и в связи с материнством, определяет круг лиц,
подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им
обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности
субъектов обязательного социального страхования на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия,
размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан,
подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством.
Потребность в социальном
страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и
социального развития общества. Анализ истории развития социального страхования
в России показал, что его формы и задачи меняются в соответствии с
социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной
степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.
В настоящее время, скорее
всего, невозможно разработать такую модель социального страхования, которая
могла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости,
сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного
периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не
временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному
отрезку времени и решать свои специфические задачи. При это ни зарубежный, ни
отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени,
поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит
свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран,
систему социального страхования.
Еще совсем недавно
многие ученые утверждали, что именно разгосударствление системы социального
страхования и отдача ее на откуп рыночной стихии сделают ее более современной.
Но именно переходный период требует безусловно большего участия государства в
социальном страховании, именно в переходный период государство выступает самым
главным страхователем. Сегодня это уже понятно. И только то, что государство
сегодня сохранило большое влияние, в том числе и финансовое, на систему
социального страхования в стране, помогло системе в целом более или менее успешно
решать свои задачи. Конечно, при этом нельзя закрывать глаза и на те большие издержки,
которые допускаются при государственном регулировании системы социального
страхования и на которые вполне справедливо указывают многие ученые и
публицисты.
Социальное страхование
имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно:
создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и
обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое
вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается
только при наступление страхового случая и участие гражданина в системе
социального страхования. Важнейшим в реформировании социального страхования
является создание законодательной базы социального страхования, современной
нормативной правовой базы, регулирующей правовые, экономические и
организационные основы государственного социального страхования, и соответствующей
системы управления.
Сегодня почти полностью
изменились принципы распределения общественного продукта, и в связи с этим
изменилась и роль государства в деятельности системы социальной защиты, и все в
меньшей степени ее деятельность обеспечивается за счет госбюджета. Государство,
в лице правительства, имеет право непосредственно контролировать деятельность
всероссийского фонда. Но обязанностей у него значительно больше: проведение
единой политики в области социального страхования, оказание поддержки системе
социального страхования, осуществление ее судебной защиты, отчисление в систему
социального страхования средств из госбюджета.
Социальное страхование,
охватывает преимущественно трудозанятое население, что ведет к ограничению
круга людей, получающих поддержку. Должна быть хорошо развита система
социальной защиты, которая включала бы еще один важный элемент — предоставление
услуг и выплат в рамках социальной помощи. Только при эффективной работе этих
двух форм социальной защиты и может быть достигнута цель, ради которой они
создаются.
Но необходимо четко
представлять, что социальные пособия, или вспомоществование, и социальное
страхование это различные формы социальной защиты населения как
трудообеспеченного, так и незанятого. Соответственно, в рамках этих форм
по-разному решаются многие вопросы социальных гарантий, в том числе и
финансовые.
В ходе написания
дипломной работы были разработаны мероприятия по развитию системы социальной
защиты, выработаны предложения, приобретены практические навыки планирования,
были закреплены, углублены знания, полученные в процессе обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конституция
Российской Федерации: офиц. текст. М.: Российская
газета, 1993.
2. Гражданский Кодекс (часть 1) от 30.
11. 1994 г. № 51-ФЗ. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.:
ИНФРА-М НОРМА, - 1994.
3. Гражданский Кодекс (часть 2) от
26.01.1996г. № 14-ФЗ. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.:
ИНФРА-М НОРМА, - 1994.
4. Налоговый Кодекс (часть 2) от
05.08.2000 г. № 117-ФЗ. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.:
2000.
5. Налоговый Кодекс (часть 1, 2) от
01.01. 2010. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. – М.:
Проспект, - 2009. 656 с.
6.
Федеральный закон
“Об основах социального обслуживания в РФ” № 195-ФЗ от 10.12.1995г./ СЗ РФ № 6
от 12.12.95
7.
Федеральный закон
“О государственной социальной помощи в РФ” № 178-ФЗ от 17.07.1999г./ СЗ РФ № 4
от 19.07.99
8.
Федеральный закон
“О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” № 166 - Ф3 от
15. 12. 2001г./СФ РФ №5 от 18.12.01
9.
Федеральный закон
“О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на
плановый период 2011 и 2012 годов” N 292-ФЗ от 28 ноября 2009 г./ СФ РФ №9 от
01.12.09
10.
Федеральный
закон “Об основах обязательного социального страхования” № 165-ФЗ от
16.07.1999г. - М.: Проспект, - 2009. 235 с.
11.
Федеральный
закон “Об обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством” № 255-ФЗ от 29.12.2006г. (в ред.
от 09.02.2009 № 13-ФЗ). - М.: Проспект, - 2009. 235 с.
12.
Федеральный
закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации” №131-ФЗ от 06.10.2003г. М.: Проспект, - 2009. 235 с.
13.
Постановление
Правительства РФ. Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития
РФ от 6 апреля 2004 г. № 153.
14.
Распоряжение
Правительства РФ № 1063-р. Социальные нормативы и нормы от 3.07.1996 г.
15.
Письмо
Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ. О
координации действий органов социальной защиты субъектов РФ и региональных
отделений Пенсионного фонда РФ по назначению пенсий на основании индивидуальных
сведений о стаже и заработке застрахованных лиц // Пенсия. № 1. 2001.
16.
Информационное
письмо Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от
21.12.2001г. № 9057 - ЮЛ/ЛЧ-06-27/10509 // Пенсия. № . 2002. 28-29 с.
17.
Бюджетная
система Российской Федерации: Учебник/ А. С. Нешитой. М.: Дашков и К°, 2009.
308 с.
18.
Клишин А.А., Шугаев
А. А. Экономико-правовые предпосылки усиления социальной защиты граждан РФ. -
М., 2001.
19.
Коротаев А.В.,
Крадин Н. Н., Лынша В. А. Социальная эволюция Кол.Монография. - М.: Логос,
2000.
20.
Лаврененко И.М.
Государственная социальная политика РФ: опыт и проблемы трансформации. - М.,
2003.
21.
Организация
исполнения бюджета: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Карчевский. - М.: Вузовский
учебник, 2009. 224 с.
22.
Организация
работы органов социального обеспечения: Учебник/ А. Н. Савинов. М: ИНФРА-М,
2003.114 с.
23.
Подсумкова А.
А., Ремизова О.А. Муниципальное право. Часть 2. Финансово-экономические основы
местного самоуправления. - Саратов, 2009 г. - 25 – 26 с.
24.
Право социального
обеспечения России: Учебник/ М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. - М.: Издательство
БЕК, 2002.
25.
Право
социального обеспечения: Учеб. пособие/ К. Н. Гусов. - М.: ИНФРА-М, 2000.
26.
Право социального
обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов/ Г. В. Сулейманова. - Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2003. 3 с.
27.
Словарь-справочник
по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, - 2000. 315 с.
28.
Социальная
политика в период перехода к рынку: проблемы и решения: Сборник статей / Под
ред. А.Ослунда, М.Дмитриева. - М.,2004.
29.
Социальная политика
и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской - Смирновой, П.
Романова. - М: ИНИОН-РАН, 2002.
30.
Социальная
работа. 2 - е изд: Учеб. пособие/ Е. И. Холостова. - М.: издательско - торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2005. 668 с.
31.
Целевые
бюджетные и внебюджетные фонды: Учеб. пособие/ С.С. Жукова, А.В. Абышева ; Тюм.
гос. ун-т, Ин -т дистанц. образ., Междунар. ин-т финансов, управления и
бизнеса. - Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2009.164 с.
32.
Экономика
социального страхования: Учеб. пособие/ А. М. Бабич, Е. В. Егоров, Е. Н.
Жильцов. - Москва, 2009. 340 с.
33.
Cажина М.А.
Бюджетная политика государства // Финансы и кредит. 2008. № 27. С. 2 - 12.
34.
Анисимов С.А.
Бюджетная политика как источник экономического роста // Финансы. 2008. № 1, С.
16 - 18.
35.
Афанасьев Мст.
Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы // Вопросы
экономики. 2008. № 11. С. 57 - 69.
36.
Бабичев И.В.
Местное самоуправление в современной России: некоторые итоги и перспективы //
Муниципальная власть. 2009. № 4. С. 76.
37.
Белозерова С.
Социальная составляющая промышленной политики // Человек и труд. 2005. № 7, С.
9-14.
38.
Данилевский Ю.А.
Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе // Финансы. 2009. № 5. С.
69 - 73.
39.
Захаров Н.
Парадоксы некоторых российских реформ // Вестник аналитики. 2009. № 1 (19). С.
129 – 136.